Кто такие рефаимы?

Рефаимы (исполины) (Быт. XIV, 5, Втор. II, 11, Нав. XII, 4 и др.) – один из древнейших народов, обитавших некогда в Палестине. Он назывался так по имени своего родоначальника Рафа и отличался необыкновенной величиной роста и силой. Мы видим этот народ между ханаанскими племенами с самых древних времен, именно он существовал уже во времена Авраама и тогда был побежден Кедорлаомером, ц. еламитским (Быт. XIV, 5).

Место жительства его находилось в различных местах: в земле Васанской, в земле Моавитской, в земле Амонитской и др. С рефаимами в Свящ. Писании нередко соединяются и также называются рефаимами и некоторые другие племена, отличавшиеся необыкновенным ростом и исполинской силой, каковы, напр., енакимы, зузимы, емимы, замзумимы. Во время вступления евреев в Землю Обетованную собственно рефаимов, как племени, уже не существовало, оставались только некоторые из их потомков, как, напр., во времена Моисея – Ог, ц. васанский, во времена Навина – енакимы в Хевроне и в земле Филистимской, во времена Давида, Голиаф, Иесвий, Дахмий, брат Голиафа, живший также в земле Филистимской.

Слово Рефаимы в некоторых местах Свящ. Писания имеет и другое значение, именно в кн. Иова (Иов.XXVI, 5), в кн. пр. Исаии (Ис.XIV:9–10, XXVI:14–19) и других оно означает умерших. Поводом к такому смыслу и значению слова, может быть, служила мысль о рефаимах, как о народе, не существующем более среди живых и принадлежащем к царству мертвых, каковое понятие распространили потом и на всех умерших. В разительных чертах изображает состояние их в преисподней пр. Исаия, говоря о царе вавилонском: Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим, под тобою подстилается червь, и черви – покров твой (Ис. XIV, 9–11).

потомок кифары

Альтернативные описания

• музыкальный инструмент и узел металлорежущего станка

• подруга барда

• подруга цыгана

• популярный среди туристов музыкальный инструмент

• струнный щипковый музыкальный инструмент

• экипаж

• узел металлорежущего станка

• этот музыкальный инструмент, по данным торговли, самый популярный в СССР

• что получится, если взять стан женщины, большую птицу и несколько толстых веревок?

• на каком инструменте играл Джимми Хендрикс?

• музыкальный инструмент молодежных тусовок

• семиструнка

• кормилица барда

• «музыкальная» часть станка

• длинные дрожки в старину на Руси

• принадлежность барда

• на ней берут аккорды

• инструмент барда

• шестиструнка

• подруга семиструнная

• туристический музыкальный инструмент

• инструмент Джо Сатриани

• инструмент Джимми Пэйджа

• неизменный музыкальный инструмент в руках барда и геолога

• любимый геологами музыкальный инструмент

• у шахтера отбойный молоток, а у барда?

• шестиструнный атрибут туриста

• шестиструнка барда

• инструмент с девичьим станом

• музыкальный дредноут

• инструмент Зинчука

• лучший инструмент для романсов

• обязательный для романсов инструмент

• обязательный эстрадный инструмент

• походная «балалайка»

• музыкальный инструмент барда и геолога

• инструмент с женской фигурой

• музыкальный инструмент в руках барда

• Струнный музыкальный инструмент

• Музыкальный щипковый инструмент

• Струнный щипковый музыкальный инструмент

• Деталь станка

• Длинные дрожки в старину на Руси

• Музыкальная часть станка

• «Музыкальная» часть станка

• дрожки в старой Москве

• ж. струнное музыкальное орудие, на котором играют щипком; кузов в виде цифры ручка прямая, с ладами; на италиянской гитаре шесть струн, на польской семь, но строй первой объемистее. Москве, гитарой зовут долгие дрожки, не круглые, не пролетки, калибер. Гитарный, принадлежащий или относящийся к гитаре. Гитарист м. -тка ж. играющий на гитаре. Гитарщик м. делающий гитары

• музык. инструмент в руках Розенбаума

• музык. инструмент в руках барда

• на каком инструменте играл Джимми Хендрикс

• походная «балалайка»

• семиструнная подруга Высоцкого

• струнный инструмент

• у шахтера отбойный молоток, а у барда

• что в руках у музыканта-рокера

• что получится, если взять стан женщины, большую птицу и несколько толстых веревок

Рефаимы

Армия Кедорлаомера на своем пути вдоль западной части Плодородного Полумесяца быстро покорила восточные и южные области Мертвого моря:

Быт., 14: 5. …Кедорлаомер и цари, которые с ним… поразили Рефаимов… Зузимов… Эмимов.

Между прочим, выражение «рефаимы» — это пример неправильного употребления множественного числа. Суффикс «-им» в еврейском языке означает множественное число, и добавлять к нему окончание «-ы» — излишне. Поэтому в Исправленном стандартном переводе говорится: рефаим, зузим, эмим (зузим часто соотносится с «замзуммим», о которых упоминается позже в Книге Второзакония).

Эти народы существовали еще за шесть-семь веков до появления потомков Авраама — израильтян и родственных им племен. Предание утверждает, что доизраильские жители Ханаана, в частности рефаимы, были гигантами. Действительно, в фольклоре почти всех народов существует общее предание о том, что на земле некогда существовали огромные великаны. В Библии об этом говорится прямо, и это место подвергалось частым обсуждениям:

Быт., 6: 4. В то время были на земле исполины…

Однако еврейское слово, переведенное здесь как «исполины», — это нефилим, и нет никакой уверенности, что оно обозначает именно исполинов. Оно может просто обозначать расу могучих воинов, вовсе не отличающуюся гигантским ростом. Исправленный стандартный перевод находит выход, оставляя еврейское слово без перевода: «В то время были на земле нефилим».

В Книге Числа в донесении разведчиков, посланных Моисеем в Ханаан, вновь говорится:

Числ., 13: 34. Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода…

Здесь также используется слово «нефилим», и Исправленный стандартный перевод излагает: «Там видели мы нефилим (сынов Енака, от рода нефилим)…»

Наконец, причиной множества рассказов о великанах могло быть удивление, которое испытали варвары-захватчики при виде творений вытесненной ими цивилизации. Так, когда греки-дорийцы вторглись на Пелопоннес, их поразили толстые стены Микен и Тиринфа — твердынь павшей микенской цивилизации. Увидев огромные каменные глыбы, из которых были возведены эти стены, дорийцы решили, что их могли построить только великаны, и греческие мифы действительно рассказывают, что их построили гигантские одноглазые циклопы. Такие стены, возведенные из больших каменных глыб и держащиеся только за счет собственного веса, без какого-либо скрепляющего раствора, называются «циклопическими стенами».

Точно так же израильтяне, вторгшиеся в 1200 г. до н. э. в Ханаан, при виде искусных укреплений его городов могли решить, что сражаются с великанами. Слово «великан» вначале должно было использоваться метафорически, под влиянием яркого впечатления от технологических достижений врага. Таким образом, уже цитируемый стих Чисел продолжает:

Числ., 13: 34. …и мы были в глазах наших пред ними как саранча, такими же были мы и в глазах их.

Однако позже все эти выражения стали восприниматься буквально, и в поздних раввинских легендах все эти рефаим, эмим, зузим, замзуммим, нефилим и енаким превратились в громадных великанов. Однако если бы они существовали, то довольно странно, что их легко победил Кедорлаомер, а позже — и израильтяне.

Пожалуй, нет необходимости говорить, что археологи не обнаружили никаких следов расы великанов, относящейся к историческим временам. Конечно, найдено небольшое количество ископаемых останков, в основном зубов, указывающих, что в прошлом на земле обитали человекообразные, которые были крупнее даже современных горилл. Однако они существовали сотни тысяч лет тому назад (и даже ранее), и маловероятно, что они жили в столь недавний исторический период, как времена Авраама.

Следующая глава >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *