Красная церковь

Красное — Преображения Господня церковь

В 1997 году по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора было организовано Архиерейское подворье, в настоящее время церковь являеися приходской.
Историческая справка: Преображенская церковь была построена в 1790 г. Каменная, однопрестольная. До революции к церкви была приписана деревянная часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Кушникове Старицкого уезда. Церковь была закрыта в 1930-е годы, до момента открытия в 1997 г. по назначению не использовалась, что привело здание к частичному разрушению.
В настоящее время идут работы по восстановлению храма. Проводятся катехизаторские занятия в общеобразовательной школе г.Старицы и беседы с личным составом местного УВД. Оказывается материальная помощь Дому-инвалидов в с.Степурино, служатся молебны. В праздник Крещения освящается вода, в Пасху – куличи.
Случаев хищений церковного имущества не было. Храм оборудован металлическими дверями и решетками.
Завершено строительство часовни в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в с. Орешки.
Участвуют в создании Православного листка в «Новой Старицкой газете».
В настоящее время храм является приходским. Настоятель храма — священник Димитрий Каспаров.

(Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии.)

В 1790 г. в с. Красном Старицкого уезда Тверской губ. действительным статским советником Марком Федоровичем Полторацким (17 апреля 1729 (по другим данным, 1727) -13 апреля 1795). была построена Преображенская церковь, повторяющая формы Чесменской. Первое его ходатайство «построить каменную церковь собственным коштом» относится к 1783 г. Как и первоначальный храм в с. Красном, ее предполагалось освятить во имя Обновления храма Воскресения Христова, ветхую же деревянную церковь (построенную в 1720 г.. а по другим данным — в 1673 г.) — перенести на место предполагавшегося кладбища. После повторного прошения епископ Иоасаф (Заболотский) 30 июля 1785 г подписывает храмоздательную грамоту. В 1790 г. уже попечением супруги Марка Федоровича Агафоклеи Александровны и с благословения Преосвященного Иоасафа церковь была достроена, но освящена лишь 21 июля 1803 г. архиепископом Тверским Павлом. Утварь из прежнего храма была перенесена большей частью в часовню д. Кушниково, а на его месте впоследствии поставлен «столб-часовня». Семья строителей храма оставила значительный след в хозяйственной и культурной жизни Тверского края.
В возведенную А.А. Полоторацкой церковь в с. Красном она пожертвовала два литургических набора (1802-1803) и два Евангелия — 1800 г., обложенное серебром, и 1808 г. (в 1810 г,), а также две ризы.
В 1824 г, А.М. Полторацкий, унаследовавший в 1822 г. с. Красное, подал прошение Тверскому архиепископу Ионе о дозволении на свои средства построить вокруг церкви ограду, указывая, что церковь «благолепием и имуществом среди прочих достаточна».
С 1826 г. Алексею Павловичу (с 1827 г. — штабс-капитану лейбгвардии Павловского полка, затем председателю Тверской казенной палаты (1839-1863), действительному статскому советнику) принадлежало имение «Красное». В начале ноября в с. Красном посетил его А. С. Пушкин и не мог не видеть легкий и изящный по своим формам, как творения самого поэта, храм. Впоследствии, в 1829 г., А.П. Полторацкий принес в дар церкви ризу.
Высота церкви составляет немногим более 24 м., ширина и длина — 20 м. Согласно описи 1848 г., составленной при священнике Михаиле Ивановиче Вешнякове, церковь каменная, крестообразно-круглая, готического вида, длины и ширины по 10 саж. Стены как изнутри, так снаружи оштукатурены и окрашены, снаружи по гладким местам, желтою краскою, а цоколь, пилястры стен, три фигурных каменных карниза, на церкви глава, башни и столбы отбелены, изнутри стены окрашены по гладким местам голубою, а пилястры стен и по местам белою красками с лепною на арках и кумполе работою. Крыльца с трех сторон не были крыты. Стены храма не были расписаны. Полы деревянные, деревянную солею отделяла решетка, решеткой были обнесены и клиросы. При отсутствии отдельной колокольни 4 медных колокола весом 812, 267, 20 и 17 кг, литых в Москве, висели на «двух поверх церкви западной и северной башнях». При входе в церковь над двумя витыми колоннами помещались изображения Ангелов — одного с трубой, Апокалиптическим символом, а другого — с Крестом в руках, над ними — пирамиды высотой 120 см.
Построенная «с большим вкусом», как отмечал автор начала века, она имела «очень красивый внутренний вид». На дубовом необлаченном престоле находился желтый атласный антиминс, освященный в 1802 г. Преосвященным Павлом. Одежду на престол пожертвовал бывший профессор С. — Петербургской Духовной Академии Дим. Вершинский. Резной фигурный вызолоченный запрестольный крест имел в пяти вызолоченных клеймах финифтяные изображения Воздвижения, Введения во Храм, Христа Спасителя, Преп. Сергия с Божией Материю и Апостолами Петром и Иоанном и свят. Алексия, митрополита Московского. На Горнем месте на стене помещалось живописное изображение Христа Спасителя на престоле. окруженного девятью Ангельскими ликами, выше был изображен Господь Саваоф. По другому описанию, запрестольный образ был двусторонний и изображал Казанскую икону Божией Матери и Св. Варвару, в вызолоченной овальной рамке с короной наверху. Над жертвенником помещалась живописная икона с изображением Положения во гроб Христа Спасителя. В метрике 1887 г. описан двухъярусный иконостас «с колоннами, выше колонн проведен карниз, выше его есть украшения в виде кружков, большей частью поле ею гладкое и всё вызолоченное». Резной деревянный иконостас с образами, написанными на холсте, устроила А. А. Полторацкая, а вызолотила помещица Анна Николаевна Ермолаева. Вызолоченные решетчатые Царские врата украшали традиционные изображения Благовещения и Евангелистов, с Треугольником в сиянии и словом «БОГ» над ними. Большей оригинальностью отличались другие иконы. Например, Спаситель в местном ряду был изображен благословляющим правой рукой и держащим в левой глобус. Божию Матерь с Предвечным Младенцем окружали лики Ангелов. На южных вратах располагалась икона Св. Симеона Богоприимца с Богомладенцем на руках, на северных — Св. Пророка Моисея со скрижалями. Над вратами, соответственно, помещались образа Рождества Христова и Введения. В первом ярусе также находились изображения Свят. Николая и Свят. Димитрия Ростовского. В верхнем ярусе над Царскими вратами было изображение Отечества, окруженное иконами 12 Апостолов (включая Апостола Марка — вероятно, небесного покровителя строителя) и Пророка Давида. Поверх всего иконостаса помещалось Распятие с предстоящими.
С южной стороны у дверей храма находилась богато украшенная плащаница, справа — икона Св. Иоанна Предтечи в позолоченной ризе, почитавшаяся чудотворной и явленная в д. Маслове Красновского прихода. Выделялись «очень ценное паникадило» — хрустальное с медными шандалами, старинные два напрестольных креста и образы Св. Николая Чудотворца и Свят. Тихона Задонского в алтаре11 (старина последней, впрочем, сомнительна, учитывая время канонизации Свят. Тихона — 1861 г.). Из других икон известны образы Спасителя и Божией Матери греческого письма, огненного восхождения на небо Пророка Илии, Вмч. Георгия и Свят. Николая, хоругви с изображениями 1) Богоявления и Свят. Николая и 2) Воскресения и Божией Матери. Среди старинных книг храма находились Апостол 1699 г., Минеи 1754 и 1796 гг., Требники 1698 и 1754 гг., творения Свв. Отцов.
Церковь окружала ограда, первоначально окопанная рвом, к 1889 г. она была каменной с деревянной решеткой. В мае 1889 г. и июле 1891 г. священно-церковнослужители храма ходатайствовали о разрешении возобновить позолоту иконостаса и Свв. икон, на что было получено разрешение Духовной консистории. К 1915 г. имение принадлежало г. Костылевой.
Для выполнения цоколя, узорных деталей фасада, карнизов, обрамления портала и окон, фигур Ангелов над пилястрами – «обелисками» портала, а также глав и вимпергов с шатровыми завершениями, применен местный белый (старицкий) камень, что делает здание особенно изысканным. Приалтарные столбы скошены (в Чесменской церкви они стесаны позднее для установки печей), а опорные столбы имеют «вдавленность» центральной плоскости.
В 1901 г. в приходе было 309 хозяйств, проживали 2310 человек (1072 мужчины и 1238 женщин). Священником церкви был Илья Арсеньевич Титов, 31-го года, дьяконом служил Алексей Феодорович Крылов, 43-х лет, псаломщиком — Павел Гаврилович Никольский, 24-х лет.
В 1931 г. была закрыта Красновская Преображенская церковь. Колокола храма уничтожили, ограду сняли и поставили вокруг городского сада в г. Старице.
После закрытия храма его внутреннее убранство было полностью утрачено, в нем разместился колхозный склад. В 1979 — 1982 гг. проведена консервация здания (архитектор И. Авдеева инженер Г Брусок). «Церковь… непохожа на все другие, вся устремлена вверх, — пишет современный автор. — Многочисленные тонкие тяги на стенах, стрельчатые окна и двери усиливают ощущение высоты, легкости и изящества. Под сенью старого парка, спускающегося к извилистой речке Холохольне, выглядит она редкостной жемчужиной». Сохранились также двухэтажный усадебный дом с мезонином, хозяйственные постройки. 12 июля 1998 г., в день первоверховных апостолов Петра и Павла, в с. Красное открылся Преображенский храм. С 1999 года в храме возобновилась духовная жизнь произведены работы по сохранению и реставрации храма. С 1999 г наместником архиерейского подворья (позднее настоятелем прихода) назначен священник Дмитрий Каспаров .

(По материалам сайта Храма Преображения Господня в селе Красное. и издания Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень. — Старица, 2007. )
(Фото. Томары Заводсковой с сайта Православный каталог Народной архитектуры.)

Ещё одна крупная тверская усадьба Полторацких — село Красное — расположено в Старицком уезде на берегу небольшой речки Холохолёнки. Со второй половины XVIII века его владельцем стал Марк Фёдорович Полторацкий.
Господский одноэтажный деревянный дом с кирпичным подвалом и цокольной частью, да деревянная церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова, построенная по некоторым источникам ещё в 1673 году, по другим, вероятно обновлена, в 1720-м — вот основные постройки села того времени.
С 1780-х годов здесь начинается большое строительство. В 1783 году М.Ф. Полторацкий обратился к епископу Тверскому Арсению с ходатайством о разрешении построить новую каменную церковь в селе.
«Великому господину преосвященному Арсению, епископу Тверскому и Кашинскому.
Покорнейшее прошение
Статского советника Марка Полторацкого о нижеследующем:
Епархии Вашего преосвященства в Старицком уезде вотчине моей в селе Красном имеется деревянная ветхая церковь Обновления храма Воскресения Христова, которую я имею намерение переправив, перенести на другое место, где отведено будет на погребение умирающих, а вместо той имею желание вновь поставить каменную во имя Вознесения Христова, что светлым именуется праздником, и поставить собственным моим коштом по способности места положения, неотдаляя однако ж от жительства.
Того ради Ваше преосвященство по корнейше прошу означенное моё намерение и желание благословить и как для переправки старой деревянной, так и для построения вновь каменной церкви дать указ, по сём моём прошении архипастырское учинить решение.
1783 года, мая 27 дня».
Резолюция епископа была следующая:
«1783, мая 30 дня. Справить о церкви, о числе дворов, о прихожанах и о прочем представить. Арсений».
Духовной консисторией была подготовлена справка:
«В благочинных ведомостях Старицкого уезда 1782 года в селе Красном показано: Церковь деревянная, поименованная Воскресения Христова, без приделов, в ветхости, утвари довольно, построена в 1720 году. Священник, диакон, дьячок и пономарь — по одному. Приходских 287 дворов. Пашенной и сенокосной обмежеванной земли 36 десятин, на оную землю плана не имеется.
В числе вышеозначенных приходских дворов имеются вотчинники:
Статский советник Марк Фёдоров сын Полторацкий, жительства не имеет. У него крестьян мужского пола 576, женского 588 душ.
Статский советник Иван Савин сын Ермолаев, жительство имеет. У него дворовых людей мужского пола 50, женского 52 души, крестьян мужского пола 299, женского 261 душа.
Вдова майорша Анна Ивановна дочь Хитрова, жительства не имеет. У неё крестьян мужского пола 80, женского 74 души.
Сельца Грыжнево капитан Иван, подпоручик Фёдор Никифоровы дети Понафидины, жительство имеют в оном сельце. У них дворовых мужского пола 8, женского 7 душ, крестьян мужского пола 49, женского 48 душ».
13 июня 1783 года епископ Тверской и Кашинский Арсений даёт благословение:
«Как уповательно, что и прочие прихожане в добром намерении и желании о построении вместо старой деревянной новой каменной церкви и в прочем как изображено в прошении вотчинника господина Полторацкого будучи согласны, чего ради по выше писаному прошению с божией помощью исполнить именем господним благословляю, о чём для надлежащего прихожанам объявления и по согласному их желанию исполнить и послать к благочинному указ».
Однако по какой-то причине храмоздательная грамота на строительство храма не была выдана, и оно не началось ни в 1783, ни в 1784 годах. К этому времени сменился глава Тверской епархии. И 21 июня 1785 года Марк Фёдорович вновь обращается к архиепископу.
«Святейшего Правительствующего Синода члену преосвященному Иоасафу, архиепископу Тверскому и Кашинскому.
Доношение.
В вотчине моей селе Красном имеется ветхая деревянная церковь во имя славящего восшествия Христова, которую я намерение имею собственным моим коштом, разобрав и перенеся в другое место, собрать и поставить вблизи слободы моей для погребенияу сопших, а вместо деревянной церкви в оном селе желаю поставить каменную церковь во имя Преображения Господня.
Того ради Ваше Преосвященство покорно прошу выше показанную деревянную церковь в разобрании и опять собрании, также и поставлении каменной церкви дать мне Вашу архипастырскую грамоту.
Действительный статский советник Марк Полторацкий».
30 июня 1785 года храмоздательная грамота на сооружение новой церкви была Полторацкому выдана.
Было решено построить церковь, аналогичную знаменитой Чесменской церкви, сооружённой в 1777 — 1780 годах по повелению Екатерины II архитектором Ю.М. Фельтеном близ Петербурга. Закладка Чесменской церкви производилась в присутствии императрицы и шведского короля Густава III, а на освящение во имя Иоанна Предтечи, которое состоялось 24 июля 1780 года, в 10-ю годовщину блестящей победы русского флота в Чесменской бухте, Екатерина II пригласила Римского императора Иосифа II. Вероятно, супруга Марка Фёдоровича Полторацкого Агафоклея Александровна, буквально боготворившая императрицу, надеялась сооружением церкви, являвшейся полной копией Чесменской, ещё раз обратить на себя внимание Екатерины II и добиться её благорасположения.
Строительство храма осуществлялось попечением и иждивением А.А. Полторацкой на протяжении пяти лет, и было закончено в 1790 году, к 20-летию Чесменского сражения, однако освящение его во имя Преображения Господня состоялось только 21 июля 1803 года. Оно было осуществлено архиепископом Тверским и Кашинским Павлом.
Прекрасное здание в псевдоготическом стиле было построено из красного кирпича с применением в декоре белого старицкого известняка. В плане оно представляло собой «четырёхлистник» размерами 20Х20 метров, высота составляла немногим более 24 метров.
Церковная утварь из прежнего храма в большинстве своём была перенесена в часовню д. Кушниково, а на месте старого храма впоследствии установили «столб-часовню».
Агафоклея Александровна пожертвовала новой церкви два литургических набора, два Евангелия, в том числе одно (1800 года) — обложенное серебром, и две ризы.

По данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год:
Село Красное, в оном селе церковь каменная во имя Преображения Господня, построена в 1790, а освящена в 1803 году, в твердости, утварию довольна. Опись утвари церковной и приходорасходная книга имеются. Земли отмежевано 36 десятин. В приходе 210 дворов в них мужеска пола 687, женска 825 душ. Разстоянием от эпархиальнаго города Твери в 93-х; а от уезднаго Старицы в 18 верстах, в близости села имеются: Алферьево в 4-х, Ивановское в 3 верстах.
В 1828 году служили: Священник Михаил Иванов — 24 года. В чтении и пении хорош. Из богословии с аттестатом 2 разряда, с 1825 по 1827 год находился в Старицком приходском училище учителем. Проповеди сказывает в Старицком Борисоглебском соборе. Невдов. Во священника произведен в 1827 году. Граммату имеет. Родства не имеется. О подозрительных делах записинет. В дурных поступках не замечены. Жена его Ольга Стефанова — 14 лет.
Диакон Егор Самуилов — 35 лет. В чтении и пении исправен. Из класса реторики. Невдов. Во диакона произведен в 1817 году из дьячков Старицкаго уезда села Спаскаго. Граммату имеет. Жена его Авдотья Федорова — 33 года. Дети их: Александр — 8 лет, Ольга — 4 года, Александра — 3 года.
Дьячек Алексей Кононов — 55 лет. В чтении и пении хорош. В школах не был. Женат 1-м браком. Во дьячка определен и в стихарь посвящен в 1784, а граммата в 1820 по случаю пожара вместе с домом сгорела. Жена Марфа Маркова — 54 года. Дети их: Евдокея — 20 лет, Матрена — 18 лет, Пелагея — 15 лет, Иринья — 12 лет.
Пономарь Михаил Алексеев — 18 лет. В чтении и пении не худ. Из уезднаго училища. Холост. В пономаря определен и в стихарь посвящен в 1828 году. Граммату имеет.
Диаконова мать вдовствующая дьячиха Стефанида Яковлева — 72 года. Дети ея: Анастасия — 26 лет, Захар — 22 года в богословии прозванием Франтиков.
Вдовствующая попадья Марфа Тимофеева — 53 года. Сын ея Иван Стефанов — 18 лет. В реторике Санктпетербургской духовной семинарии прозванием
Прихожан в селе Красном, в деревнях:Слободе, Русобине, Щупалихе, Климове, Налеткине, Искрине, Грыжниве, Кушникове, Жулеве — 210 дворов (687 мужчин, 825 женщин).
По данным 1901 года:
Село Красное, от Твери 90 верст, от Старицы 20 верст.
Церковь Преображенская, построена в 1790 году, каменная, престол один Преображения Господня. Церковные документы: опись 1848 года, метрики с 1790 года, исповедные с 1828 года.
В 1901 году служили: СвященникИлия Арсеньевич Титов 31-го года, по окончании курса в духовной семинарии студентом, обучался в Университете, откуда выбыл со второго курса, священником с 1895 года, состоял катихизатором, награжден в 1899 году набедренником. Диакон Алексий Феодорович Крылов 43-х лет, окончил учительскую семинарию, в служении с 1878 года, диаконом с 1888 года. Псаломщик Павел Гаврилович Никольский 24-х лет, в должности с 1896 года. Церковный староста крестьянин Панкратий Яковлев.
Прихожан в селе Красном, в деревнях: Слободе, Искрине, Грыжневе, Налеткине, Щупалихе, Русобине, Кушникове, Климове — 309 дворов (1072 мужчины, 1238 женщин).
В 1914 году служили: Священник Алексий Волков 34-х лет, окончил семинарию, на службе 13 лет, в Преображенском храме 8 лет. Штатный диакон Павел Никольский 39-ти лет, на службе 18 лет. Псаломщик Георгий Морозов 33-х лет, на службе 4 года, в Преображенском храме 1 год.
Прихожан в деревнях: Слобода, Искрино, Брыжнево, Налеткино, Щупалиха, Русобино, Кушниково, Климово, Сельцо Пушкино — 963 мужчины и 1211 женщин.
В приходе сей церкви в деревне Кушникове находилась часовня, Рождества Пресвятой Богородицы, построена издавна, деревянная.

Посмотреть всю карту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *