Кремль Успенский собор

Успенский Собор Московского Кремля

Патриарший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле Русской Православной Церкви, исторически назывался Большим Успенским собором Москвы Не путать с главным храмом Крутицкого подворья (см.), некоторое время называвшимся Малым Успенским собором Москвы

Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

История

Первое каменное здание собора, «церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Московский Успенский собор — первая каменная церковь Москвы — был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра. Собор был освящен 14 августа 1327 года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы.

В конце XV века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. В 1472 году храм был разобран до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством, по образцу Владимирского кафедрального собора, в 1475-1479 годах было построено здание с тех пор украшавшее Московский Кремль. 20 августа 1479 года митрополит Московский святитель Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра были возвращены в собор.

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года надолго определили его внутренний облик. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Впоследствии, из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая была повешена в центре собора.

В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В 1906 году научная реставрация была завершена.

21 ноября 1917 года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва .

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в 1990 году.

Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г.

Архитектура

Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер. Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Стенопись

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах. В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

Иконостас

Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Иконы

Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие. С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская,» которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

Усыпальница

С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей. Всего в соборе 19 гробниц. С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.

Царское моленное место

Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Настоятели

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Страница сайта Государственного историко-культурного музея заповедника Московский Кремль:
  • «Успенский Патриарший собор в Кремле», страница сайта Русское Православие:

«Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 ноября 2017,

«Протопресвитер Василий Иванович Платонов», биографическая энциклопедия,

Московский Кремль: собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного)

Описание:

Центральное благочиние Московской городской епархии

История

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву был создан в 1555-1561 гг. по обету царя Иоанна Грозного и по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария в честь взятия Казани и присоединения Казанского ханства к России.

В 1552 г., сразу после покорения царем Иоанном Грозным Казанского ханства, на границе Кремля и посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву», т.к. до середины XVII в. на этом месте стояла деревянная Троицкая церковь), был построен каменный Троицкий храм, около которого в память казанских побед было построено семь деревянных церквей.

В 1555 г. мастерами Бармой и Постником Яковлевым начинается сооружение нового собора. На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы казанских побед.

Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот праздник, 1 октября 1552 г., наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города Казани. Другие пять престолов освящены в честь святых, чья память пришлась на дни, когда произошли основные события казанской экспедиции: в честь святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория Армянского (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое значение имеют посвящения престолов в честь Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим.

Девятый престол был посвящен событию, не связанному с казанскими победами. Летом 1555 г. в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в честь Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.

29 июня (ст. ст.) 1561 г. был освящен престол Покрова Пресвятой Богородицы, что ознаменовало завершение строительства всего собора.

В 1588 г. над могилой св. Василия Блаженного (погребен у стен Троицкого храма в августе 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший второе имя всему собору. В 1672 г. с юго-востока был устроен придел Ризоположения (с 1680 г. — Рождества Богородицы) над могилой блж. Иоанна Московского.

Во второй половине XVII в. была построена шатровая колокольня, пристроено гульбище с крыльцами, форма куполов изменена со шлемовидной на луковичную, произведена многоцветная раскраска стен.

Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти».

На протяжении своей истории собор многократно горел и восстанавливался. В 1817 г. архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду.

Как памятник национального и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 г. В конце 1919 г. в Покровском соборе службы были прекращены, однако в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1929 г., когда храм был закрыт окончательно. Тогда же были изъяты и переплавлены почти все колокола звонницы.

В 1923 г. в храме был открыт историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 г. — филиал Государственного исторического музея).

В 20-е годы XX в. были развернуты широкие научно-реставрационные исследования собора, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. В 60-е годы XX в. также проводились реставрационные работы. В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы XVI в., состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI в., «Александр Невский в житии» XVII в.). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII в. из Московского Кремля.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 г. Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры РФ и Московской Патриархией в ноябре 1992 г. было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на Рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», и до настоящего времени собор является филиалом Государственного исторического музея. Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Первое богослужение состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 г.

15 августа 1997 г. после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.

21 ноября 2018 г. была открыта церковь Иоанна Блаженного.

Престолы

  • Троицы Живоначальной (восточный);
  • Покрова Пресвятой Богородицы (центральный);
  • Входа Господня в Иерусалим (западный);
  • равноап. Григория Армянского (северо-западный);
  • мчч. Адриана и Наталии (северный, первоначально был освящен в честь свв. Киприана и Иустины);
  • свт. Иоанна Милостивого (северо-восточный, первоначально — в честь патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла);
  • прп. Александра Свирского (юго-восточный);
  • свт. Николая Великорецкого (южный);
  • прп. Варлаама Хутынского (юго-западный);
  • св. Василия Блаженного — в восточной пристройке;
  • Рождества Пресвятой Богородицы (первоначально — Ризоположения).

Святыни

Мощи св. Василия Блаженного (под спудом), мощи св. Иоанна Блаженного, икона «Покров Пресвятой Богородицы».

Богослужения

Богослужения совершаются в храме Василия Блаженного по воскресеньям в 10.00 духовенством Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе. По окончании службы читается акафист св. Василию Блаженному.

Также службы совершаются в престольные праздники — 14-15 августа (память Василия Блаженного) и 13-14 октября (Покров Пресвятой Богородицы).

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 103012, г. Москва, Красная пл., д. 2 Телефон: +7 (495) 698-33-04 Web-сайт: www.shm.ru/museum/hvb

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях (Воскрешения Лазаря) — древнейший (если не считать подклета Благовещенского собора Кремля) из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Расположена в Московском кремле, входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца. Была построена на территории Кремля в 1393-1394 годах на месте древней деревянной церкви Воскрешения Лазаря праведного. Основательницей церкви стала княгиня Евдокия Дмитриевна, вдова Дмитрия Донского.

Новая церковь была освящена в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. После того как храм был достроен, в 1395 году его стены расписали знаменитые живописцы Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. Рождественская церковь находилась на женской половине Кремля и являлась домовой церковью великих княгинь. Во время пожара 1479 года верх церкви обрушился, его пришлось восстанавливать. Когда в 1514 году архитектор Алевиз Фрязин строил в Кремле новый каменный дворец для великого князя, то заодно была перестроена и церковь Рождества Богородицы на Сенях. Старое здание было использовано как подклет с приделом св. Лазаря, а над ним надстроили главный престол. Дворец и церковь соединяли переходы с сенями, поэтому храм именовали «что у Государя на сенях» или «Богородицы на сенях». В конце 17 века при царе Феодоре Иоанновиче храм опять перестраивали. К нему добавили трапезную над проездом с Кормового на Сытный дворец. Как выглядела Рождественская церковь, построенная Алевизом Фрязиным, точно неизвестно. Более-менее отчетливое ее изображение сохранилось только на чертеже, выполненном в начале 17 века. На нем церковь представлена с тремя главами и апсидами, а также с двумя приделами.

Во время правления царя Федора Алексеевича, в 1681-1684 годах церковь Рождества Богородицы на Сенях снова была практически полностью перестроена. Новая церковь была одноглавой, с запада располагалась трапезная. Лазаревский придел упразднили, и в 18 веке его стали использовать в качестве склада. Лишь в 1832 году, когда на территории Кремля начали строить Большой Кремлевский дворец, в подклете вновь был освящен придел во имя св. Лазаря. В последующем церковь Рождества Богородицы на Сенях реставрировали в 1923-1928 годах и в 1949-1952 годах. До нашего времени сохранилось древнее белокаменное четырехапсидное здание с главным порталом, а также достроенные позже элементы храма. Архитектурная композиция храма гармонично сочетает черты владимиро-суздальской и раннемосковской школ. В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нем нет, доступ в него отсутствует.

По его словам, образ защищает не просто сетка, а «мощная металлическая конструкция».

Якунин выразил восхищение «теми, кто сохранил икону», и призвал тех, кому что-то известно об истории закрытия и сохранения образов, передать информацию в фонд.

Само же открытие и восстановление надвратных икон Кремля он назвал «символом возрождения России».

Главный реставратор Сергей Филатов отметил, что икона на Спасской башне существует с XVII века и в XVIII, XIX столетьях неоднократно реставрировалась, последний раз — в 1895 году.

«Закрывал эту икону профессиональный реставратор», — убежден Филатов.

По его словам, образ выполнен «в масляной технике» и на восстановительные работы потребуется около двух месяцев.

Предположительно, работы по открытию надвратной иконы на Спасской башне продлятся в течение нескольких дней, после чего специалистам предстоит оценить сохранность иконы и определить методы и сроки реставрации.

В ближайшие дни будет открыта также надвратная икона Никольской башни Кремля.

Конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно увидеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой.

Вопрос о возвращении икон на башни Кремля (в частности, иконы Спасителя — на Спасскую башню, и иконы Николая Чудотворца — на Никольскую) не раз поднимался российской общественностью.

В 2007 году с инициативой восстановления икон выступил Фонд Андрея Первозванного, ее поддержали президент и патриарх. По словам Якунина, цель реставрации заштукатуренных надвратных образов — «содействовать тому, чтобы исторический образ Кремля был воссоздан, и образцы духовного наследия народа вновь возникли на кремлевских башнях и в нашей жизни».

Для изучения возможности восстановления икон при фонде создали специальную группу, которую возглавил председатель попечительского совета ФАП, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. В группу вошли также руководители ФСО РФ, комендант Кремля, управляющий делами президента, руководитель Росохранкультуры, гендиректор музеев Московского Кремля и еще ряд экспертов.

Работы были начаты со Спасской и Никольской башен, потому что именно на них специалисты считали наиболее вероятным обнаружить сохранившиеся под слоем штукатурки иконы. Документально подтвержденных данных о том, что они уничтожены, не было.

С 23 по 27 апреля этого года специалисты Федерального государственного унитарного предприятия «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» сделали зондажи в киотах Спасской и Никольской башен со стороны Красной площади, в результате которых под штукатуркой открылись иконописные изображения.

По историческим материалам, на Спасской башне располагается икона Спасителя с преподобными Сергием и Варлаамом. На Никольской башне предположительно сохранилась фреска святителя Николая, относящаяся к концу 15 — началу 16 века.

Когда иконы на кремлевских башнях были замурованы, точно неизвестно. Одно из экспертных предположений — что они были закрыты сеткой, а затем штукатуркой в 1937 году, в связи с празднованием юбилея установления советской власти.

Названия башен Кремля изначально, по словам директора его музеев Елены Гагариной, не были связаны с иконами на них. Так, Спасская башня до написания на ее стене иконы Спасителя называлась Фроловской, а затем получила название Спасской, поскольку через нее шла дорогу к Спасо-Смоленскому храму, располагавшемуся за собором Василия Блаженного. А от Никольской башни начинался путь к храму Николы Старого. И неизвестно, были ли иконы на башнях списками с храмовых.

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.

Патриарший собор
Успения Пресвятой Богородицы


Успенский собор, вид с юго-востока

Страна

Россия

Город

Москва

Адрес

Кремль, Соборная площадь

Ближайшая станция метро

Александровский сад, Библиотека имени Ленина

Конфессия

православие

Патриархат

Московский

Епархия

Московская городская

Благочиние

Центральное

Освящён

12 августа 1479

Придел(ы)

  • Димитрия Солунского
  • Похвалы Пресвятой Богородицы
  • Петра и Павла

Престольный праздник

  • 15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы;

Приделов:

  • 26 октября (8 ноября) — великомученика Димитрия Солунского;
  • суббота 5-я великого поста — Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста);
  • 29 июня (12 июля) — святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Реликвии

Мощи:

  • святителя Петра;
  • святителя Ионы;
  • святителя Филиппа;
  • святителя Ермогена;
  • посох святителя Петра

Основание

4 августа 1326

Основатель

великий князь Иван I Данилович Калита

Автор проекта

Аристотель Фиораванти

Строительство

1475—1479 годы

Архитектурный стиль

русская архитектура

Основные даты

1327 — постройка первого храма
1471 — начало строительства
по проекту Кривцова и Мышкина
1474 — разрушение недостроенного
собора землетрясением
1479 — постройка современного храма

Состояние

  • музейная экспозиция;
  • иногда совершаются богослужения

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771510302110346 (ЕГРОКН). Объект № 7733208038 (БД Викигида)

Объект всемирного наследия

Kremlin and Red Square, Moscow
(Московский Кремль и Красная Площадь)

Ссылка

№ 545 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

(i), (ii), (iv), (vi)

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1990 (14-я сессия)

Сайт

Успенский собор на Викискладе

Успе́нский собо́р Моско́вского Кремля́ — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Собор является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия.

Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву. Освящён храм был в 1327 году.

Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция Сергея Заграевского

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Русского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми».

Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642—1644 годах собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иван IV повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.

В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович.

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Икона. Около 1627 года. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

В 1625 году в собор была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю). Драгоценный ковчег с ризой был помещён в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий.

В петербургский период собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1797 году в собор на хранение был положен изданный Павлом I Акт о престолонаследии.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I, по которому в случае смерти Александра I в связи с отречением от прав на престол его брата Константина Павловича наследником престола становился следующий брат, великий князь Николай Павлович.

Реставрации Успенского собора проведены в 1895—1897 годах архитектором Сергеем Родионовым, в 1900-х годах архитектором Сергеем Соловьёвым, в 1911—1915 годах — архитектором Иваном Машковым.

15 августа 1917 года, в престольный праздник, в соборе открылся Всероссийский Поместный собор Православной российской церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года — 22 апреля (5 мая); это богослужение послужило первоначальной основой картины Павла Корина «Русь уходящая», службу возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Современный статус собора

Вид с южной стороны

Открыт как музей в 1955 году. В феврале 1960 года передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 года в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется Патриаршим кафедральным.

Архитектура

Фотография Николая Найдёнова 1883 года

Собор имеет монолитный лаконичный облик. Единство здания подчёркнуто равным делением фасадов с помощью лопаток. На гладких стенах — узкие окна и аркатурный пояс. Апсиды собора относительно невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами. Собор украшен пятью мощными главами, смещёнными к востоку. Современники отмечали, что здание смотрится «аки един камень».

Выполняя сложнейшую задачу увеличения внутреннего объёма храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, Аристотель Фиораванти впервые в русской архитектуре применил и крестовые своды толщиной в один кирпич, и металлические внутристенные и проёмные связи. Но главной его инженерной идеей было то, что благодаря возведению позади иконостаса дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение лёгкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся.

Интерьер

Святыни

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме Святителя Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего синода.

Иконостас

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Росписи

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Некрополь Успенского собора

Основная статья: Некрополь Успенского собора

«В первом каменном храме Кремля — Успения Богоматери — формирование некрополя началось в 1326 году. Здесь были похоронены московский князь Юрий Даниилович (его могила утрачена в древности) и св. митрополит Пётр. Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в этом храме были погребены двадцать человек. Могилы митрополитов XIV — сер. XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены храма. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Большая часть погребений находится под полом храма и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками (в конце XIX века они были заключены в металлические чехлы). Надгробия патриархов в отличие от митрополичьих сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями, хорошо видные сквозь застеклённые рамы чехлов. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора — митрополитов: св. Петра, Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа II (Колычёва) и свмч. патриарха Гермогена — совершены в раках».

Схема расположения захоронений в соборе Митрополиты Киевские

  • Пётр (ум. 1326),
  • Феогност (ум. 1353),
  • Киприан (ум. 1406),
  • Фотий (ум. 1431),
  • Иона (ум. 1461).

Митрополиты Московские

  • Филипп I (ум. 1473),
  • Геронтий (ум. 1489),
  • Симон (ум. 1511),
  • Макарий (ум. 1563),
  • Филипп II (ум. 1569).

Патриархи Московские Правители Москвы

  • Юрий Данилович (ум. 1325), Московский князь в 1303—1325 годах, великий князь Владимирский в 1319—1322 годах, князь Новгородский в 1322—1325 годах — могила утрачена

перезахоронены

  • Алексий (Бяконт) — мощи были в соборе с 1929 по 1948 гг., ныне — в Елоховской церкви.

Примечания

Литература

Успенский собор на Викискладе

Первый Успенский собор 1326—1327 годов

  • Заграевский С. В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII — первой трети XIV века. — М., 2003.

Собор Мышкина и Кривцова

  • Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М., 1988.

Собор Аристотеля Фиораванти

  • Успенский собор Московского Кремля
  • Патриарший Успенский собор Московского Кремля на официальном сайте Московской патриархии.
  • Собор кафедральный в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кремле (патриарший) на сайте «Русское Православие».
  • Иконы и фрески Успенского собора Московского Кремля.
  • Кавельмахер В. В. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского Кремля
  • Качалова И. Я. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора. // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — Вып. II. — М., 1976. — С. 104—108.
  • Качалова И. Я. Успенский собор. — М., 2008.
  • Мельник А. Г. Интерьер московского Успенского собора как одна из важнейших парадигм в русском храмовом зодчестве XVI в.. — История и культура Ростовской земли. 1994. — Ростов; Ярославль, 1995. — С. 124—133. — ISBN 5-85975-035-8.
  • Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI—XVII вв.. — Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. — М.: Индрик, 2011. — С. 443—473. — ISBN 978-5-91674-151-3.

Административные здания
и музеи

Памятники

Площади и сады

Соборы и монастыри

Достопримечательности

Примечания † — не сохранился ≠ — был разрушен и воссоздан ± — перенесён в другое место

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *