Кто такой азазель в Библии?

Все слышали фразу «Козел отпущения», но мало кто знает, что она связана с Азазелем — падшим ангелом, превратившимся в демона пустыни и низвергнутого в ад за недостойное поведение. Его имя часто упоминается в еврейском фольклоре и литературных произведениях, принадлежащих перу известных писателей.

Как выглядит Азазель

В большинстве случаев его изображают в виде коренастого человекоподобного существа с бородатой мордой, острыми клыками и небольшими рогами, как и положено нечистой силе. В руках демон держит знамя, поскольку в аду считается знаменосцем. Всюду его сопровождает черный козел, отданный за грехи, который выглядит весьма устрашающе. Несмотря на то, что ранее Азазель имел крылья, нигде не сохранились изображения его внешнего вида, когда он был ангелом. Будучи олицетворением зла, Азазель ассоциируется именно с демоном, поэтому выглядит соответствующе.

За что был наказан Азазель

Азазель прогневал Бога за то, что пошел против него и его заповедей. За непослушание ангелу-предателю отрезали крылья и привязали к пустынной скале. Бог повелел покрыть его тьмой до Судного дня, а потом предать очищающему огню. Таким образом, Азазель стал демоном, изгнанным из рая.

Наказан он был за то, что научил людей хитрости и обману. Мужчин падший ангел направил на путь войны, подарив оружие, женщин обучил кокетству и умению наносить косметику, чтобы соблазнять мужской пол. Считается, что блуд и разврат – это тоже его рук дело, ведь до того момента человечество и не помышляло об изменах, разгульной жизни и грехопадении.

«Азазель» — это его позднее имя, а сначала демона отождествляли со змеем-искусителем. По некоторым источником, именно он уговорил Еву отведать запретный плод, за который Бог изгнал Адама вместе с ней из рая. Падшего ангела ставили в один ряд с Прометеем, полагая, что он раскрыл людям глаза на вещи, о которых они ранее не знали. Впрочем, большинство считает Азазеля коварным Люцифером, сильным демоном второго порядка, бескрылым ангелом, прикованным в аду к скале за грехи и неподчинение Господу.

Козел отпущения для Азазеля

Именно с этим существом связывают известный иудейский обряд, который проводился ежегодно в древние времена. Для ритуала брали козла, на которого «навешивали» все грехи израильтян и за них он должен был отвечать перед Высшими Силами. Традиционно, животное оставляли в пустыне, а чтобы было понятно, что это «козел отпущения», на шею привязывали кусок алой ткани. На этом обряд не заканчивался: второго козла брали в качестве жертвы и сжигали живьем, чтобы завершить ритуал очистки от грехов. Интересный момент — «Азазель» переводится как «отпущение», а демон получил это имя позднее. Именно поэтому его часто изображают с козлом, который символизирует многочисленные грехи.

Опасен ли падший ангел

Учитывая тот факт, что Азазель обладает невероятной силой, он представляет огромную опасность для человека, желающего получить что-то с помощью демона. Даже в черной магии его образ фигурирует крайне редко – к нему обращаются только профессиональные мастера, да и то с осторожностью. Считается, что демон способен исполнить любое желание, но за него придется заплатить чем-то дорогим – здоровьем, жизнью близкого человека, любовью. Именно поэтому знающие люди избегают Азазеля, предпочитая оставлять демона авторам книг, которые с интересом описывают коварного падшего ангела и нередко делают его мистическим героем своих произведений.

1) В этот день (10-й день месяца тишри – сентябрь-октябрь) бросали жребий о двух козлах, один из которых предназначался в жертву за грехи всего народа, а второй – для изгнания в пустыню. Первый козел посвящался Господу, а второй – Азазель. (Лев 16:8 – в Синодальном переводе – «для отпущения»);
2) Если предназначенного для Господа козла закалывали и кровью его кропили в святилище и в Святом Святых, то на козла, предназначенного для Азазель, первосвященник возлагал руки, исповедуя над ним беззакония всего народа, и отправлял его с человеком, избранным по жребию, в пустыню, чтобы козел унес грехи народа (Лев 16:20-22). После этого человек, отводивший козла, должен был совершить особого рода омовение (стих 26);
3) Таким образом, через козла снятые с народа грехи передавались тому, кто был их причиной, т.е. сатане; Азазель же следует считать либо воплощением сатаны, либо его символом. Так козел уносил грехи народа, которые более не должны были повторяться. Но это действо нельзя толковать таким образом, будто в образе козла «для Азазель» (в Синодальном переводе – «для отпущения») приносилась жертва демону пустыни. В ВЗ есть только один культовый обычай, напоминающий это действо, но существенно от него отличающийся (Лев 14:50,53).

Мифология: Иудаистическая мифология

Предмет статьи: демон

Азазель (др.-евр. azaz’el) — в иудаизме — демоническое существо.

В Библии Азазель упоминается только в контексте описания ритуала «дня искупления» (Иом-киппур). В этот день грехи народа перелагались на двух козлов. Бросался жребий: один козел предназначался в искупительную жертву для Яхве, а другой («козёл отпущения») — «для Азазеля» (Лев. 16, 8, в синодальном переводе — «для отпущения»): «А козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения.» (Лев. 16, 10) Пустыня считалась местом жительства Азазеля.

В апокрифической «Книге Еноха» (2 в. до н.э.) об Азазеле говориться как о падшем ангеле, совратителе человечества. Он выступает там как своего рода негативный культурный герой, так как научил мужчин войне и ремеслу оружейника, а женщин — блудным искусствам раскрашивания лица и вытравления плода. Этот акт враждебного богу цивилизаторства связывается с мотивом блуда между ангелами («сынами божьими») и «дочерьми человеческими» (Быт. 6, 2), а также появления от этого блуда породы «исполинов» (Быт. 6, 4-5), которых и вдохновил в их мятеже против бога Азазель («Книга Еноха» 8). За это Азазель был скован архангелом Рафаилом, а после страшного суда будет брошен в огонь.

Намёки на эту версию рассеяны и в талмудической литературе, где Азазель иногда отождествляют с сатаной или Самаэлем, а также сближают его имя с именами Узы и Азаэля — падших ангелов, сходившихся с женщинами.

Имя Азазеля, как одно из традиционных имён беса, употреблялось в художественной литературе. Например, у М. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» оно используется в итальянизированной форме «Азазелло».

Елисеева Л. А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *