Кто такие василиски?

Я, пятнадцатилетняя, шла погожим июльским днем по лесу. Не помню одного: вообще не было там никакой тропинки или пролегала тропка кабанья. Но человеческие ноги ничего не протоптали: места глухие, Южный Урал.

Не слишком-то я его любила, Южный этот Урал, куда меня возили несколько лет почти подряд: дыши, мол, воздухом. И педиатр сей воздух рекомендовал, и у отца как раз были там какие-то совместные исследования с геологами. Словом отвертеться и выклянчить каникулы там, куда действительно тянуло, – в березовую Тарусу или готический Таллин – удавалось редко. Как же ненавидела я в детстве это житье в палатках, эти красоты дикой природы! Но приходилось ею наслаждаться, куда денешься.

Я шла по лесу. Солнечный луч выхватил вдруг из тени нечто необычное: застрявший в ветвях листок бумаги. Не то чтоб очень высоко, но выше человеческого роста. Откуда б ему тут взяться? Вскарабкавшись на соседнее дерево, я осторожно дотянулась.

И осторожность оказалась не лишней. Бумага оказалась папиросная, полупрозрачная. Очень чистая, словно бы из только что початой пачки. Бледным, тоже почти прозрачным шрифтом на ней были в два столбика отпечатаны какие-то стихи.

«Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень».

Строки заворожили, подхватили, понесли.

«На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона».

Я впервые в жизни, задохнувшись от странного волнения, читала 90-й псалом.

Советского пошиба атеизма в нашем дому, конечно, не было, да и быть не могло. Но мировоззрением отца был в те годы агностицизм, он не ставил себе целью дать детям христианское воспитание. Конечно, бабушка по праздникам ходила в церковь, научила нас нескольким молитвам, но, пожалуй, не более того. Только в пятнадцать лет я прочла строки, обещающие моей душе победу над василиском и аспидом.

Откуда взялась она в дремучем лесу, эта тонкая бумажка с волшебными словами?! Еще недавно сложенная раз в шестнадцать, а теперь распустившаяся как цветок?

Упала с неба. Нарочно для меня, для кого же еще. И это, понятное дело, секрет.

За неимением более правдоподобных предположений пришлось на том и остановиться. Так что загадочный листочек я ревниво припрятала.

К сожалению, он не сохранился. И пришлось мне прожить на свете еще столько же лет, сколько было в тот июльский день, когда секрет листка вдруг раскрылся.

Что самое интересное, листочек действительно упал с неба. Организации русских эмигрантов запускали особые воздушные шары, препоручая их воле ветров. Никакой политики: только библейские и евангельские тексты, молитвы. Все то, чего было иной раз никак невозможно раздобыть в Советском Союзе. (В большом городе еще ладно, там все нужное ксерокопировалось, бродило своими тайными тропами. Но в деревне, в маленьких городках царила свинцовая безнадежность.) Как далеко залетит такой шар, где лопнет, выпустив свое невесомое содержимое? В лучшем случае один из тысячи листочков попадал в человеческие руки, да к тому же не непременно благодарными эти руки оказывались. И все равно зарубежники запускали шары.

Уже взрослой, когда отроческий мой секрет получил свое разъяснение, я поделилась этой историей с одной моей подругой.

«А я каждое лето отдыхала в Пирита, под Таллином, – отозвалась она. – И мы школьницами всегда ходили после прилива на берег. Но искали мы не ракушки. Довольно часто волны выбрасывали книги, тщательно запаянные в целлофан. Библия. Мы знали, что книги сбрасывают близ берега с идущих мимо кораблей».

Тоже красивая история, но моя все же была еще и с загадкой.

Набоков почитал основной задачей мемуариста выявление «тематических узоров». В начале 1991 года, тоже, кстати, уже бесконечно, почти до нереальности далекого, в маленьком пикардийском городке Гиз (старом гнезде гордых герцогов) я впервые пришла на мессу католиков-традиционалистов. Я не сразу нашла дорогу и опоздала.

– грозово звучало под церковными сводами, когда я вошла.

«Super aspidem et basiliscum ambulabis: et conculcabis leonem et draconem».

Я еще знать не знала, как странно переплетется с Францией моя судьба. Но это было мгновение ясного предчувствия.

90-й псалом всю жизнь играет для меня роль особого знака. С того самого дня, когда пятнадцатилетняя девочка сочла незнамо как оказавшийся в непролазной чаще листочек сотворенным лично для нее чудом.

Знаки и чудеса – вещь хорошая. Хуже, когда чудо является единственным возможным источником получения важнейших знаний.

Не все перемены, происшедшие в нашей жизни за эти годы, оказались к худшему. Право же, не все.

Примеры употребления слова василиск в литературе.

Мы обнаружили, — продолжал Попугай таинственным, скорбным и торжественным голосом, — что василиски подняли мятеж.

Шептались даже, что аист, взглянув на него, сразу же отказался его нести, и работу пришлось выполнить василиску, да и то — защемив нос прищепкой.

Ты хуже аспида, отравившего Клеопатру, хуже рогатой гадюки, что обманно приваживает пернатых, дабы закласть на алтаре собственного аппетита, хуже амфисбены, двухголового гада, который коснувшегося так опрыскивает отравой, что в течение немногих минут незадачливый умирает, хуже головогрыза, который, вооруженный четырьмя ядоносными клыками, портит мясо, когда кусает его, и хуже гиены, когда она кидается с дерев и удушает свою жертву, и хуже дракона, изрыгающего смертное зелие в фонтаны, и василиска, изничтожающего свою жертву единым взглядом!

Пока они ищут василиска, — сказала прекрасная Астарта, — я расскажу вам все, что я вытерпела и что теперь прощаю небесам, ибо они все же позволили мне вновь свидеться с вами.

По одну сторону от него стоит вздыбленный василиск, по другую — леопард.

Ваше высокопреподобие, — промолвил Урсус, — я нисколько не хотел умалить славы василиска и даже утверждал, как нечто, не подлежащее сомнению, что у него человеческая голова.

Василиски тем временем сопели, задыхались, глаза их слезились, они вычихивали струи пламени и наконец не выдержали: кашляя и разбрызгивая слезы и огонь, они повернули и бросились бежать в пробочный лес.

Если накормить вас, горностаев, рутой, вы делаетесь храбрыми и готовы напасть на василисков.

Когда шары очутились над замком, василиски в ярости пытались доплюнуть до них пламенем, но не достали.

Клацая челюстями с шумом камнедробилки, он с гибкостью василиска подбрасывал вверх свое трехтонное тело и силился ухватить Эйкена черными ятаганами, украшавшими его лапы.

Из пушек, катапульт и василисков Враги лихие крепость обстреляют, Но, не страшась опасности и риска, Неверных дети Луза обуздают, Увидит Машкареньяш: помощь близко, Уже к твердыне Каштру поспешают, Готовые отдать младые жизни Во славу Бога и святой отчизны.

Орел взлетел в небо и спикировал на горб исполина, также отвлекая его внимание на свои угрозы: глаз у василиска было шесть, хотя на обычные глаза они походили мало — полуметровые, светящиеся зеленью, многолепестковые образования, напоминающие полураскрывшиеся бутоны роз.

Узнал ведьм, домовых, кикимор, лемуров, обменышей, оборотней, эльфов, фей и гномов, упырей и выходцев с того света, великанов-людоедов и василисков.

Гендер послушно пробежал глазами заметку о том, что старейший офеня, — значит, старший по возрасту среди тех, что сейчас в Киммерии оказались, — некий Василиск Заквасов, пользуясь неписанными офенскими установлениями, объявил оного Бориса Тюрикова присногреховным, а значит, никогда офенского чина не имевшим, пергамент же о признании его четырьмя свидетелями за истого офеню считать вымышленным, никогда не оформленным и, следовательно, мифическим.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Этимология названия

Василиск с древнегреческого дословно переводится как царёк.

Мифология

Василиск — существо, упоминаемое в различных источниках.

В Библии, по мнению ряда комментаторов, — одно из названий опасной ядовитой змеи. Хотя точное отождествление затруднено, в тех или иных местах может обозначать кобру или гадюку.

В «Естественной истории» Плиния Старшего василиск — змея, наделённая мифическими чертами. В иных источниках — мифический чудовищный змей. В частности, лужичане считали, что василиск — петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы.

Василиск в Библии

В Библии слово «василиск» впервые появляется в переводе Ветхого Завета с иврита на древнегреческий язык (Септуагинта, III—I века до н. э.) и латынь (Вульгата, IV—V века). Также употребляется в русском Синодальном переводе (XIX век).

В еврейском тексте, Танахе, прямого аналога слова «василиск» нет. В частности, в 91 псалме Танаха (соответствует 90-му псалму греческого и русского текста Псалтири) место этого слова занимает др.-евр. «פתן»‎‎ («лев, львёнок»), а в Книге пророка Исаии Танаха — др.-евр. «אפעה»‎.

Кроме того, «василиск» из Синодального перевода Второзакония соответствует еврейскому слову сараф («жгучий»), которое может обозначать ядовитых змей; а в Книге пророка Иеремии ему соответствует еврейское слово цефа, или цифони, обозначающее ядовитую змею — восточную гадюку (Vipera xanthina).

Септуагинта

Слово «василиск» в греческом тексте Ветхого Завета, Септуагинте, упоминается дважды — в 90-м псалме и в Книге пророка Исаии.

Кирилл Александрийский, объясняя место из Книги пророка Исаии, указал, что василиск — это детёныш аспида: «Но они ошиблись в расчёте, и им пришлось испытать то же, чему по великому неразумию подвергаются те, которые разбивают яйца аспидов; потому что, разбивши их, ничего другого в них не находят, кроме василиска. А этот зародыш змия очень опасен, и притом это яйцо — негодное».

Такая трактовка противоречит тому, что в Ис. 14:29 говорится будто плодами аспида являются «летучие драконы». Однако источники различают мифических летучих змей, в которых тогда верили, и василисков.

Синодальный перевод

В Синодальном переводе василиск упоминается трижды.

Из описания во Второзаконии можно заключить, что василиски входят в число опасных обитателей пустыни, от которых Бог избавил еврейский народ во время его скитаний, Иеремия же пишет о василисках, перечисляя грядущие кары Божии. Наконец, это существо упоминается в 90-м псалме: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона», — здесь василиск фигурирует в числе грозных опасностей, от которых Господь обещает хранить праведника.

Толкование в библеистике

В Библии слово «василиск», и его синоним «ехидна», обозначало любых ядовитых змей. Хотя точное отождествление затруднено, предполагаются змеи семейства аспидов, включая кобр, и семейства гадюк.

При этом два стиха Библии разделяют аспидов и василисков. Аммиана Марцеллина, живший в IV веке, тоже разделял аспидов, ехидн, василисков, и других змей.

Библеист А. П. Лопухин считал библейского василиска индийской очковой змеёй.

В толковании раннехристианского святого и богослова Иоанна Кассиана василиск служит образом бесов и дьявола, а яд василиска — образом зависти.

Античные представления

Предположительно, миф пошёл с описания маленькой ядовитой змейки, считаемой в Египте священной, от шипения которой разбегаются все животные и змеи, которую упоминали Аристотель в IV веке до н. э. и Псевдо-Аристотель.

Описание василиска как мифического существа присутствует в «Естественной истории» Плиния Старшего (I век н. э.), написанной, в том числе, на основе трудов греческих историков и хронистов. Согласно ему, василиск обитает в окрестностях Киренаика, его длина до 30 см, с белым пятном на голове, напоминающим диадему. Некоторые энциклопедии конца XIX века приписывали Плинию отсутствующие у него слова, что змей жёлтого цвета и имеет наросты на голове. От шипения василиска убегают все змеи. Передвигается извиваясь не как другие змей, а поднимая кверху свою среднюю часть. Обладает способностью убивать не только ядом, но и взглядом, запахом, сжигает траву и ломает камни. Лукан писавший в те же годы, что и Плиний, считал, что василиск появился из крови убитой Горгоны Медузы, тоже обладающей окаменяющим взглядом.

Плинию вторит Гай Юлий Солин в III веке, однако с небольшими отличиями: длина змеи около 15 см, пятно в виде белой повязки, не упоминает смертельный взгляд, а только крайнюю ядовитость яда и запаха. Его современник Гелиодор писал о василиске, который одним своим дыханием и взглядом сушит и губит все, что ему попадается.

Плиний писал о предании, что однажды всадник ударил василиска копьём, но яд потёк по древку и убил всадника и даже коня. Схожий сюжет встречается в поэме Лукана, писавшего в те же годы, о том как василиск убивает отряд воинов, но один из воинов спасается, отсекая себе руку заражённую ядом василиска, потекшим по копью.

Плиний писал, что ласки могут убить василиска своим запахом, залезая в его нору, но при этом умирают сами. О вражде василисков и ласк упоминалось и в труде приписываемом Демокриту, жившему в III веке до н. э. Начиная со II века н. э. пошло поверье, что василиск погибает от крика петуха, и поэтому советовалось носить этих животных в клетке.

Из глаз и крови василисков якобы можно было изготавливать различные амулеты и снадобья.

«Иероглифика» IV века н. э. повествует, что египтяне имели иероглиф со змеёй, которую называли «уреем», что по-гречески значило «василиск», и он обозначал «вечность». Египтяне верили, что только эта змея бессмертна, дыханием она способна убить любое другое существо, и её изображали над головами богов. Этот иероглиф изображал Солнце и богиню-кобру Уаджит — покровительницу Нижнего Египта. Золотая фигурка урея крепилась на лбу фараонов как часть царского головного убора.

Биолог И. И. Акимушкин и другие авторы предполагали, что василиск — это рогатая гадюка. Её изображение с рожками было египетским иероглифом, обозначавшим звук «ф», и могло быть принято Плинием Старшим за змею с короной, что и породило греческое название змеи «василиск» — «царь».

Рождение из птичьего яйца

По античному поверью, василиски рождались из яиц птицы ибис, которая питаясь яйцами змей, сама иногда откладывает собственные яйца через клюв (возможно, это интерпретация образа ибиса со змеиным яйцом в клюве). Записи о поверье сохранились у писателей IV века: богослова Кассиана, знатока Египта, утверждавшего, что «нет сомнения, что василиски рождаются из яиц птицы, которую в Египте зовут ибисом», и Аммиана Марцеллина, у которого рассказ о василиске следует сразу после упоминания египетского поверья. Гай Юлий Солин в III веке также писал о поверье, что ибисы пожирают крайне ядовитых змей, и откладывают яйца ртом.

О том же писали медик Т. Браун XVII века в критическом труде «Ошибки и заблуждения» и зоолог-путешественник А. Э. Брем XIX века, приводившие ссылку на средневековое издание В. Б. Пьерио, с иллюстрацией василиска, вылупившегося из яйца ибиса. Они объясняли поверье тем, что поедание ядовитых и заразных змеиных яиц заражает змеёнышами яйца самих птиц. Поэтому египтяне разбивали находимые яйца ибисов, чтобы не вылупились василиски, хотя в то же время обожествляли этих птиц за поедание змей.

Средневековый змей-петух

В Средние века образ василиска был дополнен новыми деталями, согласно которым он вылупляется из яйца, снесённого старым петухом, положенного в навоз и высиженного жабой. Изменились и представления о внешнем виде: василиска стали изображать в виде петуха со змеиным хвостом, иногда с туловищем жабы, хотя имелись и другие варианты. Первое подобное упоминание встречается у Пьера де Бове в начале XIII века. Он повторяет описание Плиния, описывая василиска как хохлатого змея, но также упоминает, что иногда его изображают как петуха со змеиным хвостом, приводя подобное изображение, и что иногда он рождается от петуха. Несмотря на то, что вера в василиска была сродни церковным догматам, которые отрицать было нельзя, Альберт Великий в XIII веке считал выдумками истории о крылатом василиске, рожденном из петушиного яйца.

Также было поверье, что если отразить взгляд василиска зеркалом, то тот умрёт увидев себя самого, подобно Горгоне Медузе Это суждение вызвало саркастическое замечание исследователя XI в. Аль-Бируни: «Почему же эти змеи до сих пор не уничтожили друг друга?». В XIII веке появились сборники новелл «Римские деяния», и его дополненная редакция «История сражений Александра Великого», в которых василиск, сидя на стене крепости (в другом варианте — на горе), взглядом убивает много воинов, и тогда Александр Македонский приказывает сделать зеркало, посмотрев в которое змей убивает сам себя.

По представлениям лужичан, василиск — это петух с крыльями дракона, когтями тигра, хвостом ящерицы, клювом орла и зелёными глазами, на голове которого находится красная корона, а по всему телу — чёрная щетина (чешуя), хотя он может выглядеть и как большая ящерица.

Схожее поверье существует в литовских сказаниях об летучем змее Айтварасе. Он вылупляется из яйца чёрного петуха, которого надо держать в доме 7 лет. По ночам он приносит хозяевам деньги и пищу, например сметану, которую отрыгивает в посуду.

Поляки считали, что василиск сотворён дьяволом.

Умения, силы и способности

  • Убийственный взгляд — Согласно некоторым мифологиям, василиск способен убивать взглядом любого, кто посмотрит ему в глаза.
  • Убийственное дыхание — Согласно некоторым мифологиям, дыхание василиска крайне ядовито.

Современное использование

  • В современной зоологии василисками называется род ящериц из семейства Corytophanidae, обитающих в Южной Америке. Они названы так из-за наличия у самцов на затылке треугольного гребня, вызывающего ассоциацию с мифическим василиском.

В популярной культуре

  • В романе Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Тайная комната» василиск представлен в виде гигантского змея, прямой взгляд которого несёт смерть, а, будучи отражённым, обращает человека в камень.
  • В сказке Джеральда Даррелла «Говорящий свёрток» главные герои освобождают волшебную страну Мифландию от власти злых василисков, описанных приблизительно так: петушиное тело, драконьи хвосты и чешуя вместо перьев, способны выдыхать пламя.
  • В цикле романов Анжея Сапковского «Ведьмак» часто упоминается василиск как чудовище, на которое ведьмак охотится. Присутствует василиск и в компьютерных играх, созданных компанией CD Projekt RED по мотивам этих романов.
  • В романе Умберто Эко «Имя розы» один из героев даёт такое описание василиска: «Бойся василиска! Се царь гадов, полный страшных ядов. Оными плюется! И хуже плевков. Пустит вонь, злостно так — убьет наповал! Брысь, брысь! Отрава! На горбу белый крап, башка петуха, передом стояч, задом ползуч, како всякий змий. Мрет от ласки…»
  • В цикле книг Терри Пратчеттаа «Плоский мир» василиск — это «редкое животное, обитающее в пустынях Клатча. Он похож на змею двадцати футов длиной с едкой слюной. Ходят слухи, что его взгляд способен обратить живое существо в камень, но это не соответствует действительности. На самом деле его взгляд просто измельчает рассудок в фарш, как ножи мясорубки»
  • В мультфильме «Дружба — это чудо», серия «Мастер взгляда», василиск выглядит как гибрид «цыпленка, но с телом змеи», обитающий в Вечнозелёном лесу и способный обращать всех существ в камень.
  • В игре Age of Wonders 2: The Wizard’s Throne василиск показан огромным ящером.
  • В игре Neverwinter Nights: Shadows of Undrentide василиск выглядит как небольшая рептилия, способная обращать в камень.
  • В серии игр Heroes Mights and Magic василиск — ящер, способный обращать в камень.
  • В дополнении к игре Mass Effect 3 «Левиафан» также упоминается василиск.
  • В игре Dark Souls 2 присутствует ящероподобное чудовище Василиск, который может выдыхать облако, способное обратить в камень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *