Кто такой м м сперанский?

Научно-популярное пособие. — М.: Статут, 2014. — 487 с.

Модест Андреевич Корф (1800 — 1876) — граф, представитель одного из старинных дворянских родов Вестфалии. Судьба этого государственного деятеля исторически и личностно совпала с судьбой М.М. Сперанского — выдающегося русского мыслителя и реформатора, первым заявившего о необходимости формирования конституционного правового государства и обеспечении гражданских прав и свобод.
«Жизнь графа Сперанского» — письменное свидетельство очевидца бурных исторических событий, карьерных взлётов и падений, проявлений духовной стойкости.
Рассматриваются такие темы, как: «Рождение, детство и первые годы молодости Сперанского. Семинарии Владимирская и Суздальская», «Александроневская семинария. Педагогическая карьера Сперанского и первые его литературные труды», «Частная служба Сперанского у князя Куракина. Увольнение его из духовного ведомства и гражданская служба до вступления на престол Императора Александра I», «Семейная жизнь Сперанского и частные его отношения до кончины Императора Павла», «Развитие служебной карьеры Сперанского», «Организационные работы», «Законодательные работы», «Финансовые работы», «Особые занятия», «Частная и домашняя жизнь Сперанского в период времени с 1801 по 1812 год», «Удаление Сперанскoго», «Сперанский в Нижнем Новгороде», «Сперанский в Перми», «Сперанский в Великополье», «Возвращение Сперанского на службу; Сперанский губернатором в Пензе», «Сперанский генерал-губернатором в Сибири», «Возвращение Сперанского к лицу Императора Александра I», «Сперанский в начале нового царствования», «Кодификационные работы Сперанского», «Особые занятия», «Сперанский в последнее время своей жизни. Предсмертная его болезнь и кончина. Заметки к его характеристике» и др.
Предназначено для студентов и преподавателей всех направлений, изучающих и преподающих дисциплину «История России».

Рескрипт Александра I о сибирском назначении Сперанский получил 31 марта 1819 года. Напрасными оказались надежды на немедленное возвращение в Петербург. Александр I прямо заявил, что подобный вариант пока невозможен: «Важнейшее занятие ваше должно быть: сообразить на месте полезнейшее устройство сего отдаленного края…».

7 мая 1819 года Сперанский выехал из Пензы, 24 мая прибыл в Тобольск, где официально объявил о своем вступлении в должность генерал-губернатора.

Враг опаснее Наполеона

Чем была вызвана опала реформатора? В конце 1809 года он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов». Этот проект сохранял самодержавие, но устанавливал конституционные нормы по принципу разделения властей. Законодательную составляли думы — волостные, уездные, губернские и государственная. Исполнительную ветвь возглавляли министерства и губернаторы. Учреждался суд присяжных, а высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Главным же органом власти становился Государственный совет, через который император осуществлял свое самодержавие.

План Сперанского мгновенно натолкнулся на мощное сопротивление бюрократического чиновничьего аппарата и помещиков-крепостников. И не удивительно. В 1809 г. издается Указ о придворных званиях: их обладатели теперь обязаны трудиться на гражданской или воинской службе. Обязательным для чиновников становится образование в области права, истории, географии, иностранного языка, статистики, математики, физики. Домашнее образование отныне подтверждается экзаменом на чин. Для пополнения финансов Сперанский увеличил прямые налоги — подушная подать с крестьян и мещан поднялась с рубля до двух. В 1812 году впервые был введен налог на дворянские помещичьи имения…

Своими преобразованиями Сперанский стремился «дать внутреннее политическое бытие России». И ожидаемо спровоцировал сильнейшее возмущение в помещичье-дворянском классе.

Общество стало считать его врагом опаснее Наполеона Бонапарта.

Объяснение с императором

Исполнитель стал преобразователем — такого в придворных кругах снести не могли. Сперанский затронул чины, финансы, власть — «без связей и родства, без опоры, без состояния, сам создатель своего счастья, знакомый при этом более с делами, нежели с людьми, он выступил на бой один. Можно ли было ему не пасть?» — так он много позже написал о себе.

Объяснение с Александром I произошло неожиданно, воскресным вечером 17 марта 1812 года. Два часа проговорили наедине император и государственный секретарь. Любопытные сановники, ждавшие итога в секретарской комнате, видели, как вышедший Сперанский старался скрыть волнение, но тщательно стремился уложить в портфель для бумаг собственную шляпу.

Позже стали известны детали беседы.

«Обстоятельства требуют, чтобы на время мы расстались, — сказал Александр. — Во всякое другое время я бы употребил год или даже два, чтобы исследовать истину полученных мною против тебя обвинений и нареканий. Теперь же, когда неприятель готов войти в пределы России, я обязан моим подданным удалить тебя от себя. Возвратись домой, там узнаешь остальное. Прощай!»

Дома Сперанского ждал министр полиции Балашов, объявивший предписание: немедленно ехать в ссылку, в Нижний Новгород.

Отставка Сперанского вызвала в обществе куда больше радости, чем огорчения. Одни считали, что предотвращен бунт крестьян, которых Сперанский хотел вооружить на истребление дворянства; другие — что пресечена попытка отдать Россию Наполеону. Как позднее вспоминал Филипп Филиппович Вигель, «первая важная весть, которую получили мы в конце марта, была о неожиданных отставке и ссылке Сперанского; но эта весть громко разнеслась по всей России. Не знаю, смерть лютого тирана могла ли бы произвести такую всеобщую радость. А это был человек, который никого не оскорбил обидным словом, который никогда не искал погибели ни единого из многочисленных личных врагов своих, который, мало показываясь, в продолжении многих лет трудился в тишине кабинета своего. Но на кабинет сей смотрели все как на Пандорин ящик, наполненный бедствиями, готовыми излететь и покрыть собою все наше отечество».

Место наиболее доверенного лица императора занял Алексей Андреевич Аракчеев. Предполагается, что именно он «подбросил» государю идею назначить Сперанского генерал-губернатором в Сибирь. До него эту должность занимал Иван Борисович Пестель (отец будущего декабриста), который из тринадцати лет своего губернаторства одиннадцать прожил в Петербурге. Результат отдаленного руководства был предсказуем: в конце ноября 1818 года Комитет министров представил доклад о сибирских делах, которые, как оказалось, шли из рук вон плохо.

Император три месяца медлил с назначением Сперанского — ведь опять займется преобразованиями! — но все же решился на этот шаг.

К рескрипту о назначении было приложено письмо, в котором Александр I постарался внушить бывшему госсекретарю надежды на перспективу: «Потщитесь исполнить возлагаемое мною на вас ныне поручение с тем дарованием и исправностию, коим вас отличают, и тогда приедете вы в Петербург с явною новою заслугою, оказанною отечеству, и которая поставит меня в действительную возможность основать уже ваше пребывание навсегда при мне в Петербурге».

Но тот воспринял новое императорское назначение как еще большее удаление от Петербурга и дополнительную опалу.

«Тобольских под суд, томских повесить…»

«Что сказать тебе, любезная моя Елизавета,- признавался он дочери в конце марта 1819 года,- о новом ударе бурного ветра, который вновь нас разлучает, по крайней мере, на год. Вчера я получил весть сию и, признаюсь, еще не образумился». Не образумится Михайло Михайлович и на пятый день апреля. «Скажу искренно: не без горести отправляюсь я в Сибирь»,- напишет Александру I. Тогда же и почти то же самое Аракчееву: «И неблагодарно и грешно бы мне было уверять ваше сиятельство, что я принял новое мое назначение без горести».

Лишь спустя две недели наш герой несколько успокоится и даже найдет в перемене мест нечто для себя позитивное.

Из письма к Е. М. Сперанской от 15 апреля 1819 года:

«Письмо твое, любезная моя Елизавета, от 27 марта весьма меня обрадовало. Я привык все относить к тебе, все чувствовать в тебе. Русское твое сердце на сей раз весьма кстати пособило твоему рассудку. Одна разлука с тобою составляет всю мрачную сторону моего нового назначения; все прочее довольно ясно и даже блистательно; а лучше всего то, что сия перемена венчает мою службу, хотя странным, но весьма приличным и благовидным образом. Думаю, впрочем, что и без расчетов самолюбия путешествие мое для образования сего края будет не бесполезно. Может быть, Жуковские и Мерзляковы из рода тунгусов и остяков воспоют некогда мое имя, как греки воспевали своего Кадма или скандинавцы Одина. Само собою разумеется, что в сих песнях, и ты не будешь забыта, и имя Елизаветы — моей дуры — займет несколько полустиший в их гексаметрах».

Следующее через неделю письмо дочери еще оптимистичнее:

«Может быть, и в самом деле я могу еще быть полезен для устройства и благонравия Сибири. Сия мысль делает все жертвы сносными, умягчает самую разлуку с тобою…».

Но первые сибирские впечатления быстро развеяли осторожный оптимизм реформатора: «Воображение наше ищет в Сибири чего-то чудного, отличительного и ничего не находит, — пишет он дочери 25 июня 1819 года — Как жаль, что скучная, единообразная действительность везде уничтожает парения романтические».

10 июля из Томска: «Физические труды ничто в сравнении с нравственными огорчениями и беспокойствами. Вид здешних неустройств и железного управления возмущает душу».

Еще две недели спустя оттуда же — письмо А.А. Столыпину: «Что сказать вам о делах здешних? Чем далее спускаюсь я на дно Сибири, тем более нахожу зла, и зла почти нетерпимого. Измучен жалобами, доносами, ябедою, едва нахожу я столько терпения, чтоб окончить дело, мне порученное. Слухи ничего не увеличивали, и дела хуже еще слухов. Есть способы к исправлению, но они предполагают совсем другой образ управления, совсем другой и полный набор чиновников».

В Томске М.М. Сперанский столкнулся с настоящими преступлениями в области местного управления. Сравнив региональных, как сказали бы сейчас, чиновников, он сделал неутешительный вывод: если в Тобольске их надо отдать под суд, то в Томске остается только повесить.

Но уже в Иркутской губернии все прежние зарисовки чиновничьих злоупотреблений резко побледнели по сравнению с местной картиной. Иркутская земля оказалась царством государственных разбойников. Жалобы на них передали Сперанскому, стоя на коленях, два седовласых старика в Нижнеудинске…

В начале августа 1819 года, по прибытии в свою постоянную Иркутскую резиденцию, Сперанский сразу образовал комиссию по расследованию злоупотреблений чиновников. В итоге был отстранен от власти иркутский губернатор Трескин. Это произвело на местных жителей выдающееся впечатление.

Конкуренция с Ермаком

В 1819 г. М.М. Сперанский издал «Предварительные правила о свободе внутренней торговли». Этот документ в известной мере отразил значение рыночных отношений для дальнейшего развития Сибири. Но и среди сибиряков имелись противники реформ. Наиболее ярым считался путешественник М.М. Геденштром.

Он писал, что идеи Сперанского оторваны от жизни. Реформатор предполагает, что народ «образован, благочестив, покорен, прилежен и деятелен», а управляющие им чиновники «бескорыстны, умны и деловы». Но где взять в Сибири и такой народ, и таких чиновников? — вопрошал критик. Геденштром считал, что Сперанский зря отменил телесное наказание: сибиряк после этого стал менее трезв и менее прилежен к труду. А с первыми шагами реформы народ обеднел еще более, потому что образования нет ни у одного сословия. Население дойдет до нищеты, прежде чем получит образование. Уже и теперь дня не проходит без воровства и убийства; житье в Сибири хорошо только откупщикам да чиновникам.

Сперанский приехал восстановить законы и с ними навлек гибель на Сибирь, — утверждал Геденштром. Ведь чиновники всегда исполняют законы ради своей наживы и прихоти.

Но реформатор твердо стоял на своем. «Сибирь для меня есть театр довольно выгодный, — писал Сперанский дочери 1 февраля 1820 года — Если не много я здесь сделал, по крайней мере, много осушил слез, утишил негодований, пресек вопиющих насилий и, что, может быть, еще и того важнее, открыл Сибирь в истинных ее политических отношениях. Один Ермак может спорить со мною в сей части».

Император вернул его в столицу только весной 1821 года. 22 марта Михаил Михайлович приехал в Петербург после 9-летней ссылки. 26 мая прибыл в столицу из-за границы и Александр I. 6 июня он принял бывшего госсекретаря, а 17 июля состоялся императорский указ о назначении М.М. Сперанского членом Государственного совета (по департаменту законов).

Опала закончилась?

Нет однозначного ответа. Реформаторский дуэт Александра I и Михаила Сперанского иногда превращался в дуэль, в которой не было победителя. Историк Е.В. Тарле оставил следующую запись: «Александр был не из тех, кого легко обмануть. Во всяком случае, не из тех, кого долго можно обманывать. «Александр слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым», — сказал о нем хорошо его знавший Сперанский».

Неугомонный

22 июля 1822 года Александр I утвердил главный проект М.М. Сперанского «Учреждения для управления Сибирских губерний». Главная идея этого документа — преобразование власти губернатора из сугубо личной в публичную на основе гласности и надзора. 1 августа 1822 года Сперанский в письме к своему преемнику П.М. Капцевичу так охарактеризовал управленческую реформу: «Общая черта всех сих учреждений есть та, чтоб вводить новый порядок постепенно и по мере местных способов, не разрушая старого. Все они представляют более план к постепенному образованию сибирского управления, нежели внезапную перемену».

Под руководством Сперанского были подготовлены более десятка важных руководящих документов по Сибири. А еще Михаил Михайлович провел важнейшие ревизии во всех губерниях, организовал широкий сбор географических, топографических, статистических, исторических сведений. Благодаря реформам Сперанского образовалась самостоятельная Енисейская губерния, указ о выделении которой из Томской был подписан Александром I и утвержден Сенатом. Появление в новом губернском центре Красноярске многочисленных чиновников и военных с семьями вызвало приток в город торговцев и ремесленников…

Драма Сперанского заключалась в том, что он пробудил у сибиряков надежды на лучшее, но не смог найти людей, чтобы эти надежды реализовать.

В декабре 1825 года императором всероссийским стал Николай I. Началась эпоха контрмодернизации. Однако именно Михаилу Михайловичу Сперанскому, прошедшему по волнам сибирской Одиссеи, новый самодержец поручил подготовить современный Свод законов Российской империи.

Михаил Михайлович Сперанский — великий российский государственный деятель, который благодаря своим выдающимся умениям служил верой и правдой при двух царях, несмотря на то, что многие из приближенных царя и высшие слои общества были неблагосклонны к нему, а в некоторые моменты выражали даже открытую неприязнь.

В заслуги данной исторической персоны входят создание базы юриспруденции и правоведения нашей страны, участие в образовании Александра Второго, кодификация и издание Свода законов Российской империи (1832), указа «О вольных хлебопашцах” (1803), большой вклад в реформирование государственно-правовой системы Российской империи.

Детство

Будущий сановник родился в деревне Черкутино, которая находилась во Владимирской губернии, в 1772-ом году в семье причетника и дочери дьякона. Михаил был щупленьким мальчиком с плохим здоровьем. С раннего возраста чтение стало важной частью его жизни.

Образование

В 1780 году юноша поступил во Владимирскую епархиальную семинарию, куда был зачислен с фамилией Сперанский (с латинского переводится как «подающий надежды”) из-за своих поразительных способностей. В данном заведении Михаил проявлял интерес ко всем наукам, а также освоил древние языки: латинский и древнегреческий.

Позже Сперанский поступил в Петербург, в Александро-Невскую семинарию. Тут он изучил французский язык и стал читать работы французских мыслителей (Дидро, Монтескье, Вольтера), что несомненно сделала большой вклад в формирование идеалов студента.

С 1792 Михаил Михайлович начинает преподавать математику в стенах своей альма-матер, а позже в список вошли также уроки красноречия, философии и физики.

Начало государственной карьеры

В 1795 году учитель по рекомендациям был нанят генерал-прокурором Куракиным в роли личного секретаря, позже в 1797 покровитель предоставил ему место в своей канцелярии и чин титулярного советника.

Молодой чиновник быстро продвигался по карьерной лестнице: уже в 1799 он стал статским советником и выполнял задачу снабжения столицы продовольствием, улучшения благоустройства города.

Уже спустя два года Сперанский стал работать статс-секретарем при Д.П. Трощинском, который сам был статс-секретарем у императора, а также стал членом «Непременного совета”, а позже и «Негласного комитета”, где происходила разработка программы министерской реформы.

Тридцатилетний сановник возглавил отдел Министерства внутренних дел, занимающийся составлением государственных реформ.

В 1803 году вышел «Указ о вольных хлебопашцах”, в составлении которого он принимал участие.

Возвышение Сперанского

Во время 1806-го года происходит первая личная встреча известного чиновника и царя, после которого Сперанский становится вторым по важности после самодержца.

Через два года Михаил Михайлович заступает на службу в Комиссию составления законов.

При заключении Тильзитского мира (1807) Наполеон выразил свое восхищение приближенным Александра и, шутя, предложил царю обменять его на одно из завоеванных им королевств.

С созданием Государственного совета (1810) он стал главой данного учреждения — государственным секретарем, то есть приобрел статус самого главного сановника Российской империи.

Опала

Из-за реформы, проведенные государственным секретарем, затронули все население но отрицательно сказались на благосостоянии чиновников и дворян. Появлялось все больше и больше недовольных его политикой. К императору стали обращаться с просьбами об его отставке.

Война с Францией стала неминуемой, а Сперанский всегда был известен как галлофил, поэтому его положение стало очень шатким: его стали обвинять в скрытой поддержке Наполеона, припоминая встречу в Эрфурте.

Незадолго до Отечественной войны Михаил Михайлович был отстранен и выслан из

столицы в Нижний Новгород, а позже в Пермь.

Спустя шесть лет после отъезда из столицы бывший главный деятель страны возвращается на службу: он назначается гражданским губернатором Пензы. А в 1819 он становится генерал-губернатором Сибири.

Возвращение в Санкт-Петербург

Возвращение в столицу произошло в начале весны 1821 года. Сразу же по приезде недавний ссыльный был назначен в должность управляющего Комиссией составления законов, и ему предписывалась продолжить работу по созданию общего свода законов.

Также создается Сибирский комитет, который проводит реформы в данном регионе: разделение Сибири на Восточную и Западную, учреждение местных властей, борьба с коррупцией и улучшение общего благосостояния.

При Николае Первом

После восстания декабристов (1825) Сперанский был вынужден быть членом суда над декабристами, так новый царь, Николай Первый, хотел проверить сановника на преданность. Михаил Михайлович очень болезненно перенес это событие.

Недавно вошедший на трон император поручает ему провести кодификацию законов. Для данной задачи было создано Второе отделение императорской канцелярии. С ним во главе были созданы 45 томов «Полного собрания законов Российской империи” и 15 томов «Свода законов Российской империи”.

Приближенный императора стал одним из учителей преемника престола, Александра Второго.

В шестьдесят семь лет Михаил Михайлович Сперанский был возведен в графы, но пожить с данным титулом ему было не суждено: он скончался в 1839 году.

Взгляды и заслуги Сперанского

Все деятельность Сперанского доказывает, что он выступал за установление конституционного строя. С помощью своих дел он пытался достичь в России независимости и открытости судов, свободы прессы, установления единого гражданского и уголовного права.

Во всех своих теоретических работах Сперанский приводил доводы в пользу того, что Конституция приведет не к ослаблению царское власти, а, наоборот, к укреплению.

Только с возрастом выдающийся политик становился более консервативным, считая, что Россия пока еще не готова к либеральным реформам без сильного общественного мнения и хорошо образованных чиновников во главе государственного аппарата.

Его вклад в развитие России неоценим: многие демократические институты и тенденции, которые были полностью реализованы при Александре Втором, были теоретически продуманы или уже частично воплощены в жизнь благодаря его деятельности.

Реформы М.М. Сперанского

Семикашева Евгения Сергеевна

Организация: МАОУ Наро-Фоминская СОШ № 3 СУИОП

Населенный пункт: г.о. Наро-Фоминск

Цели: Способствовать формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М.Сперанском, о проектах над которыми он работал.

Продолжить формирование умений учащихся работать с текстом учебника, с документами, умений анализировать и делать выводы.

Способствовать формированию понятий: «реформа», «реформатор», «консерватизм», » идеолог», «инстанция».

Подвести учащихся к выводу: несмотря на то, что реформы Сперанского лишь немного задевали основы феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

Воспитывать культуру общения.

  • показать основные направления деятельности М.М.Сперанского, их прогрессивный и в тоже время половинчатый характер;
  • выяснить причины неприятия реформ М.М.Сперанского дворянством и причины его ссылки;
  • совершенствование умения работать с историческим документом и делать самостоятельные выводы;
  • осознание прогрессивности конституционных идей М.М.Сперанского.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация, раздаточные материалы, интерактивные задания.

Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Орг. момент. (Подготовка учащихся к уроку).

Проверка домашнего задания. (Контроль знаний).

— Тестирование.

1 вариант:

1.Финляндия вошла в состав России в результате войны:

А) Ливонской;

Б) Первой мировой;

В) Семилетней;

Г) Со Швецией.

2.Союзники России по (третьей) антифранцузской коалиции:

А) Великобритания, Австрия и Швеция;

Б) Франция, Австрия и Швеция;

В) Великобритания, Пруссия и Швеция.

3.Сражение под Аустерлицем произошло в:

А) 1805 году;

Б) 1801 году;

В) 1811 году;

Г) 1812 году

4.Во главе русской армии в войне против Турции в 1811 году был назначен:

А) Раевский;

Б) Тормосов;

В) Кутузов;

Г) Багратион

5.Заполните схему «Основные направления внешней политики в начале XIXвека».

Какое из этих направлений, на ваш взгляд, было главным? Почему?

2 вариант.

1.В июне 1807 года Наполеон нанес русской армии поражение под:

А) Фридландом;

Б) Ватерлоо;

В) Тильзитом;

Г) Егерсдорфом

2.В войне против Ирана в 1808 году командующим Русской кавказской армией был назначен генерал:

А) Тормасов;

Б) Кутузов;

В) Раевский;

Г) Багратион

3.Южная часть Бессарабии вошла в состав России в результате войны:

А) с Ираном;

Б) с Турцией;

В) с Францией

Г) со Швецией

4.Союзниками России по (четвертой) антифранцузской коалиции были:

А) Великобритания, Австрия и Швеция;

Б) Франция, Австрия и Швеция;

В) Великобритания, Пруссия и Швеция.

Почему Тильзитский мир был не прочным и не долговечным?

— Проверка творческих заданий по написанному дома эссе.

Беседа по вопросам.

  1. Определите основные направления внешней политики России в 1801-1812г.
  2. Каковы основные причины заключения Тильзитского мирного договора?
  3. Назовите причины разрыва отношений между Францией и Россией.
  4. Назовите причины и итоги русско – шведской войны.
  5. Каковы были итоги внешней политики России в первый период царствования Александра 1?

Индивидуальные задания у доски или на карточках.

Подведение итогов, выставление оценок.

Подготовка к осознанному восприятию материала. ( Обеспечить мотивацию учения и принятие учащимися целей урока).

Тема урока: слайд №1 (приложение 1). (Реформы М.М.Сперанского)

Учитель.

— Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

(Совместное целеполагание и планирование изучения нового материала).

План: слайд №2 (приложение 1).

1Личность Сперанского.

2.Проект политических реформ.

3.Экономические планы.

4.Отставка Сперанского.

Проблемное задание: слайд №3 (приложение 1).

Докажите, что реформы М.М.Сперанского действительно могли привести к ограничению абсолютизма в России.

Изучение нового материала. (Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала).

1) Личность Сперанского. Слайд №4 (приложение 1).

Учитель.

Первый этап реформ Александра I окончился в 1803 г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично.

Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве, сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I, известном своей преданностью «без лести», что значилось на его гербе.

Для разработки планов новых реформ нужен был иной человек и выбор пал на М.М. Сперанского.

Послушаем сообщение ученика о нем.

«В 1834 г. А.С. Пушкин записал в своем дневнике:

«В прошлое воскресенье обедал у Сперанского. Я говорил ему о прекрасном начале царствования Александра: Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования, как гений Зла и Блага».

Взгляд Пушкина отражал общее мнение того времени.

М.М. Сперанский родился в семье священника. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. — в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. По окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина. В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – фактически личный секретарь императора.

Учитель.

Перед вами документ. Внимательно прочитайте его и ответьте на поставленные вопросы.

«Вольтер в православно-богословской оболочке»

«Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий».

В.О. Ключевский

«…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».

Л.Н. Толстой

«Какого человека вы имеете при себе! Я отдал бы за него любое королевство!»

Наполеон

«Обладая очень счастливыми дарованиями, привлекательною наружностью и при том в высшей степени искусством, лестью, уступчивостью соглашаться со всеми мнениями лиц высших..»

Из «Записок» барона Г.А. Розенкампфа

«Странная личность, которая иногда возвышает нас, а подчас даёт нам чувствовать нашу зависимость… Сперанский имеет громадную власть; он удивительно умен и хитер, но так же самолюбив, как и невежествен.. Он боится быть понятым и потому надевает на себя тысячу масок: иногда он гражданин и хороший подданный, иногда ярый фрондер…»

Барон Густав Армфельд

Задание к документам.

Какие качества Сперанского выделяют авторы высказываний?

2. Первые преобразования Сперанского.

Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Однако только после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления

» В конце 1808 г. Ваше величество начали занимать меня постояннее предметами высшего управления, теснее знакомить с образом Ваших мыслей… Изо всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования».

Из письма М.М. Сперанского Александру I

Вопрос.

На какие мысли вас наводит выдержка из письма М.М. Сперанского Александру I?

Таким образом, план реформ, составленный М.М. Сперанским был изложением мыслей и идей самого императора?

«…самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение мер, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России». С.В. Мироненко «Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале 19 в.»

Что же это были за меры?

Сперанский утверждал, что в целях предотвращения революции необходимо дать стране конституцию, которая, затронув самодержавного правления, вводила бы выборные законосовещательные органы и принцип разделения властей в организации государственной власти, расширяла бы права некоторых сословий, устанавливала выборность части чиновников и их ответственность.

Задание.

Внимательно прочитайте материал проекта преобразований в России на стр. 20 учебника и ответьте на ряд вопросов:

1.На основе текста учебника составьте схему органов государственной власти по проекту Сперанского и дайте ей объяснение.

2. Какой предполагалась структура населения России по проекту Сперанского. Какие права получали сословия?

Система органов государственной власти по проекту М.М. Сперанского.

Пояснение к схеме.

Во главе государства стоит монарх,

Государственный Совет – совещательный орган, назначаемый императором. В нем сходятся все ветви власти.

Исполнительная власть принадлежит министерствам.

Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней. Волостная дума избирается лицами, имеющими право голоса, и решает вопросы местного значения. Она избирает депутатов в окружную Думу, а та – в губернскую. Выборы проходили многоступенчатые.

Судебная власть принадлежит Сенату, члены которого назначаются императором пожизненно. Нижестоящие чины должны быть выборными.

Управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению — Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату.

Вопросы.

Какой принцип был положен в основу предложенного М.М. Сперанским проекта структуры государственных органов?

Кем впервые был предложен этот принцип?

В какой стране этот принцип был впервые реализован на практике?

2. Какой предполагалась структура населения России по проекту Сперанского. Какие права получали сословия?

Примерные ответы учеников.

Устанавливались три основных сословия российского общества:

1) дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами.

2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне),

3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие). Они наделялись гражданскими правами. Но сохранялось крепостное состояние.

Вопрос.

Какие права называются гражданскими?

Неприкосновенность личности, презумпция невиновности,
равенство перед законом, судебная защита,
право на жилище, владение и распоряжение
имуществом, заключение сделок.

Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» первых двух сословий.

Вопрос.

Какие права называются политическими?

Избирательное право получали лишь лица, обладающие движимым и недвижимым имуществом.

Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волосные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь,- депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы). Руководить работой думы должен был назначаемый царем канцлер.

Экономический вопрос.

Попытка финансового оздоровления страны по плану Сперанского – сокращение выпуска ассигнаций, увеличение налогов.

Чугуевское (1819) и Новгородское (1831) восстание.

Социально-экономическая политика Александра I, как и другие сферы его деятельности, характеризовалась противоречивостью и отсутствием четких ориентиров.

Исключение составляли лишь последовательная поддержка и расширение прав «третьего сословия» – купечества, а также меры, направленные на развитие промышленности. Были приняты указы: о праве покупки земель недворянами (дек. 1801г.), «О даровании купечеству новых выгод» (янв.1807г.), о праве крестьян основывать фабрики и заводы (1818 г.).

Во время правления Александра I таможенная политика менялась кардинально дважды: от протекционистского тарифа 1810г. до весьма свободного в 1819г. и в 1822 вновь к протекционистскому.

Для выхода из экономического кризиса после Тильзитского мира в 1808г. разработан финансовых преобразований, подготовленный Сперанским: сократили выпуск бумажных денег-ассигнаций, перешли к кредитным бумагам и привязали их к серебряному стандарту. Увеличили налоги в 2,3 раза .впервые был введен налог на доходы помещиков с земли, что вызвало недовольство дворян. Все это позволило стабилизировать финансовую систему России перед Отечественной войной 1812 г. Но так продолжалось недолго. В конце первой четверти XIX в. положение ухудшилось (налоги собирались с колоссальными трудностями).

Важным фактором в военной и социальной политике Александра I стало учреждение военных поселений, главным организатором которых был А.А.Аракчеев. В основе их создания лежала идея о переводе части армии на самоокупаемость, что сокращало расходы казны на содержание военных подразделений.

Жесткий казарменный режим делало военные поселения худшей формой крепостничества (они были ликвидированы только в 1857г.).

Подведение к выводу.

Таким образом, какие проекты реформ Сперанского и конституционные замыслы верховной власти были реализованы, а какие нет? Почему? Дайте оценку им.

Постановка проблемного вопроса.

Как вы считаете, как общество отнеслось к предложениям по проекту Сперанского? Что общество могло принять, а что нет?

Свой ответ обоснуйте.

Ответы учеников.

Мы пришли к выводу, что Сперанский скорее всего умел составлять проекты в тех рамках, которые соответствовали воззрениям императора. Во-первых, Сперанский в реформах видел средство предотвращения возможных социальных потрясений, во-вторых, он видел, что Россия нуждается в преобразованиях, чтобы достойно конкурировать с европейскими странами. В основу проекта реформы системы государственного управления им был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, соответственно это Государственная дума, министерства, Сенат. Сперанский писал: «Державная власть государя императора сохранялась в полной мере, он выступал в качестве координатора всех властей и обладал исключительными полномочиями во всех сферах». В августе 1809 г.он добился принятия двух указов:

отменялась практика приравнивания придворных званий к гражданским;

вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов, например, для получения чина коллежского асессора необходимо было иметь университетское образовании.

  1. Отставка Сперанского.

Учитель.

Проект М.М. Сперанского вызвал резкое негодование со стороны дворянства. Объясните, в чем, по- вашему, проект ущемлял интересы дворянства? Почему Александр 1 не мог пойти на реализацию проекта.

По подсчетам П.Н. Даневского, из 242 дел, по которым в 1810-1825 гг. в Государственном совете произошли разногласия, Александр I в 159 случаях утвердил мнение большинства, в 83 случаях мнение меньшинства ( причем в четырех случаях согласился с мнение одного члена Совета. Вопрос.

О чем, на ваш взгляд, свидетельствуют цифры, приведенные в документе?

Учитель.

Проведенные в 1810-1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ слишком свежа была в памяти судьба отца.

Ненастной мартовской ночью 1812 г. из Петербурга в юго-восточном направлении выехала почтовая кибитка. В ней находились два пассажира: тайный советник Михаил Михайлович Сперанский и частный пристав Шипулинский. Только в придворных кругах знали, что единомышленник императора Александра I в реформаторской деятельности и его ближайший советник по вопросам возможного переустройства России, секретарь Государственного совета высочайшим повелением отправляется в ссылку.

Вопрос.

В чем же причины отставки М.М. Сперанского?

М.М. Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство.

Работа с документом.

«Великий день отечества и нас всех – 17 марта 1812 г. Бог ознаменовал милость Свою на нас .. И враги наши пали. Открыто преступление в России необычайное – измена и предательство… Должно просто полагать, что Сперанский намерен был продать отечество и государя врагу нашему. Уверяют, что в тоже время он хотел возжечь бунт…, дав вольности крестьянам…» Записки В.И. Бакуниной.

Работа с документом

«Сперанский испугал Александра, показав ему в конкретно воплощенном виде его смутную и бесформенную мечту. И сочиненные Сперанским параграфы встали перед умственным взором Александра как живой укор его мечтательной пассивности, как предъявленный к уплате точно подведенный счет. … Но между ними никогда не могло установиться настоящей… душевной близости, как никогда не могут сравниться мечтатель и реализатор».

Кизеветтер А.А. Исторические хроники

Вопрос.

1. В чем историк видит причины охлаждения императора к М.М. Сперанскому?

2. Чем М.М. Сперанский «испугал Александра I?

Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского по существу, направлена в его собственный адрес. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставки Сперанского. Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной. Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича. Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами. Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.

Работа с документом.

«В историю России Сперанский вошел в качестве неудачника. И в самом деле, ни один из его реформаторских замыслов не был осуществлен в сколько-нибудь полной мере- большей части созданных им проектов государственных преобразований суждено было остаться на бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в политику?»

Томсинов В.А.

Вопрос. Ответьте на вопрос, заданный историком.

Почему вы так считаете?

Вопрос.

1. Считаете ли вы, что реформы Сперанского могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути?

2. Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку?

3. Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России?

Какой вывод вы можете сделать по реформам Сперанского?

Царствование Александра I, на которое многие вначале возлагали большие надежды, заканчивалось крайней нестабильностью в стране. Император, желавший провести реформы, но все время колебавшийся в осуществлении их на практике, своими действиями способствовал резкому обострению политических и социально-экономических проблем в России. И выступление декабристов в 1825г. стало в значительной степени следствием нереализованных замыслов верховной власти.

Они оказались незначительными, так как либеральные преобразования Александра I были непоследовательными и не затронули политической системы самодержавия. Напротив, они укрепили ее. Это была политика, ориентированная, прежде всего на создание «цивилизованного» образа России в глазах европейского общественного мнения и соответствовала интересам привилегированных слоев общества.

Но положительным было то, что в этот период в российской истории и впервые на русском языке были сформулированы конституционные принципы государственного устройства, нашедшие воплощение в последующих реформах.

Учитель.

Какие реформы оказались более последовательными и удачными?

1.Реформы в сфере народного образования (причем больше высшего образования это касалось) и последовательная поддержка и расширение прав «третьего сословия».

Какие реформы остались только на бумаге?

Частично на этот вопрос ответ уже прозвучал. Остались нереализованными проекты реформ по крестьянскому и по конституционному вопросам.

Почему не удались реформы?

А) Инициатором реформ выступала верховная власть, которая сама являлась источником бесправия населения России. Провести серьезные реформы и при этом сохранить самодержавие – это невыполнимая задача.

Б) Момент для преобразований был выбран неудачно. Страна переживала экономический подъем. Победа над Наполеоном вознесла ее к вершинам европейской славы. Поэтому было непонятно, почему нужно что-то менять, подстраиваясь под побежденных.

В) Отсутствие широкой общественной поддержки. Не было кадрового обеспечения реформ. Сопротивление дворянства, не было поддержки со стороны «третьего сословия».

Г) Именно в это время европейский либерализм переживал кризис, наблюдался возврат к консерватизму. В 1815г. – возник «священный союз» европейских монархов с целью сохранения в странах Европы монархического строя.

Закрепление: тесты (прилагаются)

1. М.М. Сперанский родился в семье

1. купца

2. священника

3. крестьянина

4. дворянина

2. С приходом к власти Александра I Сперанский работал под началом

1. Новосильцева

2. Лагарпа

3. Чарторыйского

4. Кочубея

3 . Первый проект политических преобразований М.М. Сперанский предложил в

1. 1801 г.

2. 1803 г.

3. 1805 г.

4. 1807 г.

4. «Введение к уложению государственных законов» не предусматривало

1. отмену крепостного права

2. введение Государственной Думы как представительного органа

3. разделение населения на три сословия

4. предоставление дворянству особых прав

5. В 1810 году был обнародован манифест о создании

1. Государственной Думы

2. Его Императорского величества Канцелярии

3. Государственного Совета

4. Совета Министров

6. Противником реформ Сперанского был

1. Пушкин

2. Грибоедов

3. Карамзин

4. Радищев

7. Под давлением противников реформ Александр I был вынужден

1. отдать Сперанского под суд по обвинению в государственной измене

2. отправить Сперанского в ссылку в Нижний Новгород

3. выслать Сперанского из страны

4. назначить Сперанского послом во Францию

Домашнее задание (1мин).

1.*3 , вопросы, сообщения, рефераты.

2.Эссе по высказыванию Тойнби: «Реформы в России начинались как ответ на западное давление, которое принимало болезненную форму военных ударов».

3. в рабочей тетради задания к *3.

Приложения:

Сперанский Анатолий Илларионович

Ведущий научный сотрудник, д.м.н., профессор

1957 г окончил лечебный факультет 2-го МММИ им. Н.И. Пирогова МЗ РСФСР по специальности врач-лечебник. В 1965 г защитил кандидатскую диссертацию, была присуждена ученая степень кандидата медицинских наук. В 1981 году защитил докторскую диссертацию по специальности «Внутренние болезни» и «Ревматология». Аттестационная комиссия терапевтического профиля РАМН РФ присвоила высшую врачебную квалификационную категорию по специальности «ревматология» (удостоверение 3298).
В 2008 прошел курсы повышения квалификации в Институте повышения квалификации ФУ МБ и ЭП при МЗ РФ по специальности «Клиническая лабораторная диагностика”, получено свидетельство о повышении квалификации и сертификат специалиста.

1975-2000г – заместитель директора Института по научной работе. 1981-2007 г – руководитель лаборатории клинической иммунологии. Принимал участие в качестве эксперта в рабочей группе ВОЗ по иммунным комплексам; подготовлены и утверждены МЗ СССР методические рекомендации по иммунологическому обследованию больных ревматическими заболеваниями. При непосредственном участии Сперанского А.И. проведен контроль качества иммунологических исследований (метода радиальной иммунодиффузии количественного определения белка), получен международный сертификат «Labquality of Helsinki».

Основные направления научных исследований:

Этиопатогенетические и эпигенетические аспекты аутоиммунных ревматических заболеваний, клиническая иммунология

Монографии и прочие публикации за последние 10 лет:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *