Содержание
На иконе показаны события, которые произошли на реке Иордан, где Иисус Христос принял крещение от Иоанна Предтечи. Икону Крещения можно назвать «мгновенной съемкой»
Крещение Господне; фрагмент трёхчастной иконы, 12 век, Монастырь св. Екатерины, Синай
Икона Крещения рассказывает не только о самом Крещении Христа в Иордане от Иоанна Предтечи. Главное «событие», которое стремится передать икона – явление миру воплотившегося Сына Божия как одного из Лиц Святой Троицы.
В Крещении Христа впервые зримо для всех людей, пришедших креститься, Бог открылся как Святая Троица: Бог-Отец говорил с неба, Сын Божий крестился в водах Иордана, а Святой Дух сошел на Сына в виде голубя.
И потому на иконе мы видим в центре, в водах Иордана, — Иисуса Христа, вверху – Небо, с Небес спускается белый голубь — символ Святого Духа.
Так исполнилась «всякая правда», о которой говорит Христос в Евангелии: тем, кто услышал призыв Иоанна Крестителя к покаянию и крестился с верой, исповедуя свои грехи, было дано увидеть исполнение пророчеств – явление миру Бога Отца и Сына и Святого Духа.
Так верующее и чистое сердце видит Бога. Поэтому событие и праздник Крещения получили еще одно название – Богоявление.
Крещение Господне, фреска,1668 г., Переяславль-Залесский, Троицкий собор, придел св. Иоанна Предтечи
Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай
Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим
Иоанна Крестителя мы видим изображенным, склонившись к Иисусу, и возложившим в знак крещения свою правую руку на Его главу. А на правом берегу Иордана — ангелы, также склонившиеся к Иисусу Христу. Они словно сослужат Иоанну Крестителю.
Иисус Христос в водах Иордана соединяет Собой два «берега» жизни: земное (Иоанн Предтеча – человек) и небесное (ангелы). Так и мы через Иисуса Христа и личное крещение получаем возможность приобщиться к миру духовному, небесному.
Крещение Господне. VI в., Равенна
Крещение Господне. 1001-1015 гг., Грузия
Крещение Господне, Византия XI в., Императорский менологий, США. Балтимор
Крещение Господне, прп. Андрей Рублев, 1405 г
Крещение Господне. Сербия, Косово, монастырь Грачаница, XIV в
В Иордане мы видим две небольшие фигуры: старец – символ реки Иордан и женская фигура верхом на дельфине – символ моря. Эти символы пришли из византийского искусства: в древнегреческом языке слово «река» мужского рода, а «море» – женского рода.
Фигуры-символы реки Иордан и моря отсылают к словам из псалма 133: «Море виде и побежало, Иордан возвратился вспять», которые повторяются и в крещенских песнопениях. Поскольку фигуры в реке не реальные люди, а символы, они изображаются меньшими по размеру.
Крещение Господне, Фреска церкви Спаса на Нередице. 1199 г. Новгород
Крещение Господне, вторая половина XI века. Афины, монастырь Дафни, церковь Успения Пресвятой Богородицы
Крещение Господне, XI в., Греция. Монастырь Осиос Лукас
Крещение Господне. Кирилло-Белозерский монастырь, 15 век
Богоявление. Фреска церкви св.Георгия в Старо-Нагоричане, 1316-17. Македония
Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII – нач.XIX в. Рыбинский музей-заповедник
Двусторонняя икона-таблетка, 2-ая четверть XVв. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб
С раннехристианских времен рыба изображается как аллегорический символ Иисуса Христа. На древнегреческом («ихтис») это слово представляет монограмму из начальных букв имени Иисуса Христа – Иисус Христос Сын Божий Спаситель.
Христианский богослов III века Тертуллиан связывает символ рыбы с таинством Крещения: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus (Иисусом Христом), мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».
Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Крещение Господне, современная икона
Крещение Спасителя. 1880-е, Иванов Андрей Иванович, Государственная Третьяковская галерея
Крещение Господне. Семирадский Генрих Ипполитович, 1876 г
Крещение Господне (Богоявление). Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г. Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Крещение. Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг
Крещение Господне, М.В.Нестеров, фреска Князь-Владимирского собора, Киев
Интересные, для многих неизвестные, подробности.
Ил.1. Богоявление. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Мастер Михаил. Кон. XVI в. ГРМ, Санкт-Петербург
Четыре канонических Евангелия сообщают о том, что Иисус Христос принял крещение в водах Иордана от Иоанна Предтечи. На основе евангельского повествования сложилась иконография великого двунадесятого праздника. Любопытно, что река Иордан в изображениях Богоявления наполнилась рыбами, змеями, драконами и мифическими фигурами. Все это не единожды встречается среди художественных образов Крещения, следующих за византийским каноном, но не перекликается с евангельскими текстами. Объяснения необычных персонажей, населяющих святую реку, обнаруживаются в древнем предании, Книге Бытие и Псалтири.
«Ерминия» (старинное руководство по иконописи) дает следующие указания относительно изображения Богоявления: «Христос стоит среди Иордана неодетый. На берегу этой реки, одесную Христа, Предтеча смотрит в небо, подняв кверху левую руку, а правую держит над главою Христа. Над ними видно небо, и оттуда сходит Дух Святой; в луче написано: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. С левой стороны ангелы стоят благоговейно, простерши руки, скрытые под одеждами. Поодаль от Иоанна среди Иордана в воде лежит старик, обратясь лицом назад, и со страхом смотрит на Христа, а сам льет воду из кувшина. » . Иордан часто изображался похожим на римского речного бога, в виде старца с сосудом, откуда льется вода.
Стихи 3-5 псалма 113 упоминают также и о море, олицетворение которого часто соседствует с образом Иордана: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять/ горы взыграшася яко овни, и холми, яко агнцы овчии/ Что ти есть, море, яко побегло еси? И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?» Здесь акцентируется то, как иудеи чудесным образом совершили переход через Красное море. Слова об этом событии звучат в канонах праздника Богоявления. Слова Псалтири не только отсылают к ветхозаветным событиям, но и создают переход к Новому Завету, пророчествуя о Крещении Господнем. В миниатюрах, иллюстрирующих псалмы, на изображении Богоявления рядом могли быть две символические персоны: море и река Иордан .
Ил. 2. Богоявление. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске (фрагмент)
Вполне понятны трудности «перевода» византийской иконографии при написании крещенских образов на Руси. Сложности с именами и персонажами олицетворений реки и моря в таких иконах объяснялись тем, что автор, к примеру, путал олицетворения, не зная их истории . Подобное могло случиться с иконой из Сольвычегодска мастера Михаила (конец XVI века). Здесь река Иордан – это женская фигура, а море изображено в виде мужчины (ил. 1, 2). В греческом языке слово море имеет женский род, а река – средний (в обычном случае) и мужской (если речь идет об очень большой реке). Греческо-русский словарь Нового Завета указывает на мужской род слова «река». Таков первоначальный род рассматриваемых олицетворений моря и реки .
Юноша – это третья фигура-символ водной стихии. Причина появления фигуры юноши в нижнем поле иконы Крещения трактуется неоднозначно. С одной стороны, он был воспринят как еще одна персонификация моря, вместо женской фигуры, расположенной рядом с олицетворением Иордана . В то же время существует более убедительная версия. Его изображение может толковаться как олицетворение Иордана или одного из его потоков. Согласно древнему преданию, реку, в которой крестился Иисус Христос, слагали потоки Иор и Дан, что нашло свое отражение в книжной миниатюре . Если юноша изображен в глубине вод рядом со старцем, опершимся на сосуд, то эта пара фигур – персонификация двух рек, которые слились в Иордан. Подобное олицетворение показано в иконе конца XV века из Кирилло-Белозерского монастыря (здесь юноша восседает на паре рыб, возможно, дельфинов) (ил. 3, 4).
Ил. 3. Богоявление. Ок. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Ил. 4. Богоявление. Ок. 1497 г. (фрагмент)
«Подле Христа плавают рыбы», – так завершаются указания «Ерминии» относительно изображения Крещения Господня. Рыба – древнейший символ Христа, который также обозначал и верующих во Христа. Слово «рыбки» на латыни звучало как pisciculli, а купель именовалась словом piscina, то есть садок или пруд для рыбы . Наряду с изображением в иорданских водах рыбок, соответствующих такому толкованию, встречаем любопытный случай в греческой иконе XVIII века, когда зубастые рыбки, подобно стае хищников, окружили Спасителя. Одно из этих удивительных созданий в своих очертаниях приблизилось к змеиным (ил. 5, 6).
Ил. 5. Крещение Господне (Богоявление). Греция. XVII в. Лондон. Музей Виктории и Альберта
Ил. 6. Крещение Господне (Богоявление). Греция. XVII в. Лондон. Музей Виктории и Альберта (фрагмент)
Змея и дракон также появляются в иконе Богоявления. Примечательно, что с латыни слово draco можно одновременно перевести как «дракон» и «змея». Для христиан дракон – символическое обозначение Лукавого . Змея же, которая есть и символ мудрости, в «Крещении» трактуется негативно. Изображение драконов и змей (попираемых) восходит к тексту в Книге Бытие (Бытие 3:15), равно как и псалму 73:13–14 («Ты утвердил еси силою Твоею море, Ты стерл еси главы змиев в воде») (ил. 7).
Посредством этого псалма были связаны события грехопадения и Крещения . «Главы змиев» показаны в македонской иконе Богоявления, написанной Давидом из Селеницы (ил. 8, 9).
Ил. 8. Богоявление. Из церкви Св. Димитрия, Битола. Давид из Селеницы. 1730–1739 гг. Македония. Музей Македонии, Скопье
Ил. 9. Богоявление. Из церкви Св. Димитрия, Битола (фрагмент)
Рассмотренные символические изображения, окружающие фигуру Спасителя на иконе Крещения, обнаружили свои античные, ветхозаветные, а также христианские корни и одновременно смысловое единство в прославлении праздника явления Бога миру. Красота и пророческая пронзительность ветхозаветных текстов соединились с благой вестью новозаветного повествования.
Оксана Сьомак
Примечания:
Среди множества православных церковных изображений икона Крещение Господне занимает одно из самых почетных и значимых мест. Величайшее событие Крещение Иисуса Христа подробно расписано на этом уникальном полотне. Сюжет заключает в себе целую историю о дне Крещения Сына Божьего в священных водах реки Иордан.
Это событие является переломным моментом в православном мире и несет в себе колоссальное значение для каждого верующего. Приняв омовение святой водой, Христос показал всему миру свою истинную, божественную сущность. Многие иконы исчисляются датой создания тысячелетия назад, когда первые иконописцы стали изображать крещенский сюжет.
Рис 1 Икона Крещение Господне является уникальной святыней, имеющей особую религиозную, историческую и материальную ценность для всего православного мира.
Крещение православные верующие называют «Богоявление». Считается, что сама икона впервые была написана не во время крещения Иисуса, в честь этого великого праздника, повлиявшего на судьбу всего человечества.
Значение иконы
Молитва к иконе Крещение Господне помогает молящемуся справиться с чередой жизненных трудностей и неудач любого плана. Иисус Христос помогает восстановить финансовое благополучие, способствует в поисках работы, нейтрализуется негативное воздействие со стороны недругов. К образу можно обращаться с просьбами касающихся семейных отношений, улучшения благосостояния в доме, воссоединения с детьми.
Мощная защита Небесного покровителя всегда рядом с верующими, которые с истинной верой и искренностью в сердце обращаются с личными просьбами. В праздники Крещения к иконе может обращаться даже некрещеный по православным канонам человек и просить благословения на отпущение грехов и искупление вины перед другими людьми.
Важно! Все православные верующие благодаря иконе Крещение Господне должны понимать, что даже несмотря на то, что сам Господь всемогущ, Его Сын так же должен был пройти через процедуру крещение в священных водах реки Иордан.
Икона Крещение Господне несет в себе сокровенный смысл зарождения христианской религии. Она способствует укреплению духа верующих, усиливает их веру в лучшее и дает надежду на искупление грехов.
Рис 2 Через крещение святой водой человек получает благословение Божие и приходит к покаянию. Это помогает еще больше укрепить веру и дух, стать на путь исправления и жизни в соответствии с библейскими заповедями.
Особое почтение чудотворной православной святыне верующие отдают 19 января в день празднования Крещения. С особым усердием читаются молитвы, люди освящают воду, которая приобретает целебные свойства на весь будущий год. Священники освящают воду в специальных прорубях на водоемах, в больших соборах и маленьких церквях. Службы с тысячами прихожан начинают накануне вечером, в крещенский сочельник и длятся до раннего утра.
Бытует мнение, что в крещенскую ночь вся вода обладает особой чудодейственной силой, так как божественный свет и тепло, исходящие в это время с небес, благословляются Отцом Небесным и Его Сыном, Иисусом Христом. Главными символами праздника Крещения являются священная вода и изображения ликов святых, обладающих в эту ночь мощной силой и защитой.
Где находится икона
Самые ценные экземпляры иконы Крещение Господне с исторической и религиозной точки зрения располагаются в самых больших храмах нашей страны. Изображения крещенского сюжета с достаточно высокой стоимостью выносятся на всеобщее обозрение только в дни празднования Крещения. Затем их переносят обратно в хранилище.
Важные и почитаемые образы украшают стены таких священных обителей:
- храм Николая Чудотворца и Никольский собор в городе Кронштадт;
- Московская церковь Георгия Победоносца;
- Богоявленский храм в городе Коломна.
Тысячи прихожан посещают эти храмы для поклонения святыням и обращения своих самых заветных просьб. Ведь посещение святых мест в крещенские дни с целью исцеления и искупления грехов признаются среди православных верующих самыми действенными.
Рис 3 Самые сокровенные просьбы, надежды на выздоровление родных и близких, веру в лучшее будущее – все это несут в своих сердцах прихожане к храмам на праздник Крещение Господне.
Изображение религиозного сюжета с крещением Спасителя человечества имеет колоссальное значение для всего православного мира. В момент омовения Иисуса в водах Иордана происходит признание не только, как человека из плоти и крови, а как Сына Божьего. Незримая мощная сила, которая исходит от иконы, помогает справиться с любыми лишениями, тяжелыми недугами, избавляет от душевных мук и переживаний.
О чем молятся перед чудодейственной иконой
Великая икона Крещение Господне обладает мощной силой и способствует положительному разрешению даже самых непростых жизненных ситуаций. Она защищает от любых бед и несчастий, устраняет уныние и восстанавливает силы после длительных болезней. К иконе обращаются в периоды финансовой нестабильности, при острой нужде в жилье.
Православные верующие обращаются за помощью к иконе:
- с целью выздоровления от физических и душевных недугов;
- о благословении на важные дела;
- об отпущении неблагонадежных и греховных мыслей;
- о наставлении на путь праведный и укреплении веры.
В ситуации, когда нет возможности помолиться перед великим образом, не стоит переживать и отчаиваться, ведь главная сила заключена не в иконе, а в самой молитве и истинной вере.
Рис 4 Возносить молитву на праздник Крещения рекомендуется непосредственно в храме, присутствуя на Всенощном бдении и вместе с миллионами православных людей просить об исцелении и отпущении грехов.
Сердечные молитвы к иконе Крещение Господне спасли множество людей от онкологических заболеваний. Чудеса исцеления фиксируются в специальных журналах при храмах, куда прихожане записывают свои истории из жизни, благодарственные слова к великой святыне.
Многие считают, что кроме самой иконы, мощной лечебной силой обладает еще и крещенская вода. После ее освящения с первой звездой миллионы верующих устремляются к купелям для Божественного омовения.
Согласно церковным канонам приобретение иконы Крещение Господне, является священным семейным оберегом от негативной энергетики, зла, финансового краха. Мощная сила иконы распространяется на излечение от смертельных недугов, заболеваний связанных с психосоматической и костной системами, душевных травм.
Молитва перед иконой
Обращаться к иконе Крещение Господне следует с молитвами «Сила веры» и «Отче Наш». В этой святыне содержится чудотворная сила, поэтому не обязательно возносить прошение к Богу именно в храме. Допускается чтение святого текста в домашних условиях, на работе, во время путешествия. Самой действенной признается молитва, которая произносится от чистого сердца, без злобы и негативна в душе.
На само Богоявление допускается вознесение молитвы своими словами. Здесь важно представить то о чем необходимо просить Господа, с абсолютной верой и надежной на исполнение задуманного. Если молящийся не знает наизусть специальную молитву, то можно произнести следующие слова:
«О, великий Спаситель наш Иисус! Ты явился перед нами, изменив наши жизни. Прошу, услышь молитвы наши, подари нам счастье. Пусть в домах наших царит гармония и доброта. Придай нам крепкого здоровья, укрепи наш дух и не позволяй сбиться с истинного пути. Да будет на все воля Твоя, о Святой Сын Господа! Отныне и на века. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
Священники акцентируют внимание прихожан на том, что на крещение нужно обращаться к Небесным покровителям только с добрыми побуждениями, которые будут идти из глубины души. Запрещается просить у Бога нанести вред или доставить эмоциональные переживания другим людям. Господь оказывает поддержку только тем, кто читает молитву с чистыми помыслами, одаряет их счастьем, радостью, спокойствием.
Рис 5. Если молитва читается в день самого Крещения, то поклоны должны быть земные (до пола). Обращение к Иисусу Христу произносится вполголоса, слегка распевным тоном, в полном уединении.
У православных верующих принято знать слова особо значимых молитв наизусть. Однако начинающим разрешается пользоваться переписанными текстами. Для этого требуется лишь написать слова молитвы к иконе крещения на листке бумаги своей рукой. Желательно всегда держать его при себе, чтобы при срочной необходимости была возможность перечитать святое обращение.
Совет! Для вознесения святых слов представительницам женского пола нужно всегда покрывать голову платком. Мужчины наоборот должны снимать шапки. Наиболее действенным считается прочтение молитвы непосредственно перед самой иконой. Делать это не обязательно в храме, можно и дома, но, не забывая производить крестное знамение.
В храмах каждое воскресенье проводятся специальные ночные и утренние службы, в периоды праздников верующие стараются попасть на каждый молебен, чтобы как можно быстрее донести свои просьбы к Небесным Покровителям. Кроме искреннего вознесения молитвы «Сила веры» нельзя забывать ставить свечи у иконы за здравие своих родных и близких.
Куда вешать икону в доме
Для размещения изображения с религиозным сюжетом крещения Господня рекомендуется выбирать, самую светлую и просторную комнату в квартире. В древности христиане всегда старались вешать иконы в восточной стороне дома. Желательно подальше от окон, сквозняков и обеденного стола.
Рис 6 Повесить икону Крещение Господне можно в любом месте квартире, с учетом того, чтобы в любое время к ней можно было подойти совершить крестное знамение и прочитать обращение к Богу.
Важно! Современные священники утверждают, что особых правил по размещению иконостаса в доме не существует. Главное значение имеет то, с какое место икона и молитва занимают в сердцах людей.
Помещение, где вешаются или ставятся иконы, не должно быть с большим нагромождением лишних предметов или мебели. Лучше всего подойдет гостиная комната, где для любого из членов семьи будет возможность при необходимости уединиться с вознесением святого обращения.
Нельзя располагать икону Крещение Господне вблизи:
- идолов, икон или религиозной литературы другого вероисповедания;
- картин, художественной литературы, дисков и прочее;
- фотографий с умершими людьми;
- бытовой или музыкальной техники.
В домашнем иконостасе допускается хранение нескольких экземпляров одинаковых или разных по сюжету икон. Количество образов зависят только от предпочтений самих верующих. Приобрести освященную икону можно в храме, специальной лавке при монастыре или соборе.
Служители церкви утверждают, что стоимость изображения с ликами святых никак не влияет на сокровенность и качество молитвенного обращения. Главная роль в молитве отводится чистоте помыслов и наличия истинной веры во Всемогущую помощь Господа Бога.