Крестное знамение

Внешне выражаемое в таком движении руки, что оно воспроизводит символическое очертание Креста, на котором был распят Господь ; при этом осеняющий выражает внутреннюю во ; во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя людей; любовь и благодарность по отношению к , надежду на Его защиту от действия падших духов, надежду на .

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

«Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ .

Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением ( , святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

Прежде чем начать разговор о том, как крестятся старообрядцы, следует подробнее остановиться на том, кто они такие, и какова их роль в развитии российского православия. Судьба этого религиозного движения, именуемого старообрядчеством, или древлеправославием, стала неотъемлемой частью истории России и полна драматизма и примеров духовного величия.

Реформа, расколовшая российское православие

Старообрядчество, как и вся российская церковь, началом своей истории считает год, когда на берегах Днепра воссиял свет Христовой веры, принесённый на Русь равноапостольным князем Владимиром. Попав на благодатную почву, зерно православия дало обильные всходы. Вплоть до пятидесятых годов XVII века вера в стране была единой, и о каком-либо религиозном расколе речь не шла.

Началом великой церковной смуты стала реформа патриарха Никона, начатая им в 1653 году. Заключалась она в приведении российского богослужебного чина в соответствие с тем, который был принят в Греческой и Константинопольской церквях.

Причины церковной реформы

Православие, как известно, пришло к нам из Византии, и в первые годы после богослужение в церквях совершалось именно так, как это было принято в Константинополе, но по прошествии шести с лишним столетий в него были внесены значительные изменения.

Кроме того, поскольку в течение почти всего этого срока книгопечатанья ещё не было, и богослужебные книги переписывались от руки, в них не только вкралось значительное количество ошибок, но и исказился смысл многих ключевых фраз. Чтобы исправить положение, принял простое и, казалось, не сулящее осложнений решение.

Благие намерения патриарха

Он распорядился взять образцы ранних книг, привезённых из Византии, и, сделав с них заново перевод, растиражировать печатным способом. Прежние тексты он приказал изъять из обращения. Кроме того, патриархом Никоном было введено на греческий манер троеперстие — сложение вместе трёх пальцев при осенении крестным знамением.

Такое безобидное и вполне разумное решение вызвало, тем не менее, реакцию, подобную взрыву, а произведённая в соответствии с ним церковная реформа послужила причиной раскола. В результате значительная часть населения, не принявшая этих нововведений, отошла от официальной церкви, получившей название Никонианской (по имени патриарха Никона), и из неё сложилось масштабное религиозное движение, последователи которого стали называться раскольниками.

Раскол, ставший результатом реформы

Как и прежде, в дореформенные времена, старообрядцы крестились двумя перстами и отказывались признавать новые церковные книги, а также священников, пытавшихся совершать по ним богослужения. Встав в оппозицию церковным и светским властям, они в течение длительного времени подвергались с их стороны жестокому гонению. Начало этому было положено на 1656 года.

Уже в советский период последовало окончательное смягчение позиции РПЦ в отношении старообрядчества, что было закреплено соответствующими юридическими документами. Однако это не привело к возобновлению евхаристического, то есть молитвенного общения между поместными и старообрядцами. Последние по сей день считают лишь себя носителями истинной веры.

Сколькими пальцами крестятся старообрядцы?

Важно отметить, что канонических разногласий с официальной церковью у раскольников никогда не было, и конфликт всегда возникал лишь вокруг обрядовой стороны богослужения. Например, то, как крестятся старообрядцы, складывая вместо двух три пальца, всегда становилось поводом для осуждения в их адрес, тогда как никаких нареканий по поводу толкования ими Святого Писания или основных положений православного вероучения не было.

Кстати, порядок сложения пальцев для крестного знамения и у старообрядцев, и у сторонников официальной церкви заключает в себе определённую символику. Старообрядцы крестятся двумя пальцами — указательным и средним, символизирующими два естества Иисуса Христа — божественное и человеческое. Остальные три пальца при этом держат прижатыми к ладони. Они являют собой образ Пресвятой Троицы.

Яркой иллюстрацией того, как крестятся старообрядцы, может служить знаменитая картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». На ней увозимая в ссылку опальная вдохновительница московского старообрядческого движения воздевает к небу два сложенных вместе перста — символ раскола и неприятия реформы патриарха Никона.

Что же касается их оппонентов, сторонников РПЦ, то принятое ими, в соответствии с никоновской реформой, и употребляемое по сей день сложение пальцев также имеет символический смысл. Крестятся никонианцы тремя пальцами — большим, указательным и средним, сложенными щепотью (раскольники их за это презрительно называли «щепотниками»). Эти три пальца также символизируют а двойственную природу Иисуса Христа изображают в данном случае прижатые к ладони безымянный палец и мизинец.

Символика, заключенная в крестном знамении

Особый смысл раскольники всегда придавали и тому, как именно они накладывали на себя Направление движения руки у них то же, что и у всех православных, но своеобразно его объяснение. Старообрядцы крестятся пальцами, прикладывая их прежде всего ко лбу. Этим они выражают главенство Бога Отца, являющегося началом Божественной Троицы.

Далее, приложив пальцы к животу, они тем самым указывают, что во чреве Пречистой Девы беспорочно был зачат Иисус Христос, Сын Божий. Поднося затем руку к правому плечу, указывают на то, что во Царствии Божьем Он воссел одесную — то есть справа Своего Отца. И наконец, движение руки к левому плечу напоминает о том, что на Страшном Суде грешникам, отправляемым в ад, будет уготовано место ошуюю (слева) от Судии.

Ответом на этот вопрос может служить древняя, уходящая своими корнями в апостольские времена и принятая затем в Греции традиция двуперстного крестного знамения. Она пришла на Русь одновременно с её крещением. У исследователей есть убедительные доказательства того, что в период XI-XII вв. иной формы крестного знамения в славянских землях просто не было, и все крестились так, как это делают сегодня старообрядцы.

Иллюстрацией сказанного может послужить широко известная икона «Спас Вседержитель», написанная Андреем Рублёвым в 1408 году для иконостаса Успенского собора во Владимире. На ней Иисус Христос изображён сидящим на престоле и воздевшим правую руку в двуперстном благословении. Характерно, что именно два, а не три перста сложил Творец мира в этом священном жесте.

Истинная причина гонений на старообрядчество

Многие историки склонны полагать, что истинной причиной гонений были не те обрядовые особенности, которые практиковали старообрядцы. Крестятся двумя или тремя пальцами последователи этого движения — в принципе, не столь важно. Главная их вина заключалась в том, что эти люди осмелились открыто идти против царской воли, создавая тем самым опасный прецедент на будущие времена.

Речь в данном случае идёт именно о конфликте с высшей государственной властью, так как правивший в тот период царь Алексей Михайлович поддерживал Никоновскую реформу, и неприятие её частью населения могло расцениваться как бунт и оскорбление, нанесённое ему лично. А российские правители никогда этого не прощали.

Старообрядчество сегодня

Заканчивая разговор о том, как крестятся старообрядцы и откуда пошло это движение, будет нелишним упомянуть, что сегодня их общины находятся практически во всех развитых странах Европы, в Южной и Северной Америке, а также в Австралии. В России имеет несколько организаций, крупнейшей из которых является основанная в 1848 году Белокриницкая иерархия, представительства коей находятся за рубежом. В своих рядах она объединяет более миллиона прихожан и имеет свои постоянно действующие центры в Москве и румынском городе Браиле.

Второй по величине старообрядческой организацией считается Древлеправославная поморская церковь, включающая в себя около двухсот официальных общин и целый ряд незарегистрированных. Её центральным координационным и совещательным органом является находящийся с 2002 года в Москве Российский совет ДПЦ.

17 марта исполняется 90 лет одному из старейших московских священников протоиерею Герасиму ИВАНОВУ, клирику храма великомученика Димитрия Солунского на Благуше. Накануне юбилея мы беседовали с отцом Герасимом.
— Отец Герасим, вы родились в верующей семье?
— Да, я из старообрядцев. Точно день своего рождения не знаю – у старообрядцев этому не придавали значения, почитали день Ангела. По-настоящему человек рождается в крещении. Крестили меня 17 марта в честь преподобного Герасима Иорданского. В этот же день Церковь празднует память благоверного князя Даниила Московского. Если Бог даст, надеюсь в этом году 17 марта сослужить Святейшему Патриарху в Свято-Даниловом монастыре. А день рождения… Когда паспорт в 16 лет получал, поставил четвертое марта, то есть свой день Ангела по старому стилю. Нашу моленную на Преображенке к тому времени давно заняла милиция (перегородили все, комнаты себе сделали), и когда начальник паспортного стола спросил, где меня крестили, я ответил: «Вот тут, где вы сидите». Он сразу понял, что это правда. А в детстве… Знаете, все-таки без отца очень трудно. Его в гражданскую убили, сражался он против красных, за царя. Мама, помню, еще говорила, что несдобровать нам. Но после гражданской так много было вдов и сирот, и поди разберись, чьи отцы где воевали, когда брат на брата шел. Так что никто нас не тронул, но жили мы очень бедно. У меня три старших сестры было, а брат умер в детстве, еще до моего рождения. Самые светлые детские воспоминания у меня о нэпе. Мама и сестры работали на кустарей, я тоже помогал немножко — мы с мальчишками для одного кустаря чулки сушили. Даст он нам на выходной полтинник, мы накупим всего… Мама говорила, что опять как в старину живем – все на рынке есть и дешево. И отношения человеческие! Идем по рынку, продавщица из палатки маме кричит: «Груня, что же ты мимо проходишь?». «Денег сегодня нет». «Да бери что надо, завтра отдашь». Но недолго это было. Дали частникам чуть-чуть развернуться, а потом всех разгромили, крестьян раскулачили. Опять трудно стали жить. Торговал конфетами, яблоками, сапоги чистил – лишь бы копеечку заработать. Много пришлось испытать, но, слава Богу, не воровал. А в 36-ом поступил в изостудию ВЦСПС к Константину Федоровичу Юону – замечательному художнику, ученику Серова. Не надеялся поступить, туда такой конкурс был – триста желающих, а набирали всего один класс. Но представил я на конкурс свои детские картиночки, и взяли меня в этот класс. Как же я радовался!

— Несмотря на такое трудное детство, вы успевали рисовать?
— Любил я рисовать, с детства чувствовал красоту. Наверное, от отца передалось это – он был замечательным резчиком по дереву, делал иконостасы. В тринадцатом году, когда трехсотлетие Дома Романовых праздновалось, он с какого-то старого рисунка скопировал царское кресло, сам его сделал, озолотил. А у меня рисовать получалось, в школе все говорили: ну, Иванов, наверное, художником будет. Конечно, времени не хватало – и работал с малых лет, и дома по бедности сидели все больше впотьмах, а в темноте какое рисование? Но я настойчивый был. А когда поступил в студию, совсем другая жизнь началась. Учился, работал, познакомился со многими интересными людьми, с самим Константином Федоровичем. Во время войны в автомобильном учебном полку служил, но на фронт не попал. Писал плакаты, в конце войны участвовал в оформлении АвтоКА – Автомобильной выставки Красной Армии. Я же в детстве и не мечтал кем-то стать, а тут из нищеты… Ожил немножко. Хотя в тылу во время войны тоже жили очень трудно, но я благодарил Бога, что смог выучиться, стать художником.

— Вы в детстве сохранили веру в Бога?
— Веру я получил от мамы. Старообрядцы крепко стояли в вере. Жили мы в полуподвале. Помню, сидим зимой с сестричками на печке, греемся – совсем маленькие были. А мама угли ли разгребает, варит ли что – все время плачет и приговаривает: «Господи! Здесь на расстоянии огонь обжигает, как же там будем гореть? Там же огни неугасаемые». «Мама, неужели все гореть будут?» — спросил я ее. «Нет, кто хорошо жил, в любви к Богу и людям, те, конечно, будут радоваться. Но мы-то, мы-то грешные!..» — до сих пор слышу эти ее слова. Пусть кому-то это покажется диким фанатизмом, но она заронила в душе семена веры. Я не был ни октябренком, ни пионером. Думал, выгонят из школы – не беда, ремеслу выучусь. А уже в хрущевское время я дочку свою оградил от неприятностей: сам пришел в школу, сказал учительнице, что мы верующие люди, и дочка наша вступать в октябрята и пионеры не будет. Директор в РОНО ходил, там сказали: ну раз родители хотят, пусть будет белой вороной. Ребята некоторые сначала смеялись, что Леночка крестик носит, спрашивали учительницу, почему она не пионерка. Но учительница умная женщина была, сказала ученикам, что все в порядке. А потом одноклассники ее полюбили, подружились с ней многие, приходили к нам домой, радовались: «Ой, Лена, как у тебя здорово!» (а у нас иконы были старые, лампады горели). Некоторые признавались, что тоже в церковь ходят (обычно бабушки их водили). Сейчас у нее 16 детей, 12 внуков. Муж священник, наши внуки и правнуки все верующие, один внук уже священник и двое диаконы. Родительское воспитание – самое главное, никакая воскресная школа его не заменит. И мне семинария столько не дала, сколько те мамины живые слова, ее живые слезы.

— А когда и почему вы перешли из старообрядчества в Православие и решили поступать в семинарию?
— В армии вместе со мной служил Павел Александрович Голубцов, будущий епископ Новгородский Сергий. Он был искусствоведом, неплохо писал иконы. Так как у него было высшее образование, его раньше отпустили из армии, он буквально за 2 года окончил семинарию, поступил в академию. Реставрировал Богоявленский собор, а когда я демобилизовался и пришел к нему, работа там уже заканчивалась. Но он мне посоветовал ехать в Белоруссию. Сказал: там бедные церкви, и опыт приобретешь, и людям поможешь. Поехал я в Белоруссию просто как художник. Упрямый я был старообрядец, хотя чувствовал, что не все правильно у беспоповцев. Разве ж это дело – всего два таинства (крещение и покаяние) и то только страха смертного ради? Ведь если умирает человек, любой мирянин может крестить. Но все же держался родительской веры. А в Белоруссии помогал реставрировать храмы двум братьям-священникам Базилевичам. И один из них, отец Борис, убедил меня поступать в семинарию. Оставайтесь, сказал, старообрядцем, а закончите семинарию и приведете в Церковь всю свою братию. Зажег он меня. Через миропомазание я присоединился к Церкви и в 51-ом году поступил в семинарию. Мама, конечно, переживала, но потом смирилась с моим выбором. Потом она познакомилась с отцом Сергием (Голубцовым), когда он еще архимандритом был. Но ни сама она, ни сестры к Церкви так и не присоединились. Надо врачевать раскол. А в итоге старообрядцы и у себя в расколе: беспоповцы, поморцы. Я бы предложил всем объединиться и, конечно, лучше всего признать Патриарха. Нравятся вам обряды? Пожалуйста, я сам до сих пор крещусь двумя перстами. И Святейший об этом знает, знали и Патриархи Алексий I и Пимен. Все проклятия сняты – единоверцев Церковь признает.

— После семинарии вы не сразу приняли сан?
— Да, меня рукоположили только в 72-ом. Так сложилось… Преподавал у нас протопресвитер Николай Колчицкий из Богоявленского собора. Узнал он, что я художник, позвал расписывать собор. Я даже отдохнуть после семинарии не успел. А после Богоявленского меня в Пермь пригласили. Я же в семинарии портрет Святейшего Патриарха Алексия I написал. Он до сих пор в академии висит. И вот когда приезжал священник из Перми (по-моему, отец Михаил) в академию, увидел портрет, заинтересовался, кто писал, и нас познакомили. Он пригласил меня работать в Пермь. Поехал с семьей – у нас только что дочка родилась. Больше года там работал, расписал кафедральный собор в стиле Васнецова (специально ездил в Киев, делал во Владимирском соборе наброски). В Москву вернулся – меня в храм мученика Трифона на Рижской позвали. С тех пор не искал работу, она сама меня находила. В 60-е настоятель храма Всех Святых на Соколе отец Аркадий попросил некоторые фрески переписать – не нравились ему новые росписи. Я начал под куполом XX век расчищать, и открылись росписи XVII века. Очень аккуратно я все там отреставрировал. Сам Николай Николаевич Померанцев, выдающийся реставратор и искусствовед, говорил потом: вот настоящая профессиональная реставрация!

Но жена меня все уговаривала: «Рукополагайся, нечего все с художниками, они разные, и пьяницы есть». А я отвечал: «Ни ты в матушки, ни я в батюшки не годимся». Но немножко щемило на сердце – все-таки семинарию закончил… Умом понимал, что недостоин, но около 70-ого года написал прошение. Решил, силен Бог, могут и не рукоположить. Продолжал работать, в Печеры ездил (отца Алипия я еще по изостудии знал – мы там вместе учились). А в семьдесят втором, как раз под новый год, меня рукоположили в диаконы и назначили к единоверцам на Рогожское. Двух месяцев не прослужил диаконом, и на Святителя Алексия меня в иереи. Как же я испугался! Какой, думал, я священник, меня с моими знаниями разве что в деревню псаломщиком. Но рукоположили и Патриарх Пимен перевел меня к себе в Богоявленский. Восемнадцать лет я там прослужил.

— И продолжали писать иконы, реставрировать храмы?
— Меня многие предупреждали, что священнику некогда будет заниматься искусством. И, наверное, были правы. Но пришел я в собор, увидел голые стены… Реставрировали его постоянно, но каждый год там осыпалось все из-за сырости. Пробил шлямбуром стены, сделал обогрев, и одновременно расписывал храм. Нанимать же художников дорого было. Для чертогов в Патриаршей резиденции написал несколько картин, расписывал там домовую церковь. После Богоявленского собора служил в женском монастыре, потом – в храме Иоанна Воина на Якиманке. Там тоже большую реставрацию сделал. С отцом Николаем Ведерниковым из этого храма мы до сих пор друг у друга исповедуемся. Потом меня перевели в храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, там тогда настоятелем был епископ Красногорский Савва. Он занимался связями с армией, и меня назначили настоятелем в храме Академии Генерального штаба. Я там и сегодня почетный настоятель. Тоже сам писал иконы для этого храма.

Сейчас пишу картину «Спасение России». На облаках Николай Угодник, святители Петр, Алексий, Иов, Филипп, Ермоген, преподобный Сергий, Василий Блаженный, преподобномученица Елисавета Феодоровна, царственные страстотерпцы… А внизу Россия, в центре которой Москва, и все внизу в тумане. Это уже не по заказу пишу, а для себя.

— Вы верите в будущее России?
— Хочу верить, у меня же 12 правнуков, но… Мама приучила меня за все благодарить Бога, а ведь родился и рос я в страшное время. Пусть люди будут сыты, живут в достатке, но не надо забывать о Боге, о Страшном Суде. Это здесь мы герои, а там будем ждать, кто бы за нас помолился. Вот и нужно каждому думать, что он оставит после себя, кто будет молиться о его душе. Цель нашей жизни здесь – не накопление, не карьера, а спасение души для вечности. Без веры не только у России, но и у человечества нет будущего. Будет вера – будет спасение. А будет ли, только Богу известно.

Здравствуйте, мне семейские (старообрядцы) задали вопрос, почему мы, православные, крестимся тремя перстами, а Иисус изображен на иконах с двумя?! Они задавали этот вопрос своему священнику, ответ не получили. (Полина)

На вопросы наших читателей отвечает игумен Алексий (Ермолаев), наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря:

— Мы крестим себя тремя перстами в честь Святой Троицы, а Господь Иисус Христов – второе Лицо Святой Троицы и поэтому зачем Господу складывать троеперстие?

Крестным знамением мы освящаем себя, а зачем второму лицу Святой Троицы освящать Себя, ибо Он Сам – источник освящения.

Господь на иконе благословляет верующих в Него, а персты Его сложены так, что символизируют Его имя – Иисус Христос. Указательный палец – в виде буквы «И», средний – букву «С», большой и безымянный – «Х», мизинец – букву «С». И выходит – «Иисус Христос». Так же благословляют и православные священники, ибо они не сами благословляют, а Господь через них благословляет людей невидимо. Так же сложены персты на иконах у Николая Чудотворца, например, ибо он тоже благословляет не от себя, а от Господа Иисуса Христа, Спасителя мира.

Думается, что возникновение двоеперстия в той форме, в которой она существует у старообрядцев, возникло в тяжелые годы монголо-татарского ига, когда множество священников было перебито, а некоторые из них, менее опытные, решили, что складывать пальцы при нанесении крестного знамения на себя надо так, как это изображено на иконах. И вот такое крестное знамение было распространено даже до времен Патриарха Никона – человека очень образованного, который заметил несоответствие складывания пальцев у русских и греков, от которых мы и приняли веру в конце I тысячелетия. Сами же греки крестились почти тысячу лет троеперстием. Так делали и мы вначале, а потом приняли ошибочный взгляд на образ складывания перстов при крестном знамении, что и было отменено Патриархом Никоном.

Не мы греков, а они нас научили вере. И Святейший Патриарх Никон взял из их древних книг образ складывания перстов и восстановил правильную форму, которая была принята Церковью с самых апостольских времен.

Не может быть такого, что во всем мире самые древние Православные Церкви – Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская, Элладская и другие, которые приняли христианство в самые первые века и хранят его до сих пор неповрежденно, чтобы они ошибались, крестясь троеперстием, именно в той форме, как сейчас это делает Русская Православная Церковь. А российские старообрядцы, считающие себя носителями истинного Православия, забывают, от кого мы приняли веру и крестятся двумя перстами.

Смотреть надо на самую древнюю традицию, сохраняющуюся в течение двух тысячелетий, а не на ошибку, которая вкралась в тяжелые для России годы монголо-татарского ига. Надо посмотреть правде в глаза и креститься так, как крестятся православные во всем мире две тысячи лет.

Здравствуйте! Если возможно, мне бы хотелось более подробно узнать (может быть Вы посоветуете литературу на эту тему) о истории раскола Русской Церкви в результате реформ Патриарха Никона. Почему староверы крестятся двумя перстами? Если в церкви креститься двумя перстами, то будет ли это большим грехом? Меня очень интересует этот вопрос, т.к. мои прабабушка и прадедушка были очень набожными староверами, и я сейчас не знаю, как мне правильно поступать: придерживаться старой веры или можно совместить ее с настоящей. В храме спросить у священника я как-то стесняюсь. Помогите мне, пожалуйста, разобраться в этом вопросе.

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин):

Хорошие книги по этому вопросу:
C. Зеньковский «Русское старообрядчество», Н. П. Каптерев «Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович».

«Придерживаться старой веры», как это понимают старообрядцы значит фактически находиться в расколе с Вселенской Церковью, т. к. старообрядцы всех направлений, за исключением единоверов, едины в одном — в непризнании православности Вселенской Православной Церкви.

Вопрос об употреблении одного из видов крестного знамения, признанных Русской церковью равноспасительными, не является насущной проблемой для нашего спасения. Креститься двумя перстами не является грехом, но для некоторых людей может быть соблазном, т. к. в течение 3-х столетий это крестное знамение считалось «раскольничьим». На поместных соборах 1918 и 1971 гг.. Русская церковь признала равноспасительность старых обрядов, но конечно, те, кто не общается с Вселенской Церковью находятся в сомнительном положении. Как верные чада Православной Церкви мы можем посоветовать Вам ни в коем случае не разрывать общение с Русской Православной Церковью и постараться отнестись со смирением к некоторому неприятию старых обрядов среди некоторых ее чад.

Единоверческая церковь возникла как путь возвращения старообрядцев, находящихся в расколе, во Вселенскую Церковь. «Единоверие» значит, что вера одна, вера Вселенской Православной Церкви. Смотрите: /news/001127/01.htm Это такая же православная церковь, как и другие, там служат священники, рукоположенные нашими епископами, и поминается Святейший Патриарх Алексий.

Ведомо же будет нам знать, как подобает каждому християнину, лицо свое крестообразно и истово крестить. Надо ведать о том, какова есть сила Крестнаго Знамения, и сколь велико Божественное Таинство в сложении перст и чего ради нарицаемся Християне. Это ведение необходимо для того, чтобы не смеялись и не надругались над Християнами неверные. И посрамятся Крестным Знамением еретики в своих нечистых словах.

Воистину не презрел нас Господь своим милосердием, но помиловал и призрел нас с Высоты Святой Своей, и даровал нам новое имя, чтобы именоваться Христианами. Слово Господне истинно и праведно есть и праведно всегда, и не изменяется никогда, как сказано: «Небо и Земля мимо идет, словеса же Моя не мимо идут». Так и пророк Исаия говорил: «Работающим Мне прозовется имя ново». Прозваны мы именем новым – Християне, как рек тем же пророком Исаием Господь к новым работникам своим: «И придут и узрят Славу Мою и оставлю на них знамение». Как сказал Господь так и сотворил, оставив знамение Честный Крест. О нем же предвидел Духом Святым другой пророк: «Дал еси боящымся тебе Знамение, еже убежати лица лука». (Псалом 59).

О том же свидетельствуют святые наследницы апостольские, как боящимся Господа верным и правым христианам дается Крест, им же знаменают лица свои и тем избавляются «от лица лука», то есть от всякого навета и козней бесовских, которыми уязвляются сердца верных. Лукавые духи завидуют празднующим чисто и богоугодно живущим. О том же говорят святые отцы – когда приходит злой промысел и приводит тебя ко греху, перекрести лицо свое и призови распятого на кресте: «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя». И так удалится от тебя помысел лукавый и укрепишься в теплоте любви Христовой». И будет правым християнином единой соборной и апостольской церкви. Крестным Знамением верные узнают друг друга и перед неверными мучителями. Были времена когда мучеников христовых мучили злочестивые цари, возбраняя им веровать во Христа. Но когда не могли их различными муками отлучить от Христа, то отрезали им языки и потом вопрошали: «веруют и проповедуют ли они Христа». Мученики же не могли пред мучителями проповедовать словом, но полагали на лица своя Знамение Честнаго Креста, и так по слову апостольскому прославляли Бога в душах и в телесах своих, потом же и кончину мученическую прияша.

Апостолы Христовы, мученицы, преподобные отцы и все святые полагали Знамение Честнаго Креста на лица свои рукою своею, в том Знамении учат святые отцы великая тайна Святой и Неразделимой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа прославляется как и во Святом Крещении тремя погружениями тридневное Христово погребение и воскресение показывается. Как говорит апостол: «елицы во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся, и спогребохомся с Ним Крещением в смерть».

Как Христос восстал от мертвых Славой Отчей, так и мы во обновление жизни ходить начнем. Крещению подобно и Знамение Честнаго Креста. Это таинство учит нас познавать тайну. Если сложить три перста вместе – великий и малый и третий, что возле малого, тем самым исповедуется тайна Божественных Трех Ипостасей, Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога в Трех Лицах. Два перста – вышний и средний великий вместе сложить и протянуть, тем самым показывается тайна Самого Господа нашего Исуса Христа, который есть совершенный Бог и Совершенный Человек. Средний великий перст слегка преклонить, чем исповедуется тайна, еже есть Сын Божий преклонил Небеса и сошел на Землю и был Человек нашего ради спасения.

Так сложив два перста кладем их на главу или на чело, чем исповедуем, что есть единая истинная и вечная наша глава Христос, глава Церкви, которая есть Тело Его. Затем полагаем персты на живот, чем исповедуется сошествие Его на землю и в Пречистой Утробе Богоматери бессеменное зачатие Его и девятимесячное обитание явственно возвещаем. Господь прошел утробу Богородицы как солнце стекло не повредив ключа Девы Рождеством Своим. Потом полагаем персты на правое плечо, чем исповедуем, что Христос сидит одесную Бога Отца, пока положатся враги Его подножие ног Его. На левое плечо полагаем персты, что знаменует второе пришествие Христово на Суд и воздаст Он грешникам муку вечную, а праведникам жизнь вечную.

И так крестив лицо свое знамением Честнаго Креста кланяемся Богу, молящася, дабы избавил нас от муки вечной и дал нам свое благословение. Блаженный Феодорит говорит нам как надо креститься рукой своей. Три перста равно имеем вместе. Великий палец, да два последних, чем исповедуется тайна по Образу Троическому – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Не три бога, но Един Бог в Троице, разделяясь именами, но имеющий Единое Божество. Отец ни рожден, а сын рожден от Отца, а не создан. Дух Святой не рожден, ни создан, но исходен. Три во Едином Божестве. Едина Сила, Едина Честь, Едино Поклонение от всей твари, от ангел и от человек.

Два перста средний и великий сложить вместе и протянуть. Великий же перст надо немного наклонить. Два эти перста образуют Естество Христово – Божество и Человечество. Бог по Божеству, а Человек по вочеловечению и совершен в обоих. Вышний же перст образует Божество, а нижний человечество, потому что Господь сошел с вышних, чтобы спасти нижние. Наклонение же перста толкуется таким образом, преклонил Господь Небеса, сошел на землю нашего ради спасения.

Только таким знамение надо креститься и благословлять, как установили Святые Отцы. Сила Знамения Честнаго Креста им же знаменуются верные, когда молятся есть в исповедании таинственного Спасова пребывания, от Бога и Отца прежде всей твари рождение и на землю Его сошествие и распятие и второе Его пришествие.

Прообраз Крестного Знамения известен со времен Ветхого Завета. Иаков Патриарх этим страшным знамением благословил своих внуков – Ефрема, Манасию сынов Иосифовых. Также и Моисей когда повелел сынам израилевым в Египте кровью агнца знаменовать на четыре стороны света двери домов их – нижние и верхние пороги и две продольные колоды, чтобы не вошло в дома их погубляющее первенцев египетских. И это явственно прообразует Крест. Знамением Креста Моисей разделил воды Чермного моря и стал сухим путь посредине моря. Когда израильтяне прошли море, Моисей тем же жезлом заставил море сомкнуться и потопить фараона мучителя.

Когда же была битва израильтян с амаликом в Рафидине, то Моисей поднялся на гору и распростер руки свои крестообразно. И все то время как Моисей держал руки крестообразно, израильтяне гнали амаликово войско. Но когда опускал руки, то амалитяне одолевали израильтян. Поэтому Аарон и Иор держали руки Моисею, один с одной стороны, а другой с другой. И победили израильтяне амаликово войско.

Тем же образом совершилось видение Иезекииля пророка, который видел мужа одетого в ризы священнические. Ему же сказал Господь: «Иди среди Иерусалима и дай знамения на лица мужеска, иже болезнуют, и воздыхают о беззакониях бывающих посреди их. И поби их всех на них же знамение несть».

Знамением Креста покажет крепость милосердия Своего. И разумейте, что ветхозаветное знамение есть прообраз нынешнему Кресту. О том же блаженный Феодорит ясно толкует. Блаженные же Иезекииль пророк видел мужа или ангела посланного от Бога, чтобы обошел все место и положил на челе знамения уязвленных от беззаконий людей. То знамение есть сень и подобие нашему знамению. Истинное Знамение мы от Бога и от любви его прияли Крест.

Василий Великий говорил, что христовы мученицы как хоруговью вооруженные, оградились Крестом и погубили Дьявола и разрушили мучителей и упразднили еллинское многобожие.

Поэтому верные христиане во всех делах своих начиная какое-либо дело, ложась и вставая знаменают лицо свое Честным Крестом не стыдясь неверных и прельщенных людей. Крест есть обличение их власти. Василий Великий называл знамение венцом Царя нашего Христа, который мы носим на главе своей.

Во времена Мелетия, патриарха антиохийского случилось страшное, преславное и удивительное чудо. Во время Вселенского собора, осудившего арианскую ересь встал благословенный муж Мелетий патриарх показал народу три перста и не было знамения, потом же два соединил, один пригнул и благословил люди и изошло от сложения двух перст знамение, появился огонь в виде молнии. И сказал Мелитий патриарх: «Три Ипостаси разумеем, о едином же Существе беседуем» и таким образом посрамились еретики от двуперстного Крестного Знамения. И были все верные исполненные страха и трепета.

О двуперстном знамении, которое полагаем на лица свои пишет Максим Грек в своей книги. Ведомо же будет верным, что положение перст на чело исповедуется от Бога Отца рождение Бога Сына, как наше слово от ума происходит. Положение перст на пупе есть снитие его на землю и в Пречистой Утробе Богоматери, произошло безсеменное зачатие Спасителя и девятимесячное вселение явственно возвещаем. Положение перстов на правое плечо означает отнесение нас к праведникам, стоящих справа от Судьи. А отнесение руки на левое плечо означает отделяет верных от нечестивых и грешных, особенно от нечестивых иудеев.

Всяких верный христианин без боязни, но со страхом Божиим и с правой верой и чистой совестью, полагает Крестное Знамение на лицо свое, как указывают Божественные Писания.

В святоотеческих книгах написано, если кто не двуперстно лицо свое знаменует, не истово крестит гордости ради или лености и машет туда сюда, то тому маханию бесы радуются.

Классический кроссворд Теленеделя №23, 2007
По горизонтали:
1. Приходит с годами. 4. Стекло, преувеличивающее действительность. 8. Каратистский костюмчик. 9. Прибыльная жизнь кинофильма. 11. Баба на метле. 14. Бычок в урне. 16. Деталь, объединяющая рояль с велосипедом. 17. В него не рекомендуется плевать. 18. Капающий источник, нуждающийся в прокладке. 20. Европейская столица, где ходят с латами. 21. Родитель, который так никого и не родил. 22. Чистый ноль, способный принести немалые деньги. 23. ИЗЮМительная выпечка. 26. Подлый и назойливый союз насекомых. 29. Остаток яблока, «отдавшего себя людям». 31. Средство передвижения в высших сферах. 32. Работница, которой буренка сдает продукцию. 33. Бобы, косящие под мясо. 35. Местность ,где даже грязи лечебные. 36. Процесс, уравновешивающий институтский набор. 37. Полуостров, жалующийся на свои размеры. 38. Птица, отвечающая за демографический вопрос.
По вертикали:
2. Его нет в своем отечестве. 3. Античный город, купившийся на дареного коня. 4. Конечность , на которую дают взятку. 5. Человек, которому море по уши. 6. Телосложение, добываемое женщиной в неустанной борьбе с аппетитом. 7. На нем выясняют отношения дзюдоисты. 10. «Плоть» экспонатов в музее мадам Тюссо. 12. Мужицкий приказчик креститься. 13. Отсутствие света, служащее для описания очень больших количеств. 15. Антипод божьей свечки. 16. Неуклюжий бегун (песенн.) 19. Длинное достоинство Буратино. 20. Сосуд, из которого вино пьют до дна. 23. Он есть и у самолета, и у валюты. 24. Колючий абориген тропической Америки. 25. Потенциальный продукт переработки футбольных судей. 27. Период рыбьей икрометной любви. 28. «Посол» к родне невесты. 29. Борьба за вес скотины. 30. «Стрелочник», помогающий найти верную дорогу. 33. Предмет, на который ковбои кладут ноги. 34. Место встреч конспираторов.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ — христианский литургический жест.

Изо­бра­же­ние ве­рую­щи­ми кре­ста ру­кой или каким-либо свя­щен­ным пред­ме­том во вре­мя бо­го­слу­же­ния или лич­ной мо­лит­вы.

Сви­де­тель­ст­ва о со­вер­ше­нии Крестного знамения встре­ча­ют­ся в па­мят­ни­ках хри­сти­ан­ской литературы на­чи­ная с II-III веков. В древ­но­сти бла­го­сло­ве­ние с по­мо­щью Крестного знамения бы­ло частью чи­на ка­те­хи­за­ции (ог­ла­ше­ния), на За­па­де оно на­зы­ва­лось «пер­вым зна­ме­но­ва­ни­ем» или «зна­ме­ни­ем (пе­ча­тью) кре­ста». По­сле та­ко­го бла­го­сло­ве­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лем ог­ла­шае­мый по­лу­чал воз­мож­ность со­вер­шать Крестное знамение сам. Пер­во­на­чаль­но Крестное знамение со­вер­ша­лось (ино­гда 3 раза под­ряд) од­ним паль­цем пра­вой ру­ки на лбу, а так­же на гру­ди, ус­тах, гла­зах, ру­ках, пле­чах. По­сле осу­ж­де­ния мо­но­фи­зит­ст­ва на IV Все­лен­ском со­бо­ре (451) у пра­во­слав­ных по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние дву­пер­стие — Крестное знамение, со­вер­шае­мое с по­мо­щью со­еди­нён­ных вме­сте ука­за­тель­но­го и сред­не­го паль­цев, ко­то­рые сим­во­ли­зи­ру­ют две при­ро­ды Ии­су­са Хри­ста — Бо­же­ст­вен­ную и че­ло­ве­че­скую. Со вре­ме­нем в дву­пер­ст­ной фор­ме сло­жен­ные вме­сте боль­шой, бе­зы­мян­ный паль­цы и ми­зи­нец ста­ли вос­при­ни­мать­ся как сим­вол Трои­цы. Бла­го­слов­ляю­щая ру­ка (Ии­су­са Хри­ста, епи­ско­пов, свя­тых) с вы­тя­ну­ты­ми ука­за­тель­ным и сред­ним паль­ца­ми (по­ло­же­ние ос­таль­ных паль­цев мог­ло варь­и­ро­вать­ся) встре­ча­ет­ся в древ­ней ико­но­гра­фии, как в вос­точ­ной, так и в за­пад­ной. В ран­них ли­тур­гических па­мят­ни­ках фор­ма Крестного знамения при бла­го­сло­ве­нии не кон­кре­ти­зи­ро­ва­лась. Крестное знамение, со­вер­шае­мое сло­жен­ны­ми вме­сте тре­мя паль­ца­ми — боль­шим, ука­за­тель­ным и сред­ним — и при­жа­ты­ми к ла­до­ни бе­зы­мян­ным и ми­зин­цем (трое­пер­стие), сим­во­ли­зи­ро­ва­ло Трои­цу (при­жа­тые к ла­до­ни бе­зы­мян­ный и ми­зи­нец пер­во­на­чаль­но не не­сли сим­во­лической на­груз­ки).

С те­че­ни­ем вре­ме­ни фор­мы Крестного знамения ста­ли уни­фи­ци­ро­вать­ся в рам­ках ме­ст­ных цер­ков­ных тра­ди­ций. Не­из­мен­ной ос­та­лась по­сле­до­ва­тель­ность жес­тов: сна­ча­ла — вер­ти­каль­ный (свер­ху вниз), за­тем — го­ри­зон­таль­ный.

Русь в пе­ри­од при­ня­тия хри­сти­ан­ст­ва за­им­ст­во­ва­ла дву­пер­стие из Ви­зан­тии. По-ви­ди­мо­му, в XII-XIII веках в Ви­зан­тии об­ще­при­ня­той фор­мой Крестного знамения ста­ло трое­пер­стие. На Ру­си про­дол­жа­ли при­дер­жи­вать­ся преж­не­го обы­чая до 1650-х годов, ко­гда в хо­де ре­форм пат­ри­ар­ха Ни­ко­на дву­пер­ст­ное Крестное знамение бы­ло за­ме­не­но на трое­пер­ст­ное. Во­прос о фор­ме Крестного знамения стал од­ним из клю­че­вых в по­ле­ми­ке ста­ро­об­ряд­цев (смотри Старообрядчество) с гос­под­ствую­щей Цер­ко­вью. Под влия­ни­ем этих спо­ров со­еди­не­ние бе­зы­мян­но­го паль­ца и ми­зин­ца при трое­пер­стии при­вер­жен­ца­ми но­во­го об­ря­да ста­ло тол­ко­вать­ся как сим­вол Бо­го­че­ло­ве­че­ст­ва Ии­су­са Хри­ста.

На пра­во­слав­ном Вос­то­ке осе­не­ние се­бя Крестным знамением со­вер­ша­ет­ся по­оче­рёд­ным при­кос­но­ве­ни­ем ко лбу, гру­ди, пра­во­му и ле­во­му пле­чам (го­ри­зон­таль­ное дви­же­ние — спра­ва на­ле­во; та­ким же об­ра­зом кре­стят­ся и не­сто­риа­не).

Пра­во­слав­ные епи­ско­пы и свя­щен­ни­ки для бла­го­сло­ве­ния Крестным знамением ис­поль­зу­ют т. н. име­но­слов­ное пер­стос­ло­же­ние, по­явив­шее­ся, ве­ро­ят­но, не позд­нее XVI века как про­из­вод­ное от дву­пер­стия и изо­бра­жаю­щее тет­ра­грам­му ICXC (Ии­сус Хри­стос) — вы­тя­ну­тый ука­за­тель­ный па­лец, по­лу­со­гну­тый сред­ний, пе­ре­кре­щён­ные боль­шой и бе­зы­мян­ный, по­лу­со­гну­тый ми­зи­нец (при­чём епи­скоп бла­го­слов­ля­ет од­но­вре­мен­но дву­мя ру­ка­ми, а пре­сви­тер — толь­ко од­ной). Диа­ко­ны, мо­на­хи и ми­ря­не мо­гут бла­го­слов­лять (вне бо­го­слу­же­ния), сло­жив ру­ку так же, как для осе­не­ния са­мих се­бя. Во вре­мя бо­го­слу­же­ния диа­кон осе­ня­ет се­бя Крестным знамением с по­мо­щью ора­ря (час­ти бо­го­слу­жеб­но­го об­ла­че­ния), а так­же кре­сто­об­раз­но со­вер­ша­ет ка­ж­де­ние. В оп­ре­де­лён­ные мо­мен­ты служ­бы свя­щен­ник со­вер­ша­ет Крестное знамение с по­мо­щью ка­ди­ла, кре­ста, Еван­ге­лия, ев­ха­ри­стической ча­ши, а епи­скоп кре­сто­об­раз­но бла­го­слов­ля­ет на­род ди­ки­ри­ем (дву­свеч­ни­ком) и три­ки­ри­ем (трёх­свеч­ни­ком).

На За­па­де в сред­ние ве­ка со­су­ще­ст­во­ва­ли раз­ные спо­со­бы со­вер­ше­ния Крестного знамения (в т. ч. тре­мя паль­ца­ми и спра­ва на­ле­во), но по­сле Три­дент­ско­го со­бо­ра бы­ла ус­та­нов­ле­на еди­ная фор­ма Крестного знамения: сле­ва на­пра­во (так же кре­стят­ся и в мо­но­фи­зит­ских церк­вах). В современной ка­то­лической прак­ти­ке осе­не­ние се­бя Крестным знамением мо­жет со­вер­шать­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми: боль­шим паль­цем (т. н. ма­лое Крестное знамение — чер­тит­ся знак кре­ста по­оче­рёд­но на лбу, ус­тах и гру­ди; это са­мая древ­няя фор­ма), со­еди­нён­ны­ми боль­шим и бе­зы­мян­ным с вы­тя­ну­ты­ми вме­сте ука­за­тель­ным и сред­ним паль­ца­ми, со­еди­нён­ны­ми боль­шим и ука­за­тель­ным паль­ца­ми, от­кры­той ки­стью ру­ки с вы­тя­ну­ты­ми паль­ца­ми (ру­ка ка­са­ет­ся по­оче­рёд­но лба, гру­ди, ле­во­го пле­ча, пра­во­го пле­ча).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *