Кто такой лицемерный?

В арабском языке слово «лицемерие» (нифак) является отглагольным именем от глагола «нафака», что означает «проявлять лицемерие, притворяться».
Одни считают, что это слово образовано от слова «нафика», что означает «запасной выход из норы тушканчика, через который он убегает, когда его пытаются поймать через основной». Другие считают, что оно образовано от слова «нафак», что означает «подземный ход, в котором можно укрыться» (Ибн ал-Асир, «Предел», 5/98).

Схематическое изображение норы тушканчика, на котором видно два входа. Поутру, возвратившись в нору, тушканчик изнутри забивает главный ход землей (слева) и при малейшей тревоге выскакивает через потайную лазейку далеко в стороне от того места, где его ожидают

Если же говорить о слове «нифак» с точки зрения Шариата, то под ним подразумевается внешнее проявление приверженности к исламу и добру человеком, скрывающим внутри себя неверие и зло, а лицемером такого называют потому, что он входит в шариат через одни врата, а выходит через другие, и об этом предупреждал Аллах Всевышний в словах своих: «Поистине, лицемеры, они — распутники». («Покаяние», 67). Это означает, что они находятся вне Шариата.

Аллах отнес лицемеров к числу наихудших из числа неверных, сказав:

📖»Поистине, лицемеры — в нижнем слое огня»(«Женщины», 145),
а также:
📖»Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, тогда как Он обманывает их!»(«Женщины», 142),
а также:
📖»Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают. В сердцах их болезнь. И Аллах усилил их болезнь! Для них — мучительное наказание за то, что они лгут». («Корова», 9–10).

ВИДЫ ЛИЦЕМЕРИЯ

Есть два вида лицемерия:

⛔ Первый вид — это проявление лицемерия в вере (идейное лицемерие), что является большим лицемерием,

когда лицемер выставляет напоказ свою приверженность исламу и скрывает неверие. Такое лицемерие полностью ставит человека вне религии, и он оказывается в нижнем слое адского огня. Подобных лицемеров Аллах характеризует всеми дурными качествами, такими, как неверие, отсутствие веры, издевательства и насмешки над религией и теми, кто придерживается ее установлений, а также абсолютная склонность к врагам религии, выражающаяся в том, что они вместе с ними осуществляют нападки на Ислам.

Такие люди существуют всегда, но особенно в тех условиях, когда сила Ислама становится явной и они не могут оказывать сопротивление ему открыто, что вынуждает их присоединяться к Исламу внешне для того, чтобы строить козни против Ислама и мусульман втайне, а также для того, чтобы иметь возможность жить среди мусульман, сохраняя в неприкосновенности свою жизнь и имущество.

Лицемер проявляет внешне свою веру в Аллаха, Его ангелов, Писания, Посланников и в Последний день, но внутренне он отстраняется от всего, упомянутого нами, и считает это ложным. Он не верит в Аллаха и в то, что Коран и другие божественные книги — Его слово, ниспосланное людям, с помощью которого Он выводит их на правильный путь по своему соизволению, предостерегает их своего наказания и внушает им страх перед своим могуществом.

Однако Аллах разоблачил подобных лицемеров и сделал явными тайны их в священном Коране, показав рабам своим дела их, чтобы они остерегались как их самих, так и дел их. В начале суры «Корова» Он упомянул о трех существующих в мире группах людей, а именно:
▪ о верующих,
▪ неверных
▪ и лицемерах.
При этом о верующих упоминается в четырех аятах, о неверных — в двух, а о лицемерах — в тринадцати, что объясняется их многочисленностью и тем, что они являются источником бед для всех, а также тем, что они являются сильным источником смуты для Ислама и мусульман. Поистине, такие люди причиняют очень много вреда Исламу, ибо их причисляют к этой религии и считают, что они поддерживают ее, в то время как на самом деле они являются врагами Ислама. Они проявляют враждебность к Исламу в разных формах, а невежественные воспринимают это как знание и реформу, в то время как на самом деле оно является крайним невежеством и развращением . (Ибн аль-Кайим «О признаках лицемеров”.)

Существует шесть видов подобного лицемерия

1⃣ Возводить ложь на Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
2⃣ Возводить ложь на часть из того, с чем пришел Посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
3⃣ Ненавидеть Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
4⃣ Ненавидеть часть из того, что принес с собой Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
5⃣ Радоваться спаду религии Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
6⃣ Не желать победы для религии Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

⛔Вторым видом лицемерия является лицемерие действием (деятельное лицемерие),

когда человек совершает дела лицемеров, сохраняя в своем сердце веру, что не ставит его вне религии, но может оказаться средством этого и привести к подобному. В таком человеке есть и вера, и лицемерие, но если последнее умножится, он может стать из-за этого лицемером в полном смысле этого слова, на что указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Истинным (полным) лицемером является тот, кто объединил в себе четыре качества, а тот, кто содержит в себе хотя бы одно из них, тот содержит в себе одно качество лицемерия, пока не избавится от этого качества: это тот,
➖кто предает, когда ему доверяются,
➖и лжет, когда о чем-либо рассказывает,
➖и поступает вероломно, когда заключает договор с кем-либо,
➖и переходит все границы, когда с кем-либо ссорится».
(Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

Тот человек, в котором объединились эти четыре качества, объединил в себе все зло, ибо он обладает всеми свойствами лицемеров. Если же в человеке присутствует одно из этих качеств, это значит, что в нем присутствует одно качество лицемерия, ведь могут в человеке сочетаться и благие качества и дурные качества, качества веры и качества неверия и лицемерия, и заслужит он в виде награды или наказания то, что будет соответствовать его поступкам, причиной которых были те или иные качества, например, отлынивание от совершения групповой молитвы в мечети, что характерно лицемерам.

Лицемерие является злом и представляет собой большую опасность, ибо даже сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, опасались впасть в этот грех. Ибн Абу Муляйка сказал: «Я застал в живых тридцать человек из числа сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, каждый из которых опасался оказаться в числе лицемеров».

Различия между большим и малым лицемерием:

◾Большое лицемерие, в отличие от малого, ставит человека вне религии.

◾Большое лицемерие является противоречием между тайным и явным в области веры и убеждения, в то время как малое лицемерие является противоречием между тайным и явным в совершении дел, но не распространяется на область веры.

◾Большое лицемерие не исходит ни от кого из правоверных, в то время как лицемерие малое может исходить от правоверного.

◾В большинстве случаев впавшие в большое лицемерие не раскаиваются, а если даже кто-либо и раскается, то разошлись мнения учёных в том, что раскаяние его будет принято у судьи, в то время как впавший в малое лицемерие может покаяться перед Аллахом и его покаяние будет принято.
Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа сказал: «С верующим часто случается тот или иной вид лицемерия, но потом Аллах приводит его к покаянию. Иногда в сердце его может возникать то, что станет подталкивать его к лицемерию, но Аллах будет отталкивать от него подобное. И правоверный нередко подвергается наущениям дьявола и наущениям неверия, от которых он становится подавленным. Так, передают, что однажды сподвижники обратились к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с такими словами: «О Посланник Аллаха, поистине, иногда кто-нибудь из нас обнаруживает в себе такое, что обрушиться ему с неба на землю было бы приятнее, чем говорить об этом!» В ответ он сказал: «Это есть настоящая вера!» (Этот хадис приводят Ахмад и Муслим). Это означает, что человек обладает подлинной верой, если подобные искушения он будет встречать с отвращением и удалять их от своего сердца»..

О тех, кто впал в большое лицемерие, Аллах сказал так:

📖»Глухие, немые, слепые — и они не возвращаются». (сура «Корова», аят 18), то есть не возвращаются к Исламу внутренне.

Кроме того, Всевышний сказал о них так:

📖»Разве они не видят, что подвергаются испытанию каждый год раз или два раза? Но и после того они не каются и не образумятся». (сура «Покаяние», аят 126).

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Мусульманские авторитеты разошлись во мнениях относительно возможности того, что внешне приносимое ими покаяние будет принято, и это является неизвестным, так как внешне они постоянно проявляют приверженность к исламу» . [«Собрание фатв”, 28/434–43.

📕Шейх Салих Фавзан, «Книга Единобожия”

Подписывайтесь на наш канал «Вероубеждение”, чтобы быть в курсе новых публикаций https://t.me/veroubejdenie

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Лицемерие

В каждом человеке есть изъяны. Никто из нас несовершенен. И все мы имеем кучу отрицательных качеств. Но есть люди, которые называются лицемерами. Кто же это такие и чем они могут нам навредить?

Лицемер — это человек, который ведет себя неискренне. Такие люди всегда скрываются под масками, они тщательно прячут свои «лица», чтобы никто не смог понять, какой же этот человек на самом деле. Такие люди никогда не показывают своих настоящих чувств, эмоций или переживаний.

Лицемерие — это противоположность такой замечательной черте характера как искренность. Искренние люди всегда открыты, всегда общительны, а лицемеры, наоборот же, скованны и скрытны.

Однако, нам очень хочется верить, что вокруг все люди честны с нами, добры к нам, но это не так. Не всегда за словами и поступками даже самых близких нам людей скрываются только хорошие побуждения, не всегда эти люди готовы протянуть нам руку помощи. Часто получается так, что кто-то ищет выгоду только для себя, не учитывая чувства, эмоции других людей. В этом и заключается лицемерие.

Очень часто, достигнув своей цели, лицемерный человек меняется в своём поведении и тут-то он показывает себя настоящего. И всё же, это не всегда добрый и пушистый человек. Поэтому нам часто бывает досадно, когда мы понимаем, что долгое время мы верили человеку, нестоящему ни капли нашего внимания.

Возможно, в каждом из нас есть хоть какая-то капля лицемерия. Возможно, мы сами этого не замечаем. Может быть кто-то из вашего близкого окружения лицемерит по отношению к вам, может быть это делаете вы. Но лицемерие — это одна из самых ужасных черт характера, которая никогда не приносит добра. Поэтому нужно стараться искоренять в себе такую плохую черту, стараться со всей душой и искренне относиться к людям, даже если человек вам не приятен, не стоит продолжать общение с ним ради своей выгоды, нужно стараться быть честными по отношению к окружающим людям, нужно всегда и во всем оставаться такими, какие мы есть на самом деле.

Сочинение Что такое Лицемерие

Никто не лицемерит в своих снах. Уильям Хэзлитт

Вообще что такое лицемерие? Лицемерие — это очень, отрицательная черта человека. Не всем людям присущая эта черта. Лицемерный человек это тот, кто говорит одно, а делает другое или ведет себя не так как ему присуще. Такие люди не показывают свое собственное кредо, и не возможно узнать их настоящие чувства и мысли человека.

Эта отрицательная черта является полной противоположностью одному из самых хороших чувств человека искренности. Нужно работать над собой, если у вас присутствует хоть капля лицемерия. Ведь в наше время все люди общительны между собой, никто не может дать гарантии, что человек, с которым ты хорошо общаешься и доверяешь ему не лицемер. Я думаю, что любой человек становится лицемером, когда он внутри себя зарывается в таких чувствах как ненависть, и зависть, и что бы казаться хорошим он начинает фальшивить играть на публику и врать. Тем самым он делает хуже себе, таким образом, жизни — он теряет себя! Возможно, ли исправит таких людей ? Как бы не хотелось, но нет, сделав выводы из своей жизни, то таких людей, не реально исправить — они не исправимы. Не зря есть такая поговорка «горбатого могила исправит». Человек, который привык к такому образу существования на земле именно существования, но никак ни жизни. Потому что они живут в своем, каком – то мире, мире злости, ненависти, вранья, и обиды.

Но я все таки, надеюсь на то, что люди все таки, могут изменяться, и всей душой мне хочется, что бы мы все стали более лояльны по отношению к самим себе и окружающим. Если открыть литературу, то мы встретим лицемерие в некоторых произведениях. Например: «Мастер и Маргарита», «слезы крокодила», и во многих других. Неоднократно встречаясь с лицемерием людей, придумали народные высказывания: ласковый взгляд, а на сердце яд, на лице радость, а в душе зависть.

Подводя итог сказанному выше, я хочу, что бы все люди были добрее друг к другу и честнее, любили взаимно и искренне – это самое главное!

Проблема лицемерия. 9 класс, 11 класс ЕГЭ, ОГЭ, 15.3

Последствия лицемерия

  1. Последствия лицемерия хорошо прослеживается в романе Джека Лондона «Мартин Иден»
    . Автор повествует о юноше, который решил заниматься писательством, буквально не спал ночами и упорно работал, чтобы добиться расположения возлюбленной Руфь. Девушка была выше по статусу, и ее родственники не одобряли союза с Иденом. Когда Руфь решила расстаться с героем, его дела неожиданно пошли в гору. Желаемое призвание теперь стало казаться Идену противным, потому что он видел лицемерие окружающих. Он понимал, что печатные издания и друзья стали проявлять интерес к нему только из-за успеха. В итоге Иден решает уплыть на корабле и прожить последние дни на отдельном острове. Лживые и фальшивые люди разочаровали его. Для них последствием их лицемерного поведения стало исчезновение полезного члена общества, который мог бы сделать их лучше. Так человечество неоднократно отталкивало пророков, который находили покой лишь в пустынях, вдали от пошлости и лести неразумной толпы.
  2. Отличным примером лицемерия и его отрицательных последствий является фамусовское общество из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    . Главный герой приезжает в дом Фамусова и начинает делиться своими прогрессивными идеями. Чацкий не сразу понял, в какое общество попал. Это был лживый высший свет, пропитанный фальшью, где браки заключались ради денег, а не искроенной любви, где заводили дружбу с высшим по чину только ради его расположения. После нескольких конфликтов и оскорблений герой понял, что больше не может вынести такого окружения. Он чувствовал, что с такими людьми нет смысла делиться своим мнением, потому что искренности от них ждать не придется. В финале Чацкий произносит свою знаменитую фразу «Карету мне, карету!» и уезжает из дома Фамусова навсегда. Последствием лжи и притворства является не только потеря прогрессивного и полезного гражданина в лице Александра, но и катастрофа, разразившаяся в тот вечер: Софья увидела измену Молчалина, а гости узнали про их роман. Однако даже в этой беде хозяина дома волновало лишь мнение княгини Марьи Алексевны. Случившееся ничему их не научило.
  3. Лирический герой стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт»
    чувствует себя ненужным и одиноким из-за лицемерия окружающих. Поэт, словно драгоценный кинжал, должен быть любим. Но общество не способно ценить столь уникальные вещи. Окружение героя «морщины прячет под румяны», их «тешат блестки и обманы», им скучен «гордый» язык поэта. Такое описание свидетельствует о том, что лицемерной толпе нужна простая лесть, необходимо веселье балов, а вовсе не искусство. Поэтому лирический герой чувствует, что над ним смеются, его презирают.

Здесь мы отобрали для вас популярные проблемы, касающиеся лжи, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, раскрывающие их, выбраны из русской литературы. Можете скачать все это в формате таблицы в конце статьи или же почитать их непосредственно на этой странице с удобной навигацией по проблемным вопросам.

  1. Одной из центральных тем в пьесе Горького «На дне»
    является проблема «лжи во благо». Так, Лука и Сатин представляют две противоположных точки зрения: говорить правду, несмотря на душевные терзания, или же лгать, но с умыслом, предполагающим сострадание к «ближнему своему». Проповедник утешал обитателей ночлежки, дарил им надежду, пусть и не подкрепленную реальными основаниями. А вот шулер выступал против такого ложного исцеления, он говорил правду в лоб, не задумываясь о том, как собеседник примет это. По его мнению, настоящий человек обязан жить с открытыми глазами, без иллюзий. Поскольку Лука со своей философией капитулировал и оставил тех, кто верил ему, на произвол судьбы, мы заключаем, что автор находится на стороне Сатина, то есть ложь не может быть оправдана благом.
  2. Иногда в жизни бывают такие ситуации, которые предполагают наличие лжи для спасения себя или же близкого человека. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»
    противопоставляет обыкновенному обману «ложь во благо», которая помогла Маше Гриневой спастись от Емельяна Пугачева. Если бы не хитрый ход Петра Гринева, невиновная девушка могла бы быть казнена. Каждый из нас должен различать случаи, когда покривить душой – это значит спасти человека от ужасной беды. Тогда мы можем пойти против истины. Но в иных ситуациях, когда речь идет о личной выгоде, данная уловка аморальна и граничит с нравственным преступлением.
  3. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    тоже вмещает в себя тему притворства и обмана. Главная героиня предполагает наличие лжи, но только в тех случаях, когда она необходима ради спасения настоящей любви. Так, например, Софья обманывает Фамусова, чтобы тайно встречаться с его секретарем. Ее намерения чисты, но этим криводушием девушка приближается к лицемерному образу жизни того общества, нравы которого далеки от идеала. Ее чувство оказывается разоблаченной иллюзией, ее рыцарь – обычным мошенником, а ее ложь – первой ступенью в светский мир фальши и обмана. Так что даже «ложь во благо» до добра не доводит, ведь человек не всегда может разобраться, что есть благо.

Последствия лжи

  1. Подобный пример можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    , где клевета Грушницкого на княжну Мери ради мести Печорину растворяется в справедливости. Решив подменить оружие дуэлянта, бесчестный мужчина становится разоблаченным. Григорий понял, что приятель хочет обманным путем выиграть сражение. Тогда бездействующее оружие достается самому обманщику. Грушницкий погибает, а Печорин делает неутешительные выводы.
  2. В пьесе А. Островского «Бесприданница»
    главная героиня хочет обмануть себя, выйдя замуж за нелюбимого человека. Она становится его невестой, механически готовится к нежеланной свадьбе. Однако на обеде в честь помолвки ее вновь охватывает влечение к Паратову, который зазывает Ларису на Ласточку. Она бросает свои обязательства и уходит в плавание навстречу погибели. Наутро оскорбленный жених убил ее, а ей осталось лишь поблагодарить его за это, ведь она была опозорена и брошена на произвол судьбы. Увы, на лжи невозможно построить счастье.

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему » из литературы».

Будут использованы следующие аргументы: – А. П. Чехов, «Слезы крокодила» – Д. Лондон, «Мартин Иден»

Люди с древних времен склонны скрывать свои истинные эмоции и сокровенные мысли. Существуют сферы, в которых искренность вовсе нежелательна, такие как политика или азартные игры. Задумавшись, можно признать: каждый взрослый человек порой должен прибегать к фальши, не всякую её степень необходимо упорно осуждать. Например, встретив неприятного нам человека, мы улыбаемся и здороваемся с ним, поддерживаем беседу, то есть ведём себя поддельно. Но если покажем настоящее отношение к собеседнику, нас можно будет обвинить в грубости, ведь он настроен к нам дружелюбно.

Главная задача каждого из нас – чувствовать разницу между вынужденной вежливостью и откровенной лживостью. Проявлений последней необходимо избегать: она отравляет душу человека, отучает его от чистосердечности. Только с помощью открытого искреннего расположения к окружающим можно построить с ними доверительные отношения.

В рассказе А. П. Чехова «Слезы крокодила» главный герой Поликарп Семёнович Иудин являет собой пример чистого лицемерия. В ненастный день он стоит у окна, наблюдает за богатой похоронной процессией и рассуждает о жизни. На первый взгляд мысли героя кажутся справедливыми и невольно вызывают чувство согласия с ним. Иудин полностью погружен в размышления о пороках и ошибках человечества. Главным виновником таких явлений, как продажность, позор и нищета, по его мнению, является человек.

Однако последующее поведение Поликарпа Семёновича мгновенно отталкивает и обнаруживает его подлинную сущность. Его мысленные монологи полны переживаний, возмущений по поводу несправедливости и трудного положения бедных людей. Но во время разговоров с Семёном Иванычем герой показывает, что на самом деле ему безразличны проблемы окружающих.

К Иудину приходят люди чтобы заложить какую-нибудь вещь из-за острой нужды в денежных средствах. Но равнодушный герой обирает обратившихся бедняков, его не трогают их трудности. Он мысленно обвиняет богачей в бессердечии, хотя сам поступает таким же образом. Истинные поступки Поликарпа Иудина изобличают его двуличие и неискренность.

В одноименном романе Джека Лондона «Мартин Иден» лицемерие окружающих сыграло главную роль в судьбе героя. Юный моряк Мартин Иден решает прекратить морское дело и заняться писательством после перемены в его жизни. Он влюбляется в девушку по имени Руфь, с которой его разделяет огромная интеллектуальная пропасть. Юного героя не пугает это препятствие, он решает добиться девушки и начинает усердно работать.

Мартин становится частым гостем в библиотеке, изучает науки и пробует писать сам. Он не щадит себя: спит по 4 часа в сутки и периодически голодает, чтобы иметь возможность отправлять свои работы редакторам. Добившись помолвки с Руфью, Мартин старается стать успешным писателем, чтобы иметь возможность сыграть свадьбу и обеспечить жизнь без нужды. Но удача не улыбается герою, а близкие в него не верят.

Члены семьи Руфи негативно относятся к затее Идена, сама девушка постоянно пытается устроить его на работу; родные сестры героя также не верят в успех его творчества. После ошибочного скандала вокруг Мартина Руфь разрывает помолвку, а окружающие начинают относиться к нему отрицательно. Герой впадает в глубокую депрессию и совершенно теряет желание заниматься писательской деятельностью. По иронии судьбы именно в это время творческая жизнь Идена резко меняется: издательства начинают публиковать его работы.

Отдельный пример лицемерия представил случай в редакции «Трансконтинентального». Будучи неизвестным писателем, Мартин только силой смог выбить заслуженный заработок, работники коллегии отрицали наличие у них пяти долларов. Но после обретения славы Идена его работы начали скоропостижно выпускаться всеми издательствами, которые ранее упорно ему отказывали. Такой поступок указывает на подкупность и лживость печатных изданий. Внезапный успех писателя превратил всех редакторов в его «поклонников» и «друзей».

Точно такая же ситуация произошла и с окружением Мартина. Все, кто конфликтно относился к нему до обретения им известности, мигом стали искать его внимания и расположения. То же сделала и его любимая: Руфь вдруг пришла к Идену с извинениями и желанием пожениться, что окончательно добило героя. Он не мог получить ни от кого веры в себя и свои возможности, когда ему это было нужно, теперь же общество других людей было ему невыносимо.

Мартину всё тяжелее было переносить открытое лицемерие его окружения. Решив жить на отдельном острове, он отплывает на корабле. Но и там герою трудно общаться с людьми, а позже и быть наедине с самим собой. Единственным решением для Мартина Идена становится вечный покой в холодных морских водах.

Двуличность в поведении неизбежно отталкивает окружающих. Заметив эту черту, невольно сомневаешься в искренности каждой сказанной фразы человека. К лицемерию прибегают, преследуя определенные цели, либо испытывая страх. Вопрос в том, стоят ли цели таких средств? Нельзя скрывать свои истинные эмоции и мысли, бояться их. Уличив человека в фальши, теряется доверие, а порой и уважение к нему.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема лицемерия: аргументы

из литературы». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Мы проанализировали многие тексты для подготовки к ЕГЭ и выделили те проблемы, которые встречаются наиболее часто. К каждой из них мы подобрали соответствующие аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

В детстве нас учат не обманывать и одновременно запрещают говорить знакомой тете, что она толстая. В школе убеждают, что знания помогут пробиться в жизни. В офисе призывают к откровенной беседе с руководством и увольняют первого смельчака, задавшего вопрос. Все это – разные грани лицемерия и по совместительству порицаемого церковью «греха двоедушия». Но ведь лицемерие сегодня – единственная норма взаимоотношений в социуме. Статья будет полезна для тех, кто не любит притворяться, но знает, как не любят в обществе правдорубов.

Что такое лицемерие?

Лицемерие — это сознательное притворство в словах и поступках, продиктованное исключительно корыстными интересами. Проявляется несоответствием поведения и действий истинным мыслям, целям, интересам, мотивам. В то же время — это необходимый инструмент для социализации, поддержания хороших отношений с окружающими. Лицемерие позволяет обществу скрыть свои недостатки, поэтому оно осуждаемо и востребовано одновременно.

Факты о лицемерии:

В Новом Завете лицемерие признавалось «грехом двоедушия» и грозило прямым попаданием в ад. Отрицательное поведение лицемеров сводилось к следующему: понятно, что эти люди постятся, молятся, подают милостыню не по зову сердца, а чтобы казаться перед другими людьми. Притворство – это противоположность искренности, без которой невозможно покаяние в грехе. А нераскаявшиеся грешники никогда не попадут в рай.

В классическом греческом языке «лицемерие» применялось исключительно к театрализованным действиям. Переводится как «играть», «делать вид». А лицемер — это актер, играющий в маске. Хотя профессиональными притворщиками всегда считались актеры, в обществе купли-продажи многие профессии требуют виртуозного владения искусством лицемерия. Это дипломаты, политики, чиновники, адвокаты, рекламщики.

Пройти тест на тип личности

Народная мудрость также осуждала лицемеров. Пословицы «мягко стелет, да твердо спать», «кривой не беда, а горе криводушный» точно описывают, что такое лицемерие. Когда неискренний человек будет всячески убеждать вас сотрудничать или довериться ему, а после все выгоды получит для себя. А вы не просто окажетесь ни с чем, но и можете потерять деньги или доверие окружающих.

В литературе лицемерие было обязательной чертой характера многих антигероев. В русской литературе таких героев чаще всего описывали Н. Гоголь, А. Чехов, М. Салтыков-Щедрин, М. Булгаков. по наиболее цитируемому девизу лицемера «Угождать всем людям без изъятья» жил герой А. Грибоедова и многие другие взяточники, казнокрады, льстецы, мошенники и доносчики из других произведений.

5 масок лицемерия.

Большинство относят лицемерие к отрицательным моральным качествам, а притворщикам сулят страшными карами. Но ведь умение скрывать истинные эмоции и чувства является главным критерием воспитанности, а желание говорить одну только правду называют хамством. Иногда надетые в детстве маски лицемерия срастаются со своими обладателями настолько, что люди даже в зрелом возрасте не понимают, что лицемерят.

Маска №1. Страх наказания.

Лицемерие из страха наказания – защитная реакция психики, которая может проявиться даже после многочисленных попыток избавиться от недостатка.

Мотивировать ребенка к спорту лежа на диване – одно из любимых развлечения многих родителей. Или пытаться привить любовь к чтению, не прочитав ни одной книги. Но одно дело – просто поучать, другое – наказывать за проступки. Сначала ребенок перенимает от родителей навыки лицемерия, потом страх наказания только усиливает эффект. Наработанный навык переходит во взрослую жизнь. Натренированный мозг моментально предоставляет заученные фразы и мимику, только чтобы избежать неприятных разбирательств с коллегами, супругами, руководителем.

Маска №2. Страх стать всеобщим посмешищем.

Лицемерие из страха быть высмеянным иногда приобретает более серьезные формы – социальную тревожность, катагелофобию.

Корни защитного лицемерия также тянутся из детства. Родители критикуют ребенка за малейшие провинности или он терпит издевательства сверстников за какую-то «непохожесть». Чтобы социализироваться во взрослой жизни, уберечься от возможной психотравмы, люди надевают маску пренебрежения. Они боятся доверять и открываться, снова пораниться и наткнуться на общественное осуждение. Изображают равнодушие, потому что боятся признаться в чувствах. Или вместо того, чтобы поделиться переживаниями, цепляют маску успешности «У меня все отлично».

Пройти тест на самооценку

Маска №3. Свойство культурной среды.

Культурное лицемерие – это соблюдение культурных норм, обязательное качество человека, мечтающего быть принятым в обществе.

Зигмунд Фрейд называл маску лицемерия защитной реакцией человека на агрессивное влияние культурной среды. Лев Толстой считал цивилизованное общество квинтэссенцией лжи и лицемерия, а простой народ – воплощением искренности и абсолютной нравственности.

Всеобщее лицемерие составляет основу культуры. Люди в обществе договариваются о правилах взаимного поведения и ожидают их исполнения. Когда мы проявляем элементарную вежливость, мы не столько лицемерим, сколько действуем по правилам, снимаем напряжение отчуждения.

Маска №4. Убийственная правда.

Вежливое лицемерие – это правда, сказанная такими словами, которые не оглушат человека, а подбодрят и вселят надежду.

Главный вопрос, который мы должны задать себе: сможет ли другой человек принять и выдержать правду. Когда мы понимаем, что правдивая информация нарушит душевный покой другого человека или ухудшит его состояние (в случае болезни, например), то некая залакированная правда – оправданная мера. Правдорубов, стремящихся постоянно говорить правду, в обществе недолюбливают. Потому, что не бывает «всеобщей» правды. Якобы правдивый человек высказывает свое субъективное мнение и не соотносит это с окружающими. Поэтому для многих вынужденная вежливость предпочтительнее правдорубства.

Маска №5. Корысти ради.

Двуличность или корыстное лицемерие в чистом виде – наиболее осуждаемый, классический порок.

Самое неприятное проявление – так называемое ситуативное лицемерие, когда человек надевает разные маски в зависимости от ожидаемой выгоды. Например: перед руководителем сотрудник разыгрывает восхищенное поклонение, потом в курилке надевает маску «настоящего товарища» и ругает начальника наравне со всеми. В таких случаях лицемер намеренно скрывает свои мотивы и мастерски имитирует искренние чувства. Такой вид притворства всегда бывает наступательным, ведь при длительном общении лицемерие рано или поздно раскрывается окружающими.

Конечно, вне зависимости от первопричины лицемерие остается лицемерием. Но здесь все определяется мерой. Есть даже некие приемлемые формы притворства, продиктованные воспитанием, культурой, внутриобщинной договоренностью. Поэтому отрицательные качества, как и любой яд, в терапевтических дозах даже полезны.

Как распознать лицемера?

Ощущение, когда вроде бы в общем приятный, вежливый, улыбчивый собеседник не вызывает доверия, многие приписывают своей обостренной интуиции. Но ведь не всегда неприятный нам человек оказывается злостным притворщиком. В помощь тем, кто не спешит полагаться исключительно на шестое чувство, психологи составили шпаргалку.

10 признаков, по которым можно отличить лицемера от искреннего человека. Лицемер:

  1. Уважает только «сильных мира сего», но неуважительно относится к обычным людям.
  2. Постоянно критикует других и превозносит себя, но никогда не произносит слова поддержки, искреннего восхищения.
  3. Сплетничает и изворачивается, но истинного мнения не высказывает даже при прямом вопросе.
  4. Помогает только тогда, когда знает, что оказанная помощь наверняка принесет дивиденды.
  5. Использует лесть и неумеренную похвалу как основной инструмент для реализации собственных планов.
  6. Обещает, предлагает помощь даже тогда, когда его не просят, но в итоге не выполняет ничего из обещанного.
  7. Старается привлечь внимание к своей персоне рассказами о добрых делах, пожертвованиях, помощи.
  8. Постоянно врет, причем делает это даже в присутствии давних знакомых или будучи уличенным во лжи.
  9. Вероломно открывает чужие тайны и не испытывает чувства сожаления или стыда по этому поводу.
  10. Один и тот же факт преподносит по разному, подстраивается под общественное мнение для собственной выгоды.

Злонамеренное корыстное притворство в чистом виде встречается крайне редко. Но чем больше пунктов будет отмечено в списке, тем большая вероятность встречи с целенаправленным двуличием. Лучшим средством против такого поведения служат здравый смысл и юмор, который позволяет с иронией относиться к поступкам своим и чужим.

Пройти тест на интуицию

Лицемерие как механизм самообмана.

Одно дело, когда мы по каким-то причинам притворствуем перед окружающими и совсем другое, когда практикуем двуличность по отношению к самим себе. Для определения подобного поведения в психологии введено одно из базовых понятий – когнитивный диссонанс.

Когнитивный диссонанс – это дискомфорт, который мы испытываем от осознания двух взаимоисключающих и противоположных желаний. Или совершаем действие по принципу «как надо» вопреки своим глубинным убеждениям.

Примеры сладкого самообмана:

  • Мы на словах прощаем обиду потому что «нужно простить», но в душе продолжаем обижаться.
  • Мы страдаем от лишнего веса, но убеждаем себя, что десятая за день конфета – единственный способ успокоиться.
  • Мы регулярно повторяем положительные аффирмации, но продолжаем испытывать злость, зависть, обиду.
  • Женщина рожает детей и считает, что должна их любить, но в душе не испытывает подобных чувств.
  • Мужчина все силы отдает достижению успеха и разгрому конкурентов, хотя не чувствует удовлетворения от собственных достижений.

Тренеры по саморазвитию утверждают: когда наши глубинные убеждения совпадают с действиями, происходит некий резонанс и наши внутренние ценности становятся источником дополнительной энергии. Но когда мы действуем согласно навязанной внешней мотивации и вопреки собственным ценностям, происходит диссонанс. Подобное несоответствие не просто забирает энергию, но и расшатывает психику и может привести к реальным заболеваниям.

Борьба с диссонансом – во многом бессознательный механизм, который помогает нам сохранять самоуважение и доброе мнение о самом себе. Но подобный самообман может проявиться недомоганиями разной степени тяжести. Например, банальной тошнотой от неудовольствия своими поступками: я «не перевариваю» самого себя. Или серьезным недомоганием, причину которого не могут выявить консультации с докторами, клинические обследования и сдача анализов.

Чтобы не испытывать реальную боль при несоответствии личных убеждений и действий, стоит собрать все мужество и написать собственный список внутренних ценностей. Цель составлений списка – понять, что на самом деле мотивирует вас более всего. Ведь те ценности, которые мы не подтверждаем действиями – пустой звук и причина для очередного расстройства, уныния по поводу собственного несовершенства.

Наилучшим вариантом для обретения внутренней гармонии будет принятие факта: настоящим компасом для душевного равновесия являются наши внутренние, а не навязанные ценности.

Выводы

  • Когда ваши слова расходятся с поступками – это лицемерие.
  • Лицемерие – это не просто ложь, а корыстная ложь.
  • Осуждение другого человека за поступки, которые вы совершаете сами, тоже лицемерие.
  • В любой ситуации важно не терять способности трезво мыслить, а с лицемером меры предосторожности стоит утроить.
  • Приемы завоевания доверия, использованные в эгоистичных или манипулятивных целях, окружающие чувствуют на интуитивном уровне и перестают доверять.
  • Когнитивный диссонанс – это дискомфорт от действий, продиктованных целесообразностью, а не нашими внутренними ценностями.
  • Лицемерие по отношению к самому себе может привести к реальным физическим заболеваниям.

Пройти тест на характер человека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *