Кто глава православной церкви?

Русская церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важную роль в становлении независимой и могущественной России. Церковь активно влияла на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Духовенство составляло особую социальную структуру, параллельную светской. Оно не платило податей и не служило. Однако глава русской православной церкви московский митрополит до XV века назначался в Византии. Византийский патриархат хотел пользоваться мощью и финансами России, сохраняя над ее церковью собственный контроль.

Но русская православная церковь настойчиво стремилась к независимости. В 1442 году собор русского православного духовенства в Москве по предложению Василия II назначил митрополитом Иону впервые без санкций константинопольского патриархата. Это означало объявление русской церкви независимой от Византии, а следовательно, свободной от унии. Проповедовалась идея о возможности прижизненного общения с Богом через посредничество праведной жизни как главного предназначения человека в этом мире. Именно в данный период Русское государство с его интенсивной духовной жизнью, идеалами духовного подвижничества получило название Святой Руси. Учреждение в Москве в 1589 году патриаршества (патриарх — высший руководитель церкви в государстве) окончательно оформило независимость русской православной церкви и усилило ее значение во всех сферах жизни России.

в собственном смысле это определение относится исключительно к Господу Иисусу Христу. По слову ап. Павла, «Он есть глава тела Церкви» (Кол 1. 18) и «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф 5. 23). В Еф 4. 11-16 мысль о главенстве Христа в Церкви выражена с особой полнотой и отчетливостью: «…Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова… дабы мы не были более младенцами… но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».

Главенство Христа в Церкви — основополагающий экклезиологический догмат. Правосл. вероучение совершенно исключает мысль о каком бы то ни было земном заместительстве Христа как Г. Ц., католич. экклезиология исходит из идеи о таком заместительстве: «Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле, поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять» (CIC. 331). Полный титул папы — епископ Римский, Наместник Иисуса Христа, преемник главы Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, глава Государства-Города Ватикан, раб рабов Божиих.

Никто из правосл. епископов не именуется Главой Вселенской Церкви, это относится в полной мере и к предстоятелю К-польской Церкви, одним из титулов к-рого является «Вселенский Патриарх». Поэтому понятие Г. Ц. употребляется в правосл. Церкви лишь по отношению к предстоятелям Поместных Церквей, и речь в случае подобного словоупотребления идет о главенстве в Поместной Церкви. Так, главой РПЦ является Патриарх Московский и всея Руси. В Уставе РПЦ соответствующая формулировка о главенстве Святейшего Патриарха в Русской Церкви отсутствует, но в нем содержатся положения, касающиеся прав и обязанностей Патриарха, из совокупности к-рых очевидным образом вытекает его главенство в Русской Церкви (Устав РПЦ, 2000. IV; IX 6, 13, 14; X 7, 16, 18 ш, 20, 26). Аналогичным образом обстоит дело и с предстоятелями др. автокефальных правосл. Церквей. Глава Сербской Православной Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Румынскую Православную Церковь возглавляет Блаженнейший Патриарх, к-рый одновременно носит титул архиепископа Бухарестского и митрополита Мунтенийского (Мунтенского) и Добруджского, наместника Кесарии Каппадокийской. Главой Болгарской Православной Церкви является Святейший Патриарх, к-рый носит также титул митрополита Софийского. Во главе Элладской Православной Церкви стоит Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады, власть к-рого, однако, вне пределов его епархии не выходит за границы председательства в коллегиальных высших органах церковной власти, так что его статус в известной мере аналогичен статусу Первенствующего члена Святейшего Синода Российской Церкви в синодальную эпоху.

Главами соответствующих Церквей называют также предстоятелей автономных и самоуправляемых Церквей, а также Экзархатов. Напр., Японскую автономную Церковь возглавляет Митрополит Токийский и всей Японии, главой Украинской Православной Церкви является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины, а Белорусскую Православную Церковь возглавляет Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии. Кроме того, главами местных церквей, каковыми являются епархии, именуются правящие архиереи. Так, в Уставе РПЦ епархии определены как «местные церкви, возглавляемые архиереем». «Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви — епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян» (Х 1. 6).

Понятие Г. Ц. не может употребляться применительно к начальствующим лицам в пресвитерском сане, возглавляющим благочиннические округа, приходы или мон-ри.

В странах с гос. статусом протестант. церкви главами церквей именуются главы гос-в, имеющие монархический титул. Подобным статусом по отношению к англикан. Церкви обладает король (в наст. время королева) Соединённого Королевства Великобритании и Сев. Ирландии (см. ст. Акт о супрематии). Аналогичный статус по отношению к лютеран. церкви Дании принадлежит монарху этого гос-ва.

До известной степени подобная тенденция обнаружилась и в нек-рых правосл. гос-вах, в частности в Российской империи: отдельные офиц. документы содержали именование главой правосл. Церкви российского императора. Так, в оглашенном имп. Павлом I Петровичем в день его коронации 5 апр. 1797 г. «Акте о наследовании Всероссийского Императорского Престола», к-рый был составлен им в 1788 г., в бытность его наследником престола, говорится о невозможности восшествия на Российский престол лица, не принадлежащего к правосл. Церкви. Соответствующее место включает и усвоение российскому государю статуса Г. Ц.: «Когда наследство дойдет до такого поколения женского, которое царствует уже на другом престоле, тогда предоставлено наследующему лицу избрать веру и престол, и отрещись вместе с наследником от другой веры и престола, если таковой престол связан с Законом, для того что Государи Российские суть Главою Церкви, а если отрицания от веры не будет, то наследовать тому лицу, которое ближе по порядку» (цит. по: Наследование Российского Императорского Престола. С. 98-99).

Содержание положения «Акта» относительно вероисповедания государя отразилось в 42-й ст. «Основных законов», помещенных в «Свод законов Российской Империи», 1-е издание к-рого вышло в 1832 г.: «Император яко христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». А в примечании к этой статье сказано: «В сем смысле Император в Акте о наследии престола 1797 г., апр. 5, именуется Главою Церкви». Т. о. в «Основные законы» было внесено ограничение в формулу относительно главенства государя в Церкви. Формула имп. Павла была тем самым лишена силы прямого закона, став только толкованием одной из статей «Основных законов».

Для правосл. канонического правосознания допустима лишь такая интерпретация положения о главенстве императора в Церкви, к-рая подразумевает возглавление и представление императором сословия мирян, но не епископата. В этом смысле и интерпретировалось соответствующее положение большинством авторов в канонической и юридической лит-ре XIX в. (Градовский. С. 151). Лишь нек-рые из авторов настаивали на том, что, хотя император и не может издавать законы о вере, ему, однако, принадлежит в Церкви полнота власти, в т. ч. и законодательной. «Император — не посторонняя православной Церкви государственная власть,- писал Е. П. Казанский,- но именно глава Церкви… По наиболее распространенному воззрению, Государь Император наследует в этом отношении власть византийских императоров» (С. 162, 253) (см. ст. «Акт о наследовании Всероссийского Императорского Престола»).

Подобные идеи с особой настойчивостью развивал известный канонист Н. С. Суворов, но его концепция очевидным образом несовместима с основами правосл. экклезиологии. С большей осторожностью, и гл. обр. на визант. материале, в наше время об особом месте императора в самом центре церковной власти высказывается прот. Валентин Асмус, причем он не склонен рассматривать такое его положение в Церкви как исторически сложившееся отклонение от экклезиологической нормы.

Лит.: Градовский А. Д. Начала русского государственного права. СПб., 1875. Т. 1; Суворов. Право. С. 96-104; Казанский Е. П. Власть Всероссийского Императора. Од., 1913; Асмус В., прот. Церковные полномочия императоров в поздней Византии // ЕжБК, 1992-1996. М., 1996. С. 296-298; Наследование Российского Императорского Престола по Основным гос. законам / Сост.: Н. Н. Корево. М., 19992; Цыпин В., прот. Курс церковного права. М., 2002. С. 261-276, 400, 404.

Прот. Владислав Цыпин

Община под покровом всех святых

Община храма Всех Святых находится в составе Русской Православной Церкви, самой крупной Православной Церкви мира, которая насчитывает около 150 миллионов верующих. Сегодня во главе нашей Церкви стоит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Верующие Московского Патриархата проживают в разных странах, а не только в России, но также в Белорусии, Китае, Молдавии, США, Украине, Японии и других странах. Во всех духовных вопросах приход подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси, а в гражданских вопросах законам Французской Республики.
Прихожанами храма являются выходцы из Белоруссии, Грузии, Казахстана, Молдавии, России, Украины и других стран. Также среди прихожан есть французы и немцы. Приход посещают люди различных специальностей: дипломаты, предприниматели, художники, ученые, чиновники Совета Европы и Европейского парламента, члены их семей, преподаватели и студенты Страсбургского университета и других учебных заведений. Число людей, с различной регулярностью посещающих приход, достигает одной тысячи. Они проживают в Эльзасе, в приграничных областях Германии (земля Баден-Вюртемберг) и Швейцарии (кантоны Базель-Штадт и Базель-Ландшафт).
Приход Всех Святых в Страсбурге создан в составе Корсунской епархии (Московский Патриархат) 22 июня 2003 года (воскресенье, день Всех Святых) на Учредительном собрании русской православной общины и получил юридическую регистрацию 12 февраля 2004 года.
25 марта 2004 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви было основано Представительство Московского Патриархата в Страсбурге с поручением его главе представлять церковную позицию в Совете Европы. Тем же синодальным решением приходу был присвоен статус ставропигии с прямым подчинением Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.
2 октября 2007 года, находясь с визитом во Франции, приход посетили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне – Святейший Патриарх). Патриарх Алексий отслужил торжественный молебен в храме Всех святых. Обращаясь к прихожанам, Он сказал: «Я благодарю Бога за то, что Он сподобил меня посетить этот храм, освященный в честь всех святых. Молитва не знает ни времени, ни границ, ни расстояний, и в молитве мы сохраняем наше церковное единство. Мы всегда с любовью помним наших чад, верных Матери-Церкви, которые совершают свое служение за пределами Отечества».
Главной своей целью наша община ставит возрастание в молитвенной жизни и совместных трудах для прославления имени Божьего. Мы стремимся к совершению полного круга богослужений в нашем храме. Однако это происходит постепенно, по мере увеличения штата духовенства, помощников в алтаре, развития приходского хора, появления постоянных людей, заботящихся о чистоте и благолепии храма.
В богослужебной жизни наша община следует юлианскому календарю (старому стилю). Главным образом мы совершаем богослужение на церковно-славянском языке. Однако регулярно делаем в богослужение молитвенные вставки на французском, румынском, грузинском, немецком и других языках. Это определяется национальным происхождением наших прихожан и посетителей церкви. Согласно расписанию мы регулярно проводим литургии на французском языке. Так мы свидетельствуем, что во Христе Иисусе «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол,3,11), а православная вера открыта человеку любой национальности.
Наша община стремится с благодарностью Богу жить на французской земле и постигать Его промысел о ней. Мы не только молимся о ее современных жителях, мы почитаем местных святых, принадлежащих ко временам неразделенной Церкви. Кроме того, мы с радостью узнаем о святынях, почитаемых Православною Церковью, и хранящихся на Западе. Мы совершаем к ним паломничества. Из своего опыта мы видим, что молитвы к местным древнем святым укрепляют нас в вере, являют Божию помощь в наших трудах и помогают свидетельствовать о православии местным жителям.
На приходе Всех Святых особенно почитаются римские мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, мощи которых в 777 году были перенесены в женский монастырь рядом со Страсбургом. Прихожане посещают и молятся у раки святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в церкви города Эшо.
20 мая 2016 года наша община получила в дар несколько частиц мощей святой Софии и её дочерей от настоятеля прихода в честь Святой Троицы (Брешия, Италия) архимандрита Владимира (Порубина). Теперь перед этой святыней регулярно совершаются молебны, а день их памяти стал для община вторым престольным праздником. В нашем храме особенно чтится образ мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Основными святынями храма прихода Всех Святых являются: икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца с частицей его святых мощей; икона святителя Московского Алексия, переданная в благословение верующим Страсбурга приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием II; икона Божией Матери Киево-Печерской, преподнесенная в дар управляющим делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата архиепископом Бориспольским Антонием; образ преподобной Одилии, покровительницы Эльзаса. Образ Божией Матери Страсбургская, написанный в Михайловском монастыре Одессы в согласии с его старинными изображениями.
Наша община организует просветительские и образовательные занятия для детей, молодежи и взрослых. Ведет подготовку людей к принятию Таинств Крещения и Венчания. Мы организуем выставки, концерты и встречи, которые помогают больше узнать о православной вере, православном мире, истории и культуре православных народов.
При приходе формируется православная библиотека, коллекция которой уже насчитывает редкие дореволюционные, эмигрантские и современные издания. По благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира приходу Всех Святых в Страсбурге 11 ноября 2011 года была преподнесена в дар факсимильная копия Пересопницкого Евангелия, на оригинале которого дают присягу президенты Украины после своего избрания.
Наш приход можно свободно посетить в часы открытия. При этом требуется проявлять уважение к святому месту. Посещения бесплатны, однако мы всегда будем вам благодарны за пожертвования на содержание нашего храма. Если Вы хотите больше узнать о нашем храме, православии, нашей общине, то мы предлагаем желающим экскурсии с гидом.

Настоятель прихода
Клир прихода
Пожертвования в пользу прихода
Флаг храма Всех Святых в Страсбурге
Православные приходы Страсбург

в собственном смысле это определение относится исключительно к Господу Иисусу Христу. По слову ап. Павла, «Он есть глава тела Церкви» (Кол 1. 18) и «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф 5. 23). В Еф 4. 11-16 мысль о главенстве Христа в Церкви выражена с особой полнотой и отчетливостью: «…Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова… дабы мы не были более младенцами… но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».

Главенство Христа в Церкви — основополагающий экклезиологический догмат. Правосл. вероучение совершенно исключает мысль о каком бы то ни было земном заместительстве Христа как Г. Ц., католич. экклезиология исходит из идеи о таком заместительстве: «Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле, поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять» (CIC. 331). Полный титул папы — епископ Римский, Наместник Иисуса Христа, преемник главы Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, глава Государства-Города Ватикан, раб рабов Божиих.

Никто из правосл. епископов не именуется Главой Вселенской Церкви, это относится в полной мере и к предстоятелю К-польской Церкви, одним из титулов к-рого является «Вселенский Патриарх». Поэтому понятие Г. Ц. употребляется в правосл. Церкви лишь по отношению к предстоятелям Поместных Церквей, и речь в случае подобного словоупотребления идет о главенстве в Поместной Церкви. Так, главой РПЦ является Патриарх Московский и всея Руси. В Уставе РПЦ соответствующая формулировка о главенстве Святейшего Патриарха в Русской Церкви отсутствует, но в нем содержатся положения, касающиеся прав и обязанностей Патриарха, из совокупности к-рых очевидным образом вытекает его главенство в Русской Церкви (Устав РПЦ, 2000. IV; IX 6, 13, 14; X 7, 16, 18 ш, 20, 26). Аналогичным образом обстоит дело и с предстоятелями др. автокефальных правосл. Церквей. Глава Сербской Православной Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Румынскую Православную Церковь возглавляет Блаженнейший Патриарх, к-рый одновременно носит титул архиепископа Бухарестского и митрополита Мунтенийского (Мунтенского) и Добруджского, наместника Кесарии Каппадокийской. Главой Болгарской Православной Церкви является Святейший Патриарх, к-рый носит также титул митрополита Софийского. Во главе Элладской Православной Церкви стоит Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады, власть к-рого, однако, вне пределов его епархии не выходит за границы председательства в коллегиальных высших органах церковной власти, так что его статус в известной мере аналогичен статусу Первенствующего члена Святейшего Синода Российской Церкви в синодальную эпоху.

Главами соответствующих Церквей называют также предстоятелей автономных и самоуправляемых Церквей, а также Экзархатов. Напр., Японскую автономную Церковь возглавляет Митрополит Токийский и всей Японии, главой Украинской Православной Церкви является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины, а Белорусскую Православную Церковь возглавляет Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии. Кроме того, главами местных церквей, каковыми являются епархии, именуются правящие архиереи. Так, в Уставе РПЦ епархии определены как «местные церкви, возглавляемые архиереем». «Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви — епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян» (Х 1. 6).

Понятие Г. Ц. не может употребляться применительно к начальствующим лицам в пресвитерском сане, возглавляющим благочиннические округа, приходы или мон-ри.

В странах с гос. статусом протестант. церкви главами церквей именуются главы гос-в, имеющие монархический титул. Подобным статусом по отношению к англикан. Церкви обладает король (в наст. время королева) Соединённого Королевства Великобритании и Сев. Ирландии (см. ст. Акт о супрематии). Аналогичный статус по отношению к лютеран. церкви Дании принадлежит монарху этого гос-ва.

До известной степени подобная тенденция обнаружилась и в нек-рых правосл. гос-вах, в частности в Российской империи: отдельные офиц. документы содержали именование главой правосл. Церкви российского императора. Так, в оглашенном имп. Павлом I Петровичем в день его коронации 5 апр. 1797 г. «Акте о наследовании Всероссийского Императорского Престола», к-рый был составлен им в 1788 г., в бытность его наследником престола, говорится о невозможности восшествия на Российский престол лица, не принадлежащего к правосл. Церкви. Соответствующее место включает и усвоение российскому государю статуса Г. Ц.: «Когда наследство дойдет до такого поколения женского, которое царствует уже на другом престоле, тогда предоставлено наследующему лицу избрать веру и престол, и отрещись вместе с наследником от другой веры и престола, если таковой престол связан с Законом, для того что Государи Российские суть Главою Церкви, а если отрицания от веры не будет, то наследовать тому лицу, которое ближе по порядку» (цит. по: Наследование Российского Императорского Престола. С. 98-99).

Содержание положения «Акта» относительно вероисповедания государя отразилось в 42-й ст. «Основных законов», помещенных в «Свод законов Российской Империи», 1-е издание к-рого вышло в 1832 г.: «Император яко христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». А в примечании к этой статье сказано: «В сем смысле Император в Акте о наследии престола 1797 г., апр. 5, именуется Главою Церкви». Т. о. в «Основные законы» было внесено ограничение в формулу относительно главенства государя в Церкви. Формула имп. Павла была тем самым лишена силы прямого закона, став только толкованием одной из статей «Основных законов».

Для правосл. канонического правосознания допустима лишь такая интерпретация положения о главенстве императора в Церкви, к-рая подразумевает возглавление и представление императором сословия мирян, но не епископата. В этом смысле и интерпретировалось соответствующее положение большинством авторов в канонической и юридической лит-ре XIX в. (Градовский. С. 151). Лишь нек-рые из авторов настаивали на том, что, хотя император и не может издавать законы о вере, ему, однако, принадлежит в Церкви полнота власти, в т. ч. и законодательной. «Император — не посторонняя православной Церкви государственная власть,- писал Е. П. Казанский,- но именно глава Церкви… По наиболее распространенному воззрению, Государь Император наследует в этом отношении власть византийских императоров» (С. 162, 253) (см. ст. «Акт о наследовании Всероссийского Императорского Престола»).

Подобные идеи с особой настойчивостью развивал известный канонист Н. С. Суворов, но его концепция очевидным образом несовместима с основами правосл. экклезиологии. С большей осторожностью, и гл. обр. на визант. материале, в наше время об особом месте императора в самом центре церковной власти высказывается прот. Валентин Асмус, причем он не склонен рассматривать такое его положение в Церкви как исторически сложившееся отклонение от экклезиологической нормы.

Лит.: Градовский А. Д. Начала русского государственного права. СПб., 1875. Т. 1; Суворов. Право. С. 96-104; Казанский Е. П. Власть Всероссийского Императора. Од., 1913; Асмус В., прот. Церковные полномочия императоров в поздней Византии // ЕжБК, 1992-1996. М., 1996. С. 296-298; Наследование Российского Императорского Престола по Основным гос. законам / Сост.: Н. Н. Корево. М., 19992; Цыпин В., прот. Курс церковного права. М., 2002. С. 261-276, 400, 404.

Прот. Владислав Цыпин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *