Кто Иисус для христиан?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.
О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы».

В Новом Завете много раз говорится, что Иисус — человек! Как же он может быть Богом?

Разумеется, Иисус — человек. Церковь твердо исповедует это и, в свое время, отвергла ереси, которые отрицали полноту человеческой природы Иисуса. Иисус — целиком и полностью человек, с человеческим телом и душой, во всем подобный нам, кроме греха. Церковь верит в то, что Господь наш Иисус Христос обладает двумя природами — Он одновременно и полностью Бог и полностью человек.

Как мы уже говорили, Новый Завет свидетельствует о Боговоплощении: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…. И Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин 1:1-14).

В Послании к Евреям также говорится о Сыне Божием, который прямо назван Богом «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века» (Евр 1:8). И о том, как он воспринял «плоть и кровь», то есть стал человеком ради спасения людей: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр 2:14).

О том же событии говорит святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам:

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил 2:6-11).

Сын Божий и Бог уничижил Себя Самого, став человеком и приняв смерть ради нашего спасения — это то, что богословы называют «кенозис», самоумаление Сына Божиего ради нашего спасения.

Как говорит Афанасьевский Символ веры,

«В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек.

Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время.

Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом.

Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе».

Но в Евангелии много мест, где Иисус ставит Себя ниже Отца — например, «Отец Мой более Меня» (От Ин 14:28)

Действительно, мест Писания, где Иисус показывает Себя смиренным исполнителем воли Отца, немало, например:

На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также (Ин 5:19).

Бог назван также «главой» Христа:

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог (1 Кор 11:3).

Говорит ли это о том, что Сын по природе ниже Отца? Нет. В Писании смиренное послушание вовсе не обязательно указывает на кого-то по природе низшего. В уже приведенном отрывке из послания к Коринфянам, Муж является главой жены. Значит ли это, что жена — ниже по природе? Нет, конечно, она такой же человек, сонаследница благодатной жизни. Ее послушание говорит не о какой-то другой, и при этом низшей, природе. Это, напротив, проявление добровольной любви и смирения. Также Апостол говорит, обращаясь ко всем Христианам: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Фил. 2:3).

Христианин должен почитать брата большим себя. Признает ли он себя принципиально, по природе низшим? Нет, конечно. Он призван поступать так из любви и смирения, будучи равным, ставить на первое место другого, не предпочитать себя. Итак, послушание вполне может быть проявлением любви и смирения со стороны равного.

Послушание Иисуса — это именно проявление любви и смирения, добровольное служение того, кто ищет прославить не Себя, а Отца. Это проявление морального совершенства Его личности, а не того, что он ниже Отца. Сын Божий, равный Отцу и совечный Ему, добровольно «уничижил Себя Самого»:

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил 2:7-8).

Но кому Иисус молился, если Он — Бог?

Иисус молился Отцу — как человек. Напомню, что согласно Писанию, Иисус одновременно и совершенный Бог, и совершенный человек. Он обладает свойствами и действиями как Того, так и другого.

Как Бог, Он прощает грехи, и обещает, что вернется для суда над всеми народами. Как человек, Он утомляется, нуждается в воде и пище, терпит страдания, и, наконец, принимает смерть.

Для нашего спасения очень важно, что Иисус – полностью человек, член человеческого рода. Это необходимо с точки зрения Его искупительной миссии. Он занимает наше место и совершает за нас и ради нас то, что мы сами совершить не могли — живет совершенно безгрешной жизнью, молится там, где мы хулим, прощает там, где мы ищем возможности отомстить, избирает волю Божию там, где мы избирали свою. Наконец, Он умирает в совершенном послушании Отцу и в совершенной любви к людям.

Своим послушанием он искупает мятеж Адама (и мятеж всех нас). Чтобы искупить наш род, Спаситель должен быть в полном смысле одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха.

Как наш Ходатай и Первосвященник, Он является нашим представителем перед Богом.

Он — Посредник между Богом и людьми, то есть Тот, кто принадлежит обеим сторонам. Как человек, Он сострадает нам в немощах наших, поскольку прожил человеческую жизнь и знает все ее трудности, страдания и искушения.

Поэтому, как совершенный человек, Иисус молился за всех нас — и продолжает это делать.

Ввиду того, что университет является межконфессиональным учебным заведением, тем не менее, остается консервативным в богословии, то устав учреждения содержит ниже приведенные доктринальные утверждения:

Библия, состоящая из всех книг Ветхого и Нового Заветов, является Словом Божьим, данным сверхъестественным образом от Бога, которое касается Его Самого, Его сущности, природы, характера, воли и намерений; касается человека, его природы, его потребностей, обязанностей, и его участи. Писание Ветхого и Нового Заветов не содержат ошибок или неверных утверждений в вопросах морального и духовного учения, а также в указаниях исторических фактов. Писание не содержит ошибок или какого-либо рода дефектов.

Есть один Бог, вечно существующий и открывший Себя в трех личностях – Отце, Сыне, и Святом Духе.

Наш Господь Иисус Христос был непорочно зачат посредством силы Святого Духа и рожден от девы Марии, которая является потомком Давида по прямой линии. Иисус жил, учил и совершал чудеса и знамения в точности так, как это записано в четырех Евангелиях. Он был распят на кресте при Понтии Пилате. Бог воскресил из мертвых тело Христа, которое было распято на кресте. После воскресения из мертвых, Господь Иисус Христос являл себя своим ученикам на протяжении сорока дней. После чего, Господь Иисус Христос вознесся на небо и воссел одесную Отца на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви.

Господь Иисус Христос до Своего воплощения находился в форме Бога и по Своей воле оставил Свою божественную славу и принял форму раба и по виду стал как человек. До Своего воплощения Он был с Богом и был Богом. Он является Божественной личностью обладающей всеми качествами Божества, и Ему, как Богу, надлежит поклонение, как ангелов, так и людей. «В Нем обитает вся полнота Божества телесно». Все слова, сказанные Им в течение земной жизни, являются Словами Бога. В них нет никакого рода ошибки, и на основании слов Иисуса Христа должны проверяться слова других учителей.

Господь Иисус Христос стал во всех аспектах настоящим человеком и обладал всеми необходимыми характеристиками человеческой природы.

Через смерть на кресте, Господь Иисус Христос сделал совершенное искупление греха, посредством которого был умиротворен гнев Божий против грешников и установлено основание Божьей милости по отношению к грешным людям. Он искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. Господь Иисус сам придет опять на землю телесным и очевидным образом. Возвращение нашего Господа является благословенной надеждой верующего, завершением Божественной благодати по отношению к человечеству.

Святой Дух является личностью и обладает всеми отличительными качествами Божества. Он есть Бог.

Человек был создан по образу и подобию Божию, но все человечество согрешило вместе с первым человеком – Адамом. Все человечество, до принятия Иисуса Христа как личного спасителя, является помраченным в разуме, отчужденным от жизни Божией, по причине невежества и ожесточения сердца, морально и духовно мертвым в своем отступничестве и грехах. Они слепы и не могут войти в Царство Божие до того, как будут рождены от Духа Святого.

Человек оправдывается только на основании пролитой крови Иисуса Христа, по вере в Того, Кто пролил Свою кровь. Человек рождается свыше посредством обновляющей, очистительной работы Святого Духа при содействии Слова Божия.

Те, кто принял Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа, и кто исповедует Его перед людьми, становятся детьми Божиим и получают вечную жизнь. Они становятся наследниками Божиими и сонаследниками Иисусу Христу. Во время смерти их дух уходит чтоб быть со Христом в сознательном блаженстве. Во время второго пришествия Христа тела верующих будут воскрешены и преображены в подобие Его прославленного тела.

Все те, кто постоянно отвергают Иисуса Христа в своей жизни, будут воскрешены из мертвых, и на протяжении всей вечности будут существовать в состоянии сознательного неописуемого бесконечного мучения и страдания.

Церковь состоит из всех тех, кто во время данной диспенсации истинно верит в Иисуса Христа. Они являются телом и невестой Христа, которую Христос любит и за которую отдал Себя.

Существует личность – диавол, существо обладающее великой хитростью и силой: «князь, господствующий в воздухе», «князь мира сего», «бог века сего». Он может использовать свою силу настолько, насколько Бог позволяет ему это делать. В конечном счете он будет ввержен в озеро огненное и серное и будет мучиться вечно день и ночь.

Пояснительное примечание:

Данное доктринальное утверждение, представленное здесь так, как оно изначально было принято основателями учреждения, было и продолжает быть установленной богословской позицией университета Байолы. Там, где используется слово «человек» ссылаясь на человеческую расу, оно включает в себя оба пола. В дополнение, последующее пояснительное примечание указывает позицию понимания и преподавания данного учреждения касательно некоторых утверждений, которые могут быть по-разному истолкованы.

В исполнении Божественной исторической цели человечества касательно управления и установления Божьего царства на земле (Быт 1:28; Пс 8:4-8; Мф 6:10; Евр 2:6-9), Писание учит о тысячелетнем царстве Христа со святыми на земле, которое будет после Его буквального возвращения. Народ Израиля, будучи искуплен, будет играть центральную роль в распространении благословения спасения всем народам в течении тысячелетнего исполнения библейских пророчеств (прим. Ис 2:1-4; 11:1-12; Иер 23:5-6; Иез 37; Ам 9:9-15; Зах 14; Мф 19:28; Деяния 1:6; 3:19-21; От 20:4-7). После тысячелетнего правления, это царство перейдет в вечное царство (1 Кор 15:22-28).

До событий тысячелетнего царства, верующие будут восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе (1 Фес 4:13-17). Время этого «восхищения» является неизвестным, и таким образом верующие должны быть постоянно бдительными и готовыми к восхищению.

Существование и природа творения являются прямым результатом сверхъестественной силы Бога. Происхождение вселенной, происхождение жизни, происхождение разных видов животных, и происхождение человека не может быть адекватно объяснено без ссылки на мудрое применение силы. Правильное понимание науки не требует того, чтобы все феномены в природе должны были быть объяснены в свете только физических событий, законов, и случайностей.

Таким образом, модели творения, которые стремятся согласовать науку и Библию, должны отстаивать, по крайней мере, следующее: (а) Бог управляет творением, (б) Он особым образом вмешивается, по крайней мере, в выше упомянутые аспекты, в процесс творения, и (в) Бог особенно сотворил Адама и Еву (Адама тело было создано из неживой материи, а его духовная природа произошла непосредственно от Бога). Неадекватные теории происхождения утверждают то, что (а) Бог никогда прямо не вмешивался в сотворение природы и/или (б) люди обладают общим физическим происхождением вместе с ранними формами жизни.

Несмотря на то, что может быть много вариантов исполнения Святым Духом, существует только одно крещение, которое происходит в момент возрождения. Дары Святого Духа даются верующим согласно воле Божией с целью созидания церкви. В течение основополагающего времени церкви (т.е. времени Христа и Апостолов), Бог особым образом открыто проявлял сверхъестественные и чудотворные дары (прим. языки, исцеления, чудеса) как «знамения», свидетельствующие подлинность тех, кто распространял новое каноническое откровение (ср. 2 Кор. 12:12; Евр. 2:3-4). После основополагающего времени церкви, Бог в Своей суверенности может наделить любым духовным даром и работать сверхъестественным образом для пользы Его Церкви в любое время.

Библия является ясной в своем учении о святости человеческой жизни. Жизнь начинается во время зачатия. Мы настроены категорически против уничтожения невинной жизни посредством аборта.

Исповедание перед людьми рассматривается как очевидный результат спасения, а не как определяющее условие для спасения.

Лекция 2. Вера и откровение. Священное Писание и Священное Предание (ВИДЕО)
Сергей Комаров Лекция 2. Вера и откровение. Священное Писание и Священное Предание (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Феномен веры в Бога. Откуда и что мы знаем о Боге? Кто написал Библию? Что такое Священное Предание? Лекция 1. Для чего человеку христианство? (ВИДЕО)
Сергей Комаров Лекция 1. Для чего человеку христианство? (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Что такое грех и первородный грех? Что означает церковный термин «спасение»? Кто Такой Иисус Христос как Спаситель? Что такое искупление? Лекция 8. Духовная нищета «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Александр Ужанков Лекция 8. Духовная нищета «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
В 40-е годы XIX века, как и в наше время, мало кто читал Евангелие, сравнивал свою жизнь с Евангельскими истинами. И Гоголь через это произведение попытался открыть читателям эти истины. Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
Александр Ужанков Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
«Как нужно читать Пушкина? Необходимо обращать внимание на мелочи и детали. Всегда сравнивать и проводить параллели с другими произведениями. В данном случае с «Евгением Онегиным”». Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Александр Ужанков Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
«Пушкин в этой сказке показывает свое отношение к семейной жизни, то есть как должна строиться семейная жизнь». Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
Александр Ужанков Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
17 февраля в Актовом зале Сретенской семинарии прошла очередная встреча из цикла «Духовные основы русской литературы». Лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов”» прочитал профессор, филолог Александр Ужанков. Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Александр Ужанков Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
Главная задача встречи — рассмотреть духовную и душевную основу повести с помощью «учения о прилоге» преподобного Нила Сорского. Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
3 февраля профессор Александр Ужанков, преподаватель Сретенской семинарии, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», рассказал о «Повести о Петре и Февронии Муромских» в Актовом зале Сретенской семинарии. Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО)
Александр Ужанков Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
Загадки и тайны шедевра древнерусской словесности. Место, время его возникновения и автор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *