Наш герой, который попросил не называть его имя, — голубоглазый и русоволосый мужчина среднего телосложения, хорошо одет и имеет семью. От большинства его отличает вера — он язычник. Уже несколько лет он живёт по законам природы и возрождает в Гродно старые традиции.
Hrodna.life по приглашению местного язычника побывал на поклонении богам в лесу. Правда, фотографировать людей нам там строго запретили.
В последний день апреля в назначенное время мы встретились с Олафом (решили, по его просьбе, называть его случайным скандинавским именем) на окраине города, чтобы вместе отправиться к так называемому святилищу. Там он собирался отмечать с близкими друзьями «Ночь костров Вальбург» — языческий праздник скандинавских народов. Показывать своё лицо и называть имя мужчина не захотел по личным причинам. Говорит — так будет лучше.
Содержание
Возрождение древней веры — почитание природы
От трассы мы направились вглубь соснового леса. Начинало темнеть. По дороге к святилищу парень рассказал, как стал язычником.
«Я был крещен в церкви, но с возрастом выбрал то, что мне больше по душе, — рассказывает мужчина. — Я не имею ничего против традиционных религий, каждый в наше время вправе выбирать то, что ему больше нравится. Я выбрал веру предков, которые когда-то жили здесь до христианской эпохи.
Возрождение древней веры для меня это прежде всего почитание природы, стремление не причинять никому и ничему вреда, стремление к жизни в гармонии. Моя вера не несёт никакого экстремистского и противозаконного характера, не унижает и не оскорбляет религиозные чувства и веру других конфессий и церквей».Первый идол богине Фрейи на святилище гродненцаЗнания о новой вере мужчина пополняет изучением истории, а также чтением древних скандинавских саг и сказаний.
«В возрождении старых традиций огромную роль имеет научно-исторический интерес. Так что чем больше читаешь разной древней литературы, тем больше всего узнаешь. В Беларуси, в том числе и Гродно, таких язычников, как я, немного. Во всяком случае, я знаю только нескольких человек», — говорит Олаф.
Случайный человек святилище не найдет
Для себя мужчина в 2016 году на окраине Гродно создал святилище. Время от времени он приезжает туда для уединения с природой и поклонения богам.Святилище язычника с новым идолом богине ФрейиОколо 30 минут нам пришлось идти по лесу на окраине города, чтобы попасть на святилище, где нас ждали друзья Олафа. Незнающий человек точно в одиночку это место не найдет. А выбраться оттуда еще сложнее. Наш язычник специально выбирал такое место, чтобы туда кроме него никто не мог попасть.
«У этого места очень хорошая энергетика. Мне тут хорошо, иногда я беру шатер и прихожу сюда ночевать. Тут можно о многом подумать», — говорит мужчина.
Святилище это небольшая лужайка в густом лесу, где стоят деревянные статуи и камни со странными надписями.
«Моё святилище построено в честь богини любви, войны, плодородия и семейного очага Ингви-Фрейи. Тут я и поклоняюсь. Святилище для меня это место единения с природой, с высшими силами и с самим собой. Место, где ты чувствуешь себя живым и частью живого без каких-то социальных масок и потребностей. Время от времени я привожу сюда своих родных и друзей.
На святилище всё проходит в виде тинга — собрания. Мы веселимся, делимся позитивными эмоциями, отдыхаем, пируем, а на самом обряде мы славим Фрейю и других богов. Благодарим их за то, что было позволено осуществиться, славим природу и жизнь в целом, благодарим друг друга, желаем всем успехов и здоровья».Святилище язычника на «Ночь костров Вальбург»
У Гродно варяжские корни
Сегодня северная вера наиболее распространена, как и много веков назад, в Северной Европе. В Исландии это одна из официальных религий, в России тоже есть общины — именно в тех районах, где в прошлом селились варяги: Ладога, Новгород и окрестности сегодяшнего Санкт-Петербурга.
Олаф считает, что люди, которые в древности придерживались северной веры, жили и на территории современной Гродненщины.
«Последние находки археологов говорят о том, что на наших землях с 9 по 15 века жили и селились язычники, которые нередко укрываясь тут от гонений со стороны христианской церкви. Раскопки городищ и курганов открыли огромное количество предметов либо явно скандинавского происхождения, либо несущих варяжский след.
Не стоит забывать что Неман, хоть и в меньшей степени, чем Двина, играл не последнее значение на пути из «варяг в греки». Даже Гродно, Гарадзен в древности, на мой взгляд имеет явно варяжское происхождение от древнего скандинавского корня «гарад» или «герд» — защита или заслон, то есть форт или форпост на торговом пути», — пояснил мужчина.
После поклонения богам — надо пировать
Когда стемнело и на небе появилась луна, язычник Олаф приступил к проведению ритуала на святилище — поклонился статуе богини Фрейи, поднял кубок в ее честь, произнес слова благодарности и зажег костры Вальборга. После поклонения богине он пригласил друзей пировать в её честь. Главным угощением ночи был традиционный северный напиток — медовуха собственного приготовления. Торжества на святилище продолжались до утра.
В Православной и Католической церквях действуют одни и те же таинства, но обряды их проведения несколько отличаются. В обеих церквях присутствуют семь таинств – крещение, миропомазание (конфирмация), покаяние (исповедь), причащение (евхаристия), брак, священство, елеосвящение. Отличия в совершении обрядов в основном обусловлены исторически сложившимися формами осуществления таинств и церковно-правовыми предписаниями.
Вопрос-ответ Что разделило христиан на католиков и православных?
Крещение
Различия этого таинства заключается в том, что католики обряд совершают за счет троекратного поливания головы крещаемого водой, а в Православной церкви обряд совершают путем трехкратного погружения в воду. Обе церкви предписывают верующим крестить детей вскоре после рождения. А взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к этому таинству и пройти катехизацию. В переводе с греческого языка катехизация буквально означает «устное научение». То есть, человек перед тем, как принять крещение, изучает основы христианской веры, таинства и догматы церкви. Такой подход способствуют осознанному приобщению к церкви и к ее таинствам.
«Вероучение православное и католическое должен представлять себе каждый христианин. Другой вопрос, что и в православии, и в Католической церкви процесс катехизации зависит от местных условий, но, в принципе, сама по себе катехизация совершается и у католиков, и у православных», — рассказывает священник, декан исторического факультета Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Андрей Постернак.
Обязательно ли крестить ребёнка на 40-й день после родов? Подробнее
Миропомазание или конфирмация
В Православной церкви миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), а в Католической церкви конфирмацию откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам.
«У католиков разделены два таинства — таинство крещения и таинство миропомазания. В Православной церкви они совершаются одновременно. Если крестят младенца или взрослого человека, оба таинства совершаются сразу. А у католиков, если крестят младенцев, то его сразу не миропомазывают. Это таинство происходит по достижению сознательного возраста, примерно в 13 -14 лет, и называется конфирмация. Это особое таинство, с миропомазанием. Во время конфирмации впервые причащают Святых Христовых Таин. Младенцев в Католической церкви не причащают. В православии так не принято, поскольку миропомазание совершается сразу, то ребенка можно сразу и причащать. Если ребенок растет в церковной семье, то он, таким образом, не лишен церковных таин», — говорит священник.
Конфирмация у католиков. Фото: .com
Проведение богослужений
Есть отличия и в проведении богослужений в обеих церквях. По словам Постернака, в Католической церкви практически все время совершается только одна месса — аналог нашей божественной литургии. Месса может совершаться несколько раз в любое время дня в одном и том же храме, а в православной традиции это не принято.
«Литургия может совершаться в одном храме только в одном алтаре и только один раз в день. Она проходит, как правило, утром, потому что все причащаются натощак. Кроме литургий в Православной церкви совершается большое количество служб — это вечерние службы, всенощные и утренние. У католиков этого нет, они иногда совершают молитву, посвященную Божией матери, которая называется «Розарий». А всенощных, утренних и вечерних служб у католиков нет. Нет также молебнов, акафистов, католики совершают их крайне редко, при каких-то особых случаях. Кроме этого, католики перевели все богослужебные тексты на национальные языки. Традиционный латинский язык, на котором совершались службы у католиков в Средневековье, практически уже не используется при богослужении. В каждом храме в католической стране можно услышать службу на родном языке. В православном храме по-прежнему служба совершается на церковно-славянском языке», — говорит Постернак.
Во время богослужений католики, как правило, становятся на колени, в то время как православные прихожане обычно стоят.
Покаяние или исповедь
Во время этого таинства верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через него прощение от Иисуса Христа. Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее осознание своих грехов и истинное их исповедание. Исповедь у католиков и у православных проводится в разной форме. В православном храме для совершения этого таинства отведено особое место. Во время исповеди верующий в присутствии священника, перед Крестом и Евангелием исповедует свои грехи Богу, после чего священник совершает над склоненной головой кающегося особую, разрешительную молитву. В католическом храме священники уединяются с кающимися в специальные кабины с решетчатыми перегородками — исповедальни или конфессионалы, которые размещены в удаленной части церкви.
Отличается также и необходимость совершения этого таинства. У православных исповедоваться необходимо перед литургией и причастием. «Перед литургией обязательно нужно исповедаться. По крайней мере, человек это должен сделать незадолго до причастия. У католиков исповедь и причастие не разделены, и поэтому такого обязательного требования, как исповедоваться перед причастием, у них нет», — говорит священник. В каких случаях может быть нарушена тайна исповеди? Подробнее
Таинство брака
Таинство брака совершается в присутствии священника, жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно. Римско-католическую церковь отличает от Православной полное исключение разводов.
«В Католической церкви брак считается нерасторжимым, у них не существует практики второго венчания, и развода церковного у католиков не существует. Православная церковь развода как такого тоже не признает, но существует особый чин для второбрачных при особых условиях, которые оговариваются в каждом случае с епископом, с иереем. Может быть допущен второй чин венчания для людей, которые второй раз вступают в брак. У католиков этого нет», — объясняет священник.
Сколько раз можно венчаться? Подробнее
Священство
В этом таинстве христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, возводится в соответствующую степень священства для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов. У католиков сегодня признается принцип безбрачия духовенства, так называемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон. Нецелибатными могут быть только диаконы.
«Существуют определенные отличия у таинства священства, а именно, чинопоследования. В православии признается рукоположение католиков. Если католический священник решит перейти в православие, то его специально рукополагать никто не будет, также как и наоборот. Таким образом, таинство священства взаимно признается и у католиков, и у православных при определенных условиях. Если говорить о православных священниках, то участвовать в католических таинствах они не могут. У нас нет евхаристического общения и поэтому ни причащаться, ни исповедаться священники не могут, как и креститься в католических храмах. У католиков в этом отношении более мягкие условия, они, например, готовы, принимать православные таинства. Другой вопрос, что с нашей стороны такого взаимного общения не существует», — говорит Постернак. Чем Патриарх отличается от Папы Римского? Подробнее
Елеосвящение (соборование)
Соборование совершается одним или несколькими священниками и состоит из молитв и помазания лба и ладоней соборованного освященным елеем. В отношении этого таинства особых отличий нет. Однако православных церквях этот обряд проводят не только с умирающими, но и с людьми, здоровье которых ухудшилось.
«Что касается елеосвящения, или соборования, то в Католической церкви по-прежнему сохраняется традиция, связанная с таинством, которое совершается перед смертью. То есть соборование совершают над пожилыми людьми, находящимися у порога земной жизни. В православной традиции такого суждения нет, в соборовании может участвовать любой взрослый человек, но не младенец. В нашей традиции соборование проходит во время Великого поста и в Петров пост», — говорит Постернак. Как подготовиться к Соборованию? Подробнее
Они по-разному понимают суть крестного знамения
При перемещении руки слева направо крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским. Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе.
Пий V за молитвой. Он указывал: «Благословляющий себя самого… делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому»