Крестовые походы все

Общая картина крестоносного движения дана в статье Крестовые походы — кратко

Восьмой Крестовый поход проходил в 1270 – 1272 годах. Продолжительное пребывание Людовика IX после Седьмого Крестового похода в Палестине и меры французского короля к упрочению христианского владычества на Востоке не могли восстановить и поддержать христианские колонии, и последние, после отъезда Людовика во Францию, стали быстро клониться к окончательному упадку. До 1260 г. положение Палестины было еще относительно не опасно, благодаря постоянным раздорам между сарацинами. Но в 1260 г. египетским султаном стал мужественный вождь мамелюков Бейбарс, решивший покончить с палестинскими христианами. Несколько раз вторгаясь в Палестину, Бейбарс жестоко опустошил её и овладел всеми важнейшими городами христиан, оставив в их руках лишь Триполи и Акру. Мольбы восточных христиан к своим западным единоверцам о помощи оставались без результатов. Увлечение Крестовыми походами исчезло. Кроме того, народы Западной Европы были слишком заняты своими внутренними делами и политическими смутами, чтоб обращать внимание на отдаленные палестинские княжества. Только в одной Франции просьбы восточных христиан встречали более сочувственный отклик и то, главным образом, благодаря лично королю Людовику IX Святому, близко принимавшему к сердцу все дела религии. Некоторое влияние оказывало здесь и желание французов смыть позор, тяготевший на родном оружии со времени неудачи Седьмого Крестового похода.

После секретных переговоров с папой Климентом IV, Людовик объявил о своем решении предпринять Восьмой Крестовый поход; но большинство аристократии и рыцарей, помня тягости и ужасы предшествующего похода, отказались принимать крест. Однако Людовик сумел склонить их следовать за собою, хотя никто не переставал смотреть на предприятие короля, как на величайшее несчастие. Значительные затруднения встретил Людовик также и при сборе необходимых для похода денег: духовенство, больше думавшее о своих выгодах, чем о делах христианства, согласилось уплатить десятину со своих доходов лишь после приказа папы исполнить это под угрозою отлучения от церкви. Вместе с благословением Людовика, папа приказал проповедовать Восьмой Крестовый поход и в других государствах Европы, но проповеди эти успеха не имели, и крест приняли лишь сравнительно немногие в Англии, Шотландии и Португалии. Крестоносцы последней, впрочем, не приняли участия в общем походе. Не дождавшись Людовика, они отправились в Палестину морем; большинство их кораблей было рассеяно бурей, и лишь немногие прибыли в Святую Землю.

Конная статуя Людовика Святого у базилики Сакре-Кёр (Париж)

Источник фото

Между тем Людовик продолжал приготовления. Так как решено было снова, как и в Седьмом Крестовом походе отправиться морем, то со значительными затруднениями были наняты корабли у Генуи. 4 июля армия Людовика (до 60 тысяч хорошо вооруженных крестоносцев) отплыла в Восьмой Крестовый поход из Марселя. При армии, кроме короля, находились три его сына и английский наследный принц. Определенного плана составлено не было, и только когда крестоносцы прибыли на Сардинию, был возбужден вопрос, куда направить удар. Большинство советовало немедленно двинуться против сильнейшего врага христиан, египетского султана Бейбарса, желая вместе с тем смыть позор франц. оружия на том же театре, где оно потерпело неудачу. Но другие, и во главе их брат Людовика IX, король Сицилии Карл Анжу, также принявший крест, настаивали на предварительном захвате Туниса. Они говорили, что это обеспечит сообщения крестоносцев с Европою, хотя главнейшей причиной, склонявшей к этому маршруту, было желание короля Сицилии воспользоваться армией Восьмого крестового похода для разгрома врага, вредившего торговле Неаполя и Сицилии на Средиземном море.

К сожалению, Людовик склонился на сторону последнего мнения, что объясняется его желанием распространить на африканском берегу христианство, желанием, которое доказывает, с одной стороны, рвение короля к христианской вере, а с другой – непонимание им основных правил ведения войны. В Восьмом Крестовом походе Людовик повторил свои же ошибки похода Седьмого: он отплыл в Африку, не дождавшись армии короля Сицилии, и рисковал быть разбитым по частям. По прибытии 20 июля к Тунису, король не воспользовался отсутствием противника для немедленной высадки, а выполнил ее на другой день, когда сарацины, хотя и не в значительных силах, собрались для отражения врага. Наконец, высадившись, Людовик не двинулся вперед для достижения цели похода, но, укрепившись, остался в бездействии, ожидая короля Сицилии. Такое беспричинное бездействие, оказавшее столь пагубное влияние на исход Седьмого Крестового похода, стало и причиной неудачи Восьмого, так как, во-первых, дало владетелю Туниса время и возможность собрать многочислен, войско и окружить армию крестоносцев, а, во-вторых, послужило причиной голода и болезней среди не привыкших к африканскому климату европейцев.

Вскоре в рядах крестоносцев начала свирепствовать чума, вырывавшая ежедневно массу жертв, в числе которых оказался и Людовик IX. В день смерти последнего к африканскому берегу прибыл король Сицилии со своей армией и принял начальство над осиротевшими крестоносцами. Ряд одержанных ими мелких успехов над сарацинами побудил последних начать мирные переговоры, к которым склонялось и большинство участников Восьмого крестового похода, лишившихся своего главного руководителя, бывшего душой похода. 31 октября было заключено 10-летнее перемирие на условиях, выгодных для христиан (отпуск пленных, значительная контрибуция и прочее) и особенно для короля Сицилии, достигшего своей цели – ослабления врага на Средиземном море.

Смерть Людовика Святого в Тунисе во время Восьмого Крестового похода. Художник Жан Фуке, ок. 1455-1465

После этого крестоносцы вернулись на остров Сицилию. Потеряв инициатора Восьмого Крестового похода, они уже более не думали о движении в Палестину. Только наследный принц английский (будущий король Эдуард I), с 300 рыцарями и 500 фризскими крестоносцами, отправился в Святую Землю. Здесь, соединившись с тамплиерами и иоаннитами (всего около 7 тысяч) и добившись нескольких частных успехов над сарацинами, принц вскоре заключил с Бейбарсом мирный договор, состоявшийся исключительно потому, что египетскому султану необходимо было собрать силы для борьбы с монголами.

Закончившийся таким образом Восьмой Крестовый поход был последним значительным предприятием Запада для освобождения Святой Земли. С точки зрения военного искусства, поход этот представляет лишь отрицательные результаты.

сводная хронология главных событий крестовых походов дана в статье Крестовые походы — таблица читайте также статьи Эпоха Крестовых походов (из гимназического учебника крупнейшего русского историка Н. Кареева), Первый крестовый поход, Второй крестовый поход, Третий крестовый поход – кратко Четвёртый крестовый поход, Четвёртый крестовый поход – кратко, Пятый Крестовый поход, Шестой Крестовый поход, Седьмой Крестовый поход, Восьмой Крестовый поход, Крестовые походы — общая характеристика, Духовно-рыцарские ордена — кратко. Любителей средневековой военной истории могут заинтересовать материалы Столетняя война — история и Жанна д’Арк — биография

Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

Причины крестовых походов (кратко)

Причины крестовых походов лежали в западноевропейских политических и экономических условиях того времени: борьба феодализма с возрастающей властью королей выдвинула с одной стороны ищущих независимых владений феодалов, о другой – стремление королей избавить страну от этого беспокойного элемента; горожане видели в движении в далекие страны возможность расширения рынка, а также приобретения льгот от своих ленных сеньоров, крестьяне спешили участием в крестовых походах освободиться от крепостной зависимости; папы и вообще духовенство нашли в руководящей роли, которую им предстояло играть в религиозном движении, возможность осуществления своих властолюбивых замыслов. Наконец, во Франции, разоренной 48-ю голодными годами в короткий промежуток времени с 970 по 1040 годы, сопровождаемыми моровой язвой, к вышеуказанным причинам присоединилась надежда населения найти в Палестине, этой стране, еще по ветхозаветным преданиям текущей млеком и медом, лучшие экономические условия.

Крестовые походы. Карта

Другой причиной крестовых походов была перемена положения на Востоке. Уже со времен Константина Великого, воздвигшего у Святого Гроба великолепную церковь, на Западе вошло в обычай путешествовать в Палестину, к святым местам, и халифы покровительствовали этим путешествиям, доставлявшим стране деньги и товары, позволив пилигримам построить церкви и больницу. Но когда Палестина к концу X столетия подпала под власть радикальной династии Фатимидов, начались жестокие притеснения христианских пилигримов, еще более усилившиеся после завоевания Сирии и Палестины сельджуками в 1076 году. Тревожные известия о поругании святых мест и о дурном обращении с богомольцами, вызвали в Западной Европе мысль о военном походе в Азию для освобождения Святого Гроба, вскоре приведенную в осуществление благодаря энергической деятельности папы Урбана II, созвавшего духовные соборы а Пьяченце и Клермоне (1095), на которых вопрос о походе против неверных был решен утвердительно, и тысячеголосый возглас народа, присутствовавшего на Клермонском соборе: «Deus lo volt» («Такова воля Божия») сделался лозунгом крестоносцев. Настроение в пользу движения было подготовлено во Франции красноречивыми рассказами о бедствиях христиан в Святой Земле одного из пилигримов Петра Пустынника, присутствовавшего также и на Клермонском соборе и воодушевившего собравшихся яркой картиной виденного на Востоке угнетения христиан.

Первый крестовый поход (кратко)

Подробнее — см. в отдельных статьях Первый крестовый поход и Захват Иерусалима крестоносцами (1099)

Выступление в Первый крестовый поход было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.

Подробнее о Первом Крестовом походе. Иллюстрированная аудиокнига

Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским, герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.

Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим, бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого наголову при Аскалоне.

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099. Миниатюра XIV или XV вв.

По окончании Первого крестового похода Готфрид Бульонский был провозглашен первым иерусалимским королем, но отказался от этого звания, называя себя лишь «защитником Гроба Господня»; в следующем году он умер, и ему наследовал брат его Балдуин I (1100–1118), завоевавший Акку, Берит (Бейрут) и Сидон. Балдуину I наследовал Балдуин II (1118–31), а последнему Фульк (1131–43), при котором королевство достигло наибольшего расширения своих пределов. (См. статью Основание крестоносных государств.)

Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.

Второй крестовый поход (кратко)

Подробнее — см. в отдельных статьях Второй крестовый поход – кратко, Бернард Клервоский – краткая биография

В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедник Бернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полным неуспехом

Подробнее о Втором Крестовом походе. Иллюстрированная аудиокнига

Третий крестовый поход (кратко)

Подробнее — см. в отдельной статье Третий крестовый поход – кратко

Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином). В этом походе участвовали три европейских государя: император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце. Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.

Подробнее о Третьем Крестовом походе. Иллюстрированная аудиокнига

Четвертый крестовый поход (кратко)

Подробнее — см. в отдельных статьях Четвёртый крестовый поход, Четвертый крестовый поход – кратко и Взятие Константинополя крестоносцами

Четвертый крестовый поход (1202–1204) имел первоначально целью Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь, после чего предводитель Четвертого крестового похода, граф Балдуин Фландрский, был избран императором новой Латинской империи, просуществовавшей, однако, только 57 лет (1204–1261).

Подробнее о Четвёртом Крестовом походе. Иллюстрированная аудиокнига

Пятый крестовый поход (кратко)

Подробнее — см. в отдельной статье Пятый Крестовый поход

Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ.

Подробнее о Пятом Крестовом походе. Иллюстрированная аудиокнига

Шестой крестовый поход (кратко)

Подробнее — см. в отдельной статье Шестой Крестовый поход

Шестой крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен. За долгие отсрочки начала похода папа отлучил Фридриха от церкви (1227). На следующий год император всё же отправился на Восток. Пользуясь раздорами тамошних мусульманских владетелей, Фридрих завёл с египетским султаном аль-Камилем переговоры о мирном возвращении христианам Иерусалима. Чтобы поддержать свои требования угрозой, император и палестинские рыцари осадили и взяли Яффу. Угрожаемый ещё и султаном дамасксксим, аль-Камиль подписал с Фридрихом десятилетнее перемирие, вернув христианам Иерусалим и почти все земли, некогда отнятые у них Саладином. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался в Святой Земле иерусалимской короной.

Император Фридрих II и султан аль-Камиль. Миниатюра XIV века

Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело через несколько лет к возобновлению борьбы за Иерусалим и к окончательной его потере христианами в 1244 г. Иерусалим отняло у крестоносцев тюркское племя хорезмийцев, вытесненное из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу.

Седьмой крестовый поход (кратко)

Подробнее — см. в отдельной статье Седьмой Крестовый поход

Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского, давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В августе 1248 французские крестоносцы отплыли на Восток и провели зиму на Кипре. Весной 1249 армия Людовика Святого высадилась в дельте Нила. Вследствие нерешительности египетского полководца Фахреддина она почти без труда взяла Дамиетту. Задержавшись там на несколько месяцев в ожидании подкреплений, крестоносцы в конце года двинулись на Каир. Но у города Мансуры путь им преградила сарацинская армия. После тяжких усилий участники Седьмого Крестового похода смогли переправиться через рукав Нила и даже на время ворваться в Мансуру, но мусульмане, воспользовавшись разделением христианских отрядов нанесли им большой урон.

Крестоносцам следовало отступать к Дамиетте, однако вследствие ложных понятий о рыцарской чести они не поспешили сделать это. Вскоре их окружили крупные сарацинские силы. Потеряв множество солдат от болезней и голода участники Седьмого Крестового похода (почти 20 тысяч человек) были вынуждены сдаться в плен. Ещё 30 тысяч их товарищей погибло. Христианские пленники (в том числе и сам король) были освобождены лишь за огромный выкуп. Дамиетту пришлось вернуть египтянам. Уплыв из Египта в Палестину, Людовик Святой ещё около 4 лет провёл в Акке, где занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.

Крестовый поход Людовика Святого

Восьмой крестовый поход (кратко)

Подробнее — см. в отдельной статье Восьмой Крестовый поход

Вследствие полной безрезультатности Седьмого крестового похода и постоянных нападений на христиан Палестины нового египетского (мамлюкского) султана Бейбарса тот же король Франции Людовик IX Святой предпринял в 1270 году Восьмой (и последний) крестовый поход. Крестоносцы поначалу вновь думали высадиться в Египте, но брат Людовика, король Неаполя и Сицилии Карл Анжуйский, склонил их плыть в Тунис, который был важным торговым конкурентом Южной Италии. Выйдя на берег в Тунисе, французские участники Восьмого Крестового похода стали ждать прибытия войска Карла. В их тесном лагере началась чума, от которой умер сам Людовик Святой. Мор причинил армии крестоносцев такие потери, что приехавший вскоре после смерти брата Карл Анжу предпочёл прекратить поход на условиях выплаты правителем Туниса контрибуции и освобождения им христианских пленников.

Смерть Людовика Святого в Тунисе во время Восьмого Крестового похода. Художник Жан Фуке, ок. 1455-1465

Конец Крестовых походов

В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые походы, стоившие христианам стольких потерь и не достигшие первоначально намеченной цели.

Итоги и последствия крестовых походов (кратко)

Но они не остались без глубокого влияния на весь склад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств. Итогами Крестовых походов было увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян. Крестовые походы содействовали успехам торговли, открыв ей новые пути на Восток; благоприятствовали развитию географических знаний; расширив сферу умственных и нравственных интересов, они обогатили поэзию новыми сюжетами. Ещё одним важным итогом Крестовых походов было выдвижение на историческую сцену светского рыцарского сословия, составившего облагораживающий элемент средневековой жизни; следствием их было также возникновение духовно-рыцарских орденов (Иоаннитов, Тамплиеров и Тевтонов), игравших немаловажную роль в истории. (Подробнее — см. в отдельных статьях Последствия крестовых походов и Крестовые походы — общая характеристика.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *