Крещение полным погружением

Православная Церковь учит, что таинство крещения должно быть совершаемо чрез троекратное погружение крещаемого в воду3. Сие учение и сообразное с ним действование православной Церкви основывается: 1) на священном Писании и 2) на примере и свидетельствах о сем древней Церкви вселенской, показывающих апостольское предание.

Пример крещения подал верующим Сам Богочеловек – Установитель сего таинства, приняв крещение во Иордан от Иоанна (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–22). Повествуя о сем событии, Евангелисты говорят: «и крестився Иисус взыде» (ἀνέβη) «абие от воды» (Мф.3:16); «и aбиe восходя от воды, виде разводящася небеса» (Мк.1:10). Но это восхождение Иисуса Христа от воды само собою предполагает нисхождение Его в воду, – как говорит Константинопольский Патриарх Иеремия4. Теперь спрашивается: для чего же Спасителю нужно было сходить в воду, если бы Он крестился не посредством погружения? Очевидно, для обливания не требовалось сего. Это так ясно, что и из среды западных писателей более беспристрастные сознаются, что словами: «взыде от воды» и: «восходя от воды» – Евангелисты означают именно погружение Христа Спасителя, а не какой-либо другой способ крещения5.

К тому же заключению приводит рассмотрение способа крещения Иудеев Предтечею Иоанном вообще. Без сомнения, он крестил Иисуса Христа таким же образом, как крестил и прочих иудеев, приходивших к нему; в противном случае. Евангелисты не преминули бы упомянуть об особенности крещения Иисусова сравнительно с другими Иудеями, если бы в самом дел была какая-либо особенность (чего однакоже не видим). Но Евангелист, говоря о крещении Иудеев Иоанном, между прочим замечает, что он крестил в Энопе близ Салима: «яко воды многи бяху ту» (Ин.3:23). Нет сомнения, что Иоанн избрал это многоводное место для крещения Иудеев потому, что здесь удобнее было крестить посредством погружения6. Ибо если бы Предтеча крестил посредством обливания, или окропления: то не было бы нужды во множестве воды; так крестить Иоанн мог бы во всяком месть Иордана, даже не в реке, а везде, где было сколько-нибудь воды для обливания, или окропления. Таким образом и здесь представляется немалое доказательство того, что Спаситель крестился именно посредством погружения.

Древняя Церковь не имела никакого сомнения в том, что Христос крестился чрез погружение в струях Иорданских. Блаженный Иероним говорит: «и Сам Спаситель наш Иисус Христос, Который не очищался в крещении, но крещением Своим очищал все воды, тотчас как только поднял главу из потока (statim ut сарut ехtulit de fluеntо), приял Духа Святого7». В канонах, составленных древними св. песнопевцами на Богоявление Господне и в честь св. Иоанна Крестителя, ясно также выражается предание, что Спаситель крестился чрез погружение. Так в каноне на Богоявление Господне Космы Маиумского говорится: «огнем Божества невещественным в плоть вещественну одеявся, Иорданского облагается водою»8. Преподобный Иосиф песнописец (IХ-го века) в своих канонах Иоанну Крестителю говорит, – в одном: «бездну погрузивый (καταδύσας) благоутробия Христа в речных струях»9; в другом; «погрузивый во Иорданских струях бездну милосердия, пророче»10. В ином каноне тому же Пророку воспевается: «каплю спасения одожди ми, Предтече, погрузивый в струях Иорданских сладости потока Иисуса»11; «во главу усчен был еси без правды, блаженне, погрузивый главу Христову в водах»12.

Так Сам божественный установитель таинства крещения на Себе показал пример, как должно совершаться оно в Церкви Его.

Освятив крещение собственным примером, Спаситель, по воскресении Своем, торжественно установил таинство крещения, когда сказал Апостолам: «шедшее научите вся языки крестяще их (Βαπτιζοντεσ) во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Здесь понятие крещения выражено таким словом, которое само собою показывает образ совершения сего таинства. Слово ΒαπτίΖω, по сознанию и самих западных писателей13, значит собственно погружаю. LХХ толковников сим словом переводили еврейское слово tаbаl, которым означается погружение, напр. «и сниде Нееман и погрузися (ἐβαπτίσατο) во Иордане седмижды» (4Цар.5:14). Тоже значение, без сомнения, имеет слово βαπτίζω и в заповеди Иисуса Христа о крещении (Мф.28:19.). Так как Господь изрекая сию заповедь, не присовокупил никакого особенного объяснения касательно внешнего действия, выражаемого словом: «крестяще»: то Апостолы с сим словом, необходимо, соединяли понятие о том же действии, какое употреблял Иоанн при крещении Иудеев, и каким был крещен Сам Иисус Христос, т. е. понятие о действии погружения.

Приняв от Спасителя заповедь крестить «вся языки», Апостолы крестили обращающихся к вере во Иисуса Христа посредством погружения. Это особенно можно видеть в примере крещения Евнуха св. Филиппом. Писатель книги Деяний Апостольских св. Лука, повествуя о сем событии, говорит: «и снидоста оба на воду, Филипп же и каженик: и крести его. Егдаже изыдоста от воды, Дух Святый нападе на каженика» (Деян.8:38–39). Здесь говорится, что Филипп и каженик сошли в воду (κατέβησαν εὶς τὸ ὕδωρ), один для совершения, другой для принятия крещения. Но для чего им нужно было сходить в воду, если бы Филипп хотел крестить каженика, и действительно крестил его, не чрез погружение? Выражения: «вошли в воду» и «вышли из воды» сами собою показывают, что здесь говорится о крещении не чрез обливание, или окропление водою.

Что́ касается до обратившихся ко Христу в день Пятидесятницы трех тысяч человек (Деян. 2:41): то нет никакой необходимости с некоторыми из западных писателей14 предполагать, будто крещение их, по причине их множества, не могло совершиться чрез погружение. Так думают и более беспристрастные из западных писателей. Вот слова одного из них: «богословы, которые в крещении трех тысяч уверовавших видят крещение чрез окропление, не примечают, что св. Лука отнюдь не говорит, будто св. Петр крестил сии три тысячи человек в один день и притом без помощи других Апостолов. Вероятнее, что и прочие Апостолы в разных местах во Иерусалим крестили новообращенных и, может быть, не в один день»15.

О крещении домов – Корнилия (Деян.10:47–48) и темничного стража (Деян.10:32–33), в котором хотят видеть следы обливательного крещения, мы воспользуемся кратким замечанием одного из западных же писателей, что при сем ненужно опускать из виду употребления на восток домашних ванн, в которых удобно было крестить и посредством погружения16.

Что Апостолы, как сами совершали, так и преемникам своим предали совершать таинство крещения чрез погружение, сие видно так же из того, что в древней Церкви, ближайшей ко временам апостольским, крещение обыкновенно совершалось чрез погружение. Так оно совершаемо было ближайшими преемниками Апостолов, конечно, по примеру и наставлению св. Апостолов.

Спаситель говорит: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5). Очевидно, Господь говорит здесь о духовном возрождении человека в крещении. Точно также и святый Апостол Павел называет крещение «банею пакибытия» или возрождением (Тит.3:5). Но если приложить к понятию возрождения употребления воды, при посредстве которой оно совершается: то нетрудно приметить, что понятию возрождения никакое действие не соответствует так точно, как действие погружения. Святые Отцы Церкви, сравнивая действие крещения с действием рождения естественного, соответственным сему последнему находят именно действие погружения: ибо, кроме сего действия, они не говорят ни о каком другом. Святой Златоуст говорит; «погрузившись к купель вод, он (грешник) восходит из божественных струй чище лучей солнечных; – потому она и называется банею пакибытия, что в ней как будто снова родились мы»17. И в другом месте: «мы как из утробы матерней, так и от воды раждаемся»18. Сие сравнение духовного рождения с естественным, очевидно, указывает на погружение. – Равным образом, когда св. Дионисий Ареопагит именует купель матерью сыноположения19 и когда св. Григорий Богослов сопоставляет три рождения – из тела, из купели и из гроба (в воскресении)20: то оба разумеют именно действие погружения, как вполне соответствующее действию рождения естественного.

Святой Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «или неразумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть. Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим. 6:3–4). Чтобы внешним действием крещения вполне изобразить погребение и воскресение Христово и наше спогребение и совоскресение с Ним, очевидно, нужно погружать тело в воду, как бы во гроб, и восклонять его – как бы воздвигать из гроба. И о сем именно действии единогласно говорят святые Отцы и Учители Церкви, как образ, вполне соотвествующем изображаемому. Погружение в воду (κατάδυσις – immersio), по их учению, соответствует погребению Иисуса Христа и нашему с Ним спогребенно; а восклонение из воды (ἀνάδυσις – emersio, еlеvаtио) – Его воскреcению и нашему с Ним совоскресению, Приведем некоторые из их свидетельств. Так св. Григорий Нисский говорит: «входя в воду, сродную земле стихию, мы в ней, как Спаситель в земле, скрываемся, и сделав сие трижды, изображаем тридневную благодать воскресения»21 Но особенно подробно и ясно раскрывает сей предмет св. Кирилл иерусалимский: «вы исповедали, говорит он новокрещенным, спасительное исповедание, и погружались троекратно в воду, и снова из воды изникали изображая сим тридневное погребение Христово: ибо, как Спаситель наш «три дни и три нощи» пребыл во чрев земли (Мф.12:40): так и вы первым из воды изникновением изобразили первый день, а погружением – первую ночь Христова пребывания в земле… В тоже время вы и умирали, и рождались; и оная спасительная вода была для вас и гробом и матерью… Новое и необычайное дело! Не истинно мы умерли, не истинно погребены были, и не истинно распятые воскресли; но уподобление бывает только в образе, а спасение в самой вещи. Христос действительно был распять, действительно погребен и истинно воскрес, и все сие даровал нам, чтобы, приобщившись страданий Его уподоблением, на самом деле приобрести нам спасение»22. Такое объяснение погружения, как образа погребения Христова и нашего с Ним спогребения, и – восклонения, как подобия воскресения Христова и нашего с Ним совоскресения, встречается и у западных Отцов и Учителей Церкви. Так св. Лев, Папа римский, говорит: «тридневному погребению соответствует троекратное погружение, а восклонение от вод есть подобие востающего из гроба»23. Другой учитель западной Церкви, блаж. Августин говорит: «после того, как вы обещались веровать, мы трижды погрузили главы ваши в священном источнике. Вы правильно трижды погружены: потому что крестились во имя Иисуса Христа, Который в третий день воскрес из мертвых; ибо погружение, трижды повторенное, выражает образ Господня погребения, чрез него вы спогреблись Христу в крещении и с ним совоскресли в вере»24. Таки образом, как восточные, так и западные Отцы и Учители Церкви, раскрывая мысль св. Апостола Павла о спогребении нашем Христу и совоскресении с Ним в крещении, видят образ и подобие сего именно в погружении и восклонении крещаемого.

Вот основания, заключающиеся в св. Писании, по которым православная Церковь учить и заповедует совершать таинство крещения чрез погружение. Если Сам Спаситель крестился посредством погружения, и заповедь Его о крещении указывает также на погружение; если сим способом крестили св. Апостолы и предали своим преемникам крестить так; если погружением в воду ясно изображается внутренняя сила и действие таинства крещения, – наше духовное возрождение, спогребение и совоскресение со Христом: то, очевидно, что крещение чрез погружение есть самый правильный и вполне совершенный способ совершения сего таинства.

Другим основанием, по которому православная восточная Церковь совершает, и заповедует совершать, таинство крещения чрез погружение, служат пример и свидетельства о сем древней Церкви вселенской.

Из свидетельств древности о способе совершения таинства крещения мы убеждаемся, что обычай погружения был во всеобщем употреблении в древней Церкви, как на восток, так и на западе, начиная с 1-го века. Всеобщее сие обыкновение, без сомнения, не могло основываться ни на чем другом, кроме того, что сей именно способ крещения древняя Церковь признавала законным.

Что обычай крестить чрез погружение был во всеобщем употреблении в древней Церкви, церковная древность представляет столько ясных доказательств, что нельзя иметь ни малейшего сомнения в сей истине. Из многочисленных свидетельств о сем достаточно представить здесь, кроме изложенных уже выше, еще некоторые. Так, в 1-м веке: св. Варнава говорит: «крещение преподается во оставление грехов; мы нисходим в воду отягченные грехами и нечистотою, а восходим плодоносящими в сердце страх и имея в дух надежду на Иисуса»25. Эрма говорит: «прежде, нежели человек приимет имя Сына Божия, он определен к смерти. Но когда приемлет сию печать, тотчас освобождается от смерти и приемлет жизнь. Печать же сия есть вода, в которую нисходят люди подлежащими смерти, а восходят определенными к жизни»26. Св. Дионисий Ареопагит, описывая обряды, с которыми совершалось таинство крещения в его время, между прочим говорит: «Священноначальник трижды погружает крещаемого, призывая при троекратном его погружении (καταδύσεσι) и восклонении (ἀναδύσεσι) три Лица Божественного Блаженства»27. И в другом месте: «тремя погружениями (καταδύσεσι) крещаемый подражает Богоначальной смерти и тридневному погребенно Жизнодавца Иисуса, сколько вместительно для человека сие подражание»28.

В 2-м веке о всеобщем обычае крестить чрез погружение свидетельствуют Тертуллиан и Климент александрийский. Первый говорит: «намереваясь приступить к воде, мы прежде свидетельствуем, что отрекаемся от диавола и гордыни и ангелов его; потом трижды погружаемся»29. Климент александрийский говорит: «будучи погружаемы в воду (καταδυόμενοι), мы просвещаемся, просвещаясь, усыновляемся Богу»30.

В 3-м веке Св. Ипполит говорит: «кто с врою входит в купель (καταβαίνων εἰς τὴv κολημβήθραν) возрождения, тот разлучается с лукавым, вступает в союз со Христом, – совлекается рабства и облекается в усыновление. Он восходит (ἀνέρχεται) от купели крещения светел как солнце, сияя лучами правды»31. Здесь выражения: «входит в купель» и «выходит», очевидно, указывают на обычай погружения. Довольно важным свидетельством всеобщности обычая погружения в 3-м век должно также почесть сомнение африканского епископа Магнуса в истинности обливательного крещения, разрешенное св. Киприаном карфагенским32. Видно, что крещение чрез обливание было в это время еще редким, когда многие, и притом такие люди, каковы епископы, не знали, как о нем думать, В 4 и 5 веках. Св. Василий Великий говорит: «великое таинство крещения совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями»33. Св. Златоуст: «когда мы погружаем главы (καταδυνόντων ἡμω ν τὰς κεφαλὰς) в воде, как бы в некотором гроб, ветхий человек погребается, и потом, когда мы восклоняемся (ἀνανευόντων ἡμω ν), – востает новый»34. Блаженный Иероним: «мы крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа, и при сем трижды погружаемся»35. Свидетельства св. Льва Папы римского и блаж. Августина мы уже имели случай привести выше36.

В 6–8 веках погружение было во всеобщем употреблении, как это видно из свидетельств св. Григория Двоеслова и других. В послании к епископу испанскому Леандру Григорий писал: «о троекратном погружении в крещении нельзя отвечать правильные того, как вы думаете. Мы, погружая троекратно, означаем сим таинство тридневного погребения, чтобы троекратным восклонением младенца из воды изобразить тридневное воскресение»37 – В требнике его говорится: «священник должен крестить троекратным погружением (baptizet sub tгinа mеrsиоnе), призывая только однажды имя св. Троицы. Он должен говорить так: я крещаю тебя во имя Отца, – и погрузить в первый раз (mergat semel), – и Сына, – и погрузить в другой раз (mergat iterum), и Святого Духа, – и погрузить в третий раз (mergat terbio)»38. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «крещение есть образ смерти Христовой; ибо в крещении троекратным погружением означается тридневное Господне пребывание во гроб39.

Из сих свидетельств св. Отцов и Учителей Церкви первых восьми веков видно, что погружение было обыкновенным и всеобщим способом крещения в древней Церкви. Они нигде не сопоставляют сего способа с другими, и сие-то самое показывает всеобщее употребление именно погружения: ибо в противном случае св. Отцы и Учители Церкви говорили бы безразлично как о погружении, так и об обливании, но писания их не подтверждают сего.

Обычай совершать таинство крещения чрез погружение является и в следующих веках всюду господствующим, не только в восточной Церкви, в которой он и доныне соблюдается неизменно, но и в западной, в которой имел полную силу до конца ХIII-го века40. Употреблять вместо погружения обливание, кроме случаев крайней нужды, запрещалось на самом западе. Так, в Англии Собор Целихитский (816 г.) предписывает: «пусть знают священники, что, совершая святое крещение, они должны не возливать воду на главы младенцев, но всегда погружать их в купели, как Сын Божий подал всякому верующему пример в Себе Самом»41. В требник Галенском, который относят к IX веку, предписывается: «потом (после вопросов о вере) священник должен крестить троекратным погружением (bartizet sub trina mersioneа), призывая только однажды имя Святыя Троицы»42. Тоже предписывается и в других требниках, относящихся к IX-XII векам43.

На поместных западных Соборах ХIII-го века предписывалось совершать крещение также чрез погружение. Так, в Англии Собор Ворчестерский (1240 г.) постановил: «всегда должно быть троекратное погружение при крещении». Во Франции Собор Нимский (1284 г.) постановил: «трижды погружая младенца в воде, крестящий должен говорить так» – и проч. В Нидерландах Собор Утрехтский (1293 г.) определил, чтобы голову младенца трижды погружать в воде, если только он не будет немощен. В Германии Собор Кёльнский (1280 г.) определил: «постановляем, чтобы крестящий, когда погружает крещаемого в воде, произносил сии слова», и пр.44

Знаменитый богослов западной Церкви XIII века Фома Аквинский говорит: «хотя крещение может совершаться не только чрез погружение, но и обливание и окропление: однако безопаснее крестить способом погружения, потому что сие находится во всеобщем употреблении»45.

По с конца ХIII-го века дело приняло другой оборот: обычай погружения начал терять свою силу на запад, и стало входить в общее употребление крещение чрез обливание, Иоанн епископ литтихский, на Собор 1287 г. постановил: «тот, кто крестит, когда погружает крещаемого в вод, должен произносить сии слова: «я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа. А чтобы предохранить крещаемого от опасности, да не погружается глава младенца в воде, но священник должен трижды возливать на темя его воду из какого-либо чистого сосуда». – Собор Камбрейский (1300 г.) постановил: «слова (я тебя крещаю) произносить должен тот, кто погружает крещаемого, и когда погружает; а для предохранения крещаемого от опасности, пусть он не погружает главу младенца в вод, но возливает трижды на темя его воду из чаши, или другого какого-либо чистого сосуда»46.

Западные Соборы XIV – XVI веков, то предоставляли произволу частных Церквей и лиц – совершать крещение посредством погружения, или обливания, смотря потому, какой где обычай существовал47, то решительно говорили (особенно в XVI-м веке) об одном обивании48. Следствием было то, что обычай погружения, с течением времени, все более и более уступал место обливанию, и обычай обливания распространился наконец на всем западе.

Достопримечательное исключение в сем отношении на западе представляет Церковь медиоланская. В конце ХVI-го века, когда на западе уже распространился обычай крестить чрез обливание, предстоятель медиоланской Церкви кардинал Карл Барромео установил навсегда, чтобы крещение в медиоланской Церкви совершалось не иначе, как посредством погружения, исключая только крайние нужды, какова напр. тяжкая болезнь. «Крещение, говорится в определении кардинала, совершается трояким способом: чрез погружение в воде, чрез возлияние воды и окропление. Но так как способ погружения есть древнейшее установление и обычай в святой Божией Церкви, и постоянно был соблюдаем в Церкви Амвросиевой: то от обычая погружения отступать не следует, разве будет настоять угрожающая опасность смерти; в таком случае крещение совершается или чрез возлияние воды, или чрез окропление». О самом погружении кардинал дает такое предписание: «при погружении священник должен наблюдать, чтобы стоять на той сторон купели, откуда можно смотреть прямо на востоке». В погружении он должен наблюдать, чтобы, держа обеими руками младенца, трижды погружать его, говоря: при первом (погружении): во имя Отца; при втором: и Сына; при третьем: и Святого Духа»49. Cих постановлений и доныне держится медиоланская Церковь, и, несмотря на то, что обливание принято теперь на всем западе, она соблюдает древний обычай и крестит чрез погружение50.

Протестанты, отторгшись от единения с Римскою Церковию, многие из нововведений ее усвоили себе». Они приняли в последствии и обливательное крещение. Но первые виновники реформации открыто сознавались, что сей способ крещения противоречит и словопроизводству и таинственному значению крещения, и что посему нужно бы крестить посредством погружения. Так Лютер о таинстве крещения говорит: «крещение называется по-гречески βαπτισμὸς, по латыни – mеrsио, то есть, если какой-либо предмет погружают в воду так, что она обнимает его со всех сторон. И хотя во многих местах нет более обычая погружать младенцев при крещении, а только возливается на них рукою вода из купели; но делу надлежало бы происходить так, чтобы младенец и всякий, кто крестится, весь погружаем был в воду и опять восклоняем. Этого требует и самое значение крещения: ибо оно означает, что ветхий человек наш совершенно должен быть потоплен благодатию Божиею»51. В другой раз, советуя Генр. Генезию, как должно крестить ему одну Евреянку, Лютер говорит: «я думаю, что она, покрытая платом, должна сесть в ванну, наполненную водою так, чтобы вода достигала ей до шеи; а потом крещающий должен трижды погрузить голову ее в воду с произнесением обычных слов»52. Другой реформатор Кальвин в одном месте так говорит о крещении: «и самое слово – крещение (vеrbum bарtizаndi) означает погружение (mergere), и обычай погружения соблюдаем был в древней Церкви»53. Так и отступившие от Православия признавали важность погружения, при совершении таинства крещения.

Все, сказанное нами доселе, приводит к тому заключению, что таинство крещения должно быть совершаемо чрез погружение, так как чрез погружение крестился Сам Христос от Иоанна, чрез погружение крестили св. Апостолы, чрез погружение совершалось сие таинство в древней Церкви вселенской, наконец, погружением в воду точно выражается внутренняя сила и действие крещения – наше духовное возрождение, спогребение со Христом и совоскресение с Ним, как изъяснено нами выше.

Запрет на крещение обливанием связан с тем, что это единственный способ окрестить людей, которые не могут встать с постели, — безнадёжно больных, или совершенно немощных престарелых, «зрящих к смерти». В древности (в ранней Византии) многие люди (язычники по внутренним убеждениям) в таком бедственном положении выражали желание креститься — не по своей внутренней вере во Христа и по стремлению изменить свою жизнь, а в надежде на сверхъестественную помощь свыше (магизм), а также из-за того, что в крещении прощаются все прошлые грехи (ведь так хорошо умереть без грехов; некоторые люди даже специально выжидали, чтобы принять крещение перед самой смертью).
В современной практике при крещении младенцев этот запрет, с одной стороны, актуален, а с другой — нет. Крещение младенцев вообще совершается не по их личной вере, а по вере родителей и восприемников. И если эти родители ищут от таинства в первую очередь чего-то магического —
чтобы Господь как-то по-особому хранил этого младенца, или чтобы, в случае чего, бабка могла вылить испуг (с не-крещёнными бабки не работают), то это свидетельствует об отсутствии у них правильной веры. В этом случае уже совершенно без разницы, как крестить младенца — обливанием или погружением. (Примерно так же не имеет значения — во фраке идти в загс, или в джинсовом костюме, если жених не верит в успех своей будущей семейной жизни и даже сам себе уже внутренне разрешил «свободное поведение» и развод. Такой брак — фикция, и не более.)
Крещение — это, прежде всего, принятие человеком обязательств перед Богом, присяга, поступление к Богу на службу (с целью несения трудов по спасению самого себя для будущей вечной жизни). Если этого осознания у крещаемого нет (а у младенцев этого никогда нет), то и крещение является, в лучшем случае, неким залогом на далёкое будущее. Может быть тогда этот младенец, став уже молодым человеком, задумается: «А ведь я был в детстве крещён! Но это же значит, надо что-то делать, ведь от меня Бог многого ожидает и даже требует». И вот в тот момент, когда такие мысли у этого человека появятся, — именно тогда настоящее его крещение и свершается. Если же таких мыслей не возникнет, то и факт крещения в детстве продолжает оставаться некой формальностью. Или, ещё хуже — действом с искажённым смыслом, когда люди на полном серьёзе думают, что факт погружения младенца священником в воду обязывает и даже понуждает (!) Бога как-то иначе, лучше относиться к этому младенцу. А факт обливания (вместо погружения), соответственно, препятствует (!) Богу излить Свою любовь на младенца. Да Бог изливает Свою любовь вообще на всех — крещённых и не-крещённых, добрых и злых, праведных и грешных. Крещение же — это добровольный акт человека. Если есть этот акт, то можно крестить и песком (если, например, люди находятся в безводной пустыне). Или даже вообще креститься собственной кровью в горниле пыток и казней, — такие примеры можно найти среди сонма мучеников во времена первых веков христианства.

В ночь с 18 на 19 января православные жители Твери будут праздновать Крещение Господне.

Яркой традицией этого праздника является освящение воды и окунания в прорубь.

Люди троекратно погружаются в специально оборудованные купели с освященной водой. Считается, что если окунуться на Крещения можно очиститься от грехов.

Это очень распространенная традиция, люди окунаются по всему миру. Но у нас своя специфика – вода очень холодная. На праздник, ночью с 18 на 19 января, метеорологические сайты обещают от 0 до -1 градуса. Поэтому, если вы собрались купаться, обязательно соблюдайте правила и меры безопасности.

Что взять с собой:
В первую очередь теплую сменную одежду. Также понадобятся нескользящие тапочки. Ну и полотенце с плавками/купальником.

Совет перед началом купания:
– Сделайте зарядку и разогрейте тело.
– Находитесь в проруби не более минуты.
– После трех погружений не задерживайтесь в воде.
– После купания немедленно проследуйте в тепло, разотрите себя полотенцем и переоденьтесь в сухую одежду.

Внимание!
– Нельзя нырять в прорубь вниз головой.
– Нельзя купаться в состоянии алкогольного опьянения.
– Запрещено купаться детям без присмотра взрослых.
– Предварительно нужно проконсультироваться с врачом.

И в конце о том, что вызывает споры – о количестве погружений. Тут жёсткого регламента нет. Обычно, погружаются три раза, но не обязательно. Если вы чувствуете, что достаточно одного раза и вы замерзли, не погружайтесь больше.

Где в Тверской области организуют купели на Крещение можно

В Твери главная и единственная купель будет на пристани Речного вокзала.

Версия для печати 24 квітня 2016 | Репортаж

Здесь в самом центре храма расположен баптистерий для крещения взрослых полным погружением. В Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре купель установлена прямо посреди церкви во имя святителей Иоасафов — нижнем храме главного собора обители.

Перед крещением взрослые, как и полагается, проходят катехизацию. Всё по древнему канону.

Андрей проходил практику оглашения в течение всего Великого поста, крестился в Великую субботу через полное троекратное погружение и в этот же день впервые причастился Святых Христовых Тайн.

«Крещается раб Божий Андрей… Умер буддист, родился православный христианин. Только в такую реинкарнацию я верю», — написал на своей странице в фейсбуке иеромонах Хризостом (Грищенко), насельник Зверинецкого монастыря, совершивший таинство Крещения.

У кого есть ещё некрещёные знакомые, желающие принять Крещение, приглашайте!

***

Ну а в 5-е воскресенье Великого поста в обители отмечали большой праздник — Собор всех преподобных Зверинецких. Уже

Как всё прошло, видел и запечатлел фотохудожник Сергей Рыжков.

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

Главная » Купели

Поиск продукта в этой категории

Первым обрядом, который согласно православной традиции проходит человек, является крещение. Интернет магазин православных товаров «Восхождение» предлагает Вашему вниманию церковные купели.

Купель представляет собой сосуд в форме чаши. Церковные купели относятся к числу важнейших предметов церковной утвари, поэтому ее оформлению уделяется большое внимание. Для украшения купелей греческие мастера применяют золочение, серебрение, выполняют резьбу.

У нас в наличии медные православные купели, которые по праву можно считать произведениями искусства:

  • чеканная (в золотом цвете) с изображением креста
  • резная (серебряная)

Купить православные золотые и серебряные резные купели по лучшим ценам Вы сможете у нас!

Сортировать по: наименованию (возр | убыв), цене (возр | убыв), рейтингу (возр | убыв)

Интернет-магазин православной церковной утвари и предметов интерьера «Восхождение» предлагает купить купель для крещения в храм по выгодной стоимости. Мы поставляем церковную утварь, выполненную профессиональными мастерами Греции.

Как выбрать купель для младенца

Крещение младенца – первая в жизни маленького человека торжественная церемония, которая имеет свой ритуал и используемый инвентарь. Православное крещение символизирует прощение грехов (их потопление). С этого момента Христос начал свое служение на земле, с этого момента ребенок вступает в мир христианином.

Омовение водой младенца (смывание грехов) – один из основополагающих моментов ритуала крещения. Маленького ребенка для омовения опускают в купель – большой чашеобразный сосуд, в котором находится подогретая вода. Обычно он изготавливается из меди, алюминия, серебра и даже дерева.

По конструкции сосуд для крещения бывает круглым, продолговатым или квадратным – выбор во многом связан с особенностями интерьера храмового помещения. Дополнительно он может иметь разные виды отделки – чеканка, резные узоры и т.д. Часто сосуд имеет крышку, чтобы поддерживать чистоту и требуемую температуру воды.

Цены

Покупка купели в православную церковь – ответственная задача, так как она является обязательным атрибутом каждой церкви и должна выглядеть не только нарядно и символично, но и органично для интерьера помещений церкви.

Интернет-магазин «Восхождение» предлагает разные модели православных крестильных сосудов, отличающиеся по форме, размерам, конструктивным материалам и декоративным отделкам. В каталоге интернет-магазина представлены церковные купели:

  • Круглые чеканные;
  • Круглые резные.

Предлагаемые изделия имеют серебряное и золотое покрытие, оригинальные рисунки и резьбу по металлу. Цена купели для крещения младенца зависит от выбранных материалов, качества покрытий и сложности отделки. Купели с резьбой – более дорогое изделие по сравнению с чеканкой.

Где купить купель для крещения в Москве

Интернет-магазин «Восхождение» в Москве предлагает:

  • широкий ассортимент детских купелей для крещения, изготовленных в Греции;
  • прямые поставки изделий от проверенных и авторитетных производителей;
  • соблюдение требований к качеству и православным канонам;
  • сотрудничество с храмами, оптовыми продавцами и частными лицами;
  • минимальную стоимость церковных купелей;
  • быструю доставку заказов в любую точку РФ.

Заказать и купить церковные купели по минимальной цене можно в каталоге магазина или по телефону, а мы быстро выполним ваш заказ и доставим его в любую точку РФ в минимальные сроки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *