Креационная теория

Если бы динозавры были чуть-чуть попроворнее и успели погрузиться в Ноев ковчег, то, возможно, наша сегодняшняя жизнь выглядела именно так.
Джеймс Гурни. «Динотопия». Источник: dmt-nexus.com

Недавно в Нью-Йорке вышла книга эволюционного генетика Чикагского университета Дж. Койна «Почему эволюция истинна» (J.Coyne «Why Evolution is True», 2009). Автор начинает с того, что все хотят знать об эволюции, но мало кто осмеливается простым доходчивым языком объяснить, что же это такое. В этот естественный зазор и «пробирается» креационизм.

Койн признает, что современные эволюционисты ведут нескончаемые споры вокруг главной проблемы видообразования, про которое сам Дарвин не сказал ничего определенного. Ей была посвящена большая статья в журнале Nature, вышедшем через месяц после дня рождения автора «Происхождения видов». В ней приводится ответ знаменитого эволюциониста Дж. Холдейна, который на вопрос теологов о Создателе – Сreator – ответил, что тот «имел неординарную любовь к жукам», создав больше всего их видов!

Название терминов «креационизм» и «креативность» происходит от латинского «креаре» – «создаю» и «созидаю», «творю» и «выращиваю». Креационизм имеет еще и другое название – «Разумный замысел» – Intellectual Design. Главный аргумент в этой концепции – необычайная сложность живого мира. Она настолько многоуровневая – биосфера и человечество, отдельный организм и его клетка, цитоплазма и ядро, хромосомы и геном, отдельный ген и кодируемый им протеин, – что не могла, мол, быть создана случайным образом и лишь под действием «вульгарного» отбора.

Современный креационизм ведет свое начало от книги Г.Морриса «Научный креационизм», увидевшей свет в 1974 году. За шесть лет до этого в Принстоне был удостоен докторской степени голландец Н. Рупке, участвовавший в раскопках, проводившихся адвентистом Коффином, по совместительству членом американского «Геологического общества Потопа». Моррис, кстати, был соавтором книги «Потоп Творения». Рьяные сторонники креативного Потопа исходят из находки 1908 года, когда на меловой террасе реки Паллукси, что течет в южном Техасе, были найдены трехпалые следы древнего┘ динозавра, пробежавшего по илистому берегу около 120 миллионов лет назад!

Об удивительной находке – первых следах динозавров, ставших известными палеонтологам, – благополучно забыли до 1960 года, когда вышла книга «Потоп от времен Сотворения», в которой авторы ничтоже сумняшеся заявляли, что среди трехпалых динозавровых отпечатков видны и┘ человеческие следы! Не смущало «сотворенцев» и то, что размер стопы древних гигантов мысли – «перво-Адамов» – достигал 15–20 дюймов, то есть полуметра и больше. Весь этот креативный дизайн был направлен против Дарвина.

Все доводы креационистов были развенчаны в 1986 году на специально созванной конференции, посвященной следам на реке Паллукси. Оказалось, что пальцы, отпечатавшиеся в меловой породе, имели когти, что у человека не может быть по определению. Моррис, принявший вместе с другими креационистами участие в конференции, признал, что «в настоящее время нет научных свидетельств, доказывающих наличие следов человека на берегах Паллукси». Он также посоветовал своим коллегам «не использовать следы Паллукси в качестве доказательства против теории эволюции». Казалось бы, что все разрешилось самым естественным образом, однако, как выяснилось, «жив курилка».

Креационисты тоже читают статьи молекулярных биологов. Сторонники интеллектуального дизайна использовали в качестве довода непознаваемой сложности замысла Создателя молекулярное строение белкового «мотора», обеспечивающего движение бактериального жгутика. В течение нескольких десятилетий, прошедших с момента появления первых электронно-микроскопических снимков этого самого мотора, креационисты использовали их в качестве довода «против Дарвина» и как свидетельство акта божественного созидания.

И вот накануне дарвиновского юбилея в журнале «Тенденции в микробиологии» выступил Л.Снайдер из Бирмингемского университета со статьей «Разнообразие бактериальных жгутиков и эволюция». В ней он описал гомологию, то есть биологическое родство, между протеиновым компонентом жгутикового мотора и белком – транспортером магниевых ионов, проводящим в клетку необходимый ей магний. Так ученым приходится «защищаться» от людей, использующих биологическое невежество публики, чтобы морочить ей голову заявлениями о неспособности природы за миллиарды лет создать сложные структуры.

Креационизм пришел к нам из-за океана, поскольку в тех же США с ним довольно жестко борются, пресекая всякие попытки его проникновения и протаскивания в государственные школы. Не далее как в 2005 году Верховный суд страны решительно отклонил резоны и доводы сторонников Разумного плана, который был объявлен принадлежностью креационистов и их религиозных предшественников, поэтому не может преподаваться в школе. Хотелось бы, чтобы и наши дети, учащиеся государственных школ, были ограждены от всего этого, а просто изучали органическую эволюцию живого и неорганическую, которая постоянно идет в глубинах Вселенной.

КРЕАЦИОНИЗМ — религиозное и философское учение о творении мира и человека Богом.

Пред­по­сыл­ки для фор­ми­ро­ва­ния Креационизма воз­ник­ли в про­цес­се раз­ви­тия кос­мо­го­нических ми­фов бла­го­да­ря тер­ми­но­ло­гической фик­са­ции от­ли­чия ак­та тво­ре­ния от других дей­ст­вий бо­же­ст­ва (био­ло­гического по­ро­ж­де­ния, ре­мес­лен­но­го из­го­тов­ле­ния, борь­бы и т. п.), вы­сту­паю­щих в ка­че­ст­ве фак­то­ров кос­мо­го­нического про­цес­са. В ла­тент­ной фор­ме креа­цио­ни­ст­ские эле­мен­ты при­сут­ст­ву­ют уже в ар­ха­ических ми­фо­ло­ги­ях Древ­не­го Вос­то­ка (древнеегипетской, шу­мер­ской, ас­си­ро-ва­ви­лон­ской), од­на­ко наи­бо­лее яв­но тен­ден­ция к Креационизму про­яви­лась в Свя­щен­ном Пи­са­нии ев­ре­ев. Как свое­об­раз­ный тип он­то­ло­гии, Креационизм вы­ра­бо­тал­ся главным образом в рам­ках вет­хо­за­вет­ной и но­во­за­вет­ной тра­ди­ций, пер­во­на­чаль­но — в хо­де позд­не­ан­тич­ной ре­цеп­ции биб­лей­ско­го по­ве­ст­вова­ния (в осо­бен­но­сти в книге Бы­тие и в Еван­ге­лии от Ио­ан­на) о Со­тво­ре­нии ми­ра. Пред­став­ле­ния о тво­ре­нии бы­ли так­же свое­об­раз­но пе­ре­ра­бо­та­ны в ара­бо-му­сульманские тра­ди­ции, сфор­му­ли­ро­вав­шей свою вер­сию креа­цио­низ­ма.

Хри­сти­ан­ский Креационизм по­лу­чил раз­вёр­ну­тую фор­му­ли­ров­ку в пе­ри­од пат­ри­сти­ки — сна­ча­ла в рам­ках биб­лей­ской эк­зеге­зы, а за­тем в хо­де раз­ра­бот­ки основных прин­ци­пов хри­сти­ан­ско­го сис­те­ма­тического бо­го­сло­вия. По­ня­тий­ные сред­ст­ва для та­кой фор­му­ли­ров­ки бы­ли вы­ра­бо­та­ны на греческом языке в со­чи­не­ни­ях Фи­ло­на Алек­сан­д­рий­ско­го, Кли­мен­та Алек­сан­д­рий­ско­го, Ори­ге­на и кап­па­до­кий­ских от­цов, на ла­ты­ни — пре­ж­де все­го в тво­ре­ни­ях блаженного Ав­гу­сти­на, ус­та­но­вив­ше­го в ка­че­ст­ве пер­вич­но­го он­то­ло­гические раз­ли­че­ния веч­но­го и не­из­ме­няе­мо­го Твор­ца и вре­мен­ной и из­мен­чи­вой тва­ри, а так­же в со­чи­не­ни­ях Ио­ан­на Ско­та Эриу­ге­ны, раз­ли­чав­ше­го та­кие ви­ды сущ­но­стей, как «тво­ря­щее и не­со­тво­рён­ное», «тво­ря­щее и со­тво­рён­ное», «не­тво­ря­щее и со­тво­рён­ное». По­ня­тие Креационизма на­шло от­ра­же­ние в Сим­во­лах ве­ры, со­дер­жа­щих оп­ре­де­ле­ние еди­но­го Бо­га как Твор­ца.

В пе­ри­од ста­нов­ле­ния в ка­че­ст­ве уче­ния Креационизм про­ти­во­сто­ял как различным вер­си­ям не­оп­ла­то­нической тео­рии эма­на­ции, так и на­ту­ра­ли­стическим пред­став­ле­ни­ям о фор­мо­об­ра­зо­ва­нии и упо­ря­до­че­нии веч­но су­щей ма­те­рии (смотри Фор­ма и ма­те­рия). В хо­де дис­кус­сий во­круг по­ня­тия тво­ре­ния вы­яви­лось ло­гическое за­труд­не­ние — с од­ной сто­ро­ны, тво­ре­ние долж­но мыс­лить­ся как акт, с другой сто­ро­ны, его нель­зя оп­ре­де­лить как со­бы­тие во вре­ме­ни, — ко­то­рое по-раз­но­му ре­ша­лось различными фи­ло­со­фа­ми и бо­го­сло­ва­ми. Тер­ми­но­ло­гическое оформ­ле­ние Креационизм по­лу­чил в средневековой схо­ла­сти­ке. В «Сен­тен­ци­ях» Пет­ра Лом­бард­ско­го впер­вые бы­ло за­кре­п­ле­но стро­гое раз­ли­чие ме­ж­ду «creare» («из ни­че­го де­лать не­что») и «facere» («соз­да­вать из имею­ще­го­ся ма­те­риа­ла»). Опи­ра­ясь на не­го, Фо­ма Ак­вин­ский обос­но­вал от­ли­чие тво­ре­ния (creatio) от воз­ник­но­ве­ния (generatio) с по­мо­щью ари­сто­те­лев­ских по­ня­тий воз­мож­но­сти и дей­ст­ви­тель­но­сти. По мыс­ли Фо­мы, generatio — это осу­ще­ст­в­ле­ние на­лич­ной воз­мож­но­сти, creatio пред­став­ля­ет со­бой чис­тый акт, ко­то­ро­му ни­ка­кая воз­мож­ность не пред­ше­ст­ву­ет; по­это­му пер­вое мо­жет про­ис­хо­дить по­сте­пен­но, а вто­рое мыс­ли­мо толь­ко как не­де­ли­мое и аб­со­лют­но про­стое.

Раз­ли­че­ние тво­ре­ния и воз­ник­но­ве­ния сыг­ра­ло клю­че­вую роль в тео­ло­гических и фи­лософских дис­кус­си­ях о про­ис­хо­ж­де­нии ду­ши: в про­ти­во­по­лож­ность тра­ду­цио­низ­му, со­глас­но ко­то­ро­му ду­ша вме­сте с те­лом пе­ре­да­ёт­ся че­ло­ве­ку от ро­ди­те­лей, Креационизм ут­вер­жда­ет, что она со­тво­ря­ет­ся Бо­гом и со­еди­ня­ет­ся с те­лом мла­ден­ца.

В ра­цио­на­ли­стической фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни Креационизм стал по­сте­пен­но при­ни­мать всё бо­лее ог­ра­ни­чен­ные фор­мы, от кон­цеп­ции Р. Де­кар­та о веч­ном тво­ре­нии до различных вер­сий де­из­ма.

Креационизм в био­ло­гии. Кон­цеп­ция по­сто­ян­ст­ва ви­дов, рас­смат­ри­ваю­щая мно­го­об­ра­зие ор­га­нического ми­ра как ре­зуль­тат Бо­же­ст­вен­но­го тво­ре­ния. Сфор­ми­ро­ва­лась в конце XVIII — начале XIX веков в свя­зи с пе­ре­хо­дом к сис­те­ма­тическому изу­че­нию мор­фо­ло­гии, фи­зио­ло­гии, ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия и раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов, по­сте­пен­но вы­тес­нив­ше­му пред­став­ле­ния транс­фор­миз­ма о вне­зап­ных пре­вра­ще­ни­ях ви­дов и воз­ник­но­ве­нии ор­га­низ­мов в ре­зуль­та­те слу­чай­но­го со­че­та­ния отдельных ор­га­нов (Эм­пе­докл, Лук­ре­ций, Аль­берт Ве­ли­кий и др.). Сто­рон­ни­ки идеи по­сто­ян­ст­ва ви­дов (П.С. Пал­лас) до­ка­зы­ва­ли, что ви­ды ре­аль­но су­ще­ст­ву­ют, что они дис­крет­ны и ус­той­чи­вы, а диа­па­зон их из­мен­чи­во­сти име­ет стро­гие пре­де­лы. К. Лин­ней ут­вер­ждал, что ви­дов столь­ко, сколь­ко их бы­ло соз­да­но во вре­мя тво­ре­ния ми­ра. Сме­ну флор и фа­ун в па­лео­нто­ло­гич. ле­то­пи­си Ж. Кю­вье объ­яс­нял тео­ри­ей ка­та­ст­роф, ко­то­рая в тру­дах его по­сле­до­ва­те­лей (Ж.Л.Р. Агас­си­са, А. Д’Орбиньи и др.) при­ве­ла к по­сту­ли­ро­ва­нию де­сят­ков пе­рио­дов пол­но­го об­нов­ле­ния ор­га­нического ми­ра Зем­ли. Мно­го­крат­ные ак­ты тво­ре­ния отдельных ви­дов при­зна­вал Ч. Лай­ель. Бла­го­да­ря ши­ро­ко­му и бы­ст­ро­му при­зна­нию идеи эво­лю­ции под влия­ни­ем дар­ви­низ­ма, чис­ло при­вер­жен­цев Креационизма в био­ло­гии уже в середине 1860-х годов силь­но со­кра­ти­лось, од­на­ко идеи Креационизма ак­тив­но об­су­ж­да­лись в фи­лософских и ре­лигиозных док­три­нах. Не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки со­еди­нить идею эво­лю­ции с пред­став­ле­ни­ем о Бо­ге как её из­на­чаль­ной при­чи­не и ко­неч­ной це­ли (Н.Я. Да­ни­лев­ский, П. Тей­яр де Шар­ден и др.). На­чи­ная с 1960-х годов в США, а за­тем в Западной Ев­ро­пе сфор­ми­ро­ва­лось дви­же­ние «на­учного креа­цио­низ­ма», воз­ник­ли мно­го­численные об­ще­ст­ва и ака­де­мии, от­стаи­вав­шие те­зис, что ес­те­ст­во­зна­ние пол­но­стью под­твер­жда­ет дос­то­вер­ность биб­лей­ско­го по­ве­ст­во­ва­ния о со­тво­ре­нии Все­лен­ной и че­ло­ве­ка, а тео­рия эво­лю­ции — лишь од­но из воз­мож­ных объ­яс­не­ний раз­ви­тия ор­га­нического ми­ра. Боль­шин­ст­во био­ло­гов, ис­хо­дя из ре­аль­но­сти эво­лю­ции в це­лом и ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра в ча­ст­но­сти, от­вер­га­ют «тео­рию ра­зум­но­го тво­ре­ния» и счи­та­ют, что до­ка­за­тель­ст­ва «на­учного креа­цио­низ­ма» стро­ят­ся на не­пра­виль­ном по­ни­ма­нии современной тео­рии эво­лю­ции.

  • Создатель в буддизме
  • Джайнизм и некреационизм

  • Теистическая эволюция

Часть серии по
Креационизм
Типы
  • Молодая Земля
  • Умный дизайн
Библейская космология
  • Гипотеза Омфалоса
Креационная наука
Споры о сотворении и эволюции
Религиозные взгляды
Несоздание Эволюция

История креационизма относится к истории мысли , основанной на предположении , что естественная вселенная имела начало, и пришла в бытии сверхъестественного . Термин креационизм в широком смысле охватывает широкий спектр взглядов и интерпретаций и не использовался широко до конца XIX века. На протяжении всей записанной истории многие люди рассматривали Вселенную как сотворенную сущность . Многие древние исторические свидетельства со всего мира касаются или подразумевают создание Земли и Вселенной. Хотя конкретное историческое понимание креационизма использовало разную степень эмпирических , духовных и / или философских исследований, все они основаны на представлении о том, что Вселенная была создана. Создание описательного Бытия обеспечили базовую основу для еврейских и христианских эпистемологических пониманий того , как Вселенная возникла быть — через божественное вмешательство бога , Яхв . Исторически буквальные интерпретации этого повествования преобладали над аллегорическими .

Начиная с 18 века, в западной культуре развивались различные взгляды, направленные на примирение авраамических религий и Книги Бытия с геологией , биологией и другими науками . В то время слово креационизм относилось к доктрине создания души. Те, кто придерживался мнения, что этот вид был создан отдельным актом, например Филип Госс в 1857 году, обычно назывались «сторонниками творения», хотя их также называли «креационистами» в частной переписке между Чарльзом Дарвином и его друзьями, датируемой 1856 годом.

В 20-м веке слово «креационизм» стало ассоциироваться с движением против эволюции 1920-х годов и креационизмом молодой Земли , но это использование оспаривалось другими группами, такими как креационисты старой Земли и эволюционные креационисты , которые придерживались различных концепций творения, такие как принятие возраста Земли и биологической эволюции в понимании научного сообщества .

Потоп (1961) стал самым успешным молодым изданием земли креационистов после 1945 года . С середины 1960-х годов креационисты в Соединенных Штатах продвигали преподавание «научного креационизма» с использованием » геологии Потопа » на уроках естественных наук в государственных школах. После того, как судебное решение по делу Дэниел против Уотерс (1975) постановило, что преподавание креационизма в государственных школах противоречит положению об учреждении Первой поправки к Конституции США , содержание было лишено явных библейских ссылок и переименовано в науку о сотворении. Когда судебное дело Эдвардс против Агилларда (1987) постановило, что наука о сотворении также противоречит конституции, все ссылки на «творение» в проекте школьного учебника были изменены, чтобы относиться к разумному замыслу, который креационисты представили как новую научную теорию. В решении по делу » Китцмиллер против Дувра» (2005 г.) был сделан вывод о том, что разумный замысел не является наукой и противоречит конституционному ограничению преподавания религии в классах естественных наук в государственных школах. В сентябре 2012 года Билл Най (» Ученый «) выразил обеспокоенность тем, что креационистские взгляды угрожают научному образованию и инновациям в Соединенных Штатах.

Креациони́зм (от лат. creare – создавать, форма creatio – создаю) – философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских ученых, утверждающая происхождение вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего – Бога.

Креационизм имеет два источника. С одной стороны, своим становлением он обязан священным текстам христианской религии, утверждающим генезис бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой природы.

К таким фактам относится, например, невозможность естественного объяснения появления духовной жизни человека, отделяющей его от мира животных, лишенных самосознания, абстрактного мышления, грамматически структурированного языка, всех форм духовной творческой активности – науки, искусства, религии. К таким фактам также относится отсутствие бесспорных научных данных в пользу доктрины прогрессивной биологической макроэволюции, к тому же противоречащей росту энтропии согласно второму закону термодинамики; невозможность редуцировать биологические явления к физическим, совершенная нерешенность проблемы физико-химического объяснения происхождения биологической жизни, что ставит под сомнение идею естественного самозарождения биологической жизни; невозможность для современной физики отказаться от антропного принципа, утверждающего, что значения всех физических и космологических величин обусловлены требованием возможности существование на Земле человека; противоречивость модели «вечно существующей вселенной», не согласованной со вторым законом термодинамики и наблюдаемому космическому микроволновому фону; научная обоснованность теории «Большого взрыва» и «расширяющейся вселенной», в контексте которой утверждается существование начала вселенной во времени, под которым понимается начало расширения и т. д.

Среди течений креационизма наиболее представительными и сильными являются младоземельный креационизм (Young-Earth Creationism), настаивающий на буквальном следовании шестидневному творению Книги Бытия Ветхого Завета, и староземельный креационизм (Old-Earth Creationism), где шесть дней творения интерпретируются как символическая формула – метафора, приспособленная к уровню восприятия людей различных эпох с различным уровнем знаний, что, возможно, имеет своим основанием в том, что слово день (евр. «йом») не означает в Священном Писании только сутки, но также часто указывает на неопределённый отрезок времени.

Среди староземельного креационизма важно выделить креационизм постепенного творения (Progressive creationism), согласно которому Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления, не нуждаясь в видообразовании путем естественного отбора. Как включенное в креационизм направление можно рассматривать и эволюционный креационизм (теистический эволюционизм), признающий теорию эволюции в виде инструмента Бога.

Ученые – креационисты объединены в исследовательские сообщества, издающие научную и научно-популярную литературу.

Среди русскоязычных сайтов важно выделить:

  • Русскоязычное сообщество «Научный креационизм»

Ведущие зарубежные креационистские общества представлены сайтами:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *