Крещение Руси для основной части населения было

Что представляла из себя Русь до крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории государства? Об этом наш иллюстрированный рассказ.

В 988 году великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси.

В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны.

Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…

Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В «Повесть временных лет» вошла легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в «стольном граде» князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.

Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.

Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.

В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно… привыкли?

Другое дело, что принятие христианства не означало автоматическую смерть язычества. На протяжении нескольких веков, то тайно, то явно, язычество продолжало существовать рядом с верой в Христа, рядом с Церковью. Оно уходило медленно, борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло — уже во времена Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

1. В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.

2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?

3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи. Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.

4. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну. Русское войско отправилось в поход.

5. Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской «принцессы».

6. Не дождавшись невесты из Константинополя, Владимир начал было переговоры на эту тему с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.

7. Тогда войско киевского князя пришло в Крым, под стены Херсонеса. Горожане заперли ворота, изготовившись к осаде. Князь велел делать насыпи, дабы преодолеть с их помощью корсунские стены. Но осажденные потихоньку подкапывали насыпи и уносили землю прочь. В результате насыпи никак не могли сравняться со стенами города. Однако Владимир пообещал простоять хоть три года, но все же одолеть упорство защитников.

8. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел капитуляцию более приемлемым итогом войны, нежели мучительные условия осады. Одним из них стал священник Анастас. Он пустил стрелу с запиской, где советовал «перенять» акведук — трубы, ведущие в город питьевую воду. Когда Корсунь остался без воды, город открыл ворота.

9. В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал в жены одному из своих сторонников. Однако город вовсе не предназначался к разрушению и разграблению. Взяв его, князь принудил Византию исполнить все обязательства по договору.

10. Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город. Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом. Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.

11. На византийском корабле, наконец, прибыла принцесса Анна. Она венчалась с Владимиром Святославичем по обряду восточнохристианской Церкви. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно. Некоторые из прежних супруг Владимира вступили в повторный брак с его вельможами. Другие предпочли воздержаться от новой свадьбы.

12. Вернувшись из Корсуня, Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице. Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.

13. Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан. Обряд совершали священники из свиты Анны, а также Анастас Корсунянин и другие представители духовенства из Корсуня.

14. После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь. Столь значительных каменных построек наша страна до того не знала.

15. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами.

16. Эти книги сначала привозили в Киев и другие города Руси из-за рубежа. А потом их стали изготавливать в нашей стране. На Руси возникли собственные книгописные мастерские и отличные живописцы, искусно украшавшие книжную премудрость миниатюрами. Скоро в Киеве появились первые книги, повествующие о русской истории. Их называют летописями. Именно в летописях и сохранился рассказ о том, как была крещена Русь.

Рисунки Екатерины Гавриловой

На заставке: К.В. Лебедев. Крещение киевлян. Фрагмент картины

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Смирнов, Павел Алексеевич, 2002 год

1. Агронович С., Рассовская JI. Историзм Пушкина.

2. Алексеев C.B. Древние верования восточных славян /Ин-т молодежи, каф. истории. М., 1996. 62, 1.

3. Аничков Е.В. Боги Владимира по свидетельству летописей//Крещение Руси. М., 1988. С. 57-71.

4. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1994, 310 с.

6. Асов А.И. Мифы и легенды древних славян. М.: Наука и религия 1988. 319 1. с.

7. Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси. М.: Вече, 1999. 542, 1. с.

8. Афанасьев А.И. Древо жизни. М.: Современник, 1983, 464 с.

9. Афанасьев А.И. Народные русские легенды. Новосибирск: Наука, 1990. 266, 3. с.

10. Афанасьев А.И. Народные русские сказки. М.: Худож. лит., 1991. 296 . с.

11. П.Афанасьев А.И. Поэтические воззрения славян на природу: в 3-х тт. Т.1. М.: Индрик, 1994.

12. Афанасьев А.И. Происхождение мифа. М.: Индрик, 1996. 638 с.

13. Афанасьев А.И. Русские заветные сказки. М.: Моск.кн.двор, 1992. 160 с.

14. Багрянородный К. Об управлении империей. /Под ред. чл.-корр. АН Г.Г.Литоврина. М.: Наука, 1989. 493, 2. с.

15. Байбурин А.К. Жилище в образах и представлениях славян. Л.: Наука, 1983. 291, 2. с.

16. Байбурин A.K. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ. СПб.: Наука, 1993. 237, 3. с.

17. Бакунурский А.Г. Православная церковь и скоморошество. М. 1986.

18. Бальмонт К.Д. Собр.соч. в 2 т. Можайск: ТОО «Можайск-Терра», 1994.

19. Барашков А. Календарь ведической Руси //Мифы и магия индоевропейцев. М.: Менеджер, 1995. С. 61-75.

20. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

21. Белов А. Современное славянское язычество. Пути национального возрождения //Россия и Европа. В ,2 ч. М., 1992. С. 385-392.

22. Белова О.В. Единорог в народных преданиях и книжной традиции славян //Живая старина, № 4, 1994. С. 11-15.

24. Боас. Ум первобытного человека. M.-JL, 1926.

25. Болдур А. Ярославна и русское двоеверие в «Слове о полку Игореве» //Русская литература, № 1, 1964. С. 84-86.

26. Болсуновский К.В. Перунов дуб //Памятники славянской мифологии. Вып. II. Киев, 1989. С. 286.

27. Боровская Я.Е. О названии великой богини славян //Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989. С. 286-288.

28. Бычков A.A. Энциклопедия языческих богов (Мифы древних славян). М.: Вече, 2000. 400 с.

30. Васильев М.А. Забытые страницы изучения древнерусского язычества в XIX в. //Славяноведение, № 4, 2000. М.: Наука. С. 71-81.

31. Васильев Т.А. Медвежий праздник // Сов.этнография, № 4, 1948. С. 2028.

32. Велесова книга /Пер. А.Асова. М.: Менеджер, 1994. 317 1. с.

33. Велицкая H.H. Форма трансформации языческой символики в старообрядческой традиции //Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск, 1987. С. 78-99.

34. Велицкая H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.

35. Веселовский А.Н. Разыскания в области Русского духовного стиха. СПб.: Тип. Акад.наук, 1980. 139 с.

36. Виноградова JI.H. Что мы знаем о русалках? //Живая старина, № 4, 1994. С. 28-31.

37. Власов В.Г. Формирование календаря славян. Ранний период //Календарь в культуре народов мира. М., 1993. С. 105-107.

38. Волошина Т.А., Астапов С.И. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 441, 1. с.

39. Гальковский Н.М. Борьба христиан с остатками язычества в Древней Руси. В 2-х тт. М., 1913.

40. Гердер И.Г. Идеи философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

41. Геродот. История: в 9 кн. /Пер. с нем. и примеч. Г.А.Стратановского. М.: Ладамир, 1993. 599, 1. с.

42. Глинка Г. Древняя религия славян. Митава, 1804, 150 с.

43. Гоголь Н.В. Полное собрание соч. в 14 т. Т.2, М., 1997.

44. Голиченко Т.С. Мировоззрение древних славян и античная культура /Ин-т философии. Киев, 1983. 117 с.

45. Голубиная книга: Русские народные стихи XI-XIX вв. М., 1991.

46. Городецкий С. Избранные произведения. В 2-х тт. М.: Ху-дож. литература, 1987.

48. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии /Рос. АН. Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 1997. 288, 1. с.

50. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х-ХУП вв. М.: Изд-во МГУ, 1990. 285, 2. с.

52. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

53. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

54. Гусева Н. Слияние христианства с язычеством //Древность: арии, славяне. М., 1996. С. 126-134.

55. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа /Материалы по русской демонологии. СПб.: Литера, 1994. С. 471.

56. Дарневич В.П. Музыканты в искусстве Руси и вещий Баян //Слово о полку Игореве и его время. М.: Наука, 1985.

57. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизической системе // СПб.: Новые идеи в философии №1 СПб, 1912 Элиаде М. Космос и история. М. 1987

58. Елионская Е.Н. Сказки, заговоры, колдовство в России. М.: Индрик, 1994, 264 с.

59. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991.

60. Есенин С. Собр. соч. в 2-х тт. М.: Русская книга, 1992.

61. Жуковский В.А. Полное собрание соч.и писем. В 20 т. М.: Языки культуры, 1999.

62. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. М.: Русская книга, 1996.

63. Замоляев П.Ф. О языческой традиции в духовной культуре Киевской Руси //Исторические традиции философской культуры СССР и современность. Киев, 1964. С. 103-110.

65. Зеленин Д.К. «Обыденные» полотенца и обыденные храмы. СПб.: Тип. Акад.наук, 1911. С. 20.

66. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. 507, 4. с.

67. Зеленин Д.К. Народный обычай «греть покойников». Харьков: Тип. «Печатное дело», 1909. С.16.

68. Золозецкий В.Д. Дажьбог, Хоре, Лада, Макошь, Святовит. Львов: Прикарпатская Русь, 1911. С. 12.

69. Золотов Ю.М. Изваяния языческих богов на Руси //Сов.археология, № 4, 1985. С. 234-236.

70. Иванов В. Русский мифологион. Петрозаводск, 1996. 246 с.

71. Иванов В.В., Топоров В.И. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

73. Иванов В.В., Топоров В.И. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (древний период). М., 1965.

74. Иванов С.А. Византийское юродство. М., 1994.

75. Кагаров Е.Г. Религия древних славян. Становление христианства на Руси. М., 1988.

76. Кайсаров A.C. Мифы древних славян /Кайсаров A.C., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Саратов: Надежда, 1993. 318, 2. с.

77. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т./ Отв.ред. А.И.Сахаров. М.: Наука, 1989.

78. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.

79. Клебанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973.

80. Клычков С.А. Стихотворения. М.: Сов. Россия. 1991, 367, 1. с.

81. Клюев H.A. Стихотворения. Поэмы. М.: Худож.лит., 1991, 350, 1. с.

82. Ключевский В.О. Российская история (полный курс лекций): в 3 кн. М.: Мысль, 1993.

84. Кожевников Л.А. Славянские языческие боги, духи и нечистая сила. Казань: Об-во русс.культура, 1994. 84, 1. с.

85. Козловский П. Современность постмодерна //Вопросы философии, 1995.

86. Колигривов И. Очерки по истории русской святости. Siracusa, 1991.

87. Костомаров Н.И. Русские нравы. М.: Чарли, 1995.

88. Костомаров Н.И. Славянская мифология: Ист. монография и исследование. М.: Чарли, 1995. 683, 2. с.

89. Котляревский A.A. О погребальных обычаях языческих славян. Киев, 1989.

90. Котляревский A.A. Язычество и христианство смена формаций -смена религий //Коммунист Украины, № 6, 1988. С. 68-77.

91. Кривошеев И.К. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л.: Ленингр.орг. об-во Знание, 1988. 31, 1. с.

92. Круглый год. Русский земледельческий календарь. /Сост. А.Ф.Пекрылова. М., 1984.

93. Крянов Ю.В. Двоеверие на Руси //Как была крещена Русь. М., 1988. С. 362-374.

94. Кузьмин А.Г. Загробный мир по древнерусским представлениям. Сергиев Посад, 1913.

95. Куликов А. Космические образы славянского язычества. СПб.: Оргтех-издат, 1992.

98. Кучмаева И.К. Россия и славянство сб.ст.З. /Ред.-сост. Кучмаева И.К. М., 1988, 126, 1. с. //Труды Госакадемии славянской культуры: Вып.1.

99. Лапишин В.А. Язычество и христианство в Ростове XI в. //Православие в Древней Руси. Л., 1989. С. 31-34.

100. Ле Гафф Ж. Цивилизация древневекового Запада. М., 1992.

102. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.-Л., 1926.

103. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика, 1994, 602 с.

104. Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании. Общий обзор. М.: Политиздат, 1980. 831 с.

105. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 382, 2. с.

106. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. 536 с.

107. Леже Л. Славянская мифология. Воронеж, 1906.

108. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М.: Правда, 1938. С. 165.

109. Летописи и хроники /Ред.колл. Б.А.Рыбаков и др. М.: Наука, 1981, 256 с.

110. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь //Новый мир, № 1, 1988. С. 246-259.

111. Лихачев Д.С., Панченко A.M. Смеховой мир Древней Руси. Л., 1975.

112. Ломоносов М.В. Полное собр.соч. в 14 т. Т.9: Древняя российская история /Под ред. С.И.Вавилова. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 630 с.

113. Лосский Н.О. Христианство и буддизм //Христианство и индуизм. Сборник статей. М., 1994. С. 25-64.

114. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIX вв.). СПб, 1994.

115. Мазелло Р. История магии и колдовства /Пер.с англ. М.Новодворского. М.: ООО «Изд-во ACT», 1999. 416 с.

116. Макарий (Булгаков М.П.). История русской церкви. СПб., 1868-1887. В 12 т.

117. Макарий. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1855.

118. Максимов C.B. Нечистая, неведомая, крестная сила. Пр., 1996, 450 с.

119. Маркин П.Ф. Языческий мир Пушкина //Алтай, № 3-4. 1997. 450 с.

120. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

121. Мельников Г.П. Культура зарубежных славянских народов. М.: Ин-терпракс, 1994.

122. Миллер В.Ф. Взгляд на Слово о полку Игореве. М., 1977.

123. Мильков В.В. Апокрифы Древней Руси. М.: Наука, 1997. 225, 1. с.

124. Мильков В.В. Древнерусские апокрифы /Ин-т философии РАН. СПб.: Изд-во Рус. Христиан.гуманит.ин-та, 1999. 894, 1. с.

125. Мильков B.B. Осмысление истории Древней Руси. 2-е изд. испр. и доп. СПб.: Алетейя, 2000. 380, 2. с.

126. Мильков В.В., Асенова Г.В., Баранникова Г.С. Древняя Русь: пересечение традиций. М.: НИЦ. Скрипторий, 1997. 456, 2. с.

127. Миролюбов Ю.П. Русский языческий фольклор (Очерки быта и нравов). М.: Беловодье, 1996.

128. Мифы народов мира: энциклопедия, 2-е изд., М., 1991.

129. Мороз E.JI. Следы шаманских представлений в этнической традиции Древней Руси // Фольклор и этнография. Л., 1977.

130. Найджел П., Пруденс Д. История языческой Европы. СПб.: Евразия, 2000.

131. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока М. : Просвещение. 1994.С

132. Нидерле Л. Быт и культура древних славян /Ред. С.И.Кондаков. Прага: Пламя, 1924. 285 с.

133. Нидерле Л. Славянские древности /Пер. с чеш. Т.Кавалеровой. Ред. А.Л.Монгайт. М.: Изд-во ин-та лит-ры, 1956. 450 с.

134. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Атеист, 1930.

135. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 1056 с.

136. Новая философия энциклопедия Т.2. М. Мысль.2001 г.

137. Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. М.: Изд-во МГУ, 1991.

138. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.

139. Обряды и обрядовый фольклор (сб.науч.тр.)/Отв.ред. В.К.Соколов. М.: Наука, 1982. 263 с.

140. Орлов М.В. Язычество в княжеской идеологии Руси //Обряды и верования древнего населения Украины. Киев, 1990. С. 101-114.

141. Островский А.Н. Снегурочка. Л.: Сов.писатель, 1989.

142. Панченко A.A. Народное православие. СПб.: Алетейя, 1998.

143. Петрухин В.Я. Древнерусское двоеверие: понятие и феномен //Славяноведение, № 1, 1996. С. 46-47.

144. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева (некоторые проблемы). Древнерусская живопись как исторический источник. М., 1974.

145. Повесть временных лет /Пер. Д.С.Лихачева. Петрозаводск: Карелия, 1991 2. с.

146. Подобедова О.И. Миниатюры русского лицевого летописания. М., 1965.

147. Познанский В.В. Очерки формирования русской национальной культуры: первая половина XIX в. М.: Мысль, 1975.

148. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975.

149. Померанцева Э.В. Русские рассказы //Славянский фольклор, М., 1979.

150. Померанцева Э.В. Русские рассказы о домовом //Славянский фольклор. М., 1972.

151. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. Киев.: Наук.думка, 1985.

152. Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. СПб., 1877.

153. Потебня A.A. О купальных огнях и сродных с ними представлениях. М., 1807,19 с.

154. Потебня A.A. О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий. М.: Унив.тип., 1985. 310 с.

155. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

156. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.

157. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. СПб.: Азбука-Терра, 1996, 177 с.

158. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.: Гослитиздат, 1958. 603 с.

159. Пушкин A.C. Собрание сочинений. Золотой том. М.: Имидж, 1993, 975 с.

160. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988.

161. Рабинович М.Г. Очерки этнографии древнерусского города: Горожане, их общественный и домашний быт. М., 1978.

162. Рапов О.М. Русская церковь в IX первой трети XII вв. Принятие христианства. М.: Наука, 1988, 414, 2. с.

163. Раппопорт П.А. Древнерусское жилище (VI-XIII вв. н.э.) //Древнерусское жилище народов Восточной Европы. М., 1975.

164. Ремезов JI.M. Сочинения в 2-х кн. М.: Терра, 1993.

165. Реутский Н. Люди Божьи и скопцы. М. 1872.

166. Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни, 9-е изд. М.: Музыка, 1962. 234 с.

167. Русский демонологический словарь. //Авт.-сост. Т.А.Новиков, СПб., 1996.

168. Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве //Сов.этнография, № 1, 1948. С. 90-106.

169. Рыбаков Б.А. Календарь IV века из земли полян //Сов.археология, Вып. 4, 1962.

170. Рыбаков Б.А. Космогония и мифология земледельцев энеолита //Сов.археология, Вып. 1, 2. 1965.

171. Рыбаков Б.А. Основные проблемы изучения славянского язычества. М.: Наука, 1964. 91 с.

172. Рыбаков Б.А. Русалки и Симаргл-Переплут //Сов.археология, № 2, 1967. С. 91.

173. Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья //Вопросы истории, № 1, 1974. С. 3-30.

174. Рыбаков Б.А. Языческое миропонимание //Наука и религия, № 2, 1975. С. 56-60.

175. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. 782, 1. с.

176. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1984. 606, 1. с.

177. Сахаров И.П. Русское народное чернокнижье. М.: СП «Эврика», 1991,264, 2. с.

178. Сахаров И.П. Сказания русского народа: Народный календарь. М.: Сое. Россия, 1990. 175, 1. с.

179. Свирин А.И. Древнерусская миниатюра. М., 1950.

180. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.

181. Седов В.В. Древнерусское языческое святилище в Перыни //Краткое сообщение Ин-та истории материальной культуры, т. 50, 1953.

182. Седов В.В. Одежда восточных славян VI-IX вв. н.э. //Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.

183. Седов В.В. Распространение христианства в Древней Руси. //Ин-т археологии. М. С. 3-17.

184. Седов В.В. Славянское язычество как проблема междисциплинарного изучения //Вестник АН СССР, № 12, 1981. С. 76-81.

185. Седова М.В. Пережитки языческих верований в средневековой культуре Суздаля //Институт археологии, М., 1995. С. 77-86.

186. Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X-XV вв.). М., 1981.

187. Семенов С.П. Макошь. СПб.: Исток, 1993. 19 с.

188. Семенов С.П. О боге Солнца. СПб.: Исток, 1993. 18 с.

189. Семенова М. Мы славяне! СПб.: Азбука, 1993. 560 с.

190. Серебряный век русской поэзии /Сост. Н.В.Банников. М.: Просвещение, 1993. 423 с.

191. Серов H.B. Хроматизм мифа. Л., 1990.

192. Слово по полку Игореве /Сост. Д.С.Лихачев, Л.М.Дмитриева. Л.: Сов.писатель, 1967. 539 с.

193. Смирнов H.A. Новые данные о почитании топора древними славяна-ми//Сов.археология, № 3, 1977. С. 289-290.

194. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII нач. XV вв. М., 1976.

195. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.: Сов.Россия, 1990. С. 124-320.

196. Соболев А.Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. Сергиев Посад, 1913.

197. Соколова Ф.Х. Языческие верования и их отражение в произведениях народного искусства //Религиозная жизнь Архангельского Севера: История и современность. Архангельск, 1997. С. 166-173.

198. Соловьев В. Язычески след (о языческих традициях в русской культуре) //Слово. № 7-8, 1996. С. 18-23.

199. Срезневский И.И. Исследования о языческом богослужении древних славян. СПб., 1848.

200. Стасов В.В. Русский народный орнамент: шитье, ткани, кружево. СПб., 1872,206 с.

201. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976.

202. Сумцов Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков, 1885.

203. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

205. Тимощук Б.А. Языческое жречество Древней Руси /Российская археология, № 4, 1993. С. 110-112.

206. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1960, 521, 1. с.

207. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX- нач. XX в. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. 164 с.

208. Толстой А.Н. Поли.собр.сч.: в 15 т. /Под ред. А.С.Мясникова. М.: Госиздат. Худож.лит., 1946. 1953.

209. Толстой Н. Роль язычества в славянской культурной традиции //Изучение культур славянских народов. М., 1987. С. 21-25.

210. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистики. М., 1995.

211. Топоров В.Н. Еще раз о Велесе-Волосе в контексте «основного мифа //Балто-славянские этноязыковые отношения в историческом и ареаль-ном плане. М., 1983.

213. Успенские Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1987. С. 21-22.

214. Фамильцин Н.И. Божества древних славян. СПб.: Алетейя, 1995. 270 с.

215. Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.

216. Фетодов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

217. Франкфорт Г.В. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1987.

218. Франчук В.Ю. Дохристианские личные имена восточных славян в древнерусском летописании XI-XII вв. //Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность. Киев, 1987. С. 115-122.

219. Франчук В.Ю. Отображение языческого мировоззрения славянства в древнерусском летописании //Культура славян и Русь, М., 1988. С. 164175.

220. Фроянов И.Я. Введение христианства на Руси и языческие традиции //Сов.этнография. № 6. 188. С. 25-34.

221. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии. М.: Политиздат, 1980. 831 с.

223. Христианство и Русь/Сборник статей ред. И.Григулевич. М.: Наука, 1988.

224. Часовникова A.B. В усадьбе драматурга //Островского А.Н. 18261848. Кострома, 1948.

225. Чернецов A.B. Двоеверие: мираж или реальность? //Живая старина, №4. 1994. С. 16-19.

226. Чернецов A.B. Язычество и суеверие по древнерусским изображениям //Живая старина, № 1, 1994. С. 18-22.

227. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М.: Владос, 1997. 430 с.

228. Чмыхов H.A. Истоки язычества Руси. Киев. 1990.

229. Чулков М.Д. Пересмешник /Сост. В.П.Степанов. М.: Сов.Россия, 1987. 384, 2. с.

230. Чулков М.Д. Словарь русских суеверий. СПб.: Тип. «Шпора», 1782, 271 с.

231. Шахматов A.A. Повесть временных лет. Т.1 /Пг.: Археолог.комисс. 1916.

232. Шахматов A.A. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.

233. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. М., 1849-1970.203

234. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М.: Высшая школа, 1999. 331 с.

235. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

236. Юнг К.Г. Психология бессознательного/Пер. с нем., предисловие В.М.Бакусева. М.: Канон, 1994. 317, 2. с.

237. Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 1997.

238. Язычество восточных славян. Сб.науч.тр./Отв.ред. И.В.Дубов. Л.: Г.М.Э., 1988. 176, 2. с.

239. Aures James. British Folk Art. London: Barrie Jenkins. 1977.

240. Brent P. The Viking Saga. London: Book Club Associates. 1975.

241. Bucknel Peter A. Entertainment and Ritual 600 to 1600. London: Stainer Bell. 1979.

242. Durkheim E. The Elementary Forms of the Religions Life Glencoe, 1954.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *