Mikhail Dobrovolskiy 2506 3 года назад почти культуролог АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ
Как уже было отмечено, существует более красивый термин: Новое религиозное движение (NRM). Кришнаиты, а точнее «Международное общество сознания Кришны» (International Society for Krishna Consciousness) — это чисто западная организация, организованная в 60-х годах прошлого века в Нью-Йорке Свами Прабхупадой.
Известный британский социолог Рой Уоллис разделил НРД на три группы: 1) Новые религии отвергающие мир (The World-rejecting new religion); 2) Признающими существующий общественный порядок (World-accommodating new religion); Приспособившиеся к миру (The World-affirming new religion). Уоллис относил кришнаитов к первой группе. Типическим представителем второй группы для него был пентакостализм, а движение «Трансцедентальной медитации» (то есть классические ньюэйджеры) он относил к третьей группе.
Безуловно, гаудия вайшнавизм послуживший религиозной основой организации сущестовал в Индии до этого уже лет 500, но там он все-таки вписан в систему традиционных религиозных верований. На Западе же это было совершенно новое учение с совершенно новой организацией.
Стоит обратить внимание на тот факт, что практически все сампрадаи (этот термин сразу не переведешь… направления? …пусть будут аналогом христианских деноминаций) индуизма отвергают иностранцев. То есть для того чтобы занимать хоть какое-то положение в индийской религиозной системе надо родиться индусом, желательно не в самой низшей касте. Выйти из этой системы для индуса возможно только через присоединение к другой религии, например стать мусульманином, христианином или буддистом (буддизм в Индии в последнее столетие стал крайне популярен именно у далитов). Религиозный же статус иностранцев, что бы они не делали, автоматически приравниваются к статусу неприкасаемых. Собственно вайшнавизм едва ли не единственная сампрадая позволяющая иностранцам занимать пристойное положение в религиозной иерархии.
Многие жители города помнят еще ходящих по квартирам с предложениями купить ведическую литературу вечно радостных людей.
И помнят момент, когда их не стало, как и храма на Николо-Галейской улице.
Вообще проблема свободы вероисповедания и восприятия иноверцев в нашем городе существует. Это признают как сами руководители местных неправославных приходов и храмов, так и граждане, исповедующие другие религии. Немного особняком стоят мусульмане — их достаточно много, чтобы каким-либо образом задеть их права. Тем не менее мечеть в нашем городе только одна и находится на частной земле.
Мы решили узнать, как идут дела у кришнаитов, которые подвергались критике со стороны РПЦ, лишились возможности аренды муниципального здания и практически свернули свою деятельность во Владимире. Проблемы начались сразу: никто из местных преданных (как они сами себя называют) не захотел разговаривать с прессой. Кто-то в последний момент отказывался, кто-то отправлял в Москву к специалисту по связям с общественностью. На наше предложение поговорить откликнулся человек, который часто приезжает сюда из Нижнего Новгорода. Он не член Общества сознания Кришны, которое в России представляет ИСККОН, а сам нашёл себе духовного учителя в Индии во время одной из паломнических поездок.
Корр: Многие считают вас и ваше движение сектой, почему так?
Юрий: Да, многие считают. Вообще люди с трудом воспринимают то, что отличается от их представлений о мире. Людям не хочется меняться, изучать что-то новое, искать свой духовный путь. Это характерно для нынешнего времени, Кали-юги. Проще считать врагами не таких как они. Современному человеку нужен враг, он не готов верить тому, кто приходит к нему с улыбкой и открытым сердцем. Он готов верить похожему на себя, даже если тот считает его рабом, стремится обмануть. Но мы, я имею в виду что все мы, поклоняющиеся Кришне, не только ученики Шрилы Прабхупады, не секта. Мы открыты для всех, кто приходит с открытым сердцем к нам и готов принять то, что мы проповедуем.
Корр: А откуда такое отторжение? Почему трудно пообщаться с преданными из Общества сознания Кришны в нашем городе?
Юрий: Ну на сколько я знаю, у вас во Владимире на преданных было давление, у них отобрали храм, ими интересовались «эшники», против них высказывались местные общественники и руководство РПЦ. Они просто не хотят к себе лишнего внимания, боятся сболтнуть что-нибудь не то.
Корр: А может быть слышали что с храмом и будет ли новый храм или центр ведической культуры?
Юрий: Вообще я политику не люблю. И всем этим событиям есть неполитическое объяснение. Все в этом мире происходит по воле Кришны. Если ведется проповедь, если преданные открыты миру и готовы дарить любовь и тепло, то господь Кришна даст им все необходимое. Будут и разрешения от администрации, будут ашрамы, будут мероприятия и гости. Если преданные заняты служением для себя, то господь сделает так, чтобы их не беспокоили. Храм во Владимире есть, он в одной из деревень. Те, кто хочет собираться там, знают про это место. Просто не афишируют его. Они хотели уединения и духовного поиска, им эту возможность дали.
Корр: А как вообще преданные относятся к политике и обществу? Кого поддерживают?
Юрий: Вообще мы вне политики. Это следует из принятого в Индии кастового деления. Мы — брамины. Политикой и войной занимаются кшатрии. Они из другой варны (касты — прим. редакции), ниже нашей. Но так или иначе политика в нашу жизнь приходит независимо от нашего желания. Правители забыли, что они сами обещали людям свободу совести и записали это в Конституции. Это не священная книга, но договор, который они заключили с людьми. Если можно будет что-то сделать, чтобы всем преданным стало легче в России, я это сделаю. Не знаю, как другие. А общество? Я не верю, что можно изменить общество в нынешнее время. Общество полностью соответствует его эпохе. Ложь, зависть, похоть — это нормально для Кали-юги. Есть те, кто ощутил в себе Параматму — Господа внутри себя. Эти люди очистились духовно, живут по тем предписаниям, которые получили с неба. Они приходят к нам, общаются, ищут свой путь и своего Учителя, который приведет их в Вакунтху или Голоку-Вриндавану (варианты рая — прим редакции). Их жизнь — уже сама по себе медитация.
Корр: А к цифровой эпохе как относитесь? К проповеди через интернет, к возможности быть услышанными тысячей людей разом?
Юрий: Вообще у меня с этим не очень просто. До тех пор, как я нашел в себе Господа, я много общался в соцсетях, на форумах. Учился на программиста. Сейчас я сильно ограничил общение в интернете. Это отнимает время и приносит в мою жизнь все то из мира, от чего я ушел. Был момент, когда я удалил свою страничку в контакте, перестал общаться с многими так называемыми «друзьями». Я начал искать себя, искать Бога. Сейчас интернет использую, чтобы найти интересующие меня книги, изредка переписываюсь с нужными мне людьми, ну и по работе. Общаюсь с духовным учителем по скайпу. Но к проповеди через сеть я не пришел еще. Соцсети затягивают в себя, предлагают интересоваться тем, чем интересуются все. Вместо того, чтобы прославлять имена Господа, я стану читать чем живут друзья, что происходит в мире. Пока считаю, что лучше ограничить. Придет время, я тоже буду проповедовать через соцсети.
Корр: А как вы нашли своего учителя?
Юрий: Вообще я лет 8 назад много увлекался мистикой и эзотерикой. Искал свой путь. Приходил в храм Кришны, который искконовский, в том числе. Потом я понял, что тут, в России, это все отголоски знаний о вечном. И я поехал в Индию. Деньги были, зарабатывал неплохо, скопить не составляло труда. Первое путешествие вообще перевернуло все, что я знаю о востоке и индийских верованиях. Тут реально отголоски. Там совсем другие люди и другой уклад жизни. Есть люди, живущие в беспросветной бедности, относящиеся к низшим кастам, но они увидели Бога и служат ему. У нас в России это все цивилизовано и формализовано. Но не искренне. Искреннюю веру я там увидел. Это когда у тебя ничего нет, а ты вручаешь свою жизнь высшим силам настолько, что даже не заботишься о завтра. О тебе позаботятся. К примеру у нас в семьях по 1-2 ребенка. В Индии есть семьи где по 10-12 детей, но они на несколько порядков беднее. И они находят еду, кров. Я немного знаю хинди, могу с трудом но объясниться без словаря. Меня привели к моему учителю, когда я посетил один из храмов. Я спросил, где можно увидеть настоящего гуру, тогда незнакомый мне человек просто взял и отвел меня за руку. Я реально боялся, что мне не хватит знания языка, чтобы объяснить все, что чувствую, задать все вопросы. Но они сами собой отпали. Учитель взял четки, прочел на них круг «Харе Кришна» и дал их мне. Мне подсказали, что надо сделать то же самое. Я повторил за ним. Вообще преданное служение — это слушание и повторение. В этом суть. Вот так вот вместе прочесть маха-мантру — это гораздо больше, чем вести многочасовые споры.
Корр: Многие преданные берут себе имена на санскрите, а у вас обычное русское имя. С чем это связано?
Юрий: Имя дается во время посвящения. Учитель выбирает ученику имя в виде слуги Кришны или одного из известных преданных. Кришна-дас, Нрисимха-дас. Слуга Кришны, Слуга Нрисимхи. У меня пока нет такого посвящения. Вообще в России и в ИСККОН люди получают посвящение, даже не осознав, что это навсегда. Назад нет дороги. Тут многие преданные принимают на себя такую ношу, еще не понимая, что они теперь слуги Господа. Что единственное в их жизни — это служение. Мой гуру сказал, что я не готов еще принять это. В начале мне было обидно. Потом понял, что в России это определенная экзотика и дань моде. А Учитель был прав.
Корр: Критики движения в России часто приводят аргумент, что вы считаете Гуру абсолютно правыми по всем вопросам. Как вы это прокомментируете?
Юрий: Это верно и неверно разом на вашем уровне восприятия. И на моем пока еще тоже. Вообще стать Учителем — это дело всей жизни. И найти Учителя — это дело всей жизни. Пока вы живете в мире, для вас Гуру может ошибаться. Проходит время и вы понимаете, что прав был Учитель. Но времена, когда ослушаться Гуру было преступлением, давно закончились. Сейчас, к примеру, я часто критикую Шрилу Прабхупаду. На мой взгляд он сделал много неверных шагов. Мой Учитель — ученик его Учителя. Но я читаю его книги и книги преданных. Я общаюсь с ними, если они хотят общаться.
Корр: А что вы можете сказать про свободу вероисповедания в России?
Юрий: Вообще это неудачный вопрос. Эта свобода не в России, эта свобода внутри вас и во всем мире одновременно. И в других мирах тоже. Это внутри настолько, что нельзя как-то на это повлиять. Если вы верите, вы сможете исповедовать как вам хочется. Если власти покарают вас за это, вам это будет в радость, потому что все равно вы Господу служите. Служение Господу — это радость. К примеру, я еду из Нижнего чтобы пообщаться с теми, кто верит одинаково со мной. Я еду за свои деньги, в свое личное время. Мне не страшно, что меня не поймут. Я могу носить вайшнавскую одежду на улице. Я могу купить джапамалу, тилак, вегетарианские продукты, одежду. Свободы, данной в России, достаточно для полноценного служения. Просто нужно иметь желание и потребность. Все остальное называется словом «политика». Это для кшатриев — правителей и воинов.
Как мы с вами уже ранее выяснили «Международное Общество сознания Кришны», сокращенно (MOCK), а попросту Кришнаиты – это секта, запрещенная во многих странах мира. А что же у нас в России, неужели тоже кришнаитов запретили? Стоит сразу оговориться и успокоить всех страждущих – нет! Кришнаитов никто не запрещал. Все эти слухи о запрете учения Кришны периодически всплывают в средствах массовой информации каждый раз, как на кого либо из адептов падает тень подозрения в совершении того или иного правонарушения. Соответствующие органы сразу начинают выяснять, а не является ли это следствием приверженности человека, скажем так, к экзотическим для наших широт религиозным учениям. Ну а нечистоплотные журналисты с радостью тиражируют, смакуя с разных сторон, все подробности расследования в отношении подозреваемых.
С учетом того, что хоть в процентном соотношении кришнаитов у нас в России немного, а вот в абсолютных числах набирается очень даже приличное число приверженцев общества. Данные, конечно, очень сильно разнятся.. однако, анализируя различные открытые источники в сети интернет, можно предположить, что в Москве и Санкт-Петербурге на конец 2018 / начало 2019 года насчитывается около 20-25 тысяч приверженных адептов и примерно еще столько же ещё в остальной России. Согласитесь, 50.000 человек цифра совсем не маленькая. А любое правонарушение с их стороны сразу же становится достоянием общественности и тут же начинается обсуждение: а не запретить ли нам «Международное Общество сознания Кришны»… они же ведь сектанты!
Кришнаиты танцуют с детьми
Наиболее часто обсуждаются обращения граждан в «органы» с целью проверки данного религиозного учения на предмет обращения адептов с детьми. Дескать у них там в секте идет ущемление прав несовершеннолетних. Заставляют во время своих встреч насильно вдыхать дым благовония от палочек и танцевать без одежды. Такие претензии к МОСК были у члена комиссии по поддержке семьи и материнства Общественной палаты Российской Федерации Юлии Зимовой. С чем она собственно и обращалась к главе генпрокуратуры Юрию Чайке с просьбой разобраться в ситуации. С её слов, в общественную палату поступали неоднократные обращения от неравнодушных граждан, которые были свидетелями ущемления прав детей в секте. Позднее Зимова разъяснила, что хоть это были и частные случаи ущемления прав детей, основанные на бытовой почве двух супругов проходивших бракоразводный процесс, целью обращения было создать прецедент, который бы показывал, как отрицательно может сказываться на детях приверженность родителей к различным нетрадиционным религиозным учениям.
Дети кришнаитов танцуют
Данным косвенным факторам плохого отношения к детям вторят различные эксперты – сектоведы, утверждая, что в главной книге кришнаитов «Бхагават Гита, как она есть» дети представляются побочным продуктом тела, то есть, говоря проще – испражнениями. А основатель учения Прабхупада в этой же книге пишет: «Человек, который… считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения… должен считаться подобным ослу». По учению Прабхупады, чтобы обрести сознание Кришны, от воспитания детей нужно отказываться.
Прабхупада и дети
Так же особенно много претензий у проверяющих органов опеки в отношении кришнаитов оказывается на почве, казалось бы, безобидного вегетарианства. Не секрет и уже давно всем известно, что учение Кришны подразумевает полный отказ от животного белка. И если взрослый человек еще как то может отказаться от полноценного питания, то ограничение детей от животной пищи может оказать существенное пагубное влияние на их формирующийся организм. Да, кришнаиты утверждают, что отказ от животного белка происходит на абсолютно-добровольных началах, однако что может этому возразить 2-х / 3-х летний ребенок, не имеющий никакого собственного мнения?
Дети кришнаитов
Один из религиоведов изучающих проблемы современного общества и кришнаитов как то выразился: «Между нашими кришнаитами и истинным учением Прабхупады примерно такая же разница, как между растворимым порошком «Юпи” и соком настоящего яблока». Поэтому не стоит все так драматизировать и перекладывать каждое слово, написанное в «Бхагават Гита» на современных родителей-кришнаитов и их отношению к собственным чадам. Могут конечно быть перегибы, но каждый случай индивидуален и это не должно транслироваться и клеятся ярлыки, что все кришнаиты тераны по отношению к детям.
Как выразился один из членов адвокатской коллегии Константина Трапаидзе, — если и будет инициирована прокурорская проверка по отношению к ИСККОН (МОСК), то проверяться будут в первую очередь соблюдения правил семейного кодекса по отношению к несовершеннолетним, а так же возможные случаи их растления.
Как бы то ни было, речи о запрете или о приостановлении деятельности религиозной организации (Международное Общество сознания Кришны) пока не идет и все разговоры в сети интернет не более чем очередная журналистская «утка”.
+100500 вам в карму, если поделитесь статьей в соц. сетях…)))
Кришнаиты – это секта с тоталитарной направленностью, имеющая строгую иерархическую структуру. К неофитам применяют определенные методики обработки сознания, которые и представляют основную опасность данного религиозного общества. К другим потенциальным опасностям стоит отнести:
1. Фанатизм веры. Наиболее характерен для новичков. Они склонны идеализировать религиозное учение, к которому примкнули, и все, что с ним связано.
2. Искажения трактатов. Несмотря на то что кришнаиты ассоциируют свою философию с иудаизмом, между ними нет ничего общего. Лжегуру и последователи секты умышленно искажают оригинальные тексты, приводя их содержание в соответствие с идеями Харе Кришна.
3. Изменение образа жизни. Новичок-кришнаит с первых дней загоняется в жесткие рамки нового поведения, которое должно соответствовать исповедуемой религии. Изменения настолько радикальны, что с первых же дней возникают серьезные трудности в общенни с родственниками и друзьями. Человек замыкается на себе, религии секты и тех людях, которые его там окружают.