Крылатское церковь

Храм Рождества Богородицы. Крылатское — одно из живописнейших мест столицы, история которого уходит в глубокую древность.

Впервые оно упоминается в 1417 году в духовной грамоте, когда Василий Дмитриевич наряду с другими селами дарует Крылатское своей княгине. С 15 века село являлось княжеским, позже — царским.

Известно, что для Ивана Грозного Крылатское было излюбленным загородным местом.

В конце 16 века село стало собственностью Романовых. Представители фамилии возводят на месте старой, еще времен Грозного, церквушки новую деревянную. Впервые же Церковь Рождества Богородицы упоминается в 1554 году.

История

Современный храм Рождества Богородицы был построен на месте нескольких более ранних деревянных церквей, относившихся к бывшей деревне Крылатское, причём первое упоминание о деревенском храме в этих краях относится к 1554 году. Тогда, согласно летописи, царь Иван Грозный, вотчиной которого являлось и Крылецкое (Крылатское), останавливался в деревне по случаю освящения там храма во имя праздника Рождества Девы Марии. Возведенное тогда церковное здание сгорело в 1713 году и вскоре после этого на его месте была построена новая деревянная церковь, которая простояла до середины XIX века. По ходатайству прихожан Крылатского и окрестных сёл в 1862 году началось возведение нового каменного храма с двумя приделами, могущего вместить значительно большее количество верующих, на месте деревянной церкви. Основной храм и трапезная были готовы в 1868 году, в то время как колокольню начали строить несколькими годами позже и завершили только в 1877 году. Архитектором храма являлся Р. Т. Водо, а колокольня была возведена по проекту московского зодчего А. Н. Стратилатова. Каменный храм был выстроен в настоятельство священника Петра Александровича Орлова, служившего в с. Крылатском с 1838 по 1876 год.

Храм в начале XX века

С конца XIX века и вплоть до 1930-х годов в храме Рождества Богородицы хранилась икона Рудненской Божией Матери, которая, по преданию, была найдена местными крестьянами неподалёку от храма. У места обретения иконы была построена часовня, а находящийся там родник одного из протекающих по сегодняшнему ландшафтному парку ручьёв до сих пор считается чудотворным и туда приходят за водой жители окрестных домов.

В 1936 году оригинальный образ Рудненской Богоматери был украден и сожжён, а окончательно церковь закрыли в 1941 году, при этом часовня у родника была разобрана, а колокольня храма уничтожена советскими зенитчиками как возможный ориентир для немецких самолётов при бомбардировках западных окрестностей Москвы. Тем не менее, до середины 50-х годов прошлого столетия в официально закрытой полуразрушенной церкви негласно продолжали проводиться службы по некоторым праздникам, которые были окончательно прекращены в годы хрущёвских гонений на церковь. Впоследствии уцелевшее основное здание церкви долгое время использовалось деревенскими жителями в качестве дровяного склада. При сносе в 1970-х годах ранее вошедшей в черту Москвы деревни Крылатское для строительства олимпийских объектов и нового жилого района полуразрушенная церковь осталась единственным уцелевшим зданием бывшей деревни, причём оба приходских кладбища возле церкви также были уничтожены, а могилы перенесены на Хованское кладбище.

В 1989 году здание храма было возвращено Русской православной церкви и вскоре в нём возобновились богослужения. В 1990-е годы была восстановлена колокольня, благоустроена территория храма и создан новый иконостас взамен утраченного оригинала. Находящаяся в храме в настоящее время икона Рудненской Богоматери является сохранённым в своё время одной из местных жительниц списком утраченной иконы, сделанным в начале XX века. С 2003 года ведутся работы по восстановлению внутренней росписи церкви.

В последующие годы храм продолжали восстанавливать, был создан новый иконостас, расширена площадь, занимаемая храмом, был построен дом причта и благоустроена территория, окружающая храм. С 1990 года при храме работает воскресная школа и православная библиотека. В 1998 году настоятелем храма стал протоиерей Георгий Бреев.

8 февраля 2010 года в храм Рождества Богородицы в Крылатском передали частицу мощей мученика Вонифатия

При храме работает паломническая служба «ТОВИЯ». Она была создана по благословению протоиерея Георгия Бреева — настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Служба предлагает различные экскурсии и поездки по святым местам России и зарубежья. «ТОВИЯ» сотрудничает с Русским географическим обществом. Результатом успешного сотрудничества стали познавательные и полезные для восстановления физического состояния и духовного здоровья экскурсии, походы и экспедиции для взрослых и детей.

Деятельность прихода

На сегодняшний день при храме действует воскресная школа. Также при храме открыт клуб реконструкции средневековой культуры.

Важно! Настоятель храма — Дмитрий Рощин имеет активную социальную позицию и возглавляет работу с общественными организациями, входящими в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.

Расписание богослужений

По средам, пятницам и субботам в храме проходят утренние богослужения в 8 утра и вечерние — в 17.00. В праздничные дни и по воскресеньям утренняя литургия начинается в 9.00, вечерняя — в 18.00. Еженедельно по средам в 18.00 читается акафист Николаю Чудотворцу.

Святыни

Среди наиболее почитаемых святынь храма сегодня наиболее известны следующие:

  • частица святых мощей Николая Мирликийского;
  • икона Николая Чудотворца и частица его святых мощей, находящиеся в Никольском приделе храма;
  • икона Святой мученицы Татьяны и ее святые мощи;
  • икона великомученика Пантелеимона, написанная в 1909 году на Афоне.

Храмовая икона святого Николая

Престольные праздники

Кроме общецерковных православных праздников, таких как Рождество Христово и Светлая Пасха, храмом отмечается ежегодно 22 мая важный престольный праздник — перенесение мощей Николая Чудотворца.

Существуют и еще несколько дат, связанных с жизнью и смертью святого Николая — 11 сентября и 19 декабря соответственно.

Литература

Как добраться до храма

Из станции метро «Крылатское» нужно выйти к торговому . В 700 метрах на восток находится регулируемый пешеходный переход через улицу Крылатские Холмы. Отсюда олимпийская велосипедная трасса вдоль лесополосы приведёт в церковь.

К Храму можно дойти пешком от остановки «Церковь» на улице Крылатской. От метро «Молодежная» к этой остановке ведут автобусные маршруты № 732, 829; от метро «Кунцевская» — маршрут № 733; от метро «Полежаевская» — маршрут № 271.

Если поездка совершается на автомобиле, то транспортное средство придётся оставить на парковке на улице Крылатские Холмы или на улице Крылатская, а оставшийся путь преодолеть своим ходом.

Словно птица Феникс из пепла, возрождался храм на крылатских холмах. Раз за разом строился и перестраивался земной дом Царя Небесного. Уютнее и красивее становится место, где страждущие прихожане находят защиту и покровительство у Спасителя нашего. Верующие люди обретают помощь и поддержку, утоляя духовную жажду у источника живительной влаги. Здесь человек, живший от зарплаты до зарплаты, начинает отсчитывать время по вехам церковного календаря.

Ссылки

  • Официальный сайт храма
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
  • Информация о храме на сайте hramy.ru
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
  • Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
  • Елена Мартьянова. Частицу мощей мученика Вонифатия передали в московский храм
  • Спортивная секция при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
  • Фотографии храма в блоге «Путевые фотозаметки»
  • Паломническая служба «ТОВИЯ» при храме

Описание

Относительно архитектурного стиля, к которому принадлежит храм, существуют некоторые разногласия. В целом, можно сказать, что Храм Святителя Николая на Трех Холмах сочетает в себе как черты классицизма, главными из которых выступают скромность и строгость деталей, так и некоторые черты так называемого «московского» барокко.

Интерьер церкви Святителя Николая

Некоммерческое партнерство «Рукописные памятники Древней Руси

Не­ком­мер­чес­кое Парт­нер­ст­во «Ру­ко­пис­ные па­мят­ни­ки Древ­ней Ру­си» со­зда­но при учас­тии Ин­сти­ту­та рус­ско­го язы­ка им. В. В. Ви­но­гра­до­ва РАН и из­да­тельст­ва «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур». На­уч­ное ру­ко­водст­во де­я­тель­ностью Парт­нер­ст­ва осу­щест­вля­ет На­уч­ный со­вет, воз­глав­ля­е­мый чл.-корр. РАН, ди­рек­то­ром Ин­сти­ту­та рус­ско­го язы­ка РАН А. М. Мол­до­ва­ном. В На­уч­ный со­вет вхо­дят: А. А. Гип­пи­ус, В. М. Жи­вов (зам. пред­се­да­те­ля На­уч­но­го со­ве­та), А. А. За­лиз­няк, А. А. Пич­хад­зе, Н. Н. По­кров­ский, А. А. Ту­ри­лов, В. Л. Янин. Глав­ная на­ша цель – со­брать как мож­но бо­лее об­шир­ный элек­трон­ный ар­хив древ­не­рус­ских ма­те­ри­а­лов, хра­ня­щих­ся в оте­чест­вен­ных и за­ру­беж­ных му­зе­ях (ар­хи­вах, биб­лио­те­ках, хра­ни­ли­щах) и пред­ста­вить его в от­кры­том до­сту­пе в ин­тер­не­те с со­блю­де­ни­ем и за­щи­той всех юри­ди­чес­ких прав му­зе­ев-хра­ни­те­лей ру­ко­пи­сей. Важ­ность этой за­да­чи обу­с­лов­ле­на тем, что к на­сто­я­ще­му вре­ме­ни опуб­ли­ко­ва­на лишь не­зна­чи­тель­ная часть (ме­нее 0.1 про­цен­та) ру­ко­пис­ных па­мят­ни­ков, на­хо­дя­щих­ся во мно­гих хра­ни­ли­щах Моск­вы, Пе­тер­бур­га, Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, Кост­ро­мы, Тве­ри, Яро­с­лав­ля, Ка­за­ни, Са­ра­то­ва, и дру­гих го­ро­дов. Меж­ду тем со­бра­ние древ­не- и ста­ро­рус­ских ру­ко­пи­сей (XI–XVII ве­ков), хра­ня­щих­ся в рос­сий­ских биб­лио­те­ках и ар­хи­вах, чрез­вы­чай­но ве­ли­ко и на­счи­ты­ва­ет бо­лее 100 000 еди­ниц хра­не­ния. При от­сут­ст­вии пол­но­цен­ных и ка­чест­вен­ных ко­пий мы на­хо­дим­ся под по­сто­ян­ной угро­зой утра­ты это­го на­сле­дия. Ре­а­ли­за­ция по­став­лен­ной це­ли бу­дет осу­щест­влять­ся пу­тем предо­став­ле­ния на на­шем сай­те пер­со­наль­ной экс­по­зи­ци­он­ной пло­щад­ки му­зе­ям, ар­хи­вам, из­да­тельст­вам, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ским кол­лек­ти­вам для раз­ме­ще­ния в от­кры­том до­сту­пе элек­трон­ных ко­пий име­ю­щих­ся у них ру­ко­пис­ных ма­те­ри­а­лов (вмес­те с не­об­хо­ди­мой со­пут­ст­ву­ю­щей ин­фор­ма­ци­ей: пра­ва на ее пуб­ли­ка­цию, ад­ре­са и те­ле­фо­ны для на­уч­ных и де­ло­вых кон­так­тов и пр. Мы так­же бе­рем на се­бя тех­ни­чес­кое об­слу­жи­ва­ние этой экс­по­зи­ции, вклю­ча­ю­щее пер­вич­ную об­ра­бот­ку и по­сле­ду­ю­щее раз­ме­ще­ние от­ска­ни­ро­ван­ной ру­ко­пи­си, об­нов­ле­ние и до­пол­не­ние экс­по­зи­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов и др. При этом все пра­ва му­зея, ар­хи­ва (дру­го­го пра­во­об­ла­да­те­ля) на предо­став­лен­ные ма­те­ри­а­лы пол­ностью со­хра­ня­ют­ся, а ру­ко­пис­ные ма­те­ри­а­лы раз­ме­ща­ет­ся в ви­де, не до­пус­ка­ю­щем их не­санк­ци­о­ни­ро­ван­ное из­да­ние. При­ме­ром мо­жет слу­жить на­ше со­труд­ни­чест­во с Го­су­дар­ст­вен­ной Треть­я­ков­ской Га­ле­ре­ей. В на­сто­я­щее вре­мя на­шем сай­те раз­ме­ща­ет­ся элек­трон­ная ко­пия из­да­ния «Ти­по­граф­ский Ус­тав (ус­тав с кон­да­ка­рем)» а трех то­мах, осу­щест­влен­но­го под на­уч­ной ре­дак­ци­ей Б. А. Успен­ско­го из­да­тельст­вом «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур» при со­дейст­вии Га­ле­реи. Это из­да­ние по­свя­ще­но ру­ко­пис­но­му па­мят­ни­ку кон­ца XI – на­ча­ла XII вв. Пер­вый том пред­став­ля­ет фак­си­миль­ное вос­про­из­ве­де­ние ру­ко­пи­си, вто­рой — на­бор­ное вос­про­из­ве­де­ние и сло­во­ука­за­тель, тре­тий со­дер­жит по­свя­щен­ные ей на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния. При­мер со­труд­ни­чест­ва с уче­ны­ми – раз­дел, по­свя­щен­ный древ­не­рус­ским бе­рес­тя­ным гра­мо­там, раз­ра­бо­тан­ный кол­лек­ти­вом уче­ных во гла­ве с ака­де­ми­ка­ми В. Л. Яни­ным и А. А За­лиз­ня­ком. Впер­вые в пол­ном объ­еме пред­став­ле­ны кол­лек­ции бе­рес­тя­ных до­ку­мен­тов Го­су­дар­ст­вен­но­го ис­то­ри­чес­ко­го му­зея и Нов­го­род­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го объ­еди­нен­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка. При­ме­ром со­труд­ни­чест­ва с из­да­тельст­ва­ми яв­ля­ет­ся со­вмест­ная ра­бо­та с из­да­тельст­вом «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур», ко­то­рое предо­ста­ви­ло нам свои из­да­ния пер­вых то­мов Пол­но­го со­бра­ния рус­ских ле­то­пи­сей, п так­же ру­ко­пис­ных книг «Ис­то­рия иудей­ской вой­ны Иоси­фа Фла­вия» (древ­не­рус­ский пе­ре­вод) и «Псал­тырь 1683 г. в пе­ре­во­де Ав­ра­мия Фир­со­ва». На­ря­ду с глав­ной за­да­чей — со­брать пол­ный элек­трон­ный ар­хив древ­не­рус­ских ма­те­ри­а­лов, мы ста­вим пе­ред со­бой еще две за­да­чи. Вто­рая за­да­ча, не­по­средст­вен­но свя­зан­ная с пер­вой — со­зда­ние спе­ци­аль­ных об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм по изу­че­нию са­мых раз­ных ас­пек­тов древ­не­рус­ской ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ры и куль­ту­ры, как свет­ской, так и ре­ли­ги­оз­ной (вклю­чая бо­го­слу­же­ние, мо­на­с­тыр­ское устройст­во, ху­до­жест­вен­ные сти­ли и вку­сы, куль­то­вые фи­гу­ры и проч.). Эти про­грам­мы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на раз­ные об­ра­зо­ва­тель­ные уров­ни обу­ча­ю­щих­ся (от млад­ших школь­ни­ков до сту­ден­тов стар­ших кур­сов и ас­пи­ран­тов уни­вер­си­те­тов) мо­гут стать не­за­ме­ни­мым под­спорь­ем в школь­ном и ву­зов­ском об­ра­зо­ва­нии на всей тер­ри­то­рии Рос­сии, важ­ным ис­точ­ни­ком воз­рож­де­ния оте­чест­вен­но­го са­мо­соз­на­ния и ду­хов­ных тра­ди­ций. На­ко­нец, третья на­ша за­да­ча — спо­собст­во­вать рас­ши­ре­нию ис­сле­до­ва­ний по ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ре, куль­ту­ре, язы­ку Древ­ней Ру­си, пу­тем об­лег­че­ния до­сту­па оте­чест­вен­ным и за­ру­беж­ным сла­вис­там к ру­ко­пис­ным ис­точ­ни­кам и по­свя­щен­ным им на­уч­ным ра­бо­там. Это бу­дет спо­собст­во­вать по­вы­ше­нию ин­те­ре­са к рус­ской ис­то­рии и куль­ту­ре, рос­ту ее вли­я­ния и ав­то­ри­те­та в ми­ре.

ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ

Из фондов отечественных библиотек, музеев, архивов, частных коллекций

  • Древнерусские берестяные грамоты
  • Русские летописи
  • Издания славянских памятников

В создании сайта участвуют и помогают:

Издательство «ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР» ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА РАН ИКТ для НКО

Публикация и другие виды распространения представленных на сайте Некоммерческого Партнерства «Рукописные памятники Древней Руси» материалов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ без письменного разрешения их правообладателей.

Контактный email:

Архитектура

Удивительное строение голубого цвета видно издалека на холме зеленого массива. Архитектурный стиль не отличался от других зданий своего времени и возведен в духе эклектики, нарядное строение соединяет зодческие элементы различных эпох древне российских направлений с классицизмом.

Внешний вид церкви это куб с прямыми углами и пяти главными куполами, плоскими стенами и карнизом оформленным поребриком. Это ретроспектива подражания национальной характеристике русского зодчества. К классицизму относится антаблемент в окончании авангардной стороны, большие окна, окруженные наличниками.

Лучшая статья для Вас, переходите: Николо-Угрешский монастырь где находится, как доехать, адрес, расписание богослужений

Спокойные, незагруженные украшением гладкие стены, скупые оконные проемы. Внутреннее помещение свободное, со сводами и композицией одного этажа окон. Церковь олицетворяет идею тленности тела и бренность бытия.

Церковь Николая Чудотворца

От пагубных разрушений церковь спасли те же рабочие Трехгорной мануфактуры. В самые неспокойные и опасные 1905 и 1917 годы они организовали охрану собора, который находился прямо в эпицентре всех революционных событий, происходивших на Пресне. Благодаря этому храм не был разграблен и разрушен.

Однако в начале 20-х годов церковь сохранить не удалось, сначала она была разорена, а потом и вовсе закрыта. В 1929 году ее перестроили, были разрушены купол и колокольня. Новая власть разместила там клуб, а немного позднее дом пионеров им. Павлика Морозова. Переулок, имевший название Никольский, тоже стал носить имя героя-пионера.

В бывшей деревне Крылатское Московского уезда вместо сгоревшего храма, построенного из дерева, был возведен новый, каменный, — в честь Рождества Богородицы. Теперь же эта местность вошла в состав территории Москвы. Сегодня здесь расположен район города с тем же историческим названием. На его территории раскинулся ландшафтный парк «Крылатские холмы», в одной из частей которого и расположен древний церковный ансамбль.

Контакты и общая информация о храме в Крылатском

Адрес: 121614, г. Москва, ул. Крылатские холмы 14, находится на территории парка.

Телефоны: 8 (495) 413-45-66; 8 (495) 413-27-44; (факс) 8 (495) 413-2744

Церковь на Крылатских холмах

Официальный сайт: http://www.hramnaholmah.ru/

Электронная почта: support.hramnaholmah@gmail.com.

Есть у храма свои странички в ВК http://vkontakte.ru/hramnaholmah и FB http://www.facebook.com/groups/hramnaholmah/

Для справки! В районе Крылатском есть также храм сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея Руси. Однако он находится по другому адресу.

Настоятель храма отец Георгий Бреев

Духовенство храма на Крылатских холмах

Митрофорный Протоиерей Георгий Бреев Настоятель храма с 1998 г., окончил Московскую Семинарию и Академию. Возраст — 83 года (род. 1937 г.), из которых 52 года посвящены служению Богу в священническом сане. Отец Георгий имеет церковные награды, автор многих книг и публикаций.
Протоиерей Сергий Тишкун Штатный священник храма. Родился в 1981 году, обучался в Киевской Семинарии и Академии, а также закончил несколько факультетов Афинского Национального Университета. Преподает в Сретенской Духовной Семинарии. Батюшка имеет общецерковные награды, нескольких печатных трудов.
Протоиерей Иоанн Никишин Действующий клирик храма. Родился в 1955 году. Образование — Московская Семинария и Академия. Имеет награды.
Иерей Андрей Шишкин Состоит штатным священником храма. Родился в 1977 году. По совместительству — возглавляет Воскресную школу.
Иерей Виктор Волков Родился в 1976 году, закончил Свято-Тихоновский университет. Ведет рубрику «Вопросы священнику».
Протодиакон Симеон Аветисян Год рождения 1953-й. Духовное образование получил в Московской семинарии и Свято-Тихоновском университете. Закончил также Ереванскую Государственную консерваторию. Имеет светские и церковные награды, основатель детских и взрослых музыкальных коллективов.
Диакон Алексий Сапронов Дата рождения 1980 год. Имеет юридическое и духовное образование.

Историческая справка

В прежние времена деревня Крылатское находилась в четырех верстах от столицы, на холмистых берегах Москвы-реки, и была окружена полями, лугами и лесами. На этом месте люди селились с ранних времен и каменному храму предшествовала не одна деревянная культовая постройка, ведь материал использовался для них недолговечный и легко воспламеняющийся.

Так, еще Иоанн Грозный останавливался в этих местах, согласно летописи, чтобы поучаствовать в освящении новой церкви в 1554 году. Скорее всего это была далеко не первая постройка культового здания в деревне. Храм времен Иоанна Грозного сгорел еще в 1713 году. Вскоре на этом месте была возведена новая церковь. Ей удалось простоять до середины 19-го века.

Затем деревянную постройку сменил каменный собор. Он вмещал значительно большее количество верующих. Впоследствии были пристроены трапезная и колокольня. Участвовали в возведении храмового комплекса такие известные в свое время архитекторы как Р. Т. Водо, А. Н. Стратилатов.

Храм на холмах в Крылатском действовал до 1941 года, а затем был закрыт. Колокольню разрушили, чтобы она не послужила ориентиром для атакующих самолетов противника. От часовни также остались одни развалины. Уцелело лишь одно здание церкви. До середины 50-х годов, пока не начались хрущевские гонения, в храме по праздникам проводились богослужения. Делалось это негласно, тайком от властей. Впоследствии жители деревни использовали уцелевшую церковь под склад.

Храм на холмах украшен пятью главами

В 1970-х годах началось расширение городской черты. Деревню определили под снос, из всех построек осталась лишь церковь в Крылатском. Территорию готовили также под строительство олимпийских объектов. В 1989 году храм Богородицы в Крылатском был передан во владение РПЦ. В нем сразу же произошли изменения:

  • провелись восстановительные работы,
  • была заново выстроена колокольня,
  • благоустроена территория;
  • увеличена площадь;
  • полностью обновлен иконостас;
  • построен дом притча.

Начала работу воскресная школа, открылась православная библиотека. С 2003 года начались восстановительные работы внутренних настенных росписей храма.

Экстерьер

Храм имеет кубическую форму. Сверху украшен пятью небольшими главами. В сочетании с рядом стоящей колокольней создает впечатление устремленности ввысь. Этому способствует также и то, что храм находится на одной из самых высоких точек близлежащей местности.

Расположение церкви Рождества Богородицы рассчитано на то, что ее здание будет просматриваться с большого расстояния, а также должно гармонично вписываться в окружающий ландшафт.

Внешний декор храма довольно сдержан и прост:

  • аркатурные пояса проходят по периметру барабана;
  • фасад разделен на 3 части гладкими лопатками;
  • под карнизом расположен рубчатый фриз;
  • высокие окна с полукруглыми окончаниями, без лепнины или резьбы.

Колокольня, расположенная рядом с церковью, декорирована немного богаче. Имеет три яруса: четверик, украшенный пилястрами, и два восьмерика с арочными окнами и полуколоннами, а также шатровое покрытие (купол). Грани 3-го яруса (звонницы) завершены килевидными выступами.

Интерьер

До 1941 года, когда храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском закрыли, его внутренние поверхности стен были покрыты масляными росписями, выполненными последователями Василия Васнецова. Но местные жители использовали церковь не по назначению долгие годы советской власти, поэтому богатое наследие храма безвозвратно утрачено.

Внимание! Сегодня, после проведения восстановительных работ, внутреннее убранство церкви поражает своей красотой и богатством.

Новый иконостас сделан мастерами в стиле барокко, который соответствует времени возведения каменных стен храма. Внутренние росписи выполнены в древнерусском варианте художниками:

  • Н. В. Нужным (2003-2006 г. г.);
  • Д. Ю. Лазаревым (2006 г.).

Главный престол церкви освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, приставной — Рудненской иконы Богоматери.

Роспись внутри храма

Святыни церкви Богородицы в Крылатском

С конца 19-го века в храме хранился образ, источающий чудеса по молитвам верующих людей, — Рудненская икона Божьей Матери. По преданию, была обнаружена недалеко от стен храма, в траве у ручья. На этом месте была выстроена часовня.

Родник, протекающий неподалеку, стали считать чудотворным. И поныне сюда приходят за водой жители окрестных домов, верящие в его живительную силу. При советской власти, в середине 30-х годов, чудотворный образ был уничтожен.

Некоторые жительницы деревни, одевали на себя юбки, сшитые из священнических облачений, ходили в таком виде по улице, сжигали на площади иконы. Такая же участь постигла и Рудненский образ Божьей Матери.

Для справки! Жительница села, осмелившаяся поднять руку на святой лик, закончила свою жизнь трагично. Когда немцы бомбили село, единственный дом, в который они попали, принадлежал этой женщине, где она на тот момент находилась вместе со своей дочерью.

Сейчас в храме находится один из ранних списков чудотворной иконы Рудненской Божьей Матери, датируемый началом 20-го века. Его передала в церковь одна благочестивая женщина, Параскева Ивановна Мухина, хранившая святой образ до своей смерти, совпавшей с началом Великой Отечественной Войны.

Далее икона перешла в руки дочери Варвары (до 1984 г.) и впоследствии досталась ее крестнице Лидии Ильиничне Груздевой. Последняя отреставрировала святой образ и в 1990 года передала восстанавливающему храму в Крылатском.

Икона Николая Чудотворца

Удивительна история этого иконописного образа. До революции это была надвратная икона ткацкой фабрики в Кунцево. При новой советской власти образ сняли и отправили доживать свой век в сарай. Один из рабочих фабрики, родом из Крылатского, выпросил икону у начальства и увез ее домой.

Через семьдесят лет потомки этого благочестивого человека передали святой образ вновь открывшемуся храму. Перед иконой св. Николая молятся о всех житейских нуждах, неурядицах и святой помогает страждущим.

Мощи преп. Иова Анзерского

Храм на Крылатских холмах — единственное место в Москве, где хранятся мощи Соловецкого чудотворца Иова Анзерского. Были переданы церкви Рождества Богородицы иеромонахом Евлогием, скитоначальником Голгофо-Распятского скита на Соловках.

Вместе с частицей мощей святого была подарена небольшая старинная литография с его изображением, на основе которой была написана икона. Работу выполнил И. В. Мясников, художник и реставратор, член Российской Академии живописи.

Икона и мощевик святого Вонифатия

В 2010 году в храме появилась частица мощей мученика Вонифатия. Икона святого и мощевик были переданы прихожанами Н. Мезенцевой и К. Мирейским настоятелю храма протоиерею Георгию Брееву.

Св. Вонифатий помогает людям исцеляться от болезней, особенно, от пьянства, наркомании. Находится образ святого мученика у солеи храма в киоте.

Источник

Святой источник, где была найдена икона Божьей Матери, называется Рудненским. Известен он еще со времен Иоанна Грозного. Именно из него снабжался водой царский двор.

На территории парка есть и другие родники, но этот пользуется наибольшей популярностью. По преданию, обладает целебными свойствами, поэтому сюда регулярно приходят верующие «испить водицы».

К сожалению, экспертизы, проведенные уже в наше время, не подтверждают высокое качество воды из него. Официальные власти регулярно выставляют таблички с надписью, что вода не пригодна для питья. Однако верующих людей не так просто переубедить. Чаще всего таблички срывают и уничтожают, родником продолжают пользоваться.

Обратите внимание! Каждый престольный праздник храма, на Рудненскую икону Божьей Матери, а также в Крещенскую ночь, проходит крестный ход с освящением воды в источнике.

Социальная деятельность храма

Почти с самого первого дня при храме работает православная библиотека. Обслуживание здесь для всех бесплатное, но запись проводится при наличии паспорта, как и в любом другом подобном учреждении.

Храм Рождества Богородицы находится почти в километре от жилых построек

Также с самого зарождения церковной общины проводятся занятия Воскресной школы, как для детей, так и для взрослых. Работают различные кружки, например, по рисованию для детей-инвалидов, музыкальная студия, спортивная секция и многое другое, чтобы дать возможность провести время с пользой дошкольникам, подросткам и их родителям, являющихся прихожанами церкви.

По субботам (11-00 — 13-00) на приходе действуют катехизаторские курсы, лекции на которых проводятся священнослужителями и людьми, имеющими богословское образование. Действует Евангельский кружок, проводятся совместные беседы и чаепития со священниками мирян. По воскресеньям, после ранней литургии, организованы занятия для взрослых по изучению Закона Божьего.

Для справки! При храме действует группа милосердия, занимающаяся окормлением больниц, уходом за пациентами, одинокими и пожилыми людьми, помощью детским домам и заключенным.

На территории храма осуществляет прием всех желающих православный психолог. Также каждую среду (18-00) прихожане могут получить бесплатную юридическую консультацию. При храме действует несколько групп, оказывающих помощь алкоголикам и их семьям. Это анонимные, непрофессиональные содружества взаимопомощи людям, столкнувшимся так или иначе с проблемой алкоголизма, наркозависимости.

Расписание богослужений в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском

Двери храма с раннего утра и до позднего вечера открыты для всех желающих помолиться, поприсутствовать на церковной службе, — литургия и вечерня проходят ежедневно. Храм в Крылатском имеет следующее расписание богослужений:

Название службы Будние дни Праздничные дни
Литургия 9-00 7-00
10-00
Вечерня 17-00 17-00
Название службы Будние дни Праздничные дни
Литургия 9-00 7-00
10-00
Вечерня 17-00 17-00

Как добраться до храма Пресвятой Богородицы в Крылатском

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы находится в самом центре парка-заповедника «Крылатские холмы». Ярко-голубое здание храма контрастно выделяется на фоне живописного ландшафта, зеленых насаждений. Вдоль западной границы парка расположено несколько автобусных остановок. Поэтому добраться до церкви не составляет труда, общественный транспорт ходит регулярно.

Ближайшая остановка к храму «Церковь Рождества Богородицы». Здесь останавливаются маршруты автобусов №№ 229, 271, 850, 733, 733К. С восточной стороны парка проходит путь маршрутного такси № 829.

Как добраться от:

  • ст. метро Крылатское — до храма 15 минут пешком;
  • ст. метро Кунцевское — автобусом № 733. Ехать до остановки «Церковь Рождества Богородицы»;
  • ст. метро Полежаевское — автобусом № 271. Так же;
  • ст. метро Молодежная — автобусом №№ 732, 829. Так же;
  • ст. метро Сокол — ст. метро Крылатское — троллейбусом № 19. До церкви пройти пешком.

Внимание! Проезд по территории заповедника на личном автотранспорте запрещен. Поэтому доехать к храму лучше на метро. Но подъезд к парку довольно удобен. От автостоянки необходимо пройти метров сто до храма пешком по парковой дорожке.

Церковь в Крылатском — это замечательный памятник архитектуры, украшение и изюминка окружающего паркового ландшафта и городского пейзажа. Но ее главная ценность в непрестанной молитве и служении Богу священнослужителей, прихожан храма. Величественное, как бы парящее ввысь, церковное здание на холмах притягивает не только взгляды близ живущих людей, но и их сердца, стремящиеся к Вечному.

Первое указание на существование церкви в селе Крылатском относится к 1554 году. Летопись рассказывает, что, возвращаясь в столицу из поездки в Клинские леса, царь Иоанн Грозный останавливался в Крылатском по случаю освящения в нем церкви. Церковь была деревянной, и уже к началу XVIII века обветшала и в 1713 году сгорела, а на ее месте по ходатайству священника о. Иоанна Кирилова был построен новый, также деревянный, храм. Освящение его произошло в 1717 году. В 1785 году церковь вновь пострадала от пожара.

Ходатайство о построении ныне существующей церкви началось с 1859 года. К этому времени село насчитывало уже 201 двор, и церковь не вмещала всех жителей. Кроме того, прихожанами храма являлись жители близлежащих деревень Татарово и Мневники. Было подано прошение члену Святейшего Правительствующего Синода митрополиту Филарету от причта и прихожан о строительстве новой каменной трапезной и колокольни. Прошение было отклонено, но уже в 1861 году поступило новое прошение, на этот раз о строительстве каменного храма. Строительство было начато в 1862 году по проекту архитектора Водо. К 1868 году храм с двумя приделами, в честь иконы Божией Матери Казанской и святителя Николая Чудотворца, был отстроен, но без каменной колокольни, которая отсутствовала вплоть до 1877 года. В 1877 году колокольня была возведена по проекту архитектора Стратилатова. Архитектура 5-главого храма с высокой колокольней следовала традициям византийского зодчества. На источнике, в месте обретения иконы Божией матери Рудненской, была сооружена часовня.

В первые десятилетия советской власти, как и большинство храмов в России, церковь Рождества Богородицы в Крылатском была закрыта и подверглась разрушению. В начале Великой Отечественной войны колокольня храма была взорвана. Церковь передана в Ведомство Московской епархии в 1989 году. В конце этого же года в храме возобновлены богослужения. Настоятелем храма был назначен протоиерей Николай Морозов. Был восстановлен четверик храма и колокольня.

В 1998 году настоятелем храма стал протоиерей Георгий Бреев. К настоящему времени создан новый иконостас, значительно расширена площадь храма, построен дом причта, благоустроена территория, окружающая храм. Ведутся работы по росписи храма. В ближайшем будущем планируется восстановление часовни на источнике. Также в планах храма возведение крестильни.

Использованы материалы с сайта храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *