Крестьянин в беде Крылов читать

К Крестьянину на двор

Залез осенней ночью вор;

Забрался в клеть и на просторе,

Обшаря стены все, и пол, и потолок,

Покрал бессовестно что мог:

И то сказать, какая совесть в воре!

Ну так что наш мужик, бедняк,

Богатым лег, а с голью встал такою,

Хоть по миру поди с сумою;

Не дай Бог никому проснуться худо так!

Крестьянин тужит и горюет,

Родню сзывает и друзей,

Соседей всех и кумовей.

«Нельзя ли, — говорит, — помочь беде моей?»

Тут всякий с мужиком толкует,

И умный свой дает совет.

Кум Карпыч говорит: «Эх, свет!

Не надобно было тебе по миру славить,

Что столько ты богат».

Сват Климыч говорит: «Вперед, мой милый сват,

Старайся клеть к избе гораздо ближе ставить».

«Эх, братцы, это всё не так, —

Сосед толкует Фока, —

Не то беда, что клеть далека,

Да надо на дворе лихих держать собак;

Возьми-ка у меня щенка любого

От Жучки: я бы рад соседа дорогого

От сердца наделить,

Чем их топить».

И словом, от родни и от друзей любезных

Советов тысячу надавано полезных,

Кто сколько мог,

А делом ни один бедняжке не помог.

На свете таково ж: коль в нужду попадешься!

Отведай сунуться к друзьям,

Начнут советовать и вкось тебе, и впрямь:

А чуть о помощи на деле заикнешься,

То лучший друг

И нем и глух.

ВСЕ БАСНИ КРЫЛОВА

Крестьянин в беде (На пепелище). 1872

    • предыдущая
    • следующая
    • Название Крестьянин в беде (На пепелище)
    • Год создания 1872
    • Материал Мрамор
    • Собрание Государственная Третьяковская галерея
  • Все работы автора Всего: 7

Описание

Принипиально отличается от предшествующих работ своим глубоким содержанием лучшая композиция М.А. Чижова Чижов Матвей Афанасьевич Русский скульптор. Бессменный член совета Академии Художеств. Чижов — автор многих композиций на сюжеты из крестьянской жизни, близких по тематике к картинам передвижников; принимал он участие и в создании ряда памятников…., известная под названием «Крестьянин в беде», или «Погорелец», задуманная в 1870 году и отлитая в 1872 году в бронзе (Гос. Русский музей). В 1873 году она была переведена в мрамор (Гос. библиотека имени В. И. Ленина) и уже в начале работы над этой группой Чижов Чижов Матвей Афанасьевич Русский скульптор. Бессменный член совета Академии Художеств. Чижов — автор многих композиций на сюжеты из крестьянской жизни, близких по тематике к картинам передвижников; принимал он участие и в создании ряда памятников…. получил одобрение М.М.Антокольского Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских…. В своем письме В. В. Стасову в октябре 1871 года Антокольский Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских… писал из Рима: «Я обрадую Вас — в русских мастерских все работают на русские сюжеты… Если Чижов Чижов Матвей Афанасьевич Русский скульптор. Бессменный член совета Академии Художеств. Чижов — автор многих композиций на сюжеты из крестьянской жизни, близких по тематике к картинам передвижников; принимал он участие и в создании ряда памятников…. окончит так, как у него начато, — выйдет хороший сюрприз для нового искусства», — описывал он далее свое впечатление от скульптуры «Крестьянин в беде».

Такую же оценку давал и И.Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…, находившийся в это время в Риме. 8 октября 1873 года он писал Крамскому Крамской Иван Николаевич Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят…: «Крестьянин в беде» Чижова Чижов Матвей Афанасьевич Русский скульптор. Бессменный член совета Академии Художеств. Чижов — автор многих композиций на сюжеты из крестьянской жизни, близких по тематике к картинам передвижников; принимал он участие и в создании ряда памятников…. — очень хорошая вещь».

И.Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… и Антокольский Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских… правильно оценили достоинства произведения Чижова Чижов Матвей Афанасьевич Русский скульптор. Бессменный член совета Академии Художеств. Чижов — автор многих композиций на сюжеты из крестьянской жизни, близких по тематике к картинам передвижников; принимал он участие и в создании ряда памятников….. Оно резко противостояло не только эклектически-салонной скульптуре, но и тем сторонам творчества самого Чижова, которые уводили его от основного русла развития национального искусства.

Композиция Чижова Чижов Матвей Афанасьевич Русский скульптор. Бессменный член совета Академии Художеств. Чижов — автор многих композиций на сюжеты из крестьянской жизни, близких по тематике к картинам передвижников; принимал он участие и в создании ряда памятников…. «Крестьянин в беде» созвучна картинам В.Г.Перова Перов Василий Григорьевич Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы…., посвященным крестьянской теме. Ее роднит с произведениями Перова Перов Василий Григорьевич Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы…. глубина передачи психологических переживаний, реализм исполнения. Только передовой художник, страстно желающий воплотить всю боль народа и передать сочувственное отношение к нему, мог создать столь сильный образ.

Глубокая правдивость произведения Чижова Чижов Матвей Афанасьевич Русский скульптор. Бессменный член совета Академии Художеств. Чижов — автор многих композиций на сюжеты из крестьянской жизни, близких по тематике к картинам передвижников; принимал он участие и в создании ряда памятников…. объясняется и тем, что крестьянская нужда была близка и понятна ему — сыну крестьянина.

…Словно постарев от горя, сидит крестьянин-погорелец на головнях пожарища, уронив голову на руку. Прильнувший к нему маленький сынишка робко старается вывести отца из горестного оцепенения.

Превосходно передал скульптор национальный тип красивого, опушенного бородкой лица русского крестьянина. Глубоко и верно раскрыл он состояние человека, поглощенного своим горем; отчаяние в его лице и глазах, в согбенной фигуре, в жесте правой руки, бессильно опущенной на колено. Он не обнимает сынишку, тот сам прижался к отцовским коленям. Взгляд мальчика устремлен к отцу. Он словно желает отвлечь отца от гнетущих мыслей. Скупые детали—черепок разбитого горшка, подкова, обломок колеса, лежащие возле ног крестьянина, дополняют картину разорения несложного крестьянского хозяйства.

Скульптура «Крестьянин в беде» глубоко реалистически показывает трагическое положение пореформенного крестьянства.

При всем сочувствии, которое вызывает погорелец, здесь нет места слезливой жалости; он показан Чижовым Чижов Матвей Афанасьевич Русский скульптор. Бессменный член совета Академии Художеств. Чижов — автор многих композиций на сюжеты из крестьянской жизни, близких по тематике к картинам передвижников; принимал он участие и в создании ряда памятников…. как человек сильный, полный внутреннего достоинства и ума. Скульптор создал образ положительного героя, родственный лучшим изображениям крестьян в картинах передвижников и в поэзии Некрасова.

Значительность и новизна содержания отличают произведения Чижова Чижов Матвей Афанасьевич Русский скульптор. Бессменный член совета Академии Художеств. Чижов — автор многих композиций на сюжеты из крестьянской жизни, близких по тематике к картинам передвижников; принимал он участие и в создании ряда памятников…. от трактовки «крестьянской» темы художниками академического направления с их слащаво-приукрашенными образами крестьян. Естественность композиции, прекрасная реалистическая лепка фигур и одежды, передающая конкретность живой натуры, ставят произведения Чижова в число выдающихся произведений скульптуры второй половины XIX века.

Возможно, что в создании образа погорельца сыграли роль и сохранившиеся с детства личные впечатления скульптора. В своей автобиографии он пишет о пожаре в деревне и сгоревшем хозяйстве его семьи. Это тяжелое событие сильно поразило воображение художника и не могло не отразиться на глубоко эмоциональном строе скульптурной группы.

Успех скульптуры был общепризнан. Дважды она была показана на Всемирных выставках. Академия присудила Чижову Чижов Матвей Афанасьевич Русский скульптор. Бессменный член совета Академии Художеств. Чижов — автор многих композиций на сюжеты из крестьянской жизни, близких по тематике к картинам передвижников; принимал он участие и в создании ряда памятников…. в 1874 году золотую медаль за эту работу.

Произведение скульптора воспроизводилось и описывалось многими журналами. В «Вестнике изящных искусств» о нем писали: «В ряду немногих художников, поставивших себе задачей разрабатывать в русской скульптуре реалистические и национальные темы, одно из первых мест должно-быть бесспорно отведено Чижову Чижов Матвей Афанасьевич Русский скульптор. Бессменный член совета Академии Художеств. Чижов — автор многих композиций на сюжеты из крестьянской жизни, близких по тематике к картинам передвижников; принимал он участие и в создании ряда памятников…., точно так же, как его группа должна быть названа одной из самых выдающихся из числа его работ. С редким искусством талантливый скульптор выразил в этих двух фигурах характерные народные типы, вложил в их позу и экспрессию правдивое непритворное горе и в то же время уберегся от тривиальности, не перешел за границу условий, необходимых во всяком истинно художественном изваянии. Скульптура «Крестьянин в беде» в высшей степени выразительна и живописна. Такою она представляется со всех точек зрения, и ее одноцветность не мешает ей производить впечатление, близкое к впечатлению живой действительности». Признание Чижова Чижов Матвей Афанасьевич Русский скульптор. Бессменный член совета Академии Художеств. Чижов — автор многих композиций на сюжеты из крестьянской жизни, близких по тематике к картинам передвижников; принимал он участие и в создании ряда памятников…. художниками-передвижниками нашло свое выражение в приглашении его участвовать на 2-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок 1873 года.

>> след. >>

Крылов Иван Андреевич. Басни. Книга третья
——————————————————————-
Ocr Longsoft http://ocr.krossw.ru, октябрь 2005
——————————————————————-
I. ОТКУПЩИК И САПОЖНИК
II. КРЕСТЬЯНИН В БЕДЕ
III. ХОЗЯИН И МЫШИ
IV. СЛОН И МОСЬКА
V. ВОЛК И ВОЛЧОНОК
VI. ОБЕЗЬЯНА
VII. МЕШОК
VIII. КОТ И ПОВАР
IX. ЛЕВ И КОМАР
X. ОГОРОДНИК И ФИЛОСОФ
XI. КРЕСТЬЯНИН И ЛИСИЦА
XII. ВОСПИТАНИЕ ЛЬВА
XIII. СТАРИК И ТРОЕ МОЛОДЫХ
XIV. ДЕРЕВО
XV. ГУСИ
XVI. СВИНЬЯ
XVII. МУХА И ДОРОЖНЫЕ
XVIII. ОРЕЛ И ПАУК
XIX. ЛАНЬ И ДЕРВИШ
XX. СОБАКА
XXI. ОРЕЛ И КРОТ
I. ОТКУПЩИК И САПОЖНИК
Богатый Откупщик в хоромах пышных жил,
Ел сладко, вкусно пил;
По всякий день давал пиры, банкеты,
Сокровищ у него нет сметы.
В дому сластей и вин, чего ни пожелай:
Всего с избытком, через край.
И, словом, кажется, в его хоромах рай.
Одним лишь Откупщик страдает,
Что он недосыпает.
Уж божьего ль боится он суда,
Иль просто трусит разориться:
Да только все ему не крепко как-то спится.
А сверх того, хоть иногда
Он вздремлет на заре, так новая беда:
Бог дал ему певца соседа.
С ним из окна в окно жил в хижине бедняк
Сапожник, но такой певун и весельчак,
Что с утренней зари и до обеда,
С обеда до ночи без умолку поет
И богачу заснуть никак он не дает.
Как быть и как с соседом сладить,
Чтоб от пеньЯ его отвадить?
Велеть молчать: так власти нет;
Просил: так просьба не берет.
Придумал, наконец, и за соседом шлет.
Пришел сосед.
«Приятель дорогой, здорово!» —
«Челом вам бьем за ласковое слово». —
«Ну, что, брат, каково делишки, Клим, идут?»
(В ком нужда, уж того мы знаем, как зовут.) —
«Делишки, барин? Да, не худо!» —
«Так от того-то ты так весел, так поешь?
Ты, стало, счастливо живешь?» —
«На бога грех роптать, и что ж за чудо?
Работою завален я всегда;
Хозяйка у меня добра и молода:
А с доброю женой, кто этого не знает,
Живется как-то веселей». —
«И деньги есть?» — «Ну нет, хоть лишних не бывает,
Зато нет лишних и затей». —
«Итак, мой друг, ты быть богаче не желаешь?» —
«Я этого не говорю;
Хоть бога и за то, что есть, благодарю;
Но сам ты, барин, знаешь,
Что человек, пока живет,
Все хочет более: таков уж здешний свет.
Я чай, ведь и тебе твоих сокровищ мало,
И мне бы быть богатей не мешало». —
«Ты дело говоришь, дружок:
Хоть при богатстве нам есть также неприятства,
Хоть говорят, что бедность не порок,
Но все уж коль терпеть, так лучше от богатства.
Возьми же: вот тебе рублевиков мешок:
Ты мне за правду полюбился.
Поди: дай бог, чтоб ты с моей руки разжился.
Смотри, лишь промотать сих денег не моги,
И к нужде их ты береги!
Пять сот рублей тут верным счетом.
Прощай!» Сапожник мой,
Схватя мешок, скорей домой
Не бЕгом — лётом;
Примчал гостинец под полой;
И той же ночи в подземелье
Зарыл мешок — и с ним свое веселье!
Не только песен нет, куда девался сон
(Узнал бессонницу и он!);
Все подозрительно, и все его тревожит:
Чуть ночью кошка заскребет,
Ему уж кажется, что вор к нему идет:
Похолодеет весь, и ухо он приложит.
Ну, словом, жизнь пошла — хоть кинуться в реку.
Сапожник бился, бился
И, наконец, за ум хватился:
Бежит с мешком к Откупщику
И говорит: «Спасибо на приятстве,
Вот твой мешок, возьми его назад:
Я до него не знал, как худо спят.
Живи ты при своем богатстве:
А мне, за песни и за сон,
Не надобен ни миллион».

>> след. >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *