Кто такой одаренный?

Они знают больше своих сверстников, и даже тех, кто старше них на пару лет. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, и глубже проникают в суть событий.

Знание — жизнь

Из их поля зрения не выпадают случайно брошенные слова, интонации, жесты, способы поведения, а скорость их реакции ставит в тупик даже их родителей. Таких детей можно сравнить с губкой: они впитывают знания и ощущения и щедро возвращают их в виде неповторимых рисунков или оригинальных решений сложных задач.

Что же такое одаренность и как она может проявиться в маленьком ребенке? Первыми ее признаками являются рано — в два, два с половиной года — развившаяся речь с большим словарным запасом. Этому может сопутствовать необычайная наблюдательность, любопытство и хорошая память.

Куда идти?

Одаренность одаренности рознь. Для начала необходимо понять, в какую сторону вам стоит развивать своего ребенка.

С ходу вам этого не скажет ни один психолог, но вы это можете понять и сами. Только дайте ребенку возможность действовать и наблюдайте за ним. Чем меньше ребенок, тем разнообразнее должна быть предлагаемая ему деятельность. Пусть ваш малыш рисует, танцует, слушает стихи, считает конфеты и проезжающие мимо него машины. Пусть сочиняет сказки, изобретает на бумаге звездолеты и кроит одежду для кукол: чем разнообразнее будут его занятия, тем быстрее вы с ребенком увидите, к чему лежит его душа, и тем будет лучше для развития способностей маленького человека.

Дочка моих знакомых с трех лет сочиняла такие небылицы, что все вокруг дивились. Внимательный отец стал сочинять вместе с ней, они зачитывали друг другу свои истории, потом стали записывать их… Сегодня Надя в четвертом классе, и ее сочинения побеждают на городских олимпиадах. Так что будьте внимательнее к ребенку. Способности часто развиваются как бы сами собой, но увидеть это можно только тогда, когда созданы условия для их развития.

Один из самых ранних показателей одаренности — время, в течение которого 2-3-летний ребенок концентрируется на своем любимом занятии. Но тут родителям стоит остановиться в своем умилении и подумать о его здоровье. Нельзя допускать, чтобы маленький человек несколько часов кряду сидел за столом, рисуя картинку за картинкой, и так — изо дня в день. Вы должны подумать о том, чтобы поискать ребенку товарища для игр. Согласна, это бывает нелегко, маленькие вундеркинды не любят отвлекаться от любимого занятия, но так вы не дадите ребенку замыкаться на самом себе. Такое «короткое замыкание» со временем может развиться у него в полную отчужденность от окружающего мира, которая в сочетании со сверхвысокой одаренностью приведет его к психическим расстройствам.

Многие одаренные дети, уже успевшие осознать свои способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя, не занявшего первое место, как неудачника. В борьбе с этой проблемой мудрые родители стараются заинтересовать своих одаренных детей спортом, участием в драмкружках, танцевальных и художественных студиях, иной раз специально выбирая те сферы, в которых их чада заведомо не способны преуспеть. Их незаурядные дети должны хоть иногда почувствовать себя посредственностями, а заодно укрепить свои связи с окружающим их большинством. Так они научатся и терпимости к сверстникам, и лучше поймут самих себя.

Так что самое главное, чего не должны делать родители одаренных детей, — это воспитывать их как гениев. Детям, выросшим с осознанием собственной исключительности, будет очень трудно жить, создавать семью, общаться с людьми, да и просто развиваться как личностям. Не забывайте старинную мудрость садоводов: «Растения не вырастут быстрее, если за них тянуть».

Уважайте личность

Единого рецепта воспитания одаренных детей нет и быть не может. Существует, однако, несколько принципов, на которые любящим родителям есть смысл обратить внимание, если они хотят вырастить из своих талантливых детей полноценных взрослых.

1 С уважением относитесь к таланту ребенка, но не делайте из него культа. Малыш должен понимать, что существуют и иные приоритеты, кроме его занятий.

2 Четко структурируйте его учебную деятельность. Даже самые талантливые дети прежде всего должны уметь работать.

3 Если ребенок наотрез отказывается выполнять то или иное требование, необходимо найти компромисс: насилием вы от умного человека ничего не добьетесь.

4 Уважайте в ребенке индивидуальность и не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

5 Учите ребенка вести себя в обществе. Одаренные дети чаще всего очень эгоцентричны, погружены в свои мысли, они редко задумываются о том, что думают и чувствуют окружающие их люди.

6 Всегда обращайтесь к лучшим сторонам личности малыша, избегайте негативных оценок. Одаренные дети очень внушаемы, и постоянно слушая упреки, что он упрямый, вредный, капризный, ребенок не только не исправится, но, наоборот, станет таким, каким вы его называете.

Вниманию родителей!

Существует масса игр, которые учат ваших детей думать, их так и называют — развивающие. Вот одна из них.

Мозговой штурм

В эту игру лучше играть группой детей, но можно попробовать и с одним ребенком. Придумайте какую-то ситуацию (можно странную). Попросите ребенка пофантазировать, почему так случилось. Постарайтесь, чтобы ответов было несколько, принимайте их все, даже самые нелепые. Фантазируя, дети учатся мыслить нестандартно. Например:

— Мы пошли гулять, и вдруг на том месте, где стоял хлебный киоск, его не оказалось. Что с ним случилось?

— Его украли воры.

— Что еще могло с ним произойти?

— Подул сильный ветер, и он разломался.

— А еще?

— Хлеб не завезли, и киоск пошел узнать почему!

Вот еще пара фраз, которые помогут вам начать игру.

— Зимой, гуляя на улице, я увидела цветущие ромашки. Как это могло быть?

— В холодильнике я нашла коробочку с бусинами. Для чего их туда положили?

– К вам приходят дети, которые либо не уживаются в других школах, либо вообще не приемлют ту систему образования, которая существует. Вы их берете. Почему вы их принимаете? Каким образом они получают образование в вашей школе и получают ли?

– Во-первых, приходят разные дети. Многие из них выбирают нас потому, что не в состоянии жить в тех школах. Я не говорю о больных детях (с синдромом Дауна, колясочников…) или усыновленных. Это особые истории, о них лучше отдельно поговорить.

Уклон на искусство

– Важна сама технология, столь трудное понятие для российского человека, как толерантность.

Умение жить, не питая интерес к чужим недостаткам, – единственный способ научиться взаимодействовать с на тебя не похожими людьми.

– Но школа может терять интерес не только к чужим недостаткам, но и к чужим достоинствам, особенно если они ярко выражены. Я разговаривал со многими людьми, дети которых у вас учились. Почему-то это в основном актеры, которые Вас боготворят и считают, что в обычной школе их дети не получили бы общего образования.

То есть речь идет не о театральной подготовке, не о подготовке в искусстве, а об образовании. И это подтверждает идею о том, что дети по-разному могут получать общее образование: кто-то через учебные предметы, а кто-то через занятия искусством.

– Давайте сразу договоримся, чем в принципе отличаются занятия искусством от занятий в общеобразовательной школе.

Все искусство, образование в искусстве построено на недетерминированных понятиях.

Например, мы говорим ученику: «Видишь знак «форте” – играй громче». Он играет форте. Мы можем попросить сыграть еще громче. «Так хорошо?» – предположим, переспросит ребенок. Учитель может посоветовать: «Чуть-чуть тише» (хотя в нотах стоит знак форте), «это надо бы сыграть выразительнее».

– То есть в образовании, связанном с искусством, нет каменных железобетонных норм.

– Нет точных норм, конечно. И когда человек воспитывается в такой среде, то происходит развитие его эмоциональной сферы. Это ведь не я придумал. Все классическое образование на этом построено:

Человек – это существо эмоциональное.

Издревле драма, живопись, театр и музыка были частью классического образования.

Кем становятся ученики

– Где-то в году девяностом, может быть в 1989-м, мне пришла в голову такая мысль: а что будет с этими детьми, которые замечательно играют, что будут они делать дальше в жизни?

Я бы не хотел, чтобы они были актерами.

– Давайте уточним. Вы говорите родителям, что принимаете в школу детей не для того, чтобы сделать из них актеров, музыкантов…

– Да. Причем некоторых известных мы даже выгоняли – Артура Смолянинова, например. Когда-то мы расстались и с Никитой Кукушкиным, который сегодня звезда «Гоголь-центра». Тогда я ему сказал: «Никита, давай прекратим делать вид, что ты учишься, а мы тебя учим. Это обман».

Но были и такие, которые хорошо учились и прекрасно снимались в кино. Например, Дмитрий Волков – один из известных людей в списке «Форбс», предприниматель, снимался у Ролана Антоновича Быкова. В школе он прекрасно играл на фортепиано, участвовал в спектаклях, но после сказал: «Никогда этим заниматься не буду!».

Окончил исторический факультет МГУ, затем философский, защитил кандидатскую работу, в прошлом году – докторскую. Теперь возит философов всего мира по свету на своем корабле. Содержит музей «Гараж» и время от времени выступает с Игорем Бутманом, играет на фортепиано…

Что волнует родителей

– Школа – семейное дело. Там всегда есть свои устои, как в любой семье.

В один дом заходишь, на лифте поднялся, а уже хочется обувь снять, потому что там так принято. В другой дом заходишь, только потянулся, чтобы разуться, как тебе отвечают: да у нас не надо… Не потому что одни лучше, другие хуже, – устои разные.

Когда меня спрашивают родители ребенка, поступающего в первый класс, какая у вас программа по математике, я говорю:

Вы отдаете ребенка на 10 лучших лет жизни и спрашиваете о такой ерунде, вы – псих!

– Мне рассказывала одна мама, у них было собрание средней группы детского сада, и родители больше интересовались, как будут сдавать ЕГЭ.

– В первом классе?

– Нет, в средней группе детского сада. Как Вы думаете, чем это вызвано?

– Это психоз, только психоз, который сделали мы, люди-живоглоты.

Все, что мы делаем, мы делаем с ненавистью к человеку. Так же происходило внедрение ЕГЭ: никто толком не понимал, что это такое.

Мне приходилось каждый год приглашать на родительское собрание кого-нибудь из учеников, кто все это прошел, чтобы он рассказал, как все на самом деле.

Хоть одну передачу по телевидению Вы видели, где объяснялось бы, что такое ЕГЭ? Никто никогда не видел, не понимал, что надо просто научиться писать тесты. Просто есть технология, которой надо овладеть. Это не вопрос о том, что знает человек или не знает. Это просто другая технология.

От искусства к образованию

– Каждый ребенок, который выпускается из нашей образовательной школы, получает свидетельство об окончании музыкальной школы, каждый играет финальный спектакль (в этом году была «Школа для дураков», в прошлом году – «Ромео и Джульетта» и так далее).

– При этом физика, химия, математика…

– Все другие предметы остаются. Среди наших выпускников есть те, кто поступают и в Бауманский институт, и в Авиационный, училище имени Гнесиных, консерваторию, школу-студию МХАТ, МГУ, МГИМО, ВШЭ, причем на разные факультеты!

На любой выставке, где мы участвуем, например, на выставке «Салон образования» Максима Казарновского, есть список вузов, куда поступили наши дети за последние годы.

– В России?

– Да, в России. Эта палитра поступлений для меня – самая большая радость!

– То есть ваши дети через искусство получают общее образование?

– Я бы сказал иначе:

  • Во-первых, когда искусство перестает быть прилагательным к школе, а создает некую атмосферу, то в этой атмосфере рождаются разные смыслы.
  • Во-вторых, очень важны этические смыслы. Об этом И. Бродский замечательно сказал в своей нобелевской речи: «Эстетика – мать этики». Многие проблемы этического свойства решаются просто потому, что другая конфигурация отношений.
  • В-третьих, надо понимать, что все предметы, связанные с художественным циклом, а это драматические и музыкальные школы, всегда на виду: каждые полгода экзамены и так далее. А общеобразовательная школа, там что? Пятерки, четверки, ЕГЭ и тому подобное.

И это оказался потрясающий провоцирующий фактор – для того чтобы переходить на проектные работы, их миллион: по физике, химии и так далее.

В частности, мы придумали, что «День всех влюбленных» – это день естественных наук, потому что любовь – это естественно. И на разных предметах показываем, как это все происходит с любовью.

Заканчивается праздник тем, что вся школа собирает сердечки, выполненные в стиле оригами, мы их сцепляем между собой и развешиваем в виде гирлянд. Вот такая образовательная история.

Метапредметный подход

– Меня пригласили в совет Высшей школы экономики. Дело в том, что мы придумали технологию, о которой говорится в докладе ВШЭ (он скоро будет опубликован).

– Об универсальных компетенциях?

– Да. Мы давно этим занимаемся, ищем то, что в Финляндии называется «изучать явления».

Мы ищем фундаментальные понятия, которые сближают все, что происходит.

Вот очень простой пример: понятие ритма в пятом классе. О ритме можно говорить на танце, на музыке – это понятно. Но ритм может быть на математике, литературе, истории и т.д.

Или понятие диалога. Если понимать диалог как взаимодействие – это 6-й класс, как иерархию – 7-й класс. Эти вещи связаны между собой. И это, конечно, вопрос образования. Это вопрос предметного или даже межпредметного, надпредметного образования.

В этом смысле игра «Что? Где? Когда?» – удивительный пример надпредметного образования.

Знатоки иногда решают такие проблемы, которые решить, зная только свой предмет, невозможно.

Когда-то давно я прислал им вопрос: «Почему образцы бетона испытывают в возрасте 28 суток?» (поскольку я бетонщик изначально, восемь лет занимался бетонами на заводах).

Я не помню, брали ли они у студии помощь, но ответ отгадали. Они стали думать, что такое образцы, и пришли к выводу, что подразумеваются испытания. Значит, должна быть возможность сравнивать одновременно, а сравнивают обычно за год, месяц, неделю.

Но почему 28 суток? А! Потому что кратно неделе! Если образец сделали в понедельник, то всегда в понедельник его и испытают, если во вторник – то во вторник, в этом случае он никогда не попадет на воскресенье. Поэтому 28 суток. Меня этому учили в институте, а они ответили на этот вопрос.

Это удивительная вещь – научить детей выходить за пределы алгоритма!

Театр – это тоже удивительное образование. Приведу маленький пример. В позапрошлом году я выпускал спектакль с 11-м классом по рассказу Туве Янссон «Дитя-невидимка». Там речь шла о том, что в семью Муми-троллей привели девочку, которая стала невидимой, она исчезла, потому что, как пишет Туве Янссон, с ней мерзко, иронично говорили дети.

Я попросил детей вспомнить истории, когда они хотели стать невидимыми. Это самые удивительные истории, какие только можно было придумать, как они хотели исчезнуть. Главное, что они рассказывали об этом друг другу.

После этого мы выпустили книжку, Александр Асмолов в предисловии написал, что это лучший учебник по психологии подростков.

Педагогическая услуга

– Портал «Вести образования» провел опрос в соцсетях. На вопрос, надо ли отбирать детей в школы по признаку «мотивированный и все остальные», подавляющее большинство респондентов ответили «да, я хочу, чтобы мой ребенок учился с мотивированными детьми».

К сожалению, это реальность. И в этом смысле количество людей, которые хотят попасть в хорошую школу, всегда больше, чем мест. Поэтому отбор неизбежен.

Большинство родителей считают, что если у них дети мотивированы на обучение, то должны учиться с такими же мотивированными детьми. Но и большинство учителей тоже считают, что им лучше учить тех, кто мотивирован на учебу. Поэтому отбор в большинстве случаев превращается, к сожалению, в дискриминацию.

А вот для такого рода учения, как в вашей школе, нужны какие-то предрасположенные дети? Как вы решаете, по каким основаниям отбираете будущих учеников?

– Мы смотрим детей, которым мы нужны, потому что нам совместно предстоит жить шесть дней в неделю с девяти до шести и заниматься совершенно разными вещами. Родителей мы, к сожалению, не отбираем.

Сейчас есть неуважение к учителю в целом.

Мне кажется, это из-за того, что образование назвали «услугой». А к услуге люди относятся определенным образом.

– Вы считаете, что это стилистика так повлияла?

– Она не повлияла, но проявилась. Я недавно прочел одну историю. О приматах. Было сказано, что одну обезьяну научили пользоваться автоматом, где были сладкие вкусные вещи. Потом вместе с автоматом ее принесли в группу таких же приматов, как она. Однако никто больше не смог пользоваться автоматом. Но когда научили вожака, то стали пользоваться все. Вывод такой:

Только уважение к учителю может позволить сделать образование настоящим.

– Но при условии, что этот учитель достоин уважения.

– Это да. Вопрос уважения – вещь взаимная.

Мы ведь прошли в свое время и электрификацию, и коллективизацию, потом индустриализацию, в 60-х годах была химизация… А до гуманизации образования (и вообще жизни) так и не дошли.

Есть в химии понятие агрессивной среды – это когда разрушается бетон, металл. Мы сейчас живем в такой среде. Единственное, что можно противопоставить ей, это культуру, я бы даже сказал – не образование, а просвещение.

Конвейерная профессия

– Учитель, который работает в такой школе, как Ваша, это все-таки не массовый учитель, а тот, который обладает какой-то высокой степенью специфики?

– Учителя взять с улицы почти невозможно, его надо учить, его надо готовить.

Учитель – это не лабораторная профессия.

Это профессия руками, надо ее щупать. Невозможно раз за пять лет или два раза за пять лет по месяцу прийти в школу и стать учителем. В школе жить надо.

Так, несколько студентов академика Алексея Львовича Семенова, которые однажды пришли ко мне с третьего курса, они просто жили в школе, а вечером уходили на лекции и так далее. Вот они стали хорошими настоящими учителями: знают, как разговаривать с родителями, детьми. Они могут вытереть попу, если надо. Для них нет сумасшествия никакого, если дети подрались и так далее. Учителя готовить надо. Это точно.

– Сергей Зиновьевич, так или иначе, Вы входите в такое очень серьезное противоречие с, как теперь говорят, общим трендом, потому что образование индустриализируется. Мы сейчас в образовании переживаем тенденцию к индустриализации.

Это связано с разными причинами, не только с экономикой, и не только в России. Во всем мире мы видим огромные образовательные конгломераты, тысячи детей. Пять тысяч детей уже никого не удивляет.

Учитель сегодня – как Чарли Чаплин на конвейере. Это связано с тем, за что ему платят, чего от него ждут и так далее. Вы собой несете прямо противоположную тенденцию.

– Учитель – это человек, который решил свою жизнь посвятить разговорам с детьми. А на разговоры нужно время.

– В том-то и дело.

Мы каждый год говорим про «жи-ши», «дважды два».

У нас конвейерная профессия, но на конвейере не чушки, а очень разные дети, и все надо делать по-разному.

– Но если это конвейер, то он превращает в чушки.

– Нет-нет. Это конвейер только в том смысле, что мы каждый год занимаемся одним и тем же. Но приемы-то новые каждый раз приходится применять!

У каждого ребенка при рождении есть чувство собственного достоинства.

Он плачет, когда у него болит живот, или он мокрый и этого не хочет терпеть. Или он хочет есть. Пожалуйста, накормите. А дальше мы начинаем его воспитывать, образовывать. Но мы-то знаем, что воспитание, образование все равно в какой-то степени – инструмент принуждения.

Как принуждать, не умаляя чувства собственного достоинства?

Все происходит, как в знаменитой поговорке: до семи лет мы учим детей ходить и говорить. А после этого они приходят в школу, и мы их учим сидеть и молчать. Но это правда. Действительно. И я очень многим учителям говорю: «Подождите, не спешите, это же касается многих вещей!».

Создание успеха

– Могли бы Вы описать Ваш идеал ученика?

– На мой взгляд, слово «одаренный» надо понимать только в смысле «дай», «хочу это», «хочу то».

Одаренные дети – это те, которым все интересно. Вот таких детей надо выискивать!

Вот смотрите, есть люди, которые умеют петь и очень любят петь, при этом у них хороший слух. А есть люди, которые умеют петь и еще больше любят петь, но у них часто вообще нет слуха. Таких детей не следует обучать музыке в общеобразовательной школе. Их надо учить дома, с учителем, спокойно, чтобы они не участвовали в соревновании, где есть отметки и так далее.

Когда мы говорим об инклюзивном образовании, что все дети должны учиться вместе – это ложь. Почему? Потому что инклюзивное образование возможно только тогда, когда есть дополнительная среда, как в нашей школе, среда драматическая, музыкальная и прочие места.

За партой в классе инклюзия не происходит. Она происходит там, во время спектакля, музыки, пения.

Когда есть некий отбор – это своего рода уважение к человеку. Это значит, что ребенок каким-то образом соответствует программе. Но программы-то бывают разные. В математическую школу – один отбор, в других местах по деньгам отбирают…

У всех детей разные способности. Другой вопрос, как осуществляется отбор. Я знаю тысячу идиотских вопросов, которые задают детям во время отбора только для того, чтобы их не взять, потому что видели их родителей. (Я, например, часто даже не знаю, кто у моих учеников родители.)

Важно помочь родителю определиться со школой, понять, к чему склонен его ребенок. Для чего? Для того чтобы ребенок с первых шагов своей жизни попал в создание успеха.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, однако не все они демонстрируют реальные незаурядные результаты. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка, например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.

Специфика одаренности в детском возрасте

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.п. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ведь совершенно очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он — «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка имеет следующие признаки:

1) Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяют три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

4) Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка имеет следующие признаки:

1)Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2)Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

3)Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело, что влечет за собой поразительное упорство и трудолюбие.

Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

4)Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеупомянутым признакам. Но даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.

Виды одаренности

1) По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» к основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:

  • в практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная и организационная;
  • в познавательной деятельности: интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);
  • в художественно-эстетической деятельности: хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;
  • в коммуникативной деятельности: лидерская и аттрактивная одаренность; (аттракция — возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого)
  • в духовно-ценностной деятельности: одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным. Тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы проявления одаренности.

2) По критерию «степень сформированности одаренности»:

актуальная одаренность, т.е. психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами (не только в учебной. Но и в широком спектре различных видов деятельности);

потенциальная одаренность, т.е. психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.);

3) По критерию «форма проявления»:

явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях);

скрытая одаренность (проявляется в атипичной, замаскированной форме, не замечается окружающими; при этом может возникнуть опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности у ребенка);

4) По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности:

общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности;

специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.)

5) По критерию «особенности возрастного развития»: ранняя одаренность; поздняя одаренность.

Решающими показателями в проявлении одаренности по данному критерию выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде (например, наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее — в сфере изобразительного искусства; в науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создании новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве, т.к. связано с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний). Важно учитывать, что ускоренное психическое развитие и, соответственно, раннее обнаружение дарований далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Доклад

на педагогическом совете

по теме:

«Развитие детской одарённости в инновационной образовательной среде в условиях реализации ФГОС»

Подготовила:

Хрин А.В.,

учитель начальных классов,

Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло своё отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловных ценностей становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы её диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодарённые люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.

Любому обществу нужны одарённые люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы.

«Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский

Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные

Для выявления одаренности необходимо стараться вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. В раннем возрасте — в игровые ситуации. В среднем и старшем звене — в исследовательскую и проектную деятельность. Задача педагога состоит в том, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны был введён Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В его основе лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В начале века в английской педагогике одаренным считался высокоинтеллектуальный ученик, хорошо успевающий по академическим дисциплинам.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Сейчас одарёнными принято считать:

  • детей с интеллектом выше среднего;

  • детей с высоким уровнем творческих способностей;

  • детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Целью работы по развитию детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС является обеспечение возможности самореализации личности в различных видах деятельности.

При этом решаются следующие задачи: создание системы урочной и внеурочной работы с учащимися, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, организация исследовательской работы учащихся.

Начальная школа — начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствии не востребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 9-летнем возрасте их примерно 60 – 70%, то к 14 годам 30 – 40%, а к 17 годам – 15 – 20%.

Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителям среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей обучающихся. Поэтому основная задача школы — создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.

Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится часто тормозом для одарённых. Поэтому в своей работе нужно использовать такую систему обучения, инновационные технологии, методы и приёмы, которые оптимальны для каждого обучающегося в классе, а в особенности для одарённых детей.

Чем одарённые дети отличаются от других детей?

Важной особенностью одаренных детей является их потребность, прежде всего в познавательной информации. Они охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Им характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести характеристики успешных младших школьников с типами одарённости.

Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Однако большинство педагогов, работающих с одарёнными детьми, придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Для начальной школы она будет выглядеть следующим образом:

  • Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов — само собой разумеется. Они теряют мотивацию при видении только простых решений и заданий, не хотят ничего повторять и всё время стремятся к новому. При этом, многие из них не любят аккуратно писать, они не всегда хорошо организованы и им легче высказать своё мнение, чем прочитать об этом в книге. От «академиков», «интеллектуалов» отличает значительная умственная самостоятельность.

  • Академическая одарённость проявляется чаще всего в способности учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают. Эти дети «ходячая энциклопедия», «эрудиты», они осведомлены даже в отношении тех вопросов, которые не изучаются по школьной программе. Они любознательны. С удовольствием демонстрируют свои знания и стараются выбирать для общения людей, с которыми интересно поговорить на интересующие их темы. Это самые большие «почемучки». Они способны к самообучению. Как правило, именно им педагоги выставляют самые высокие оценки, именно они получают больше всего похвалы. Их одарённость очевидна, специальной диагностики не требуется. Этих детей легко обучать.

  • Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Это не любые дети, увлечённые художественной деятельностью. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Подобная одарённость в отличие от предшествующих типов может долго оставаться потенциалом, если не создавать ситуаций для её проявления. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент.

  • Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.

  • Не сложно пронаблюдать педагогу и лидерскую или социальную одарённость. Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать.

  • Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое).

Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.

Кроме уже названных особенностей одарённых детей педагогу следует учитывать и другие ярко проявляемые характеристики большинством одарённых учащихся. В основном эти характеристики на начальном этапе обучения в школе могут быть следующие:

-психическая неустойчивость и стрессы;

-зависть со стороны других учащихся;

самовлюблённость, эгоизм, повышенная потребность во внимании со стороны окружающих;

-завышенная или заниженная самооценка;

-трудности в общении с другими детьми.

После того, как данные об одарённом ребёнке получены и тип одарённости определён, педагог может скорректировать педагогические условия для развития или проявления одарённости.

Работа по развитию детской одарённости должна вестись в системе и состоит из следующих компонентов:

  • выявление одарённых детей;

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одарённых детей.

Развитие детской одарённости в начальной школе происходит через следующие формы и методы работы:

  • ведущими являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы. Наиболее эффективными являются технологии, которые дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

  • технология проблемного обучения. Решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности школьников.

  • методика обучения в малых группах. Класс разбивается на 3–4 подгруппы по 5–7 человек. Каждая группа готовит ответ на один из обсуждаемых вопросов. При обсуждении участники каждой группы выступают, задают вопросы, делают дополнения. За правильный ответ получают индивидуальные оценки, а «группы” – определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

  • технология проектного обучения. В ее основе лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Продукт – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.

Для развития детской одарённости используются следующие формы работы с одаренными учащимися:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах);

  • групповые и индивидуальные занятия, элективные курсы и предметы;

  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;

  • консультирование по возникшей проблеме;

  • участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах;

  • научно-практические конференции;

  • интеллектуальные марафоны;

  • деловые игры и путешествия;

  • творческие и разноуровневые задания, тесты и тренажеры.

В своей работе стараемся использовать все возможности, чтобы дети могли раскрыть и реализовать свой талант, но не всегда хватает времени на разработку заданий для одарённых детей.

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

  • творческие задания (например, создание композиций из геометрических фигур, окружностей, фигур на координатной плоскости);

  • тестовые задания;

  • мини-проекты (например, «Проценты в моей семье», «Растительный и животный мир моего края»);

  • использование современных образовательных технологий и методов:

  • технологии развивающего и проблемного обучения,

  • технология критического мышления,

  • информационно-коммуникативные технологии,

  • здоровьесберегающие технологии,

  • технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;

  • деятельностный метод,

  • проектная и исследовательская деятельность учащихся;

  • работа на уроке «консультантов» (мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);

  • возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и

самостоятельных работ по разным предметам;

  • предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:

— проблемно-развивающее обучение,

— проектно-исследовательская деятельность,

— игровые технологии (деловые игры и путешествия),

— информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

— творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение. Большинство учителей, работающих с одарёнными детьми, успешно реализует технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность. Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт

Внеурочная деятельность.

В соответствии с ФГОС, развитие универсальных учебных действий (формирование общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования проявляется в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

  • внеклассная работа по учебным предметам (предметные недели по русскому языку, математике, окружающему миру, ПДД, технологии и ручному труду, английскому языку);

  • выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, школах дополнительного образования; по изобразительному искусству, технологии);

Участие в школьных и городских олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии, ПДД)

  • активное и результативное участие во Всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах, («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит», «Олимпусик»);

  • активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 2-4 классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на научном обществе младших школьников и школьной конференции «Первые шаги в науку»;

  • участие в школьном интеллектуальном конкурсе «Ученик года»;

К ней относятся следующие виды деятельности:

— факультативы,

— предметные недели,

— театрализованные праздники,

— творческие мастерские,

— олимпиады и конкурсы по предметам,

— научно-практические конференции;

— работа по индивидуальным планам;

— сотрудничество с другими школами.

Принципы деятельности в работе с одаренными детьми, которыми руководствуется учитель:

  • максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • возрастания роли внеурочной деятельности;

  • индивидуализации и дифференциации обучения;

  • создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Нельзя не сказать об учителе.

А учитель должен быть увлечен своим делом, профессионально грамотным, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, интеллектуальным, нравственным и эрудированным, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса, проводником передовых педагогических технологий, знатоком во всех областях человеческой жизни.

Развивая детскую одарённость нельзя забывать о роли семьи, потому что общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством — ключевая идея нового стандарта. И психологическое сопровождение семьи одарённого ребёнка направлено на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребёнка, видеть его таким, какой он есть. Родителям принадлежит особая роль — содействие развитию. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребёнка, поэтому практическая задача педагогов оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одарённых детей.

Работа с родителями ведётся по нескольким направлениям:

  • психолого-педагогическое сопровождение семьи одарённого ребёнка (обучение родителей эффективному взаимодействию их с ребёнком, развитие отношений сотрудничества и партнёрства, расширение возможностей понимания одарённого ребёнка. для эффективности этой работы проводятся анкетирования. индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей;

  • организация информационной среды для родителей (создание информационной среды, комплекса мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями одарённых детей);

  • совместная практическая деятельность одарённого ребёнка и его родителей;

  • поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

  • Работа с родителями в данном направлении включает:

  • Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Домашний эксперимент: «Какая у нас семья?», «Одаренный ребенок. Какой он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников». и т.п.);

  • Групповые консультации для родителей «Современная семья: трудности и надежды», «Воспитательный потенциал семьи», «Одаренный ребенок в семье и в школе» и др.; консультации по запросам родителей и индивидуальные встречи с родителями;

  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия (для родителей);

  • Проведение совместной с родителями начальной школы школьной научно-практической конференции по теме: «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье».

Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.

Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей с 1 по 4 класс. Портфолио передается в среднее звено, где ученик продолжает его пополнять.

Дети поощряются грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для детей. Награды собираются в портфолио.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Обучение одарённых школьников в условиях введения ФГОС

Одарённым ребёнком быть не всегда просто. Эти дети остро переживают свою неуспешность, неудовлетворённость обучением, отсутствием к ним должного внимания и другого. С введением новых ФГОС обучение одарённых детей тоже изменилось. Если при прежних ФГОС детей нужно было просто обучить знаниям, умениям и навыкам, записанным в стандартах, то сейчас от учителя потребуется нечто большее. Новые ФГОС безусловно предоставят одарённым детям большие возможности для самореализации, чем прежние ФГОС, так как учебная самостоятельность детей увеличивается, универсальные умения дадут таким детям новые возможности для самореализации в постижении нового. Однако, не смотря на это, у педагогов при обучении некоторых типов одарённых детей всё равно могут возникнуть трудности. Например, педагог может столкнуться с ситуациями, приведёнными в таблице ниже, которые необходимо будет решать исходя из понимания особенностей конкретного одарённого ребёнка.

Примеры вероятных проблемных образовательных ситуаций, с которыми могут столкнуться педагоги и одарённые учащиеся в результате введения новых ФГОС.

Требования по новым ФГОС

Вероятные трудности в работе с одарённым ребёнком

Метапредметные умения — универсальные учебные действия

Дети с художественной и спортивной одарённостью, не всегда столь же одарены в образовательных областях и могут начать противопоставлять свои успехи в области, в которой они более одарены появившимся сложностям в обучении. Мотивация на обучение может начать падать.

Ценностно — смысловые установки на образование.

Одарённый ребёнок, может иметь иные, чем другие дети в классе, ценностно- смысловые установки. Например, ему нравится видеть себя успешным и не нравится понимать, что у него что-то не получается. Ему хочется изучать математику, но он совсем не любит физкультуру.

Социальные компетентности, личностные качества

При формировании личностных качеств учащихся педагог может столкнуться с проявлениями одарённого ребёнка, которые могут восприниматься педагогом как капризы, недостаточная воспитанность (несогласие с выполнением какого-то задания, конфликты с другими учащимися класса, требование внимания в свою сторону и другое).

Новая рабочая программа

Стараясь создать условия для успешности каждого ребёнка, педагоги нередко выбирают посильный образовательный уровень для большинства учащихся в классе, думая, что он подходит и для одарённых детей.

Система оценки достижений планируемых результатов

Одарённые дети нередко достаточно критично относятся к достижениям других детей, чем вызывают недовольство по отношению к себе.

Педагогам начальных классов можно порекомендовать следующие подходы к организации обучения одарённого ребёнка, соответствующих требованиям новых ФГОС:

  • Поручать одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт доработка учебного материала другими учащимися. Он не будет отвлекать внимание учителя на себя и в тоже время сможет заниматься интересным и полезным для него делом. Нужно научить управлять одарённого ребёнка процессом своего обучения и не задерживать его продвижение вперёд, когда другие отстали.

  • Соединять для выполнения учебных заданий, учащихся с разными типами одарённости. Это необходимо для того, чтобы школьники могли контактировать с равными себе по уровню способностей, помогать преодолевать проблемы друг другу в областях, в которых они менее сильны, а также осваивать менее для них доступные способы учебной работы посредством, указанного сотрудничества.

  • Учитывая, что новые ФГОС предлагают как основу способов обучения деятельностный подход, при котором одарённые учащиеся быстрее, чем другие дети в классе будут видеть предполагаемый результат учебного труда, их можно будет назначить консультантами, проектировщиками учебного процесса при освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим не таким одарённым детям в классе.

  • Зная о том, что одарённые дети имеют проблемы с завышенной или заниженной самооценкой, можно давать им задания на разработку критериев оценки результатов конкретной деятельности.

  • Учащимся с интеллектуально — академической одарённостью, успешно осваивающим учебную программу можно не задавать домашних заданий на тренинг, а вместо этого предлагать творческие задания с учётом интересов конкретных учащихся.

  • Результаты труда одарённого ребёнка обязательно должны быть оценены педагогом, так как для детей данной категории – это имеет достаточно большое значение.

  • Не стоит бояться хвалить и высоко оценивать результаты труда этих детей за — из соображений «воспитания зазнайства», одарённым дети, не смотря на то, что многие достижения им даются легко, высокие оценки всё равно заслужили.

  • основное требование к педагогам одарённого ребёнка — безусловное понимание и уважение к его личности. Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребёнка.

Одарённые дети” — это особые дети. Задача педагогов — понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными. «Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Главное верить в это. Вера — двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов. Главное не позволять ни одному ребенку быть неудачником. Учить их так, как будто каждый — независимо от семейных условий – сын или дочь Короля! Учить со страстью, учить с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех. Никогда не падать духом! И тогда все получится!

Т.Н.Марченко, УО «Черейская ГОСШ Чашникского р-на»,
О.В.Машурова, УО «Борисовская ГОСШ Верхнедвинского р-на»

Что такое детская одаренность?

Выражение «одаренные дети» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Такое определение в наибольшей мере принято в американской психологии и педагогике, а теперь получает распространение и у нас.

Для того есть основания, в частности, применительно к умственным проявлениям детей. Если у ребенка, при прочих равных условиях, необыкновенно быстрый темп умственного развития, а также явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. И поэтому к нему нужен соответствующий подход. Но можно ли считать, что у такого ребенка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей, т.е. для того, чтобы стать со временем одаренным взрослым? Судя по всему, по отношению ко многим таким детям этого сказать нельзя.
В более узком и строгом значении понятие «одаренность» относительно детей должно было применяться только к тем случаям, когда выдающиеся свойства ребенка представляют как действительный залог его будущих возможностей.

Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенциал к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности, конкретные академические способности, творческое или продуктивное мышление, лидерские способности, художественные и исполнительские психомоторные способности.
Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта Хаварда Гарднера.
Сопоставление видов интеллекта по Гарднеру и известных видов одаренности показывает, что они почти совпадают.
Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени энергии упражнениям, достижению множества в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной.
Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
Творческая одаренность. До сих пор продолжаются споры о самой необходимость выделения этого вида одаренности.
Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают много возможностей для ее проявления и развития.
Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые вызывают не только положительные эмоции в окружающих людях:

  • отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
  • большая независимость в суждениях;
  • тонкое чувство юмора;
  • отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;
  • яркий темперамент.

Социальная одаренность («социальный интеллект», «организаторские способности»). Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Такое, целостное по сути, определение просуществовало недолго, т.к. очевиден комплексный характер этой способности. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение и т.д.
Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимания, любить, сопереживать, ладить с другими.
Р.Стернберг, психолог из Ильского университета, обсуждает «практическую одаренность», которая столь резко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще. Ключевой особенностью практической одаренности Р.Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Очевидно, что этот вид одаренности имеет общие компоненты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя.
Выделение многих видов одаренности служит важной цели – привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития.

Формы проявления детской одаренности

Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, называют явной. Завуалированную, замаскированную – именуют скрытой или латентной, одаренностью. Существует и другая, очень похожая градация – актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, замеченную психологами, педагогами, родителями, называют актуальной. Детей, которые демонстрируют актуальную одаренность, чаще называют не одаренными, а талантливыми детьми.
И, напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют потенциальной.
Факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности подчеркивают сложность и важность проблемы. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще далеко.
Мировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сам сумел сделать с тем даром, который имеет.
К этой проблеме примыкает другая, не менее важная. Умственный потенциал человека не статичен, он существует лишь в динамике и постоянно меняется. Поэтому многие ученые посвящали свои исследования изучению продуктивности человека в различные периоды его жизни.

Возрастные границы одаренности

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.А.Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К.Брюллова, Ф.Гольтона, И.И.Мечникова, К.Гаусса, Н.Винера, Г.Лейбница, В.Гюго, Ф.Шуберта, М.Мусоргского, и этот список можно долго продолжать. Не секрет, что одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми. Не менее часто бывает и наоборот: люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в последующем, в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствует биографии многих известных людей, долгое время оставался незамеченным окружающими.
Например, биографы Карла Линнея, великого шведского ботаника, отмечают, что в детстве его развитие шло медленно, а известность он стал приобретать с 24 лет. Сравнительно поздно начал свою литературную деятельность известный русский писатель И.А.Крылов. Среди воспитанников Царскосельского лицея, увлекавшийся поэтическим творчеством, А.Пушкин не считался первым, «пальму первенства» успешно оспаривал А.Илличевский. Ничем не выделялись в детстве среди своих сверстников многие известные ученые, художники.
Естественно, что в каждом таком случае причины, по которым одаренность осталась незамеченной, различны. Потенциал мог не проявиться до определенного времени, а может быть, родители, педагоги не обратили внимания на тонкие движения детской души, им не хватило для этого знаний или у них сработала интуиция. А может быть, напротив, в силу непонимания они не заметили в ребенке выдающихся возможностей и даже рассматривали проявления креативности, интеллектуальной инициативы как негативные свойства, а наиболее ценными считали совсем другие.
Нередко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессора, которые ценят прилежание, послушание, аккуратность выше инициативы, оригинальности, смелости, независимости действий и суждений. Своеобразное подтверждение этой мысли нашли американские ученые, изучившие биографии 400 выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60% из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения.
Об определенной неустойчивости, возрастной изменчивости интеллекта дают некоторое представление результаты длительного изучения хода развития одних и тех же лиц и соответствующие тестовые «замеры». В свете таких сведений вряд ли можно исходить из представлений об уровне интеллекта как о жестко определенной, на всю жизнь данной характеристике.

Заключение
Таким образом, под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слов «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
Психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что нельзя выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно «сформировать» любые нужные качества. В понятиях «задатки», «одаренность» усматривалось нечто идеалистическое, вредное. Только в последние годы проблема различий между детьми по одаренности «вышла из тени» и вызывает большой интерес.
Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского населения – одаренных детей и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.
Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не относится.

Источник: Научно-теоретическая конференция «Проблемы одарённости учащихся»: материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *