Если бы динозавры были чуть-чуть попроворнее и успели погрузиться в Ноев ковчег, то, возможно, наша сегодняшняя жизнь выглядела именно так.
Джеймс Гурни. «Динотопия». Источник: dmt-nexus.com
Недавно в Нью-Йорке вышла книга эволюционного генетика Чикагского университета Дж. Койна «Почему эволюция истинна» (J.Coyne «Why Evolution is True», 2009). Автор начинает с того, что все хотят знать об эволюции, но мало кто осмеливается простым доходчивым языком объяснить, что же это такое. В этот естественный зазор и «пробирается» креационизм.
Койн признает, что современные эволюционисты ведут нескончаемые споры вокруг главной проблемы видообразования, про которое сам Дарвин не сказал ничего определенного. Ей была посвящена большая статья в журнале Nature, вышедшем через месяц после дня рождения автора «Происхождения видов». В ней приводится ответ знаменитого эволюциониста Дж. Холдейна, который на вопрос теологов о Создателе – Сreator – ответил, что тот «имел неординарную любовь к жукам», создав больше всего их видов!
Название терминов «креационизм» и «креативность» происходит от латинского «креаре» – «создаю» и «созидаю», «творю» и «выращиваю». Креационизм имеет еще и другое название – «Разумный замысел» – Intellectual Design. Главный аргумент в этой концепции – необычайная сложность живого мира. Она настолько многоуровневая – биосфера и человечество, отдельный организм и его клетка, цитоплазма и ядро, хромосомы и геном, отдельный ген и кодируемый им протеин, – что не могла, мол, быть создана случайным образом и лишь под действием «вульгарного» отбора.
Современный креационизм ведет свое начало от книги Г.Морриса «Научный креационизм», увидевшей свет в 1974 году. За шесть лет до этого в Принстоне был удостоен докторской степени голландец Н. Рупке, участвовавший в раскопках, проводившихся адвентистом Коффином, по совместительству членом американского «Геологического общества Потопа». Моррис, кстати, был соавтором книги «Потоп Творения». Рьяные сторонники креативного Потопа исходят из находки 1908 года, когда на меловой террасе реки Паллукси, что течет в южном Техасе, были найдены трехпалые следы древнего┘ динозавра, пробежавшего по илистому берегу около 120 миллионов лет назад!
Об удивительной находке – первых следах динозавров, ставших известными палеонтологам, – благополучно забыли до 1960 года, когда вышла книга «Потоп от времен Сотворения», в которой авторы ничтоже сумняшеся заявляли, что среди трехпалых динозавровых отпечатков видны и┘ человеческие следы! Не смущало «сотворенцев» и то, что размер стопы древних гигантов мысли – «перво-Адамов» – достигал 15–20 дюймов, то есть полуметра и больше. Весь этот креативный дизайн был направлен против Дарвина.
Все доводы креационистов были развенчаны в 1986 году на специально созванной конференции, посвященной следам на реке Паллукси. Оказалось, что пальцы, отпечатавшиеся в меловой породе, имели когти, что у человека не может быть по определению. Моррис, принявший вместе с другими креационистами участие в конференции, признал, что «в настоящее время нет научных свидетельств, доказывающих наличие следов человека на берегах Паллукси». Он также посоветовал своим коллегам «не использовать следы Паллукси в качестве доказательства против теории эволюции». Казалось бы, что все разрешилось самым естественным образом, однако, как выяснилось, «жив курилка».
Креационисты тоже читают статьи молекулярных биологов. Сторонники интеллектуального дизайна использовали в качестве довода непознаваемой сложности замысла Создателя молекулярное строение белкового «мотора», обеспечивающего движение бактериального жгутика. В течение нескольких десятилетий, прошедших с момента появления первых электронно-микроскопических снимков этого самого мотора, креационисты использовали их в качестве довода «против Дарвина» и как свидетельство акта божественного созидания.
И вот накануне дарвиновского юбилея в журнале «Тенденции в микробиологии» выступил Л.Снайдер из Бирмингемского университета со статьей «Разнообразие бактериальных жгутиков и эволюция». В ней он описал гомологию, то есть биологическое родство, между протеиновым компонентом жгутикового мотора и белком – транспортером магниевых ионов, проводящим в клетку необходимый ей магний. Так ученым приходится «защищаться» от людей, использующих биологическое невежество публики, чтобы морочить ей голову заявлениями о неспособности природы за миллиарды лет создать сложные структуры.
Креационизм пришел к нам из-за океана, поскольку в тех же США с ним довольно жестко борются, пресекая всякие попытки его проникновения и протаскивания в государственные школы. Не далее как в 2005 году Верховный суд страны решительно отклонил резоны и доводы сторонников Разумного плана, который был объявлен принадлежностью креационистов и их религиозных предшественников, поэтому не может преподаваться в школе. Хотелось бы, чтобы и наши дети, учащиеся государственных школ, были ограждены от всего этого, а просто изучали органическую эволюцию живого и неорганическую, которая постоянно идет в глубинах Вселенной.
КРЕАЦИОНИЗМ — религиозное и философское учение о творении мира и человека Богом.
Предпосылки для формирования Креационизма возникли в процессе развития космогонических мифов благодаря терминологической фиксации отличия акта творения от других действий божества (биологического порождения, ремесленного изготовления, борьбы и т. п.), выступающих в качестве факторов космогонического процесса. В латентной форме креационистские элементы присутствуют уже в архаических мифологиях Древнего Востока (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской), однако наиболее явно тенденция к Креационизму проявилась в Священном Писании евреев. Как своеобразный тип онтологии, Креационизм выработался главным образом в рамках ветхозаветной и новозаветной традиций, первоначально — в ходе позднеантичной рецепции библейского повествования (в особенности в книге Бытие и в Евангелии от Иоанна) о Сотворении мира. Представления о творении были также своеобразно переработаны в арабо-мусульманские традиции, сформулировавшей свою версию креационизма.
Христианский Креационизм получил развёрнутую формулировку в период патристики — сначала в рамках библейской экзегезы, а затем в ходе разработки основных принципов христианского систематического богословия. Понятийные средства для такой формулировки были выработаны на греческом языке в сочинениях Филона Александрийского, Климента Александрийского, Оригена и каппадокийских отцов, на латыни — прежде всего в творениях блаженного Августина, установившего в качестве первичного онтологические различения вечного и неизменяемого Творца и временной и изменчивой твари, а также в сочинениях Иоанна Скота Эриугены, различавшего такие виды сущностей, как «творящее и несотворённое», «творящее и сотворённое», «нетворящее и сотворённое». Понятие Креационизма нашло отражение в Символах веры, содержащих определение единого Бога как Творца.
В период становления в качестве учения Креационизм противостоял как различным версиям неоплатонической теории эманации, так и натуралистическим представлениям о формообразовании и упорядочении вечно сущей материи (смотри Форма и материя). В ходе дискуссий вокруг понятия творения выявилось логическое затруднение — с одной стороны, творение должно мыслиться как акт, с другой стороны, его нельзя определить как событие во времени, — которое по-разному решалось различными философами и богословами. Терминологическое оформление Креационизм получил в средневековой схоластике. В «Сентенциях» Петра Ломбардского впервые было закреплено строгое различие между «creare» («из ничего делать нечто») и «facere» («создавать из имеющегося материала»). Опираясь на него, Фома Аквинский обосновал отличие творения (creatio) от возникновения (generatio) с помощью аристотелевских понятий возможности и действительности. По мысли Фомы, generatio — это осуществление наличной возможности, creatio представляет собой чистый акт, которому никакая возможность не предшествует; поэтому первое может происходить постепенно, а второе мыслимо только как неделимое и абсолютно простое.
Различение творения и возникновения сыграло ключевую роль в теологических и философских дискуссиях о происхождении души: в противоположность традуционизму, согласно которому душа вместе с телом передаётся человеку от родителей, Креационизм утверждает, что она сотворяется Богом и соединяется с телом младенца.
В рационалистической философии Нового времени Креационизм стал постепенно принимать всё более ограниченные формы, от концепции Р. Декарта о вечном творении до различных версий деизма.
Креационизм в биологии. Концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат Божественного творения. Сформировалась в конце XVIII — начале XIX веков в связи с переходом к систематическому изучению морфологии, физиологии, индивидуального развития и размножения организмов, постепенно вытеснившему представления трансформизма о внезапных превращениях видов и возникновении организмов в результате случайного сочетания отдельных органов (Эмпедокл, Лукреций, Альберт Великий и др.). Сторонники идеи постоянства видов (П.С. Паллас) доказывали, что виды реально существуют, что они дискретны и устойчивы, а диапазон их изменчивости имеет строгие пределы. К. Линней утверждал, что видов столько, сколько их было создано во время творения мира. Смену флор и фаун в палеонтологич. летописи Ж. Кювье объяснял теорией катастроф, которая в трудах его последователей (Ж.Л.Р. Агассиса, А. Д’Орбиньи и др.) привела к постулированию десятков периодов полного обновления органического мира Земли. Многократные акты творения отдельных видов признавал Ч. Лайель. Благодаря широкому и быстрому признанию идеи эволюции под влиянием дарвинизма, число приверженцев Креационизма в биологии уже в середине 1860-х годов сильно сократилось, однако идеи Креационизма активно обсуждались в философских и религиозных доктринах. Неоднократно предпринимались попытки соединить идею эволюции с представлением о Боге как её изначальной причине и конечной цели (Н.Я. Данилевский, П. Тейяр де Шарден и др.). Начиная с 1960-х годов в США, а затем в Западной Европе сформировалось движение «научного креационизма», возникли многочисленные общества и академии, отстаивавшие тезис, что естествознание полностью подтверждает достоверность библейского повествования о сотворении Вселенной и человека, а теория эволюции — лишь одно из возможных объяснений развития органического мира. Большинство биологов, исходя из реальности эволюции в целом и естественного отбора в частности, отвергают «теорию разумного творения» и считают, что доказательства «научного креационизма» строятся на неправильном понимании современной теории эволюции.
Часть серии по | ||
Креационизм | ||
---|---|---|
Типы | ||
|
||
Библейская космология | ||
|
||
Креационная наука | ||
Споры о сотворении и эволюции | ||
Религиозные взгляды | ||
Несоздание | Эволюция | |
История креационизма относится к истории мысли , основанной на предположении , что естественная вселенная имела начало, и пришла в бытии сверхъестественного . Термин креационизм в широком смысле охватывает широкий спектр взглядов и интерпретаций и не использовался широко до конца XIX века. На протяжении всей записанной истории многие люди рассматривали Вселенную как сотворенную сущность . Многие древние исторические свидетельства со всего мира касаются или подразумевают создание Земли и Вселенной. Хотя конкретное историческое понимание креационизма использовало разную степень эмпирических , духовных и / или философских исследований, все они основаны на представлении о том, что Вселенная была создана. Создание описательного Бытия обеспечили базовую основу для еврейских и христианских эпистемологических пониманий того , как Вселенная возникла быть — через божественное вмешательство бога , Яхв . Исторически буквальные интерпретации этого повествования преобладали над аллегорическими .
Начиная с 18 века, в западной культуре развивались различные взгляды, направленные на примирение авраамических религий и Книги Бытия с геологией , биологией и другими науками . В то время слово креационизм относилось к доктрине создания души. Те, кто придерживался мнения, что этот вид был создан отдельным актом, например Филип Госс в 1857 году, обычно назывались «сторонниками творения», хотя их также называли «креационистами» в частной переписке между Чарльзом Дарвином и его друзьями, датируемой 1856 годом.
В 20-м веке слово «креационизм» стало ассоциироваться с движением против эволюции 1920-х годов и креационизмом молодой Земли , но это использование оспаривалось другими группами, такими как креационисты старой Земли и эволюционные креационисты , которые придерживались различных концепций творения, такие как принятие возраста Земли и биологической эволюции в понимании научного сообщества .
Потоп (1961) стал самым успешным молодым изданием земли креационистов после 1945 года . С середины 1960-х годов креационисты в Соединенных Штатах продвигали преподавание «научного креационизма» с использованием » геологии Потопа » на уроках естественных наук в государственных школах. После того, как судебное решение по делу Дэниел против Уотерс (1975) постановило, что преподавание креационизма в государственных школах противоречит положению об учреждении Первой поправки к Конституции США , содержание было лишено явных библейских ссылок и переименовано в науку о сотворении. Когда судебное дело Эдвардс против Агилларда (1987) постановило, что наука о сотворении также противоречит конституции, все ссылки на «творение» в проекте школьного учебника были изменены, чтобы относиться к разумному замыслу, который креационисты представили как новую научную теорию. В решении по делу » Китцмиллер против Дувра» (2005 г.) был сделан вывод о том, что разумный замысел не является наукой и противоречит конституционному ограничению преподавания религии в классах естественных наук в государственных школах. В сентябре 2012 года Билл Най (» Ученый «) выразил обеспокоенность тем, что креационистские взгляды угрожают научному образованию и инновациям в Соединенных Штатах.
Креациони́зм (от лат. creare – создавать, форма creatio – создаю) – философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских ученых, утверждающая происхождение вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего – Бога.
Креационизм имеет два источника. С одной стороны, своим становлением он обязан священным текстам христианской религии, утверждающим генезис бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой природы.
К таким фактам относится, например, невозможность естественного объяснения появления духовной жизни человека, отделяющей его от мира животных, лишенных самосознания, абстрактного мышления, грамматически структурированного языка, всех форм духовной творческой активности – науки, искусства, религии. К таким фактам также относится отсутствие бесспорных научных данных в пользу доктрины прогрессивной биологической макроэволюции, к тому же противоречащей росту энтропии согласно второму закону термодинамики; невозможность редуцировать биологические явления к физическим, совершенная нерешенность проблемы физико-химического объяснения происхождения биологической жизни, что ставит под сомнение идею естественного самозарождения биологической жизни; невозможность для современной физики отказаться от антропного принципа, утверждающего, что значения всех физических и космологических величин обусловлены требованием возможности существование на Земле человека; противоречивость модели «вечно существующей вселенной», не согласованной со вторым законом термодинамики и наблюдаемому космическому микроволновому фону; научная обоснованность теории «Большого взрыва» и «расширяющейся вселенной», в контексте которой утверждается существование начала вселенной во времени, под которым понимается начало расширения и т. д.
Среди течений креационизма наиболее представительными и сильными являются младоземельный креационизм (Young-Earth Creationism), настаивающий на буквальном следовании шестидневному творению Книги Бытия Ветхого Завета, и староземельный креационизм (Old-Earth Creationism), где шесть дней творения интерпретируются как символическая формула – метафора, приспособленная к уровню восприятия людей различных эпох с различным уровнем знаний, что, возможно, имеет своим основанием в том, что слово день (евр. «йом») не означает в Священном Писании только сутки, но также часто указывает на неопределённый отрезок времени.
Среди староземельного креационизма важно выделить креационизм постепенного творения (Progressive creationism), согласно которому Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления, не нуждаясь в видообразовании путем естественного отбора. Как включенное в креационизм направление можно рассматривать и эволюционный креационизм (теистический эволюционизм), признающий теорию эволюции в виде инструмента Бога.
Ученые – креационисты объединены в исследовательские сообщества, издающие научную и научно-популярную литературу.
Среди русскоязычных сайтов важно выделить:
- Русскоязычное сообщество «Научный креационизм»
Ведущие зарубежные креационистские общества представлены сайтами: