Кришнаит, это кто?

«Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница,
как между порошком «Зуко» и соком живого плода».

1

Милосердие по-кришнаитски. Одно из воплощений Кришны. Рисунок из кришнаитского календаря (предоставлен Центром свщмч. Иринея Лионского) Начиная с 1971 г. в России активно действует неоязыческая секта «Международное общество сознания Кришны» (МОСК). МОСК было основано в 1966 г. в Нью-Йорке выходцем из Индии незадачливым коммивояжером Абхаем Чараном Де (более известным под почетным наименованием «его божественная милость Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада»). Он начал пропаганду своих теорий среди хиппи, наркоманов и деклассированных элементов, которые и составили первоначальное ядро, а затем и в значительной степени руководящий состав основанной им организации.

МОСК является типичной неорелигиозной псевдовосточной группировкой, по многим параметрам примыкающей к неоязыческому движению New Age («Новая Эра»). Все заявления МОСК о его принадлежности к традиционному индуизму, мягко говоря, преувеличены, так как традиционные индуистские группировки его не признают: членам МОСК даже не позволяется заходить во многие индуистские храмы (в том числе и в тот, где, по легенде, родился Кришна).

2

Несмотря на все заявления кришнаитов о своем «монотеизме», их движение бесспорно является языческим. Поклоняются они богу, которого они называют Кришной (На санскрите – «черный», «темный» или «темно-синий» – говорящее имя. В мифологии джайнов и буддистов Кришна – фигура отрицательная. У буддистов он – глава черных демонов, врагов Будды.), по их мнению, творцу и первопричине этого мира. «Он поддерживает эти вселенные и в должный срок уничтожает их, причем вся эта деятельность нисколько не влияет на Него» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 3, комментарий к тексту 36). «Он один творит, поддерживает и уничтожает материальный мир, и все это не оказывает на Него никакого влияния» ( «Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 10, текст 24). Некоторые другие боги являются его частичными и неполными аватарами – воплощениями. В частности, они утверждают, что Христос – Бог христиан, – позднейшее и частичное воплощение Кришны. Поэтому, по словам Прабхупады, люди, поклоняющиеся другим богам и игнорирующие сам первоисточник – Кришну, в лучшем случае глупцы, ослы и свиньи, а то и просто демоны.

Движение поклонения Кришне как единому богу начал в Индии в XVI в. проповедник и радикальный реформатор индуизма Чайтанья. Он объявил: освободиться от зла физического мира можно через общение с Кришной. Сам Чайтанья рассматривается кришнаитами как совместное воплощение их бога Кришны и его любимой любовницы Радхи. Кришна решил воплотиться в Радху, чтобы постичь всю силу ее преданности себе, и этим воплощением явился Чайтанья.

Основная цель преданных Кришне, как учит Чайтанья, – любить его, как любили Кришну его бесчисленные любовницы-пастушки. Исторически Кришна – это пастушеский бог, культ которого сложился в скотоводческих районах Индии в первые века христианской эры. По чертам своего характера он более всего напоминал греческого бога Гермеса – проказливого, игривого и жуликоватого пастуха. «Из мошенничеств Я – азартная игра, Я – блеск блестящего, Я – победа, Я – приключение, Я – сила сильного». КОММЕНТАРИЙ: Во вселенной существует множество мошенников разного типа. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну. Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти Его в коварстве» («Бхагавад-Гита», глава 10, текст 36, комментарий). «О Господь, никто не может понять Твои трансцендентные игры, которые… способны ввести в заблуждение кого угодно» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 8, текст 29).

Часто Кришну изображают в виде синекожего, пухлого, женоподобного юноши (правда, кришнаитам внушают, что красивее его никого нет: «Случайно увидев отражение своего прекрасного тела в драгоценных камнях на полу, Кришна воскликнул: «Мне никогда не доводилось видеть ничего прекраснее!» – «Нектар Преданности»), у него было бесчисленное множество пастушек, с которыми он предавался любовным утехам. И задача преданных – полюбить его точно так же. Тогда они выйдут из колеса сансары (вечных перевоплощений), войдут в небесные чертоги Кришны на планетах Ваикунитхи и будут предаваться с ним вечным любовным утехам в небесных лесах. Как написано в книге «Нектар преданности»: «Развивая в себе супружескую любовь к Кришне, преданный может попасть в Двараку, где станет одной из жен Господа».

Согласно «Бхагавад-Гите», Кришна любит веселье, шутки, шалости и развлечения. У него 16 108 жен, у каждой из которых есть дворец и по 10 детей и, соответственно, бесчисленное количество внуков. Не чужд Кришна и любовным похождениям с чужими женами. В «Бхагавад-Гите» рассказывается, как однажды Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и развлекался все это время с сотней женщин, причем их мужья ничего не заметили.

Впрочем, у Кришны есть и другие лики, более соответствующие его природе. Это, например, многорукий, окруженный кобрами беспощадный и кровожадный человеколев Нарасимха, грызущий окровавленные людские тела и навешивающий себе на тело человеческие внутренности. «…Своими ногтями надвое разорвал могучее тело безбожника Хиранйакашипу» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 3, текст 18).

Нарасимха – один из образов Кришны

Но и это еще не подлинное лицо Кришны. Вот что в «Бхагавад-Гите» говорится о его подлинном лице: «Я вижу в твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду без предела… Я вижу как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю вселенную своим собственным сиянием… Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами… Твои зияющие рты… Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем… Вижу, как Ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами… Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов… Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими» («Бхагавад-Гита как она есть», глава II, тексты 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30).

А вот слова Кришны о самом себе: «Я – Яма, Бог смерти… Я – всепожирающая смерть… Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей» («Бхагавад-Гита как она есть», глава 10, тексты 29, 34; глава 11, текст 32). И наконец главная характеристика: «…смерть – это Сама Верховная Личность Бога» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 13, комментарий к тексту 19). Как тут не вспомнить слова Спасителя о диаволе, который был человекоубийцей от начала.

3

По учению МОСК, спасение происходит за счет посвящения всей своей жизни Кришне, соблюдения ежедневного жесткого расписания и строгих диетарных предписаний (вегетарианство и отказ от ряда растительных продуктов), повторения не менее 1728 раз в день мантры, поклонения идолам и посвящения им всей принимаемой пищи и доведения себя во время богослужений до экстаза с эротическим подтекстом и беспамятства. Для того, чтобы способствовать «выхождению из тела», практикуются тимпаны, бубны, барабаны и совместные экстатические танцы под пение мантры. Цель всего этого – заставить человека перестать ощущать собственное тело, заставить его поверить, что он выходит в астрал и сливается в экстазе с Кришной. После этого он объявляется реализованной душой. Признаками экстатической любви к Кришне, в частности, называются следующие явления: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, бешеный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка и др. Прабхупада также описал последовательные ступени впадения человека в экстатическое состояние.

Все эти симптомы являются классическими признаками одержимости человека нечистыми духами (бесами). Понятно, как эти «явления» действуют на человеческий разум.

Бхактиведанта Свами Прабхупада – основатель Международного общества сознания Кришны

Прабхупада перечисляет 64 служения Кришне, главное из которых – это сохранять верность гуру, подчиняться которому следует беспрекословно, и служить ему нужно так, как будто он и есть сам Кришна. В МОСК роль гуру подчеркивается и возносится на необычайную высоту.

Вот что пишет по этому поводу один из главных лидеров современного кришнаизма Харикеша Свами (Российские кришнаиты пишут о нем так: «Мы хотим прославить нашего дорогого духовного учителя, необычайно великодушного посланника Господа Кришны, за его возвышенные качества и удивительные деяния» (Прабхупада-сумедхасам, выпуск первый, стр. 1)). «Наставления гуру в точности, на все сто процентов, соответствуют наставлениям Кришны… Предаться гуру и предаться Кришне – это одно и то же… Духовный учитель является воплощением энергии Кришны… Мы должны отдавать духовному учителю все, что у нас есть и быть при этом очень смиренными… Духовный учитель вынужден брать палку и бить этого тупоголового ученика… Духовный учитель связывает нас с Кришной, и если мы разрываем связь с духовным учителем, то теряем и связь с Кришной» («Прабхупада-сумедхасам», выпуск первый, с. 19, 35, 36, 40). «Прославлять преданных Господа – это все равно что прославлять Самого Господа. В каком-то смысле прославлять преданного даже важнее… Ученик должен хотеть только одного – удовлетворить духовного учителя», – вторят Харикеше его ученики (Там же, с. 1, 15).

Само существование гуруизма – то есть, по существу, божественной непререкаемой власти, исходящей от обыкновенного грешного человека, развращает душу как «учителя», так и его подчиненных и приводит их к страшным падениям. В случае с МОСК мы имеем дело именно с этим феноменом, когда вчерашние бомжи и неудачники, озлобленные на выпихнувший их на обочину мир, вдруг получили в свое распоряжение абсолютную, ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами тысяч людей.

История МОСК показала, что эта секта является чрезвычайно жесткой деструктивной организацией с тотальной системой подчинения, пользующейся методами подавления личности и контролирования сознания. На Западе секта снискала себе скандальную известность незаконной уголовной деятельностью, начиная от вымогательства и подлога – и до торговли наркотиками и оружием; весьма высокопоставленные кришнаиты обвинялись в убийствах. Некоторые лидеры МОСК были убиты, в том числе и в ходе внутрисектантских «разборок», другие были приговорены к различным срокам тюремного заключения. И конечно, по большому счету, за все эти преступления несет моральную ответственность основавший секту патологический гордец и честолюбец, возвысивший и сделавший неограниченными властителями абсолютно непригодных для этого людей.

4

Притчей во языцех в западных странах стали широко практикуемые кришнаитами «400 сравнительно честных способов отнятия денег у населения».

В нашей стране кришнаиты не слишком отличаются от своих западных единоверцев и руководителей: немного найдется россиян, которые ни разу не столкнулись с их навязчивой торговлей и агрессивным попрошайничеством на улицах наших городов (Любой посетитель Московского центра «Общества сознания Кришны» невооруженным глазом заметит признаки наличия у Общества громадных средств. Естественно возникает вопрос: откуда столь «бедная и немногочисленная» религиозная организация (как аттестуют себя сами кришнаиты) берет средства на строительство, на 24-часовое радиовещание, на дорогую оргтехнику, на широкую издательскую деятельность и т.д. Уж не связано ли это с настойчивым желанием кришнаитов присутствовать в так называемых горячих точках с их громадным, никем не учтенным товарооборотом (имеются в виду весьма специфические товары) и финансовыми потоками?). Все столь широко рекламируемые «благотворительные» акции «Общества сознания Кришны» (ОСК) сводятся в конечном счете к раздаче идоложертвенной пищи. Более того, по показаниям ряда свидетелей, кришнаиты обходят московские рынки и посвящают Кришне все выставленные там на продажу продукты. Вспомним, что именно этим занимался император Юлиан-Отступник, чтобы заставить христиан вкусить по неведению идоложертвенного и таким образом оскверниться.

Кришнаиты любят бахвалиться тем, что они успели «пострадать за веру» при советской власти. Однако история их появления в СССР полна загадок. Каким образом такой скандально известный иностранный религиозный деятель, как Свами Прабхупада смог не только получить визу в закрытый на все замки Советский Союз, но и, несмотря на свою экзотическую внешность, ходить по улицам, общаться с людьми, обратить нескольких человек – и все это вне контроля спецслужб? Каким образом через несколько лет после этого группа иностранных кришнаитов сумела получить приглашение на Московскую книжную ярмарку и целый стенд для выставки продукции своего издательства «Бхактиведанта Бук Траст»? И это в годы, когда провоз даже одной Библии через границу был чреват очень серьезными проблемами!

К сожалению, ответы на эти вопросы надолго закрыты в архивах КГБ.

Секта, обладающая громадными материальными ресурсами, предпринимает экстраординарные усилия (24-часовое радиовещание, громко рекламируемые «гуманитарные» миссии, активная кампания в СМИ и т.д.) для улучшения своего имиджа в массовом сознании. А это призвано способствовать повсеместному распространению сектантского учения в нашей стране («Нас в России не менее 30 тысяч, – пишет президент «Центра обществ сознания Кришны в России» Вайдьянанда (Вадим Тунеев). – В одной Москве у нас тысячи приверженцев благодаря нашей активной проповеднической деятельности на радио» (Hare Krishna World. Vol. 6, № 3).) и, в конечном итоге, установлению в ней «идеального ведического» режима с тотальным брахманическим контролем и казнями несогласных. ОСК активно сотрудничает с такими «правозащитными» организациями, как контролируемая адвентистами «Международная ассоциация религиозной свободы» (РПЦ вышла из нее два года назад), якунинский «Комитет защиты свободы совести», и занимается политическим лоббированием.

В последние годы руководство МОСК, в попытке создать совершенно новый образ своей секты, пошло на целый ряд сенсационных признаний, заявив, что в прошлом у них было много ошибок, но теперь, дескать, они уже исправились: теперь они уже более не культ, а легитимная религия, вносящая свой вклад в демократическое развитие современного плюралистического общества. Значит, и относиться к ним нужно соответственно. Кришнаиты постоянно взывают к общественной совести, ссылаясь на свободу религии и другие права человека и утверждая, что в России их преследуют за религиозные убеждения.

При этом МОСК поддерживает тесные контакты с другими известными деструктивными сектами, такими, как «Церковь объединения» Муна, «Сайентологическая церковь» Хаббарда, секта «Семья» и др., а также с неоязыческим движением в России. Например, российское ОСК является одним из учредителей так наз. «Всемирного русского собора», лидеры которого занимают откровенно антихристианские, антиправославные и антисемитские позиции, заявляя о том, что принятие Православия (в их терминологии – «жидо-масоно-христианства») извратило российский путь развития и что наша страна должна вернуться к «многотысячелетней ведической традиции» – то есть к откровенному язычеству.

Вместе с тем ОСК отдает себе отчет в том, что контакты лишь с маргинальными группировками недостаточны. Секта стремится к «официальному признанию» в качестве легитимной исторической всемирной религии, традиционной в том числе и для России. Но для подлинного укоренения в России (и ОСК прекрасно отдает себе в этом отчет) секте необходимо заручиться признанием Русской Православной Церкви. Именно поэтому в последнее время российское ОСК предпринимает чрезвычайные усилия для того, чтобы заставить РПЦ признать его в качестве равноправного партнера для межрелигиозного диалога и вступить с ним в официальные отношения. Необходимым условием для этого ОСК видит изменение определения Архиерейского Собора РПЦ (декабрь, 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором говорится, что люди, принадлежащие к подобным организациям (к которым отнесено и ОСК), сами отлучили себя от Церкви Христовой.

В своих многочисленных письмах в различные церковные структуры ОСК требует отменить определения Архиерейского Собора РПЦ и признать кришнаизм в качестве древней религии, с которой РПЦ вступила бы в официальный диалог. ОСК использует все средства, чтобы завязать переговоры с различными церковными структурами, в том числе и синодальными учреждениями, надеясь таким образом завоевать себе сторонников, которые представляли бы его интересы в РПЦ и стали бы его «агентами влияния». Нужно сказать, что все эти попытки были совершенно бесплодными. ОСК не было принято ни в одной из официальных структур РПЦ, ни один из ее официальных представителей не вступал с ним в диалог. Думается, нет нужды говорить, что диалог с «Обществом сознания Кришны» сыграл бы на руку не только ОСК, но и всем антиправославным, антихристианским и деструктивным движениям в нашей стране.

Около пяти тысяч лет тому назад Кришна низошел из Своего трансцендентного царства на землю, чтобы явить здесь Свои бесконечно привлекательные духовные игры, которые и описаны в этой книге. Истории, приведенные здесь перенесут читателя из мира обыденности в мир Абсолютной Истины и Красоты, где в окружении Своих друзей и подруг вечно наслаждается их трансцендентной любовью Шри Кришна, Верховная Личность Бога.
Явление Кришны — это ответ на все умозрительные попытки представить себе Верховную Личность Бога. Люди представляют себе облик Верховного Господа в соответствии с теми гунами природы, под влиянием которых они находятся. В «Брахма-самхите» Господь назван древнейшим. Поэтому некоторые верующие считают, что Бог должен быть очень старым и представляют Его в образе глубокого старца. Но это опровергается в той же «Брахма-самхите»: хотя Бог самый старый из всех живущих, в Своем изначальном облике Он юноша.

Точные слова, приведенные в этой связи в «Шримад-Бхагаватам», — виджнанам аджнана-бхидапамарджанам. Виджнанам — это трансцендентное знание о Верховной Личности Бога. Виджнанам также означает знание, подкрепленное опытом. Трансцендентное знание должно быть получено нисходящим путем, по цепи духовных учителей, так, как Брахма представляет знание о Кришне в «Брахма-самхите». «Брахма-самхита» — это виджнанам, знание, опирающееся на трансцендентный опыт Брахмы. Обладая этим знанием, Брахма описывает облик и игры Кришны в Его духовной обители. Знание это способно разбить в прах все невежественные домыслы (аджнана-бхидапамарджанам). Люди создают образ Бога в своем воображении. Одни думают, что у Бога вовсе нет тела, а другие наделяют Его вымышленным обликом. Но описание Кришны в «Брахма-самхите» научно и основано на знании, проверенном опытом (виджнанам). В этом не может быть никаких сомнений. Это знание дано Брахмой и принято Господом Чайтаньей. Облик Кришны, Его флейта, цвет Его тела — все это реально. Полубоги говорят, что виджнанам неизменно опровергает все виды знания, полученного путем логических умозаключений. «Поэтому, если бы Ты не явился в Своем изначальном облике, в облике Кришны, — заключают они, — нельзя было бы отличить виджнанам от аджнана-бхида (невежественных философских измышлений).
Аджнана-бхидапамарджанам: с Твоим появлением домыслы невежд будут разбиты и восторжествует истинное знание, опирающееся на опыт великих преданных, подобных Господу Брахме. Обыкновенные люди воображают каждый своего Бога, в зависимости от того, под влиянием каких гун они находятся. Поэтому Бога представляют по-разному, но Твое появление, о Господь, покажет, каков Твой истинный облик».

На улицах многих городов России можно видеть необычные процессии: молодые люди, за­вернутые в желтые балахоны, идут и в экстазе скандируют: «Харе Кришна!» Появляются они и на телевидении, есть у них и радиопрограмма «Кришналока». Есть в Москве два храма. И наше общество уже вроде привыкло к ним как к части город­ского пейзажа. Да, на первый взгляд, ничего плохого они не делают. Ну, «Кришна (в смысле крыша) у них поехала». Так мало ли людей кину­лись сегодня в те или иные религиоз­ные секты! И чем они хуже каких-нибудь рокеров-металлистов? Да и проповедь у них мирная: поют себе свою мантру и мяса не едят. Но так ли все просто и безобидно? Хочу рас­сказать об одной встрече с бывшим кришнаитом, которая произошла два месяца назад. Имени своего собесед­ника по его просьбе я называть не буду. В начале лета довелось мне со­вершить дневным поездом путешест­вие из Петербурга в Москву. Купе было чисто мужским: моими попут­чиками оказались двое молодых лю­дей лет двадцати и навеселе, а также мужчина за тридцать с ранней седи­ной в волосах. Молодые люди лишь только поезд тронулся, достали поча­тую бутылку «Смирновки» и предло­жили нам выпить за отбытие и зна­комство. Мы отказались. Ребята вско­ре ушли в буфет, оставив на столике свежий помер «МК». Мой попутчик молчал, и я от нечего делать стал просматривать газету. Внимание при­влекла заметка Марка Дейча о кришнаитах, где автор в свойственной ему развязной манере перебрасывал иде­ологический мостик от «Сознания Кришны» к Гитлеру и — к «русскому фашизму». О кришнаитах я знал по­наслышке, тем не менее выводы Дей­ча показались мне притянутыми за уши. Я вслух высказал сомнение о правомерности дейчевой аналогии:
— Те, кто говорят о так называ­емом «русском фашизме», забывают, что фашизм породила Западная Ев­ропа, а сокрушила Россия. И если се­годня на российскую землю наступает фашизм, то уж никак не русский. В России он возможен лишь как укло­нение от национально-самобытного пути развития русской цивилизации, как результат привития к организму России западного социально-политического вируса — буржуазности. Но ведь его пытаются привить России те, кто громче всех кричит о «русском фашизме». И эти демагогические крики как нельзя лучше объясняет посло­вица: на воре шапка горит.
Мой попутчик в ответ на мои рассуждения как-то горько улыбнулся и, внимательно посмотрев на меня, спросил:
— А среди ваших знакомых есть кришнаиты?
Я ответил, что нет, а о самом движении знаю только по газетным публикациям.
— Тогда вам трудно судить о харак­тере этой секты. Чтобы судить об этом, надо видеть, что делает секта с человеком. Но я с вами согласен в том, что «русский фашизм» здесь притянут за уши. Такой уж у Дейча социальный заказ, и он не пропустит случая, чтобы не выставить жупел «русского фашизма». Но вот что лю­бопытно: хотя многие из рядовых членов секты кришнаитов — русские, но из пяти известных мне «гуру», к слову сказать, трое евреи.
— А что это за страшный «русский фашист» Владимир Данилов, о кото­ром пишет Дейч?
— Основатель партии «ведического социализма». Насколько мне извест­но, психически неуравновешенный человек.
— А сколько человек в его партии?
— Полтора человека или чуть больше. Он немного помолчал, а затем, представившись, спросил меня:
— А кто вы по роду занятий?
— Педагог и журналист. Пишу ино­гда и публикуюсь по проблемам обра­зования и воспитания.
— Тогда вам было бы интересно и полезно узнать, как выглядит секта кришнаитов, что называется, «изнутри». Вам ведь известно, что тотали­тарные секты с целью привлечения молодежи проникают в учебные заве­дения, в том числе и в средние шко­лы?
— Да. Я знаю об этом.
— Но ведь надо же и знать, как они улавливают души людей. Так вот, я один из бывших кришнаитов, кому удалось вырваться из лап секты. А это случается редко, очень редко. Как правило, человек, попавший в нее, бывает не способен вернутся к нормальной жизни. Если вы пове­даете читателю о том, что со мной произошло, то сделаете большое доб­рое дело…
— А почему бы вам самому об этом не написать?
— Боюсь
— Чего? Мести?
— И ее тоже. А вам это ничем не грозит: пересказали исповедь случай­ного попутчика… Вы же не можете отвечать за чужие слова. Да и вряд ли получится: по натуре я ленив, и мне трудно выражать свои мысли на бу­маге. Рассказать — это другое дело, а писать…
И дальше была исповедь, лишь из­редка прерываемая моими вопросами или репликами. Воспроизвожу ее главные моменты так, как они сохра­нились в моей памяти.
— Мне повезло. Мне очень повезло. Я коснулся этой секты только краем, был кришнаитом всего два месяца. И по случаю, узнал, как я думаю, одну из главных тайн этого движения. Это мне помогло и выжить, и сохранить свою душу. Какая тайна? А такая. Вы что думаете, это Кришна помог дви­жению за тридцать лет существова­ния вне Индии захватить десять мил­лионов душ? Построить по всему ми­ру храмы, стать одним из богатейших и быстрорастущих движений нашего времени?
Посмотрите на историю движения «Сознание Кришны». В 1965 году се­мидесятилетний старик Свами Праб-хупада на грузовом судне прибыл в Нью-Йорк без денег, без связей, с одним чемоданом в руках. А через 10 лет он умер, уже имея миллионы последователей и десятки храмов чуть ли не во всех странах мира (один, кстати, в центре Нью-Йорка) и выпустив миллионными тиражами свои комментарии к ведическим кни­гам Индии. Как это могло получить­ся? Вначале я думал, что разгадка тут в силе самого учения. Я и сейчас убежден, что ведическая вера в древ­ности была всемирной, в том числе и славянской. Но любую веру можно извратить, превратить в идеологичес­кую отраву, выродить в зловредную секту. А движение «Сознание Криш­ны» является именно таковой. К это­му выводу я пришел, исходя из лич­ного опыта. И считаю своим долгом поделиться им, чтобы люди, не знаю­щие, в чем тут суть, были предупреж­дены. Жизнь моя сложилась так, что я оказался беженцем и только сейчас понемногу выбираюсь от нищеты. Одно время бомжевал на чердаках и вокзалах и потому, просто с голоду­хи, больше года назад примкнул к по­лубродячему кришнаитскому брат­ству. Дело было на юге России. И случилось так, что в нашем отделе­нии заболел повар. А надо сказать, в повара, приготовляющие кришнаитский «просад», (пищу бога) не берут первого встречного: над «просадом» трудятся только самые «глубокие посвященные», много лет живущие в секте. Я по бывшей профессии по­вар, поэтому, меня допустиди нa нес­колько дней на кухню — и это нару­шение правила было их крупной ошибкой. Я узнал то, о чем, мне ка­жется, среди кришнаитов не знает ни­кто, кроме «гуру».
Кришнаитский «просад» после при­готовления обычно выносится в отдельную комнату (в храме — алтарь) и предлагается Кришне. Как это про­исходит, не видит никто, кроме «гу­ру». Так вот, я заметил, что после этого действа пища приобретает осо­бый вкус. Я никак не мог понять, почему после предложения Кришне «просад» начинает пахнуть корицей. Вначале я думал, что это пустяки: наверное, «просад» там просто посы­пают этой безобидной специей. И только недоумевал, зачем это дела­ют в таких больших количествах? Ведь это же портит вкус. Но потом случилось так, что, решив немного отъесться, я тайно съел пять порций, только что «предложенных Кришне», чем, кстати, тоже нарушил одно кришнаитское правило. Таким образом, я принял пятикратную дозу «корицы Кришны» (так буду называть этот препарат, который подмешивают в «просад»). И после этого мне стало худо. Я почувствовал себя отравлен­ным, хотя прекрасно знал, что этого не могло произойти от той пищи, ко­торую я сам же и готовил. Сознание мое затуманилось, давление подско­чило (а я и без того гипертоник), весь мир для меня стал рассыпаться и как будто пропитался запахом корицы. Недели две я отлеживался и едва не умер. Глянув в зеркало, я увидел, что под глазами образовались черные мешки (вены работали на выбрасыва­ние этого вещества из организма), а кожа приобрела типичный кришнаитский желтый цвет: печень тоже бо­ролась с «корицей Кришны». Некото­рое время после этого я обходил «штаб-квартиру» секты стороной. Од­нако чувство голода снова привело меня к кришнаитам. На сей раз я был более осторожен: то, что до этого предлагалось Кришне, я какое-то вре­мя в рот не брал. Потом решил проверить свое подозрение второй раз — тот же результат! Теперь я понял, почему у всех кришнаитов, кроме «гу­ру», темные мешки под глазами и желтый цвет кожи, прыщи. Почему многие из них чешутся. Мне стало все ясно. Понял я и то, почему ос­нователем движения был Свами Прабхупада, который много лет прорабо­тал химиком-фармацевтом до того, как стал «гуру». Думаю, что он прос­то-напросто научился синтезировать этот препарат, причем в большом ко­личестве и дешево в отличие от тра­диционного аналога — какой-то ин­дийской травки, и потом использовал его в своих целях. Возможно, он ис­ходил из благих, по его мнению, побуждений, но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. С другой стороны, известно о связи Прабхупады с ЦРУ. Так вот, в этом препарате, а отнюдь не в ведической философии, и состоит, на мой взгляд, главная тайна движения.
— Каково же действие этого препарата?
— В малых дозах он почти незаме­тен, и нужно дней десять-двадцать, чтобы организм был захвачен «кори­цей Кришны», а потом стал ее требо­вать. Человек, принимающий этот препарат, слабеет и тупеет, плохо пе­реносит жару, у него падает иммуни­тет и чисто физически (можно, на­пример, простудиться от малейшего ветерка), и психически (уровень вну­шаемости многократно возрастает). По своему действию это относитель­но слабый наркотик, он не столь быс­тро разрушает организм, как кокаин или морфий. Мне повезло, что я при­нял его сразу и много. Поэтому ор­ганизм отторг зелье, и я не смог при­выкнуть. Повезло мне и в том, что я не подвергся в это время массиро­ванному психическому воздействию. Другим повезло меньше. Обычно человек, попадающий в секту, под влиянием «просада» и специального психотехнического воздействия (мантры, ритмической музыки и танцев, проповедей «гуру» и т.д.) быстро теряет себя как личность и становится аб­солютно управляемым. Для него ни­чего не остается, кроме Кришны и желания везде и всегда его прослав­лять. Правда, действие препарата не на всех одинаково. Кое-кто все же сохраняет часть своей личности. Не буду скрывать и того, что на некото­рых людей, по моему мнению, препа­рат действует благотворно. Именно на тех, чья личность (пока она была) вмещала в себя много активного зла. Например, я видел бывших преступников, воров, наркоманов и прочее отребье, которые после вхождения в «Сознание Кришны» стали безопас­ны для общества. Немало видел я и тех, кто до вхождения в секту имел психические отклонения разной степени тяжести, так что много они от своей новой деятельности не поте­ряли, как, впрочем, и не приобрели.
— Но было бы, наверное, совершенно наивным видеть в движении «Созна­ние Кришны» этакий психоделический отстойник, который очищает общес­тво от преступников?
— Разумеется. Я видел множество попавших в кришнаитские сети лю­дей, которые прежде были нормаль­ными членами общества. Видел отца, который бросил двоих детей и жену, оставив их без средств к существова­нию. Видел детей, которые бросили своих родителей. И таких, к сожале­нию, в секте очень много. Главное же состоит в полном подчинении созна­ния и воли кришнаитов руководителям секты. Людей лишают собствен­ной личности, а затем попросту про­граммируют. Причем запрограммиро­ван кришнаит может быть на любой поступок, в том числе на убийство и даже самоубийство.
— Но ради каких целей все это дела­ется?
— Об этом мне трудно судить. Я могу лишь догадываться. Но я убежден в том, что секта кришна­итов занимает вполне определенную и очень важную нишу в той войне, которая ведется сегодня против Рос­сии и ее народа.
Ну а для тех, кто будет продолжать травить людей «просадом», нужно применять закон. Таких людей в движении немного, и их легко узнать по двум признакам — у них ненормальный цвет кожи, и нет темных мешков под глазами. Правда, в последнее время после целого ряда громких скандалов и уголовных дел за рубежом, связанных с сектой, многие «гуру» опасаются применять «корицу Кришны». Но это временно — пока не успокоится общественное мнение. Ведь без этого препарата (или ему подобного) им будет трудно достигать своих целей.
Мне хотелось еще о многом pаспросить своего собеседника, но в купе вернулись наши юные попутчики. А в Твери ему нужно было выходить. Я вышел проводить его. Своих координат он мне не оставил, объяснив это тем, что больше не хочет ни прямо, ни опосредованно иметь отношение к тому, что так так иначе связано с кришнаитами.
— Я рассказал вам все, что знаю или о чем могу догадываться, — ска­зал он на прощание.
А я остаток пути до Москвы был вынужден наблюдать за действием на сознание и волю двух молодых людей другого препарата — обыкновенной водки.
Владимир ГОРЯЧЕВ // Русь Державная — №10 (65) 1999.


Повторение мантры Харе Кришна

Несмотря на то что слова «Харе Кришна» уже вошли в наш обиход, практически мало кто знает, что они означают. Что это — многократно повторяющееся заклинание, которое должно загипнотизировать тех, кто его произносит, форма ухода от жизни или подлинная медитация, действительно способная расширить и углубить наше видение действительности? В этом кратком эссе, записанном Шрилой Прабхупадой в конце 1966 года на его первой долгоиграющей пластинке, раскрывается внутренний смысл мантры Харе Кришна.

Трансцендентная вибрация, возникающая в результате повторения Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — это возвышенный метод возрождения нашего трансцендентного сознания. Как живые вечные души, мы все — изначально сознающие Кришну существа, но сейчас наше сознание осквернено материальной атмосферой, поскольку с незапамятных времен мы соприкасаемся с материей. Материальная атмосфера, в которой мы сейчас живем, называется майей, то есть иллюзией. Слово майя означает «то, чего нет». Что же это за иллюзия? Она заключается в том, что все мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя на самом деле находимся в тисках ее суровых законов. Когда слуга пытается изображать из себя всемогущего господина, говорят, что он находится в иллюзии. Мы пытаемся эксплуатировать ресурсы материальной природы, но на деле все больше и больше запутываемся в ее сетях. Поэтому, несмотря на то что мы ведем тяжелую борьбу с природой, стремясь покорить ее, мы попадаем во все большую зависимость от нее. Эта иллюзорная борьба с материальной природой сразу же прекратится, как только мы возродим в себе вечное сознание Кришны.

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе — трансцендентный метод возрождения этого изначального, чистого сознания. Произнося этот трансцендентный звук, мы можем очистить свое сердце от любых страхов. В основе всех этих страхов лежит ложное сознание: «Я — господин всего, что вижу».

Сознание Кришны не является чем-то искусственно навязанным уму. Это сознание — изначальная, естественная энергия живого существа. Когда мы слушаем трансцендентный звук мантры Харе Кришна, это сознание возрождается. Этот простейший метод медитации рекомендован для нынешнего века. Можно убедиться на практике, что повторение этой маха-мантры, то есть Великой Песни Освобождения, позволяет сразу же ощутить трансцендентный экстаз, приходящий непосредственно из духовной сферы. Придерживаясь материальных представлений о жизни, мы заняты удовлетворением чувств, как будто находимся на более низкой, животной стадии. Тот, кто немного поднимается над уровнем чувственных наслаждений, чтобы вырваться из материальных оков, занимается эмпирическим философствованием. Достаточно разумный человек превосходит уровень эмпирического философствования и пытается обнаружить высшую причину всех причин — внутри и вовне всего сущего. И когда он действительно достигает уровня духовного понимания, поднявшись над сферами чувств, ума и интеллекта, то находится на трансцендентном уровне. Повторение мантры Харе Кришна происходит на духовном уровне, поэтому эта звуковая вибрация выходит за рамки всех низших уровней сознания: чувственного, умственного и интеллектуального. Поэтому для повторения маха-мантры не нужно понимать, что она означает, а также прибегать к помощи эмпирического философствования или прилагать какие-либо интеллектуальные усилия. Это приходит само собой, непосредственно с духовного уровня, поэтому каждый может принять участие в пении и повторении мантры, и для этого не требуется обладать никакими особыми качествами. Предполагается, конечно, что на более высокой ступени человек, обладая духовным знанием, не должен совершать оскорблений.

На начальных стадиях человек может не ощущать всех проявлений трансцендентного экстаза, которых насчитывается восемь: 1) потеря дара речи; 2) испарина; 3) волосы на теле встают дыбом; 4) дрожание голоса; 5) озноб; 6) побледнение кожи; 7) плач в экстазе; 8) транс. Однако нет сомнения, что, если человек повторяет мантру в течение некоторого времени, он сразу же поднимается на духовный уровень, и первый признак этого — желание танцевать во время пения мантры. Мы наблюдали это на практике. Даже ребенок может принять участие в этом пении и танце. Разумеется, тому, кто слишком запутался в материальной жизни, потребуется чуть больше времени, чтобы достичь этой нормы, но даже такой погрязший в материальном человек очень быстро поднимется на духовный уровень. Когда мантру поет с любовью чистый преданный Господа, она оказывает сильнейшее воздействие на слушателей, поэтому, чтобы достичь немедленного эффекта, мы должны слушать пение и повторение мантры из уст чистого преданного Господа. Насколько это возможно, необходимо избегать слушать, как поют и повторяют мантру непреданные. Молоко, которого коснулись губы змеи, становится ядовитым.

Слово Хара — это форма обращения к энергии Господа, а Кришна и Рама — формы обращения к Самому Господу. И Кришна, и Рама, оба имени означают «высшее наслаждение», а Хара — это высшая энергия наслаждения Господа, в звательном падеже принимающая форму Харе. Высшая энергия наслаждения Господа помогает нам достичь Его.

Материальная энергия, называемая майей, также одна из многочисленных энергий Господа. И мы, живые существа, тоже энергия, пограничная энергия Господа. О живых существах говорится, что они выше материальной энергии. Когда высшая энергия соприкасается с низшей, возникает неестественная ситуация, но, когда высшая пограничная энергия соприкасается с высшей энергией, Харой, она утверждается в своем нормальном счастливом состоянии.

Эти три слова: Харе, Кришна и Рама — трансцендентные семена маха-мантры. Пение и повторение мантры — это духовный призыв к Господу и Его энергии защитить обусловленную душу. Оно подобно непритворному плачу ребенка по своей матери. Мать Хара помогает преданному обрести милость Господа-Отца, и Господь являет Себя преданному, искренне повторяющему эту мантру.

В наш век раздоров и лицемерия никакие другие средства духовного самоосознания не являются столь эффективными, как пение и повторение маха-мантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Следующая глава >>

Мантры, дающие силу

Мантры, дающие силу Как правило, мольба сопровождается повторением различных мантр, ряда слогов, подчас без определённого значения. Они часто звучат на санскрите, который считают первоначальным языком буддизма и тем самым особенно святым и эффективным. Эти мантры взяты

Благословение на накопление повторений мантры

Благословение на накопление повторений мантры После получения уполномачивающего посвящения на практику определенного медитативного образа Будды мы можем также получить благословение на накопление повторений мантры этого образа независимо от того, получили мы

МАНТРЫ, ДХАРАНИ

МАНТРЫ, ДХАРАНИ «Мистическим звукам» придавали большое значение еще на заре ведического периода. Начиная со времени «Яджурведы», важнейшая мантра, ОМ, приобрела универсальный престиж: ее отождествляли с Брахманом, Ведами, со всеми великими богами; Патанджали (I, 27)

Высшее понимание сокровенного смысла Гаятри-мантры согласно учению «Шримад-Бхагаватам»

Высшее понимание сокровенного смысла Гаятри-мантры согласно учению «Шримад-Бхагаватам» артхо‘йамбрахма-сутранам, бхаратартха-винирнайах гайатри-бхашйа-рупо ‘сау, ведартхах парибрмхитах («Гаруда-пурана») бхвадес тат савитур варенйа-вихитамкшетра-джна

ЧАСТЬ 2 Взрыв Харе Кришна 90-е годы

ЧАСТЬ 2 Взрыв Харе Кришна 90-е годы Развал экономики в стране. Девальвация. Теперь не только преданные «Харе Кришна» оказались без поддержки и заботы государства, но и обычные граждане потеряли ее. Ушла уверенность в завтрашнем дне, дошло до голода, люди в правительстве

Харе

Харе Форма обращения к энергии Господа.

Повторение заповедей

Повторение заповедей Но не только царь должен знать заповеди. Необходимость для израильтян постоянно помнить о них очень настойчиво выражена в стихах, следующих за «шема», исповеданием веры Израиля (6,4-9): Слушай, Израиль: Ягве, Бог наш, Ягве един есть. И люби Ягве, Бога

ХАРЕ КРИШНА В САН-ФРАНЦИСКО

1. ХАРЕ КРИШНА В САН-ФРАНЦИСКО На улице, примыкающей к парку Золотых ворот, в районе Хайт-Ашбюри (Сан-Франциско), стоял храм Самосознания Кришны… Над входом в храм двухфутовыми деревянными буквами было написано: «Харе Кришна». Громадные окна-витрины были затянуты

(5) МАНТРЫ ИЛИ ЗАКЛИНАНИЯ

(5) МАНТРЫ ИЛИ ЗАКЛИНАНИЯ В этих состояниях сознания нашего, когда в пространстве вокруг знак и вещь по плотности равны — слова и формулы заклятий приобретают огромную власть. В этом отрывке про мантры из книги «Бардо Тодол» Эванса Венца я хочу обратить внимание читателей

ПОВТОРЕНИЕ

ПОВТОРЕНИЕ Если вы утратите дух повторения, ваша практика станет довольно трудным делом.Мышление и практика индийцев, с которыми столкнулся Будда, были основаны на представлении о том, что человек – это сочетание духовного и физического элементов. Они считали, что

Глава 6 МАНТРЫ И ТАНТРЫ: буддизм Ваджраяны

Глава 6 МАНТРЫ И ТАНТРЫ: буддизм Ваджраяны Не двигайте губами, чтобы вкусить пищу, которую вам подали, не будьте привязаны к этим приношениям. Лишь благодаря движению губ, произносящих мантры, тело становится здоровым и утверждается во вкушении

Маха-мантра Харе Кришна

Маха-мантра Харе Кришна «Великая мантра», которая отвращает сознание от иллюзии:Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе ХареХаре Рама Харе Рама Рама Рама Харе ХареПовторение этой мантры — наиболее рекомендуемый способ духовного развития человека в век Кали, потому

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *