Кости перемывать

Тип и синтаксические свойства сочетанияПравить

пе-ре-мы-ва́ть ко́с-точ-ки (несов. вид, cоответствующее сочетание со значением совершенного вида — перемыть косточки).

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве глагольной группы.

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. кому.; сплетничать, злословить, судачить ◆ После длинного разговора о любви одна из девиц встаёт и уходит. Оставшиеся начинают перемывать косточки ушедшей. Все находят, что она глупа, несносна, безобразна, что у неё лопатка не на месте. А. П. Чехов, «Из записок вспыльчивого человека», 1887 г. (цитата из Фундаментальной электронной библиотеки)

СинонимыПравить

  1. разг.: костить, костерить, мыть кости; разг., экспр.: кости мыть

АнтонимыПравить

  1. хвалить, славословить; разг.: нахваливать, петь дифирамбы; разг., экспр.: дифирамбы петь

ГиперонимыПравить

  1. сплетничать, злословить, судачить

ГипонимыПравить

  1. ?

ЭтимологияПравить

У некоторых славянских народов существовал обычай вторичного захоронения: кости человека изымались из земли, промывались водой и вином, укладывались обратно. Если же тело находили не истлевшим — считалось, что этот человек был грешником. Эта форма явилась основой для образования слова костить, костерить — «ругать». Сейчас же этот фразеологизм означает сплетничать, злословить, судачить.

ПереводПравить

Список переводов

БиблиографияПравить

    Статья нуждается в доработке.

    Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
    В частности, следует уточнить сведения о:

    • семантике

    (См. Общепринятые правила).

    Приве́т, друзья́.

    Hello friends.

    Вот уж бесполе́зное заня́тие, ска́жете вы… мыть ко́сти. Заче́м их мыть? И вообще́, о каки́х костя́х речь? Как во́дится, чем странне́е звучи́т фра́за, тем бо́льше вероя́тность, что её реа́льное употребле́ние ника́к не свя́зано со смы́слом слов, в неё входя́щих. Вот так и в на́шем сего́дняшнем слу́чае.

    Мыть ко́сти, а та́кже помы́ть, перемыва́ть ко́сти и́ли ко́сточки – зна́чит «спле́тничать, злосло́вить, обсужда́ть кого́-то у него́ за спино́й”. Наприме́р:

    «Мыть кости”, as well as «помыть, перемывать кости или косточки” means to gossip, talk bad, discuss someone behind the back. For example:

    В отде́ле на́шем одни́ де́вушки рабо́тают, и це́лыми дня́ми то́лько и де́лают, что перемыва́ют ко́сти свои́м мужьям и знако́мым.

    It’s only girls work in our department, so the whole day long they only washing of the bones of their husbands and friends.

    За те 15 мину́т, пока́ её не́ было в ко́мнате, ей успе́ли перемы́ть все ко́сти.

    For those 15 minutes that she was not in the room, they had time to wash all her bones.

    The offline version of the podcast includes the episodes in MP3 and PDF formats. The PDF files are available in two versions: for desktop and mobile devices.

    Говоря́т, что выраже́ние э́то пошло́ с дре́внего славя́нского обы́чая выта́скивать че́рез не́сколько лет по́сле похоро́н из земли́ ко́сти уме́рших и перемыва́ть их. Счита́лось, что таки́м о́бразом душа́ уме́ршего очища́ется от грехо́в. Ещё бы́ло пове́рье, что е́сли э́того не де́лать, то ду́ши не раска́явшихся гре́шников бу́дут выходи́ть из моги́л в ви́де вампи́ров и упыре́й – соса́ть людску́ю кровь. Выполня́я э́тот обря́д, вспомина́ли, каки́м был челове́к при жи́зни, обсужда́ли его́ хара́ктер и посту́пки.

    Вот так и роди́лось э́то выраже́ние. Кста́ти, в настоя́щее вре́мя его́ испо́льзуют не то́лько как сино́ним сло́ва «спле́тничать”, но и в смы́сле «руга́ть”. Наприме́р:

    На общефи́рменном собра́нии на́шему отде́лу перемы́ли все ко́сти за на́ши плохи́е результа́ты в про́шлом кварта́ле.

    Выражение перемывать кости известно всем с детства и интересно тем, что является, пожалуй, одной из самых древних идиом русского языка.

    Перемывать кости — значит нелестно говорить о человеке, обсуждать за глаза. Но почему так говорят? Сейчас мы все узнаем …

    Речь в данном случае идет о забытом обряде перезахоронения. Корнями оно упирается во времена Киевской Руси. Тогда существовало великое множество языческих обрядов, которые не дожили до наших времен.

    Существовал тогда обряд, который проводился после погребения усопшего, а точнее по прохождении нескольких лет с того момента (точное количество неизвестно, существует несколько версий, вплоть до нескольких дней).

    Проводился он следующим образом. Раскапывалась могилка и оттуда вызволялись останки. На обряде присутствовали только родственники. Родственники вызволяли останки и чистили кости от остатков других тканей. Во время этого они восхваляли усопшего, говорили о нем только хорошее, вспоминали сотворенные им благие дела — эта часть обряда была обязательной. После того как кости были «перемыты» (во прямом и переносном значениях слова) останки снова хоронили, при захоронении присутствовали опять же только родственники. Считалось, что в процессе перемывания костей дух усопшего становился благодетельным для родни и обретал покой.

    Есть еще версия, что если же труп находили неистлевшим и вздутым, это означало, что при жизни данный человек был грешником и на нём лежит проклятье — выходить ночью из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губить людей. Таким образом, обряд перемывания косточек был нужен, чтобы убедиться в отсутствии такого заклятья.

    Так и получается, что В Киевской Руси выражение «пермывать косточки» имело значение «говорить об умершем хорошие слова». Вся, так скажем, ирония этого выражения заключается в том, что в наше время оно приобрело отрицательный характер. Хотя в некотором роде и не утеряло своего значения, а именно в том, что обсуждение человека идет в его отсутствие.

    Вот в Израиле кстати, гиды рассказывают практически то же самое про вот это место:

    Вот что рассказывают туристы: Мы стояли на смотровой площадке, расположенной на самой высокой точке Иерусалима. И с этой высоты слушали повествования о различных храмах, которые были видны. потом гид попросил обратить наши взоры за перила смотровой площадки. Буквально метрах в пяти ниже сохранился в первозданном виде омывальный камень — место, где умерших готовили в последний путь в далекой древности.

    Обратите внимание, рядом с камнем в стене есть ниши. Обряд захоронения происходил следующим образом:

    Сначала умершего мыли на этом камне, обмазывали благовониями, заворачивали в ткань и помещали в эти ниши в стене. Через 40 дней от тела умершего оставались одни косточки. Их доставали, снова складывали на камень и перемывали кости, вспоминая жизнь умершего и говоря о нем всякие хорошие слова.

    Отсюда и пошло выражение «перемывать кости”

    источники

    Во многих источниках можно прочитать, что выражение перемывать косточки пришло к нам из глубокой древности и появилось благодаря обряду так называемого «вторичного погребения». У разных народов, в том числе и у славян, существовал обычай: через несколько лет после смерти человека его останки выкапывали из земли, перебирали и промывали, а затем перезахоранивали. В процессе перемывания костей вспоминали покойного, говорили о нем. Отсюда и пошло выражение перемывать кости в значении ‘говорить о ком-либо’ (первоначально в нейтральном или положительном ключе). Со временем фраза приобрела отрицательный эмоциональный оттенок и стала означать сплетни, недоброжелательное обсуждение кого-либо.

    Такое объяснение правдоподобно и убедительно. Вполне возможно, что оно истинное. И все же мы не можем быть полностью уверены, что фразеологизм перемывать косточки возник именно так, а не иначе.

    Время появления этого фразеологизма нам неизвестно. В литературных текстах он встречается с середины XIX века; видимо, именно тогда он попал из народной речи в литературный язык. Форма выражения обладает небольшой вариативностью: перемывать (также употреблялись глаголы вымыть, промывать) косточки (кости). Есть еще варианты перебирать косточки и разбирать по косточкам, однако они являются более поздними.

    Конечно, если выражение фиксируется на письме лишь с XIX века, то это еще не значит, что в живой речи оно не употреблялось раньше. Можно даже допустить, что выражение перемывать косточки на самом деле очень древнее и пришло из дохристианской эпохи, где возникло как отражение обряда «вторичного погребения» с промыванием останков покойного. Проблема в том, что нет свидетельств о бытовании этого обычая у наших тогдашних предков. В VI – IX вв. славяне сжигали тела умерших; в наши дни при раскопках пережженные остатки костей иногда находят тщательно очищенными от золы и углей. Археологи считают, что они могли быть промыты. Но мытье здесь — этап единого погребального обряда, без перезахоронений.

    В древнерусскую эпоху обычаи уже изменились. Так, вторичное погребение практиковали древнерусские монахи (например, в Киево-Печерском монастыре); эту традицию они переняли примерно в XI веке у греков. О бытовании вторичного погребения у остального населения Древней Руси точных сведений нет. «Повесть временных лет» сообщает, что в 1044 году по распоряжению Ярослава Мудрого были извлечены из могил кости Олега и Ярополка — братьев Владимира Крестителя. Над останками князей провели обряд крещения, затем похоронили их в церкви. Вот, пожалуй, и все упоминания…

    Однако вторичное погребение было широко распространено у южнославянских народов (болгар, сербов, македонцев и др.). Об этом есть многочисленные подробные свидетельства, поскольку данный обычай существовал даже в ХХ веке. У южных славян бытовало представление, что душа человека после смерти только тогда освобождается полностью, когда истлевает тело в земле. Через несколько лет после первых похорон могилу раскапывали, дабы оценить состояние останков, промыть их и снова захоронить. Если от тела к тому времени оставался лишь скелет, это считалось хорошим знаком. В случае, когда труп истлевал не полностью, предполагали проклятие на покойном или совершённый им при жизни тяжкий грех, мешающий душе найти успокоение. Но больше всего опасались обнаружить в могиле совершенно не поврежденное разложением тело: согласно народным верованиям, такое случалось, если покойный был упырем. Он вылезал по ночам из могилы и питался кровью живых людей. Поэтому при нахождении хорошо сохранившегося мертвеца требовалось вбить ему в грудь осиновый кол.

    Откуда и в какое время появилось вторичное погребение и перемывание останков у южных славян? Был ли этот обряд заимствован у греков или являлся наследием собственной языческой традиции? Насколько он был распространен у других славянских народов? Ответов пока нет.

    Подытожим сказанное. Существовал ли у наших предков обычай вторичного погребения в языческую эпоху, точно неизвестно. Во времена Древней Руси как минимум иногда такое практиковали (вспомним о монахах и перезахороненных князьях). Могло ли произойти устойчивое выражение перемывать кости от вышеназванного обычая? Или вообще от обычая промывать кости — неважно, целые или сожженные? Конечно, но ключевое слово здесь — могло. Точных свидетельств нет. Поэтому утверждение, что данный фразеологизм берет начало в древнем похоронном обряде, точнее будет сопровождать оговоркой «возможно» или «скорее всего»…

    Литература:

    Виноградов В. В. История слов. — М., 1999.

    Шанский Н. М. В мире слов. — М., 1985.

    Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. — Т. 4. — М., 2009.

    Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. — М., 1990.

    Иллюстрация:

    Гужавин М. «Сплетницы» (1927, фрагмент).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *