Красное село церковь

Храм Всех Святых располагается в районе метро Красносельская и связан с восстановленным московским Алексеевским женским монастырем. Сейчас он является главным храмом этой основанной в XIV веке обители. Монастырь создан, предположительно, по благословению святителя митрополита Алексия.

История храма Всех Святых

Село Красное располагалось в живописной местности рядом с Великим прудом, называемым также Красным, или Красносельским прудом. Слово «красное» на Руси означало «красивое», отсюда название села. Рядом проходила древняя Стромынская дорога, соединяющая Москву с Владимиром, Суздалем, Шуей, Юрьев-Польским.

Дорога являлась не только торговым трактом: в Стромыни находился Успенский монастырь, основанный Сергием Радонежским и привлекающий многочисленных паломников. Близость большого пруда и широкого тракта играли важную роль в развитии Красного села.

В 1742 году началось строительство Камер-Коллежского вала, определившего новую таможенную границу Москвы. Красное село, которое насчитывало 220 дворов, оказалось в её пределах. Сейчас оно является территорией Красносельского района Москвы.

Основные исторические события

На территории рядом с Кремлем, где находился Алексеевский девичий монастырь, Николай I принял решение построить Храм Христа Спасителя. В 1837 году состоялся переезд обители в Красное село.

Единственным монастырским храмом вначале был красносельский приходской храм Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 1840 году на территории обители открылось кладбище, как основной источник дохода. Ново-Алексеевский некрополь стал одним из лучших и престижных в Москве.

Здесь были захоронения Мамонтовых, Трубецких, Голицыных, Волконских, Станиславских и других представителей купечества, дворянства, общественных деятелей, художников, литераторов, архитекторов.

Игуменья Антония, руководившая обителью с 1871 по 1897 год, купила у частного собственника большой земельный участок и увеличила монастырскую площадь почти вдвое, тем самым расширив территорию кладбища.

Храм Всех Святых в Красном селе, рассчитанный на 1000 богомольцев, заложили в 1887 году на монастырском кладбище. 30 июня 1891 года состоялось его освящение в присутствии членов Священного Синода, игумений всех монастырей столицы, почетных граждан города.

Через два с половиной месяца освятили правый придел храма в честь иконы Казанской Божией Матери, который был оборудован на пожертвования дворянской семьи Журавлевых. При строящемся храме Всех Святых в 1889 году открыли училище — школу для девочек.

Оно было рассчитано на 17 учениц, сирот и дочерей бедных церковнослужителей, в память чудесного спасения всей Царской семьи при крушении императорского поезда, которое произошло 17 октября 1988 года. Самые прилежные воспитанницы продолжали обучение в епархиальных училищах. Остальные проживали до шестнадцати лет в обители, шили облачения.

В начале ХХ века обитель имела каменные келейные корпуса, иконную, чеканную, рукодельную, золотошвейную, переплетную мастерские, певческий корпус, больницу, школу, библиотеку, дом призрения на шестьдесят человек — всего сорок два здания, из них четыре храма.

После октября 1917 года, по архивным источникам, монастырская жизнь продолжалась без видимых изменений, если не считать закрытия кладбища. В обители насчитывалось около 200 монахинь.

В 1924 году по решению Моссовета монастырь закрыли, имущество описали, вывезли книги из библиотеки. В помещениях храма Всех Святых разместили архив и предприятие по изготовлению зонтов. Кресты и кровлю с куполов сняли, оставили только обрешетку. Из четырех храмов сохранились два: Алексеевский храм и комплекс из двух корпусов и Всехсвятского храма.

Реставрация Храма Всех Святых в Красном селе

Ново-Алексеевский некрополь был разорен, ценные памятники распроданы, родным не разрешалось перезахоронить останки близких. В 1930 году на кладбищенской земле устроили парк отдыха, а в 1975 году проложили автомагистраль, разделившую пополам монастырские владения. Алексеевский храм остался по другую сторону шоссе.

Храм Всех Святых сегодня

Храм Всех Святых в Красном селе, вместе с двумя уцелевшими корпусами, стал базой для воскрешения Алексеевской обители. В 1990 году начался ремонт и реставрация, расчищалась территория. 30 марта 1991 года возобновились богослужения, а 12 июля 1991 года праздновали 100-летний юбилей храма.

В 1991 году открылась воскресная школа, начала работу иконописная мастерская. Сейчас здесь трудятся восемь талантливых художников, двое являются членами иконописной секции Союза художников. Ими разработан особый метод реставрации и изготовления фигурных киотов. Мастерская получила награду Патриарха.

В 1994 году организована богадельня для пожилых женщин с домовым храмом имени цесаревича Алексия. Здание XIX века, где она размещается, требует сложного ремонта, поэтому пока невозможно принимать в богадельню новых членов.

С 1995 года действует церковно — приходская школа, имеющая лицензию, аккредитацию. Почти все педагоги имеют университетское образование. Выдаются документы государственного образца о среднем образовании, многие выпускники поступают в вузы.

В 2002 году создан благотворительный фонд «АРТОСЪ». Не является коммерческим, занимается просветительской и социальной деятельностью: распространение нравственной и духовной литературы, видеофильмов, дисков в школах, детских домах, тюрьмах, домах престарелых.

С 2005 года действует Народный хор для желающих. Работает православный магазин, музей истории Алексеевского монастыря, оздоровительный лагерь для детей «Державный».

В 2013 году обители возвращен монастырский статус. Сложилась небольшая община сестер, некоторые имеют два — три высших образования. Настоятель храма со дня открытия и духовник монастыря — протоиерей Артемий Владимиров: педагог, писатель, проповедник, профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Союза писателей России, имеет церковные награды.

Архитектура храма Всех Святых

Храм Всех Святых в Красном селе и два одинаковых двухэтажных здания выполнены в одном архитектурном стиле и составляют гармоничный комплекс. Построены по проекту инженера — архитектора Александр Алексеевича Никифорова, одного из учредителей Московского архитектурного общества.

Корпуса, предназначенные для монастырского училища и келий, располагаются с двух сторон храма симметрично его продольной оси и соединены с ним железной оградой на каменных столбах.

Архитектурный стиль, внешний облик храма

Здание храма выполнено в псевдорусском стиле с элементами русского узорочья, не отступая от традиций православного церковного зодчества XVI-XVII веков. Двухэтажное здание красного кирпича отделано белым камнем. Нижний этаж выполнен в виде подклета. Со стороны алтаря, противоположной колокольне, стены имеют форму трёх апсид.

Единственный купол опирается на световой барабан. Окна в два яруса, узкие арочные, что характерно для архитектуры Московского княжества и русского царства. Колокольня необычной формы, одноярусная, с тремя главами. Фасад украшен пилястрами. И в плане, и по внешний облику храм имеет форму корабля, что свойственно многим православным храмам.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

Внутреннее убранство храма Всех Святых

Жемчужиной храма Всех Святых в Красном селе является резной иконостас из белого мрамора, который часто использовался в оформлении храмов. Узоры мастерски вырезаны русско-византийской вязью. Они чередуются со строгими отполированными пилястрами, в обрамлении которых установлены иконы. Автор уникального проекта — архитектор Дмитрий Николаевич Чичагов.

Потолок под куполом, своды, верхние части колонн, стены над верхним ярусом окон украшены фресками с изображениями святых и тонким сложным орнаментом в пастельных оттенках, что гармонично сочетается с белым камнем иконостаса.

Для живописных работ пригласили иконописцев Троице-Сергиевой Лавры, которые работали совместно с художниками местной монастырской мастерской. Имитация византийского стиля присутствует в иконописи и художественном оформлении храма.

Особенности планировки

В нижнем, подвальном, этаже храма предусмотрена усыпальница по принципу коридорной схемы. По стенам коридоров размещались склепы для семейных захоронений. Здесь предполагалось погребать, прежде всего, духовенство и монашествующих лиц.

В подклете находились печи для отопления всего храма. Под потолком в притворе храма, где расположен переход на колокольню, имеется широкая терраса для хора, с резным ограждением, и небольшая келья. Сейчас в подклет, занятый раньше усыпальницей, перенесен придел в честь иконы Казанской иконы Божией Матери, ставший здесь центральным.

Святыни храма Всех Святых

  • Чудотворная икона Богоматери «Всецарица». Подлинник XVII века хранится в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон в Греции. Оказывает целительное действие на неизлечимых раковых больных, облегчает страдания, вызывает уменьшение, а иногда полное устранение опухолей. Список иконы для храма Всех Святых написан в ХХ веке, но обладает всеми чудодейственными свойствами подлинника, что постоянно подтверждается свидетельствами вылеченных безнадежных больных. Перед ней еженедельно совершаются молебны с водосвятием и акафистом.
  • Икона апостола Павла, принадлежала Алексеевскому монастырю, раньше помещалась в иконостасе храма. Пережила безбожный беспредел: её использовали для изготовления двери.
  • Икона святого Алексия, Божия человека, также была собственностью обители. Когда монастырь закрыли, икону передали в храм Воскресения Христова, расположенный в Сокольниках, который никогда не закрывался. В 2016 году, на праздник Всех Святых, состоялся торжественный Крестный ход из Сокольников до Всехсвятского храма, икону с песнопениями и молитвами вернули в Алексеевский монастырь.
  • Старинные иконы XVII — XIX веков.
  • Крест и иконы с частицами мощей и облачений великих православных святых.
  • Икона Казанской Божией Матери, является храмовой иконой главного придела нижнего храма. Она принадлежала игуменье Антонии. Икона была сильно повреждена, отреставрирована иконописцами Алексеевского монастыря в 1991 году.

Интересные факты

  1. В 1837 году митрополит Филарет выбирал новую местность для обители. Он наметил пустынную территорию вблизи Тихвинской церкви в старинном селе на берегу реки, и попросил архимандрита Гавриила, благочинного монастырей, осмотреть это место. Архимандрит решил, что имеется в виду красносельская Тихвинская церковь. Так в Красном селе народ называл приходской храм с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери. Благочинный осмотрел живописные, тихие окрестности села. Место подходило для монастыря, он сообщил об этом митрополиту. Когда выяснилось, что речь идет о разных Тихвинских церквах, преосвященный Филарет счел этот факт указанием перста Божия и благословил в Красном селе устроить Алексеевский монастырь.
  2. Освящение храма Всех Святых неоднократно откладывалось по разным причинам. Наконец, освящение совершилось на Лазареву субботу. Как оказалось, в 1991 году это событие пришлось на праздничное чествование преподобного Алексия, человека Божия. Этот святой подвижник, в честь которого был основан монастырь, является его небесным покровителем.
  3. В 2006 году около храма Всех Святых прокладывали трубопровод. Во время производства земляных работ ковш экскаватора застрял в земле. Рабочие спустились в траншею и обнаружили неповрежденный склеп. В нем покоились останки двух человек. На кресте одного из надгробий сохранилось имя А. Голицына, представителя княжеского рода, и дата погребения – семидесятые годы XIX века. Это единственная усыпальница, уцелевшая после осквернения монастырского кладбища. Было принято решение разыскать потомков рода Голицыных, чтобы они могли произвести перезахоронение.

Режим работы храма Всех Святых и расписание богослужений

Храм Всех Святых в Красном селе открывается за 15 минут до начала утреннего богослужения, закрывается в 19.30.

Расписание богослужений на время Великого поста 2019 года (информация уточняется по телефону 8(499)264-11-70):

Понедельник, вторник, четверг 6.40 или 7.00 Утреннее богослужение без Литургии

Великое повечерие

Среда, пятница 7.00 Божественная литургия; в пятницу после Литургии — молебен с водосвятием

Великое повечерие

Суббота 8.00 или 8.30 Божественная Литургия (если бывает панихида в 8.00, то Литургия начинается в 8.30)

Всенощное бдение

Воскресенье 6.40 Ранняя Литургия

Молебен

Поздняя Литургия

Вечерня, молебен с акафистом

В определенные дни вместо вечерней службы совершается соборование в 18 час. Накануне праздничников совершается всенощное бдение в 17 час.

Адрес храма Всех Святых

107140, Россия, г. Москва, 2-ой Красносельский переулок, дом 7, строение 8.

Как добраться до храма Всех Святых

Общественным транспортом:

Выйти из метро «Красносельская», повернуть налево, идти вдоль Краснопрудной улицы по левой стороне в сторону эстакады, под ней пересечь шоссе, свернуть влево и двигаться по тротуару до шлагбаума, затем вдоль монастырского красного кирпичного забора до входа с надвратной мозаикой. Идти пешком от метро до храма — 8 минут.

Личным транспортом:

По субботам и воскресеньям можно поставить машину на парковке в монастыре. От центра: ехать по Краснопрудной улице, метро «Красносельская» остается слева, проехать под эстакадой, повернуть налево, держаться в правом ряду и ехать до шлагбаума, где начинается красный кирпичный забор.

В центр: по Русаковской улице, перед эстакадой повернуть направо, держаться в правом ряду, ехать до шлагбаума. В будние дни можно поставить машину на стоянке возле магазина «Ашан» по адресу: Верхняя Красносельская улица, дом 3А, и пройти пешком до храма 6 минут.

Отели рядом с храмом Всех Святых

1. Апартаменты

Представляют собой отдельную квартиру, в которой имеется полный комплект бытовой техники на кухне и в ванне (плита, холодильник, микроволновая печь, электрический чайник, посуда, фен, стиральная машина), балкон, телевизор, утюг, Wi-Fi, парковка возле дома.

2. Хостелы

Комфортабельные номера с кондиционером и удобствами на этаже: ванные комнаты с душем, феном, туалеты, кухня с холодильником, электрическим чайником, микроволновой печью, комната отдыха с телевизором, Wi-Fi.

3. Отели 2, 3, 4, 5 звёзд

История Красносельского храма Всех Святых и Алексеевской обители началась с чистого листа. По словам о. Артемия, деятельность возрожденного монастыря предполагается организовать по подобию Марфо-Мариинской обители, открытой для служения миру.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о храме Всех Святых в Красном селе

Обзор храма Всех Святых в Красном селе:

Троицкая церковь — яркий памятник архитектуры федерального значения в Санкт-Петербурге, одна из старейших храмов Красного села. Она таит в себе историю, полную загадок и противоречий. Здесь, на этом месте, молились августейшие особы Дома Романовых, начиная с Екатерины I и заканчивая последним государем Николаем II. Построенная «во имя святой Троицы, с приделом святой великомученицы Екатерины», она в разные времена служила местом возношения молитв, кинотеатром, домом культуры. На 2018 год действует православный храм , в нем проводятся богослужения.

История храма

Строительство каменной церкви в Красном селе началось еще в 1733 году на деньги, которые сама Анна Иоанновна пожертвовала из своего личного кошелька – 350 рублей. Тогда это была очень даже круглая сумма. Для проектирования пригласили зодчего Ивана Бланка. Он к тому времени уже зарекомендовал себя, став автором некоторых фонтанов в Петергофе. Два года шло строительство храма. Возведенное здание поражало своим величием и изяществом. Главный престол был освящен 2 августа 1735 г. Несколько лет спустя освятили правый придел, возведенный во имя великомученицы Екатерины. Всего внутреннее устройство имеет три придела и главный престол, которые освящали в разное время.

В 1938 году Троицкая церковь была официально закрыта, а здание стало служить тюрьмой. Во время немецкой оккупации в 1941 г. разрешено было использовать строение под богослужения, и около двух лет оно выполняло эту функцию. В ходе Великой Отечественной Войны церковь была сильно разрушена, в постройках зияли пробоины от снарядов и пуль. Здание стояло никому не нужное и заброшенное. С 1960 года оно еще больше видоизменилось – разрушили верхнюю часть колокольни и купол. В нём разметился дом культуры, а позднее часть здания стали арендовать для показа видеофильмов. Здесь любили крутить заграничные ужастики и дешевые триллеры.

С 1995 г. храм стал постепенно восстанавливать свое предназначение. Сначала под богослужения отводилась только его часть, которую занимала маленькая православная община. Троицкую церковь постепенно восстанавливали – залатали зияющие дыры, оставленные Великой Отечественной Войной, восстановили внутреннее красивейшее убранство, реконструировали купол и колокольню. И вот, с 2003 года, храм полноценно функционирует, сияя убранством в стиле аннинского барокко и величественностью фасадов.

Архитектура храма

Каменная Троицкая церковь была выстроена в стиле аннинского барокко, украшена изящной колокольней с 32-метровым шпилем. Восхитительно было ее внутреннее убранство – стены и своды были украшены красивейшими расписными барочными орнаментами. В центре был расположен белый иконостас из пяти ярусов, сплошь покрытый золочеными украшениями, который, к сожалению, был разрушен в военное время. Колокольня, венчающая здание, была видна издалека путникам, идущим по дороге в Санкт-Петербург. Во время процветания храма колокольня имела десять разных по размеру колоколов, наибольший из которых весил около 2,68 тонны. Его отлили в 1764 году. Отливку колокола, который заменил его в современности, произвели в 2002 году.

Среди святынь, почитающихся в Троицкой церкви Красного села находится крест, который пожертвовала местная крестьянка Мария Никитична Алексеевна. Он примечателен тем, что состоит из двух крестов – внешнего, серебряного позолоченного и внутреннего, который вложен в него. Внутренний крест кипарисовый, и в нем помещаются 72 святыни и частицы мощей. Также в этой церкви хранилась прославленный своими чудесами и исцелениями образ Сретенья Господня, который был украшен богатейшими бриллиантами и драгоценными камнями. Эту икону определили в Троицкую церковь по указу императора Павла Петровича. Для украшения киота этой иконы даже императрица Мария Федоровна пожаловала личный драгоценный перстень с бриллиантом. В месте, где был принят этот святой образ, на дороге, была построена часовня. В настоящее время эта святыня размещена в Александро – Невской лавре – другом соборе Санкт-Петербурга. Главная святыня – икона Живоначальной Троицы, которую пожертвовали крестьяне Александровского села — была безвозвратно утеряна в советское время.

Достопримечательности святилища представляют большой интерес для туристов. Особенно интересны священные сосуды, которые принес в дар епископ Архангельский, и Евангелие, которое подарил Вениамин Олонецкий.

Среди святых реликвий также есть литое паникадило из позолоченной меди, которое принадлежало императрице Елизавете Алексеевне и было выписано ей из Стокгольма в 1750 году. Привез его петербургский купец Иван Чиркин.

Сейчас функционирует не вся площадь здания, а только центральная. Восстановлен иконостас. Отстроена колокольня и купол. Отлит большой колокол для колокольни. Продолжается реконструкция внутреннего убранства церкви. Троицкая церковь в Красном селе помещена в список объектов исторического и культурного наследия нашей страны.

Старый деревянный храм был построен в 1774 г. Храм каменный с приделом в честь Николая Чудотворца была заново построена в 1910 г. Иваном Васильевичем Зембулатовым и родственниками: Владимиром, Дмитрием, Петром Дмитриевичем, Николаем Владимировичем и Владимиром Николаевичем Челищевыми. При храме имелась земская школа.

Храм был закрыт 1959 г. Храм передан Епархии 24 ноября 1994 г. Главный престол храма, как и прежний, был освящен в честь Архангела Михаила, второй — в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. После освящения нового храма старый деревянный храм стал приписным к нему.

Настоятель протоиерей Игорь Павлов

Реквизиты храма Архангела Михаила:
ИНН 4003029132 КПП 402501001
Р/с 40703810222230150085 в ОСБ 7786 г. Обнинск
К/с 30101810100000000612 Калужское ОСБ 8608
г. Калуга – БИК 042908612. «Архиерейское Подворье – храм в честь Архангела Михаила в д. Красное Боровского района.»




Расписание богослужений в храме в честь Арх. Михаила в д. Красное

воскресенье

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

понедельник

Иверской иконы Божией Матери.

08:30 – Часы. Божественная Литургия.

суббота

10:00 – Молебен. Панихида.

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

воскресенье

Неделя 21-я по Пятидесятнице.

08:30 – Часы. Божественная Литургия.

вторник

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

среда

Казанской иконы Божией Матери.

08:30 – Часы. Божественная Литургия.

пятница

17:00 – Вечернее заупокойное богослужение. Исповедь.

суббота

Димитриевская родительская суббота.

08:30 – Часы. Божественная Литургия. Панихида.

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

воскресенье

Неделя 22-я по Пятидесятнице. Вмч. Димитрия Солунского.

08:30 – Часы. Божественная Литургия.

17:00 – Вечерня с акафистом Арх. Михаилу.

суббота

10:00 – Молебен. Панихида.

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

воскресенье

Неделя 23-я по Пятидесятнице.

08:30 – Часы. Божественная Литургия.

«Село Красное – красивое» (Статья опубликована 30 сентября 2011 в газете «Балабаново»)

Здание храма возвели по традиционной для приходских церквей планировочной схеме, но со свойственной для строительной моды того времени многочастностью объёмов и дробностью деталей. Декоративное убранство фасадов церкви выполнили в псевдорусском стиле, представляя в одной постройке весь спектр архитектурных приёмов русского зодчества: кокошники, аркатурные пояса, навесные гирьки, ширинки, шатровое завершение колокольни… Страховая оценка построенного храма с дубовым иконостасом составила 28000 рублей.

Таким образом, благодаря капиталу И.В.Зембулатова, желанию церковного старосты П.Д.Челищева и его последователей построить достойный храм, а также таланту гражданских инженеров А.А.Меньшова и Б.А.Савицкого, над селом Красным и его живописными окрестностями вознёсся необыкновенно стройный и красивый каменный храм во имя архангела Михаила.
Недалеко от него продолжал стоять и деревянный храм постройки 1774 года. На 3 августа 1910 г. его страховая оценка составляла 4100 рублей. По заявлению от 31 декабря 1910 г. данный страховой договор был расторгнут, а старый храм предложили разобрать. (Правда, по свидетельству местных жителей он стоял и в 20-х гг. ХХ в. Видимо, сказывалось ещё сохранявшееся в местных жителях высокое духовное состояние и чувство уважение к древней святыне).

Революционные события 1917 г. и бурное социалистическое строительство оказали значительное воздействие на дальнейшую судьбу нового храма и обитателей села Красного.
Жизнь и бытовой уклад красносельчан менялись: постепенно они перебирались в города, о помещиках и фабрикантах стали забывать. Тяжёлым потрясением и испытанием для всех стали годы Великой Отечественной войны. Женщины, старики и дети приняли участие в укреплении оборонительных рубежей: рыли окопы, устанавливали и маскировали огневые точки, оборудовали ложный аэродром в районе д. Митяево. С октября 1941 г. по январь 1942 г. село оккупировали немецко-фашистские войска. По воспоминаниям свидетелей этих событий, селу не было нанесено большого материального ущерба. В ходе боевых действий снаряды пролетали в основном мимо. Новоявленные же постояльцы — вражеские солдаты и офицеры — старались вести себя культурно: уважительно относились к старикам и женщинам с детьми, любили показывать фотографии своих жён и детей, вести рассказы о них.
После освобождения Боровского района для жителей села начались трудные годы восстановления хозяйства и оказания помощи фронту. Вручную перекапывали поля и сеяли хлеб. За зерном приходилось ходить пешком на станцию Балабаново, обратно возвращались, неся на своих плечах полные мешки зерна. Все работы в основном выполняли женщины, старики и дети. Из ушедших на фронт 19 мужчин так и не вернулись в село, погибли или пропали без вести. К тому же значительная часть красносельчан вынуждена была уйти в город – на ткацкую фабрику «Красный Октябрь», бывшую Полежаевскую. В сельском хозяйстве оставались работать немногие.
Отток населения из села по разным причинам продолжался и в последующие десятилетия.
В 1991 г. в селе насчитывалось 39 постоянных хозяйственных дворов, в которых проживали 56 человек (28 мужчин и 28 женщин). Из них: 7 человек были в возрасте до 18 лет, 17 человек — с 18 лет и до пенсии, 32 человека — пенсионеры, в области сельского хозяйства работали только 6 человек, в других отраслях — 16. По данным на 1 января 1999 г., в селе было 25 постоянных хозяйственных дворов, проживали в них 42 человека: из них двое работали в области сельского хозяйства, остальное население составляли пенсионеры и один учащийся. В настоящее время в селе почти не осталось местных жителей. Правда, в летнее время число проживающих в селе увеличивается, в среднем, на 55 человек за счёт приезжающих родственников и дачников.
Храм, неразрывно связанный с селом, за ХХ столетие успел претерпеть совершенное опустошение. Известно, что уже в первые годы советской власти в храме были изъяты иконы и предметы церковной утвари, но капитал храма не тронули. Происходило всё это, якобы, без столкновений представителей власти с местным населением. Изъятие ценностей продолжилось в марте 1922 года. Тогда Боровская уездная комиссия по изъятию церковных ценностей в Фонд помощи голодающим из храма архангела Михаила забрала пять серебряных церковных предметов: потир, звездицу, ковш, тарелочку, кадило и восемь риз.
Существенный ущерб был нанесён храму во время Великой Отечественной войны. В период боевых действий октября 1941 — января 1942 гг. храм обстреливался. Ущерб оценили в 118000 рублей. (Свидетельства местных жителей по данному вопросу противоречивы: одни говорят, что серьёзно при перестрелке храм не пострадал, а найденные стреляные гильзы принадлежали нашим орудиям, другие, в том числе протоиерей И.И.Покровский говорили, что немцы преднамеренно обстреливали храм и частично его разрушили).
Вынужденный закрыться в военное время, храм в 1944 г. был открыт вновь. Священником в нём продолжал служить Иоанн Иоаннович Покровский, назначенный сюда ещё в 1922 г. В 1948 г. 16 апреля он скончался и был похоронен рядом с храмом.
Новым священником храма, по сведениям на 23 июля 1948 г., значился Александр Николаевич Борисов. Продолжая служить в нём и в 50-е гг. ХХ века, он сообщал, что число прихожан храма постоянно уменьшается, а молодые вообще не хотят ходить в него. В 1957 г. 4 сентября его сменил священник Михаил Михайлович Ежов, радевший всей душой о храме и о приходе. Но его место быстро занял другой — о.Борис Голуб. В целях личной наживы он продал из храма великолепный дубовый иконостас (после 1959 г.), за что, правда, был судим. Иконостас вывезли ночью в г.Кромы Орловской области, отдельные детали его в спешке бросили — они потом оказались в Калужском областном художественном музее.
После этого происшествия храм долгое время оставался без священника. Данное обстоятельство, а также небольшое количество прихожан и, как следствие, малодоходность прихода привели к закрытию храма архангела Михаила и снятию его с учёта действующих. Произошло это в 1960 г. после того, как 16 мая вышло постановление Совета по делам РПЦ при Совмине СССР.
Опустевшему зданию храма сразу нашли применение: в 1961 г. оно использовалось под склад колхозом им.М.И.Кутузова Сатинского сельсовета, в 1970 г. — колхозом «Восход» под промышленный цех подсобного хозяйства.
В 60-90-х гг. ХХ в. храму был нанесён дотоле небывалый ущерб: духовно опустошённое местное население и появившиеся в округе в большом количестве дачники, явно безразличные к истории этих мест и к их святыням, пытались отбить в храме и унести всё, что можно, вплоть до метлахской половой плитки, кирпичей и надгробных памятников XVII—нач. ХХ вв. Ими была нарушена и охранная зона храма (12 октября 1987 г. его зарегистрировали в качестве регионального памятника): её застроили дачами и гаражами. Грустно, что это святотатство совершили не во время военных действий, и даже не в ходе антирелигиозных кампаний, а в спокойное мирное время, когда этого явно можно было избежать. (К слову, в Армении до сих пор считается святым каждый даже заброшенный храм или его развалины, и ни у кого не поднимается рука взять оттуда хотя бы один камень!)
Слава Богу, для храма архангела Михаила всё это осталось в прошлом: 6 мая 1994 г. он был возвращён Русской Православной Церкви. Началось восстановление здания и обустройство его интерьера. Сначала всеми работами руководил настоятель боровского Благовещенского собора о.Димитрий Орлов. В настоящее время эта забота лежит на настоятеле Архангельского храма о.Игоре Павлове, поставленном сюда в августе 2008 г.

***
Храм накануне столетия своего существования, за которое он многое успел увидеть и пережить, стоя на виду у древнего Боровска. Хочется пожелать этому красивому храму и его скромному приходу более счастливой судьбы. Да сохранит его Господь Бог предстательством архистратига Михаила и святителя Николая, которым посвящены алтари этого святилища!

Н.П. Лошкарёва,
В.Г. Пуцко.
(Даты до 1918 г. даны по старому стилю).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *