Кострома богоявленский монастырь

На протяжении своей многовековой истории знал монастырь сей и годы расцвета и годы полного запустения. Грамоты, данные в разное время его настоятелям, показывают, что пользовался он покровительством и поддержкой и Великих князей и Государей наших. Любила посещать его первая супруга царя Иоанна Грозного – Анастасия. Здесь уместно вспомнить: о том, что она будет царицей, предрёк ей Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. И сам её царственный супруг не оставлял Богоявленский монастырь своей милостью. Впрочем, помнит наша древняя обитель и страшные дни гнева его, когда за почести, оказанные царскому племяннику, направлявшемуся через Кострому из Первопрестольной в Нижний Новгород, жестоко пострадали многие и сам игумен её. Скорый на гнев и расправу, Государь постарался затем искупить свой грех пред обителью, одарив её многими дарами и милостями, ноте страшные дни остались в истории обители и в истории града нашего запечатлёнными навсегда…
Страшные дни… Богоявленский монастырь помнит их немало. Все тяжкие испытания, все грозные удары времени монастырь встречал и превозмогал достойно. В годы Смутного времени, например, иноки его явили пример, достойный благодарной памяти потомков, пример верности вере своей православной и Отечеству. В конце декабря 1608 года, когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, иноки Богоявленского монастыря решили скорее пожертвовать своей жизнью, но не покориться захватчикам. Лишь после осады н штурма монастырь бью охвачен и разграблен. Одиннадцать его иноков приняли мученическую смерть. Имена сих преподобных мученников сохранились до наших дней. Память их 12 января по новому стилю. Их мощи, как и основателя монастыря – преподобного Никиты, покоятся в усыпальнице собора.
О том, насколько известным и значительным был Богоявленский монастырь в России того времени, говорит хотя бы тот факт, что при избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова в феврале 1613 года на Московском Земском Соборе присутствовал и подписался под избирательной грамотой, в числе других выборных, и настоятель этого монастыря игумен Арсений.
ХVII век для Богоявленского монастыря стал временем каменного строительства. Деньги на строительство прислали многие, но главными жертвователями были: бояре Салтыковы, мать царя Михаила – инокиня Марфа, его отец – Патриарх Филарет и другие патриархи Московские и всея Руси…
В 1610 году била воздвигнута каменная церковь во имя св. Иоанна Богослова, которую освятил сам патриарх Гермаген – будущий священномученик.
В начале того же столетия к Богоявленскому собору были пристроены каменные галереи, затем воздвигнуты Трехсвятительская и Сретенская церковь, звонница с приделом честь Преподобного Сергия Радонежского – в нижнем её ярусе, и церковь в честь святителем Михаила, Петра и Ионы – над святыми вратами обители.
Особенно благоукрасился монастырь при измене Герасиме. С 1542 по 1672 год, без какого-либо перерыва, возводил он, одно за другим, каменные здания. В первые шесть лет этого тридцатилетнего срока монастырь был обнесён каменной стеной семиметровой высоты. Монастырь приобрёл вид крепости. Шесть башен возвышались над стеной: четыре – угловых и две – надвратных. В 1678 году Багоявленский собор был расписан «на иждивение» боярина Петра Михайловича Салтыкова. К этому же времени относится и написание на стене юго-западной башни иконы Богаматери Смоленской, чудесно сохранившейся во время пожара 1773 года, после чего и началось её особое почитание. Здесь сначала была построена деревянная часовня, а в 1824 году, алтайским миссионером, архимандритом этой святой обители Маканием Глухаревым, на средства костромского гражданина Ф.М. Обрядчикова возведена небольшая церковь, названная в народе «Смоленской часовнями».
В ХVIII веке и в первой половине ХIХ века Богоявленский монастырь переживал пору своего упадка. Навое строительство в нём почти не ведётся. лишь в 1758-1760 годах на средства генеральши Екатерины Михайловны Салтыковой в монастыре была выстроена церковь его имя Святится Христова Николая – над гробом супруга её Михаила Петровича Салтыкова. Сокращалось число братии, здания пустовали. С 1779 года Сюда были помещены все присутственные места города, которые находись здесь до 1809 года. В 1814 году в монастырь была переведена духовная семинария.
Пожар, истребивший в сентябре 1847 года почти половину Костромы, не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. О восстановлении монастыря в те годы не могло быть и речи: город, посещённый столь страшной бедой, не имел возможности оказать опустошённому и разрушенному пожаром монастырю хоть какую-то помощь. Монастырь был закрыт. Городские власти в течение 16 лет продали кирпич разбираемых его Развалин для строительства частных здании, щебень же отдавали бесплатно – для мощения улиц. Были разобраны, таким образом, Сретенская и Трехсвятительская церкви, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все жилые и хозяйственные постройки, часть стен. К 1864 году монастырь перестал существовать.
Богоявленский собор не был разобран, поскольку император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности. Скорее всего, остался бы он, со временем, и памятником самому исчезнувшему монастырю, если бы не Божия воля, явленная через игумению Марию, в 1863 году вступившую в управление женским Анастасииным Крестовоздвиженским монастырём. В том году подала она прошение о передаче ей бывшего Богоявленского монастыря под условием его восстановления.
Начинается новая страница истории древней костромской обители. Монастырь становится девичьим. Изменилось и его название: к прежнему названию добавилось слово Анастасиин, Воистину символическое добавление. «Анастасия» – с древнегреческого – означает воскресение. Именно воскрешённым, а не просто обновившимся становится монастырь, и воскресение это связано с новым его расцветом.
Начав трудный подвиг возрождения монастыря, игумения Мария фактически отстроила его заново. Прежде всего она позаботилась о расширении Богоявленского собора. К нему были сделаны три новые пристройки – с западной, южной и северной стороны, сам же древний собор был превращён в алтарь. Просторный, обновлённый, с большим вкусом украшенный, собор был торжественно освящён 28 декабря 1869 года. Позднее его новые стены были расписаны и внутри и снаружи. Обновлена была усыпальница под алтарём, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского. Возрождён был и Никольский храм.
После пожара 1847 года чудотворная икона Смоленской Божией Матери вновь дивным образом сохранилась без повреждения, хотя сама Смоленская церковь и выгорела дотла. После этого почитание сей святыни ещё более усилилось. Вскоре же после пожара Смоленскую церковь начали восстанавливать. Возобновлена она была на средства Платона Васильевича Голубкова, уроженца Костромы. Богослужения в ней постоянно совершались и в годы полного упадка монастыря. Трудами и заботами игумении Марии была восстановлена, почти полностью местами разрушенная, монастырская стена. Западная башня над святыми вратами была перестроена в звонницу.
Над юго-западными въездными вратами во время пожара уцелела часть стены с древним изображением лика Св. Николая, чудесно уцелели фонарь и верёвка, на которой фонарь висел перед образом. Когда хотели приступить к разборке этих врат, каменщик, поднявшийся наверх, неожиданно упали сильно ушибся. После, на исповеди, он поведал священнику, что был сброшен какой-то неведомой силой. Разборка врат была приостановлена, образ св. Николая с тех пор стал почитаться особо. В 1871 году к уцелевшему остатку стены с изображением лика св. Николая была пристроена деревянная часовня. Она осталась невредимой при следующем страшном пожаре, посетившем Кострому в 1887 году. В 1892 году была заменена каменной, более просторной.
Во время пожара 1887 года вновь остался невредимым в полностью выгоревшем храме чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Храм этот также был значительно перестроен в 1892 году.
В восстанавливаемом игуменией Марией монастыре были возведены три жилых корпуса для сестёр и настоятельский корпус, а также – двухэтажный, с подвалом – Трапезный корпус, в котором, помимо трапезной палаты, разместились хозяйственные помещения, живописная и швейная мастерская. Несколько позже к западной стене Смоленской церкви были пристроены два корпуса – казначейский и больничный. В подвале больничного корпуса устроили резервуар, в который поступала самотёком речная вода Сулы для потребностей монастыря.
Все вновь построенные здания были отмечены печатью высокого архитектурного вкуса. Одновременно производился ремонт старых зданий и велось строительство новых в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре, находившемся на территории Костромского кремля. Монастырь этот игумения Мария предназначила для учебно-благотворительных целей, переместив большую часть инокинь в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Прежде всего она устроила здесь училище для девочек, из которых в нём готовили сельских учительниц.
В 1873 году в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре была устроена первая лечебница для народа, а в его училище стали готовить ещё и сестёр милосердия. Позднее были организованы такие же лечебницы для сельского населения в трёх вотчинах обители, где крестьяне до того не имели никакой врачебной помощи .Сёстры милосердия – воспитанницы монастыря – участвовали в борьбе с эпидемиями, лечили больных и раненых во время войн. Деятельность народных лечебниц и курсов сестёр милосердия принесла монастырю заслуженную известность и получила высокую оценку государства. Выл издан указ об открытии подобных лечебниц и курсов при других девичьих и женских обителях страны.
Игумения Мария стремилась распространить свет Православия и в иноверческой среде. Для этой цели в 1888 году несколько сестёр Вогоявленско-Анастасиина монастыря, во главе с монахиней Варварой, основали в 1891 г. в Эстонии монастырь с благотворительными учреждениями при нём – бесплатной лечебницей, аптекой и приютом для девочек-сирот. Монахиня Варвара стала первой игуменией основанного ими Пюхтицкого монастыря, который стал крупным центром распространения Православия в Эстонии.
В 1887 году упомянутый выше пожар в очередной раз причинил большой урон монастырю. Игумения Мария вновь восстановила его, Однако силы её оказались подорванными, вскоре она заболела и умерла. День смерти её – 29 января 1889 года. В дальнейшем монастырём управляли, последовательно, ещё три игумении – Игумения Евпраксия, Игумения Анна и Игумения Сусанна.
После революции Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт. Казалось, что – навсегда… Началось великое его разорение. Богоявленский собор, Смоленская церковь и звонница были отданы под хранилища архива. Костромской государственный архив располагался в соборе до пожара, случившегося 16 августа 1982 года. В огне того пожара погибли дивные фрески собора, исполненные знаменитыми костромскими изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным, расписавшими Успенский собор Московского Кремля, Ильинскую церковь в Ярославле, Троицкий собор в Ипатьевском монастыре и другие храмы древних и славных городов русских.
Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт в начале 1919 года, в его зданиях расположились жилые квартиры и учреждения, а древний собор заняли под архив. Монастырский некрополь, где покоились члены многих знатных русских родов, был полностью уничтожен.
В 1982 году пожар уничтожил и архив, и бесценные фрески.
20 июля 1990 года, на первом заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по избрании патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение о возрождении монастыря. Первыми насельницами в нем стали монахини эстонского Пюхтицкого монастыря, который около ста лет назад был основан монахинями Богоявленско-Анастасииной обители.
Церкви и здания монастыря были отреставрированы, при обители открыты детский приют и богадельня.
Монастырь стал духовным центром Костромской епархии, его собор стал кафедральным, в монастыре размещается епархиальное управление и духовная семинария.
В 2002 году у стены кафедрального собора был установлен бронзовый памятник небесному покровителю Костромы – Георгию Победоносцу.

Архитектурный ансамбль Костромского кремля

Сердцем Костромы был ее кремль. Созданный трудом десятков поколений костромичей, он зримо воплотил их мечты о высоком и прекрасном. В нем – знак духовного достоинства предков, их трудолюбия и таланта. Обращенная к Волге, видимая за десятки верст соборная группа определяла внешнюю панораму города. Ее величавая колокольня служила своеобразным маяком проплывающим судам; кремль был славой Костромы, гордостью ее жителей.

Соборный ансамбль Костромского кремля, вид от торговых рядов.
Слева направо: Богоявленский собор, колокольня, Святые ворота, Успенский собор. Фото начала ХХ века.

Участок, им занимаемый, сравнительно невелик. С юго-запада он ограничен кромкой крутого спуска к Волге, с юга – малым бульваром с видовой беседкой в конце, проложенным по верху древнего оборонительного вала. Параллельно ему проходила Ильинская улица (ныне улица Чайковского). С севера в прежние годы была замощенная булыжником аванплощадь – перед главными воротами кремля. В ее правом углу, вдоль кремлевского откоса вниз к Волге, шел пандус (сохранившийся и поныне). В его начале в 1912 году по проекту губернского архитектора Н.И. Горлицына была поставлена нарядная Царская беседка. Изящная, выполненная в стиле неоклассицизма, она сочетала функции выставочного павильона (в ней хранился макет памятника 300-летия Дома Романовых) и видовой площадки. 20 мая 1913 года рядом с беседкой в присутствии императора и его семьи состоялась торжественная закладка памятника (скульптор А.И. Адамсон). По иронии судьбы, в 1928 году укороченный гранитный пьедестал монумента послужил основанием железобетонной фигуре В.И. Ленина.

К юго-востоку от аванплощади был тенистый городской парк с большим бульваром.

Ансамбль кремля включал в себя: Успенский собор (XVI-XVIII-XIX века), Богоявленский собор с колокольней (1776-1791 годы), два соборных дома (1780-е годы, сохранились) и каменную с коваными звеньями ограду с несколькими воротами и калитками (XVIII-XIX века). Своеобразной красотой из них выделялись так называемые Триумфальные, или Святые, ворота, обращенные на аванплощадь (1780-е годы).

По мнению историков, возникновение Костромского кремля на этом месте следует отнести к началу XV века. Прежде, по преданию, он находился в месте основания города Юрием Долгоруким, на берегу Волги при впадении в нее речки Сулы. Новопостроенный кремль получил оборонительные деревянные
стены с башнями, с тремя
проездными воротами. С северной, восточной и южной сторон его окружали рвы и валы.
Внутреннее пространство занимали хозяйственные и административные здания и усадьбы наиболее родовитых бояр.
Все они были деревянными и не раз становились жертвами пожара.
Из культовых построек внутри кремля упоминают Успенский собор и Крестовоздвиженский монастырь, видимо, также поначалу деревянные.

Первый Успенский собор из камня – на подклете, с открытым гульбищем, с одной главой (по другой версии с тремя) – условно относят к началу XVI века. Видимо, вскоре он был перестроен, получил традиционное пятиглавие и двухъярусные галереи с трех сторон. Особенностью этого храма, посвященного местночтимой святыне – Феодоровской иконе Божией Матери, была северная ориентация алтарных апсид (в сторону реки Запрудни; именно там в 1259 году была явлена чудотворная икона).

Особый придел в Успенском храме в честь Феодора Стратилата был устроен в 1666 году у его западной стены. Имевший поначалу позакомарное покрытие, в результате многих переделок храм не раз менял свой облик. Растесывались окна, менялись оконные наличники, формы глав. При наиболее значительной перестройке в середине XVIII века он получил четырехскатную кровлю четверика и грушевидные маковицы глав (нетрадиционные для русских храмов). В 1835 году был значительно удлинен Феодоровский придел.

Успенский кафедральный собор. Фото начала ХХ века.

Успенский собор обладал уникальными фресковыми росписями XVII века , располагавшимися не только в интерьере четверика и галерей, но и на фасадах (в полукружиях закомар). Являясь местом пребывания Феодоровской иконы Божией Матери, он хранил бесценные вклады дарителей из княжеских и царских фамилий. Червонным золотом сияли его главы и кресты. Покоем, невозмутимой тишиной веяло от древних стен; десятки поколений костромичей искали и обретали здесь душевную опору и утешение.

Иным был образ Богоявленского собора. На месте его прежде стоял собор издавна существовавшего здесь Крестовоздвиженского монастыря. Пожар 1773 года, испепеливший весь город, кремль и его деревянную застройку, погубил и его. Его не стали восстанавливать, решив построить здесь новый, более вместительный и соответствующий новым вкусам. Право на строительство нового кафедрального собора получил подрядчик из посада Большие Соли Степан Андреевич Воротилов (1741-1792 годы).

По бытовавшей традиции, подрядчик, взявшийся строить здание, обязан был представить и свой проект, то есть совмещать в одном лице и архитектора, и инженера, и сметчика, и организатора самого строительства. Он должен был обладать познаниями и в архитектуре, и в смежных с ней искусствах. Воротилов – личность во многом для нас загадочная; где и у кого он учился, нам неизвестно. Судя по многим сохранившимся его постройкам, это мастер переходного времени – между барокко и классицизмом. Но прежде всего – это исконно русский художник, воспитанный на традициях русского зодчества. Построив множество зданий (светских и культовых), он умер в бедности. Добиваясь совершенства, он подчас за свой счет переделывал уже готовые части своих построек и щедро расплачивался с рабочими. Строителями были его брат и сын.

Акварели и фиксационные чертежи середины XIX века дают представление о колористическом решении фасадов Богоявленского храма: на голубом фоне стен выделялись элементы ордера и декоративные обрамления проемов, крашенные в белый цвет. Золоту крестов и куполов отвечали бесчисленные золоченые вазы, расставленные по ярусам колокольни и лестницам боковых крылец. Золотыми звездами был усыпан синий купол ротонды. Золотом мерцали циферблаты часов.

Одновременно с собором Воротилов строит дополнительную лестницу в восточную галерею Успенского храма, с дивной по красоте восьмигранной сенью в ее начале. Поставив ее перед колокольней по его оси, он композиционно объединил оба соборных здания.

Несомненным творением Воротилова были и Святые ворота в ограде кремля. Окончив в 1791 году работы в кремле, на следующий год он умер, едва переступив порог своего 50-летия.

Шло время, рос город, и Богоявленский храм стал тесен. В 1866-1868 годах по проекту неизвестного нам архитектора он был коренным образом реконструирован,
в полтора раза увеличив свою площадь. Возник по существу новый храм –
с огромным молельным залом, пятью полукруглыми апсидами (апсида старого храма была сохранена и стала средней между четырьмя новыми). Был разобран свод, отделяющий храмовое пространство
от венчающей ротонды, и она стала
световой . В свою очередь это значительно улучшило вентиляцию храма. Крыльца на боковых фасадах не восстанавливались,
и для эвакуационного выхода из храма была сделана закрытая лестница у западной стены основного объема (к северу от притвора). Хотя силуэт храма существенно не изменился, он стал более громоздким. К чести автора реконструкции, она была максимально тактична и архитектура добавлений вполне соответствовала подлиннику. Сохранены были даже переходная с перилами дорожка над коньком кровли и кольцевой балкон в основании световой ротонды. К сожалению, при реконструкции погибли первоначальный иконостас и внутренняя мраморная отделка.

Новый иконостас нес все признаки упадка стиля. В те же годы Богоявленский собор получил калориферное отопление.

Храмы кремля были посвящены:

1. Успенский собор:

– Успению Божией Матери (главный престол),

– святому великомученику Феодору Стратилату (придел).

2. Богоявленский собор:

Богоявлению – Крещению Господню (главный престол).

Южный придел:

– в честь явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери,

– в честь святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца.

Северный придел:

– в честь Боголюбской иконы Божией Матери и в честь мученика Платона.

В 1878 году в средней части подвального помещения храма был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Придел служил усыпальницей костромских архипастырей.

В июле 1934 года все, что называлось кремлем, что олицетворяло город, любимейшее детище костромичей – все было взорвано.

К настоящему времени подготовлен детальный план воссоздания всех сооружений кремлевского ансамбля – соборов, ограды с вратами, Царской беседки.

Л.С. Васильев (1934-2008), архитектор-реставратор,
заслуженный работник культуры РСФСР,
почетный гражданин города Костромы

Публикуется по изданию:

Леонид Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края.
Кострома, 2014, с. 15-17. Эта статья была написана автором в 1995 году, впервые опубликована в 2002 году. На нашем сайте публикуется в сокращении.

Вид на соборный ансамбль с правого берега Волги.
Слева видны Царская беседка и за ней – строящийся памятник
в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых. Фото десятых годов ХХ века.

Примечания редакции сайта:

1. Дата явления условна, обычно речь идет о пятидесятых-шестидесятых годах XIII века. Слова автора о посвящении храма Феодоровской иконе не следует понимать буквально (в смысле освящения престола).

2. «Сохранились в соборе письменные указания о том, что Успенский собор был расписан и до большого пожара 1773 года, спалившего всю внутренность собора. Но теперешняя живопись вся относится к концу XVIII столетия, когда собор капитально после пожара возобновлялся» (протоиерей Иоанн Сырцов, «Стенная живопись в костромском Успенском кафедральном соборе», 1908 год).

3. Разборка этого свода состоялась в 1884 году, существенно позднее основных работ по реконструкции собора.

Ссылки:

АРСЕНЬЕВ Иаков, протоиерей

Описание костромского Успенского собора, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым. – Москва, 1829

(в формате PDF)

АРСЕНЬЕВ Иаков, протоиерей

Описание костромского Успенского собора, учрежденного по Высочайшему повелению в 1835 году кафедральным, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым, а ныне вновь исправленное. – Москва, 1837

(в формате PDF)

А.С.

Церкви Костромской епархии. По данным архива Императорской Археологической комиссии

(фрагмент)

БРОНЗОВ Ксенофонт, протоиерей

К истории города Костромы и епископа его Симона (Лагова)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ВАСИЛЬЕВ Л.С.

Архитектурный ансамбль Костромского кремля

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ВАСИЛЬЕВ Л.С.

Богоявленский кафедральный собор Костромского кремля

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ВАСИЛЬЕВ Л.С.

Статьи о возрождении Костромского кремля

ДЕМИДОВ С.В.

Архитектор-самоучка С.А. Воротилов

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ЗОНТИКОВ Н.А.

Успенский и Богоявленский соборы Костромского кремля

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В 1885 ГОДУ: СЛУЖБЫ, ПРАЗДНИКИ, КРЕСТНЫЕ ХОДЫ

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

КОСТРОМСКОЙ КРЕМЛЬ И ЕГО АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ

КОСТРОМСКОЙ КРЕМЛЬ НА ФОТОГРАФИЯХ С.М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО

КРАТКИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИХОДСКИХ ЦЕРКВАХ КОСТРОМСКОЙ ЕПАРХИИ. Справочная книга (фрагмент)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

КУДРЯШОВ Е.В

Памятники архитектуры Костромского кремля

Статья опубликована в книге того же автора «Архитектурный ансамбль центра Костромы». Скачать книгу полностью в формате PDF можно

ЛЕБЕДЕВ Димитрий, протоиерей

История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города: Историко-археологический очерк. — Кострома, 2010.

(в формате PDF)

ЛУКОМСКИЙ Г.К.

Описание памятников художественной старины

(начало одноименной главы из книги В.К. и Г.К. Лукомских «Кострома» — СПб., 1913)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ОПИСЬ КАК СТРОЕНИЯ, ИКОНОСТАСА, РИЗНИЦЫ, КНИГ, ТАК И ВСЯКОЙ ЦЕРКОВНОЙ УТВАРИ И ИМУЩЕСТВА КОСТРОМСКОГО УСПЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА (фрагменты документа 1840 года)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ОСТРОВСКИЙ Павел, протоиерей

Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским. – Москва, 1855

(в формате PDF)

ПОСПЕЛОВ Иоанн, протоиерей

Теплый Богоявленский собор при костромском кафедральном Успенском соборе

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)​

СЫРЦОВ Иоанн, протоиерей

Город Кострома в его прошлом и настоящем

(фрагмент)

СЫРЦОВ Иоанн, протоиерей

Костромской Успенский кафедральный собор

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

СЫРЦОВ Иоанн, протоиерей

Стенная живопись в костромском Успенском кафедральном соборе​

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ЦЕХАНСКИЙ Р.В.

Всевидящее око и ключи от рая. Размышления об образцах Богоявленского собора и колокольни Костромского кремля

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ЦЕХАНСКИЙ Р.В.

О дате первоначального Успенского собора города Костромы

Незавершенный текст доклада, готовившегося архитектором Р.В. Цеханским (1971–2017) и посвященного истории Успенского собора Костромского кремля. Новая редакция текста; подготовка, подбор иллюстраций, послесловие – А.А. Мелихова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *