Краткое евангелие

4 класс Урок 5. Библия и Евангелие
Вы узнаете:
— кто такие христиане
— что такое Библия
— что такое Евангелие
СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ
1. Ты слышал раньше слова Библия, Евангелие? Если да, то где?
2. Подбери слова, родственные слову откровение: откровенный, открыть, открытка, открутить, окоротить, отрок, открытие, отречение, покров, открыться, короткий.
Андерсен не случайно вложил в уста Герды именно молитву «Отче наш». Дело в том, что это — самая известная молитва для более чем двух миллиардов христиан, живущих на Земле.
Русская православная культура – это часть культуры христианской. Большинство религиозных людей на Земле являются христианами.
Христианин – тот, кто принял учение Иисуса Христа.
Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад… Точнее, от дня Его Рождества и стали отсчитываться годы нашего календаря. Дата любого события в современном календаре говорит о том, в какой год от Рождества Христова оно произошло.
Есть книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, как жил и чему Он учил людей. Эта книга называется Библия.
БИБЛИЯ
Слово Библия в переводе с греческого означает «книги» (вспомни слово библиотека).
Это 77 книг, собранных под одной обложкой. Они были написаны в течение целой тысячи лет людьми разных поколений.
Первая и большая часть Библии состоит из 50 книг. Вместе они называются «Священное Писание Ветхого Завета».
Слово завет означает «союз, договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если человеку было очень тяжело, он вспоминает о том, что Бог – его союзник, и не сходил с пути добра.
Книги Ветхого Завета написали пророки. Считалось, что это люди, которые имели особый дар – умение слышать, что говорит им Бог. Такой дар называется «пророчество», а человек, имеющий этот дар от Бога, — пророк. Пророчество открывает людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.
Завет Бога с пророками называется Ветхим, то есть «древним» или «старым». Через несколько столетий после жизни тех пророков, которым был дан Ветхий Завет, появился Новый Завет.
Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа (слово Христос означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью-помазанием»). Именно через явившегося в мир Иисуса Христа и был дан Новый Завет.
ЕВАНГЕЛИЕ
Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в книгах, которые называются Евангелие. В переводе с греческого евангелие означает «добрая весть».
Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета». 27 книг Нового Завета написаны первыми учениками Иисуса Христа — апостолами (буквальное значение слова апостол – посланник).
Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом.
Все библейские книги у христиан считаются священными; в них видят послание Бога к людям. Это значит, что и Бог и человек вместе, создали библейский текст. От человека – вопросы к Богу, особенности речи и построения той или иной книги Библии. От Бога – вдохновение, мысли, содержание Писания. Порою – даже прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.
Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Иногда людям вдруг открывается красота природы. Иногда люди открываются друг другу. Христиане же говорят об откровении Бога людям через Библию.
Рассказ Библии разворачивается от повествования о создании мира до пророчества о его конце. Самые важные и самые сложные страницы Библии говорят о жизни и учении Иисуса Христа.
Христиане считают Христа не просто пророком, но тем Господом, который вдохновлял пророков. Молитву «Отче наш» дал людям именно Господь Иисус Христос, поэтому у неё есть второе название – «Молитва Господня». Апостолы, услышав эту молитву от Иисуса, записали её в Евангелии.
ВРЕЗКА
БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ Суд царя Соломона
К царю Соломону пришли две женщины. Они спорили между собой о том, чьим сыном является принесенный ими младенец. Каждая из них утверждала, что именно она – мать малыша. Царь, выслушав их, повелел: пусть меч рассечет дитя надвое, и тогда каждой из женщин достанется равная половина того, о чем они спорят… Одна женщина злобно сказала: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите младенца!». Вторая же с болью закричала – «отдайте ей этого ребёнка живого, но только не убивайте его!».
Первая женщина согласилась с предложением царя. Однако именно её Соломон осудил. Он приказал отобрать ребёнка у неё и отдать той женщине, что готова была расстаться с ребёнком, лишь бы сохранить ему жизнь. Полагаю, вы сами можете догадаться, почему мудрый царь Соломон поступил так.
Вопросы и задания
1. Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?
2. Как переводится слово Евангелие?
3. Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета?
4. Выбери правильный ответ:
А) Евангелие — это часть Библии.
Б) Евангелие не входит в Библию.
5. Что означает слово «завет»?
6. Как ты понимаешь, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения?
7. Кто такие христиане?
Поговорим по душам. Знакомы ли вам следующие имена, названия и выражения: Адам и Ева, Каин и Авель, всемирный потоп, Ноев ковчег, Иерусалим, глас вопиющего в пустыне; да минует меня чаша сия; камень преткновения; не мечите бисера перед свиньями; не от мира сего; не хлебом единым; хлеб насущный; кому много дано, с того много и взыщется (спросится); кто не со Мною, тот против Меня; левая рука не знает, что делает правая; соль земли; что есть истина? бревно в глазу; кто с мечом к нам придет, от меча погибнет; внести свою лепту; волк в овечьей шкуре; зарыть свой талант в землю; идти на Голгофу (на крест); избиение младенцев; нет пророка в своём отечестве; строить на песке; слуга двух господ. Сможет ли кто-то рассказать какую-то библейскую притчу или библейскую историю?
Илл.:
Доре. Суд Соломона
Фото: древний библейский папирус
Фото: Богослужебное Евангелие в окладе
М. Врубель. Сошествие святого духа (фрагмент: 4 апостола справа) . http://religionart.narod.ru/gal4/1_1_19-4.htm
Ангел диктует Иоанну Богослову

читайте Новый Завет онлайн (bible-book.org)

  • Комментарий к Евангелию от Иоанна
  • Комментарий к 1 Коринфянам

Как появился Новый завет?

Новый завет – для христиан самая важная книга в мире. Скорее он не одна книга, а собрание книг, который был написан многими авторами. Это богатое собрание рассказывает нам о деяниях и учениях Иисуса и его апостолов.

Было бы интересно читать и о том, что было написано противниками Иисуса или великими языческими историками об Иисусе и ранней Церкви. Таких упоминаний все же, к сожалению, мало, но достаточно для того, что ни один компетентный профессионал не может оспорить историчность важнейших периодов жизни Иисуса.

Новый завет для нас достаточный источник для того, чтобы познать Иисуса как нашего Спасителя.

Открывая Новый завет, каждый может сразу видеть, что он включает в себя разные книги. Во-первых, в нем вначале четыре евангелия (Матфей, Марк, Лука и Иоанн), потом Деяния апостолов и большое количество посланий и в завершении Откровение Иоанна Богослова. Как появились эти книги, и как это собрание, названное Новым заветом, стало одной книгой?

Евангелия

Сам Иисус не написал ни одной книги, но был поводом для бесчисленных книг. Самыми важными из них являются евангелия, которые, по сути, не являются биографиями Иисуса. Мы бы с удовольствием узнали больше, к примеру, о юности Иисуса, но евангелия ничего не рассказывают о ней, а открывают лишь несколько событий из его детства после его рождения.

Евангелия имеют одну простую цель, о которой Иоанн пишет так:

«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.»
(Ин 20:30-31).

Все евангелия рассказывают только маленькую часть деятельности и учений Иисуса. На самом деле, описать события одних выходных требовало бы больше места, чем они используют. Иоанн вполне знает, что многое осталось не рассказанным:

«Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.»
(Иоанн 21:25).

В возникновении евангелий можно различать следующие стадии:

  1. Историческая деятельность Иисуса.
    Иисус учил народ в течение трех лет. Он произвел большое впечатление на бесчисленных людей, которые тысячами толпились слушать его учение. Во времена Иисуса вся Палестина была полна рассказами об Иисусе. Как отмечено, его постоянные слушатели слышали намного больше слов от него, чем мы можем читать в Новом завете. В особенности это касается учеников Иисуса и более того ближайших последователей, двенадцати апостолов.

  2. 2. Устное предание.
    После смерти и воскресения Иисуса рассказы об Иисусе все еще рассказывались. В ранней церкви в Иерусалиме апостолы знали, что в действительности случилось. Евангелие, проповеданное ими устно, родило Церковь. Центром Евангелия были рождение, смерть и воскресение Христа.

  3. 3. Письменное предание.
    Число тех, которые лично слышали самого Иисуса, стало сокращаться и поэтому слова Иисуса хотели записывать. Нам не известно, какие сборники изречений Иисуса существовали до написания евангелий. Все же, такие были, и из них значительным был так называемый источник Логия, который был использован евангелистами Матфеем и Лукой.

  4. 4. Готовые евангелия.
    У авторов евангелий было много разных источников, когда они писали об Иисусе. Автор раннейшего евангелия, Марк, собирал большой запас устного предания, видимо по большей части связанного с учениями апостола Петра, так как все рассказывается с точки зрения Петра. Матфей и Лука уже знали евангелие Марка и дополняли его с помощью своих источников. Иоанн, автор позднейшего евангелия, видимо, знал произведения своих предшественников, но написал свое евангелие со своей собственной точки зрения. С помощью этих четырех евангелий передается богатая и многогранная картина о жизни и учениях Иисуса Назарянина и о его роли как искупителя наших грехов.

Четыре евангелия Нового завета написаны приблизительно между 70-90/100 гг. после Христа, то есть около 40-60/70 лет после смерти и воскресения Иисуса. Здесь уместен мысленный эксперимент: Найдете ли Вы людей, которые могут рассказывать о событиях 40-летней давности? На самом деле, даже период 70 лет не делает устной традиции недостоверной. Написанные в ранний период евангелия еще весьма близки к Иисусу, и их рассказы достоверны.

До наших дней сохранились и другие евангелия, которые не входят в Новый завет. Эти так называемые апокрифические евангелия создавались вне главной церкви и намного позже, чем четыре так называемых канонических евангелия. Для церкви они никаким образом не полезны, и для исследователей они являются очень недостоверным источником. По хорошей причине их оставили вне Нового завета. Заинтересованный в теме читатель может легко найти их в переводах на английский язык, и некоторое количество из них переведены и на русский язык (в том числе, евангелие Фомы).

Деяния апостолов

Лука написал в продолжение своего евангелия вторую часть, которая рассказывает о том, как евангелие пришло в Рим. Это в своем жанре единственное произведение среди книг Нового завета. Но зато вне Библии до нас дошло большое количество рассказов об апостолах, к примеру, Деяния Петра и Деяния Павла. Эти книги написаны заметно позже, чем книги Нового завета и часто содержат рассказы, полные фантастическими сюжетами. Также эти произведения легко найти в переводах.

Послания

По количеству большая часть из книг Нового завета являются посланиями. Значительнейшая группа из них — послания Павла. Их центром является прощение грехов, дар Божий, который он отдал как евреям, так и всем народам в смерти и воскресении Христа. Кроме этих, в Новом завете есть послания и других апостолов (Иаков, Иоанн, Иуда, Петр) и написанное неизвестным для нас великим богословом послание к Евреям.

Эти послания возникли для острой нужды. С их помощью хотели противостоять распространяющимся лжеучениям или учить новых приходов на правильный христианский образ жизни. Эти письма все еще являются нормативными для христиан и сохраняют апостольское учение об Иисусе. В отношении многих посланий исследователи сомневаются, является ли их автором тот, имя которого они носят. На самом деле этот вопрос не так важен: Бог не случайно позволил этим книгам стать частью Библии.

Откровение Иоанна Богослова

Самая последняя книга всей Библии, Откровение Иоанна Богослова, является уникальной среди книг Нового завета. Она основывается на пророческом откровении Иоанна, с помощью которого Бог счел нужным утешать свою преследованную Церковь. Это великолепная книга открывается с помощью ее образов и символов. Ее невозможно понять правильно без хорошего знания Ветхого и Нового завета. Поэтому этой благородной книгой часто злоупотребляют и ей разжигают страх. В действительности это книга милости и утешения.

Как был Новый завет собран?

Итак, в ранней Церкви было изобилие богатой литературы, и ее продолжали написать во втором и третьем веках, в течение которых выступают такие богословы, как например, Климент епископ Римский, Игнатий епископ Антиохийский и Иустин Мученик. Тем не менее, их произведения не являются частью Нового завета, даже не говоря о вышеупомянутых апокрифических евангелиях и апокрифических деяниях апостолов. А что взялось и что осталось?

В данный момент во многих кругах (часто, в том числе, среди мусульман) стремятся подчеркивать, что Церковь только в IV веке свободно взяла или оставляла, что хотела, и так поступая, фальсифицировала изначальную весть об Иисусе. Такого же представления в христианских кругах поддерживают те, которые подчеркивают какие-то другие нормы кроме Библии. В действительности решениям вселенских соборов предшествовала длительная церковная практика — чтение текстов в богослужениях. Сборники посланий Павла существовали уже до II века, и четыре евангелия упрочили свое положение в 100-х годах. В то же время также другие книги Нового завета нашли свое место в христианском мире. В III веке и еще в течение следующего велась оживленная дискуссия о сборнике священных писаний, но она касалась главным образом некоторых книг (в особенности Послания к Евреям и Откровения Иоанна Богослова). Церковные соборы (на западе Гиппон 393 г., на востоке Лаодикия около 360 г.) только присоединялись к той традиции, которая чтением священных писаний на богослужения уже было оформлена за лет двести до этого, в частности, как в ответ на распространившиеся еретические тексты. Мы верим, что Святой Дух Божий руководил Церковью при выборе книг Нового завета, и это укреплялась прочным и ранним преданием.

Многие оставшиеся вне Библии книги являются полезными для чтения. В особенности здесь следует отметить Писания Апостольских отцов, книги которых лишь немного моложе Нового завета. Все же, эти писания не являются равными Святой Библии.

Рукописи

К сожалению, у нас нет, к примеру, написанного Матфеем оригинала его евангелия. Мы вынуждены довольствоваться копиями оригиналов и копиями копий. Проблема рукописей Нового завета не чужда современной науке. Все древние тексты сохранились до наших дней в копиях, и ни из одного другого текста так много рукописей, как из Нового завета. Сравнивая разные рукописи можно достичь достоверной картины о том, что в свое время, к примеру, Матфей написал. Очень редко возникает неуверенность и даже в этих случаях речь идет не о главных вопросах нашей веры. Тщательно составленный на основе разных рукописей на языке подлинника (на греческом) Новый завет содержит достоверное апостольское евангелие.

Переводы

Новый завет был написан в свое время на древнегреческом языке, и поэтому пасторы должны уметь читать тексты в оригинале. Значительным плодом реформации было желание донести Библию до каждого человека на его родном языке. Библия или ее части переведены на многочисленные современные языки. Так как язык меняется в течение десятилетий и веков, нужны новые переводы. Глобально существуют разные переводы, часть из которых стремится к дословному переводу и часть к плавности перевода.
На этом сайте из финских переводов используется перевод 1992-го года, из английских English Standard Version и из русских Синодальный перевод.

Значит, что у нас в руках?

Новый завет является написанным людьми сборником книг. Один человек запомнил слово Иисуса и рассказал его дальше другому, который его записывал. Следующий человек писал на основе устных и письменных источников евангелие. Все это мы можем исследовать с помощью науки, и как отмечено выше, нет оснований сомневаться в достоверности евангелий и с точки зрения науки. Но это еще не все. Новый завет является не только созданным людьми сборником книг.

Мы верим, что как Новый завет, так и вся Библия является вестью Бога к нам. Когда мы читаем Библию, Бог говорит нам и Бог гарантирует каждое слово, которое передано им через людей. Эту сторону Библии никто не может научно исследовать.

Что отличает этот сборник книг от всех других религиозных текстов? Согласно христианской вере, сам слово Божие влияет так, что человек верить, что это слово Божие. Никакие человеческие заверения не могут такого сделать. В Фессалониках Павел проповедовал Христа, и большинство игнорировало его весть. Но некоторые остановились и узнали в проповеди апостолов призыв всемогущего Бога:

«Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих.»
(1 Фес. 2:13)

Все еще люди, читающие Библию, могут столкнуться с тем же, как те, которые были высланы с задачей схватить Иисуса, но которые не смогли свою задачу выполнить:

«Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.»
(Ин. 7:45-46)

Воскресший из мертвых Христос жив и действует, и его слова не исчезнут, даже если небо и земля исчезнут.

Библия – эта книга, которая вошла в основу нескольких мировых религий, таких как христианство, ислам и иудаизм. Отрывки Священных Писаний переведены на 2062 языка, что составляет 95 процентов языков всего мира, причем на 337 языках можно прочесть текст целиком.

Библия оказала влияние на жизненный уклад и мировоззрение людей со всех континентов. И не важно, верите вы в Бога или нет, но как образованный человек, должны знать, что собой представляет книга, на текстах которой основываются законы нравственности и человеколюбия.

Само слово Библия переводится с древнегреческого языка как «книги» и является собранием текстов разных авторов написанных на разных языках и в разное время при содействии Божиего Духа и по Его внушению. Эти сочинения легли в основу догматики многих религий и в своем большинстве считаются каноническими.

Слово «евангелие» обозначает «благовестие». Тексты Евангелие описывают жизнь Иисуса Христа на земле, его деяния и учение, Его распятие и воскресение. Евангелие входят в состав Библии, а точнее Нового Завета.

Структура

Библия состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет включает в себя 50 писаний, из которых только 38 Православная церковь признает боговдохновленными, то есть каноническими. Среди двадцати семи книг Нового Завета четыре Евангелие, 21 апостольское послание и Деяние святых апостолов.

Реклама

Евангелие состоит из четырех канонических текстов, причем евангелие от Марка, Матфея и Луки называют синоптическими, а четвертое евангелие от Иоанна было написано несколько позже и коренным образом отличается от других, но имеется предположение, что его основу составил еще более древний текст.

Язык написания

Библия писалась разными людьми на протяжении более, чем 1600 лет, а, следовательно, в ней объединены тексты на разных языках. Ветхий Завет преимущественно изложен на иврите, однако встречаются писания и на арамейском языке. Новый Завет был написан в основном на древнегреческом.

Евангелие написано на греческом языке. Однако не стоит путать тот греческий не только с современным языком, но и с тем, на котором были написаны лучшие произведения древности. Этот язык был близок к древнеаттическому диалекту и назывался «диалектом койнэ».

Время написания

На самом деле, сегодня сложно определить не то чтобы десятилетие, но и век написания Священных книг.

Так самые ранние рукописи Евангелие датируются вторым-третьим веками нэ, но имеются свидетельства, что евангелисты, чьи имена стоят под текстами, жили в первом веке. Доказательств того, что именно в это время были написаны рукописи, нет, если не считать нескольких цитат в текстах, датированных концом первого — началом второго веков.

С Библией вопрос стоит проще. Считается, что Ветхий Завет писали в период с 1513 года до нэ по 443 год до нэ, а Новый Завет с 41 года нэ по 98 год нэ. Таким образом, для написания этой великой книги понадобился не то что не один год или десятилетие, а более полутора тысяч лет.

Авторство

У любой книги, каждого текста есть автор. Но кто в таком случае автор Библии?

Верующий человек, не задумываясь, ответит, что «Библия – слово Божье». Получается, что автор – сам Господь Бог. Тогда откуда в составе Библии, скажем Премудрость Соломона или Книга Иовы? Получается автор не один? Предполагается, что Библию писали простые люди: философы, землепашцы, военные и пастухи, врачи и даже цари. Но было у этих людей особое боговдохновение. Они не излагали собственных мыслей, а просто держали в руках карандаш, в то время как Господь водил их руку. И все же, каждый текст имеет свой стиль написания, чувствуется, что они принадлежат разным людям. Несомненно, они могут называться авторами, но все же в соавторах у них был сам Бог.

Авторство Евангелие долгое время ни у кого не вызывало сомнения. Считалось, что тексты написаны четырьмя Евангелистами, имена которых всем известны: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. На самом же деле авторами их с полной уверенностью назвать нельзя. Доподлинно известно только то, что все действия, описанные в этих текстах, не проходили при личном свидетельстве евангелистов. Скорее всего, это собрание так называемого «устного творчества», рассказанное людьми, имена которых навсегда останутся тайной. Это не окончательная точка зрения. Исследования в этой области продолжаются, но на сегодняшний день многие священнослужители предпочли все же говорить прихожанам, что Евангелие было написано неизвестными авторами.

Выводы TheDifference.ru

  1. Евангелие является составной частью Библии, относится к текстам Нового Завета.
  2. Библия – более раннее писание, начатое в 15 веке до нашей эры и растянувшееся на1600 лет.
  3. Евангелие описывает только жизнь Иисуса Христа на земле и Его вознесение на небеса, Библия помимо того повествует о сотворении мира, об участии Господа Бога в жизни евреев, учит нести ответственность за каждое свое действие и т.д.
  4. Библия включает в себя тексты на разных языках. Евангелие написано на древнегреческом языке.
  5. Авторами Библии считаются боговдохновленные простые люди, авторство Евангелие вызывает споры, хотя не так давно приписывалось четырем евангелистам: Матфею, Марку, Луке и Иоанну.

От Матфея 1–4. Матфей рассказывает о родословии и рождении Иисуса Христа. Волхвы ищут Царя Иудейского. Получив руководство во сне, Иосиф уводит Марию и младенца Иисуса в Египет, а затем – в Назарет. Иоанн Креститель проповедует Евангелие покаяния и крестит Иисуса Христа. Спаситель подвергается искушениям в пустыне. Он начинает Свое земное служение, обучая и исцеляя людей.

От Матфея 5–7. Иисус произносит Нагорную проповедь.

От Матфея 8–12. Иисус исцеляет прокаженного, усмиряет бурю, изгоняет бесов, оживляет дочь Иаира и дает зрение слепым. Он передает Двенадцати власть делать то, что делает Он, и направляет их на проповедь Евангелия. Иисус провозглашает, что Иоанн Креститель – больше, чем пророк. Спаситель исцеляет в день субботний.

От Матфея 13–15. Иисус обучает с помощью притчей. Казнь Иоанна Крестителя. Иисус насыщает более пяти тысяч человек. Он идет по морю Галилейскому, и Петр идет навстречу Ему по воде. Книжники и фарисеи задают Иисусу вопросы.

От Матфея 16–18. После того как Петр свидетельствует, что Иисус есть Мессия, Спаситель говорит, что Он передаст ключи Царства Божьего Петру и другим Апостолам. Иисус Христос преображен на горе, где Петр, Иаков и Иоанн получают ключи священства. Иисус оставляет Своим ученикам указания о том, как руководить Церковью, и учит, что Бог не простит нас, если бы не будем прощать окружающих людей.

От Матфея 19–23. Спаситель говорит о вечной природе брака. Он входит в Иерусалим и очищает храм. С помощью притчей Иисус разоблачает злые помыслы иудейских руководителей, которые выступают против Него. Он скорбит из-за грядущего разрушения Иерусалима.

От Матфея 24–25. Джозеф Смит – от Матфея Иисус Христос пророчествует о разрушении Иерусалима. Он рассказывает, каким образом Его последователи могут готовиться к Его возвращению.

От Матфея 26–27. Иисус принимает Пасхальную пищу вместе со Своими учениками и учреждает причастие. Он страдает в Гефсиманском саду; Его предательство, заключение под стражу, допрос перед иудейскими и римскими властями и распятие. Его смерть и погребение.

От Матфея 28. Воскресший Спаситель является Своим ученикам. Он дает Апостолам наказ нести Евангелие всем народам.

3.4.1 Знать общее содержание Евангелий от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, уметь кратко рассказать о евангелистах

Все четыре Евангелия (слово «Евангелие» в переводе с греческого означает «благая весть») повествуют о жизни и учении Христа Спасителя, о Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении, Его преславном Воскресении из мертвых и Вознесении на небо. Взаимно дополняя и разъясняя друг друга, они представляют собой единую целую книгу, не имеющую никаких противоречий и несогласий в главном и основном.
Традиционным символом для четырех Евангелий является колесница, которую видел пророк Иезекииль при реке Ховар (1: 1-28) и которая состояла из четырех существ – человека,
льва, тельца и орла. Эти существа, каждое в отдельности, и стали символами евангелистов. Христианское искусство, начиная с пятого века, изображает св. Матфея с человеком или
ангелом, св. Марка – со львом, св. Луку – с тельцом, св. Иоанна – с орлом.
Символом евангелиста Матфея стал человек потому, что он в своем Евангелии особенно подчеркивает человеческое происхождение Господа Иисуса Христа.
Символ св. Марка – лев, царственное животное, символ мощи и силы, ибо св. Марк выводит в особенности царственное всемогущество Господа, дает в своем Евангелии сильное, яркое впечатление о чудесах Христовых, подчеркивая этим царское величие Господа. В его Евангелии Иисус Христос не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.
Символ св. Луки – телец (телец как жертвенное животное в Ветхом Завете). Св. Лука говорит по преимуществу о Христе как о великом Первосвященнике, принесшем Самого Себя в жертву за грехи мира.
Св. Иоанн Православная Церковь сравнивает с орлом, так как св. Иоанн особой возвышенностью своих мыслей и даже самой величественностью своего слога высоко парит в
небе, подобно орлу.
Из четырех Евангелий содержание первых трех – от Матфея, Марка и Луки – во многом совпадает, близко друг к другу, как по самому повествовательному материалу, так и по форме изложения; четвертое же Евангелие от Иоанна в этом отношении стоит особняком, значительно отличаясь от первых трех, как излагаемым в нем материалом, так и самим стилем, формой изложения.
В связи с этим первые три Евангелия принято называть «синоптическими», от греческого слова «синопсис», что значит «изложение в одном общем образе». Но хотя первые три Евангелия весьма близки между собой и по плану и по содержанию, которое легко может быть расположено в соответствующих параллельных таблицах, в каждом из них есть, однако, и свои особенности. Так, если все содержание отдельных Евангелий определить в 100%, то у Матфея оказывается 58% сходного с другими содержания и 42% отличного от других; у Марка – 93% сходного и 7% отличного; у Луки – 41% сходного и 59% отличного, у Иоанна – 8% сходного и целых 92% отличного. Сходства замечаются, главным образом, в передаче изречений Христа Спасителя, разности же – в повествовательной части. Когда Матфей и Лука в своих Евангелиях буквально сходны между собой, с ними всегда согласуется и Марк; сходство между Лукой и Марком гораздо ближе, чем между Лукой и Матфеем; когда у Марка имеются дополнительные черты, они обычно бывают и у Луки, чего нельзя сказать о чертах, встречающихся только у Матфея; и, наконец, в тех случаях, где ничего не сообщает Марк, евангелист Лука часто отличается от Матфея.
Синоптические Евангелия повествуют почти исключительно о деятельности Господа Иисуса Христа в Галилее, св. Иоанн – в Иудее. Синоптики рассказывают, главным образом, о чудесах, притчах и внешних событиях в жизни Господа, св. Иоанн ведет рассуждение о глубочайшем ее смысле, приводит речи Господа о возвышеннейших предметах веры.
Основная разница между синоптиками и св. Иоанном – в передаваемых ими беседах Господа. У синоптиков эти беседы весьма просты, легко доступны пониманию, популярны; у Иоанна – они глубоки, таинственны, часто трудны для понимания, как будто предназначены не для толпы, а для какого-то более тесного круга слушателей. Но это так и есть: синоптики приводят речи Господа, обращенные к галилеянам, людям простым и невежественным, Иоанн передает, главным образом, речи Господа, обращенные к иудеям, книжникам и фарисеям – людям, искушенным в знании Моисеева закона, более-менее высоко стоявшим на ступенях тогдашней образованности. Кроме того, у Иоанна была особая цель – возможно полнее и глубже раскрыть учение о Иисусе Христе как о Сыне Божием, а это тема, конечно, более трудная для понимания, чем столь понятные, легко доступные пониманию каждого притчи синоптиков.
Кроме того, Евангелие от Иоанна было написано гораздо позже остальных трех
Евангелий, в конце первого века, около 96 года после Рождества Христова, тогда как
Иерусалимский Храм был разрушен римлянами в 70 году.
Для лучшего понимания Евангелия познакомимся ближе с личностью и жизнью каждого из четырех евангелистов, и с теми обстоятельствами, при которых каждое из четырех Евангелий было написано.

1. Евангелие от Матфея.
Матфей был одним из 12 Христовых апостолов. До призвания к апостольскому
служению он был мытарем, то есть сборщиком налогов и за это был нелюбим своими соотечественниками-евреями, поскольку мытари собирали налоги для римлян – иноверных поработителей еврейского народа. Тронутый до глубины души милостью Господа, призвавшего его сразу же после совершенного Спасителем чуда исцеления расслабленного
(Мф. 9:9), несмотря на общее презрение к нему евреев и особенно духовных вождей еврейского народа – книжников и фарисеев, Матфей всем сердцем воспринял учение Христово и особенно глубоко уразумел его превосходство над преданиями и воззрениями фарисейскими, носившими печать лишь внешней праведности, самомнения и презрения к грешникам. По этой же причине евангелист особенно близко принял к сердцу дело спасения своего родного еврейского народа,
а потому его Евангелие написано преимущественно для евреев. Матфей ставит своей целью доказать им, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о Котором предсказывали ветхозаветные пророки. Поэтому Матфей начинает свое Евангелие родословием Иисуса
Христа, желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама, и делает громадное
количество ссылок на Ветхий Завет, чтобы доказать исполнение на Нем ветхозаветных пророчеств. Назначение первого Евангелия видно также из того, что св. Матфей, упоминая об иудейских обычаях, не объясняет их смысла и значения, как это делают другие евангелисты.
Написав свое Евангелие для соотечественников-евреев (как полагают, в 8-м году по вознесении Господнем), св. Матфей долгое время и проповедывал для них в Палестине, но потом удалился для проповеди в другие страны и окончил свою жизнь мученической смертью в
Эфиопии в 60-м году после Рождества Христова.

2. Евангелие от Марка.
Второе Евангелие написано св. Марком, который носил еще имя Иоанна, был по
происхождению иудеем, но не состоял в числе 12 апостолов Господа, поэтому он и не мог быть таким постоянным спутником и слушателем Спасителя, каким был св. Матфей. Свое Евангелие он написал со слов и под руководством св. апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был
очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа. Марк участвует впоследствии в
первом путешествии св. апостола Павла в Пергию (город, расположенный на южном побережье Малой Азии). По преданию, св. апостол Петр поставил св. Марка первым епископом Александрийской церкви. В Александрии апостол Марк крестил многих жителей этого города, что возбудило против него ненависть язычников, и они решили убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол совершил хиротонию епископа и рукоположил трех пресвитеров. Язычники напали на святого Марка, когда он совершал богослужение. Его избили и бросили в темницу. На следующий день толпа повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки, Твои, Господи, предаю дух мой». Язычники хотели сжечь тело апостола. Но когда разожгли костер, все померкло, раздался гром
и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и прогребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года.
Евангелие от Марка представляет собой в сущности запись устной проповеди св. апостола Петра, которую св. Марк сделал по просьбе христиан, живших в Риме. Само
содержание второго Евангелия ясно свидетельствует о том, что оно предназначено для
христиан из язычников. Язычники, в отличие от иудеев, не были знакомы с Ветхим Заветом, поэтому св. Марк, в отличие от евангелиста Матфея, очень мало говорит об отношении учения Спасителя к Ветхому Завету и совсем редко приводит ссылки на ветхозаветные священные книги. Даже нагорная проповедь, объясняющая превосходство новозаветного канона перед ветхозаветным, опускается. Св. Марк, говоря о каком-либо городе, часто поясняет, где этот город находится. Отсюда можно сделать вывод, что апостол писал свое Евангелие для людей, не знакомых с географией Иудеи, Галилеи и прилегающих к ним территорий, т. е. не для иудеев. Вместе с тем мы встречаем в данном Евангелии латинские слова, как например
«speculator» («оруженосец», 6:27), «centurio» («сотник»,15:44-45).
В основном содержание Евангелия от Марка весьма близко содержанию Евангелия от
Матфея, но отличается по сравнению с ним большей краткостью, сжатостью.

3. Евангелие от Луки.
Кто был по своему происхождению писатель третьего Евангелия св. Лука, в точности
неизвестно. Принято считать, что св. Лука был по своему происхождению язычником, возможно принявшим иудейство. По роду своих занятий он был врачом и живописцем. По преданию, он написал первые иконы Божьей Матери. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Из того, что в его Евангелии содержатся
наставления Господа 70 ученикам, со всей подробностью изложенные (Лк. 10-1:16), делают заключение, что он принадлежал к числу 70 учеников Христовых. Из книги Деяний апостольских видно, что начиная со второго путешествия св. апостола Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Есть сведения, что после смерти ап. Павла св. Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии.
Св. Лука написал свое Евангелие в 62-63 годах в Риме по просьбе некоего знатного мужа Феофила, жившего в Антиохии, для которого он написал затем и книгу деяний Апостольских. При этом он пользовался повествованиями очевидцев и некоторыми уже тогда существовавшими письменными записями о жизни и учении Господа. Это записи и повествования были повергнуты самому тщательному исследованию, а потому и Евангелие его отличается особенной точностью.
Феофил, для которого было написано Евангелие, не был жителем Палестины и не бывал в Иерусалиме, поэтому Лука делает много географических пояснений.
Основная мысль Евангелия от Луки – что Мессия-Христос пришел на землю не для
иудеев только, но и для язычников, и есть Спаситель всего мира, всех людей. Поэтому св. Лука доводит родословие Иисуса Христа до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога.

4. Евангелие от Иоанна.
Четвертое Евангелие написано возлюбленным учеником Христовым св. Иоанном
Богословом. Св. Иоанн был сыном галилейского рыбака Зеведея и Саломии. Зеведей был человеком, по-видимому, состоятельным, ибо имел работников и был не малозначительным членом иудейского общества, ибо сын его Иоанн имел знакомство с первосвященников. Мать его Соломия была дочерью Иосифа-обручника, служила Господу и была одной из жен- мироносиц.
Иоанн был сначала учеником св. Иоанна Крестителя. Услышав его свидетельство о Христе, он тотчас вместе с Андреем последовал за Христом. Постоянным учеником Господа он сделался после чудесной ловли рыб на Геннисаретском озере, когда Господь сам призвал его вместе с братом Иаковом. Вместе с Петром и братом своим Иаковом он удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Господь, будучи на кресте, поручил Иоанну Свою Пречистую Матерь, сказав ему: «Се, матерь твоя» (19:27).
После Вознесения Господня мы часто видим св. Иоанна вместе со св. апостолом Петром. Со времени разрушения Иерусалима (70-й год после Р. Х.) местом жизни и деятельности св.
Иоанна делается г. Ефес в Малой Азии. Царем Траяном за свою проповедь св. Иоанн был
сослан в заключение на остров Патмос. Находясь там, он и написал свое Евангелие. По смерти Траяна блаженный Иоанн возвратился с острова, поселился в Эфесе и дожил до 120-ти лет, где и скончался своей смертью, по преданию, весьма загадочной (Иоанн 21:23: «И пронеслось слово между братьями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»).
Четвертое Евангелие написано Иоанном по просьбе ефесских христиан или даже молоазийских епископов. Целью написания четвертого Евангелия было желание дополнить повествование первых трех евангелистов. В то время как первые три евангелиста часто повествуют об одних и тех же событиях и приводят одни и те же слова Господа, Иоанново Евангелие сильно отличается от них своим содержанием, заключая в себе повествования о событиях и приводя речи Господа, о которых часто нет никакого упоминания в первых трех Евангелиях.
Евангелие от Иоанна в древности именовалось «Евангелием духовным», так как оно начинается учением о Божестве Спасителя, и далее содержит в себе целый ряд самых возвышенных речей Господа, в которых раскрывается Его Божественное достоинство и глубочайшие таинства веры.
Никто не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как Иоанн в своем Евангелии и в трех соборных посланиях христианского учения о двух основных заповедях Закона Божия – о любви к Богу и о любви к ближнему – вот почему св. Иоанна еще называют «апостолом любви».

    3.4.1.1. указать в Новом Завете места, говорящие о предсказании пришествия Спасителя;
    3.4.1.2. рассказать о земной жизни Спасителя и о двунадесятых праздниках, страстях Господних и Святом Воскресении;
    3.4.1.3. рассказать о призвании апостолов и знать их имена, или знать источники где их можно найти;
    3.4.1.4. рассказать о чудесах в Канне Галилейской, воскрешении Лазаря; насыщении хлебами и изгнании бесов;
    3.4.1.5. рассказать о двух притчах (на выбор): о сеятеле, о богатом и Лазаре, о блудном сыне, о мытаре и фарисее.
    3.4.2. Иметь общее представление о Деяниях апостолов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *