Критерии святости

Главная / Новости / Новости региона 2 июня 2011 2 июня, Витебск /Диана Курило — БЕЛТА/. Местночтимый святой появится в Полоцкой и Глубокской епархии Белорусского экзархата Русской православной церкви. Прославление священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского состоится 4 июня в Дисне, сообщили корреспонденту БЕЛТА в епархии. Иерей Константин Жданов в начале ХХ века служил в Дисненском уезде. Сохранились документальные свидетельства о том, что отец Константин устраивал приюты для детей-сирот, помогал немощным. При его непосредственном участии была построена Шарковщинская Свято-Успенская церковь. Он организовал сбор пожертвований и материалов на храм, руководил всеми работами. До наших дней выстоял этот храм, и в советские времена в нем не прекращались богослужения. В 1919 году отца Константина убили большевики. Его тело было погребено в склепе под алтарем Дисненской Свято-Одигитриевской церкви. Там останки покоились 90 лет. На протяжении всего этого времени православные Шарковщины и Дисны, знавшие о праведной жизни и мученической кончине отца Константина, почитали его как священномученика. Верующие неоднократно ходатайствовали перед епархиальными архиереями о его церковном прославлении. В течение многих лет собирались необходимые материалы. По благословению архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия 20 августа 2008 года нетленные мощи священномученика Константина были извлечены из-под спуда и перенесены в Воскресенский храм города Дисны. В 2009 году на Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви было принято решение о церковном прославлении иерея Константина Жданова, а 13 марта 2010 года богоугодное дело Белорусской церкви благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Божественная литургия с чином канонизации священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского пройдет 4 июня в Свято-Воскресенской церкви Дисны. Как ожидается, участие в молитве примет Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет. А уже 6 июня икона священномученика Константина Жданова, пресвитера Шарковщинского с частицами мощей вместе с иконой преподобной Евфросинии Полоцкой и списком иконы Божией Матери Жировицкой начнут шествие по Беларуси в крестном ходе «Под Покровом Пресвятой Богородицы». Крестный ход пройдет по территории Витебской, Могилевской, Минской и Гродненской областям.-0-
БЕЛТА

Кого РПЦ признает святым? Можно ли православному молиться в неправославных храмах? Как относится РПЦ к канонизации Иоанна Павла II и Григория Распутина? Накануне своего 70-летия один из старейших архиереев РПЦ, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ответил «Газете.Ru» на эти и другие вопросы.

– Вы более 15 лет возглавляете синодальную комиссию Русской Православной Церкви по канонизации святых. Чем руководствуется комиссия, когда решает вопрос о прославлении того или иного человека в лике святых? Каков механизм канонизации?

– В своей работе комиссия руководствуется критериями, выработанными Святой Церковью на протяжении всего ее исторического бытия. Если их выразить кратко, то необходимыми условиями канонизации являются безукоризненное исповедание православной веры, праведная жизнь, народное почитание и чудотворения как при жизни, так и по смерти подвижника. Инициаторы канонизации, например приходские общины или монастыри, обращаются к своему правящему архиерею, в обязанность которого входит проверить поступающие сведения, собрать исторические данные, опросить тех, кто хранит память о почитаемом подвижнике, составить житие. Если правящий архиерей находит, что препятствий к прославлению не встречается, то он обращается к Святейшему Патриарху, который дает соответствующее благословение комиссии провести необходимые исследования.

– Где кончается мирское и начинается божественное в процессе канонизации?

– Время – лучший индикатор этого процесса, потому что на расстоянии всегда снижается предвзятость оценки дел и стремлений любого человека. Современники часто не видят вокруг себя святых и жалуются на их отсутствие, а те, кто почитаются таковыми, нередко спустя годы развенчиваются. Многие документы, в особенности ведомственные архивы, могут быть доступны исследователям только спустя десятилетия, да и почитание подвижника благочестия как святого складывается в течение длительного периода времени.

– Может ли человек стать святым при жизни? Есть ли, на ваш взгляд, в наше время люди, которые достойны, допустим, в будущем удостоиться канонизации, в том числе и нынешние государственные деятели?

– Апостол Павел сказал в послании к христианам Коринфа: «…каждый смотри, как строит… каждого дело обнаружится… и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон» (1 Кор. 3, 10 – 15). Стать святым призван каждый христианин через исполнение воли Божьей, поэтому в течение земной жизни человек должен стремиться к святости. А из истории Церкви мы знаем, что какое бы общественное положение ни занимал человек, то есть император ли он, или простой раб, он одинаково может быть прославлен Церковью за святость жизни.

– Сколько святых насчитывает Русская православная церковь?

– Свой месяцеслов, или календарь, Русская Православная Церковь получила при крещении Руси от Церкви Константинопольской. В него также включены святые, прославленные Русской Православной Церковью на протяжении ее тысячелетней истории, и те святые, которые прославлены другими Православными Поместными Церквами. Очень много святых было прославлено на Архиерейском юбилейном соборе в 2000 году, когда состоялась канонизация собора новомучеников и исповедников российских ХХ века, миру явленных и неявленных, но ведомых Богу. Процесс изучения подвига новомучеников и исповедников продолжается.
На сегодняшний день поименно причислено к лику святых более 1600 человек, пострадавших за веру в годы гонений.

– Делятся ли святые на какие-либо группы?

– По границе своего почитания святые бывают местночтимые, если почитаются в определенной области, и общецерковные, почитание которых распространено во всей Православной Церкви. Также по характеру подвига святые разделяются на святителей, мучеников, исповедников, преподобных, Христа ради юродивых, благоверных князей, праведных и других.

– Как вы относитесь к призывам некоторых православных граждан и священнослужителей канонизировать Ивана Грозного и Григория Распутина? И каково ваше отношение к тому, что отдельные православные граждане уже чтят их как святых?

– Кампания вокруг имен царя Ивана Грозного и Григория Распутина началась еще в 1990-е годы. Ее сторонники настойчиво требуют канонизации этих лиц в сонме святых. Образы Ивана Грозного и Григория Распутина преподносятся как символы особой «народной» религиозности, которая противопоставляется «официальной» религиозности Церкви. Инициаторы этой канонизации не могут не сознавать, что само обсуждение такого прославления вызвало смущение среди православных верующих и ведет к соблазну и дискредитации самой идеи канонизации святых.

В течение минувшего времени Синодальная комиссия по канонизации святых изучала данный вопрос. На Архиерейском соборе в октябре 2004 года мною от имени комиссии был сделан соответствующий доклад и дана развернутая характеристика и аргументация невозможности постановки такого вопроса.

Почитатели Ивана Грозного и Григория Распутина часто ссылаются на позволяемое Церковью келейное почитание усопших подвижников, еще не канонизированных в лике святых. Но в данном случае они лишены такого оправдания. Русская Православная Церковь неоднократно как в лице своего Предстоятеля, Святейшего Патриарха Алексия II, так и высшей законодательной и судебной инстанции, Архиерейского собора, в 2004 году официально высказала свою позицию о невозможности канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. Поэтому не подчиняющиеся соборному решению Церкви ставят себя в опасное духовное положение.

– После канонизации адмирала Федора Ушакова некоторые военные хотят выступить с инициативой канонизировать полководца Александра Суворова. Как вы можете прокомментировать эту инициативу?

– Надо сразу заметить, что выдающиеся военные заслуги сами по себе не могут служить основанием для прославления в лике святых. При неизменном признании исторических заслуг Суворова как великого полководца за истекшее с его кончины время в Русской Православной Церкви не наблюдалось почитания его как подвижника православного благочестия. Почитаемые Православной Церковью святые воины прославлены или как мученики, или как страстотерпцы, или как подвижники веры, а не на основании их воинских заслуг. Личная же религиозность Суворова не может являться примером выдающегося церковного благочестия, а известное своеобразие его поведения нельзя рассматривать как юродство во Христе.

– Признает ли Русская Православная Церковь святыми канонизированных в церквах других конфессий?

– Святые, прославленные другими Поместными Православными Церквами, признаются святыми и Русской Православной Церкви. Их имена вносятся в наш календарь, в их честь строят храмы, пишут их иконы, их именами называют крещаемых. Почитаются и святые древней неразделенной Церкви. Если же канонизация кого бы то ни было произведена сообществом, отделившимся от Единой Святой Соборной и Апостольской церкви, то она не признается.

– Может ли человек, причисленный к лику святых, быть деканонизирован по каким-либо причинам или открывшимся обстоятельствам? Например, если окажется, что он вел неправедный образ жизни?

– В жизни Русской Православной Церкви был период в начале XVIII века, когда несколько святых были деканонизированы. Протестанты, участвовавшие в управлении страной, пытались путем отмены почитания некоторых подвижников благочестия бороться со старообрядческим расколом. Самый известный пример – это история прославления преподобной Анны Кашинской. В 1909 году состоялось ее вторичное прославление. В задачу Синодальной комиссии по канонизации святых входит тщательное изучение всех аспектов жизни и деятельности человека, предлагаемого к прославлению. В случаях неполной информированности, когда остаются сомнения, комиссия не принимает решения, потому что не имеет права на ошибку.

– Какова роль святых в отношениях человека с Богом?

– С самого начала своего существования Церковь Христова святыми называла тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого в разнообразии даров Его и явили силу Его в нашем мире. Очищенный от греха причастен святости и бессмертию, поэтому святые после своей физической смерти не бездействуют, а, как истинные друзья Божии (Ин. 15, 15), участвуют в Промысле Божием о мире, ходатайствуя за живущих на земле.

– Стремятся ли священнослужители достичь в своей жизни такого совершенства, чтобы в будущем быть причисленными к лику святых?

– Святость есть идеал для всякого верующего, к которому, безусловно, следует стремиться, смиренно осознавая при этом свою греховность и недостоинство. Наша задача – следовать призыву Христову «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) и «будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Лев. 11, 44). Мы знаем из истории Русской Православной Церкви о подвиге многих священнослужителей, причисленных к лику святых. Среди них святители, священномученики, преподобные и праведные. Одним из особо ярких примеров является святой Иоанн Кронштадтский.

– Может ли православный человек молиться в храмах других конфессий, например в католическом, и возносить молитвы святым Римско-Католической Церкви?

– Как я уже отмечал, в нашем календаре много святых, прославленных в период до разделения Церквей. И конечно, они почитаются нашими верующими. Те же, кто был прославлен в последующие века, не были причастны к Вселенскому Православию. Вспомним слова апостола Павла: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2:5).

Что касается молитвы в инославных храмах, замечу, что вершиной богослужения для православного является евхаристия, или причастие Святых Христовых Таин. А евхаристического общения, или взаимного причащения, например, между католиками и православными, нет. В чем же будет духовный смысл такой молитвы? С другой стороны, в католических храмах могут находиться великие общехристианские святыни, почитание которых для православного вполне естественно. Так, многочисленные православные паломники прибывают в город Бари, где в католической базилике почивают честные мощи святителя Николая Чудотворца.

– Каково отношение РПЦ к будущей канонизации Иоанна Павла II?

– Этот вопрос является внутренним делом Римско-Католической Церкви.

Что касается принципов канонизации, которые применяются в нашей Церкви, то они, как уже говорилось, не предполагают поспешности и вмешательства мирской рекламной стихии.

– Ваше Высокопреосвященство, существует мнение, что в России надо создать комитет по делам религии. Как вы относитесь к этой инициативе?

– В годы гонений на веру в Советском Союзе имелось такое учреждение, оставившее по себе весьма мрачную память. Уже поэтому такое предложение может восприниматься как попытка возрождения злого призрака. Кроме того, надо напомнить, что мы живем в светском государстве, где религиозные организации и верующие пользуются правами в соответствии с законом. Разве правовых гарантий недостаточно и требуется создание нового бюрократического органа? Думаю, что в этом нет нужды.

– На ваш взгляд, какие должны быть отношения государства с религиозными организациями? Может ли государство вмешиваться в дела церковные, а церковь – в дела светской власти?

– Отношения должны быть прежде всего уважительными по форме, а по содержанию носить характер доброжелательного сотрудничества. Так дело обстоит, например, в Московской области, где у Московской епархии деловые и взаимоуважительные отношения с губернатором Борисом Всеволодовичем Громовым. Такая модель взаимодействия вообще не ставит на повестку дня вопрос о вмешательстве в дела друг друга, направляя усилия сторон в созидательном направлении на совместные труды ради духовного возрождения нашего народа.

– В этом году вам исполняется 70 лет, да к тому же еще и 40 лет служения в епископском сане. У вас богатый жизненный опыт. Что бы вы могли пожелать читателям «Газеты.Ru»?

– Я благодарю Бога за то, что Он дал мне возможность совершать церковное служение и в годы тяжелых испытаний, и сегодня, когда православие возрождается и наш народ возвращается к благодатным истокам отечественного духовного наследия. Ныне и перед церковью, и перед всем обществом стоят необъятные задачи по восстановлению былого величия России. Это требует от всех очищения совести, единения в вере и добрых делах. К этому призывает Русская Православная Церковь, которая стремится в XXI веке в полном объеме восстановить все виды традиционно присущих ей форм социального служения. Церковь обращается к людям со священным призывом к спасению, и я хочу пожелать вашим читателям услышать этот голос.

По учению Святой Православной Церкви святые, угодники Божии, составляя лик святых, молятся перед Богом о живых собратиях своих по вере, которые, в свою очередь, воздают им молитвенное чествование.

Некоторые подвижники, прославившиеся прозорливостью и чудесами, почитались всем народом; иногда даже при жизни в честь их строились храмы. Большей частью святые делались сначала местночтимыми (в монастырях или епархиях), а затем, по мере увеличения чудес от них, чествование их становилось общецерковным.

Почитание святых вошло в обычай с самых первых дней существования христианской Церкви. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых, в своем докладе «О канонизации святых в Русской Православной Церкви”, произнесенном на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6–9 июня 1988 года, отметил, что «к концу первого тысячелетия Православная Церковь имела вполне сформированный список вселенских святых, празднуемый каждой Поместной Церковью. Известность отдельных местных святых возрастала, им начинают строить храмы” 1.

В истории канонизации святых Русской Православной Церкви выделяются пять периодов: от Крещения Руси до макариевских Соборов; собственно макариевские Соборы (1547 и 1549 гг.); от макариевских Соборов до учреждения Святейшего Синода; синодальный и современный периоды 2.

Правила, которыми руководствовалась Русская Православная Церковь при причислении подвижников к лику святых, в общих чертах напоминают правила Церкви Константинопольской. «Основным критерием канонизации служил дар чудотворений, проявленный при жизни или по кончине святого, а в некоторых случаях — наличие нетленных останков. Сама канонизация имела три вида. Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения (мученики, святители, преподобные и др.) в Русской Церкви различались святые и по распространенности их почитания — местнохрамовые, местноепархиальные и общенациональные” 3.

Право канонизации местнохрамовых и местноепархиальных святых принадлежало правящему архиерею с ведома Митрополита (позднее — Патриарха всея Руси) и могло ограничиваться лишь устным благословением на почитание местного подвижника.

Право канонизации общецерковных святых принадлежало Митрополиту, или Патриарху всея Руси при участии Собора русских иерархов.

В монастырях почитание подвижников могло начинаться по решению совета монастырских старцев, которые позднее представляли дело на утверждение местного епископа.

«Церковному празднованию памяти святого предшествовала работа епархиальной власти по удостоверению в подлинности чудес при гробе почившего (а часто — и в нетлении мощей), а затем устанавливалось торжественное богослужение в местном храме и назначался день чествования святого, составлялась особая служба, писалась икона, а также «житие” с изображением чудес, удостоверенных дознанием Церковной власти” 4. Кроме соборного почитания и празднования дней святых, прославленных Богом, христиане отмечали память еще не канонизированных Церковью подвижников особым богослужением — панихидой. «Поскольку церковная память — это народная память, то часто именно она давала материал для канонизации того или иного святого. В этом смысле постоянная (во все времена) и повсеместная (во многих приходах и епархиях) молитвенная память о упокоении со святыми подвижников часто являлась первым шагом к канонизации сего подвижника. При этом многочисленные свидетельства о таких святых порою изобиловали большим числом повествований о чудесах, ими совершенных” 5.

В Русской Православной Церкви канонизация святых являлась подтверждением уже имевших место фактов народно-церковного почитания усопших подвижников благочестия: церковная же власть освящала это почитание и торжественно провозглашала подвижника веры и благочестия святым.

Канонизация всегда мыслилась церковным сознанием как факт проявления в Церкви святости Божией, действующей через облагодатствованного подвижника благочестия. Посему во все времена основным условием прославления было проявление подлинной освященности, святости праведника. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви излагает следующие признаки святости православных подвижников:

«1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).
2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).
3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).
4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.
7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:
а) Православие безукоризненное;
б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.
8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни” 6.

При многообразии причин и оснований канонизации святых в различные исторические эпохи существования Церкви одно осталось неизменным: всякое прославление святых есть явление святости Божией, оно всегда совершается по благоизволению и волеизъявлению самой Церкви.

Определенное значение в вопросе канонизации имели мощи. По учению Православной Церкви мощами святых являются как полностью сохранившиеся (нетленные мощи), так и отдельные частицы от тел прославленных Богом праведников. Само наименование их мощами на церковнославянском языке обозначает «мощь”, «силу”, то есть какие-то чудесные, сверхъестественные их проявления, что было свидетельством их причастности Божественной благодати. «Возникновение чудес или чудесных проявлений (источение мира) от мощей в Русской Церкви часто было началом прославления святого. Однако мощи святых нередко износились из земли уже после канонизации, из чего можно заключить, что наличие святых останков оставалось лишь одним из возможных условий прославления святого” 7.

Всякой канонизации предшествовала подготовительная работа по изучению житий, трудов и подвигов канонизуемого. Это обязательное условие соблюдалось как при единичном, так и при групповом прославлении угодников Божиих. В каждом отдельном случае Церковь, рассмотрев подвиги канонизуемого, определяла основания к его канонизации. После этого выносилось определение о причислении предложенного подвижника к лику святых Божиих угодников. В исследованиях, относящихся к предлагаемой канонизации, были представлены результаты изучения житий, чудес, трудов и подвигов всех нижепоименованных подвижников. Их многообразные подвиги духовного совершенствования призваны озарить путь к спасению современному христианину. «Труды по подготовке данной канонизации выявили необходимость и дальнейших изучений вопроса о прославлении святых, как живших в прошлом веке, так и завершивших свою подвижническую жизнь и подвиги в новое время. Они как звезды на тверди небесной над Русской землей; но требуется достаточно времени и углубленных трудов, дабы представить их жизнь и подвиги для назидания верным” 8.

Осуществленные за последний период канонизации святых в Русской Православной Церкви являются свидетельством возрождения в ней прерванной на многие десятилетия традиции прославления подвижников веры и благочестия, которая присуща Церкви на протяжении всего ее исторического бытия.

Немногочисленная по своему составу Синодальная Комиссия по канонизации святых, образованная на заседании Священного Синода 10–11 апреля 1989 года, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет своего рода координирующую роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры.

В зависимости от степени распространенности почитания подвижника он причисляется к местночтимым или общецерковным святым, «но критерии канонизации остаются одни и те же” 9.

Как известно, основания для канонизации формировались на протяжении многовековой церковной истории. Основанием для канонизации являются: «неустанная проповедь слова Божия, мученичество и исповедничество за Христа, ревностное святительское служение, высокая праведная жизнь, безукоризненное Православие. Критериями канонизации служат народное почитание подвижников, дары чудотворения, засвидетельствованные при жизни святого или после его смерти, и, нередко, хотя и не обязательно, наличие святых мощей” 10. «Канони­зация должна служить укреплению веры, объединению членов Церкви в любви и согласии, она не должна создавать каких-либо поводов к смущениям и разделениям. Исходя из этих подходов, Комиссия взвешенно и тщательно изучает все поступающие в ее распоряжение материалы и лишь после этого предоставляет их Святейшему Патриарху и Священному Синоду” 11.

Причисление к местночтимым святым осуществляется с благословения Святейшего Патриарха, а к общецерковным — Архиерейским или Поместным Собором. «Таким образом, канонизация святых выражает соборный разум Церкви” 12.

На заседании Комиссии по канонизации святых, состоявшемся 18–19 марта 1993 года, по имевшемуся обсуждению была выработана следующая позиция: «В практике Русской Православной Церкви право канонизации местнохрамовых и местноепархиальных святых принадлежало правящему архиерею с ведома и благословения Предстоятеля Церкви — Митрополита, позднее — Патриарха всея Руси. Свидетельством святости являются в Церкви проповедь слова Божия, мученичество и исповедничество за Христа, святительское служение, высокая праведная жизнь, безукоризненное Православие. В подходе к канонизации местночтимых святых использовались те же критерии, что и при общецерковном прославлении: святость того или иного подвижника веры удостоверяется его народным почитанием, даром чудотворения святого при его жизни или после смерти и нередко — наличием нетленных мощей” 13.

Церковному прославлению святого предшествовала работа епархиальной власти по удостоверению подлинности чудес, связанных с его именем, и освидетельствованию мощей.

Затем составлялись богослужебные тексты в честь данного святого, писались иконы и житие с описанием его деяний и чудес. «Такая практика канонизации святых на епархиальном уровне, сложившаяся в Русской Православной Церкви, должна быть восстановлена и усвоена в работе епархиальных комиссий по канонизации святых для сбора и изучения материалов о канонизации подвижников веры и благочестия, решение о создании которых было принято на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта — 4 апреля 1992 года” 14.

1 октября 1993 года Священный Синод заслушал доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии по канонизации святых, который представил документ этой Комиссии — «К вопросу о порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне”. Священный Синод одобрил представленный Комиссией порядок канонизации святых и рекомендовал его к неукоснительному выполнению во всех епархиях Русской Православной Церкви. В связи с началом деятельности в ряде епархий Русской Православной Церкви комиссий по канонизации, организованных согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 31 марта — 4 апреля 1992 года, для них необходимо было разъяснить порядок канонизации местночтимых святых на епархиальном уровне. Соборному решению о создании епархиальных комиссий по канонизации предшествовало Определение Священного Синода от 25 марта 1991 года о сборе на епархиальном уровне материалов о жизни и подвигах мучеников и исповедников веры XX века. В нем отмечалось, что собранные материалы следует направлять в Синодальную Комиссию по канонизации святых для дальнейшего их изучения на предмет канонизации мучеников и исповедников Российских. Епархиальным комиссиям по канонизации следует руководствоваться этим Синодальным Определением. Епархиальная комиссия собирает сведения о жизни, подвигах, чудотворениях и почитании в народе данного подвижника. Составляется его житие и текст деяния о причислении его к лику святых, пишется его икона. Составляются богослужебные тексты, которые передаются на рассмотрение Синодальной Богослужебной комиссии. Собранные материалы пересылаются епархиальным архиереем в Синодальную Комиссию по канонизации. После рассмотрения их в Синодальной Комиссии и при наличии достаточных оснований для канонизации Святейший Патриарх благословляет причисление к лику святых местночтимого подвижника веры и почитание его в данной епархии, о чем сообщается епархиальному архиерею. Канонизация местночтимого святого совершается епархиальным архиереем в установленном в Русской Православной Церкви порядке.

Имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и служба им не печатается в общецерковных богослужебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах.

Памятуя о постигших в XX столетии Русскую Православную Церковь испытаниях, хотелось бы особо отметить возрастание в народе почитания мучеников и исповедников веры, за Христа и Церковь Святую жизнь свою положивших. В докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых, прочитанном на Архиерейском Соборе 29 ноября — 2 декабря 1994 года, говорится, что «никакое подлинное страдание не пропадает в памяти Церкви, подобно тому как не пропадает бесследно христианский подвиг каждого умершего о Христе, о котором в чине отпевания или панихиды возносится усердная молитва: И сотвори ему (или ей) вечную память” 15. И поэтому Церковь заботливо хранит «Жития” (жизнеописания) святых страдальцев и увещевает верующих благоговейно почитать их, назидаясь их великой любовью ко Господу. «Среди христиан праведной жизни Церковь особо выделяет тех страдальцев, жизнь и особенно смерть которых наиболее ярко и наглядно свидетельствует об их глубочайшей преданности Христу. Такие страдальцы именуются Церковью святыми мучениками, исповедниками, страстотерпцами. Употребляемое в славянском и русском языках слово «страстотерпец» есть небуквальный перевод того греческого слова, которое у древних греков означало «победивший в состязании и носящий знаки этой своей победы, как награду». В православной же гимнографии это слово переводится на славянский и русский языки либо как «победоносец», либо как «страстотерпец»” 16. В сознании церковного народа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь епископы, клирики и миряне совершали подвиги мученичества и исповедничества. Наименование их «новомучениками Российскими” вошло уже в широкое употребление. «Причислив Патриарха Тихона к лику святых, Архиерейский Собор 1989 года прославил Святителя прежде всего за его исповедническое стояние за Церковь в трудную для нее пору” 17. От массовых репрессий 30-х годов пострадали десятки тысяч священнослужителей, миллионы православных мирян. «Но впечатление случайности в выборе жертвы несовместимо с христианским мировоззрением, для которого случайности не бывает. Господь говорил: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф 10:29–30).

Мы верим поэтому, что христиане, умершие под пытками с именем Христа, молившиеся Ему перед расстрелом в тюремных подвалах, скончавшиеся, с благодарением Богу за все, от голода и тяжелых работ в лагерях, стали жертвой не трагической случайности, а положили свою жизнь за Христа” 18.

Канонизация новомучеников, к совершению которой идет Русская Православная Церковь, должна послужить не разделению, а единению церковного народа. Поэтому выбор святых подвижников, предлагаемых для церковного прославления, должен быть бесспорным и самоочевидным. «Считаю, что наш долг, архипастырей Русской Православной Церкви, — сказал митрополит Ювеналий на Архиерейском Соборе, — каждому в своей епархии, чутко и благоговейно отнестись к подобному духовному движению, давая ему церковное руководство и подготавливая в своих епархиях материалы для канонизации новомучеников Российских”.

Именно поэтому Архиерейский Собор, проходивший 31 марта — 4 апреля 1992 года, постановил «образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии” 19.

В том случае, если почитание местного святого выходит за пределы данной епархии, вопрос о его общецерковной канонизации выносится на суждение Святейшего Патриарха и Священного Синода после изучения в Синодальной Комиссии. «Окончательное решение об общецерковном прославлении принадлежит Поместному или Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви. Между заседаниями таковых Соборов вопрос может решаться на расширенном заседании Священного Синода с учетом мнения всего епископата русской Православной Церкви” 20.

Комиссией по канонизации святых при Священном Синоде Русской Православной Церкви были подготовлены два документа — «О порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне”, которые были рекомендованы на заседаниях Священного Синода 25 марта и 1 октября 1993 года «к неукоснительному выполнению во всех епархиях Русской Православной Церкви”. Указанные в этих документах принципы канонизации и должны определять деятельность епархиальных канонизационных комиссий. В течение последних двух лет в ряде епархий Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха были проведены канонизации местночтимых святых на епархиальном уровне. Возрождение процесса канонизации святых в епархиях свидетельствует о никогда не прекращавшемся почитании угодников Божиих в народе церковном. На заседании Священного Синода 22 февраля 1993 года под председательством Патриарха был заслушан доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комисси по канонизации святых, в котором представлены результаты обсуждения вопросов богослужебной практики, связанных с почитанием местночтимых святых.

«В том случае, если имеются тропарь и кондак местночтимому святому, а службы не имеется, то совершать службы этому святому можно по Общей Минее. В том случае, если нет местночтимому святому тропаря и кондака, то общими тропарями, кондаками и службами пользоваться можно по роду его подвижничества. Что же касается составления новых тропарей, кондаков и служб данному подвижнику, то эта инициатива может исходить от правящего архиерея, который должен обратиться к Святейшему Патриарху с проектом соответствующих служб или с просьбой о составлении таковых в Богослужебную Комиссию. Если имеются тропарь и кондак местночтимому подвижнику, составленные в прошлом, то нужно провести исследование, являются ли эти тропарь и кондак следом установленного в прошлом местного его почитания как святого. Если же в этом убедиться невозможно, то ему следует совершать панихиду без употребления имеющихся тропаря и кондака” 21.

Примечания

  1. Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, на тему «О канонизации святых в Русской Православной Церкви” // Канонизация святых. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988. — С. 16. ↩
  2. Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2-е, М., 1903. — С. 43.
    © Подготовка текста. «Альфа и Омега”, 1999 ↩
  3. Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия… — С. 17. ↩
  4. Там же. — С. 18. ↩
  5. Там же. ↩
  6. Там же. — С. 25–26. ↩
  7. Там же. — С. 26. ↩
  8. Там же. — С. 27. ↩
  9. Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года, Свято-Данилов монастырь, г. Москва. — Л. 2. ↩
  10. Там же. — Л. 1. ↩
  11. Там же. — Л. 2. ↩
  12. Там же. ↩
  13. Определение Священного Синода Русской Православной Церкви по докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии по канонизации святых, «О порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне”. В заседании Священного Синода 25 марта 1993 года под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. ↩
  14. Там же. ↩
  15. Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
    29 ноября — 2 декабря 1994 года. — Л. 6. ↩
  16. Там же. ↩
  17. Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии по канонизации святых, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года, «Об отношении Церкви к подвигу мученичества” //
    К канонизации новомучеников Российских. Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. М., 1991. — С. 32–33. ↩
  18. Там же. — С. 34. ↩
  19. Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года. — Л. 8–9. ↩
  20. Определение Священного Синода по докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии по канонизации святых, который представил документ этой Комиссии: «К вопросу о порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне”. В заседании Священного Синода 1 октября 1993 года под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. ↩
  21. Определение Святейшего Синода по докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии по канонизации святых, о результатах обсуждения вопросов богослужебной практики, связанных с почитанием местночтимых святых. В заседании Священного Синода 22 февраля 1993 года под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. ↩

МУЧЕНИК ЕРМИНИНГЕЛЬД, ЦАРЕВИЧ ГОТФСКИЙ

День памяти: 1 ноября

Ерминингельд, сын царя Готского 1, Леовигильда 2, был обращен из Арианской ереси 3 к православной вере Испанским епископом Леандром. Леовигильд, будучи сам арианином, был огорчен тем, что сын его оставил арианское зловерие, и старался отвратить его от православия и снова возвратить к своей ереси. Он убеждал его ласковыми словами, как отец, умоляя и увещевая оставить кафолическую веру и мыслить заодно с ним, как и прежде. Когда же увидел его непреклонность, то начал устрашать его угрозами мучений и ран. Но сын оставался непоколебим в вере, как столп, не придавая никакого значения ни ласкам, ни угрозам отца. Леовигильд, воспылав на него сильною яростию, прежде прежде всего лишил своего сына царского престола и соправления, наследства и всего имущества; потом, не видя перемены в его мыслях, оковал ему шею, руки и ноги железными оковами и ввергнул в тесную и мрачную темницу. Но блаженный Ерминингельд, хотя и был юн летами, но — стар разумом: пренебрегая земным царствованием, он искал всею душою небесного, и, лежа связанным в темнице, молился всесильному Богу, чтобы Он укрепил его в этом страдании. При наступлении великого праздника св. Пасхи, царь Леовигильд, призвав одного арианского епископа, послал его ночью к своему сыну в темницу, чтобы Ерминингельд принял из рук сего епископа их арианское причастие: и если он причастится сего, обещал снова возвратить прежнюю родительскую любовь и честь. Но святой страстотерпец, с негодованием отвращаясь арианского епископа и доблестно обличив его зловерие, прогнал его от себя, не приняв еретического причащения. Пречистых и животворящих тайн тела и крови Христовых он был причащен некоторым православным пресвитером, тайно присланным к нему св. епископом Леандром; арианский же епископ возвратился к отцу посрамленным и пересказал ему все, слышанное от сына. Тогда царь, исполнившись невыразимой ярости и заскрежетав зубами, тотчас послал из среды своих бояр нарочитых мужей, дав им приказание убить сына своего Ерминингельда в темнице; те пошли и отрубили секирою честную его главу. И слышны были сладостнейшие голоса святых ангелов, поющих над святым телом его, и были видны ночью горящие свечи. Верующие, видя сие, радовались и благодарили Бога, прославляющего такими чудесами Своего правоверного раба после страдальческой кончины его; зловерные же стыдились и ужасались. Детоубийца — отец, раскаявшись в безвинно совершенном убийстве, заболел от скорби; он хотел отказаться от арианства и принять православие, но боялся ариан и таким образом не сподобился быть сопречисленным к правоверным. Когда же приблизилась его кончина, то он почтительно призвал к себе, бывшего в то время епископом, Леандра, — которого ранее не любил и преследовал, — и умолял его, чтобы тот младшего его сына Рехадера, которого сделал наследником своего царства, так же наставил своим Боговдохновенным учением в православии, как и Ерминингельда. Леовигильд умер, а Рехадер, воцарившись, тотчас принял православную веру, по наставлению св. епископа Леандра, и привел к благоверию всю землю Готскую 4, которая ранее была заражена арианскою ересью. Тело св. Ерминингельда, своего старшего брата, он почтил подобающей честью, как мученика Христова, на котором сбылось евангельское слово: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан.12:24). Ибо стастотерпец Христов, подобно пшеничному зерну, один из Готов умер за Христа, но плодом его смерти стала православная жизнь всего народа той земли: все начали православно веровать во Христа Бога, Единосущнаго и Равночестного Отцу и Святому Духу, Ему же слава во веки, аминь.

1 Готы жили на востоке от Дуная и разделялись рекою Днестром на остготов и вестготов. С III в. по Р. Хр. они стали входить в сношения с Римлянами, на которых делали беспрестанные нападения, и постепенно стали принимать от них христианство. Во 2-ой половине IV в., теснимые выходцами их Азии Гуннами, Вестготы получили позволение поселиться во Фракии, в пределах римской империи, под условием обязательного принятия всеми ими христианства. Последнее распространилось у них в форме арианства. По удалении из пределов Римской империи, Вестготы перенесли арианство в Испанию, где основали в 415 г. свое государство. Здесь происходили впоследствии излагаемые в настоящем житии события.

2 Царствовал во 2-ой половине VI в. Он сделал своего сына, св. Ерминингельда, своим соправителем, при чем местопребыванием ему назначил Севилью, а сам жил в Толедо (испанские города).

3 Название ереси происходит от имени Ария, Александрийского пресвитера, жившего в IV в. Желая устранить из христианского учения о троичности Лиц в Боге все непостижимое для разума, Арий учил, что Сын Божий не рождается предвечно из существа Бога Отца, а сотворен Им из небытия во времени, не единосущен Ему и не равночестен. В этой ереси скрытно заключалось решительное отрицание Божества Иисуса Христа и нашего искупления им, короче — ниспровержение всего христианства. Арианство имело большое распространение и на христианском востоке и на западе. Оно долго волновало умы и производило смуты в церкви, — даже и после того, как было осуждено на 1-м вселенском соборе в Никее в 325г. Эта ересь встретила наиболее сильного и ревностного противника себе, на соборе и после него, в лице св.Афанасия Александрийского.

4 Св. Ерминингельд умер мученическою смертию в 586 году, а в 589 году, на соборе Толедском, Готы отказались от арианства и приняли православие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *