Крест годеново

Игумения Евстолия (Афонина)

Смирение – так можно определить образ Годеновского Креста, явленного в России в XV веке и ныне пребывающего на подворье Переславского Никольского женского монастыря в Годенове.

Его появление в России сравнивают с явлением Иверской иконы Божией Матери на Афоне. «Сказание о явлении Честного и Животворящего Креста Господня» написано неизвестным иереем, служившем в церкви Николая Чудотворца, где деревянный Крест находился в XVIII веке. Предание свидетельствует, что Крест был явлен пастухам на Сахотском болоте близ Ростова Великого в 1423 году: «И увидели они (пастухи) с греческой стороны от неба до земли свет несказанный, посреди света на воздухе Животворящий Крест Господень. На нем образ Распятия Господня, лик Божий… и услышали голос от Распятия Господня, говорящий им: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. Если кто с верой придет помолиться – будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста”…»

Годеновский крест

Чудес было множество. Крест горел во время пожара в Никольской церкви и остался цел, был поруган в 1930-е, вынесен из храма, спрятан прихожанами и вновь явлен людям. Нынешнее местонахождение Животворящего Креста – храм святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново Ярославской области. И все происходящее вокруг него можно назвать чудом, данным России для поддержания ее мощи и силы.

Случившееся в последнее время подтверждает это: накануне событий на Майдане копия Годеновского Креста по просьбе православных была передана в Крым.

Крестный ход с Животворящим Крестом прошел по главным улицам Севастополя, возглавлял его митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и адмирал Черноморского флота ВМФ Александр Витко. Перед Крестом были торжественно освящены флаги военных кораблей Севастополя, морякам подарили иконки с изображением святыни, Крест установили во Владимирском соборе – усыпальнице русских адмиралов. Через несколько месяцев после этого события земля Крыма бескровно перешла к России. 24 ноября 2014 года, в разгар военных действий на Украине, была сделана еще одна копия Животворящего Креста и передана в Луганск, в Иоанно-Предтеченский монастырь. За время обстрела в обители, где пребывает Крест и поныне, ни одна бомба не взорвалась, никто не погиб.

Крым встречает Годеновский крест

Уже 20 лет как храм святителя Иоанна Златоуста в Годенове с его Животворящим Крестом является подворьем Переславского Никольского женского монастыря.

Настоятельница обители игумения Евстолия родилась в Санкт-Петербурге, получила высшее художественное образование. В 1988 году по благословению духовного отца пришла послушницей в Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Была регентом, экскурсоводом, звонарем, иконописцем. Проектировала и реставрировала иконостас церкви святителя Николая Чудотворца. В феврале 1994 года по благословению епископа Ярославского и Ростовского Михея прибыла в Никольский монастырь. Великим постом 1994 года приняла монашеский постриг с именем Евстолия – в честь преподобной Евстолии, через три месяца была утверждена настоятельницей, через три года указом Святейшего Патриарха Алексия II возведена в сан игумении. За большую работу по восстановлению Свято-Никольского монастыря в 2003 году награждена крестом с украшением.

***

Мы беседуем с матушкой Евстолией о Промысле Божием и судьбах человеческих, о чудесах Годеновского Креста, о сути жизни монашеской.

«Я увидела, что Христос с черным ликом!»

Игумения Евстолия (Афонина) – Матушка, то, что Крест оказался в Крыму, это Промысл Божий?

– В Крым мы передавали копию Годеновского Креста, когда там была тишина и он еще не был наш. В выпуске новостей по телевидению показывали Крестный ход в Севастополе и параллельно беснующийся Майдан в Киеве – как будто две разные страны. Крест сделал свое дело. В эти дни нужно было показать контрпозицию Крыма, и она была высказана на самом высоком уровне. Тогда впервые словосочетание «Годеновский Крест» прозвучало с телеэкранов на всю страну.

Под Рождество 2014 года к нам приехала делегация из Луганска – там уже бомбили и гибли люди. «Нам нужен Животворящий Крест», – говорят. А у нас чудесным образом уже была изготовлена деревянная копия, но мы тогда и не предполагали, для кого готовили этот Крест.

Когда иконописец из Сергиева Посада доделала свою работу, Крест привезли в Переславль. Мы с сестрами торжественно выстроились у машины и, когда вынули Распятие, я увидела… что Христос с черным ликом! Звоню иконописцу. «Зачем черный лик написала?» – спрашиваю. «Я тридцать раз переписывала, – говорит иконописец Нина, – но поняла, что надо оставить так».

Смотрю на сестер: они с умилением молятся и плачут. Я поняла тогда, что он должен быть темным и его нужно отправлять таким.

Перед отправкой креста в Луганск

Звоню в Луганскую епархию, в монастырь Рождества Иоанна Предтечи. Трубку снимает архимандрит Варфоломей. Говорю: «Готов Крест, который ваши прихожане заказывали». Он благодарит и собирается приехать вместе с братиями торжественно забирать святыню. Назначили число – 26 ноября, день памяти святителя Иоанна Златоуста, престольный праздник храма в Годенове. Они приехали за Крестом на микроавтобусе, еле живом. Думаю: «Какая маленькая машина… Как туда войдет Крест?» Но поместился. Когда мы встретились спустя полгода, батюшка сказал: «Я не любитель про всякие чудеса говорить, но лик Иисуса посветлел».

Чудеса у Креста

– Расскажите о своей первой встрече с Годеновским Крестом.

– Это тоже одно из чудес Божиих. Вот сейчас Крест знаменит, и трудно представить, что когда-то он был никому не нужен и мы о нем ничего не знали, хотя жили в Ярославской епархии восемь лет. Москвичи нам рассказали о том, что у нас в Ростовском районе, недалеко от трассы, в лесу находится эта святыня.

Храм, святыня, сторожка – есть все, что нужно, для начала, а дальше Господь управит

Было лето, и сестры давно просились за грибами и за ягодами. Решили ехать в лес, заодно и к святыне приложиться. Погрузились в машину – у нас был МАЗ, в кузов ставили скамейки, человек двенадцать помещалось. 60 километров от нас – село Годеново.

Подъезжаем: погожий денечек, храм стоит на горе. Священник оказался на месте, открыл церковь. Заходим, а там – Крест! Мы все просто обомлели. Молимся, мои сестры никуда не торопятся, все помыслы исчезли… Ягод мы в этот день не собрали – не могли отойти от Креста. Батюшке говорим: «Нельзя ли здесь подворье организовать? Мы бы пели, читали, храм бы мыли…» Он ответил, что был бы рад, потому что ему с матушкой никто не помогает. А я спрашиваю: «Есть ли у вас где голову приклонить?» «Есть, – говорит, – сторожка у кладбища». Ну, думаю: «Храм, святыня, сторожка – есть все, что нужно, для начала, а дальше Господь управит!» Шел 1996 год.

Сейчас мне говорят: как это вы «оторвали» такое подворье?! А я отвечаю: «Никому не нужно было!» Храм разрушался, был под угрозой закрытия из-за бездоходности, и священнику ездить далеко туда было. Владыка Михей отговаривал нас: «Матушка, нужно вам это Годеново? Туда сколько бензина потратите… На бензин-то деньги где возьмете?» А я говорила: «Надо, владыка, очень надо!»

Годеново сегодня

– Вы привыкли к чудесам, матушка?

– Приходится привыкать, потому что они не кончаются. На самом деле мы не знаем, что чудо, а что не чудо, и думаем, что это обычное. Чудо совершается с тобой сокровенно Господом, и боязно говорить о нем во всеуслышание. Но иногда бывает необходимо раскрыть это чудо. Оттого, что мы, как Фома неверующий, пока не потрогаем – не поверим.

Годеновский крест в великопостном облачении Мы собираем свидетельства прихожан об излечениях у Креста. Расскажу о нескольких из них. К нам приезжала Прасковья с Украины, у нее был рак 4-й степени. Чудом смогла доехать до Годенова. Вернулась, уже собралась умирать, но под подушку положила книжечку с акафистом Животворящему Кресту. Читала его, и в один прекрасный день встала совершенно здоровой. Прасковья написала нам письмо и приложила свое врачебное свидетельство о здоровье. Валентина из Липецка рассказывала: «Хлопотала дома по хозяйству, а в это время по телевизору шел фильм про Годеновский Крест. Муж говорит: «Срочно поехали в Годеново!”» У нее было серьезное заболевание, и врачи прогнозировали ей жить не больше двух месяцев. Приехали, молились со слезами у Креста. На следующий день в Москве нашлась клиника, куда ее взяли на лечение. С тех пор прошло три года. Через страдания Валентины вся ее семья пришла к Богу, она просила, чтобы мы рассказывали о ее выздоровлении – тогда у многих появится надежда. Медицинские свидетельства «до» и «после» Креста хранятся у нас.

– Прихожане говорят, что ножки у Иисуса Христа то теплые, то холодные…

– Кому какое свидетельство требуется. Кто-то говорит: «Ножки-то у Спасителя теплые!» А кто-то: «Он смотрит на меня открытыми глазами и куда бы я ни пошел». Другие возражают: «У Него же глаза закрыты», а третьи: «Он смотрит на меня голубыми глазами и вызывает такое глубокое чувство покаяния, какого не было никогда». Мне кажется, что это драгоценные свидетельства. Человек чувствует, что его души коснулся Господь.

– Когда в 1923 году богоборцы приехали закрывать храм, этот Крест топтали ногами, обливали грязью, хотели уничтожить. Почему такая ненависть к Кресту?

– Страна объявила войну Богу, ненавидела Его реликвии, а эта реликвия самая значимая. Символ нашей веры – это Крест, и самая лютая ненависть к Христу – это ненависть к Христу на Кресте. Кощунственное поругание должно было излиться на Крест – и оно излилось по определению.

Сестры

– Как вообще могла возродиться монашеская жизнь на Руси после того, как в 1930 году в Москве закрыли последний монастырь?

– Жизнь строится по пророчествам и по Промыслу Божиему. Удивительным образом именно 1000-летие Крещения Руси в 1988 году явилось отправной точкой, от которой стали возжигаться светильники монашеского делания.

– В 1988 году в Москве прошел и первый конкурс красоты. Во время «перестройки» открылись разные возможности для советских женщин: кто-то пошел в магазины известных зарубежных фирм, а вы – в монастырь…

Это была тоска по Богу. У меня другой мысли в сердце не было, как только монастырь

– У меня, как и у других сестер, похожая история: окончила институт в 1988 году, карьера ожидалась приличная, а вот чувство бессмысленности всего, что предлагалось, заставляло задуматься о смысле жизни.

Это и была тоска по Богу. У меня другой мысли в сердце не было, как только монастырь. И в это время открывается первый в России женский монастырь – Толгский.

Как он был необходим! В один год пришло 67 сестер, во второй еще столько же! Сформировался монастырь: 125 сестер! Это же махина! Сейчас представить себе невозможно… Какая должна была быть сила Божия опрокинута на Россию, чтобы из пепла воздвигнуть монастырь и прислать туда насельниц из разных уголков необъятной России. Толгский, Коломна, Хотьково, Оптина, Даниловский, Шамордино – как пошли возрождаться монастыри по лицу земли Русской и все вокруг этой даты – 1000-летия Крещения Руси!

– Монахиней надо родиться?

Игумения Евстолия (Афонина) – Звание монашеское дается только от Бога. В истории есть примеры, когда монахами становились по принуждению, но заставить сердце гореть любовью к Богу невозможно.

Хотя внешне монашество можно представить так: не выспался, молитва три-четыре часа, скудная пища, труд, который тоже не приносит особого удовольствия: как сказали, так и делаешь.

Во всем отсекаешь свою волю, обуздываешь свои плотские помышления. Вечером опять молитва. Потом ты приходишь в келью и остаешься один на один с Богом. И начинается твоя келейная жизнь, где ты должен отдать свой долг Богу – один в келье. Это очень важный момент для нашего духовного становления.

Раньше у нас сестры жили по двое, по трое. Сейчас, когда Никольскому монастырю уже 21 год, для меня как для игумении очень важно, чтобы сестры, которые давно живут в монастыре, имели отдельные кельи.

Монах должен иметь возможность предстать перед Богом один на один. Не сразу мы до этого дожили, но уже лет семь как у нас выстроено новое здание – келейный корпус для сестер. Кельи у нас маленькие: кроватка, тумбочка, шкафчик крошечные, но самое главное – ты затворишься и остаешься один.

– В 1994 году вы приехали из Толгского монастыря в Никольский впятером: вы и еще четыре монахини. Практически на руины. Не страшно было?

– Меня в Переславле согревала мысль о том, что мы рядом с преподобным Сергием: Лавра в 60 километрах, а там мой духовник – отец Наум. Храмы и монастыри созидаются молитвой и слезами. Только когда выстрадано, Господь идет навстречу. В нашей жизни были духовные руководители и молитвенники: матушка Феодосия (Косоротихина; † 2014), Алексей Федорович Астанин († 2012), отец Павел (Груздев; † 1996), блаженная Любушка Сусанинская († 1997).

Мы ничего не боялись, не заботились о завтрашнем дне и во всем полагались на Бога. Нам разрешили взять некоторую мебель, картошку, капусту. Было множество внешних трудностей – внутренних мы не замечали.

Мы пришли в монастырь не из нищеты или несчастья, Господь нас позвал к Себе и привел.

1998-й год, со Святейшим Патриархом Алексием

Самым главным для нас было – открыть двери церкви и совершать богослужение. Через два месяца на Благовещенье в обители была совершена первая Литургия. Через пять лет восстановлена Благовещенская церковь и звонница, через десять лет возрожден Никольский собор – мощный, в традициях архитектуры XV века.

Его главный престол посвящен святителю и чудотворцу Николаю, правый – основателю монастыря преподобному Димитрию Прилуцкому, левый – мученику Виктору, небесному покровителю благотворителя монастыря Виктора Тырышкина.

Предприниматель Виктор Иванович Тырышкин взял на себя восстановление всех построек обители. Монахини считают, что сам святой Николай привел его. Его история такова: в юности, возвращаясь из родительского дома в Санкт-Петербург, где Виктор учился в Военной академии, он попал в автокатастрофу и чудом остался жив. На коленях у него был подарок матери – икона святителя Николая. Уже будучи взрослым и солидным человеком, Виктор Иванович стал искать обитель этого святого, нуждающуюся в поддержке. Таким образом он попал в Переславский Никольский женский монастырь. Он взял на себя наши воздыхания, проблемы, боли, скорби и радости. В мире немного людей, которые так самоотверженно участвуют в церковной жизни.

– А сестры, которые с вами прибыли из Толгского монастыря, остались?

– Нет, фактически все разошлись по разным сторонам. Дело в том, что они меня знали как соравную, а трудно признать, что кто-то становится над тобой, – на это нужно Божие произволение.

Отец Наум стал присылать новых сестер, и они уже стали воспринимать меня как матушку, как старшую, и все сестричество собралось из совершенно новых насельниц. Некоторых я учила читать «Отче наш», некоторым шила юбку, потому что приходили в брючках, со многими начинала с азов. Монастырь собирается под руку игумении именно из тех, кто хочет от нее получить необходимое для своего спасения, это очень важно.

Как каждый христианин, монашествующие пытаются сосредоточить свою жизнь в исповедании нашей веры

– А личность раскрывается в монастыре?

– Конечно, личность раскрывается в монастыре удивительным образом, раскрываются все таланты.

Сколько у нас сестер есть – каждая говорит: «Я не предполагала, что вообще буду на это способна». Сестры без музыкального образования становятся прекрасными певчими, те, кого мама не подпускала к кухне, кто сидел за книгами в институте, – теперь прекрасно готовят. У некоторых раскрывается организаторский талант, у других – художественный. (Многие иконы монастыря написаны монахинями, и уже создана школа письма сестер Никольской обители. – Т.Е.) Человек раскрывается сам для себя с помощью Божией – это точно!

Молитва перед Престолом – соль и основа нашей жизни во Христе Иисусе. Как каждый христианин, монашествующие пытаются сосредоточить свою жизнь в исповедании нашей веры. Мы не можем сразу, придя в монастырь, превратиться в других людей, уйти от внешних попечений – этот процесс длится годами. Метанойя – это значит изменение. Мы каемся перед Богом, исповедь – это тоже значит изменение. Монастырь имеет такое устройство, ему дана Божественная сила свыше, чтобы здесь душа человека совершенствовалась.

Многие говорят: приходишь в монастырь – попадаешь в другой мир. Это на самом деле другой мир – и мистически, и материально. Здесь дышится легко и сердце оживает.

– Матушка, у вас среди сестер монастыря есть любимчики?

– У святых отцов были избранные чада. Был такой старец Иосиф Исихаст. Когда он почил, никто не сомневался, кому отдадут мощи старца. Все были уверенны, что это его келейник – отец Ефрем, его любимое духовное чадо. Видимо, по степени дерзновения, любви к Богу ты приближаешь к себе того или иного человек. Но это не значит, что какие-то сестры должны быть обделены моей любовью. В монастыре удивительное устроение: с одной стороны – иерархия, с другой – каждый чувствует себя любимцем Бога.

– Вы ни разу не пожалели об избранном пути?

– Пожалела, что раньше не пришла! От рождения!

  • Маршрут поезки: Храм Святителя Иоанна Златоуста в Годеново — Монастырь Сошествия Животворящего Креста — Никитский Переславский мужской монастырь — Никольский Переславский женский монастырь — храм Преображения Господня (12 век).
  • Стоимость поездки: 1 400 рублей с человека (при группе от 12 человек).
  • Ознакомьтесь с полным расписанием ближайших паломнических поездок.

Расписание паломнических поездок в Годеново в 2020 году

По умолчанию поездки в Годеново совершаются каждую субботу, воскресение и на все праздники Креста, а в будние дни — когда набирается группа от 12 человек. Если едет организованная группа (например, от прихода или от епархии) — мы готовы забрать вас в любой день из любой точки Москвы или Подмосковья!

  • Запишитесь в поездку прямо сейчас, позвонив по телефону +7 903 777 30 38, отправив заказ с сайта, или связавшись с нами с помощью WhatsApp-чата или Viber.

Как доехать в село Годеново в удобный день, приложиться к Животворящему Кресту, узнать о чудесах исцелений, совершающихся в Годеново — многие паломники задаются такими вопросами.

Мы предлагаем Вам совершить интересную и насыщенную паломническую поездку к величайшей православной святыне — Животворящему Кресту, находящемуся в храме Иоанна Златоуста в селе Годеново Ростовского района Ярославской области.

Поездка проводится в формате небольшой группы, что позволяет не зависеть от целого автобуса, и может быть совершена в любой день недели. Не секрет, что на выходные дни в Годеново бывает много паломников, поэтому Вы можете выбрать для поездки будний день, или приехать в выходные к открытию храма, к 8:00, и у Вас будет возможность в тишине и без спешки поклониться великой святыне.

Отметим, что в настоящее время Животворящий Крест в Годеново открыт для поклонения ежедневно, с 8:00 до 20:00.

Если участники группы хотят причаститься на Литургии в Годеново, то мы выезжаем раньше, и прибываем к началу службы. Расстояние от Москвы до Годеново — 190 километров, и с учетом загруженности Ярославского шоссе, мы преодолеваем его в среднем за три с небольшим часа.

После Годеново мы заезжаем в монастырь Животворящего Креста в Антушково, который построен на месте явления Креста.

Далее нас ждёт жемчужина Золотого Кольца, Переславль-Залесский. Здесь мы посетим один из древнейших монастырей на территории России, основанный в 1010 году святым благоверным князем Борисом — Никитский Переславский мужской монастырь. Здесь можно будет приложиться к мощам преподобного Никиты Столпника и его веригам, посетить часовню Столп на месте его подвигов, а так же окунуться в чудотворном источнике, выкопанном преподобным Никитой в 12 веке.

Ну и в завершение мы посетим один из самых красивых монастырей Переславля-Залесского, Никольский женский монастырь. Именно сюда в 17 веке был принесен Корсунский Крест Князя Владимира, изготовленный в Херсонесе после Крещения Руси. Здесь Вы так же сможете приложиться к мощам преподобного Корнилия Переславского и благоверного князя Андрея Смоленского. Здесь же хранится икона с частицей мощей святителя Луки Крымского, и его личные вещи — ведь именно здесь, в Переславле-Залесском, он возглавлял земскую больницу с 1910 по 1917 год.

В Переславле-Залесском мы так же сможем увидеть один из древнейших храмов, сохранившихся на территории России, Спасо-Преображенский собор. Он был построен в период 1152-1157 гг., и представляет собой один из самых красивых и гармоничных храмов, дошедших в первозданном виде до нашего времени.

Группа: Вы можете поехать или в составе сборной группы, или своим кругом: с семьёй, с друзьями, или же группой от прихода. Возможна группа от 12 до 18 человек, а для приходов — до 50 человек. При группах от 12 человек поездка осуществляется — на туристическом микроавтобусе Мерседес Спринтер или Фольскваген Крафтер. Если в поездку собирается приход (до 50 человек), мы используем большие туристические автобусы.

Время поездки: 12 часов.

Программа паломнической поездки Москва — Годеново

(может быть скорректирована по желанию группы):

7:00 отправление от метро Медведково. (выход из последнего вагона, из вестибюля направо, встреча группы на парковке рядом с метро). Возможно так же отправление из Сергиева Посада.

10:00 прибытие в село Годеново, поклонение Животворящему Кресту, присутствие на Божественной Литургии. В субботу и воскресение — акафист Животворящему Кресту.

В будние дни и субботу Литургия в Годеново начинается в 9:00, а в воскресение и двунадесятые праздники — в 10:00

11:55 отправление в монастырь Животворящего Креста.

12:15 прибытие в село Погост Крест, на место явления Животворящего Креста, экскурсия по монастырю

13:00 обед в трапезной монастыря (200 рублей)

13:30 отправление в Переславль-Залесский

14:20 прибытие в Переславский Никитский монастырь, экскурсия по монастырю, поклонение мощам Никиты Столпника, посещение Часовни «Столп» и источника преподобного Никиты.

16:00 прибытие в Переславский Никольский или Феодоровский монастырь, экскурсия по монастырю, поклонение святыням.

16:45 Посещение Спасо-Преображенского собора Переславля Залесского (1157 г).

17:30 отправление в Москву

Если не будет задержек по времени, и у всей группы будет желание, то по дороге в Москву мы можем заехать в Феодоровский Переяславский женский монастырь, где находится чудотворная икона Божией Матери «Андрониковская».

20:00 прибытие в Москву (метро Медведково) либо 18:30 в Сергиев Посад.

Стоимость поездки:

Отправление из Москвы: 1 400 р. с человека.

В случае, когда Вы хотите поехать своей группой (менее 12 человек) — 16 000 р. с группы

Отправление из Сергиева Посада: (если вся группа из Сергиева Посада) 1 200 р. с человека

В случае, когда Вы хотите поехать своей группой (менее 12 человек) — 14 000 р. с группы

Обращаем Ваше внимание, что в случае, когда в поездку собирается группа более 12 человек, то для инвалидов, детей до 12 лет, детей из многодетных семей, монашествующих действует спеццена 1 200 рублей, а священники всегда могут поехать с группой бесплатно.

Так же возможен расширенный вариант паломнической поездки: Москва — Годеново — Ростов Великий (Спасо-Яковлевский монастырь, мощи свт. Димитрия Ростовского, прп. Авраамия Ростовского, свт. Иакова Ростовского; Успенский Собор (991 г.), мощи свт. Леонтия Ростовского, свт. Феодора Ростовского) — Переславль-Залесский.

В таком случае стоимость составит 1 600 рублей с человека, В случае, если размер группы будет менее 12 человек, общая стоимость поездки составляет 17 000 руб.

Закажите поездку прямо сейчас!

Свяжитесь с нами по телефону: +7 903 777 30 38 (с 8:00 до 21:00 по Московскому времени)

или закажите обратный звонок, и мы сами перезвоним Вам,

или воспользуйтесь формой заказа на сайте,

или пришлите нам письмо на почту info@makovec-ps.ru

запишитесь в поездку в WhatsApp — чате

или используйте для связи Viber (единый номер +7 903 777 30 38)

Храм святителя Иоанна Златоуста в Годеново (Животворящий Крест, явленный в 1423 году)

Монастырь Животворящего Креста, Погост Крест. Место явления Креста.

Автор фотографии — Александр Матросов

Переславский Никитский монастырь (основан в 1010 г.) Мощи прп. Никиты Столпника, часовня «Столп», посещение источника прп. Никиты.

Переславский Никольский монастырь (основан в 1350 г.) Корсунский Крест, мощи святого благоверного князя Андрея Смоленского, мощи прп. Корнилия Переславского.

Спасо-Преображенский Собор Переславля-Залесского 1152 — 1157гг. Здесь был крещен Александр Невский и рукоположен во игумены преподобный Сергий Радонежский, собор является одним из древнейших каменных соборов на Руси, сохравшихся в первозданной красоте до нашего времени.

Вы можете посмотреть фильм про Животворящий Крест:

Годеновский Крест. Фото после реставрации

Образ Честного Животворящего Креста Господня в Годеновском Иоанно-Златоустовском храме

Описание

Святыня представляет собой резное изображение Спасителя в человеческий рост. Крестное древо, терновый венец на голове Распятого, препоясание когда-то были щедро украшены золотом, серебром, яхонтами, изумрудами, алмазами, стразами и жемчугом от благочестивых жертвователей. На верхнем перекрестье есть греческие слова ставру икон, что означает «образ Креста». Сам образ Божественного Страдальца вырезан из липового дерева. Многие детали указывают, что этот Крест был создан в ромейской грекоязычной среде.

Около начала XXI века группа реставраторов из Русского музея Санкт-Петербурга завершила работу по реставрации образа. Долгий и кропотливый труд вернул святыне почти первозданный вид — липовое дерево отливает свежестью, из под толстого потемневшего слоя олифы открылись живописные изображения по краям Креста и на его вершине. Стали ясно видны ангелы Божии, Богородица и любимый ученик Христов Иоанн Богослов.

Годеновский Крест. Фото перед реставрацией

История

Около 1423 года на Сахотском болоте в Ростовских пределах произошло чудесное явление образа Животворящего Креста Господня и образа чудотворца Николая Мирликийского, сошедших с неба. Крест происходил «от греческой стороны» — именно в ту пору, в преддверии падения Константинополя в турецкие руки, многие святыни из гибнущей Восточно-Римской империи стали переноситься в Россию. Первым Божиим чудом, дарованным от явленного Креста, было основание среди болота прочного холма для строительства храма во имя святителя Николая. Другое чудо совершилось, когда заложенный зодчими храм был перенесен на этот холм невидимой силой, при чём прозвучал голос: «На месте сем поставьте церковь Мою, и будет гора велика и чудеса многа произыдут с верою притекающим помолиться, и будут многа исцеления».

С той поры во множестве стали происходить тут чудеса и исцеления: хромые получали хождение, слепые прозрение, недужные здравие. По слову «Сказания о явлении Креста», «Пройде слава про чудеса Животворящего Креста и чудная чудеса чудотворца Николы во многие страны». Чудеса стали записываться в особую книгу. Первая такая книга сгорела при пожаре, который случился в храме, но спустя некоторое время запись чудотворений была возобновлена. Из этих последующих записей можно узнать о разнообразных исцелениях, происходивших после молений пред Животворящим Крестом и помазания святым маслом от Распятия.

После октябрьской революции на Никольском погосте создали колхоз, но существовал он недолго, т.е. хозяйство разваливалось, дела не шли. Начало 1930-х годов стало временем страшного глумления над святыней — её бросали в огонь, рубили топором, пилили пилой, обливали соляной кислотой. Но Крест оставался невредим, воочию являя собой чудо. Тогда святыню бросили в болото. Тогда с риском для жизни под покровом ночи жители Годенова, прихожане Златоустовского храма — Василий Фомин, Долотцев Иван, Кузнецова Надежда, Фаина Жилова, другой Долотцев Иван, Долотцев Осип, Минеев Николай и Сметанин Василий — перенесли Животворящий Крест в свой храм. Среди богоборцев, покусившихся на святыню, некоторые сделались известными примерами Божией кары: житель деревни Лапнево, который топором отрубил мизинец от Божественной стопы и похвалялся этим перед односельчанами, поранил себе мизинец на ноге и через три дня в муках скончался от гангрены; учитель соседней с Годеново Захаровской школы решил передать Крест в Ростовский музей, сам его отвез туда, но в тот же вечер был парализован, тяжко болел и через год умер.

Хроника чудес, происходящих от Креста, пополняется и поныне. Летопись ведут сестры Переславского Никольского монастыря.

Использованные материалы

  • Данилова, Людмила. Годеновский Крест // официальный сайт Ярославской епархии:

Дата по «Сказанию о Животворящем Кресте».

Указание по «Сказанию о Животворящем Кресте».

580 лет назад воссиял чудесный свет на Сахотском болоте в Ростовских пределах. Это было явление Животворящего Креста Господня и образа великого чудотворца Николая, сошедших с неба. По повелению Божию здесь была поставлена церковь во имя Святителя Николая, и многими чудесами исцелений прославилось это место: «Пройде слава про чудеса Животворящего Крестаи чудная чудеса чудотворца Николы во многие страны”, — говорится в сказании о явлении Креста.
Первым Божиим чудом, дарованным от Креста, было основание прямо среди болота прочного холма для строительства Никольского храма. Другое чудо совершилось, когда заложенный зодчими храм был перенесен на этот холм невидимой силой. При этом был голос: «На месте сем поставьте церковь Мою, и будет гора велика и чудеса многа произыдут с верою притекающим помолиться, и будут многа исцеления”. С той поры как течет живительная родниковая вода, так полились чудеса и исцеления на этом святом месте. Всем просящим подавал Господь от Креста помощь: хромым хождение, слепым прозрение, недужным здравие. И было заведено священнослужителями записывать все происходящие чудеса в специальную книгу. Отметим что первая такая книга сгорела при пожаре, который случился в храме, но спустя время запись чудотворений была возобновлена. Так мы узнаем об исцелении «беснующейся жены Феодосии, как Животворящий Крест изгнал из нее лукавого беса”, об исцелении разбитого параличем «некоего господина именем Иродион”, «о расслабленной жене именем Марфа”, о избавлении «от мечного посечения и напрасныя смерти иерея Василия”, «о исцелении девицы Евдокии”, о расслабленном отроке, именем Никифор”. После молений пред Животворящим Крестом, помазания святым маслом от Распятия подавал Господь Свою милость, это «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни”(Мф. 8, 16-17).После революции на Никольском погосте создали колхоз, но существовал он недолго, все в хозяйстве разваливалось, дела не шли. Начало тридцатых годов стало временем страшного глумления над Крестом, какими только способами не пытались его уничтожить — бросали в огонь, рубили топором, пилили пилой, обливали соляной кислотой. Но все тщетно, нет у богоборцев ни сил, ни власти, Крест Христов — непобедимая победа, оставался невредим, воочию являя собою чудо. Тогда святыню бросили в болоте, как и две тысячи лет назад Древо Креста было брошено в ров. Итогда с риском для жизни под покровом ночи жители Годенова, прихожане Златоустовского храма, перенесли Животворящий Крест в свой храм. Имена сих верных сегодня известны: это Василий Фомин, Долотцев Иван, Кузнецова Надежда, Фаина Жилова, другой Долотцев Иван, Долотцев Осип, Минеев Николай, Сметанин Василий. Они прошли путь с Крестом от Никольского погоста через Новоселки в Годеново той дорогой, вдоль полосы елового леса, что еще и теперь видна. Известно что в Годенове колхоз процветал, хозяйство было сильное и крепкое. Село было красивое, по весне утопало в цветущих садах. Божия благодать пребывала на месте, хранящем Крест Иисусов. Так «Крест пришел к Златоусту”.
Весьма назидательна судьба тех богоборцев, которые ругались над святыней. Житель деревни Лапнево топором отрубил мизинец от Божественной стопы и похвалялся этим перед односельчанами. В тот же вечер при колке дров он поранил себе мизинец на ноге и через три дня в муках скончался от гангрены. Учитель соседней с Годеново Захаровской школы решил передать Крест как выдающееся произведение искусства, которое, он считал, скрыто от широкой публики в таком захолустье. Он написал письмо в Ростовский музей, сам его отвез туда, все там устроил. Возвращаясь домой взял в машину попутчицу, односельчанку, и довольный своим шагом, поведал ей новость — Крест заберет музей. «Да ты ж антихрист, чтоб руки-ноги у тебя поотсыхали!” — воскликнула та в сердцах. В тот же вечер учителя порализовало, он тяжко болел и умер через год, так и не раскаявшись.Сегодня храм Иоанна Златоустого — подворье Переславского Никольского монастыря и постепенно возвращается к своему былому благолепию: реставрируются как зимний в честь Боголюбской иконы Божией матери, так и летний в честь Святителя Иоанна Златоустого храмы. Сестры радушно принимают паломников, ревностно сохраняют порядок и чистоту в храме и на подворье, ведут небольшое хозяйство. И, конечно же, продолжают традицию — ведут летопись новых чудотворений от спасительной святыни — Креста Господня. Вот только некоторые строки этой новой летописи, свидетельствующие о неиссякаемой милости Божией к нам, грешным:
Приехали паломники из Ивановской области: два священника и с ними три женщины. Две из них были одержимы бесом: лаяли, кукарекали. Одна даже к кресту подойти не могла, все отскакивала назад. Она кричала хриплым грубым голосом:”Здесь святыня большая! И в Иерусалим ездить не надо, здесь Господь, здесь! Я раньше был светлым ангелом, да возгордился, спал с неба и вот теперь петухом кричу”.
Послушница Татьяна, у которой часто замечались истерические припадки, в июне 1997 года приложилась ко Кресту и неожиданно для всех закричала страшным голосом, залаяла собакой, потом затихла. Припадки с тех пор прекратились, только долго болело горло.
Паломники из Москвы рассказали о чудесном приумножении масла из лампадки от Животворящего Креста. Группе из сорока человек сестры дали немного масла в пластиковой бутылочке. Когда его поделили на всех, то заметили, что общее количество их масла значительно больше первоначально полученного в храме.

19 августа 1996 года на праздник Преображения Господня приезжали ко Кресту из Москвы супруги Александр и Ирина. Александр страдал от тяжких приступов почечной колики, но врачи не обнаружили причин его болезни. Обойдя много святых мест и не получив облегчения, с последней надеждой приехал Александр с женой к Животворящему Кресту. Заказали и отстояли молебен, а на следующий день поехали в Москву. Уезжали спокойные и уверенные, что теперь все будет хорошо. Александр сказал жене: «Где же еще исцелюсь, как не у Креста Господня ?» Но в дороге с ним вновь случился очень сильный приступ, едва хватило сил доехать до дома. Дома же боль неожиданно стихла, и скоро вышел большой, около сантиметра, камень в форме якоря, с двумя острыми концами. Приступы боли прекратились. Знакомые и врачи были оченьудивлены, так как с такими зазубринами камень самостоятельно не мог выйти, он непременно должен был бы зацепиться за стенки канала. Александр и Ирина с тех пор приезжают ко Кресту Господню каждый праздник Преображения Господня.
Молодой человек после войны в Афганистане мог передвигаться только с посторонней помощью и в инвалидной коляске. Однажды во сне явился к нему святитель Николай и сказал: «Если ты приедешь поклониться Животворящему Кресту в село Годеново, то получишь исцеление». Проснувшись, юноша стал просить родных отвезти его ко Кресту. Родственники долго не решались исполнить его просьбу, так как никто не знал, где он находится. Но юноша настаивал и сказал, что знает, как надо добираться, так как дорогу ему указали во сне. Благополучно приехав в Годеново, юноша причастился в храме Святых Тайн, заказал молебен и впервые самостоятельно встал из коляски. Через несколько месяцев он совершенно окреп и перестал нуждаться в посторонней помощи и инвалидной коляске.
Опять «со всех концов земли» стекаются к Животворящему Кресту за помощью люди.
Сказание о Животворящем Кресте указывает, что он явился «от греческой стороны” около 1423 года. Врумя его явления примерно совпадает со временем захвата Константинополя турками. В тот период многие греческие святыни явились на Руси. Многие его детали также утверждают в мысли, что этот Крест не мог был создан в нашем Отечестве. Святыня представляет собой резное изображение Спасителя в человеческий рост. Крестное древо, терновый венец на голове Распятого, препоясание когда-то были щедро украшены золотом, серебром, яхонтами, изумрудами, алмазами, стразами и жемчугом от благочестивых жертвователей. На верхнем перекрестье есть греческие слова — «ставру икон”, что означает «образ Креста”. Сам образ Божественного Страдальца вырезан из липового дерева. «Крест-Распятие отличают чистота отделки, естественность изображения и высота мысли, что не свойственно для произведений скульптуры”, — писали о святыне Ярославские губернские ведомости в 1848 году.
В конце прошлого года группа реставраторов из Русского музея Санкт-Петербурга завершила работу по реставрации Животворящего Креста Господня. С помощью Божией долгий и кропотливый труд мастеров вернул святыне почти первозданный вид — липовое дерево отливает свежестью, открылись живописные изображения по краям Креста и на его вершине. На нас теперь глядят ангелы Божии, Богородица и любимый ученик Христов Иоанн Богослов. «Небоявленный Крест, можно сказать, обрел для нас, живущих уже в XXI веке, свое новое рождение.Из под толстого потемневшего слоя Олифы засияли первозданные краски. Поруганная богоборцами святыня пришла к верующим в обновленном виде. Так постепенно, милостью Божией, за молитвы новомучеников Российских, зарастают язвы, нанесенные безбожным лихолетьем, говорит игумения Евстолия.
Сияет и поныне чудесный свет, явленный 580 лет назад. Силою Честнаго и Животворящего Креста побежда всякая неправда. Наши скорбныедуши стремятся сюда с верой и надеждой. Как снизсхождение к немощи человеческой являет нам Отец Небесный Свои благодатные знамения. И никто, приходящий ко Кресту, и сегодня не уходит посрамлен.

Людмила Данилова

Явленный Животворящий Крест Господень находится в храме святителя Иоанна Златоуста в Годеново,

само же место сошествия Креста и святой источник – в Антушково, где теперь монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте.
От Годеново до Антушково приблизительно 10 км.
Годеново находится в Ярославской области, а Антушково в Ивановской.
И направляясь из Годеново в Антушково, вы переезжаете из Ярославской области в Ивановскую.
Расстояние от Москвы до Годеново: от Москвы до города Петровска 180 км, от Петровска до Годеново — 15 км, итого — 195 км.
Как проехать в Годеново на общественном транспорте: по ж/д или на автобусе до г.Петровска, далее местным автобусом на пос.Приозерный до с.Годеново.
Время отправления автобуса 7.00, 11.40, 15.10 (информация на июль 2010 года).
Как проехать в Годеново на машине: если ехать из Москвы, то в г. Петровске (находится между Переславлем-Залесским и Ростовом Великим) повернуть направо по указателю к Храму Иоанна Златоуста.
Далее везде по указателям на Годеново к храму Иоанна Златоуста — заблудиться невозможно.
В пос. Демьянское на Т-образном перекрестке повернуть налево на Приозерный.
После поселка Приозерный повернуть налево на Годеново — тоже по указателю.
Если же в этом месте проехать прямо, то дорога приведет в Антушково — сначала будет Захарово,
а далее дорога (насыпная дамба) через поля приведет прямо к монастырю Сошествия Креста на Никольском погосте.
От Петровска до поворота на Годеново и до самого Годеново хорошая асфальтовая дорога, от поворота на Годеново до Захарово – тоже.
А вот от Захарово до Антушково – до места явления Креста и святого источника,
где теперь Монастырь Сошествия Креста – грунтовка, и в плохую погоду проехать сложно.

Богослужения в храме Иоанна Златоуста в Годеново.
Храм святителя Иоанна Златоуста в Годеново открыт ежедневно с 7.30 до 20.00.
Богослужения каждый день, кроме понедельника и вторника, в 9.00 и 17.00.
Если праздник попадает на понедельник или вторник, то в этот день тоже проводятся Богослужения.

«Сказание о явлении Честного и Животворящего Креста Господня» составлено со слов святого преподобного игумена Исайи по древнему преданию, в котором не только года и числа нет, но и «епископу тому имени за давностью» лет тоже нет: «священноиноцы и сказать не упомнили».

Время явления Животворящего Креста Господня сейчас трудно установить. Однако, как считал известный историк А.А.Титов в книге «Ростовские иерархи. Материалы для истории Русской Церкви», изданной в 1890 году в Москве, время явления — 1423 год. Другие авторы, как например, Г.К.Вагнер (1980), считают время явления 1425 год или указывают на ещё более поздние сроки — 1490 год. В настоящее время с большой долей уверенности можно предположить, что явления Животворящего Креста Господня произошло в более ранние сроки в конце XIV века.

Исследования событий, связанных с временем явления Животворящего Креста достаточно подробно изложены в книге Е.К.Бессмертной «Величайшая святыня. Животворящий Крест Господень. История явления и многовековое служение нашему отечеству» (Москва, 2005). Автор глубоко изучил архивные документы, связанные с этим событием: «При жизнеописании архиепископа Дионисия, занимавшего Ростовскую кафедру с 1419 по 1425 год, между прочим указывалось, что «по Ростовскому летописцу при Дионисии, на Сахотском болоте, в лето 6931, мая в 29 день явился животворящий крест с иконою святителя Николая Чудотворца». Это утверждение хотя и отсылает нас к Ростовскому летописцу, но со всей очевидностью вступает в противоречие с самим Обращает на себя внимание и частое упоминание только епископа, что косвенным образом удревняет время явления Животворящего Креста, так как только в 1389 году на Ростовскую кафедру вступил первый архиепископ святой Федор третий, с которого начался ряд Ростовских архиепископов (Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861). Обнаруживается , что в период с 1288 по 1364 год вообще отсутствуют какие-либо сведения из жизнеописания епископов того времени, тем паче не приведено ни одного имени, что заставляет думать о серьезных на то причинах. Так, известно, что Ростовский епископ Петр, вступивший на кафедру в 1364 году, после краткого управления сделался жертвой «черной смерти».

Не поэтому ли имени епископу «за давностью нет», на что с некоторым небрежением, с легкой руки того же А.А. Титова, не обращают должного внимания авторы более поздних публикаций. Это небрежение привело, можно сказать без преувеличения, к роковым последствиям. Поскольку в более поздних работах появляются исторические разночтения в числах и путаница в последовательности событий, священнослужители Никольского погоста были ввергнуты в сильное замешательство и смущение, что привело к самому неожиданному: главный праздник явления Животворящего Креста Господня и святого Николая Чудотворца был упразднен. Вот как объясняет сам настоятель Крестовоздвиженского храма Никольского погоста отец Николай Попов причину этого: «Дня явления иконы не празднуем потому, что только в последнее время (1890 год) опубликованы два сообщения о нем, ни и те, на наше несчастье, не согласны между собой, хотя сообщавшие их ссылаются на один и тот же источник».

История села Годеново, куда в годы богоборческой власти был перенесён Животворящий Крест Господень, также достаточна интересна. Известно, что в XVI веке село Годеново было усадьбою Ростовского князя Бориса Андреевича Приимкова из рода Рюриковичей (Богуславская В.В., 2002, Титов А.А., 1885). Внук его, князь Иван Никитич Приимков передал дедову вотчину «на помин своей души» ростовскому архиерейскому дому. С некоторых пор село Годеново считалось селом казенного ведомства. В нем было 29 дворов, проживало 80 человек, в приход Годеновского храма входило шесть деревень (на 1885 год). Долгое время здесь стояла деревянная церковь, которая за ветхостью была разобрана. В 1784 году по ходатайству священников и благочестивых жителей прихода было получено благословение архиепископа Ярославского и Ростовского владыки Арсения на построение каменного храма на месте разобранной церкви. Новая каменная пятиглавая церковь с шатровой колокольней была отстроена исключительно на средства прихожан, значительный вклад которых принадлежит Порфирию Кожину, владельцу картофельного завода деревни Баскач, а также заводчикам Базловым, крестьянскому семейству Долотцевых и другим вкладчикам богатой деревни Захарове Строительство храма с главным престолом св. Иоанна Златоуста (летний храм) и приделом Боголюбской иконы Божьей Матери (зимний храм) завершилось только в 1794 году.

Само место для построения церкви было избрано издревле. Ростовский историк А.А.Титов указывает, что во многих древних сказаниях и песнопениях славян и мерян это место почиталось особенно. Тому послужили, вероятно, находившиеся рядом крупные развалы валунных камней, привлекшие внимание наших далеких предков. Но и не только их. В свое время Ростовский митрополит Иона Сысоевич, известный своим строительным размахом и грандиозными постройками во многих монастырях, при возведении Ростовского Кремля (1670 г.) употребил годеновские камни для фундамента кремлевских зданий. Остальные же валуны были использованы уже при заложении годеновского храма. Вот в таком великолепии предстает храм Иоанна Златоуста в самом начале XX века. Известно, что псаломщик Николай Леонидович Смирнов считался не только хорошим регентом, но и неплохим художником. Последняя роспись в приделе Боголюбской иконы Божией Матери, скорее похожая на живопись, нежели на фрески, с головой выдает деревенского мастера-самоучку. Житель села Годеново Фаст Андреевич Мельников сделал для Животворящего Креста киот с открывающимся окошком, для того чтобы верующим людям приложиться к честным стопам Христа.

Крест долго стоял в этом киоте, который выполнял не только функцию сохранения святыни, но и всем своим обликом со сшитыми красивыми облачениями приближал всю композицию к иконе, но непривычной иконе — иконе Креста, Крест-иконе, что имеет на то основание. Ведь в верхней части Креста изображены греческие слова, означающие «ставру икон», то есть «образ Креста» или «Крест икона». В то время (1913 год) наша Российская Держава отмечала 300-летие дома Романовых. Очень может быть, что именно к этой дате обновили храм, ведь достоверно известно, что царский поезд останавливался в Петровском (г. Петровск), в Ростове. Царский кортеж доезжал и до города Переславля: можно предположить, с некоторой долей вероятности, так же, как ставит аналогичный вопрос Бессмертная Е.К. в своей книге «Величайшая святыня» (2005) не побывал ли последний русский Царь-мученик Николай II у великой святыни на Никольском погосте, не заезжал ли в село Годеново?

Как же оказался Животворящий Крест Господень в Годеново и где он находился там? На этот счёт нет определённого мнения. Но нельзя не привести изложение этого события из той же книги Бессмертной Е.К. «В эти тяжелейшие годы какого-то помрачения народа Господь являет свою милость, а св. Николай — свое заступничество. Крест спасают. Спасают всем миром, как это делалось всегда на Руси. И это еще одно чудо: обретение и перенесение Честного и Животворящего Креста, великой святыни, сравнимо разве только с перенесением честных мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град.

И снова Годеновский приход. Ему выпала великая участь совершить маленький, но настоящий «крестовый поход» и вызволять святыню у врагов-нечестивцев. Именно мирным путем выкупа у последних, простой грубой сделки Крест Господень был перенесен с Никольского погоста в село Годеново тайно, под прикрытием ночи. Его несли всем «колхозом» прихожане Иоанно-Златоустовской церкви, среди них: председатель колхоза Василий Фомин, крестьяне Долотцев Иван Никитич, Кузнецова Надежда, Жилова Фаина Александровна, Долотцев Иван Иванович, Долотцев Осип Никитич, Минеев Николай Никитич, староста Годеновского храма Сметанин Василий Порфирьевич. Этот крестный путь можно видеть и сегодня. Достаточно выйти за деревню Захарово так, чтобы слева находилась деревня Новоселки, а справа — Никольский погост, и всмотреться вдаль: там по горизонту протянулась узкая темная полоса елового леса, вдоль которого проходит проселочная дорога от Никольского погоста в сторону деревни Новоселки.

Она и сейчас есть. Не доходя последней, она сворачивает в Годеново. Так «Крест пришел к Златоусту», так распорядился Господь, и на то Его святая воля. Время перенесения Честного Животворящего Креста с Никольского погоста в село Годеново уточняется. Убедительно звучит заявление В.Д. Кирсановой, уроженки деревни Захарово, что после того как перенесли Крест в Иоанно-Златоустовскую церковь, в 1933 году над семейством Долотцевых, Сметаниных, Фоминых и других, кто переносил Крест, нависла угроза, и под видом раскулачивания эти семейства были разогнаны и рассеяны.

Но все остались живы. Ф.А. Жилова участвовала в этом перенесении. Жилова Фаина Александровна — уроженка деревни Заречье, небольшой деревушки на пути от деревни Захарово ближе к Никольскому погосту. Самой деревни давно уже нет, остался старый сруб бани, еще заметный среди высокой травы недалеко от дороги. Но память о Фаине Александровне жива до сих пор. Местные жители деревни Захарово помнят ее хорошо, считали ее целительницей. Много крестьян обращалось к ней не только по своим немощам, но и по болезням скова и вообще по всякой нужде. Приезжало много людей и из других мест. За что была советской властью осуждена и какое-то время сидела в тюрьме, вероятно, до войны. Позже она переехала в город Ростов. Еще не так давно, лет 15-20 назад, ездили к ней деревенские жители навестить, и испросить помощи. Многим, многим она помогала. Фаину считают главной в переговорах с красноармейцами о «выкупе» Животворящего Креста Господня и переносе его в Годеновский храм. Она же и сама участвовала в этом крестном ходе».

Где находился Крест Господень в период с 1933 по 1945 г., существует две версии. Так, в издании 2003 года Свято-Никольского монастыря «Чудотворный Крест Господень» указано, что всё это время Крест находился в храме Иоанна Златоуста деревни Годеново. Но в этом же издании описывается, что в этот период храм Иоанна Златоуста был закрыт, колокола сброшены, священник арестован, Годеновский приход осиротел, и только в конце пятидесятых годов храм был вновь открыт. Трудно представить, что такая великая святыня как Животворящий Крест Господень в течение 12-15 лет находилась в частично разрушенном и закрытом храме. Не могли прихожане храма Иоанна Златоуста оставить Крест Господень без присмотра, на произвол безбожной власти настоль длительный период.

Существует и другая версия, которая также имеет место быть. Со слов благочестивой христианки, глубоко почитающий Крест Господень Капитолины Андреевны Пыряевой, прояснилось другое местонахождения Животворящего Креста в этот период. Как рассказывает Капитолина Андреевна, некоторое время Крест Господень хранила блаженная Жилова Фаина Александровна, активно участвовавшая в перенесении Животворящего Креста из Никольского погоста. Капитолина Андреевна, будучи ребенком, бывала в те далекие годы у старицы и видела благодатную помощь, которую оказывала Фаина с верой приходящих к ней людям. Крест, некоторое время, в глубокой тайне хранился у неё в простенке дома, до лучших времён. По свидетельству очевидцев, блаженная Фаина, умирая, произнесла пророческие слова: «…идите прикладывайтесь к Кресту и помните, что Крест всегда будет стоять в Годеново..».

Как бы там не было, главное, что великая святыня Животворящий Крест Господень сохранилась до наших дней в своём почти первозданном великолепие. И сегодня по Промыслу Божиему для нашего спасения и утешения стоят два монастыря — на месте явления и на месте пребывания образа Животворящего Креста Господня.

С использование материалов из книги «Годеновский Крест,
или сказание о явлении Честного и Животворящего Креста Господня
и великого во святителях чудотворца Николая».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *