- Теги:
- Рекомендации специалистов
- подросток
- дети в семье
- семейные отношения
В начале второго десятка жизни у детей резко изменяется гормональный фон, что вызывает у них первое осознанное сексуальное влечение. Это и является причиной того, что подростки начинают активно интересоваться противоположным полом, экспериментируют в отношениях: встречаются, ругаются, расстаются. Успеваемость падает, родители ругаются, а подростки слишком увлечены новым миром – миром человеческих отношений, чувств и эмоций.
Многих родителей объединяет страх перед подростковым возрастом своих детей. Как только кто-то произносит: «Моему сейчас 14…», окружающие сочувствующе вздыхают. Конечно, не зря этот возраст в народе называют «трудным»: подростки часто кажутся взрослым людям совершенно непредсказуемыми, но есть общие тенденции, на основе которых можно выделить два вида подросткового кризиса.
Так, первый вид протекания кризиса подросткового возраста можно назвать бурным, ярким, интенсивным. Подросток активно бунтует против всего мира, эпатажно выглядит и соответствующе ведет себя: он становится очень громким и резким, при ссорах хлопает дверью и сбегает из дома. У него часто возникают конфликты с педагогами, зато на подростковых тусовках он постоянный гость.
Обычно именно этот вид кризиса больше всего пугает родителей: ребенок кажется каким-то чужим, другим, хотя еще год назад он был послушным школьником.
На самом деле подростки, которые таким образом переживают кризис, обычно бывают достаточно открыты. Они не скрывают своих эмоций: если злятся, то весь дом об этом знает; если радуются, то готовы поделиться радостью со всем миром.
Эта открытость – ресурс для родителей для сохранения контакта и доверительных отношений с подростком. Эмоции и чувства – то, что сейчас составляет картину мира вашего ребенка. Разговаривайте о них с подростком, обсуждайте, искренне интересуйтесь тем, что происходит у него в душе: чувствуя подлинный интерес, а не желание его контролировать, ребенок поделится переживаниями.
Вы можете вспомнить себя в его возрасте, рассказать, что тоже переживали из-за первой любви и ссор с друзьями, можете сравнивать ваши чувства и эмоции. Такой опыт будет интересен и вам, и вашему бунтующему ребенку.
Второй вид протекания кризиса подросткового возраста – тихий и молчаливый. Такие подростки переживают тот же спектр очень интенсивных эмоций молча, запершись на ключ в своей комнате, натянув капюшон по самые глаза и вставив наушники с орущей музыкой. Они тоже бунтуют, тоже кричат, но внутри себя.
Этот тихий бунт на самом деле таит в себе куда больше опасностей, чем громкий, ведь такие подростки становятся крайне замкнутыми, не делятся своими переживаниями, а общаются в основном в социальных сетях. Такие молчуны более непредсказуемы, потому что остается только гадать, какая буря бушует у них внутри.
Родителям, чей подросток ведет себя именно так, важно запастись терпением и сохранить тот контакт, который был на момент наступления кризиса.
Важно дать понять ребенку, что вы будете рядом всегда, что бы он ни натворил, что ваша любовь к нему не зависит ни от каких внешних факторов: вы просто любите его за то, что он есть, со всеми его недостатками и комплексами.
Не требуйте от него рассказов о себе, дайте ему прожить кризис внутри себя, но ненавязчиво напоминайте, что вы его поддержка и опора – в любой момент он может обратиться за помощью, и вы непременно поддержите его. Если у подростка есть ощущение, что семья – это его укрытие от внешнего мира, то никаких страшных поступков он не совершит.
Вне зависимости от типа протекания кризиса родителям важно помнить несколько правил:
-
Относитесь к подростку как к взрослому человеку: уважайте его, его чувства, переживания, эмоции, выбор, поступки, даже если они вам кажутся неправильными. Право на ошибку учит подростка продумывать последствия, учитывать множество факторов и брать на себя ответственность.
-
Уважайте личное пространство подростка. Вы ведь не полезете читать эсэмэски своего коллеги по работе? Так и с подростком: у него есть своя личная жизнь, свое пространство, которое должно быть неприкосновенным. Не читайте его переписки, стучитесь в дверь, прежде чем войти в его комнату. Даже такие мелочи позволят ему понять, что вы уважительно относитесь к его праву на личные границы.
-
Не обесценивайте переживания подростка, говоря: «Опять поссорились? Ерунда, помиритесь!» Нет, не ерунда: ссоры для подростков – конец света, а нередко и реальный конец дружбы. Уважайте эти переживания, ведь мир отношений – основной мир для тинейджера.
-
Избегайте наказаний и приказов. Подросток – уже не ребенок, он крайне болезненно воспринимает посягательство на личную свободу и самовыражение. Домашние аресты, запреты, принуждение к какой-либо деятельности только усугубят протекание кризиса подросткового возраста. С тинейджером нужно договариваться так же, как с любым взрослым человеком.
Каким бы ни был кризис – тихим или громким, легким или тяжелым, важно сохранить доверительные отношения. Родители должны учитывать возрастные особенности своего чада, чтобы дальнейшее развития было гармоничным. Хочет подросток гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – пусть сидит. Главное, чтобы он знал, что у него есть родительская поддержка.
Екатерина Сафонова
Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете. Пройти тест
По мнению Л.С.Выготского, ключом к пониманию психологии подростка является проблема интересов. Младший подростковый возраст распадается на 2 фазы – негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрицательный характер) и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Вторая фаза характеризуется вызреванием нового ядра интересов. Выготский также обращает внимание на сходство негативной фазы у подростков с негативизмом, характерным для трехлетних детей, предупреждая, впрочем, об опасности их отождествления (Выготский, 1984).
Описание кризиса пубертатного (подросткового) периода дано в работе Д.Б.Эльконина и Т.В.Драгуновой. Самое важное, по мнению отечественных психологов, в том, что в этом возрасте формируется «чувство взрослости» — стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Если взрослые относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно. И прогноз его более благоприятен. Если же подростков, испытывающий «чувство взрослости», сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.
Существуют два основных пути протекания данного кризиса: кризис независимости и кризис зависимости.
Кризис независимости
Его симптомы – строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил: «я уже не ребенок».
Кризис зависимости
Его симптомы – чрезмерное послушание. Зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности «я ребенок и хочу им оставаться».
Как правило, подросток занимает двойственную позицию, в симптомах кризисах присутствуют та и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доминирует. В силу недостаточной психологической зрелости подросток, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ждет (конечно, неосознанно), что взрослее обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Поэтому повышенно-либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий, но при этом аргументированный запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.
Вопрос о подростковом кризисе, о кризисном характере перехода от детства к взрослости до настоящего времени является достаточно спорным. Как известно, по традиционной точке зрения, идущей от Ж.-Ж. Руссо и первого исследователя этого периода — Стэнли Холла (этой точки зрения придерживался Л. С. Выготский, ее разделяют и многие современные исследователи), подростковый возраст относится к критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Напомним, что так называются некоторые переломные, поворотные точки развития, характеризующиеся резкими, крутыми качественными сдвигами (Л. Ф. Обухова определяет как «взрыв развития»), знаменующими конец одного его этапа и начало следующего, сопряженного с определенными внутренними и внешними трудностями (конфликтами).
В этой связи понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется и для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»). Известно, что для подросткового кризиса ранее применялась такая характеристика, как «нормальная патология», против чего достаточно резко выступал Л. С. Выготский. В свою очередь понятие «критический период» часто используется в общеязыковом смысле с целью подчеркнуть значимость этапа в общем ходе развития. Кроме того, оно применяется и в том смысле, в котором это понятие было заимствовано психологией из эмбриологии, где оно служит характеристикой периода онтогенеза, отличающегося повышенной уязвимостью, особой чувствительностью организма или его части к повреждающим воздействиям, что распространяется и на психологические характеристики. Применительно к подростковому возрасту это образно объяснял Л. С. Выготский. Указывая, что все особенности переходного периода вытекают из несоответствия или расхождения трех точек созревания — социально-культурного, общеорганического и полового, он писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельные русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге, не окажет заметного действия, может стать труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору» .
Разные авторы по-разному понимают причины возникновения и характер протекания подросткового кризиса. Традиционно в качестве одной из основных причин выделяется половое созревание, которое влияет на психологический и психофизиологический облик, определяет его функциональные состояния (повышенную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, утомляемость, раздражительность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. Оно создает основания для специфических тревог, связанных с физическим Я, образом тела и определяет соответствующую кризисную симптоматику (Ст. Холл, Шпрангер, Ш. Бюлер, П. П. Блонский и др.). Другие концепции, признавая значимость влияния анатомо-физиологической перестройки, основное внимание уделяют развитию новообразований и связанным с ними потребностям и мотивам, возникающим либо в этот период, либо к концу предшествующего (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).
Возможность (и желательность) бескризисного протекания подросткового периода подчеркивается многими авторами. Если же кризис возникает, то часто он рассматривается как результат неправильного отношения взрослых, общества в целом к подросткам. Следует отметить, что нередко, как это было в отечественной психологии и педагогике, провозглашение бескризисности подросткового периода имело и имеет ярко выраженный идеологический оттенок. Причины кризиса объясняются также тем, что личность не может справиться с возникающими на новом возрастном этапе проблемами . Завоевала популярность и теория «фокального взросления» (Коулман), отмечающая наличие ряда «зон развития» в подростковом возрасте — пубертатного созревания, когнитивного развития, личностные, социальные изменения, — которые различаются по времени достижения максимума своего развития, но свойственны значительно большему периоду, что, по мнению автора, является более адекватной моделью развития, чем представление о кризисах, подразумевающее качественные сдвиги, резкие изменения, затрагивающие практически одновременно все линии развития. Весомым аргументом в пользу «бескризисных» теорий является то, что данные исследований часто свидетельствуют об относительно спокойном переживании подростками этого периода (см.: Д. Б. Эльконин, 1989; М. Кле, 1990; М. Раттер, 1987, и др.).
Принципиально важным моментом как теоретически, так и с точки зрения практики психологической работы мы считаем понимание значения кризиса, в том числе подросткового, в общем процессе возрастного развития. На основании литературных и собственных данных можно заключить, что проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции является не только закономерным, но и продуктивным для формирования личности. Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме» , а говоря о значении кризиса 3 лет, отмечал, что если этот кризис «в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте» (Там же). Это же, с нашей точки зрения, можно сказать и о подростковом кризисе. Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем «предвосхищающего» создания условий для реализации новых потребностей в значительной части случаев оказываются безрезультатными. Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно или осуществляется по типу так называемого «кризиса зависимости» (см. ниже), мы, прослеживая дальнейшую жизнь этих подростков, собирая катамнез, сталкиваемся преимущественно с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17—18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.
При этом нужно, конечно, иметь в виду, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические, хотя порой и достаточно длительные явления, их интенсивность и способы выражения также различны. Важен сам факт личного обособления, противопоставления, завоевания собственной позиции.
Рассматривая кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, мы считаем наиболее адекватным традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:
1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур (конечно, название «негативная» условно, процитируем в этой связи еще раз Л. С. Выготского: «Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития» ;
2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте — это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);
3) посткритическую фазу, т. е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п.
Такой подход находит свое подтверждение и в результатах специальных исследований, и в данных наблюдений за детьми. Как известно, переход к подростковому возрасту характеризуется возникновением различных форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Причем чаще всего это проявляется в известных и ярко выраженных трудностях поведения — негативизме, упрямстве, открытом непослушании, конфликтах со взрослыми, стремлении всегда настоять на своем. Кратко это можно описать так: повышенная конформность по отношению к группе сверстников и демонстративное противопоставление себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребенка, который часто культивируется этими взрослыми. Это противопоставление может быть достаточно длительным, ярко выраженным или же сглаженным.
Конечно, как всякий период развития, подростковый возраст — явление конкретно-историческое. И не случайно отчуждение подростков от взрослых, конфликты со взрослыми наблюдались в особенно острых формах в прошлом, при традиционных отношениях, когда образы послушного ребенка и поучающего взрослого были достаточно жестко зафиксированы. Не случайно и то, что в современной ситуации, когда эти роли в значительной степени «размыты», а отношения между родителями и детьми часто носят совершенно иной характер, кризисная симптоматика выражена не столь ярко. Однако признание культурно-исторических и других различий — социально-экономических, половых, этнических и, конечно, в первую очередь индивидуальных, как справедливо отмечала Л. И. Божович, «не исключает наличия общих для всех подростков психологических особенностей, определяемых возникающими в логике психического развития и специфическими для данного возраста новообразованиями» . Судя по экспериментальным данным, а главное — по результатам клинической психологической работы, проявления подростковой кризисной симптоматики и в настоящее время вполне отчетливы.
Проиллюстрируем это примером из клинической практики. В психологическую консультацию обратилась мама 10-летней девочки, ученицы V класса, которую школьный психолог диагностировал как «отличающуюся ярко выраженными девиантными формами поведения, связанными с недостатками воспитательных воздействий» и посоветовал родителям заняться последовательным пресечением этих форм поведения. Прийти в консультацию маму заставило то, что, хотя следование этим рекомендациям, «закручивание гаек», действительно привело к исчезновению описанных форм поведения, сложности остались. Девочка перестала грубить учителям, упрямо стараться «все сделать по-своему, наперекор», уже не проводила много времени со сверстниками, которые не нравились родителям, и в основном сидела дома. Но одновременно она стала капризной, по малейшему поводу начинала плакать, требовала от родителей постоянного внимания к себе, ничем не хотела заниматься без их участия. Особую их тревогу вызвало то, что девочка достала с антресолей старую куклу, которую, по словам матери, «целый день, как маленькая, таскает за собой по квартире, даже в уборную с собой несет».
Этот случай, на наш взгляд, интересен для разбора с нескольких точек зрения. Прежде всего очевидно, что школьный психолог рассматривал негативные стороны поведения девочки как некоторые индивидуальные проявления недисциплинированности, в отрыве от возрастных особенностей. Его рекомендация, оказавшаяся в каком-то смысле даже успешной, была направлена на преодоление этих нарушений поведения. Если бы он рассматривал поведение девочки исходя из представления о возрастных кризисах, то оценил бы его как симптоматику подросткового кризиса, связанную со стремлением утвердить себя, отстоять личностную автономию, т. е. обратился бы к ведущим потребностям девочки, и его рекомендации были бы, вероятно, иными.
Кроме того, описанный случай как бы демонстрирует два пути протекания кризиса.
Симптомы первого — это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Этот тип кризиса широко описан в литературе и часто носит название «кризис независимости». Естественно, в каждом возрастном кризисе этот букет симптомов проявляется в соответствии с возрастными особенностями. И если для 3-летнего ребенка ревность к собственности выражается в том, что он вдруг перестает делиться с другими детьми игрушками, то для подростка — это требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное — «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира — вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.
Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. Описание подобного варианта протекания возрастного кризиса в известной нам литературе встречается лишь один раз — в работе Б. Л. Ланды, посвященной кризису 3 лет. Указанный вариант, на наш взгляд, удачно назван им «кризис зависимости». Применительно к подростковому возрасту этот вариант, насколько можно судить, не описан. Вместе с тем наши наблюдения и клиническая работа с подростками (около 450 случаев) свидетельствуют, что он встречается примерно в 10—12% случаев.
Если «кризис независимости» — это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» — возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое — варианты самоопределения (хотя, конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором — «Я ребенок и хочу оставаться им».
На то, что у подростка, переживающего кризис, эти две тенденции сосуществуют, указывают и экспериментальные данные, полученные по модифицированной нами методике Б. Заззо «Выбор золотого возраста». Суть модификации состояла в приведении методики к форме шкальной оценки — использование вертикальной шкалы («линии жизни») и точки, характеризующей представление ребенка о том, какое место занимают на этой линии дети его возраста. Мы исследовали около 1000 детей с 6 до 17 лет, из них 240 подростков 12—14 лет. Напомним, что, согласно критериям, предложенным Б. Заззо, самым продуктивным является выбор в качестве «золотого», наиболее желательного, возраста — собственного. Этот выбор, по Б. Заззо, свидетельствует о понимании школьником ценности каждого возрастного периода. В нашем материале такой выбор сделали около 17% испытуемых. Подростки 12—14 лет в качестве наиболее благоприятного возраста чаще всего выбирали «несколько старше» — на 2—3 года (24%). Около 9% испытуемых проявили желание быть намного старше. Примерно 13% процентов подростков демонстрировали ярко выраженное желание «быть маленьким» и даже «очень маленьким». И наконец, 37% подростков сделали двойственный выбор, указывая, что они хотели бы быть или старше (как правило, намного), или младше, но только «не такими, как сейчас». Именно последние характеризовались наиболее яркими проявлениями, типичными для подросткового кризиса. Отметим, что среди испытуемых других возрастов подобные реакции были единичны, исключение составляли лишь дети 6—7 лет, где такой двойственный выбор делали около 8% испытуемых. Без дополнительных данных достаточно трудно сказать, связано это также с «критичностью» данного возраста или причина все же в трудностях, адаптации к школе.
Указанная двойственность позиции подростка, на наш взгляд, и определяет специфику подросткового кризиса. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, отстаивая перед взрослым свою новую позицию, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ожидает (конечно, неосознанно), что они обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Вот почему повышенно либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.
Наличие обеих указанных тенденций хорошо видно в приведенном примере. Столкнувшись с резким противодействием взрослых ее стремлению к независимости, девочка выбрала путь зависимости. Сильные возрастные потребности, вызывавшие кризис, обеспечивали и в том, и в другом случае яркую его симптоматику. О наличии в переживании кризиса двух тенденций свидетельствуют и экспериментальные данные. Именно сила этих одновременно существующих и противоположно направленных тенденций обусловливает напряженность кризиса, а победа одной из них характеризует его разрешение и во многом определяет дальнейшее развитие личности.
Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Это дает основание считать, что именно путь «кризиса независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса с точки зрения заложенных в нем возможностей для формирования личности. Вместе с тем наиболее экстремальные проявления «кризиса независимости» чаще всего непродуктивны.
«Кризис зависимости», по нашим данным, — достаточно неблагоприятный вариант развития. Важно учесть, что подростки, так переживающие кризис, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства, напротив, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, т. е. отношения по типу «взрослый — ребенок».
Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Еще Л. С. Выготский указывал на то, что подростковый возраст не может быть описан одной какой-либо формулой. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь школьнику наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.
Литература
Проблема подросткового кризиса — Прихожан А. М.- полнотест статьи на сайте электронной библиотеки МГППУ
Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.
Консультация для родителей
Кризис подросткового возраста
Признаки кризиса.
Как понять, что ваш ребенок вступил в подростковый кризис? Это не так сложно, дело в том, что вступление в кризисный период характеризуют типичные проявления. Прежде всего, это повышенное стремление к общению со сверстниками. Кажется, что ваш ребенок часами может болтать по телефону или общаться с друзьями во дворе и при этом так и не насыщается этими разговорами. Еще одно проявление — стремление подростка утвердить свою самостоятельность, независимость и автономию. У него на все есть свое, единственно правильное мнение.
Эти специфические особенности поведения подростков могут раздражать родителей, но на самом деле они необходимы для развития полноценной личности. Именно в этот период подросток в целом пытается понять себя, свои возможности, личные ценности и нормы. Он начинает соотносить себя со сверстниками и взрослыми, что и приводит к столь выраженному самоутверждению.
Как протекает кризис?
Подростковый кризис имеет несколько фаз. Сначала — негативная, когда происходит ломка имеющихся стереотипов и родители начинают замечать сложности в общении с ребенком. Далее — кульминационная точка кризиса, точка кипения и взрослых, и детей. В этот непростой период важно как можно лучше понять подростка. Показать, что вы его любите таким, какой он есть. Пытаться вместе выходить из различных ситуаций с учетом мнения подростка. Родителям стоит запастись терпением на несколько лет. В природе все закономерно, и подростковый период здесь не исключение. После того как фазы кризиса сменят одна другую, он подойдет к концу. И вскоре наступает посткритическая фаза построения новых отношений.
Несколько советов родителям.
Известно, что компромисс- один из выходов в любой конфликтной ситуации. И в случае с подростковым кризисом взрослым проще взвесить ситуацию и найти компромисс. Помните, что ребенку в период кризиса необходима ваша помощь.
Как же помочь подростку пережить кризис?
Попробуем дать несколько советов.
— Помните, что применение силы и постоянных категоричных заявлений больше разжигает негодование подростка. Авторитарность и сила — это оружие при беспомощности с детьми, но в большинстве случаев оно бесполезно.
— Принимайте подростка на равных со взрослым. Выслушивайте его мнение и принимайте его во внимание при решении семейных вопросов.
— Помогите своему ребенку в управлении эмоциями. Да и самим родителям нужно стараться быть сдержаннее при общении с ним.
— Никогда не сравнивайте своего ребенка со сверстниками.
— Проявляйте интерес к увлечениям ребенка. Чем больше общего, тем больше тем для разговоров, а значит, теплее и крепче детско-родительские отношения.
— Не забывайте, что ребенку необходимы поощрение и поддержка. Любые проявления самостоятельности обязательно должны быть отмечены родителями.
Подростковый кризис: учим ребенка понимать себя и других.
Кризис подросткового возраста — это период, когда ребенок особо нуждается в понимании и поддержке родителей.
Как бы вы ни старались избежать конфликтов с подростком, время от времени они будут возникать. Это неизбежные издержки трудного периода взросления. Но конфликты можно свести к минимуму, без ущерба родительскому авторитету, с помощью простых методов.
Помогите подростку разобраться в себе. «Кто я? Какой я?» — это, пожалуй, самые важные вопросы, на которые подросток хочет получить ответы. И в поиске верных ответов никак не обойтись без вашего родительского участия.
Ненавязчиво помогите разобраться в себе. Возможно, вы увидите, что у подростка есть какие-то недовольства собой, своей внешностью, или у него нет устойчивых интересов и определенных целей. Ваш родительский авторитет и доверительная беседа дают возможность подкорректировать представление ребенка о себе, поддержать его и вселить уверенность – а значит, облегчить подростковый кризис.
Подростковый кризис — возраст, когда все подвергается сомнению.
Все подвергается сомнению и критике, даже вы и ваши поступки. Помогите подростку лучше понять вас, родителей.
Проведите игровой тест: предложите сыну или дочери составить список черт, которые он (а) ценит в вас: характерные поступки, личные качества, знания, умения. В это время вы тоже составляете список черт ребенка, которые вам нравятся в нем. Обменяйтесь своими мнениями, обсудите.
Можно пойти и дальше: составить списки черт, к которым обе стороны согласны относиться терпимо. Если в ходе разговора вы будете проявлять тактичность и терпение, сможете быть демократичным, то такой способ поможет вам преодолеть шероховатости в общении с подростком.
То, что вы будете интересоваться мнением своего сына или дочери относительно вас, нисколько не уронит ваш родительский авторитет. А наоборот, подросток, увидев ваше доверие к нему, его мнению, сам будет больше вам доверять и прислушиваться к вашим советам.
Социальный педагог
ГБУСОН РО «РЦ Каменского района»
Шейкина А.О
Настоятельно рекоммендуем обновить версию Вашего браузера, сделать это можно по этой ссылке http://www.microsoft.com/rus/windows/internet-explorer/
Главная страница О центре Программы Центра Школьники Кризисы подросткового возраста
Многие родители с тревогой ожидают наступления подросткового возраста, который обычно связывают с так называемым подростковым кризисом. Кризисным называют период 11-16 лет для девочек и 12-18 лет — для мальчиков, хотя на практике эти границы определяются индивидуально.
В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и заканчивается быстрее, чем у мальчиков. Это может быть связано с тем, что требования к самостоятельности мужчин в нашем обществе традиционно являются более жёсткими, чем для женщин.
Наступление подросткового кризиса трудно не заметить. Он сопровождается резкими изменениями в поведении ребёнка, которое становится, как сказали бы педагоги, проблемным: неуправляемость, непослушание, чрезмерная эмоциональность или, наоборот, замкнутость — это лишь некоторые признаки кризиса. Подростки могут часами просиживать за компьютером, игнорируя выполнение домашних заданий, заводят сомнительных приятелей, поздно приходят домой, начинают курить, пробуют алкоголь или даже наркотики, прогуливают школу, не спешат выбирать профессию…
Что стоит за этими проявлениями? Принято считать, что основной целью подросткового кризиса является самоутверждение подростка, отстаивание себя как полноценной личности. Достижение этой цели осложняется тем, что подросток ещё не обладает достаточной социальной зрелостью. Несмотря на то, что взрослые зачастую продолжают относиться к подросткам как к детям, у них формируется специфическое чувство взрослости, которое проявляется в стремлении к самостоятельности, утверждению своей позиции, равноправию в отношениях со взрослыми. Именно поэтому подростковый кризис называют «кризисом независимости». Стремление к самостоятельности может проявляться в разных формах: в отстаивании собственного мнения, оценок, предпочтений в выборе друзей или способов времяпровождения. В отличие от более младших детей подростки особенно болезненно реагируют на нарушение границ своего личного пространства: как физического (ничего не трогать у него на столе, не входить в его комнату), так и психологического («не лезть ему в душу»).
Поскольку подростковый кризис характеризуется негативными проявлениями и сопровождается конфликтами между подростками и родителями, возникает вопрос, каковы причины возникновения кризиса и можно ли его предотвратить или хотя бы ослабить. Причина любого возрастного кризиса, и подростковый тут не исключение, состоит в появлении у взрослеющего человека новых потребностей, удовлетворение которых серьёзно затруднено. С одной стороны, вследствие быстрого физического и умственного развития подросток становится способным размышлять и самостоятельно принимать решения относительно своей жизни. С другой стороны, родители по инерции продолжают относиться к нему как к ребёнку, не замечая, что в некоторых сферах ему уже вполне можно передать ответственность. В этой ситуации страдают обе стороны: подросток — от недоверия родителей его личностным силам, родители — от расширения зоны ответственности, ведь по мере взросления подростка в его жизнь включаются все новые сферы деятельности. Можно предположить, что противоречие между ощущением взрослости у подростка и прежним отношением родителей было бы не таким острым, если бы родители вовремя заметили первые, еще неотчетливые признаки наступления подросткового возраста и перестроили свое отношение к нему с учетом новой потребности в самостоятельности. Например, можно советоваться с подростком по вопросам, которые касаются семейных дел (покупки, интерьер, семейный отдых), чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи. В некоторых случаях это действительно срабатывает. Но нельзя забывать, что кризис в каждом случае имеет и индивидуальные особенности, поэтому универсальных рекомендаций здесь быть не может. Поэтому стоит прислушаться и к мнению тех психологов, которые считают, что «предвосхищающее» создание условий для осуществления новых потребностей в значительной части случаев оказывается безрезультатным. Оказывается, для подростков важна именно свобода, завоеванная ими самими, а не предоставленная им взрослыми добровольно. Поэтому они как будто специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки старых норм и правил, задающих границы их возможностям. В этом есть свой позитивный смысл: в борьбе за независимость в относительно безопасных условиях семьи у подростка формируется чувство уверенности в себе и способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Это позволяет рассматривать «кризис независимости» как конструктивный с точки зрения заложенных в нем возможностей для формирования личности. Вместе с тем крайние проявления «кризиса независимости» чаще всего непродуктивны.
Подростковый кризис не всегда протекает в форме «кризиса независимости». Иногда подростки предпочитают не ввязываться в борьбу за свою личностную автономию, которая может закончиться не в их пользу. Они выбирают сохранение прежней системы отношений с родителями, которая давала им эмоциональное благополучие и чувство защищенности. Эту форму протекания подросткового кризиса определяют как «кризис зависимости», для которого характерен выбор (часто неосознанный) самоопределения по типу «Я ребёнок и хочу оставаться им». Родители обычно воспринимают такой вариант взросления положительно, радуясь тому, что им удалось сохранить благоприятные отношения с ребёнком. Однако для личностного развития подростка это неблагоприятный вариант, результатом которого является затяжная инфантильная позиция «ребёнка», сохраняющаяся не только в период молодости, но даже в зрелом возрасте.
Выбор зависимой по отношению к родителям позиции может определяться как внутренними, так и внешними причинами. К внутренним причинам можно отнести такие личностные особенности подростка, как тревожность, неуверенность в себе. Такой подросток будет избегать ситуаций с неопределёнными последствиями (в том числе конфронтации с родителями), поскольку у него нет уверенности в том, что он сможет добиться своего. Внешней причиной может быть сложившийся в семье стиль взаимодействия родителей с ребёнком. Авторитарный родитель может заставить подростка смириться со своим подчинённым положением, что приведёт к неизбежному искажению его личностного развития.
Ещё одним следствием сглаженного бесконфликтного протекания подросткового кризиса может быть его смещение во времени. Протекание кризиса независимости в 17-18 лет обычно бывает более бурным и осложняется необходимостью решения возрастных задач, свойственных периоду ранней юности.
Вне зависимости от формы протекания кризиса его симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические, хотя порой и достаточно длительные явления, различающиеся по интенсивности и способам выражения.