Кто такие схимонахини?

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнуты воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

Постригаемый же в схиму (сначала малую) дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя. Ему дозволяется носить мантию (длинную, до земли накидку без рукавов, которая покрывает рясу), отчего малая схима еще называется мантией. Также облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырехугольный плат), клобука на голове, четок и особой обуви – сандалий. Постригаясь в малую схиму, монах вступает на путь строгого аскетизма.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей. Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы. По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».

Но почему же схиму называют ангельским образом, малым или великим? Дело в том, что древнегреческое слово τό σχῆμα (shēma) означает вид, образ, фигуру и т.д. От него произошло и всем известное слово «схема». В данном случае же имеется в виду, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Принесение ими обетов и следование им можно метафизически толковать так, что они призваны стать своего рода бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω – иметь, сдерживать. Получается, что схема – это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: «Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».

15 июня схиигумен Сергий (Романов) при поддержке казаков забаррикадировался в монастыре в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Свердловской области. «Запрещенный в служении» священник пообещал, что монастырь придется брать штурмом. Подробности биографии и последнего конфликта с участием схиигумена Сергия — в материале «Ъ”.

Схиигумен Сергий, в миру — Николай Васильевич Романов, родился 19 марта 1955 года в селе Криуша Горьковской (Нижегородской) области. Служил в армии, затем окончил школу милиции.

По одним данным, до 1985 года работал следователем в Москве, по другим — продавцом в продовольственном магазине. Вторая версия зафиксирована в приговоре суда. В 1985 году был осужден на четыре года за хищение государственного имущества и аварию, приведшую к гибели человека. В ходе процесса сознался в убийстве при разбое с отягчающими обстоятельствами. По совокупности был приговорен к 13 годам колонии. Отбывал наказание до 1997 года.

В 1998 году поступил в Московскую духовную семинарию и одновременно стал послушником Алапаевского мужского монастыря, скрыв свое уголовное прошлое. Бывшим осужденным за тяжкие преступления запрещено быть священнослужителями Русской православной церкви (РПЦ) и совершать церковные таинства.

В 2000 году был благословлен стать первым игуменом мужского монастыря Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом. Занимал должность до 2005 года, руководил строительными работами на территории монастыря, был собирателем святынь обители.

В декабре 2001 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 2002 году назначен строителем и духовником строящегося женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» на окраине Среднеуральска Свердловской области. Обитель была открыта в 2005 году.

В 2002 году местные фермеры обвинили отца Сергия и церковное хозяйство в рейдерском захвате земель под монастырь. Тяжбы прекратились только в 2016 году, когда Верховный суд РФ вынес решение в пользу заявителей.

В 2006 году пострижен с схиму (торжественный обет православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения). В 2009 году возведен в сан игумена. В соответствии с заявлением Екатеринбургской епархии, опубликованным в СМИ, с 2011 года не является ее служителем.

В июне 2014 года читал молитву о мире между Россией и Украиной на границе Крыма по приглашению главы республики Сергея Аксенова и прокурора Крыма Натальи Поклонской. С 2014 года часто упоминался в СМИ в качестве «духовника Натальи Поклонской», а также духовника секты «царебожников», считающих мессией последнего русского царя Николая II.

Упоминался в многочисленных скандалах. В июне 2013 года екатеринбургская журналистка Раиса Ильина направила обращение министру социальной политики, главе МВД и генпрокурору Свердловской области, в котором обвинила отца Сергия в создании секты, привлечении в нее людей с целью получения выгоды от их пребывания в подконтрольных ему обителях. Госпожа Ильина сообщала, что люди, приезжавшие в монастыри, сжигали паспорта и продавали квартиры, передавая Николаю Романову вырученные от продажи имущества деньги, в обителях проживали дети вместе с взрослыми, не предоставлялась медицинская помощь, практиковались телесные наказания для подростков. В 2014 году жалоба была отправлена в министерство образования региона и уполномоченному по правам ребенка. Чиновники и церковные власти не нашли достаточных причин для вмешательства.

В 2017 году в СМИ появились сообщения, что схиигумен Сергий проводит ритуалы «изгнания бесов». В марте 2018 года в сети появилась запись подобного ритуала. Во время проповеди отец Сергий также цитировал «план Аллена Даллеса», рассказывал про «ужасы» системы обработки персональных данных, высказывал мнение, что она обращает людей «в электронное рабство», заявлял, что «в ИНН есть число зверя».

В октябре 2019 года он назвал Мавзолей Ленина «алтарем сатаны» и призвал его снести вместе со статуями и бюстами Ленина, а также переименовать все улицы в городах России, носящие имена видных деятелей СССР. Последних Сергий назвал «жидокоммунистами».

26 апреля 2020 года он опубликовал видеообращение, в котором отрицал реальность пандемии коронавируса, предавал анафеме всех верящих в инфекцию и проклинал «всех посягающих на закрытие храмов» на карантин. В ответ Екатеринбургская епархия запретила схиигумену Сергию выступать с публичными проповедями.

26 мая 2020 года было опубликовано обращение отца Сергия о чипировании населения под видом вакцины от коронавируса под управлением Билла Гейтса. Ответом стал указ митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла о запрете «в священнослужении без права ношения наперсного креста впредь до решения епархиального суда Екатеринбургской епархии». Правоохранительные органы усмотрели в заявлениях отца Сергия признаки экстремизма.

Еще одно обращение схиигумена Сергия было опубликовано 9 июня. Оно содержало призыв писать заявления в Генпрокуратуру, ФСБ, полицию и Следственный комитет с требованием привлечь президента и главу правительства России к ответственности за внедрение цифровой идентификации и «создание концлагеря сатаны».

15 июня 2020 года состоялось первое заседание епархиального суда Екатеринбургской епархии. Следующее назначено на 26 июня. Схиигумен Сергий запрещен в служении, лишен права ношения наперсного креста.

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *