Кременской Вознесенский мужской монастырь. Фото с официального сайта монастыря
Кременской Вознесенский мужской монастырь Калачевской епархии Волгоградской митрополии
- Адрес: Россия, Волгоградская область, Клетский район, Кременское сельское поселение, хутор Саушкин
- Официальный сайт:
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Монастырь основан в 1693 году иеромонахом Никанором с братией на берегу реки Дон, в 10 км от станицы Кременской. Это один из старейших монастырей Всевеликого Войска Донского. По преданию, еще в XVI веке на этом месте в пещере подвизались семь братьев-монахов, которые были убиты разбойниками (когда местные жители позднее копали здесь ямы, то они находили человеческие кости). По другой версии легенды здесь во времена Ермака Тимофеевича были убиты семь братьев, занимавшихся торговлей по Дону.
В 1694 году местное атаманское правление решило выделить под обитель более 2000 десятин земли. Это дарение было подтверждено в 1711 году митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским).
После того, как один из станичных приходов жертвует сюда сруб старой часовни, монахи просят у государя Петра I разрешение на возведение церкви. Царь дозволяет им перевезти и поставить этот сруб с обязательным прирублением круглого алтаря, а «верх на той церкви сделать по чину противу протчих церквей, а не шатровый». Храм во имя Вознесения Господня велено было освятить казначею Усть-Медведицкого Преображенского монастыря иеромонаху Иосифу. Но, ветхая постройка простояла недолго и вскоре была разобрана. Её брёвна были сожжены, а пепел развеян по Дону.
В 1782 году в монастыре вместо деревянной церкви был построен каменный Вознесенский собор, который имел два придела: северный — во имя апостола Андрея Первозванного и первомученика архидиакона Стефана, и южный теплый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, устроенные трудами атамана Ефремова. Прекрасный иконостас в 4 яруса, паникадило, ризы и другую утварь купили на пожертвования Ивана Перфилова. Позднее придел в честь преподобного Сергия Радонежского в трапезной части храма поставили за свой счёт игумен Илья с братией. В храме был сделан и серебряный ангел весом 3,5 фунта, как бы спускающийся с небес. Всего на возведение и убранство собора ушло 13000 золотых руб. На деревянной колокольне были 7 колоколов, самый большой из которых весил 100 пудов.
Со временем монастырь разрастался, были выстроены: стена, кельи, трапезная, игуменский дом. На 1786 год в монастыре подвизался 31 человек: настоятель, три иеромонаха, 20 монахов и трудники. Имелась сотня монастырских крестьян, выделенных от казны в услужение. В конце XVIII века сюда были назначены для караула четыре казака.
Отдалённая обитель предназначалась для жительства казаков, израненных во время боёв и походов. Если же престарелый воин, уйдя в монастырь, не находил себе там места, то обычно он выкапывал где-то поблизости свою землянку-келью, в которой и проводил в уединении отпущенное ему Богом время. Отшельники устроили в горе несколько пещер-келий, впоследствии соединенных между собой ходами. Там же была сделана небольшая подземная церковь.
По указу императрицы от 25 апреля 1788 года и Святейшего Синода от 3 мая 1788 года было велено не имеющие штатов монастыри «обратить в приходские церкви, стараясь, где удобно, поместить малые народные школы и богадельни для призрения бедных и немощных». Почти всех монашествующих перевели в другие обители, только иеромонаху Варлааму с двумя монахами (одного из которых звали Георгий) в 1788 году разрешили остаться в Кременском монастыре для сохранения имущества до обращения церкви в приходскую. Церковная утварь и ризницы должны были поступить в архиерейский дом, но монахи затянули передачу аж до 1797 года.
Многочисленные просьбы казаков о возвращении обители сыграли свою роль, и по указу Синода от 20 октября 1798 году она была восстановлена на содержании Войска Донского как внештатный монастырь третьего класса. Ей возвращаются все земли. Число братии обычно в таких обителях по штату составляло 12 монахов, но войсковой атаман генерал-майор Орлов просил, чтобы здесь оставили примерно такое число братии как в общежительной Саровской пустыни (41 человек) и Николаевской Рыхловской (15 человек). На 1796 год здесь проживали иеромонах Варлаам, монах Георгий и 17 послушников, помимо молитвы, работавших на двух мельницах и больших сенокосах.
В 1812 году монахи лечили вернувшихся с Отечественной войны казаков.
В 1814 году игумен Иоасаф жалуется епископу Воронежскому и Черкасскому на крайнюю ветхость строений: нет ограды, колокольни, кельи обветшали, храм требует ремонта. Он планирует выстроить больницу с Сергиевской церковью. Планы и фасады проектов, на которых присутствуют каменная ограда, двухэтажные дом настоятеля и кельи с башнями по углам, отправляют владыке. Войско решает помочь в перестройке обители, выдав до 5000 руб. Атаман Платов дозволил с 1819 по 1835 годы выделять по 1000 рублей «для содержания игумена и монашествующих». В марте 1814 года игумену дают 3000 рублей «на устроение монастыря».
В связи со своей отдаленностью, обитель имела еще «значение для Донской области, как исправительное место, куда посылаются духовные, провинившиеся в чем-либо пред духовным начальством, и посылаются по суду гражданской власти. …Монастырская братия относится к тем и другим с деликатностию, чем привлекает к себе и к монастырю несчастных».
14 июня 1834 года в обители открывается приходское училище. На 1835 год в нём обучалось 48 мальчиков. Содержалось училище за счёт станичных сумм. В этом же 1835 году в обители проживали игумен Парфений, 5 иеромонахов, 2 монаха, 1 священник, 1 диакон, 4 дьячка, 1 пономарь, 14 послушников возрастом до 75 лет.
У могил «семи братий» во времена лихорадок и иных хворей молящиеся получали исцеления. В 1859 году жителями станицы Кременской у могил построена камплица (каменная четырёхугольная часовня). Особенное стечение народа наблюдалось сюда на праздник Вознесения Господне. Крестные ходы к часовне с близлежащих станиц и хуторов начинались за три дня до этого. Слово «камплица» — или, правильнее, «каплица» — на донском говоре обозначает поминальную часовню, обычно имевшую форму капли.
В 1861 году началось капитальное строительство. Перестраивается настоятельский дом с пятью покоями, буфетом, кладовой (правда, без отделки); идут работы на Чернополянской мельнице. В 1862 году составляется смета на возведение каменного дома для настоятеля ценою в 20973 руб. 87 коп., а также каменной ограды и колокольни. Всего стоимость сметы составляет 43545 руб. 97 коп. Уже при архимандрите Маркеллине в 1863 году оканчивается деревянный братский корпус 24 на 12 аршин с восемью кельями и кухней. А на следующий год появляются мезонин, соединяющий дом архимандрита с новыми кельями, дом для просвирни, четыре кельи с отдельным входом, перекрывается гостиный двор.
С 1867 года в Кременском монастыре на покое пребывал архиепископ Новочеркасский и Донской Иоанн (Доброзраков) до своего скончания в 1872 году.
На 1912 год в монастыре подвизалось 25 монахов и 47 послушников.
К монастырю были приписаны:
- Пятницкий скит
- Меловая пустынь
- Чернополянская пустынь
- Сиротская пустынь
Главной святыней монастыря была Августовская икона Божией Матери.
Содержание
Закрытие монастыря
С приходом советской власти обитель была закрыта. При наступлении Белой армии красные установили на колокольне пулемёт. В результате обстрела храм получает несколько отметин — в стене Стефано-Андреевского придела появилась пробоина от снаряда в метр шириной, есть и другие повреждения. Старожилы вспоминают, что красногвардейцы нашли у монахов лишь одного телёнка, которого и съели. Насельников (а их насчитывалось около 80 человек) в 1918 году разогнали, нескольких отказывавшихся уходить заточили в винный погреб и расстреляли, но многие вернулись в родную обитель (монахи прятались неподалёку в пещерах). По рассказам, последний живший здесь монах умер в 1937 году.
Часовня на месте захоронения «Семи братий», часть построек была разрушена, входы в пещеры завалены. Уцелело братское кладбище, где предано земле около 15 монахов.
В монастыре с 1924 года была размещена колония для психически больных. Но уже в 1925 году здесь была организована детская сельскохозяйственная колония из 150 беспризорников от 7 до 18 лет. Они размещаются в девяти жилых корпусах, кое-как отремонтированных в 1926 году. Дети живут в ужасных условиях (грязно, скученно, многие спят на полу и т.п.). Сам монастырь («ветхий, требует по своему обряду капитального ремонта») согласно документам государственного архива Волгоградской области «находится в ведении общества ближнего хутора», и охраняется двумя монахами. Проверяющие губернской детской комиссии в феврале 1927 года требуют передать его колонии под клуб. А в апреле 1928 года Губадмотдел и Усть-Медведицкий окрисполком приказывают фроловской милиции к 20 апреля выселить монахов из Кременского монастыря для детколонии, а культовое имущество сдать на временное хранение Волисполкому. Колония помещалась здесь до 1939 года.
Во время Великой отечественной войны в монастыре стояла часть Красной армии, один из солдат которой — мусульманин, сильно болевший, получил на источнике исцеление. Он поклялся, что вернётся сюда, если останется жив, и вот в 1956 году он назначается директором психбольницы, опять размещённой в обители. Вместе с супругой этот человек раскапывал засыпанный источник.
Несмотря на многочисленные запреты властей, на месте разрушенных часовен ежегодно служились службы, приезжали паломники, за которыми негласно следили уполномоченные представители Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР по Сталинградской области. По их отчетам видно, что паломничества к месту часовни «Семи братьев» не прекращались. В 1940-х годах службы и моления организовывались и совершались бывшим заштатным священником г. Фролова Денисовым Ф. и иеромонахом П.Т. Терентьевым с иеродьяконом Коротковым С.Б. из х. Перекопского.
Упоминаемый в отчётах иеромонах П. Т. Терентьев — это, судя по всему, последний настоятель обители архимандрит Пантелеимон, ушедший после закрытия в ст. Перекопскую и служивший в тамошней церкви до самой своей смерти в 1963 году. Об этом маленьком и сухоньком человеке местные старожилы говорят как о великом подвижнике и постнике, питавшемся парой картофелин и спавшем на камнях. Не удивительно, что его аскетизм привлекал сюда многих верующих. На ежегодный крестный ход 22 мая регулярно собиралось до 200 человек. Но в 1948 году власти запретили проведение служб и массовое паломничество.
В 1950-е годы власти пытались разрушить и храм , но трос, привязанный к его стене, порвался, а трактор загорелся. Больница просуществовала здесь примерно до 1967 года, а после обитель пустовала и потихонечку разбиралась предприимчивым людом.
Возрождение обители
В 1991 году монастырь был возвращен Церкви.
Возрождение Кременского монастыря началось с приезда осенью 1992 года архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа. Прихожане из г. Фролово расчистили территорию от мусора. Помогли становлению обители благочинные из близлежащих райцентров Фролово и Иловли.
При игумене Руфине (Иванове) восстанавили храм, часовни, постройки. В сентябре 2001 годя была освящена каменная часовня во имя святителя Николая. На церкви были установлены купола с крестами и колокола, расчищен находящийся в трех километрах от неё святой источник Казанской Божией Матери, приведены в порядок могилы «Семи братий», где в октябре 2002 года была заложена часовня.
В июле 2001 года началось строительство Пятницкого скита, ныне состоящего из срубленной надвратной часовни во имя вмц. Параскевы Пятницы, двух келий и бани. Построена Иоанно-Предтеченская часовня. На май 2004 года в обители числилось пять насельников и два трудника.
В монастыре ведутся реставрационно-восстановительные работы. К 2018 году отреставрировано здание собора, частично устроено внутреннее убранство собора, восстановлены трапезная и гостиничный корпус, частично благоустроена территория монастыря. Планируется возвести три иконостаса в соборе, оборудовать три алтаря церковной утварью, восстановить братский корпус и монастырскую стену, построить колокольню, игуменско-административный корпус, архиерейский дом, служебные и хозяйственные постройки, закончить благоустройство территории.
Настоятели и наместники
С 1918 по 1991 год монастырь был закрыт
- Даниил (Михайлов) (июль 1993 — ?)
- Руфин (Иванов) (1996 — ?)
- Савин (Аганин) (с 2007)
Литература
- Воскобойников И. Кременской Вознесенский монастырь // Донские епархиальные ведомости. 1913, № 32, отд. неофиц., с. 965-972:
Использованные материалы
Памятная Памятная книжка Области Войска Донского на 1869 год. Новочеркасск, 1869, с. 83:
Погребение в Бозе почившего Преосвященного Иоанна Архиепископа, бывшего Донского и Новочеркасского, в Кременском Вознесенском монастыре Донской епархии // Донские епархиальные ведомости, 1872, №22 (15 ноября), отд. неофиц., с. 694-695: ; Памятная книжка Области Войска Донского на 1879 год. — Новочеркасск, 1878, с. 100:
Определения Священного Синода от 7 — 20 — 22 марта 1907 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1907, № 14 (7 апреля), с. 86: ; Определения Священного Синода от 4 — 23 октября // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде, 1908, № 44 (1 ноября):
Определение Священного Синода от 30 ноября 1912 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1912, № 50 (15 декабря), с. 464: ; Памятная книжка Области Войска Донского на 1916 год. Новочеркасск, 1916, с. 224:
Свято-Вознесенский Кременский монастырь — небольшая монашеская обитель на юге России, в Волгоградской области, прославленная благодаря своей святыне — чудотворной Августовской иконе Божией Матери.
По легенде, на территории будущего монастыря еще в XV веке существовал скит (небольшой монастырь), семеро монахов которого были убиты разбойниками. На предполагаемом месте их гибели была воздвигнута часовня. Сам монастырь был основан в 1693 году иеромонахом Никанором с благословения императора Петра I. Появление новой обители способствовало укреплению православия на южных окраинах России.
Главный монастырский храм Вознесения Господня появился в 1716 году. При императрице Екатерине II, упразднявшей захудалые монастыри, обитель 10 лет — с 1788 по 1798 год — простояла закрытой. Восстановлена она была по прошению казаков.
В 1914 году в монастырь была передана написанная незадолго до того Августовская икона Божией Матери, которая через два года была официально признана чудотворной.
Второй раз монастырь закрыли в 1918 году, чудотворную икону спрятали местные жители. С 1924 года на территории монастыря находилась колония сначала для душевнобольных, затем для беспризорников. Храм Вознесения Господня был разрушен.
В 1992 году монастырь вернули Церкви. В настоящее время в нем ведутся восстановительные работы, а в 2004 году в обитель была возвращена чудотворная Августовская икона.
В десяти километрах от станицы Новогригорьевской, вверх по течению Дона, под горой, в живописнейшем месте, расположен Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь.
Это один из старейших монастырей Всевеликого Войска Донского. Ещё в XVI в. в пещере на этом месте, по преданию, подвизались 7 братьев-монахов, убитые разбойниками (когда местные жители позднее копали здесь ямы, то они находили человеческие кости). По другой версии легенды здесь во времена Ермака Тимофеевича были убиты 7 братьев, занимавшихся торговлей по Дону. Возможно, какие-то отшельники проживали в этой местности и после 7 братьев, но ещё до основания обители.
Отдалённая обитель предназначалась для жительства казаков, израненных во время боёв и походов. Если же престарелый воин, уйдя в монастырь, не находил себе там места, то обычно он выкапывал где-то поблизости свою землянку-келью, в которой и проводил в уединении отпущенное ему Богом время. Отшельники устроили в горе несколько пещер-келий, впоследствии соединенных между собой ходами. Там же была сделана небольшая подземная церковь. Кому она была посвящена, сказать сейчас трудно, но часовня, расположенная недалеко от примерного входа, была выстроена в честь Вознесения Божьей Матери.
Область Войска Донского занимала особое место в церковной политике Петра I и Екатерины II. Митрополит Пахомий неоднократно жаловался в Синод на самоуправство атамана Фролова, что казаки принимают к себе и высылают от себя всяких пришлых попов и чернецов, поступая во всем «собою» и по «прежнему своему Донскому обычаю», а архиерейских указов «ни в чем не слушают». Опираясь на атамана и казачество, само духовенство приписных церквей и монастырей отказывалось от повиновения архиерею. Как повествуется в источниках, неблагочинное поведение настоятелей, определяемых из воронежской епархии, привело обитель «в совершенный упадок» и Войско должно было ставить надёжных экономов из светских людей.
Выше по Дону примерно в 30 км от обители у х. Мело-Клетский во 2-ой половине XIX в. уже находился скит, вырубленный в меловой горе. Время его основания неизвестно, но по рассказам старожилов, собранным краеведами Константином и Юлией Полевыми, здесь до революции жил некий монах. Он излечил хуторян от «мора» (эпидемии холеры), отмолив принесённых к нему в пещеру больных жителей. С началом Сталинградской битвы в пещере прятались от бомбёжек местные жители.
Возрождение Кременского монастыря началось с приезда осенью 1992 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа. Прихожане из г. Фролово расчищают территорию от мусора, помогают становлению обители благочинные из близлежащих райцентров Фролово и Иловли. В июле 1993 г. сюда назначается наместник — иеромонах Даниил.
Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь в станице Кременской Клетского района Волгоградской области Главная святыня монастыря — икона Августовской Божией Матери. 18 сентября 1914 г. лик Богородицы в светящемся облике с младенцем на руках явился воинам под польским городом Августов, указав им выход из окружения.
Список пустыней, приписанных к монастырю:
— Чернополянская пустынь (ныне хутор Чернополянский Серафимовичского района), находилась при мельнице на левом берегу Дона выше станицы Кременской.
— Меловая пустынь располагалась, вероятно, чуть ниже современного х. Мелоклетский Клетского района. Где, по рассказам старожилов здесь до революции жил некий монах. Он излечил хуторян от «мора» (эпидемии холеры), отмолив принесённых к нему в пещеру больных жителей. С началом Сталинградской битвы в этих пещерах прятались от бомбёжек местные жители.
— Сиротская пустынь располагалась на правом берегу Дона ниже станица Сиротинской. Входы в имевшиеся здесь пещеры уже обрушились. По воспоминаниям местных жителей, монахи жили в них до самого прихода фашистов, после чего ненадолго удалились. Старожилы рассказывают о жившем в пещерах после Великой Отечественной войны некоем старце, к которому время от времени наезжали две монахини — старая и молодая. Конечно, мы понимаем, что восстановить реальный ход вещей после таких переломных для страны событий, как атеистические гонения на веру, войны и перестройки, очень тяжело. Поэтому остаётся только гадать, возможно, эти монахи были именно теми, кто жил вместе с о. Алексием, получил малые сроки заключения и вернулся назад. А упоминаемый выше старец тогда может оказаться самим последним настоятелем – архимандритом Пантелеимоном
Координаты:
N49°30’9.48″
E43°34’23.65″
Адрес:
403574 Волгоградская область, Клетский район, станица Кременская (ближайшее почтовое отделение от монастыря), Кременско-Вознесенский мужской монастырь
Телефоны:
+7 904 403 00 13
+7 902 387 94 28 – отец Георгий
+7 902 311 40 84 — настоятель отец Савин
Как добраться:
от Волгограда до ст. Новогригорьевской, через Дон на паромной переправе, далее около 10 км.