Кто такой анахорет?

Примеры употребления слова анахорет в литературе.

Вероятно, анахорет понял, что я заступилась за него и его товарища, и, может быть, диковинный подарок был свидетельством его благодарности.

Учитель остановился и спросил, сколько лет уже анахорет подвизается в этом месте.

Мне рассказал об этом случае сам остроумный анахорет, его и в старости еще смешило воспоминание о своей шутке.

Дубов с Серапионычем увидали, что это ни кто иной как профессор Степан Степанович Петрищев — анахорет и исследователь ископаемых костей.

От нее я узнал, что у анахорета, некоего фра Себастьяно, было чудотворное изображение блаженного мученика святого Себастьяна, чьи раны чудесным образом кровоточили во все время Страстной недели, и что не было на свете такой болезни, которую нельзя было бы излечить с помощью этой крови, при условии, что у того, кого ею пользуют, не было бы смертных грехов и чтобы он был исполнен духа милосердия и веры.

О, если она и вспомнит обо мне, то только как об отшельнике, который облачился в рубище анахорета и повернулся спиной к миру, ставшему для него пустыней.

Жилище анахорета находилось в бесплодной и унылой местности на северном склоне горы над озером Мо-тетонг.

Его духовный руководитель один из лам монастыря, к братии которого принадлежал и Гиатзо, посоветовал ему разыскать одного анахорета и упросить этого святого взять его в число своих учеников.

Однако это помещение, как и сим самого Анахорета, обладало любопытным качеством, объединявшим в себе реальное и нереальное.

Лицо и тело Анахорета действительно выглядели так, как их видела Рени.

А что касается текста, то исходя из характеристики адресата — анахорета, знатока костей — я знаю в Кислоярске одного человека, к которому она вполне подходит.

Добежав до хижины, служившей приютом анахорету и ученикам, монах в ней никого не нашел.

Карма Дорджи совсем погибал от отчаяния, когда к анахорету прибыл с визитом племянник.

Отец вовсе не был анахоретом, корпевшим в тиши над таинственной рукописью, как в дурных романах.

Таким образом, я, который должен был, согласно клятве, сделаться затворником ордена святого Августина, начал жизнь анахоретом, не прошедшим обряда посвящения.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Анахорет (греч. αναχωρησις – отшельник, пустынник). Анахоретом принято называть христианского подвижника, удалившегося из мира и живущего в полном уединении, всецело посвятившего себя покаянию, молитве и Богопознанию. Образ жизни монаха-анахорета отличается от образа жизни монаха-киновита. В предании первым анахоретом является преподобный Павел Фивейский (умер ок. 341г.), подвизавшийся 91 год в отшельничестве. Отцом анахоретства считается преподобный Антоний Великий.

Архим. Киприан (Керн)

Преподобный Феодор Студит

Мы монахи, странники, анахореты, девственники, рабами Божиими и Ангелами именуемся…

Так все отцы теча текли, и, побеждая, победили: мученики, преподобные, праведные, благочестивые, Боголюбивые, монахи, мiряне, мужи, жены, юноши, старцы, почитая обучением неким бывающее здесь. Так и мы, если желаем славы их и блаженства, должны тоже охотно пострадать в сем боголюбезном нашем образе жительства. Возлюбим же сие, братие, решимся все претерпевать и переносить с мужественным мудрованием и с неослабным рвением, очи во главе имея, как повелевает Премудрый (Еккл. 2:14), а не устремляя их к ногам. Ибо помышляющие о небесном и им занимающиеся, во истину очи имеют во главе, а те, которые преклоняются к суетному и им заняты, очи к ногам спускают. Было бы жалко и чудовищно, если б у какого человека ноги были вверху? а голова внизу, но гораздо более жалко и бесчеловечно пострадать это душевно. Будем же ходить так, как подобает мудрым, во главе имеющим очи, о Боге и Божественных вещах помышляя и соответственно тому действуя. Очи во главе суть вера, надежда и любовь, из них – терпение крепкое, чистота, братолюбие, мир, кротость, скромность, мужество, благостояние, воздержание, всякая благостыня, всякое добродетелей цветоносие и плодоносие у тех же, кои противно сказанному помышляют и действуют, бывает противное: неверие, безнадежие, ненависть, из коих – нетерпеливость, малодушие, блуды и прелюбодеяния, продерзости, сластолюбия, чревоугодия, легкомыслия, украшения себя, смехи, брани, зависти, убийства и всякое другое сатанинское деяние и действо.

Божии будем гнаться за Божиим, чистые – за святым, непорочные – за девственным, благочестные – за преподобным, мирные – за братолюбным, не тщеславные за небесным, отрекшиеся от мiра – за премiрным. Да не превращается порядок в беспорядок, чтоб нам, сущим от света, гнаться за тем,что темно, сущим от чистоты – за блудным, сущим от благочестия – за беспорядочным, сущим от славоненавидения – за тщеславным; потому что это жалко, это лукаво, это богоборно, это бесолюбно, это поджожка к огню адскому. Будем же Божиего искать, как Божии, как по званию нашему именуемся. Мы монахи, странники, анахореты, девственники, рабами Божиими и Ангелами именуемся, и все подразумевают, что и действительно таковы. Да не будет же никто из нас не Божиим, не чуждым мiру, не девственником, никто да не будет ропотником, блудолюбцем, бранчивым, унывливым, малодушным: ибо гнев Божий великий близ есть, – и воздаст. Не столько гневается Бог, хотя и гневается, на тех, кои в мiрском чину худы бывают по душе, сколько на нас, всецело Ему принадлежать долженствующих, как и господин больше негодует на тех слуг, кои у него на глазах в чем-либо погрешают, чем на тех, кои, вдали от него находясь, оказываются такими. Гнев Божий, однако, не на всех нас одинаково простирается, а проявляется разнообразно: инаково на тех, кои постоянно пребывают во зле, инаково на тех, кои то исправляются, то опять падают, инаково на только что приявших схиму, и инаково на устаревших в схиме: так как чем больше кто пребывает в схиме, тем очевиднее должна являться отличность его жизни, почему, если старость ничего не пользует, она бывает причиной осуждения, и посмешищем: подобно как смешно видеть седовласого мужа учащимся в школе с детьми.

Преподобный Никодим Святогорец

ЕВЕРГЕТИН

В Лавре Ептастома жил анахорет чудотворец по имени Иоаннис

В Лавре Ептастома, которая находится в семи стадиях от Лавры святого отца нашего Саввы, жил анахорет чудотворец по имени Иоаннис. У него был ученик, который видел переживания своего духовного отца за святой город Иерусалим, которому грозило нападение персов, спросил своего старца анахорета Иоанниса, суждено ли городу быть захваченным врагами.

Но тот сначала не хотел отвечать:

— Да откуда мне это знать, — сказал он, — ведь я всего лишь грешный человек.

Но ученик принялся настойчиво уговаривать его, и старец, в конце концов, заплакал и сквозь слезы произнес:

— Вижу, чадо, что ты с болью спрашиваешь об этом, и потому скажу, что Господь открыл мне. Я пять дней думал о нынешних событиях и вот увидел себя восхищенным прямо к святой Голгофе. Там собрался весь народ и клир, который просил: «Господи, помилуй!». Всмотревшись внимательно, я увидел Господа нашего Иисуса Христа, пригвожденного к Древу, и Пресвятую Богородицу, Владычицу мира, заступающуюся за народ. Но Он отвернулся от народа, сказав: «Не послушаю их, ибо они осквернили жертвенник Мой» (Иез 9:7; 15:11; 23:38-39).

Мы многократно со слезами и стенаниями просили: «Господи, помилуй!». Потом направились в храм святого Константина, всю дорогу умоляя: «Господи, помилуй!». Вместе со всем священством, то есть клиром, я вошел в храм. Потом пошел искать место, где были обретены «Честные Древа» Животворящего Креста, и почувствовал зловоние, проникшее в храм. Рядом со мной оказались два старца, два величественных истинных служителя святости. Я спросил их: «Вы не боитесь Бога, что даже здесь мы не можем молиться от зловония? Откуда этот запах?»

Они ответили: «От беззаконий местных клириков». «И вы не можете очистить это место, чтобы можно было молиться?» «Поверь, брат, такое не очищается ничем — только огнем».

После этих слов старец снова заплакал, затем продолжал:

— Вот что я еще скажу тебе, чадо. Было принято решение меня обезглавить. Я много просил Бога простить меня, и Он мне открыл, что всему надлежит быть. И только Он знает, что Я не проливал ничью кровь.

Вскоре после этого разговора варвары напали на монастырь. Ученик от страха убежал, а старец был схвачен и убит. Когда варвары ушли, ученик вернулся и нашел своего духовного отца мертвым. Он горько заплакал, и, взяв его тело, похоронил рядом со святыми старцами.

Авва Пимен принял анахорета с радостью

Как-то один брат из Египта отправился на чужбину и остановился у анахорета, любившего принимать странников, и рассказал ему об авве Пимене. Анахорету захотелось увидеть авву. Брат вернулся назад, и вскоре пустынник последовал за ним в Египет, разыскал его, и они вместе пошли к авве Пимену. Но прежде чем отвести анахорета к авве, брат сказал, что это великий человек и что у себя на родине он пользуется большой любовью и уважением.

Авва Пимен принял анахорета с радостью, облобызал его, и они сели. Гость заговорил о духовных и небесных вещах из Писания, а старец смотрел в сторону и молчал. Так они сидели довольно долго. Анахорет, заметив, что авва молчит, вышел (из кельи), расстроенный, и сказал брату:

— Напрасно проделал это путешествие. Я пришел к старцу, а он даже не захотел разговаривать со мной.

Брат вернулся к авве Пимену и сказал:

— Авва, я говорил тебе, что это великий человек, он прибыл сюда только ради встречи с тобой, а ты даже не захотел с ним поговорить.

— Он из числа людей, которые говорят о небесном, а я слишком низок по сравнению с ним и могу говорить только о земном. Если бы он заговорил о душевных страстях, я бы ему ответил, но он все о духовном да духовном, а я ничего не смыслю в этом.

Брат вышел к анахорету и сказал:

— Авва не может так быстро говорить из Писания, но если его спрашивают о страстях души, то непременно отвечает.

Пустынник почувствовал раскаяние, вернулся к старцу и спросил:

— Что делать, авва, если душевные страсти меня одолевают?

Авва посмотрел на него внимательно и ответил:

— Как хорошо, что ты пришел ко мне. Расскажи об этом, а я постараюсь дать тебе добрый совет.

Они разговаривали довольно долго, и анахорет получил большую пользу.

— Поистине, — воскликнул он, — это и есть настоящий путь. Благодарю Бога, что Он удостоил меня встречи с таким великим святым!

Он вернулся к себе в пустыню, довольный.

Воодушевленный ангелом, анахорет остался в пустыне…

Один анахорет прожил во внутренней пустыне около тридцати лет, питаясь только плодами малоа, и как-то сказал сам себе, что напрасно погубил столько лет своей жизни. «Я провел тут много лет, не ел ничего, кроме этого злосчастного малоа, не было у меня ни одного видения и ни одного чуда, какие творили тут монахи до меня. Брошу-ка я все это и пойду в мир».

Когда он так думал, ему явился ангел Господень и спросил:

— От чего у тебя такие сомнения?

И монах поведал ему все, что изложено выше. Тогда ангел спросил:

— А какое чудо хотел бы ты сотворить, которое было бы выше стойкости и мужества, которые даровал тебе Бог? Кто укрепил тебя столько лет стойко провести на этом месте, питаясь только плодами малоа? Так что терпи и умоляй Бога даровать тебе смирение.

Так воодушевленный ангелом, анахорет остался в пустыне и стойко продержался в ней до скончания своих дней.

Сколько заплатите мне, если я совращу вашего анахорета?

Один анахорет жил в нижнем Египте. Он был знаменит, ибо пребывал в уединенной келье в пустынном месте. И вот по действию сатаны некая нечестивая женщина, услышав о нем, предложила молодым людям:

— Сколько заплатите мне, если я совращу вашего анахорета?

Они пообещали дать ей денег. Она вышла из дому, вечером пришла к его келье, будто заблудилась, и стала стучаться в дверь. Старец вышел на стук и, увидев ее, смутился и спросил:

— Как ты сюда попала?

— Я заблудилась, — отвечала она, заливаясь слезами. — И вот я здесь, но сжалься надо мной и не отдай меня на съеденье диким зверям.

Старец сжалился над ней и впустил к себе.

Ночью дьявол стал внушать ему блудные помыслы. Старец, распознав дьявольские козни, подумал: «Вражеские козни — тьма, а сын Божий — свет, встал и зажег светильник. Пламя вожделения в нем разгоралось и уже вовсю жгло старца. Тогда он сказал себе: «Кто творит такое, идет в вечную муку. Испытай себя: сможешь ли ты вынести адский огонь?» Он сунул палец в пламя светильника и держал до тех пор, пока он не сгорел весь. Но распаление плоти оказалось сильнее боли от огня, и тогда он сунул второй палец, потом третий и к утру сжег все пальцы на обеих руках.

Несчастная же, видя, что делает старец и как жжет свои пальцы, от ужаса похолодела и, в конце концов, не вынесла этого и умерла. Утром сговорившиеся с ней накануне молодые люди пришли к анахорету и спросили:

— Приходила ли сюда женщина вчера вечером?

Он ответил:

— Да, она спит внутри.

Войдя, они нашли ее мертвой и сказали:

— Авва, она умерла.

Тогда он протянул им свои руки со словами:

— Вот что сделала со мной дочь дьявола. Она лишила меня пальцев. Он рассказал им, как было дело, и добавил:

— В Писании сказано: не воздавай злом за зло, какое тебе сделали. Помолимся, чтобы она воскресла. Сотворив молитву, он воскресил ее и отпустил. Она ушла и впредь хранила целомудрие.

А в том месте жил один православный анахорет…

Некий манихей отправился навестить своих соратников, но вечер застал его посреди пустыни. Он даже не знал, где переночевать. А в том месте жил один православный анахорет, который знал этого манихея, видел его и понимал, к какой ереси тот принадлежит. Манихей, не зная, где голову преклонить, все же боялся обратиться к анахорету, думая, что тот не пустит его к себе за иноверие, но, понуждаемый обстоятельствами, подошел к двери и постучался. Старец отворил и, увидев его и узнав, принял с радостью, накормил и показал место, где тот может спокойно заснуть. Ночью манихей, размышляя о милосердии старца, подумал: «Надо же, этот человек не был пристрастен ко мне, хотя знал, кто я, и так позаботился, чтобы я отдохнул. Поистине, он человек Божий».

Встав утром, он пал в ноги ему и сказал:

— С сего дня я православный, — и до конца дней своих оставался у старца.

Об этом мне рассказал анахорет Кириак

Когда лавра великого Евфимия достигла расцвета, и число братьев увеличилось до пятидесяти, каждый монах построил себе келью, и стала ежедневно совершаться Божественная Литургия. А около Лавры жили два священника, Иоанн и Кирион.

Однажды в первый день после субботы великий Евфимий служил Литургию и приносил бескровную Жертву Богу. Справа от него стоял и прислуживал ему Дометиан с рипидой в руке. И вот он уже собрался было произнести Трисвятое, как вдруг Теревон (из сарацинов) и Гавриил, брат Хрисиппа (первый стоял рядом с алтарем, а второй — в алтаре) — о премногая твоя благодать, Христе, излившаяся на Евфимия — увидели огонь, как бы стекавший с крыши и закрывавший от взоров великого Евфимия и Дометиана, окруженных потоками пламени, и так продолжалось от начала Трисвятого до отпуста Литургии.

Теревона охватил страх. С дрожью в ногах, побледнев от страха, он покинул алтарь и впредь уже не дерзал входить в область неприступной святыни Алтаря. Так и простоял он всю службу с великим благоговением в притворе. Об этом мне много позднее рассказал анахорет Кириак, слышавший это от самих очевидцев Теревона и Гавриила.

Инок Никодим

Анахоретство

Такое понятие о ревнителях благочестивой жизни, как анахоретство, т.е. отшельничество или пустынножительство, отошли в прошлые времена. Грешный мир своим страстным беззаконием всевластно наступает везде и повсюду… Христианского духа — Духа любви Христовой ныне нет даже в христианских общинах, где жизнь по Богу (заповедям) подменена фарисейством и обрядоверием.

Современные же монастыри, которые должны бы были укрывать от постороннего взоров посвящающих свою жизнь подвижничеству, т.е. очищением себя от страстей «ветхого человека», распахнули свои двери для всякого рода любопытных ходоков, называемых паломниками и туристами, которых принимают в огромном количестве со всего мира. И все более стали походить на туристические центры с демонстрацией исторических ценностей на подобие музеев, где древние артефакты служат приманкой их хранителям для извлечения доходов (маммоны).

Анахоретство — это отречение от мира, от своего»ветхого человека» по заповеди Христа:

Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

Это трудно, это «узкий путь» к Богу и немного находится желающих пойти по нему, да и наставников, которые своим примером могли бы безопасно привести послушника Божией воли ко Христу, практически не осталось. Одно утешение — Святые Писания, которые могут еще несколько помочь желающим спасения, найти верный путь и пойти по нему. Древние святые предсказывали, что последние времена будут характеризоваться тем, что»в монастырях будут жить как в миру, а в миру как в аду».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *