Крест

ГБОУ СОШ №285 Красносельского района Санкт- Петербурга

Конспект урока по «Основам православной культуры»

в 4 классе

«Символический язык православной культуры: храм, крест»

учитель начальных классов

Ремизова Светлана Геннадьевна

Санкт- Петербург
2017

Тема: Символический язык православной культуры: храм, крест.

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с символикой Креста, рассказать о значении, видах;

формировать понимание символики храма, осознать христианский смысл церкви для христианина;

Воспитывающая: воспитывать духовно-нравственные качества, ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Развивающая: развивать речь, творческие способности.

Ход урока.

Слайд 1.

Тема нашего урока: символический язык православной культуры.

— Знаете ли вы, что является главным символом Христианства?

Нам поможет загадка.

Слайд 2.

Он – Христа мучение,
Церкви украшение.
Ответ: Крест.

— Какие бывают кресты? (Нательный, купольный и т.п.)

Да, крестами на церквях украшают купола (их еще называют надглавными), дома людей, крестики носят на шее.

— Зададимся вопросом: «Зачем носят крестик на шее?» (Надетый во время крещения нательный крест выражает символ безграничной веры).

— Какой формы бывает крест?

-Сколько концов должно быть у креста? Имеет ли это значение?Посмотримна экран.

Слайд 3.

В православной религии есть кресты с четырьмя, шести, восьми концами и с двумя парами гвоздей для ног и рук.

На Западе особенно употребителен крест с четырьмя концами. Начиная с третьего века, весь Православный Восток начал пользоваться и до сего времени приветствует эту форму креста. Эта форма считается равнозначной всем другим. Но все-таки наибольшую популярность получили кресты с восемью концами и шестью концами.

Восьмиконечный православный крест чаще всего используется Русской православной церковью, так как он отвечает правильной конфигурации креста, где был распят Иисус. Исторически это в большей степени достоверно. На восьмиконечном кресте есть кроме большой горизонтальной перекладины ещё две. Верхняя перекладина символизирует табличку на кресте Иисуса с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Подпорка для ног Иисуса Христа – нижняя наклонная перекладина — символизирует «праведное мерило «, оценивающее добродетели и грехи человека. Она наклонена в одну сторону в знак того, что распятый по правую сторону от Христа разбойник раскаялся в своих грехах и Царствия Небесного был удостоен. Другой, распятый по левую сторону, разбойник перед смертью ругал и бранил своих мучителей и Христа. Этим он еще более усугубил свой посмертный удел и попал в ад.

В эпоху Древней Руси среди православных верующих имел широкое распространение и крест шестиконечный. В нем тоже есть наклонная перекладина: верхний конец символизирует освобождение покаянием, а нижний конец — нераскаянный грех.

Однако вся сила креста заключается не в форме креста или количестве концов. Крест прославляется могуществом распятого на нем Иисуса, который принес себя в Жертву на Кресте, и вся чудотворность и символичность его именно в этом.

Поэтому совершенно закономерным является признание Церковью различных форм креста. Святитель Димитрий Ростовкий говорит, что мы почитаем сам крест, а не то, сколько у него концов. По словам преподобного Феодора Студита — «истинный крест есть крест всякой формы» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

-Найдите изображение четырехконечного, шестиконечного и восьмиконечного креста. (Все концы крестов показать).

Проверим.

Слайд 4-5.

— Храм символизирует Вселенную, мироздание( строение мира) во главе с Богом- его Создателем, Творцом. Каждый храм имеет купол с крестом- символом Божественного Искупления мира и Воскресения. Нижняя часть храма, то есть основное здание,- это христианское бытие, земная Церковь. А верхняя часть- купол с водружённым на него крестом символизирует духовный Божественный мир и Небесную Церковь. Изнутри свод также символизирует Духовное Небо, поэтому он украшается образами Небесного Царства, ангелов. Центральное место здесь занимает Господь.

— Количество куполов православных храмов тоже символично: один купол говорит о Едином Боге, три- о Святой Троице, пять символизируют Спасителя и четырёх евангелистов, семь- семь Таинств Церкви и т.д.

— Одинаковые ли кресты устанавливаются на куполах храма?

-Что может быть изображено на надглавном кресте? (Ответы детей)

Слайд 6.

Задержим свой взгляд на кресте, венчающем купол. Даже не верится, что он из металла. Как будто золотые руки искусных кружевниц сплели эти кованые и литые узоры! Как много вкуса, художественного чутья. А какое разнообразие форм и символики! Надглавные кресты — это и есть истинный кладезь символов христианства!

Рассматривая многочисленные и неповторимые по своей красоте кресты, украшающие главы наших церквей, приходишь к пониманию, что главным источником вдохновения русских мастеров для создания их рукотворных шедевров.

— Как вы думаете, что нужно мастеру? (ВЕРА в Господа Иисуса Христа и МОЛИТВА).

Чтобы выковать крест, нужно не только чутье и умение, но, главное, ВЕРА. Ведь узорчатый крест не прихоть художника и не плод его фантазии, а содержит определенный смысл. Купольные кресты хранят в своей строгой красоте Священное предание. Сейчас мы в этом убедимся.

Слайд 7.

Перед нами купол церкви Троицы в Хохловском переулке. Разве можно пройти мимо этого накупольного креста!

-На что похож этот крест? Что он напоминает? (Убор сказочной царевны).

Называние ему – трилистник. Трилистник – символ Святой Троицы: Бога Сына, Бога Отца и Бога Святого Духа. По своему чину Крест Христов занимает место непосредственно после Пресвятой Богородицы. Трилистниковая конфигурация крестов на куполах колоколен и храмов очень полюбилась русским мастерам и поэтому встречается чаще остальных, причем, фантазии кузнецов и литейщиков здесь нет границ.

Не правда ли, эти филигранные выполненные шедевры источают «свет Трисолнечного Божества»?

Слайд 8.

«Аз есмь лоза…», — эти слова Спасителя запечатлены в металле многими мастерами. Художественное решение таково: чаще всего к вертикали креста снизу прикрепляются два виноградных «усика», свернутых в спираль, что говорит об устойчивости креста-лозы. Лоза винограда с гроздьями ягод, обвивающая крест – символизирует тело и кровь Христа и соответствует Его словам: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, то приносит много плода».

Посмотрите на кресты Софийского собора в Вологде. Поражаешься, как удивительно тонко передана здесь символическая связь виноградной лозы с Таинством евхаристии (причастия).

Слайд 9.

-Что вам напоминает этот крест? (Ответы детей)

Это Вифлеемская звезда. Она зажглась, когда родился Спаситель. Увидев эту звезду на востоке, волхвы поняли, что родился «Царь Иудейский» и пришли в Иерусалим, чтобы поклониться ему.

Читаем в Библии: «Звезда, которую увидели они на Востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Это и Иисус Христос, воскресший после смерти и вознёсшийся в небо.

Это и Крест Господень, который «сияет, яко звезда на небеси».

Венчает этот крест купол Сретенской церкви в Вологде. Полюбуйтесь этим рукотворным чудом, усыпанным звездами! Так и хочется воскликнуть: «Им же весь мир освещается!»

Слайд 10.

Перед вами Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Нижнем Новгороде. Вглядитесь: из-под основания креста произрастают побеги. Такой крест еще называют «процветшим». Побеги символизируют возрождение жизни – Воскресение Христа из мертвых. «Саде небесный»,- так величается в Православии Крест Господень. От этого накупольного креста нельзя оторвать взгляда. Он и в самом деле напоминает цветущий сад. А как причудливо сплетены тонкие стебельки растений! Как будто сама земля русская вдохновила мастера на создание перевитого узорами креста! Крест-цветок, устремлённый вверх, простирает свои ветви в небеса.

-Найдите на одном из куполов церкви Смоленской иконы Божией Матери изображённый справа купольный крест.

Слайд 11.

Посмотрите на Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Символику этого креста можно понять из названия самого храма. Известно, что в Гефсиманском саду, где Иисус Христос усердно молился Богу, говоря: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». В результате искренней молитвы на лице Иисуса выступил кровавый пот. Вы видите, что капельки крови окропили крест и «растяжки». Мастер не отступил от Писания: «…Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода».

Кровь Спасителя обагрила крестное древо и навеки сообщила Кресту Его силу. Крест Христов – это жертвенник, на котором Христос принес Свою искупительную Жертву. Глядя на кресты Спаса-на-Крови, каждый христианин будет помнить, какой ценой он выкуплен у ада.

Слайд 12.

На накупольном кресте нередко можно увидеть фигурки ангелов. Ангел в переводе с греческого языка «вестник, посланец». На кресте их чаще всего один или два, и они изображаются во весь рост. Перед вашими глазами шпиль колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Ангел расправил крылья, тем самым давая понять, что мы находимся под его защитой. У каждого человека есть Ангел- хранитель. Он дается человеку Богом при крещении для помощи и руководства и находится при человеке на протяжении всей его жизни.

Когда мастер прикрепляет к кресту ангелочка, то подчёркивает, что у церкви тоже есть Ангел-хранитель. Его посылает Господь в каждый выстроенный и освещённый храм для служения при святом Престоле в алтаре. Ангел не может покинуть назначенное ему место, даже если храм будет разрушен и стоять в руинах.

Слайд 13.

В начале прошлого столетия в нашей стране начались гонения на церковь. После революции новое правительство решило изгнать веру из народа, заявив, что Бога нет. Храмы стали уничтожать. Вы видите разрушенный Храм Христа Спасителя, его взорвали в 1931 году. От многих церквей не осталось даже руин – их стерли с лица земли. Многие бесценные шедевры были безвозвратно утрачены. До нас, к сожалению, дошли лишь некоторые фотоснимки.

-Удалось ли уничтожить все храмы? Почему? (Ответы детей).

Да, невозможно уничтожить в человеке духовное, его стремление к правде и вере. Пока существует жизнь на земле, будет и преемственность поколений. Наши деды и прадеды передают своё мастерство и знания нам — потомкам. Нам, внукам и правнукам, предстоит покаянный труд восстанавливать поруганные святыни. Сегодня не только восстанавливаются старые храмы, но и строятся новые. Наученные предками, новые мастера являют свое искусство. Однако для создания накупольного креста одного искусства и мастерства недостаточно.

-Смогли бы кузнецы сотворить такую красоту без веры в Господа Иисуса Христа, без любви к Богу? Нам всем нужно научиться любить Бога и всех людей.

Слайд 14.

МОЛИТВА

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышлением,

Чтоб и душу Тебе посвятить,

И всю жизнь с каждым сердца биением…

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью,-

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

Эти строки из стихотворения Великого князя Константина Романова.

Слайд 15.

Итог.

— Какие чувства наполнили вас при знакомстве с символами православия?

-Какие порывы души возникли у вас? (Беречь это достояние, пойти в храм, рассмотреть купольные кресты близлежащих, любимых храмов, узнать больше о купольном кресте и его символике и т.п.).

-Понравился ли вам урок?

— Интересно ли вам было?

— Хотите ли вы поделиться новыми знаниями с домочадцами?

Список использованной литературы

  1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета канонические. М.: Российское Библейское Общество, 1994.
  2. М. Анашкевич, Э. Шейдаев. Русский крест. Символика православного надглавного креста. Москва, «Аст», 2006

  3. Крест в России: Альбом. Авт.-сост. С. В. Гнутова. М.: «Даниловский благовестник», 2004
  4. А.В.Бородина «Основы православной культуры» 4 класс, М: «Русское слово», 2014

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Интернет-ресурс: православный интернет-портал «Азбука веры» azbyka.ru
  2. Интернет-ресурс: Вопросы священнику/ Православие.Ru

Историки по-разному оценивают итоги крестовых походов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что все это могло быть достигнуто путем мирных связей, и крестовые походы останутся лишь феноменом бессмысленного фанатизма.

Знакомство с новыми странами привело к развитию на Западе истории и географии. Арабы, которые были особенно сильны в т.н. точных науках и медицине, передали свои глубокие познания Европе. Вводились в повседневный обиход арабские цифры, ноль, что активно способствовало дальнейшему развитию математики.

Анатомия и хирургия Европы поднялись на новую высоту, ибо восточная медицина умела делать трепанации черепа, кесарево сечение. Европейцы узнали много нового в ботанике, физике, химии, механике. Арабы заложили основы гидростатики (наука о равновесии жидких тел), изобрели маятник в часах, ознакомили европейцев с трудами арабских (Авиценна) и греческих (Аристотель) ученых. Европа благодаря крестовым походам познакомилась с древнегреческими авторами, чьи труды были известны только в арабских переводах. В Европе начали открываться университеты — первый из них в Салерно, где лекции читались на арабском языке.

Очень значительным явились заимствования Западом в бытовой сфере. В Европе получило распространение хлопководство, выделка хлопчатобумажных тканей. С Востока переняли некоторые неизвестные полевые, бахчевые и садовые культуры: рис, гречиху, арбузы, дыни, лимоны, абрикосы (дамасская слива), персики. Впервые появляется цветоводство. Ранее европейцам и в голову не приходило культивировать растения, не приносящие пользы, а всего лишь потому, что они просто красивы.

Европейцы, спавшие ранее на полу или на деревянных жестких постелях, узнали диваны, матрацы. До знакомства с арабским миром европейцы, как правило, не отличались чистоплотностью. Теперь в качестве личной гигиены они начали использовать мыло. Крестьяне и рыцари имели всего по две смены белья, которое носили до тех пор, пока они не превращались в лохмотья. В 1311 г. впервые в перечислении приданого невесты появились шесть пар белья и первый в истории Европы носовой платок (единственный во всем приданом). Дома рыцарей пополнились коврами, разнообразными тканями — парчой, муслином; появлялись многочисленные вышивки, узоры. В повседневной жизни большое значение приобрели восточные игры, распространенные до сих пор — шахматы, шашки, карты, домино.

Оказавшись на Востоке, западные европейцы вступили в тесный контакт с иной цивилизацией, во многом отличавшейся от западно-европейской. Несмотря на ожесточенные войны и религиозные конфликты, европейцы научились видеть в мусульманах не только врагов. Мусульманин Саладин поразил воображение европейцев и надолго остался в их памяти как идеальный рыцарь и мудрый правитель. Эта возможность признания за чужим, иноверцем, благородства и добродетели — один из итогов крестовых походов. И вместе с тем крестовые походы показали, что вера в Бога и религиозное рвение европейцев сочетались с предельной жестокостью и агрессивностью.

«Возьми крест свой, и следуй за Мной»
(Мк. 8, 34)

О том, что Крест в жизни каждого православного человека играет большую роль известно всем. Это касается и Креста, как символа крестных страданий православного христианина, которые он должен переносить со смирением и упованием на волю Божью, и Креста, как факта исповедания христианства, и великой силы, способной защитить человека от вражьих нападков. Стоит отметить, что Крестным знамением совершались многие чудеса. Достаточно сказать, что одно из великих Таинств совершается Крестом — Таинство Евхаристии. Мария Египетская, осенив воду крестным знамением, перешла через Иордан, Спиридон Тримифунтский превращал змею в золото, крестным знамением исцеляли больных и бесноватых. Но, пожалуй, самое главное чудо: крестное знамение, наложенное с глубокой верой, ограждает нас от власти сатанинской.

Сам Крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский — муж Апостольский — восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел — Апостол языков — писал в своем Послании: «желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа»

Крест сопровождает православного человека в течение всей жизни. «Тельник», так назывался нательный крест на Руси, возлагается на малыша в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Недостаточно просто надеть на себя крест и считать себя христианином. Крест должен выражать то, что есть в сердце человека. В одних случаях это глубокая христианская вера, в других — формальная, внешняя принадлежность к христианской Церкви. Это желание часто не является виной наших сограждан, а лишь следствием их недостаточной просвещенности, годами советской антирелигиозной пропаганды, отступничества от Бога. А ведь, Крест — это величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

С нательным крестом сегодня связано очень много различных непониманий и даже суеверий, мифов. Давайте попробуем вместе разобраться в этом непростом вопросе.

Нательный крест потому так и называется, что его носят под одеждой, никогда не выставляя напоказ (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, не лишним так же будет поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани»

Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. Полагая на чело три большие перста, нужно говорить: «во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое: «и Святого Духа». Сделав на себе это святое знамение креста, заключить словом «Аминь». Можно так же во время наложения Креста произносить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь».

Канонической утвержденной соборами формы нательного креста не существует. По выражению прп. Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью, Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его». Православная традиция знает бесконечное разнообразие видов крестов: четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу, лепестковые, каплевидные, криновидные и другие.

Каждая линия Креста имеет глубокое символическое значение. На обороте креста чаще всего делают надпись «Спаси и сохрани», иногда встречаются молитвенные надписи «Да воскреснет Бог» и другие.

Восьмиконечная форма православного креста

Классический восьмиконечный крест — самый распространенный в России. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова.

Над длинной средней перекладиной такого креста находится прямая короткая перекладина — табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя косая перекладина, верхний конец которой обращен на север, а нижний — на юг — символизирует подножие, призванное служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается мучение.

Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, потому один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

Косая перекладина, к которой были прибиты ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех без исключения людей под властью греха. Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого.

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны. Второй вид представляет взору образ страдания Христа ради нашего спасения; здесь видно страдающее в муках человеческое тело Спасителя. Такой образ более характерен для католического Распятия. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина, но смысл вкладывается несколько иной: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Четырехконечная форма креста

Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев».

Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «»Византийский» четырехконечный крест на самом деле есть крест «русский», так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет.

Энколпион — крест-мощевик

Мощевики, или энколпионы (греч.), пришли на Русь из Византии и предназначались для хранения частиц мощей и других святынь. Иногда энколпион использовался для сохранения Святых Даров, которые первые христиане в эпоху гонений получали для Причащения в своих домах и имели при себе. Самыми распространенными были мощевики выполненные в форме креста и украшенные иконами, так как соединяли в себе силу нескольких священных предметов, которые человек мог носить на груди.

Крест-мощевик состоит из двух половинок с углублениями на внутренней стороне, которые образуют полость, куда помещаются святыни. Как правило, в таких крестах находится кусочек ткани, воска, ладана, либо просто пучок волос. Будучи заполненными, такие кресты обретают великую защитную и целительную силу.

Крест схимнический, или «Голгофа»

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или Причащении. По преданию Адам был погребен на Голгофе (по-евр. — «лобное место»), где и был распят Христос. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения «Голгофы» следующие обозначения:

  • «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть
  • «Г.Г.» — гора Голгофа
  • «Г.А.» — глава Адамова
  • Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

Над средней перекладиной помещаются надписи:

  • «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа;
  • а под ней: «НИКА» — Победитель;
  • на титле или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий,
  • но чаще «I.Н.Ц.I» — Иисус Назорей Царь Иудейский;
  • надписание же над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — означает Царь Славы.

Такие кресты положено вышивать на облачении монахов, принявших схиму — обет соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Крест «Голгофа» также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при Крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов также используется изображение Креста «Голгофа» на стенах здания по четырем сторонам света.

Как отличить православный крест от католического?

Католическая церковь использует только один образ Креста — простой, четырехугольный с удлинением нижней части. Но если форма креста чаще всего не имеет значения для верующих людей и служителей Господу, то положение Тела Иисуса является принципиальным разногласием этих двух религий. В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела, по лицу и с ран на руках и ногах струится кровь. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Православная же традиция изображает Спасителя символически, облик Его выражает не крестную муку, а торжество Воскресения. Ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он Бог, и весь его образ говорит об этом.

Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии. Дело в том, что среди православных святынь имеются четыре гвоздя, которыми предположительно и был пригвождён Иисус Христос к кресту. А значит, руки и ноги были прибиты по отдельности. Католическая церковь не согласна с этим утверждением и хранит свои три гвоздя, которыми был закреплен на кресте Иисус. В католическом Распятии ноги Христа сложены вместе и прибиты одним гвоздем. Поэтому когда Вы приносите крестик в храм на освящение, его будут внимательно рассматривать на предмет количества гвоздей.

Отличается также и надпись на табличке, прикрепленной над головой Иисуса, где должно было быть описание его проступка. Но так как Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. Соответственно на католических крестах Вы увидите надпись на латыни I.N.R.I., а на русских православных — I.Н.Ц.I. (встречается также И.Н.Ц.И.)

Освящение нательного крестика

Еще один очень важный вопрос — это освящение нательного крестика. Если крест приобретен в храмовой лавке, то он, как правило, освящен. Если крест куплен в другом месте или имеет неизвестное происхождение, то его надо отнести в церковь, попросить кого-то из служителей храма или работницу за свечным ящиком передать крест в алтарь. После осмотра креста и при соответствии его православным канонам священник отслужит положенное в этом случае чинопоследование. Обычно священник освящает кресты во время утреннего водосвятного молебна. Если речь идет о крестильном крестике для младенца, то возможно освящение и во время самого Таинства Крещения.

При освящении креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов и от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

В завершение, хочется отметить, Крест нужно почитать своим правильным, православным к нему отношением. Это не просто символ, атрибут веры, но и действенная защита христианина от сатанинских сил. Крест нужно почитать и поступками, и своим смирением, и посильным, насколько это возможно для ограниченного человека, подражанием подвигу Спасителя. В чинопоследовании монашеского пострига сказано, что монах всегда должен иметь перед глазами страдания Христовы — ничто так не заставляет человека собраться, ничто так ясно не показывает необходимость смирения, как это спасительное воспоминание. Неплохо и нам бы к этому стремиться. Именно тогда в нас через изображение крестного знамения на самом деле будет действовать благодать Божия. Если мы будем совершать его с верой, то воистину почувствуем Божию силу и познаем Божию премудрость.

Материал подготовила Игнатова Наталья

#СвятоеЗолото Платина Серебро

Православная Русь.РФ

Мы действуем с Благословения Русской Православной Церкви, участвуем в создании Храмов и оказываем поддержку духовному миру,а так же по мере возможности, спонсорски помогаем СДЮШОР!

ПравославнаяРусь.РФ — оптово-розничное производство Православных символов веры, высочайшего качества, из золота, платины и серебра!

Брэнд является дочерней структурой «Ювелирной Фабрики ЭЛЬДОРАДО»

С 2011 года Мы изготавливаем по индивидуальным заказам Православные нательные Кресты, Крестики для крещения, Иконки и Образки Святых, Кольца с молитвой, Венчальные кольца, Плакетки с образами, Ладанки, Мощевики, Ложечки, подарочные Статуэтки Святых Покровителей, цепочки и браслеты с Молитвами, а так же Православные брелоки и другие фантазии!

Цель нашего производства — сделать финансово доступными не просто «Религиозные изделия» или «товары церковных лавок», а творить художественные произведения, которые, с восхищением, будут передаваться по наследству многие поколения! Наша задача угодить каждому верующему Христианину, изготовив Крест или нательную Икону своего Святого, по собственному дизайну на заказ, освятив ее своей покровительственной молитвой, самому выбрав материал, придумав дизайн и уложившись в желаемый бюджет!

Изготовление Православных подарочных статуэток Святых, Православных подарков, нательных Иконок и Образков, Колец с Молитвой и Православных Крестов на заказ

  • Создание и согласование дизайна
  • 3D моделирование и согласование модели с корректировками
  • Прототипирование
  • литье золота, платины, серебра, титана, бронзы или латуни
  • Монтаж и обработка Православного креста, Образка, Иконки…
  • Клеймение в СЗГИ пробирного надзора СЗФО
  • Нанесение Родиевого, Рутениевого покрытия или чернение
  • Доставка или выдача готового Православного украшения в нашем офисе

Срок изготовления по индивидуальному заказу в пределах 14 дней с момента согласования 3D модели!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *