Кремация для православных

Кремация — вид погребения, в процессе которого тело сжигается в огне. С древних времен осуществлялась с помощью погребального костра. В современном мире используют печи крематория.

Историческая справка

Этот процесс берет свое начало с эпохи среднего палеолита. Широко использовался в Риме и Древней Греции. Позже, с распространением христианства, кремирование было запрещено и расценивалось как язычество. У мусульман сжигания тел категорически неприемлемо, так как считается неуважением к усопшему. У иудеев также кремирование запрещено — означает большой грех и вечные муки души. А вот у буддистов кремация — единственно верная форма погребения. С этим у них связаны свои традиции и верования. К примеру, с праха покойного вынимают зуб, также как у Будды. Это говорит про принадлежность человека к божеству. В Индии кремация — это старинный обряд, проводимый на священной реке Ганг, сопровождаемый молитвами. Тело умершего помещают на большую гору с бревен. Характерный щелчок треснувшего черепа означает освобождение души и переход ее на новый уровень. По окончанию останки сбрасываю в реку. К сожалению, сжигание тел в Индии — абсолютная антисанитария, которая чревата эпидемиями и высокой смертностью. Но Ганг по-прежнему остается священной рекой для индусов, а между тем, эта катастрофа набирает серьезные масштабы.

Как происходит современная кремация

Благо, что старинные обряды, помимо Индии, сохранились мало где. На сегодняшний день во многих странах, в том числе и в России используется крематорий — специальная печь с температурой газа 870-1000 °C. Этот процесс безопасен и скрыт от посторонних глаз.

Кремационное оборудование работает на:

  • Газе;

  • Электричестве;

  • Жидком топливе.

Предпочитают чаще всего газ, так как он довольно экономичен и быстрее устанавливает нужную температуру в камере.

Процесс сжигание длится от 80 до 180 минут — зависит от оборудования и особенностей тела покойного. Так, к примеру, дольше горят ткани людей, умерших от туберкулеза, наркотиков, онкозаболеваний, также употреблявших при жизни сильные медицинские препараты.

Изначально тело разрушается только на отдельные фрагменты. С помощью кремулятора такие фрагменты измельчаются в пепел. Если остаются металлические предметы или останки зубов — их извлекают магнитом. Здесь важный момент ненароком не перепутать прах разных людей. Чтобы этого не произошло, каждое тело регистрируют, присваивая металлическую табличку с номером, которая кладется внутрь. По завершению кремации прах усопшего запечатывают в капсулу и помещают в специальную урну, которую могут выбрать близкие.

Преимущество кремации над погребением

Ежегодно в России умирает около 2 миллионов человек. Это грустная статистика. Всех этих людей нужно где-то хоронить. Почему же наши соотечественники все чаще выбирают для своих родственников кремацию?

Перечислим преимущества кремирования:

  • По подсчетам Российской академии народного хозяйства в среднем пенсионеры оставляют на похороны около 100 тысяч рублей (сюда входят: гроб, одеяние и омовение тела, место на кладбище, поминки, услуги церкви и прочее). А это большие деньги. Кремация обойдется раз в 7 дешевле. К примеру, в Ростове-на-Дону эта услуга стартует от 15 тысяч рублей.

  • Не требует срочного захоронения. Этот обряд можно совершить абсолютно в любое удобное время.

  • Урну с пеплом можно захоронить на кладбище или развеять над морем (законодательство РФ не отводит специальные места для этого, поэтому здесь выбор за каждым). Некоторые оставляют урны у себя дома.

  • Не нужно дожидаться установленного санитарного срока, чтобы похоронить человека в родственной могиле.

  • Захоронения в земле несут вред — заражают воздуха и почву продуктами трупного разложения. Чего не скажешь про кремацию.

Церковь и кремация

Верующие христиане выступают против кремации. Существует верование, что душа не вознесется в небо, пока тело не разложится. Но ведь в Библии нет четких инструкций как правильно хоронить людей. Знаменитая фраза «из праха вышли и в прах превратимся” может трактоваться по-разному. Поэтому священнослужители, скорее, придерживаются нейтралитет и проводят заупокойные мессы по покойному перед кремацией.

На сегодняшний день кремация широко используется в Северной Америке, Европе, СНГ. Например, в Швеции желают быть кремированными 61% населения, в Австралии 48%, Великобритании 70%, в Чехии 92%. В России предание огню только начинает набирать популярность. В среднем занимает 20-30%.

Учитывая все это становится ясно, почему тенденция кремирование растет. Нужно отметить эстетическую составляющую — представление собственного разлагающегося тела картинка не из приятных. Но какой бы выбор захоронения не был выбран — главное светлая память и почтение покойному.

У разных народов и в разных странах существуют различные обряды погребения усопших. Христианское мировоззрение сформировало свои традиции. Однако современные реалии жизни тоже диктуют свои условия. В крупных городах все сложнее найти место на кладбищах, традиционное христианское погребение в землю может стоить очень дорого, и в результате кремирование усопших происходит все чаще.

5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ «О христианском погребении усопших».

Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.

Вот как об этом пишет митрополит Сурожский Антоний: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».

В документе «О христианском погребении усопших» говорится о том, что погребение усопшего в землю ближе к библейской традиции, чем кремация: «Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7)».

Однако нельзя говорить о том, что кремация лишает человека надежды на спасение. Марк Минуций Феликс, умерший в самом начале III века, четко сформулировал отношение христиан к разным обрядам погребения «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

Эта точка зрения остается неизменной и в наши дни. Православная Церковь считает «нормой захоронение почивших христиан в земле», а к кремации относится «со снисхождением»: «В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации».

Иными словами, Церковь относится к кремации как к вынужденной форме погребения, но при этом не лишает усопшего и его родственников своей молитвы и утешения.

Для того, чтобы понять, почему Православная Церковь так заботится о целостности человеческого тела даже после смерти, достаточно процитировать преподобного Симеона Нового Богослова: «Как Христос божественною Своей силою сделал Тело Свое иным, то есть духовным, и так воскресил его от гроба: так и мы сделавшись прежде здесь подобными Христу по душе, тогда (при всеобщем воскресении из мертвых) станем подобны Ему и по телу, — люди по естеству и боги по благодати, как и Христос, будучи Бог по естеству, соделался человеком, как есть человек, по великой Своей благости».

Фото анонса СПДА

По окончании жизненного пути человека свершается похоронный обряд. В соответствии с православными традициями, тело человека предают земле. Однако несмотря на каноны, многие сейчас задумываются об альтернативных способах захоронения останков. И в данной статье речь пойдет о том, можно ли кремировать православного человека.

Что подразумевается под кремированием?

Кремирование — это один из способов погребения останков усопшего. Оно заключается в сожжении тела. И на сегодняшний день ее проводят в автоматизированных печах. Туда подаются потоки раскаленного до 1000℃ газа. Приблизительно за 2 часа пламя превращает тело усопшего в прах. После процедуры останки ссыпаются в кремулятор — приспособление, которое перемалывает их до состояния порошка. По окончании процедуры прах упаковывают в урну и вручают близким. Ей они могут распоряжаться по своему усмотрению: исполнить последнюю волю умершего: например, развеять над морем, захоронить в другой стране, — или поместить в родственную могилу. При этом вовсе не обязательно ждать 15 лет. Этот санитарный срок, установлен для погребений традиционным образом 2 и более людей. Иными словами, повторно захоронить в одну и ту же могилу можно только спустя обозначенный период.

Многие выбирают кремирование по причинам гигиеничности и практичности. Оно позволяет сэкономить пространство и помогает предотвратить инфицирование трупным ядом подземных вод. Часто такое погребение позволяет облегчить транспортировку к месту захоронения или является волеизъявлением человека. Ведь многим психологически тяжело принять факт того, что по окончании земного пути тело будет долго тлеть в земле.

Как Православная Церковь относится к кремации?

Погребение подобным образом не является традиционным. В соответствии с хартией синода, нормой считается предание тела усопшего земле. К факту кремации РПЦ (Русская Православная церковь) относится «со снисхождением». Иными словами, она не поощряет, но и не запрещает ее.

Представители Православной Церкви утверждают, что кремация не является грехом. Кроме того, такой способ погребения не может считаться поводом для анафемы.

Можно ли кремировать православного человека?

Изначально традиция по сожжению тела умершего человека восходит к язычеству. Поэтому Христианская Церковь рекомендует погребение тела в землю. Во многих Писаниях утверждается, что человек создан по образу и подобию Божьему. Поэтому и по окончании жизненного пути его тело должно уйти в землю.

Кроме того, Православная церковь верит в воскресение мертвых. Следуя этой концепции, тела воскресших людей будут схожи с телами усопших в той мере, что и созревшее зерно уподобляется посеянному. Именно поэтому отношение Церкви к кремации снисходительное.

Кремация и Православная Церковь — понятия, которые между собой совместимы. Однако необходимо понимать, что данный способ истлевания человеческих останков считается противоестественным в соответствии с традициями христианства. При этом вне зависимости от формы погребения все православные поминаются на панихидах и литургиях.

Задайте свой вопрос Отпевание усопшего: порядок и правила Отпевание усопшего — это особый церковный обряд, совершаемый над телом умершего человека. Священнослужители считают его самой важной частью православного погребального ритуала. Отпевание позволяет выразить почтение, уважение и любовь близких к усопшему. 3759 Надпись на памятнике маме Эпитафия — это лаконичная, но емкая фраза, написанная в стихах или прозе в память об умершем человеке. Она размещается на памятнике. Ее цель — выразить мысли и чувства об умершем человеке. В этой статье речь пойдет о надписях на надгробии маме. Они помогают увековечить память о самом близком человеке. 4618 Что делать с вещами умершего до и после 40 дней Нередко переживая утрату близких, печаль и грусть полностью овладевают нами — мы не можем думать ни о чем другом. Однако после похорон и решения прочих организационных вопросов многие задаются вопросом, куда девать вещи умершего человека. В данной статье мы расскажем вам о том, как правильно поступить. 5708 Можно ли беременным присутствовать на похоронах? Если у беременной женщины случилось несчастье – умер близкий человек, то перед ней встает сложный вопрос о посещении похорон. В этот волнительный период ее обуревают различные страхи и суеверия. Многие даже не знают, стоит ли ходить на кладбище. 7601 На какой день хоронят человека после смерти у православных Похороны — печальное событие, с которым часто связывают большое количество мрачных суеверий и народных традиций. Для христиан же смерть — это не конец, а переселение души в мир иной, где она будет находиться до всеобщего воскресения. 7276 Эпитафии на памятник Надписи на памятниках предназначены для того, чтобы в лаконичной форме выразить скорбь родственников, потерявших близкого человека. Эпитафии также могут содержать перечисление лучших качеств покойного. Текст часто бывает оформлен в виде небольшого стихотворения, однако нередко встречается и проза. 2897 Какими должны быть надписи на венках на похороны Похоронная церемония сопровождается неотъемлемыми атрибутами, которые являются видимым выражением скорби родных и друзей умершего. При прощании с покойным их последние слова, обращенные к нему, по традиции принимают вид надписи на венках. 3637 Какие цветы можно носить на кладбище Чтобы почтить память умершего, а также выразить скорбь и уважение, на кладбище часто приносят венки и букеты. Однако при выборе композиции многие люди, особенно молодые, не знают, какие цветы кладут на могилу. В действительности строгих правил не существует, причем традиции в России и за рубежом могут значительно различаться. 2858 Можно ли беременным ходить на кладбище Существуют как положительные, так и отрицательные мнения по поводу того, можно ли беременным ходить на кладбище. Часто негативное отношение к посещению подобных мест связано с суевериями. Истинные причины происхождения этих поверий сокрыты в глубоком прошлом, однако немало людей продолжают их придерживаться. 2639

Смерть близкого человека — одно из самых страшных и печальных событий в жизни его родных. Несмотря на стресс от переживаемого горя родственники обязаны подготовиться к похоронам и проводить усопшего в последний путь с почестями и традиционными обрядами.

Нередко родным умершего предстоит непростой выбор: традиционное захоронение или кремация. Вопрос считается решенным, если покойный успел перед смертью озвучить свою волю. Но что делать, если он не изъявлял никаких пожеланий? На сегодняшний день жители больших городов из-за нехватки места на кладбище все чаще прибегают к кремации. Православная церковь не одобряет, но и не отказывает в таком способе захоронения. При выборе формы погребения родственники покойника руководствуются как ее внутренним смыслом, так и собственными материальными возможностями.

Особенности погребения в гробу и кремации

Традиционный способ предполагает помещение тела в гроб и захоронение в земле либо в семейном склепе. Этот метод использовали древние египтяне, которые хоронили забальзамированные тела в усыпальницах, его же практиковали в Древнем Китае. На сегодня традиционное погребение предпочитает большинство населения планеты.

Сжигание тел умерших было широко распространено в Древней Греции и Риме. Этот способ издавна популярен у буддистов и индуистов. После принятия христианства вплоть до XVIII века кремирование трупов в Европе было запрещено как проявление язычничества. И лишь с распространением эпидемий и открытием опасных микроорганизмов тела людей, умерших от инфекционной болезни, стали сжигать сначала на костре, а затем в крематориях.

Современная процедура кремирования включает несколько этапов:

  1. После прощания гроб запаивают в контейнер и опускают в специальную печь, где при очень большой температуре твердые и мягкие ткани сгорают;
  2. Останки измельчают до консистенции песка;
  3. Прах передается родственникам в специальной урне.

Процесс сжигания усопшего занимает до 5 часов. Чистый вес пепла — около 4 кг. Урну с прахом захоранивают в колумбарии либо на обычном кладбище рядом с могилами родственников. Все, кому нужна помощь в организации кремации в Москве, могут заказать полный комплекс услуг от ритуальной службы Grsmos.

Что говорит православная церковь

Верующие христиане не приветствуют кремацию. Согласно библейской легенде, Иисус Христос был погребен в усыпальнице, а затем воскрешен. Православные верят, что во время второго пришествия Господа умершие, погребенные в могилах, воскреснут. Согласно церковным законам тело должно разложиться для того, чтобы душа обрела вечную жизнь.

В то же время церковь не порицает кремацию, относится к ней терпимо. Большинство священников не отказываются отпевать умерших перед сожжением. Тем более, что в Библии нет указаний о том, как следует хоронить усопших. В священном писании речь идет лишь о молитве после смерти, а выражение «из праха вышел, в прах превратился» может касаться любого способа погребения.

Важные факты о захоронении и кремации

Знание ряда значимых нюансов поможет сделать правильный выбор:

  1. Кремирование не требует отдельного участка на кладбище, стоит дешевле захоронения в гробу, обряд прощания можно совершать в любое время;
  2. Крематории выделяют во внешнюю среду немало вредных веществ, в том числе канцерогенов;
  3. Священнослужители обычно настаивают на традиционном погребении, если есть такая возможность;
  4. При организации похорон родственники чаще всего руководствуются последней волей усопшего.

Какой бы способ захоронения вы ни выбрали, главное — светлая память о покойном. Верующим людям справиться с горем помогает молитва и вера в то, что близкий им человек попадет в Царство Божье. Заказать услугу по организации православных похорон можно на сайте https://grsmos.ru/uslugi/organizatsiya-pokhoron.

Украинцы стали позитивнее относиться к идее кремирования после смерти. В городах, где имеются крематории, количество сожжений тел покойников растет, и главными причинами данной тенденции называют недостаточное количество кладбищ и высокие цены на похороны. Между тем Православная Церковь считает кремацию нежелательной для христиан и не одобряет ее. Может ли измениться ее позиция в этом вопросе? На вопрос отвечает протоиерей Владимир ПУЧКОВ.

– Сразу стоит оговориться, что та или иная форма погребения Церковью не догматизирована. Поэтому, рассуждая о кремации, мы говорим не столько о церковных правилах, сколько о традиции, которая, будучи древней и всё ещё общеупотребительной, стала для Церкви, так сказать, своей.

Апостол Павел называет тело человека храмом Святого Духа, поэтому Церкви свойственно трепетное и благоговейное отношение к телу умершего. Если понаблюдать за чином погребения, мы увидим, что к лежащему в гробу телу мы относимся почти как к святыне – ставим гроб посередине храма, несколько раз кадим вокруг… Такому отношению к телу человека вполне соответствует сложившаяся веками традиция погребения умершего в земле. Таким образом, мы воздаём телу покойного максимальное почтение и честь как Божьему творению и храму Святого Духа.

В кремации же, напротив, присутствует элемент пренебрежения телом. Удобство, экологичность, рациональность… В аргументах сторонников кремации понятия почтения к памяти или воздания чести вынесены за скобки. Да и чисто внешне процесс кремации больше схож с утилизацией. Подобное отношение к телу умершего является прямым следствием современного восприятия смерти, с его вытеснением смерти за пределы обыденной жизни: в больницы, в морги, в бюро ритуальных услуг – лишь бы подальше от живых, от их жизненного пространства, психологического комфорта и привычного жизненного ритма. А если смерти в нашей жизни не место, то зачем нам покойник? К чему с ним возиться, его погребать? Всё это утомительно, тягостно, а для родни и вовсе невыносимо… Куда проще с урной – ни тела, ни хлопот, и память осталась. Увы, современный мир живёт в атмосфере пренебрежения человеком, прежде всего, живым. Для мира он – часть рынка, социума, часть аудитории, электората. И кремация – всего лишь одна из форм проявления этого пренебрежения: умерший бесполезен, нужно сделать всё, чтобы от него не было вреда…

В этой связи вопрос, может ли Церковь считать допустимым такое отношение к человеку, можно, полагаю, даже не задавать. Поэтому одобрять кремацию Церковь тоже не может, и этого одобрения от неё не стоит ждать, сколь бы ни казались весомыми аргументы сторонников кремации.

В то же время, отказывать в совершении отпевания над телом, которое готовят к кремации, или же над пеплом уже кремированного человека нет ни малейших оснований. Хотим мы того или нет, а чин церковного погребения давно перестал быть строго церковным. Мы сегодня служим отпевание почти что над каждым умершим, если он только был крещён, не считал себя неверующим, не покончил с собой и не умер в момент совершения греха. Если, в надежде на милосердие Божие, мы отпеваем людей практически без оглядки на их жизнь, то можем ли мы отказаться это делать, оглядываясь на то, как поступают с их телами другие люди?

Газета «Православная Винниччина», №5 (57), май 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *