Кратко запиши в чем смысл этой притчи

Современное толкование притчи о блудном сыне старик обнимает сына СОДЕРЖАНИЕ 1. Краткое содержание 2. О чем говорит притча 3. Что сделал младший из детей 4. Как отнесся старший к покаянию брата 5. В чем смысл этой истории Краткое содержание Содержание притчи, рассказанной Иисусом Христом, о блудном сыне: У отца было два сына. Младший захотел взять свою долю родительского имущества, не дожидаясь наследства. Отец удовлетворил его желание, отдав сразу все имущество, которое младший сын получил бы позднее. Уехав в чужие края, юноша растратил свою долю на пустые забавы. В стране начался голод, молодой человек остался без крыши над головой, без куска хлеба, без денег. От безысходности он нанялся пасти свиней – занятие, считавшееся в те годы достойное вконец, опустившихся людей. Пастуху платили так мало, что он просто умирал от голода, согласен был есть даже вместе со свиньями их еду. Но это ему было недоступно. Тогда младший сын вспомнил об отце, как сытно там живут даже последние рабы. Он решил попросить у родителя прощения за свое поведение, просить, чтобы принял его простым рабочим, чтоб не дал умереть с голода. Решившись, молодой человек отправился в путь. Отец издали заметил приближавшегося сына и побежал ему навстречу. Он обнял и поцеловал грязного, босого, исхудавшего путника и признал его своим ребенком. Молодой человек попросил простить его за прошлые дела, поселить вместе с рабами, так как он потерял право называться сыном, растратил причитавшуюся ему долю наследства. Отец сказал, что рад возвращению сына, которого считали мертвым и пропавшим. Он приказал нарядить его в лучшую обувь, одежду, одел на палец кольцо с печатью, приказал забить жирного теленка, всем пировать и веселиться, радуясь возвращению блудного сына. Старший же наследник в это время работал в поле, а когда увидел, с каким почетом принимает отец его младшего брата, в сердце его зажглась обида и зависть. Он стал упрекать отца, что тот никогда не относился к нему с такой любовью и щедростью, хоть он работал и всегда слушался и подчинялся воле родителя. Он не смог искренне порадоваться возвращению брата, более того, он не признает брата равным себе, считая, что младший заслужил своим поведением такую участь. Старший сын не смог понять слов отца, что надо радоваться и любить человека, который опомнился, признал свою неправоту, покаялся, значит должен быть прощен. О чем говорит притча Притча о блудном сыне – рассказ о грехе и покаянии. Толкование истории каждый делает на свой лад, но все согласны, что отец сыновей – это всемогущий Бог, который любит своих детей всегда. Какие бы грехи не делали люди, Бог всегда принимает их раскаяние, всегда прощает грешников, любит их, как родители любят своих детей. грех и покаяние перед Богом Что сделал младший из детей Из притчи следует, что младший сын представляет молодость, лишенную знаний. Молодым хочется получить все и сразу, хочется свободы от обязанностей. Они не слушают, что говорят им старшие, умудренные опытом люди. Молодежь считает, что им все по плечу, что смогут своим талантом пробиться в люди. Они смотрят свысока на стариков, считая их отжившими свое. Недаром гордыня, гордость считаются грехом, который разрушает жизнь человека, особенно в молодости. Отдаляясь от Бога Отца, люди отдают себя в руки дьявола. Не понимая, что лучше находиться под защитой, покровительством Бога, люди отдаляются от Него «в чужие края», где предаются греховному времяпровождению, растрачивая свои таланты и силы попусту. Человек считает дар Божий своей личной собственностью, хочет распоряжаться им по своему усмотрению. Но когда люди, забывая о Всевышнем, предаются только праздным делам, они губят свою душу, лишая ее чистоты и духовной пищи. Пресытившись, они ощущают духовный голод, не зная, чем еще себя занять. Как отнесся старший к покаянию брата Толкование роли старшего сына. Послушный молодой человек всегда выполняет волю отца, живет строго по законам, считает себя праведником. Но у него мертва душа – он разучился сострадать окружающим, ставя свои «заслуги» в служении Богу, выше остальных. Тот же грех гордости, гордыни. Вдобавок – зависть. На зов отца порадоваться вместе с остальными тому, что вернулся раскаивающийся грешник младший брат, старший высказывает родителю свои обиды и претензии. Указывая, что сын отца ему больше не брат, который сам виноват в своей участи. Он не понимает, почему родитель с такой радостью принимает возвращение раскаивающегося грешника. Считая себя праведником, он не видит своих недостатков, своего греха. Как книжники и фарисеи, которые твердят о своем служении Богу, на самом деле не любят окружающих «как самого себя», нарушая главную Божью заповедь. раскаяние, покаяние перед отцом В чем смысл этой истории Юноша, пройдя через страдания и лишения, понимает свои ошибки, смиряет гордость, сначала нанимаясь на самую черную, позорную работу, позже приходит к покаянию. Притча о блудном сыне учит, что покаяние приходит через материальные лишения, духовные страдания. Можно несколько раз читать притчу, открывая для себя новое толкование ее смысла. Младший сын, находясь вдали от Бога, был безумным. А когда пришел в себя, оценил свое сегодняшнее состояние, понял, как низко он пал. Когда он был рядом с Отцом своим, он был сыт, одет, обут. Однако не замечал этих Божьих благ, сочтя, что получит гораздо больше в чужой стороне. Там не будет нравоучений, он своим умом сможет добиться успеха, богатства. Чужая сторона ассоциируется с отдалением от Бога. Без веры человек умирает, теряет душу. Был мертвым и вернулся живым – радуется отец раскаянию младшего ребенка. Теперь есть надежда, что сын понял, прочувствовал, как он был неправ, когда отрекался от Бога. Толкование притчи о добрых намерениях, которые только тогда приносят пользу, когда выполняются. Юноша решил, что пойдет просить прощение у своего родителя, не медля, исполнил свое намерение. Можно сотни раз мысленно представлять, как будут сделаны хорошие дела, но не делать их, оставаясь пустым фантазером. Бог Отец видит людей стремящихся к Нему и всегда первым показывает Свое прощение. Как в притче: чистую сыновью одежду, удобную обувь, чтобы идти жизненной дорогой спасения души, Свою любовь Отца. Откормленный телец, которого режут к празднику возвращения сына, символизирует жертву Иисуса Христа, который сам по воле Отца небесного отдал себя палачам, чтобы искупить грехи всего человечества. Каждый из живущих людей был на пути младшего сына из Христовой притчи. Следует знать, что этот путь ведет к гибели души. Но Милосердный Отец Наш всегда примет искреннее раскаяние Своих заблудших детей. Понравилось? Расскажи друзьям

В невидимой клетке

В невидимой клетке

& Было время, когда человек был не великаном, а карликом, не хозяином природы, а ее послушным рабом. У него было так же мало власти над природой, так же мало свободы, как у любого зверя в лесу, у любой птицы в воздухе.

Есть такое выражение: волен, как птица.

Высоко в ясном небе качается живым чертежом журавлиная стая. А люди стоят внизу, закинув голову, и думают: «Вот птицы летят, куда им хочется!»

Птице так легко перелететь с места на место, что, казалось бы, каждый из птичьих видов должен был давно расселиться по всей земле. Этого быть не может, потому что птицы совсем не так вольны, как кажется. У каждой птицы свое место в мире. Одна живет в тайге, другая в степи, третья – на берегу моря.

Люди нередко меняются квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А вот в лесу жильцу одного этажа трудновато поменяться квартирой с жильцом другого этажа.

Вальдшнеп не променяет своего помещения на сухой и солнечный чердак. А обитатель чердака – ястреб – не строит своего гнезда на земле, у подножия деревьев.

Представим себе, что белка захотела бы поменяться квартирой с тушканчиком. Квартира белки помещается высоко на дереве, в дупле или среди сучьев. А тушканчик живет в подвальном помещении, в норе.

Чтобы перебраться на новую квартиру, тушканчику пришлось бы влезть на дерево. А этого он не мог бы сделать, потому что лапы у него совсем непригодны для лазанья по деревьям.

А белка не смогла бы жить под землей. Достаточно взглянуть на ее хвост и лапы, чтобы сказать, где она живет. У белки такие лапы, которыми удобно хвататься за сучья, срывать орехи и шишки. А хвост у нее – настоящий парашют. Он поддерживает ее в воздухе, когда она переносится с ветки на ветку.

Совсем другие хвост и лапы у жителя степей – тушканчика. Чтобы спастись от врага в открытой степи, надо убежать, исчезнуть, провалиться сквозь землю. Так и поступает тушканчик. Оттого и лапы у него такие. Длинными задними лапами он отталкивается от земли, когда прыгает, а коротенькими передними роет землю.

Ну, а хвост? Хвост у тушканчика – верный помощник лапам. Когда тушканчик, сидя на задних лапах, озирается по сторонам, хвост служит ему подпоркой, вроде третьей ноги. А когда он прыгает, хвост направляет прыжок, как руль.

Чтобы поменяться домами, променять лес на степь и дупло на нору, тушканчик и белка должны были заодно поменяться хвостами и лапами.

Если бы мы свели знакомство также и с другими жителями лесов и степей, мы увидели бы, что каждый из них привязан к своему месту в мире невидимой цепью, которую не так-то легко разорвать.

Длинный клюв вальдшнепа приспособлен к добыванию из-под земли дождевых червей. На дереве вальдшнепу делать нечего.

А вот большого пестрого дятла редко увидишь на земле. Целые дни вертится дятел вокруг ствола какой-нибудь елки или березы.

На дереве дятел находит себе еду: короедов, других насекомых и их личинок. Его упругий хвост и когтистые цепкие пальцы приспособлены к лазанью по стволу.

Каждое живое существо приспособлено к своему месту в мире. Но все на свете меняется: жаркий климат становится холодным, горы возникают там, де были равнины, моря уступают место суше, хвойные леса сменяются лиственными.

Когда все вокруг меняется, живые существа становятся другими.

Но в какую сторону измениться, это не в их власти. Слон не может отказаться от растительной пищи и перейти на мясную. Медведь не может сказать: «Мне жарко» – и снять с себя шубу.

Живые существа меняются не по своей воле. Перемены, которые с ними происходят, не всегда для них полезны и выгодны. Они голодают и мерзнут или, наоборот, страдают от жары или засухи. И дело кончается тем, что они погибают, не выдержав перемен.

Но в истории Земли можно найти много примеров тому, как перемена условий жизни изменяла и природу живых существ.

Поучительна история лошади.

Сейчас и поверить трудно, что лошадь произошла от маленького зверька, который пробирался когда-то по лесной чаще, ловко перелезая через упавшие стволы. У зверька были не копыта, как у лошади, а когти на пятипалых лапах.

Но леса редели, уступая место степям. На открытых полянах негде было спрятаться. Там приходилось спасаться бегством. Игру в прятки заменяла на открытом пространстве игра в пятнашки. Эта игра плохо кончалась для многих из лесных зверьков.

При этой проверке, которой жизнь подвергла предков лошади, оказалось, что для быстрого бега им не нужно иметь много пальцев на ноге.

И вот появляются сначала трехпалые, а потом однопалые лошади. У нашей теперешней лошади всего лишь один палец на ноге, с твердым копытом.

А зубы? Они тоже менялись. В степи лошадям пришлось переходить на грубый, жесткий корм, который надо было перетирать зубами. У теперешних лошадей зубы – жернова, зубы – терки, которые хорошо перетирают не только жесткую траву, но и солому.

И, даже порвав цепи, которым животное было связано с окружавшей его природой, оно не делается свободным.

Из одной невидимой клетки оно попадает в другую. Выйдя из леса в степь, лошадь перестала быть лесным жителем, но зато стала степным. Выбравшись на сушу, рыбы отрезали себе обратный путь в море. Чтобы вернуться в море, им нужно было снова измениться. У них ноги превратились в ласты, в плавники, и на рыбу они похожи только по внешности и по образу жизни.

Попробуйте белого медведя переселить в тропический лес. Он задохнется там, как в бане: ведь у него такая шуба, которую невозможно снять. А обитатель тропиков – слон – замерзнет в снегах Арктики: он ведь, как и полагается в бане, ходит голый.

Есть только одно место на земле, где белый медведь встречается со слоном, где в двух шагах от лесных зверей живут степные, а рядом со степными – обитатели гор. Для этого человек окружает их особенной, искусственной природой, чтобы они не погибли.

Ну, а какое животное сам человек: степное, лесное, горное?

Чтобы переселиться из степи в лес или из леса в степь, человеку не нужно переделывать свои ноги, руки, зубы. Попав с юга на север, он не погибает оттого, что его тело не покрыто шерстью.

Человек научился мчаться по земле быстрее, чем лошадь. Но для этого ему не пришлось пожертвовать ни единым пальцем.

Человек научился плавать под водой быстрей, чем рыба. Но для этого ему не пришлось променять свои руки и ноги на плавники.

Ящерам понадобилось много миллионов лет, чтобы стать птицами. Но они остались без передних лап, которые превратились в крылья. А человек завоевал воздух в несколько столетий, и для этого ему не пришлось стать безруким.

Человек нашел способ, оставаясь самим собой, разрывать невидимые цепи, которые держат в плену животных.

Животное зависит от условий своего существования.

А человек сам для себя создает эти условия.

(М. Ильин, Е. Сегал. «Как человек стал великаном»)

Что понимается в этом тексте под «невидимой клеткой»? Какое животное суши вернулось в море? Откуда могли появиться «трехпалые, а потом и однопалые лошади»? В мире природы для одних животных написано «Вход воспрещен», для других – надпись «Добро пожаловать!» Как вы это понимаете? Где собираются вместе и окружаются искусственной природой степные, лесные, горные, равнинные и всякие прочие животные? Когда белка живет в клетке, там сооружают колесо, качели… Зачем они нужны? Какой «цепью» дятел «прикован» к дереву? Для каких «работ» пригодны лапы у тушканчика? «Чтобы переселиться из степи в лес или из леса в степь, человеку не нужно переделывать свои ноги, руки, зубы». А что же ему нужно делать? Какие условия для своего существования создает сам человек? Есть ли такие случаи в мире животных?

Размышление о блудном сыне и его брате

Возвращение сына, промотавшего наследство отца в кружении жизни, одна из самых главных и трогательных притч христианства. Некоторые утверждают, что православие вообще начинается с понимания притчи о блудном сыне, являясь своего рода лакмусовой бумажкой.
Притча рассказывает о том, как жили в одной далекой стране два брата. Однажды младший брат, возжелавший свободы и самостоятельности, попросил у Отца свою часть имущества, которая ему была положена после смерти Родителя.
Отец мог ему ничего не давать, потому что еще был жив, а делить имущество еще при своей жизни означало согласиться, что Он уже мертв. Но Отец не удерживает сына, дает ему наследство и сын уходит из родительского дома.
Молодость, желание счастья, буйство крови быстро сделали свое дело – он промотал все свое наследство, оставшись в чужой стране один, без куска хлеба и крова над головой. К тому же в той далекой стороне начался голод. Чтобы как-то протянуть и не умереть с голоду, он устраивается свинопасом. Более позорного дела для иудея трудно придумать.
Наемного работника кормили плохо, и он стал от нужды питаться вместе со свиньями остававшимися после их трапезы рожками. Пожив так, натерпевшись от хозяина и жизни, он вспомнил свой дом, Отца, у которого даже наемники не жили так, как он сейчас. И решил возвратиться в свой дом.
Решение о возвращении было мучительным, он ничего не хотел, только чтобы Отец помиловал, простил и принял его хотя бы в качестве простого работника. Грязного, оборванного, нищего и голодного его встречает на пороге родного дома Отец, радуясь возвращению своего блудного сына.
Отец не упрекает и даже слышать не хочет о том, чтобы сделать сына наемником. Он радуется, что после стольких лет сын, которого уже считал умершим, вернулся, оказался живым.
Лучшие одежды, лучшая обувь, лучшая трапеза из откормленного теленка и прощение! Музыка, радость, отцовская любовь, родные стены вновь окружают сына. Он прощен и принят Отцом в милости и любви.
Но все ли так обрадовались возвращению блудника? Старший сын и брат блудного сына, услышав новость о возвращении, в честь чего устроен такой пир и веселье, очень разгневался, разгневался до такой степени, что даже отказывался входить в дом.
Его логика была совсем другой, чем отцовская. И здесь — момент истины. Вот где развилка — в отношении к возвращению блудника и великого грешника. Каждый может спросить, а как бы он повел себя в этой ситуации? Не на словах, а на самом деле.
На словах, зная «правильный» ответ в Евангелии, как в учебнике, каждый теоретически ответит, с кем он. Но вот случись на деле отнестись милостиво к грешнику и куда деваются благодушие и любовь.
У моей давней знакомой до сих пор притча не укладывается в голове. И сегодня мы вновь с ней начали обсуждать ее, и она вновь не понимает и говорит, что наше время — совсем другое и она на стороне старшего брата-труженика.
Впрочем, два года назад в церковной жизни случилось то, что разделило православных на ягнят и козлищ. Кто был на какой стороне, тот и сейчас на той же: кто с грешниками, а кто с праведниками. И та моя знакомая, воцерковленная и верная прихожанка, тоже была отнюдь не на стороне блудника.
В фарисейской логике грешник не может быть прощен, никогда в его голове не укладывается, что тот, кто все отцовское наследство, которого он не зарабатывал, а просто им воспользовался, оставил в пивных, проиграл в карты, пропил с сомнительными друзьями и прокутил с девицами легкого поведения, вдруг принимается Отцом так щедро, можно сказать по-царски.
И встречает вместо осуждения – прощение, вместо наказания – любовь, вместо злорадства («Ага, вернулся, нагулялся!») — радость. Как же так? В то время как он в поте лица «служил» у Отца, исполняя все его приказания (тут следует список заслуг), этот проматывал отцовское богатство.
Обида, гордыня, злоба переполняют его: ведь для него Отец ни разу не устраивал пир, никогда не приглашал его друзей, никогда не заколол, не то что откормленного тельца, даже козленка! А здесь – на тебе! И пир, и лучшая одежда, и друзья, и пение, и музыка, и радость.
И в честь кого!? В честь того, кого он давно перестал считать своим братом, того, кто захотел жить своим умом, ушел из дома и все промотал?!
В связи с этим мне приходит на ум история с Шарлем Бодлером, который получив большое отцовское наследство, как блудный сын стал тратить его на модную и богатую одежду, дорогие сигары, рестораны, наркотики, женщин.
И чем дело кончилось? Его родная мать обратилась в суд, чтобы над Бодлером было установлено опекунство во избежание растраты наследства. Суд был на ее стороне. Бодлер всю жизнь потом нищенствовал, но мать так и не вернула ему право распоряжаться собственным наследством. Так на деле поступают «праведники» и защитники закона.
Не нам себя оценивать, какие мы — хорошие или плохие, ибо, как сказано в Библии, высокое у людей, мерзость перед Богом. Но через все Евангелие проходит мысль о противопоставлении «праведников» и грешников, блудников и фарисеев, исполняющих все положенное, только одного не умеющих – любить.
Авторский блог

Альманах педагога

Урок литературы в 8 классе.

«Притча о блудном сыне» — заповедь к умению прощать.

Тип урока: интегрированный (межпредметные связи с ИЗО, музыкой, историей,

МХК с элементами театрализации)

Цели урока: развить интерес к Библии как к источнику мудрости и образцу

нравственного поведения, обсудить способность прощать как проявление настоящей

любви, показать воплощение христианского сюжета в живописи.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать сюжетное своеобразие притчи как жанра древнерусской

литературы; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: обучающийся участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт

себя как индивидуальность и одновременно как член группы.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с

учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, анализирует, слушает, извлекает

нужную информацию.

Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную

деятельность в парах с учетом конкретных учебно – познавательных задач, моделирует

ситуацию в соответствии с этими задачами и своим жизненным опытом.

Оборудование: Библия. Новый Завет, рабочая страничка, картина Рембрандта

«Возвращение блудного сына», прелюдия и фуга ля минор И.С.Баха, слайды с полотнами

живописцев Хемессена, Босха, Пюви де Шаванна, Батони, Мурильо, Доре, Спада,

Рембрандта.

Эпиграф: «Умение прощать спасает нас от гнева, ненависти и пустой растраты душевных

сил». Ханна Мор.

Ход урока.

Вступительное слово.

Учитель: На доске – эпиграф к нашему уроку. Как связан он с содержанием «Притчи о

блудном сыне», которую вы готовили к сегодняшнему уроку? Вспомнив о десяти

заповедях, о которых мы вели с вами разговор на прошлом уроке, подумайте и скажите, о

чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня?

Учащиеся: О прощении.

Учитель: Верно. Как выдумаете, ЧТО на уроке мы должны сделать, чтобы ответить на

вопрос: ПОЧЕМУ необходимо прощать?

Учащиеся:

Изучить факты;

Обратиться к анализу текста;

Проанализировать поступки главных героев притчи;

Повторить сведения по теории литературы;

Сравнивать, обобщать.

Учитель: это и есть задачи нашего урока, решая которые, мы и достигнем цели, ответим

на главный вопрос.

Беседа.

Учитель: Вспомните эпизод из вашей жизни, когда друг или кто-то из родных простил вам

обиду. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?

(заслушиваются ответы)

Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей. Она называется «Притча о блудном

сыне». Каковы ключевые слова в названии притчи?

Учащиеся: СЫН..БЛУДНЫЙ..

Учитель: Притча – лаконичный и ёмкий жанр, в нем нет ни одного случайного слова. ЧТО

подсказывает вам слово «СЫН»?

Учащиеся: Действие, которое разворачивается в притче, коснётся не только сына, но и

отца, семьи.

Учитель: А как вы понимаете слово «блудный»?

Учащиеся: Блуждающий. Тот, кто где-то ходит без цели. Он не знает, зачем и куда идёт.

Учитель: Итак, раз в названии звучит слово «СЫН», то в притче важна идея родства,

которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи –то дети.. Задумаемся, КАКУЮ

роль в нашей жизни играют родители. Чему они стремятся научить детей? ПОЧЕМУ

отношения детей и родителей часто складываются непросто?

Учащиеся: родители дают детям жизнь, воспитывают их, стараются научить добру, любви,

честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми, получили образование. Но иногда

эти отношения складываются непросто из-за разных взглядов на жизнь, несходства

мнений, вкусов, из-за того, что дети стремятся поскорее стать самостоятельными и не

слушают совета родителей, хотят делать всё по-своему, отсюда нередки споры и даже

ссоры. Но в конечном итоге чаще всего правы оказываются всё же родители. Только чтобы

это понять, дети должны пройти нелёгким путём ошибок.

Учитель: Напомните мне, что говорится в заповеди о родителях?

Учащиеся: Почитай отца и мать и будешь долголетен.

Учитель: И что сделал сын? —

Учащиеся: Нарушил эту заповедь.

Историческая справка. (читает подготовленный ученик)

— Вот некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда

почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том

случае, когда они уходили из своей семьи, женившись, или когда умирали родители. Уйти

из дома без ведома родителей считалось великим проклятием непослушания, и такой

человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать свою долю наследства

являлось смертельной обидой.

Учитель: Давайте прочитаем притчу.

Чтение притчи.

Учитель: Как вы думаете, почему отец не удерживает сына?

Учащиеся: Отец понимает, что запрет может привести к тому, что сын возненавидит отца и

всё равно сделает по- своему. Он не настаивает своей воле, не хочет любви и почитания из

–под палки. В этом проявляется и его мудрость, и его любовь. Но сын ещё не в состоянии

понять этого.

Учитель: В притче сказано: «Младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю дорогу и там

расточил имение своё, живя распутно». Попробуем заглянуть за эти строки притчи и

увидеть, КАК жил этот молодой человек. Помогут нам в этом картины знаменитых

живописцев.

Звучит прелюдия и фуга ля минор И.С. Баха. Демонстрация слайдов. Ученики

анализируют картины живописцев, написанные по сюжету притчи. Это полотна

Хемессена, Босха, Пюви де Шаванна, на которых художники разных эпох отразили

неправедный образ жизни «блудного сына».

Учитель: Вернёмся к тексту притчи. Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только

ли голод стал причиной возвращения?

Учащиеся: Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что «недостоин называться

сыном» своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе

других, не требуя больше ни любви, ни благ. Не голод, а СТЫД и ЧУВСТВО ВИНЫ перед

родными ведут его домой.

Учитель: КАК встретил его отец?

Учащиеся: С радостью принял его в свои объятия. И даже устроил пир в честь его

возвращения. В этом проявляется мудрость отца: он понимает, что сыну и без того стыдно

и тяжко, что урок, данный ему жизнью, не прошёл даром.

Учитель: КАК вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и

нашёлся»?

Учащиеся: Сын был мёртв, потому что забыл заповеди Господа и вёл распутную жизнь,-

теперь он осознал свой грех и покаялся – и ожил, к нему вернулась душа.

Учитель: Сцена возвращения блудного сына домой всегда привлекала живописцев.

Многие из них писали её. Как вы думаете, ПОЧЕМУ она привлекала художников?

Учащиеся: это кульминационная сцена притчи, так как именно в ней выражена главная её

идея- идея покаяния и прощения.

Вновь звучит музыка Баха. На слайдах – картины живописцев Батони, Мурильо, Доре,

Спада, Рембрандта.

Учитель: Какая из картин производит на вас наиболее сильное впечатление и почему? В

какой из них выразительнее всего передан драматизм происходящего? Какова в этом роль

композиции картины, её колорит?

Учитель: Для обсуждения поделимся на группы. (Обучающиеся делятся на 3 группы).

Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия отца, в которых

выразилось его прощение сыну. Запишите ответ в тетради, обменяйтесь мнениями в

группе и будьте готовы сообщить их всему классу. На подготовку 2 минуты.

(заслушиваются ответы).

Учитель: А сейчас посмотрим на картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Как

художник изобразил этот момент?

(Учащиеся описывают момент, изображённый на полотне, краски, колорит, общее

настроение, передающее торжественность происходящего)

Учитель: Но в притче есть ещё один герой – старший брат, образ которого

вырисовывается только в конце её. Пока младший «расточал имение своё», ведя

беспутную жизнь где-то далеко, он прилежно трудился на полях отца..КАК отреагирует на

возвращение брата? ПОЧЕМУ?

Учащиеся: Он не радуется возвращению брата, осуждает отца, потому что тот, как ему

кажется, незаслуженно приветствует грешника и устраивает пир в его честь. Он даже не

хочет входить в дом. А когда отец зовёт его, говорит: «Я столько лет..» ЕМУ ОБИДНО, что

чествуют не его(праведника), а грешника.

Учитель: А он действительно праведник?..или грешник?

Учащиеся: Скорее, он – грешник: он позавидовал, осудил покаяние брата…А может быть,

он из корысти, из желания похвалы работал на отца..

Учитель: Да, скорее всего. А сейчас мы оживим некоторые эпизоды притчи. Это поможет

нам глубже понять её смысл и саму идею прощения. Положите перед собой рабочую

страничку. Выберите один из трёх предложенных сценариев и подготовьте всей группой

короткую сценку, разыграв её по ролям. На подготовку 5-7 минут.

(Разыгрываются сценки).

Сценка 1.

Работа в парах: На пир в честь возвращения блудного сына приходит сосед отца и

беседует с одним из персонажей притчи.

Какие события послужили поводом к пиршеству?

Почему отец так «необычно» реагировал на возвращение сына?

Что сделал сын, чтобы получить прощение отца принять сына обратно в семью?

Сценка 2.

Работа в парах: отец и сын сидят за праздничным столом и обсуждают следующие

вопросы:

Что пережил отец, когда младший сын ушёл со своей частью наследства?

О чём думал сын «придя в себя»?

Что почувствовал сын, увидев, что отец выбегает к нему навстречу?

Что почувствовал отец, когда увидел возвращающегося сына?

Что побудило отца принять сына с почестями после того, как тот опозорил его?

Сценка 3.

Работа по трое: Вы – близкие друзья семьи. Вы явились свидетелем отцовского

великодушия, но хорошо помните, как страдал отец из-за сына. Поздно вечером,

вернувшись с пира, который в честь сына устроил отец, вы обсуждаете события последних

месяцев. Разговор может касаться следующих вопросов:

Как вёл себя младший сын и что заслужил за своё поведение?

Как реагировал отец на возвращение сына и почему?

В чём конкретно выразилось решение отца простить непокорного сына?

Как должны измениться образ жизни и поведение сына после того, как отец

простил его?

Итоги урока.

Учитель: Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением? Простить

человека – перестать винить его и гневаться на него. Когда мы прощаем других, наше

счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию. Давайте-ка вернёмся

к эпиграфу. Нужно ли прощать?

Учащиеся: Да.

Учитель: Сколько раз?

Учащиеся: Всегда.

Учитель: Что приносит прощение?

Учащиеся: Радость, свободу в общении.

Учитель: Есть ли обиды, за которые можно не простить человека?

Учащиеся: Нет… В притче сын нанёс отцу смертельную обиду, но старик простил своего

непутёвого сына, и эта отеческая мудрость звучит как настоящая заповедь нам, живущим

уже в 21 веке.

Домашнее задание на выбор:

Сочинение
Жанр произведения Э. Хемингуэя «Старик и море» часто определяют как повесть-притча. Слово повесть вам хорошо знакомо: так называют эпическое произведение, характеризующееся однолинейным сюжетом, а по широте охвата жизненных явлений и глубине их раскрытия занимающее промежуточное место между романом и рассказом. Слово притча вы узнали в 6 классе, когда изучали библейские притчи. Вспомним, что притча — это произведение, содержащее поучение в иносказательной, аллегорической форме. Поучительностью и аллегорической формой она похожа на басню. Однако притча не предлагает читателю мораль в готовом виде, а настраивает на её поиск. Кроме того, она может быть значительно большего объёма, чем басня.
В древности притча бытовала преимущественно как рассказ религиозно-философского смысла. Позднее притчевость писатели начали использовать как средство выражения соб­ственных морально-философских размышлений, определённой идеи.
Итак, повесть-притча — это произведение, которое объединяет в себе признаки обоих жанров: и повести, и притчи.

Другие сочинения по этому произведению

Человек и природа (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море») Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Первый вариант) Старик Сантьяго побежденный или победитель «Старик и море» — книга о человеке, который не сдается Анализ «Старик и море» Хемингуэя Главная тема романа Хемингуэя «Старик и море» Проблематика и жанровые особенности повести Э. Хемингуэя «Старик и море» Гимн человеку (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море») Мужественный герой мужественного писателя (по повести Хемингуэя «Старик и море») «Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения» (По повести Э. Хемингуэя «Старик и море») Сюжет и содержание повести притчи «Старик и море» Мир был взбудоражен великолепной повестью «Старик и море» Жизненный сюжет и содержание повести притчи Э. Хемингуэя «Старик и море» Особенности стиля Хемингуэя Как я понимаю подвиг старика рыбака в повести «Старик и море» Творчество Э. Хемингуэя после второй Мировой войны Герой повести Э.Хемингуэя «Старик и море» Смысл заключительного образа (львы) в повести «Старик и море» Человека невозможно победить на примере повести Хемингуэя «Старик и море» Повесть «Старик и море» и образ старого рыбака Значение символических образов произведения «Старик и море» Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Второй вариант) Экранизации повести Э. М. Хемингуэя «Старик и море» Символический смысл и глубокий философский подтекст повести притчи «Старик и море» «Старик и море» Хемингуэя повесть притча о человеке Философский характер повести «Старик и море» История создания повести «Старик и море» Философско-символическое содержание повести-притчи Хемингуэя «Старик и море» Повесть «Старик и море» или человек ни когда не сдается Сантьяго — характеристика литературного героя Символика в повести Хемингуэя «старик и море» Торжество жизни (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *