Кто такая Сатана

Где зародился грех? – У дьявола. Так говорит Св.Писание: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола”. (1 Иоанна 3:8)

Как долго дьявол был убийцей и лжецом? Так говорит Св.Писание: » Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи”. (От Иоанна 8:44)

Откуда появился дьявол? Так говорит Св.Писание: ”И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним”. (Откровение 12:7-9)

Был ли сатана сотворен грешным? – Нет, он был сотворен совершенным, со свободной волей, то-есть со свободой выбора. Так говорит Св.Писание: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония”. (Иезекииль 28:15)

Что привело к падению сатаны? Так говорит Св.Писание: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор”. (Иезекииль 28:17)

Сатана, известный до своего грехопадения как «Денница, сын зари» (по-латыни «Люцифер»), хотел быть равным Богу. Так говорит Св.Писание: ”Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». (Исаия 14:12-14)

Как полный контраст гордости и самовозвеличению, какой дух проявил Иисус? Так говорит Св.Писание: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной”. (Филиппийцам 2:6-8)

Сверхестественные силы сатаны пущены в ход на войну. Так говорит Св.Писание: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских”. (Ефесянам 6:11)

Сатана осмелился искушать даже Самого Христа. Так говорит Св.Писание: ”Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола”. (От Матфея 4:1)

Сатана – уже пораженный враг. Так говорит Св.Писание: ”Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас”. (Иакова 4:7)

При чтении Библии, начиная с конца библейской эпохи (2-3 век до нашей эры), еврейские толкователи применяли 4 принципа, которые, как правило, не применялись при чтении других книг. В Библии всегда есть сокрытый смысл, который необходимо понять: когда в тексте написано что-то одно, подразумевается что-то совершенно другое. Библия — это книга наставлений, а не просто рассказы. Текст написан последовательно, все его части согласованы. В Библии нет ошибок. Все книги Библии были дарованы Богом или как минимум одобрены им.

Благодаря этим толкователям, которые по-новому объясняли Пятикнижие и его законы (их идеи зафиксированы в Свитках Мертвого моря, Кумранских рукописях и некоторых менее известных книгах), люди постепенно стали считать доказанными вещи, которых на самом деле в Библии не было. Например, знаменитая история о грехопадении Адама и Евы, наказанных изгнанием из Райского сада болезнями, трудом и смертностью, в самой Книге Бытия не фигурирует: о грехопадении человека речи не идет, жизнь в саду не описывается как безгрешная, нигде не упоминается, что Адам и Ева должны были жить вечно. Современные толкователи считают, что появление истории с открытием плода и уходом из райского сада могло быть связано с переходом от общества собирателей к оседлому сельскохозяйственному типу общества. Проклиная Адама, Бог делает его крестьянином.

В Книге Бытия нет дьявола, а только змей; нет яблока — только плод. Все эти элементы были придуманы толкователями и наложились на первоначальный библейский текст. Недавно один ученый заявил, что открыл самую древнюю семитскую надпись, и в ней говорится о Матери-змее: действительно известно, что на древнем Ближнем Востоке змеям поклонялись. Дьявола же в древнем Израиле не было, сама идея дьявола появляется значительно позже — в конце библейской эпохи. Слово Сатана встречается в некоторых библейских текстах (например, в книге Иова), но оно не обозначает «источник всего зла». Там Сатана — не имя, а профессия: обвинитель, прокурор.

В библейском тексте говорится четко: «в тот день, когда вкусишь от него , смертью умрешь», но Адам, согласно тому же библейскому тексту, не умер, а прожил 930 лет. Толкователи нашли выход и здесь: в Библии говорится, что для Бога один день — тысяча лет, поэтому Адам действительно умер в течение дня по небесному свидетельству. Или же фразу «ты умрешь» следует понимать не буквально, а как «ты станешь смертным». Идею, что во всем виновата женщина («От жены начало греха и чрез нее мы все умираем», 25:24) можно встретить у многих толкователей. Однако, когда Бог предостерегал Адама от поедания запретных плодов, Евы даже не существовало.

И евреи, и мусульмане, и христиане считают единобожие главным принципом Авраама, но в Библии нет на это прямого указания. Единобожие Авраама также достижение толкователей.

Подмена библейского текста интерпретациями стала возможна по нескольким причинам: у людей не было Библии. Даже Иосиф Флавий (это следует из его записей) помнил не саму Библию, а рассказы преподавателей о ней. Способ чтения Библии через комментарии евреи передали ранним христианам, которые, как известно, тоже были евреями.

Переняв 4 вышеупомянутых принципа еврейских толкователей, толкователи-христиане добавили к ним два своих: аллегорическое чтение Библии (таким же образом греки интерпретировали Гомера и Гесиода) и типологический подход к тексту (предполагает наличие в Ветхом Завете предсказаний новозаветных событий). Уже к Средневековью в сознании людей укоренилось: в Священном Писании мириады смыслов — простому человеку не стоит даже пытаться вникнуть.

В эпоху Ренессанса буквальный смысл Священного Писания внезапно получил новую жизнь. Христианские средневековые ученые не знали не только иврита, но и греческого, однако к началу 16 века любой образованный человек мог выучить древнееврейский язык по учебникам, отпечанным на недавно изобретенном станке. В эпоху Мартина Лютера , когда библейский текст был переведен на национальные языки, предметом раздора между Католической и Протестантской церковью стали вопросы перевода и отношение к традициям толкования библейского текста.

В итоге идею, что в Писании содержится сокровенное знание, что оно подразумевает не то, что в нем написано и что в Писании нет противоречий, сокрушил Спиноза. В эпоху Просвещения о Библии уже можно было отзываться пренебрежительно, а о еврейском народе — непристойно. 19-20 века стали золотыми веками библеистики: разгадано древнее иероглифическое письмо, расшифровано вавилонское и ассирийское письмо. Выяснилось, что большинство древних сюжетов перекликаются с библейскими: например, история о потопе.

Теперь мы знаем, что Библия была первой среди множества книг, которые рассказывали, как служить Богу. Но из описания истории, сборника посланий пророков она превратилась в свод учений о жизни благодаря толкователям. Ответ на вопрос «Как читать Библию» зависит от того, кто его задает и в рамках какой религии он находится.

Лекцию можно посмотреть по .

Текст: Мила Дубровина

Сатана — второстепенный персонаж истории «Секрет Небес».

Биография

Правитель ада (точное время его назначения на эту должность не известно), во власти которого находятся все демоны (выше для них могут быть только приказы Шепфа) и располагающаяся в аду тюрьма.

В 5 серии 2 сезона появляется на казни Адмирона Винчесто и заявляет, что ад не оставит случившегося просто так. Незадолго до этого между ним и Вики происходит напряженный разговор, в завершении которого он ломает ей шею (она не умирает, так как в его намерениях не было убить её).

В 6 серии 2 сезона появляется на тренировке Непризнанных и призывает их быстрее выбрать сторону, чем приводит в ярость серафима Кроули.

В 9 серии 2 сезона приводит армию демонов к школе, в результате чего завязывается крупное сражение между ангелами и демонами. Несмотря на угрозы Кроули, грозившему убийством Люцифера, не отступает от своего, заявив, что «есть вещи и поважнее», чем Люцифер.

В конце серии был убит Вики Уокер (по пути демона)/Ребеккой Уокер (если Вики идёт по пути ангела).

ДЬЯВОЛ (сатана, люцифер, денница, вельзевул)​ — в иудаизме и христианстве главный антагонист Бога и всех верных ему сил на небесах и на земле, враг «избранного народа» и рода человеческого, царь ада, повелитель бесов и прочих сил зла и тьмы, воля, источник, действие и центр мирового зла.

С точ­ки зре­ния, пред­став­лен­ной в Вет­хом и Но­вом За­ве­те (Иов. 1:12; 2:6; Зах. 3:2; Лук. 10, 17–19), Д. про­ти­во­сто­ит Бо­гу не на рав­ных ос­но­ва­ни­ях, не как бо­же­ст­во или ан­ти­бо­же­ст­во зла, но как пад­шее тво­ре­ние Бо­жие, как мя­теж­ный под­дан­ный дер­жа­вы Бо­жи­ей, ко­то­рый толь­ко и мо­жет, что об­ра­щать про­тив Бо­га си­лу, по­лу­чен­ную от не­го же, и про­тив собств. во­ли в ко­неч­ном счё­те со­дей­ст­во­вать вы­пол­не­нию Бо­жие­го за­мыс­ла. В Вет­хом За­ве­те са­та­на – ещё имя на­ри­ца­тель­ное, упот­реб­ляв­шее­ся во всех пе­ре­чис­лен­ных эти­мо­ло­ги­ях; в спец. при­ме­не­нии к са­та­не это имя вос­при­ни­ма­ет­ся как про­зви­ще бе­зы­мян­но­го вра­га, у ко­то­ро­го мо­гут быть и др. про­зви­ща сход­но­го зна­че­ния . По сво­ей при­ро­де са­та­на по­до­бен ан­ге­лам («сы­нам Эло­хи­ма»), в кру­гу ко­то­рых он пред­ста­ёт пред ли­цом Ях­ве (Иов. 1:6). Бо­ясь за­пре­тов Ях­ве и за­ви­ся от не­го, са­та­на вы­сту­па­ет как враг че­ло­ве­ка, по­ро­ча его пред Все­выш­ним (Иов. 1:9–10). С осо­бой вра­ж­дой са­та­на от­но­сит­ся к но­си­те­лям са­краль­ной вла­сти в «из­бран­ном на­ро­де», будь то царь Да­вид (1 Пар. 21:4) или пер­во­свя­щен­ник Иисус (Зах. 3:1–2). По­ве­де­ние са­та­ны как под­стре­ка­те­ля и со­блаз­ни­те­ля все­гда сбли­жа­ло его с фи­гу­рой змия из на­чаль­ных глав Кни­ги Бы­тия, что при­во­дит к их окон­ча­тель­но­му и пол­но­му ото­жде­ст­в­ле­нию уже в Кни­ге Пре­муд­ро­сти Со­ло­мо­на (2:24 и др.). Тол­куя эпи­зод Кни­ги Бы­тия, позд­ней­шие тар­гу­мы ука­зы­ва­ют на са­та­ну не толь­ко как на кле­вет­ни­ка на че­ло­ве­ка пред Ях­ве, но и как на кле­вет­ни­ка на Ях­ве пред че­ло­ве­ком, «при­но­ся­ще­го ябе­ду на твор­ца сво­его» («Тар­гум Псев­до-­Ио­на­фа­на» к Быт. 3:4). Ряд ле­генд при­пи­сы­ва­ет са­та­не плот­скую связь с Евой и за­ча­тие Каи­на, а так­же пред­став­ля­ет взгляд на Еву как на под­ру­гу и по­соб­ни­цу са­та­ны («Пир­ке раб­би Ели­эзер», 21; «Ял­кут Бе­ре­шит», 1, 23; од­на из воз­мож­ных эти­мо­ло­гий име­ни Ева при ара­мей­ском «Хевъя» и фи­ни­кий­ском «х/в/т» – змея; змее­по­доб­ная бо­ги­ня). Вну­ше­ни­ям са­та­ны при­пи­сы­ва­ют­ся все «чёр­ные де­ла» из ис­то­рии «из­бран­но­го на­ро­да»: по­кло­не­ние зо­ло­то­му тель­цу (месть са­та­ны за по­лу­че­ние «из­бран­ным на­ро­дом» за­ко­на Ях­ве на Си­нае – «Шаб­бат», 89а и др.), пре­лю­бо­дея­ние Да­ви­да с Вир­са­ви­ей («Сан­гед­рин», 95а), указ Ама­на об унич­то­же­нии иу­де­ев («Эс­тер раб­ба», 7). К са­та­не вос­хо­дит всё мо­раль­ное зло ми­ра; вне­об­раз­ный эк­ви­ва­лент об­раза са­та­ны – ха­рак­тер­ное для Тал­му­да по­ня­тие «зло­го по­мыс­ла». По­сколь­ку же по­ро­ж­де­ние гре­ха, срод­ное с ним и не­об­хо­ди­мо из не­го вы­те­каю­щее, есть смерть, са­та­на час­то сли­ва­ет­ся в позд­неи­у­дей­ских ле­ген­дах и тол­ко­ва­ни­ях с ан­ге­лом смер­ти, «вы­ни­маю­щим ду­шу че­ло­ве­ка» («Ба­ба Бат­ра», 16а).

Не­смот­ря на отд. ха­рак­те­ри­сти­ки са­та­ны, пред­став­лен­ные т. о. в вет­хо­за­ветных тек­стах и позд­ней­ших тек­стах иудаи­ст­ской тра­ди­ции, в це­лом бы­тие са­та­ны – про­бле­ма, ед­ва ли од­но­знач­но раз­ре­ши­мая в пре­де­лах иу­да­из­ма. Од­на­ко для её ре­ше­ния иу­да­из­мом всё же бы­ли на­ме­че­ны два пу­ти. Один из них пред­по­ла­гал ак­цен­ти­ро­ва­ние сла­бо­сти са­та­ны, не­рав­но­го ха­рак­те­ра его про­ти­во­стоя­ния с Ях­ве, стра­ха са­та­ны пе­ред све­том мес­сии, его бес­силь­ной за­вис­ти к че­ло­ве­че­ско­му ро­ду. Из­на­чаль­ная сла­бость са­та­ны и по­бе­да над ним ак­туа­ли­зи­ро­ва­лись в куль­то­вых ак­тах, напр. в по­ка­ян­ном празд­ни­ке Йом-ки­пур, что де­ла­ло по­доб­ный путь впол­не при­ем­ле­мым и ор­то­док­саль­ным не толь­ко для разл. на­прав­ле­ний иу­да­из­ма, но и для хри­сти­ан­ст­ва, где по­бе­да над са­та­ной Хри­ста свя­за­на с ос­мея­ни­ем са­та­ны. Прин­ци­пи­аль­но иной путь реа­ли­зо­вал­ся в мис­ти­ке иу­да­из­ма, ко­гда са­та­на ста­вит­ся в бо́ль­шую бли­зость к Бо­гу, как по­ро­ж­де­ние его гне­ва, вы­шед­ше­го из бо­же­ст­вен­ной все­пол­но­ты и обо­со­бив­ше­го­ся. Ос­но­ва­ние для реа­ли­за­ции по­доб­но­го пу­ти так­же на­хо­ди­лось в об­лас­ти вет­хо­за­вет­ных тек­стов, ко­гда од­но и то же со­бы­тие в бо­лее ран­них тек­стах мо­ти­ви­ру­ет­ся гне­вом Ях­ве, в бо­лее позд­них – дей­ст­ви­ем са­та­ны: «Гнев Гос­по­день опять воз­го­рел­ся на Из­ра­иль­тян, и воз­бу­дил он в них Да­ви­да ска­зать: пой­ди, ис­чис­ли Из­раи­ля и Иу­ду» (2 Цар. 24:1); «И вос­стал са­та­на на Из­раи­ля, и воз­бу­дил Да­ви­да сде­лать счис­ле­ние Из­ра­иль­тян» (1 Пар. 21:1). Воз­мож­ность бы­тия са­та­ны как оли­це­тво­ре­ния «гне­ва Бо­жия» наи­бо­лее яр­ко реа­ли­зу­ют каб­ба­ли­сты, до­пус­каю­щие ин­те­гра­цию си­лы зла в бо­же­ст­ве, ко­то­рая пе­ре­ста­ёт быть та­ко­вой внут­ри не­го и ста­но­вит­ся злом толь­ко вне его.

В но­во­за­вет­ной тра­ди­ции, для ко­то­рой Д. пре­ж­де все­го – «лу­ка­вый» (Мф. 6:13, 12:19, 38), про­ти­во­стоя­щий «Сло­ву Бо­жию» (Откр. 19:13), «дра­кон, змий древ­ний, ко­то­рый есть … дья­вол и са­та­на» (Откр. 20:2), бы­тие са­та­ны од­но­знач­но оп­ре­де­ля­ет­ся сквозь приз­му по­бе­ды Хри­ста – сна­ча­ла по­срам­ле­ния са­та­ны на пу­ти ис­ку­ше­ния Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го (Мф. 4:4–11; Мк. 1:12–13; Лк. 4:1–13), за­тем – по­бе­ды над ним в Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом и со­ше­ст­вии Хри­ста во ад (ср. «Ог­ла­си­тель­ное сло­во в свя­той и ве­ли­кий день Пас­хи Гос­под­ней» свт. Ио­ан­на Зла­то­ус­та: «Ни­кто не бой­ся смер­ти, ибо ос­во­бо­ди­ла нас Спа­со­ва смерть! Объ­я­тый смер­тью, Он уга­сил смерть. Со­шед во ад, Он пле­нил ад и огор­чил то­го, кто кос­нул­ся Его пло­ти. Пред­вос­хи­щая сие, Иса­ия вос­клик­нул: Ад огор­чил­ся, встре­тив Те­бя в пре­ис­под­них сво­их. Огор­чил­ся ад, ибо уп­разд­нён! Огор­чил­ся, ибо ос­ме­ян! Огор­чил­ся, ибо умер­щв­лён! Огор­чил­ся, ибо низ­ло­жен! Огор­чил­ся, ибо свя­зан! Взял те­ло, а при­кос­нул­ся Бо­га; при­нял зем­лю, а на­шёл в нём не­бо; взял то, что ви­дел, а под­верг­ся то­му, че­го не ожи­дал!»). С это­го мо­мен­та са­та­на оче­вид­но осу­ж­дён и мо­жет толь­ко, ос­та­ва­ясь до по­ры «кня­зем ми­ра се­го», вес­ти без­на­дёж­ную борь­бу доль­не­го про­тив гор­не­го и вре­мен­но­го про­тив веч­но­го. Ука­зан­ный эс­ха­то­ло­гич. век­тор на­хо­дит своё окон­чат. под­твер­жде­ние в низ­вер­же­нии са­та­ны, опи­сан­ном в От­кро­ве­нии Ио­ан­на Бо­го­сло­ва (Откр. 20:3, 9–10, 14).

Ана­ло­гич­ны­ми Д. об­раз­ами в ис­ла­ме вы­сту­па­ют шай­тан, Иб­лис, в буд­диз­ме – ма­ра; как во­ля и центр ми­ро­во­го зла Д. пред­став­ля­ет со­бой из­вест­ную ана­ло­гию пер­со­на­жу иран. ми­фо­ло­гии Ари­ма­ну.

Ико­но­гра­фия.

Изо­бра­же­ния Д. в об­ра­зе змия (с Ада­мом и Евой), льва, дра­ко­на из­вест­ны с 3–4 вв. В 6 в. по­яв­ля­ют­ся изо­бра­же­ния Д. в че­ло­ве­че­ском об­ли­ке – как пад­ше­го ан­ге­ла-Лю­ци­фе­ра (мо­заи­ка «Хри­стос от­де­ля­ет овец от коз­лищ», ц. Сант-Апол­ли­на­ре-Нуо­во в Ра­вен­не) или как де­мо­на, обыч­но кры­ла­то­го, в ви­де че­ло­ве­че­ской фи­гур­ки (ми­ниа­тю­ра Еван­ге­лия Равву­лы «Ис­це­ле­ние бес­но­ва­то­го»). Те­ло Д. ок­ра­ше­но в чёр­ный или си­ний цвет. В не­ко­то­рых сю­же­тах («Со­ше­ст­вие во ад») он пред­ста­ёт в об­ли­ке по­лу­об­на­жён­но­го муж­чи­ны (ино­гда стар­ца) ат­ле­тич. те­ло­сло­же­ния (став­ро­те­ка Фие­ски-Мор­га­на, нач. 9 в., Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; рель­еф из сло­но­вой кос­ти, 10 в., Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург). Д. в об­ра­зе пут­ни­ка пред­став­лен на ми­ниа­тю­ре 8 в. «Ис­ку­ше­ние Хри­ста» (Еван­ге­лие из мон. Св. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва на Пат­мо­се). В 9 в. на ми­ниа­тю­ре Штут­гарт­ской Псал­ти­ри по­яв­ля­ет­ся Д., за­пи­сы­ваю­щий че­ло­ве­че­ские гре­хи (в даль­ней­шем – ус­той­чи­вая де­таль ми­ниа­тюр «Ле­ст­ви­цы» прп. Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка). Ан­тро­по­морф­ный без­образ­ный Д. при­сут­ст­ву­ет на рель­е­фах ром. и го­тич. хра­мов (ц. Сен-Сер­нен в Ту­лу­зе, 1096–1250; со­бор Сен-Ла­зар в Оте­не, 1130–40; со­бор Нотр-Дам в Рейм­се, 1211–1311, и др.). В сце­нах «Страш­но­го су­да» Д. трак­ту­ют как ца­ря ада, на пре­сто­ле, ино­гда в ко­ро­не и со ски­пет­ром, с Иу­дой на ко­ле­нях (ц. Сан­та-­Ма­рия-Ас­сун­та на о. Тор­чел­ло, Ве­не­ция, 12 в.).

В 12–13 вв. рас­про­стра­ня­ют­ся изо­бра­же­ния зве­ро­по­доб­но­го Д., час­то по­кры­то­го шер­стью, с крыль­я­ми ле­ту­чей мы­ши, ро­га­ми, хво­стом, ког­тя­ми или ко­пы­та­ми (мо­заи­ка «Страш­ный суд», бап­ти­сте­рий Сан-Джованни во Фло­рен­ции, 1225–1325). На этот ва­ри­ант, за­кре­пив­ший­ся в зап.-­ев­роп. иск-ве (ри­су­нок У. Гра­фа Стар­ше­го «Стран­ст­вую­щий мо­нах и дья­вол», 1512, Ху­дож. со­б­ра­ние, Ба­зель; гра­вю­ра А. Дю­ре­ра «Ры­царь, смерть и дья­вол», 1513), по­влия­ла ико­но­гра­фия бо­га Па­на и ан­тич­ных са­ти­ров. Д. мог­ли пред­став­лять так­же в об­ра­зе мед­ве­дя, коз­ла, вол­ка, обезь­я­ны, кен­тав­ра и т. п. В про­из­ве­де­ни­ях ху­дож­ни­ков Се­вер­но­го Воз­ро­ж­де­ния (М. Шон­гау­эра, М. Грю­не­валь­да, П. Брей­ге­ля Стар­ше­го и в осо­бен­но­сти И. Бос­ха) встре­ча­ет­ся мно­же­ст­во дья­во­лов-мон­ст­ров, со­став­лен­ных из отд. час­тей че­ло­ве­че­ских тел и раз­но­об­раз­ных жи­вот­ных, птиц, пре­смы­каю­щих­ся. В по­стви­зан­тий­ском ис­кус­ст­ве ус­той­чи­во со­хранял­ся ан­тро­по­морф­ный тип кры­ла­то­го Д. с длин­ны­ми, стоя­щи­ми торч­ком во­ло­са­ми («хох­лом»). На рус. ико­нах с апо­ка­лип­тич. сю­же­том «Ар­хан­гел Ми­ха­ил – вое­во­да», из­вест­ных со 2-й пол. 16 в., вверг­ну­тый в безд­ну Д. ино­гда име­ет на брю­хе ли­чи­ну в ви­де вто­рой го­ло­вы. Воз­мож­но, эта осо­бен­ность, встре­чаю­щая­ся и в ев­роп. ико­но­гра­фии, свя­за­на с тек­стом По­сла­ния к Фи­лип­пий­цам ап. Пав­ла: «Им же кон­чи­на по­ги­бель, им же Бог чре­во» (Флп. 3:19). В Но­вое вре­мя Д. пре­им. имел об­лик по­лу­че­ло­ве­ка-по­лу­коз­ла, ре­же дра­ко­на (Ра­фа­эль, «Ар­хан­гел Ми­ха­ил, по­ра­жаю­щий дья­во­ла», ок. 1503–05, Лувр, Па­риж; Я. Тин­то­рет­то, «Бит­ва ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла с са­та­ной в об­ра­зе се­ми­гла­во­го дра­ко­на», ок. 1590, КГ, Дрез­ден). Г. Ре­ни («Ар­хан­гел Ми­ха­ил, по­пи­раю­щий по­вер­жен­но­го са­та­ну», ок. 1635, ц. Сан­та-Ма­рия-деи-Ка­пу­чи­ни в Ри­ме) при­дал Д. че­ло­ве­че­ский об­лик и фи­зи­ог­но­ми­че­ское сход­ст­во с кар­ди­на­лом Дж. Б. Пам­фи­ли (с 1644 па­па Ин­но­кен­тий X). Эпо­ха сим­во­лиз­ма и мо­дер­на вос­кре­си­ла те­му Лю­ци­фе­ра – пре­крас­но­го ан­ге­ла-де­мо­на (М. Вру­бель, «Де­мон си­дя­щий», 1890, ГТГ, Мо­ск­ва; «Де­мон по­вер­жен­ный», 1902, там же).

Дополнительная литература:

Erich O. A. Die Darstellung des Teufels in der christlichen Kunst. B., 1931;

Russell J. B. Satan: the early Christian tradition. Ithaca; L., 1981;

Bayard J.-P. Le Diable dans l’art ro­man. P., 1982;

Awn P. J. Satan’s tragedy and redemption: Iblīs in Sufi psychology. Leiden, 1983;

Teyssèdre B. Le Diable et l’enfer au temps de Jésus. P., 1984;

Il diavolo e i suoi angeli: testi e tradizioni, se­co­li I–III / A cura di A. Monaci Castagno. Fi­ren­ze, 1996.

Иллюстрации:

Дья­вол. Фраг­мент релье­фа «Страш­ный суд» в тим­па­не за­пад­но­го пор­та­ла со­бо­ра Сен-Ла­зар в Оте­не. Скульп­тор Гис­ле­бер­тус. 1130–40. Архив БРЭ.

Дья­вол. Фраг­мент мо­за­и­ки «Страш­ный суд» в ку­по­ле бап­ти­сте­рия Сан-Джо­ван­ни во Фло­рен­ции. 1225–1325. Архив БРЭ.

Авторы статьи: Аве­рин­цев С. С.; Бу­се­ва-Да­вы­до­ва Л. И. (ико­но­гра­фия).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *