Козиха монастырь

Мужской монастырь в селе Козиха был основан в 1997 году.Фото: Влад КОМЯКОВ

Михаило-Архангельский мужской монастырь в деревне Козиха Ордынского района — место особенное для православных верующих. В 2017 году монастырю исполняется 20 лет. За это время на обломках совхоза, среди полуразрушенных складов и ремонтных мастерских появился храм, помещение для келий и большое фермерское хозяйство с коровами, лошадьми, курами, яблоневым садом и даже собственным прудом.

«С молитвой работается легче», — говорят в монастыре.Фото: Влад КОМЯКОВ

Секрет успешного возрождения хозяйства нам выдал первый же встречный — один из послушников монастыря. Здоровяк-бородач с широченной спиной чистил ломиком коровник. Смерзшаяся грязь откалывалась большими кусками и разлеталась в разные стороны.

— Главное в монастыре — не забывать молиться, — говорит послушник. — С молитвой и работается легче — вон как все поддается. А если не молиться, то тяжело и работать, и жить будет.

Среди монахов есть даже физик-ядерщик, выпускник МФТИ.Фото: Влад КОМЯКОВ

Всего в монастыре живут и трудятся около 30 человек. Есть среди них даже физик-ядерщик, выпускник престижнейшего МФТИ, ученый, которому светила карьера в лучших университетах мира, но он избрал для себя другой путь. В келью к нему нас, правда, так и не пустили: говорят, большое внимание мирян не на пользу монашеству. Все-таки монах — это человек, который идет на духовный подвиг, а не для того чтобы светиться в прессе.

Владыка Павел показывает монастырский храм, который разместился в здании бывшей ремонтно-тракторнкой мастерской.Фото: Влад КОМЯКОВ

Кажется, здесь все время что-то переделывается и достраивается. Храм, служивший когда-то помещением для местной ремонтно-тракторной мастерской, постоянно меняется и ремонтируется.

— Здесь стояли трактора, вон там были большие ворота, через которые сюда на ремонт заезжала техника. — Владыка Павел, епископ Колыванский, викарий Новосибирской епархии, стоя возле алтаря, показывает рукой в сторону. — Потом, с развалом Советского Союза, здесь все пришло в упадок, и в итоге нам передали это здание. Мы его перестроили и стали служить.

В большом монастырском хозяйстве есть даже пара лошадей-тяжеловесов.Фото: Влад КОМЯКОВ

Со стороны может показаться, что монастырь — обыкновенное фермерское хозяйство, сельскохозяйственное предприятие широкого спектра. Здесь занимаются и пчеловодством, и животноводством, и даже рыбоводством. В нескольких километрах от монастыря есть пруд, в котором монахи разводят карпов. Особая гордость монастырского хозяйства — дикие утки, которые прижились на пруду. Когда в округе охотники активно отстреливают дичь, можно найти спасение в тишине и спокойствии закрытого монастырского водоема. Утиная семья живет здесь уже в нескольких поколениях.

В первое время монастырские здания активно отстраивались, и послушникам приходилось просыпаться в 3.45.Фото: Влад КОМЯКОВ

Но первое впечатление обманчиво: все «работники» данного «предприятия» живут по жесткому уставу, регламентирующему каждую минуту жизни. День в монастыре начинается с молебна в 6 часов утра и заканчивается отбоем в 11 часов вечера. Но это еще смягченный вариант распорядка: в конце 1990-х годов подъем был в 4.40 (а несколько месяцев, когда шла стройка храма, — даже в 3.45. — Прим. авт.).

Такие жесткие условия способен выдержать далеко не каждый — неудивительно, что периодически часть послушников покидают стены монастыря. Но те, кто остается, с улыбкой говорят, что подобной радости, которую они испытывают здесь, в миру просто не бывает.

Владыка Павел в миру работал инженером на военном заводе.Фото: Влад КОМЯКОВ

— Я когда-то был инженером по радиолектронике, работал на военном заводе в закрытом городе, — поведал свою историю владыка Павел. — Достойная зарплата, серьезные перспективы. Однажды меня вызвал к себе главный технолог и сказал: «Вас видели в храме в соседнем городе. Это, конечно, ваше личное дело, но мне хотелось бы знать ваши дальнейшие планы». Я ответил, что не желаю связывать свою жизнь с военным производством. Когда впервые приехал сюда, тут было все очень бедно: саманные стены, некрашеный пол, деревянные нары… Все в ватниках, валенках, удобства на улице. Но мне здесь все очень понравилось. Почему? Это то, о чем я мечтал с детства и искал всю жизнь. Все лишнее, что было: деньги, вещи — все отдаешь и получаешь большую духовную свободу. И от этого такая радость… Я ее даже сначала не понимал. В миру такой радости не бывает.

Одно из первых чудес в истории монастыря — обретение Иверской иконы Пресвятой Богородицы.Фото: Влад КОМЯКОВ

Несмотря на то что монастырь в Козихе пока еще достаточно молод, у него уже есть свои чудесные истории. Например, обретение Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Это список с оригинала, хранящегося на горе Афон в Греции. икона была написана в начала прошлого века и находилась в храме в селе Решеты Кочковского района. С приходом советской власти храм был уничтожен, а икону применяли в домашнем хозяйстве в качестве гнета для приготовления квашеной капусты. Спустя какое-то время соседи выменяли ее у «хозяйственных» владельцев, но лик Богородицы на иконе потускнел, и никому не удавалось отмыть образ.

После того, перед иконой начали молиться, лик Богородицы проявился.Фото: Влад КОМЯКОВ

— Новая хозяйка стала молиться перед иконой, и постепенно изображение на образе стало проявляться — в течение нескольких месяцев лик полностью восстановился, — рассказывает владыка Павел. — Потом хозяйка умерла, и икона досталась в наследство ее племяннице. Многие священники просили передать ее для их приходов, но женщина всем отказывала. Представителям нашего монастыря удалось уговорить хозяйку дать ее на две недели в наш храм. Все две недели мы усердно молились, чтобы женщина оставила икону здесь, и в итоге она нам ее подарила. Каждый день мы начинаем с молитвы Богородице. Наш храм общедоступен для всех — любой верующий с 8 часов утра и до 8 часов вечера может зайти и помолиться.

Отец Антоний — главный монастырский пекарь — топит русскую печь для приготовления хлеба.Фото: Влад КОМЯКОВ

Пожалуй, самое ароматное помещение — это монастырская пекарня. Хлеб здесь выпекается по старым добрым традициям — без дрожжей, в русской печи. За один раз получается около 40 булок вкуснейшего хлеба, один только запах которого сводит с ума.

— Сначала я закладываю в топку березовые дрова и развожу огонь, который постепенно прогревает кирпичный свод, — поделился главный пекарь монастыря отец Антоний. — Когда дрова прогорают, разравниваю внутри угли, закладываю хлеб — и спустя примерно час он готов. Главное — прогреть все кирпичи.

Традиционная пасхальная кулинария для монастыря — дело вторичное. Главное — службы накануне праздника.Фото: Влад КОМЯКОВ

— Для нас Пасха — это прежде всего духовный праздник, — продолжает епископ Павел. — Перед ней — Страстная седмица, это очень волнительные службы. Потом — всенощное бдение, служба идет всю ночь. А потом уже трапеза… Кулинария — общая для всех, для нас этот вопрос уже вторичен. На столе традиционно крашеные яйца, куличи, селедка под шубой, рыбный супчик.

— Кагор дозволяется?

— У нас сухой закон, мы вообще ничего не пьем. В этом нет необходимости, нам и так весело на душе (улыбается).

Среди послушников монастыря есть даже туркмены и таджики.Фото: Влад КОМЯКОВ

Среди послушников монастыря — люди разных национальностей, есть даже туркмены и таджики. Принимая постриг, человек отрекается от всего, что было с ним в прошлом, — даже от собственного имени и дает три обета — послушания, нестяжания и целомудрия.

— Если в монастырь поступает тот, кто не может себя реализовать в миру, то из него и здесь ничего не получится, — утверждает викарий Павел. — В монастырь должен уходить тот, кому есть от чего отречься. А когда к нам приходит человек, который «отрекается» от кредитов, мы понимаем, что он все равно здесь не задержится…

Будни Михаило-Архангельского мужского монастыря в деревне Козиха Ордынского района Новосибирской области

В 1997 году монашеская община приступила к строительству монастыря.<br>
<br>
С января по апрель подготовили выделенное помещение для богослужения, и на Пасху 1997 года прошло первое богослужение.<br>
<br>
К 2003 году была завершена внутренняя перепланировка помещения под храм, келии и трапезную.<br>
<br>
Постепенно благоустраивается территория, возводится кирпичная стена вокруг монастыря. Построены столярная, слесарная и швейная мастерские. В обители выпекается хлеб, есть свой автопарк. Братия занимаются сельским хозяйством, разведением крупнорогатого скота, лошадей. Имеются земли под посев зерновых культур.<br>
<br>
В районе с. Кирза действует монастырская пилорама, обеспечивающая пиломатериалом все монастырские стройки. Братия сами заготавливают деловую древесину и дрова.<br>
<br>
В семи километрах от с. Верх-Чик расположена монастырская пасека. Здесь же находится пруд для разведения рыбы и сенокос для рабочего скота.<br>
В монастырском хозяйстве имеется также : коровник и конюшня, пекарня и молочный цех, сад и огород, а также слесарная, столярная и швейная мастерские.<br>
<br>
<br>
В монастыре ежедневно совершается суточный богослужебный круг.<br>
<br>
День в монастыре начинается с молебна Пресвятой Богородице перед Ее «Иверской» иконой , затем в храме читаются утренние молитвы, полунощница, три канона с акафистом, глава Евангелия и две главы из Апостола. После этого прочитываются 3-й и 6-й часы и служится Божественная Литургия.<br>
<br>
День заканчивается вечерним богослужением и чтением молитв на сон грядущим. Братия монастыря стараются исповедоваться каждый день, причащаться раз в 2-3 недели. По вечерам несколько раз в неделю устраиваются совместные чтения «Добротолюбия » и других святоотеческих книг о монашеской жизни. Большая часть братии монастыря окончила заочно Томскую Духовную Семинарию, несколько человек обучаются в Московской и в Киевской Духовной Академии.<br>
<br>
Священники монастыря выезжают в близлежащие села для совершения Таинств и треб. Ведется просветительская работа с военнослужащими полигона в селе Шилово, в котором братией построен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов» в 2003 году.<br>
<br>
С апреля 2001 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, монастырь занимается строительством храма в честь Живоначальной Троицы на Западном жилмассиве г. Новосибирска. В апреле 2003 года, в Великую Субботу перед Пасхой, Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Новосибирский и Бердский, совершил малое освящение храма.На Пасху 2003 года была совершена первая Божественная литургия в нижнем храме.<br>
<br>
У монастыря есть подворья:<br>
Приход во имя святого равноапостольного князя Владимира (г. Новосибирск, Филатова, 14).<br>
с. Верх-Ирмень – храм в честь пророка Божия Илии. С 1998 года по 2001 год силами АОЗТ «Ирмень» и монашествующей братией был восстановлен разрушенный храм. На Пасху 2002 года братия монастыря совершили в нём богослужения.<br>
с. Верх-Чик – церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Храм построен братией монастыря с 1999 по 2001 год.<br>
с. Новый Шарап — храм в честь Рождества Христова. Христорождественский храм был построен братией монастыря (перестроено здание бывшего купеческого магазина) так же в течение трёх лет: с 1998 года по 2001 год.<br>
с. Красный Яр — храм во имя благоверного князя Александра Невского. Построен братией монастыря при поддержке АОЗТ «Красноярское» с 1998 года по 2001 год.<br>
с. Петровское — храм в честь апостолов Петра и Павла. Построен братией монастыря с 1998 года по 2001 год (перестроено здание бывшего клуба).<br>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *