Кто душу свою сбережет?

Спаситель однажды задал Своим ученикам следующий вопрос: «Какой выкуп даст человек за душу свою?»1

Много лет назад отец научил меня задумываться над этим вопросом. В детстве мои родители поручали мне некоторые работы по дому и давали за их выполнение карманные деньги. Я часто тратил эти деньги – немногим более 50 центов в неделю – на поход в кино. В то время билет в кино стоил 25 центов для 11-летнего ребенка. Это оставляло мне 25 центов на шоколадные батончики, стоившие по пять центов за штуку. Кино с шоколадными батончиками! Ничто не могло быть лучше!

Все было хорошо, пока мне не исполнилось 12 лет. Однажды днем, стоя в очереди, я понял, что цена билета для 12-летнего ребенка была 35 центов, а это означало, что мне достанется на два батончика меньше. Не совсем готовый принести такую жертву, я стал рассуждать сам с собой: «Ты выглядишь точно также, как неделю назад». Я шагнул вперед и попросил билет за 25 центов. Кассир ничего не заподозрил, и мне удалось купить свои привычные пять батончиков вместо трех.

Воодушевленный своим достижением, я позже помчался домой, чтобы рассказать папе о своей большой победе. Пока я рассказывал детали, он ничего не говорил. Выслушав меня, он просто посмотрел и сказал: «Сын, ты бы продал свою душу за пятак?» Его слова пронзили мое 12-летнее сердце. Это был урок, которого я никогда не забываю.

Много лет спустя я задал тот же самый вопрос менее активному носителю Священства Мелхиседекова. Это был замечательный человек, любящий свою семью. Тем не менее, он не был в Церкви уже много лет. У него был талантливый сын, который играл в успешной путешествующей спортивной команде, тренировки и игры которой проходили по воскресеньям. Эта команда неоднократно становилась чемпионом страны. При нашей встрече я напомнил, что ему, как носителю священства, обещано, что если он будет возвеличивать свои клятву и завет, то получит «все, что имеет Отец «2. Тогда я спросил его: «Стоит ли чемпионат страны больше, чем все, что имеет Отец?» Он кротко сказал: «Я понимаю, что вы имеете в виду». После чего он договорился о встрече со своим епископом.

Сегодня так легко потеряться в мирском шуме, даже имея добрые намерения. Мир пытается заставить вас «смотре дальше цели»3. Кто-то недавно спросил меня: «Разве имеет какое-то значение один стакан?» Вам должно быть ясно, что это вопрос искусителя. Каин спросил: «Кто такой Господь, чтобы я знал Его?»4, а затем потерял свою душу. Когда мы оправдываем себя в «незначительных» грехах, сатана одерживает победу. В обмен на бутылку молока5, неверно написанное имя6, чечевичную похлебку7 отдавали наследие и право первородства.

Размышляя о выкупе вроде пятака или участия в чемпионате страны, мы можем либо оправдывать свои поступки, как это делал Каин, либо стремиться подчиниться воле Бога. Вопрос не в том, делаем ли мы что-то, что нужно исправить, так как мы всегда делаем подобное; скорее вопрос в том, «отпрянем» мы или «исполним» призвание, данное нашим душам, – выполнять волю Отца?8

Господь любит нашу праведность, но также просит, чтобы мы постоянно каялись и покорялись Ему. В Библии мы читаем, что богатый юноша, соблюдающий заповеди, приклонил колени перед Спасителем и спросил, что ему нужно сделать, чтобы иметь жизнь вечную. Затем он с грустью отвернулся, когда Спаситель сказал: «Одного тебе недостает… что имеешь, продай»9.

Но был и другой богатый, но мирской человек, великий царь ламанийский, отец Ламония, который задал тот же вопрос. Он спросил: «Что я должен сделать, чтобы я мог родиться от Бога, искоренив этот нечестивый дух из своей груди, и получить Его Дух… Я откажусь от своего царства, чтобы я мог получить эту великую радость»10.

Вы помните ответ, который Господь дал царю через Своего слугу Аарона? «Если покаешься во всех своих грехах и преклонишься перед Богом, и призовешь имя Его с верою, веруя, что получишь, тогда ты получишь надежду, которую желаешь»11.

Когда царь понял, какая жертва необходима, то пал и стал молиться: «О Боже… я отрешусь от всех своих грехов, дабы познать Тебя»12.

Вот выкуп, о котором нас просит Спаситель: мы должны оставить все наши грехи, и большие и не очень, чтобы получить от Отца награду вечной жизни. Мы должны забыть оправдательные истории, предлоги, рациональные обоснования, защитные механизмы, промедления, личную гордость, осуждающие мысли, то, как мы будем выглядеть, а также наши пути. Мы должны отделиться от всей суетности мира и уподобить наши лица образу Его13.

Братья и сестры, помните: эта перемена включает в себя больше, чем просто отказ от плохих поступков. В столкновении с врагом мы должны действовать, а не сидеть в «бездумном оцепенении»14. Уподобить наши лица образу Его – значит служить друг другу. Есть грехи действия и грехи упущения, и мы должны подняться выше обеих категорий.

Служа президентом миссии в Африке, я навсегда понял эту великую истину. По пути на собрание я увидел плачущего мальчика, который стоял один на обочине. Внутренний голос сказал: «Остановись и помоги этому мальчику». Услышав этот голос, через долю секунды я начал думать рационально: «Ты не можешь остановиться. Ты же опоздаешь. Ты председательствуешь на собрании, так что нельзя опаздывать».

Приехав в дом собраний, я снова услышал тот же самый голос, говоривший: «Помоги этому мальчику». Я дал ключи от своего автомобиля члену Церкви по имени Афаси и попросил, чтобы он привез мальчика ко мне. Минут через 20 я почувствовал, как меня похлопали по плечу. Мальчик был у дома собраний.

Ему было примерно 10 лет. Мы узнали, что его отец умер, а мать была в тюрьме. Он жил в трущобах Аккры с опекуном, который предоставлял ему пищу и жилье. Чтобы платить за это, он продавал на улице сушеную рыбу. Но в конце рабочего дня, опустив руку в карман, он обнаружил в нем дыру. Мальчик потерял все, что заработал. Мы с Афаси сразу поняли, что если он вернется без денег, то его сочтут лгуном и скорее всего изобьют и выбросят на улицу. Когда мы встретились, он был в смятении. Мы успокоили его страхи, возместили потерянные деньги и отвезли к опекуну.

По дороге домой тем вечером я понял две великие истины. Во-первых, я знал лучше, чем когда-либо, что Бог помнит о каждом из нас и никогда не оставит нас; а во-вторых, что мы должны всегда прислушиваться к голосу Духа и «сразу же»15 следовать Его внушениям, несмотря на возможные страхи или неудобные обстоятельства.

Однажды ученики спросили Спасителя, кто больше в Царстве Небесном. Спаситель сказал, что нужно обратиться и быть смиренными и покорными, как дети. Затем он сказал: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»16. Одним этим предложением Он дал определение нашей миссии. Мы должны прийти на помощь к потерянным, последним и наименьшим. Недостаточно избегать зла; мы должны «понес Его крест»17 и «с усердием и желанием «18, помогая другим обратиться. С состраданием и любовью мы обнимаем блудного сына19, отвечаем на плач сирот, мольбы тех, кто находится во тьме и отчаянии20, и сигналы бедствия от нуждающихся членов семьи. «Сатане не нужно делать нас такими, как Каин или Иуда, – сказал старейшина Нил А. Максвелл. – Ему лишь нужно, чтобы способные мужи… хитро приняли нейтралитет»21.

Недавно после конференции кола ко мне подошел подросток и задал вопрос: «Любит ли меня Бог?» Пусть наше служение в жизни будет подтверждением того, что Бог не оставляет ни одного из своих детей.

На вопрос «Какой выкуп даст человек за душу свою?» сатана хотел бы, чтобы мы дали ответ, продав свою жизнь за шоколадные батончики и чемпионаты этого мира. Спаситель же призывает нас, без всякой платы, оставить наши грехи, уподобиться образу Его и привнести эти принципы в сердце каждого человека, кому мы можем помочь. За это мы можем получить все, что имеет Бог, – лучшие из всех сокровищ Земли, вместе взятых22. Можем ли мы даже помыслить об этом?

Во время недавней поездки в Никарагуа в скромном доме семьи, которую мы навещали, я заметил дощечку с надписью. На ней было написано: «Свидетельство – это самое дорогое, что у меня есть». Для меня тоже. Свидетельство – это сокровище моей души. И с целостностью сердца я оставляю вам свое свидетельство, что эта Церковь – истинная Церковь Бога, что наш Спаситель стоит во главе ее и руководит ею через Своего избранного Пророка. Во имя Иисуса Христа, аминь.

– Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя. И возьми крест свой, и следуй за Мной. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее. А кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее.

Что значит потерять свою душу? Господь Иисус Христос сказал ученикам Своим, а через них и всем истинным Своим последователям: кто хочет быть Моим последователем и учеником не на словах, а на деле, тот да отвержется себе. Забудет свое самолюбие. И возмет крест свой. Как Я взял Мой крест. И идет за Мною туда, куда Я несу Свой крест.

– Отвернуться себя, говорит Святитель Филарет Московский, не значит бросить душу и тело без внимания, без попечения. Но только отвергнуть пристрастие к телу и его удовольствиям. К жизни временной и ее благополучию. И даже к наслаждениям душевным, почерпаемым из неочищенной природы. К желаниям собственной воли. К любимым понятиям собственного мудрования.

Для чего же требуется самоотвержение? Для того, что без этого желание идти по Христе осталось бы несбыточным, человек был бы неспособен идти за Христом.

– Отвергается самого себя, пишет Святитель Феофан Затворник, тот, кто всегда был невоздержан, а ныне стал воздержанным. Таким был апостол Павел, отвергшийся себя, по его собственным словам: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2. 20). Он принимает и крест, умерев и распявшись для мира.

– Господь, поучает Святитель Феофан, требует решительного самоотвержения.

Отвергнись себя. Можно это выразить и так: брось свои интересы и преследуй одни интересы Господа. Это исполнишь, когда будешь всегда творить угодное Ему.

Как же это сделать? Смотри внимательно за тем, что в тебе внутри и что около тебя вовне. И строго определив как угодно Господу, чтобы ты поступил в том или ином случае, внешнем или внутреннем, поступай так. Не жалея себя и не вмешивая сюда своих расчетов, с полным самоотвержением.

Скажешь: определить это мудрено. Нет, не мудрено.

У нас есть заповеди ясные и определенные. Они выражают все, что угодно от нас Господу.

Остается только сделать применение их к данному случаю, а это не представляет больших трудностей. Достаточно иметь здравый смысл.

Не догадаешься – спроси у духовного отца своего или у другого кого, чье слово уважаешь, и поступи по указанию. Но всячески лучше изощрять свое рассуждение посредством чтения слова Божия и отеческих писаний, чтобы всегда иметь решателя с собою.

– Возьми крест свой. Крест Христов, говорит Святитель Филарет, составляет Его страдания, искушения и убиение. Претерпев един все это для нас, Он имеет совершенное право требовать, чтобы каждый из нас претерпел все это для Него.

Но чтобы не сокрушить нас тяжестью сего беремени, под которым Он Сам являлся изнемогающим, Он не возлагает на нас Своего великого креста. Но заповедует только каждому взять свой собственный крест.

Потерять душу значит, быть готовым понести столько страданий, искушений, внешних и внутренних, сколько на каждого в отдельности наведет наказующая, очищающая, и вместе, милующая судьба всем управляющего Провидения.

Не наше дело предназначать себе жребий. Наш долг – уметь принимать тот, который Господь нам назначает. И Христос не избирал и не умножал Себе страданий. А принял те, какие предоставила Ему премудрость, правда и судьба Отца Его.

Тем более нескромная и потому ненадежная была бы дерзость обрекать себя на многое трудное для нашей немощи. Которая не может и малое, легкое понести без вышней помощи.

Потому-то Господь не говорит: да умножит человек себе страдания, да распнет сам себя. Но меньше, снисходительнее – Возмет крест свой.

Что такое взять крест? Не убегать скорбного посещения. Не упорствовать против него. Быть в готовности принять оное.

Кротко дать себя вести, как овца на заклание. По образу Агнца и Пастыря – Христа. Если нужно пострадать за правду, если такова воля Отца Небесного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *