Кто такой жидовин?

Новгородская ересь проникла в самое сердце государства, а Иван III на протяжении долгого времени покровительствовал отступникам.

…Приближался 1492 год. Для нынешнего читателя эта цифра не несёт в себе никаких знаков, но в конце XV века православные христиане ждали 7000 год от сотворения мира. Пришествие антихриста, Страшный Суд – все ужасы, описанные христианскими проповедниками, могли вот-вот сбыться. На этом фоне в Новгороде появляется ересь «жидовствующих» — тех, кто, помимо прочего, решил пересмотреть некоторые догмы Восточной Христианской Церкви, не особо веря в конец света.

Схарий. Начало ереси

История еретического течения, впоследствии проникшего даже в ближний круг Великого князя Ивана III, началась в 1470 году в Великом Новгороде. Тогда противостояние Новгорода и Московского княжества близилось к своему логическому завершению, часть бояр олигархической республики пыталась избежать скорого присоединения к южному соседу. Недовольные политикой Москвы, они пригласили князя Михаила Олельковича, правнука знаменитого литовского князя Ольгерда. Его правление в городе не оставило о себе какой-либо значительной памяти, кроме, разве что, одного, казалось бы, непримечательного момента.

Великий Новгород. Современный вид

В свите приглашённого из-за рубежа князя оказался некий «жидовин» Схарий. Впоследствии в полемической литературе, написанной оппонентами жидовствующих, он назывался известным астрологом и чернокнижником. Его широкие познания в области разных нетривиальных наук заинтересовали некоторых новгородских клириков. Вскоре в Новгороде появились и другие евреи – Иосиф Волоцкий, знаменитый церковный деятель XVI века, даже перечислил их имена: Осиф. Шмойло, Скарявей, Мосей и Хануш.

Число заинтересованных иудейским учением стало расширяться. Среди них оказался, помимо священников, светский человек, Григорий Тучин, представитель знатного боярского рода. После разгрома новгородской вольницы он перешёл на службу к Ивану III и порекомендовал ему лояльных священников, неких Алексея и Дениса, которые уже несли в себе «жидовствующую заразу».

Евреи на Руси

Контакты между евреями и христианами были обычным делом для европейской жизни тех лет. Русская земля не была исключением – прослойка иудеев присутствовала в крупных торговых центрах, которым, например, являлся Новгород. Однако в отличие от Западной Европы, где преследования евреев в XV – XVI веках только усилились, в русских княжествах такого не происходило.

Еврейский погром в Праге в XIV веке

Однако примерно в это время начали появляться переводные работы западных богословов, в которых ярко выражалась тема противостояния влиянию иудаизма. Эти литературные памятники были позаимствованы из Византии, исчезнувшей в 1453 году под ударами османских завоевателей. Тем не менее, реальной исторической подоплёки под ними искать не стоит. Скорее, русские книжники просто перерабатывали богатое теософское наследие старшей сестры. Реальных антисемитских настроений ни в Москве, ни в Новгороде не наблюдалось.

Для иудейских общин того времени приобретение новых последователей своей религии тоже было в порядке вещей. Это даже поощрялось – таким образом поддерживалась жизнеспособность закрытых иудейских корпораций. Переход христиан в иудаизм не являлся чем-то из ряда вон выходящим. Тем не менее, в случае «жидовствующих» нельзя говорить о переходе из одной веры в другую – новгородские клирики лишь ближе познакомились с первоисточником своей веры.

Церковный собор 1488 года, первый суд над еретиками

Ересь обнаружилась совершенно случайно. Новый новгородский архиепископ Геннадий узнал о непотребствах, учиняемых жидовствующими, от одного раскаявшегося попа, пришедшего к нему за прощением. Среди прочего, этот клирик рассказал Геннадию об одном эпизоде: на очередной посиделке еретиков, во время которого они перебрали с алкоголем, как часто бывает в таких ситуациях, возник теологический спор. Поп Наум стал свидетелем обсуждения. Именно тогда он узнал о фактах богохульств новгородских священников: осквернение икон, отрицание Троицы и божественного происхождения Иисуса Христа.

Геннадий незамедлительно начал расследование. Он смог с помощью свидетельских показаний раскрыть широкую сеть еретиков. Полученные доказательства он отослал в Москву Ивану III и предложил созвать церковный собор. Он состоялся в 1488 году, еретики были признаны виновными, однако наказание оказалось по тем временам достаточно мягким – виновные подверглись битью кнутом и «градским казням» без лишения их жизни.

Церковный собор

Вот только действия архиепископа Геннадия не возымели должного эффекта. Московская часть еретиков фактически не пострадала. Напротив, она стала укрепляться, приобретая высоких покровителей в среде приближённых к Великому князю вельмож.

Никита Николаев

Движение жидовствующих. Архиепископ Геннадий / Марина Сергеевна Каретникова рассказывает о движении стригольников, сторонников которого в учебниках по истории называют «жидовствующими»Кириллин В.М. О ереси жидовствующих

Жидовствующие — изначальное название этнически русских, принявших в той или иной степени иудаизм. Позднее, этим словом некоторые русские публицисты стали называть юдофилов, масонов и т. д.

Прозелитизм иудаизма

Существует точка зрения, что иудаизм — не прозелитическая религия, то есть обращение нееврея в иудаизм чуть ли не запрещено.

В то же время, истории известно немало обращений целых народов в иудаизм — идумеев, итуреев, химьяритов, адиабенцев, берберов, гипсистариев и т .д. Современные евреи, как правило, с подозрением относятся к герам (но это связано с ослаблением иудаизма, который сам по себе разрешает переход в еврейство).

Секта жидовствующих

В разное время в России среди русских распространилось несколько сект, исповедующих иудаизм — молокане, субботники, жидовствующие.

Секта жидовствующих зародилась сначала в Новгороде в 15 веке. Предпосылкой к её возникновению, помимо влияния польских евреев и остатков хазарского влияния, были сношения Русских земель с Крымом, где проживала влиятельная община как евреев-раввинистов, так и караимов.

Возникновение секты в Новгороде, связано с тем, что Схария Жидовин, прибывший в город из Киева в свите князя Михаила Олельковича (Александровича) в 1471 году, «совратил в жидовство» новгородских священников Алексея и Дениса, которые, по-видимому, стали главными распространителями ереси в городе. Великий князь московский Иван III (Васильевич) назначил этих священников на высокие церковные посты в Москве. Так в Москве возник новый центр секты, к которой примкнула невестка великого князя Елена и влиятельный придворный дьяк Федор Курицын.

Жидовствующие «молились по-жидовски», «хулы изрекали на Иисуса и Марию» и «чли субботу паче воскресения Христова», праздновали также еврейскую Пасху.

Жидовствующие поддерживали Дмитрия, сына княгини Елены, однако Иван III в 1502 году назначил наследником своего сына Василия. После смерти Курицына в 1504 году Иван III санкционировал преследование жидовствующих. Некоторые из еретиков были сожжены на кострах, некоторые бежали в Литву, где формально приняли иудаизм.

С тех пор, секта фактически перестала существовать. В 18 веке появились новые иудействующие секты в России, что очевидно связано с присоединением к Российской империи земель с компактным проживанием польских и литовских евреев.

В начале 20 века «жидовствующими» черносотенцы в России стали называть тех, кто примкнул к революционерам.

Современные оценки жидовствующих

Взгляды историков на жидовствующих различны. Одни считают секту прообразом протестантизма, связывая влияние купеческого капитала в Новгороде. С их точки зрения, если бы Россия пошла по пути демократии Новгородской республики, отреклась от православия, из неё вышла бы «нормальная европейская страна».

Другие видят в секте негативный раскол среди русских, и «происки евреев».

Ссылки

  • Прозелиты — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Иудействующие — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Жидовствующие — статья из Электронной еврейской энциклопедии

Жидовствующие относится к еврейской истории

Понятия

Шаббат • Шма • Машиах • Рав • Иерусалим • Иудаизм • Армия Израиля • Спартанцы • Евреи и Пётр I • Евреи-мореплаватели • Евреи и ислам • Хаккафот • Иудаизация народов Карфагенской державы • Евреи в Карфагене • ВВС • ВМФ • Космонавтика Израиля • Боевые роботы • Израильская военная техника

Государства

Аба-Сава • Аварис • Адиабена • Айт Даввад • Аксум • Андалусия • Андшуваннам • Арарат • Ахты • Бизерта • Борион • Вади-л-Кура • Гадес • Галилея • Гесем • Гибралтар • Гранада • Гуш-Катиф • Драа • Биробиджан • Еврейский экзилархат в Вавилонии • Израиль • Израильское царство • Иоктаб • Исфахан • Итурея • Иудея • Иудея и Самария • Карфаген • Красная Слобода • Кулаши • Йоденсаванна • Лусена • Мата Мехасия • Махоза • Мисурата • Муни • Нагардея • Нареш • Низибис • Нисбор • Новый Карфаген • Нумидия • Нюгди • Пумбедита • Сале • Самария • Самкуш • Сасанидская Иудея • Севилья • Семендер • Семиен • Сидон • Синай • Сицилия • Сура • Тайма • Танжер • Теднест • Тир • Тирдима • Тлемсен • Толедо • Триполитания • Фадак • Фарахабад • Хавила • Хазария • Хазарский каганат • Хайбар • Ханаан • Хасмонейское царство • Химьяр • Чуфут-Кале • Эдом • Эрец-Исраэль • Эс-Сувейра • Эцион-Гевер • Юдесаптан • Ямит • Яхудистан • Яхудлык

Проекты: Ангола • Крым • Ливия • Мадагаскар • Манчжурия • Уганда

Прочее

Еврейка • Шикса • Дети евреев • Борьба Эзры и Нехемии против смешанных браков • Римлянки и евреи • Немецкие женщины и евреи • Интеллект • Заиорданье • Кайфын • Абир • Крав-мага • Раданиты • Космонавтика • ЛЗЕ • Непрерывный ишув • многожёнство у евреев • Евреи в химии • Евреи в физике • Евреи-изобретатели оружия • Евреи — лауреаты Нобелевской премии • Евреи-поселенцы • Спарта и евреи

Субэтносы

Абайудайя • Алжирские евреи • Ашкеназы • Бану ан-Надир • Бану Кайнука • Бану Курайза • Берберы • Берегваты • Бней-Исраэль • Бней Менаше • Бней-Эфраим • Бухарские евреи • Гиксосы • Египетские евреи • Горские евреи • Грузинские евреи • Дёнме • Джерауа • Евреи в Армении • Индийские евреи • Жидовствующие • Игбо • Йеменские евреи • Иранские евреи • Камерунские евреи • Караимы • Карфагенские евреи • Китайские евреи • Колено Дана • Кочинские евреи • Крымчаки • Лахлухи • Лемба • Ливийские евреи • Марокканские евреи • Нафуса • Пропавшие колена • Романиоты • Русапе • Сабры • Самаритяне • Сефарды • Сефви • Сицилийские • Тунисские евреи • Фалаша • Евреи во Франции • Фалашмура • Хаббани • Хабиру • Шуэтас • Чёрные евреи

Противники и войны

Антисемитизм • Ассирийская армия • Поход на Хайбар • Война Квиета • Восстание Бар-Кохбы • Иран • I Иудейская • Маккавейская • Морские сражения Израиля • Химьяро-аксумская война • Хазары и Русь • Войны фалаша • Англо-Еврейская война • Война Израиля за независимость • Синайская война • Шестидневная война • Война на истощение • Война Судного дня • «Энтеббе» • I Ливанская • Ирак • Интифада I • Интифада II • II Ливанская • Литой свинец • Нерушимая скала

Знаменитости

Моисей • Иисус Навин • Давид • Иисус Христос • Юсуф Зу-Нувас • Дахия аль-Кахина • Меир Кахане • Соломон • Иосиф Наси • Яков Смушкевич • Иона Якир • Григорий Штерн • Лев Троцкий • Давид Элазар • Ариэль Шарон

Предположительно мастерская Елены Волошанки. Пелена «Вынос иконы «Богоматерь Одигитрия»», около 1498 (фрагмент). читается, что на ней изображен торжественный выход великого князя Ивана III на Вербное воскресенье

Фото: ГИМ

Кажется, нет во всей этой удивительной эпохе — 1462–1505 годы — ничего сколько-нибудь интересного, что не увязывалось бы так или иначе с «ересью жидовствующих». Или «новгородско-московской ересью», как предпочитает выражаться отечественная историография с советских времен. Мрачный закат независимости Новгорода. Смертельная борьба между придворными кликами по поводу престолонаследия и будущей судьбы трона. Влечение к латинскому Западу — и страх перед ним. Жажда книжной премудрости. Эсхатология, историософия, подступы к идее Москвы как третьего Рима и нового Иерусалима. Смутные намерения крепнущей светской власти посягнуть на могущество церкви (плюс, естественно, спор иосифлян и нестяжателей). Наконец, сама шекспировская фигура правившего в эти годы Ивана III: он-то и играл в судьбе еретиков роль чрезвычайной важности. И при всем этом — один из величайших парадоксов русской церковной истории — мы знаем о пресловутой ереси страшно мало. И даже не уверены, существовала ли она в самом деле

справка

«Жидовствующие» — утвердившееся с подачи тогдашних полемистов название еретического движения в русской церкви конца XV века, заявившего о себе сначала в Новгороде, а потом в Москве, в окружении великого князя Ивана III. Это движение вызвало бурное противодействие со стороны архиепископа Новгородского Геннадия (Гонзова) и Иосифа (Санина), основателя Иосифо-Волоцкого монастыря. Предполагаемые ересиархи были осуждены собором и казнены в 1504 году.

В 1470 году константинопольский патриарх Дионисий восстановил православную Киевскую митрополию, подчиненную Вселенскому престолу,— так началась та самая история, которая привела к современному положению украинских церковных дел. В том же году новгородское вече прокричало: «Хотим за короля!» — и постановило, признав короля Польши сюзереном, просить у него защиты от Москвы. Король, как известно, не помог, и к 1478 году Иван III прекратил существование Новгородской республики.

И в том же самом 1470-м в Новгород прибыл из Литвы ученый иудей по имени Схария (Захария). «И сей бяше диаволов сосуд,— писал много позже Иосиф Волоцкий,— и изучен всякому злодейства изобретению, чародейству же и чернокнижию, звездозаконию же и астрологы». Он-то, утверждает тот же Иосиф, и совратил в лжеучение «попа Дениса» и «протопопа Алексеа», от которых началась ересь в Новгороде.

Попытки идентифицировать этого Схарию с каким-либо историческим персонажем настолько гадательны, что у многих исследователей возникало законное сомнение в том, что Схария — вообще лицо реальное. Коварный еврей, причем чернокнижник, причем прибывший из вражеского края, причем моментально приобретающий адептов в среде новгородского духовенства,— право, в настолько удобной фигуре злодея есть что-то карикатурное, вернее, комиксовое. Зато Денис и Алексей — те уж реальнее некуда: покорив Новгород, Иван III по каким-то причинам приметил обоих священников и забрал их в Москву, назначив Алексея настоятелем Успенского собора, а Дениса — Архангельского. И так-де ересь перекочевала в столицу великого князя.

Первым тревогу по поводу предполагаемой религиозной смуты поднял архиепископ Геннадий (ок. 1410–1505), которого в 1484-м прислал в покоренный Новгород Иван III. Это Геннадию мы обязаны появлением первого полного свода библейских книг на Руси, Геннадиевской Библии: книги Нового Завета, конечно, существовали в несчетном количестве рукописей, но вот Ветхий Завет до той поры знали исключительно по тем фрагментам, которые были предназначены для литургических чтений. А теперь все перевели; по большей части с греческого, но некоторые книги пришлось переводить с латыни — и тут православному новгородскому архиепископу помогал хорват-доминиканец Вениамин. И «латыняне», считал владыка, могут на доброе пригодиться, а где-то с них и стоит брать пример. Прослышав о перспективной новинке — испанской инквизиции,— Геннадий писал московскому митрополиту с несомненным восторгом: «Ано фрязове по своей вере какову крепость держат! Сказывал ми посол цесарев про шпанского короля, как он свою очистил землю! И аз с тех речей и список тебе послал. И ты бы, господине, великому князю о том пристойно говорил».

цитата

«И на торжищех, и в домех о вере любопрение творяху и сомнение имеяху»

(Иосиф Волоцкий, «Сказание о новоявившейся ереси…»)

Но с новгородским духовенством у архиепископа-москвича с самого начала возникли трения. Пошли слухи, что Геннадий заплатил за свое назначение на богатейшую кафедру Руси фантасмагорические 2000 рублей; раздавались жалобы на поборы и на то, что священников поставляют «по мзде». И вот среди «лаявших» клириков-то и обнаруживаются еретики, о которых Геннадий шлет в Москву донесение за донесением с просьбами принять меры.

Впрочем, мы же помним, что в Москве еретики уже свили гнездо. Собравшийся в столице в 1488 году собор за недостатком свидетельств отмел большую часть присланного новгородским владыкой списка «жидовствующих» и осудил только трех клириков, приговорив их за кощунство к наказанию кнутом. Два года спустя архиепископ инициирует другой собор, где предполагаемые еретики, дружно жаловавшиеся на то, что Геннадий пытал их и присвоил их собственность, все-таки были осуждены — после чего в Новгороде их ждало добросовестно заимствованное у «шпанского короля» аутодафе. Но репрессии опять не коснулись московской верхушки еретиков, в которой Геннадий выделял ни много ни мало посольского дьяка (министра иностранных дел, иными словами) — Федора Курицына, присяжную интеллектуальную звезду московского двора.

Дальше сопротивление неустанной деятельности и Геннадия Новгородского, и включившегося в ту же кампанию Иосифа Волоцкого как будто бы слабеет. Московский митрополит Зосима, обвиненный в сочувствии к еретикам (а заодно и в непомерном пьянстве, и в содомском грехе), в 1494 году вынужденно оставляет кафедру. Десять лет спустя, в 1504-м, наконец созывается собор, который произнесет окончательное и полное осуждение «нововводной ереси». С одобрения дряхлого и больного великого князя главных московских еретиков сжигают в срубе (Федор Курицын по непонятным нам причинам куда-то исчезает, и вместо него казнят его брата).

Что все это такое было — решительно непонятно, сплошная ловля черной кошки в темной комнате. Мы даже не можем быть уверены, что еретики в Новгороде и Москве разделяли какую-то единую повестку дня. В конце концов, со слов Геннадия выходит, что в Новгороде ересь процветала главным образом в среде духовенства. А в Москве она выглядит придворно-аристократическим кружком, где, может, интересуются «чародейством и астрологы», но по большому счету заняты совсем другим делом. То, что Державный (как звали великого князя Ивана Васильевича) выбрал было в 1498-м своим соправителем и наследником своего внука от первой жены, Дмитрия Ивановича,— это, мол, их интрига. Зато когда эту партию разгромили, восторжествовала «грекиня» Софья Палеолог и ее сын, будущий Василий III, отец Ивана Грозного: сами понимаете, что это означало в династическом и идеологическом смысле.

«Всего вернее, что еретического сообщества и вообще не было. Были известные настроения, именно «шатание умов», вольнодумство…»

(о. Георгий Флоровский, «Пути русского богословия»)

Кстати, об идеологии. Что на самом деле чудовищно волновало около 1490 года все умы, так это конец света: по византийскому счету год 1492 от Рождества Христова был 7000 от сотворения мира, а с началом «осьмой тысящи» ждали Второго пришествия. Геннадий Новгородский сетовал, что еретики, насмехаясь над этими страхами, ссылаются на книгу «Шестокрыл» (перевод астрономического трактата Иммануила Бонфиса), где среди прочего изъясняется еврейское летоисчисление — а по нему мир оказывался значительно моложе. Впрочем, 1492-й наступил и миновал; надо было как-то это осмыслить и составить пасхальные таблицы на «осьмую тысящу» (раньше этого делать не дерзали). Первое же сочинение такого рода, названное «Изложением пасхалии», задолго до старца Филофея провозглашает заветную идею: «Прослави Бог православнаго перваго царя Коньстантина… И ныне же, в последняя сия лета, якоже и в перваа, прослави Бог сродника его… великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, новаго царя Констянтина новому граду Констянтиню — Москве…» И кто это написал? Удивительно, но это «содомская головня», митрополит Зосима.

Что «жидовствующие» были форменными криптоиудеями, это до сих пор популярная в известных кругах версия. Насколько здорова фантазия, которая может нарисовать зрелище подпольного шаббата в кремлевском тереме (с молитвами на церковнославянском, очевидно),— судите сами, но дело даже не в этом. Часть конкретных обвинений, выдвинутых полемистами, сводится к богохульству в пьяном виде. Часть — к тому, что тот или иной не склонный к пьянству имярек, мол, только успешно притворяется человеком святой жизни, а в душе-то сущий зверь. В основном же это красноречивые обличения некоторого обобщенного нечестия-безбожия-вольнодумства, за которым никакой законченной (и всеми еретиками разделяемой) системы воззрений не просматривается.

С оккультизмом тоже не очень просто. Даже Геннадий Новгородский дает вот такой перечень книг, находившихся в распоряжении еретиков: «Селивестр папа Римскы, да Афанасей Алексанрейскы, да Слово Козмы пресвитера на новоявльшуюся ересь на богумилю, да Послание Фотея патриарха ко князю Борису Болгарскому, да Пророчьства, да Бытия, да Царьства, да Притчи, да Исус Сирахов, да Логика, да Дионисей Арепагит». Христианская полемическая литература, библейские книги, нравоучительные изречения из Менандра, «Логика» (скорее всего, не Маймонида, а Иоанна Дамаскина). Честное слово, подозрительнее выглядит не этот список, а сам Геннадий с его цитатами из «отреченной» Книги Еноха и рассуждениями об истинном «звездозаконии».

Но есть посреди этой топи допущений и гипотез островок твердой почвы. Нападки на предполагаемых еретиков, осуждавших-де монашество и церковные богатства, были не очень скрытой угрозой Державному, который вынашивал планы секуляризации монастырских и епархиальных земель. Вынужденный отказаться от этих планов, он «сдал» и еретиков, предоставив своим преемникам пройти длинной-длинной, но теперь уж предельно ясной дорогой: от «нелюбки» между иосифлянами и нестяжателями при Василии III до уничтожения церковных вотчин при Екатерине II.

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ – наименование сторонников религиозного движения, распространявшегося в землях Великого Новгорода, а затем в Москве в последней трети 15 – начале 17 в. и заключавшего в себе элементы западноевропейского рационализма и религиозного реформизма (протестантизма и социнианства, то есть антитринитарной, отрицающей триединство Бога, доктрины на Западе).

Свою веру «жидовствующие» держали в тайне, поэтому письменных свидетельств, объяснявших их учение, не сохранилось. Наименование получили от идейных противников, представителей ортодоксальной русской церкви, полагавших, что учение «жидовствующих» продолжает традиции тайных иудейских сект и насаждает на Руси иудейство.

Первым распространителем учения на Руси был некий Схария (Захарья Евреин, Захарья-Скарья Жидовин), приехавший в Новгород в 1471 из Литвы в свите князя Михаила Олельковича. Принадлежавший к иудейской секте караимов, имевших широкую сеть своих организаций в Европе и на Ближнем Востоке, он привез с собой «пособия по тайным наукам» – мистике, астрологии, кабалистике. По словам его идейных оппонентов, он был «изучен всякому злодейства изобретению, чародейству и чернокнижию, звездозаконению и колдовству». Схария и приехавшие вслед за ним Йосеф Шмойло Скарявый и Моисей Хануш сумели повлиять на новгородских священников Дениса и Алексея (принявшего имя Авраама), а также протопопа Софийского собора Гавриилу.

После отъезда Схарии в Кафу (Феодосия) именно эти православные церковнослужители и стали первыми проповедниками нового учения в русских землях. Сторонники ереси отвергали внешние проявления христианского культа, отрицали церковную иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды; отрицали догмат Пресвятой Троицы, божественность Иисуса Христа и его воскресение из мертвых. Они настаивали на том, что Иисус есть не Бог, но простой человек, призывали не верить в возможность второго пришествия Христа и его Страшного суда. Новое учение стремительно распространилось в новгородских землях в среде низшего духовенства и мирских людей – посадского населения, затронув скиты и монастыри Вологодского края.

В 1479 в. кн. московский Иван III Васильевич побывал в Новгороде, познакомился с тайными религиозными диссидентами Алексием и Дионисием, отметил их образованность, мудрость, благочестивую жизнь, красноречие и предложил переехать в Москву. В столице они были назначены протопопами: первый – Успенского, второй – Архангельского собора Кремля (главных храмов Русской церкви). Оба пользовались уважением как образованные книжники, что способствовало распространению ереси в Москве. К середине 1480-х среди сторонников нового учения оказалось немало влиятельных людей, в том числе боярского звания. Среди них были, например, крупный государственный чиновник, глава посольского приказа Федор Курицын – владевший немецким, польским, венгерским и греческим языками, человек европейской широты взглядов, ставший бесспорным лидером русских «жидовствующих», а также невестка самого великого князя и царя всея Руси Елена Волошанка (дочь молдавского или валашского господаря, жена сына московского правителя – Ивана Молодого). Сочувствующими новому учению оказалась и часть придворных, намеревавшихся использовать новую веру во внутренней борьбе за власть. Согласно более поздним данным, секта объединяла к концу 15 в. не менее полутора тысяч человек. Сам Иван III временно «склонил слух» к ней.

Первым активную борьбу православной церкви с «жидовствующими» начал в 1487 новгородский архиепископ Геннадий (Гонзов), которому донесли, что еретики совершили надругательство над иконами («бросали иконы в нечистые места, некоторые святые лики кусали они зубами, как бешеные псы, некоторые разбивали»). По приказу Геннадия группа жидовствующих за чинимые святотатства была «бита кнутом», но высокопоставленные покровители еретического учения не допустили его полного осуждения; часть жидовствующих нашла прибежище в столице, бежав из Новгорода.

В 1489 тот же Геннадий потребовал от нового митрополита Руси, Зосимы, созыва церковного собора. Целью его должно было стать обсуждение сложившейся идеологической ситуации. Геннадий призывал поступить с еретиками, подобно «гишпанскому» (испанскому) королю, очистившему «веру и землю свою» огнем инквизиции, не зная, что сам митрополит Зосима был уже тайно склонен к ереси (впоследствии митрополита Зосиму назвали «вторым Иудой»). На соборе 1490 ересь жидовствующих подверглась осуждению, а ее сторонники были названы «сущими прелестниками и отступниками веры Христовой». Для борьбы с еретиками были заново прочитаны основные церковные книги и из них изъято все чуждое православной традиции. По инициативе архиепископа Геннадия была полностью переведена на русский язык Библия, а также некоторые полемические сочинения. Наиболее полно критика учения «жидовствующих» оказалась изложена в сочинении Просветителъ, написанном игуменом Волоцкого монастыря Иосифом. Свою роль в идейной борьбе с еретиками сыграл и составленный Нилом Сорским сборник житий с изложением в них жития Феодора Студита и жития Иоанна Дамаскина, осуждавших иконоборчество.

По христианскому летосчислению в 1492 наступала седьмая тысяча лет от библейской даты сотворения мира. Православные христиане ожидали наступления Страшного суда и конца света. «Жидовствующие» же объявляли, что апокалипсиса не настанет, не будет и второго пришествия Христа, и «если кто умер – значит умер, до той поры и жил». Именно в эти годы, на рубеже 15–16 вв., жидовствующие обрели особенно много сторонников. В 1498, когда наследником престола был объявлен Дмитрий, внук Ивана III, их поддерживала его мать Елена Волошанка.

Полтора года спустя на жидовствующих начались гонения, совпавшие с несколькими событиями. Еще в 1490 Иван III пригласил ко двору врача-еврея из Венеции, некоего Леона Жидовина (Мистро Леона Жидовина) и «велел ему лечить сына своего князя Ивана». Лечение оказалось напрасным, Иван Молодой умер. Теперь этому лекарю-еврею отрубили голову. Расправа с ним стала началом наступления на ересь. Пострадали и сочувствовавшие жидовствующим: была заключена вместе с малолетним сыном Дмитрием в темницу Елена Волошанка. Эти события связывают и с растущим влиянием родственников второй жены Ивана III – Софьи Палеолог (племянницы последнего византийского императора Константина Палеолога, ревностной поборницы ортодоксального православия). Пользуясь поддержкой Софьи, основной оппонент «жидовствующих» – Иосиф Волоцкий – решился обвинить митрополита Зосиму в покровительстве еретикам и добился того, чтобы «антихристов предтеча Зосима» в 1504 отрекся от митрополии. Обратившись к Ивану III, Иосиф Волоцкий как главный борец с «пагубной и богохульной бурей» потребовал репрессивных мер в отношении еретиков.

Конец влияния жидовствующих совпал с церковным собором 1504, постановившим предать «жидовствующих» расправе. Практически все значимые проповедники из числа «жидовствующих» сложили головы на плахе; казни предварялись пыточными дознаниями и вырыванием языков. В деревянных клетках были сожжены многие видные проповедники, обвиненные в ереси, – Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов. В Новгороде сожгли архимандрита Кассиана и Некраса Рукавого, остальных отправили в заточение по тюрьмам и монастырям. Всех еретиков предали церковному проклятию «со всеми их поборниками и соумышленниками».

Ощутимым последствием борьбы с жидовствующими и их осуждения на церковном соборе 1504 стал рост религиозной нетерпимости, массовое неприятие иудаизма и евреев в Московской Руси. Словом «жидовин» стали называть отступников от православной веры, «антихристов», коих считали колдунами, чернокнижниками и «совратителями душевными», испытывая перед ним суеверный страх. Изредка купцы-евреи из Литвы и Польши «ходили с товарами» в Московию через Смоленск и Новгород, но московиты теперь нередко грабили проезжих, да и в Москве к ним относились враждебно, отбирали товары. Иван Грозный распорядился не впускать евреев-торговцев в русскую столицу, если они не соглашались на смену веры (крещение).

Несмотря на столь крутые меры, ересь «жидовствующих» продолжала тайно распространяться в России вплоть до конца 18 в. Ее бытование сопровождалось появлением книг еврейских философов по логике, астрономии, астрологии и другим наукам. В переводившиеся с 14 в. с иврита на древнерусский и русский язык, этих книгах обосновывалась правильность еврейского летосчисления и исторической традиции в сравнении с византийской, принятой на Руси. Среди переведенных книг – Слова логики Маймонида, Тайная тайных, книга по астрономии Шестокрыл Эммануэля бен Яакова Бонфиса, астрологическая книга Лопаточник, а также Логика Авиасафа Газали, тоже переведенная «жидовствующими» с иврита. С бытованием ереси связывают и перевод на древнерусский язык Книги Даниила и апокрифической Книги Ханоха, равно как сборника еврейских праздничных молитв, именуемого Псалтырью Федора Жидовина, поскольку перевод осуществил в конце 15 в. крещеный еврей Федор. При всем антихристианском пафосе, еврейская мысль и интеллектуальность «жидовстсвующих» принесла пользу русскому самостоятельному мышлению, способствуя русскому духовному возрождению после падения ига.

В советской историографии термин «жидовствующие» почти не употреблялся. Ересь жидовствующих именовалась «Новгородско-Московской ересью», всячески затушевывалась связь ее с иудаизмом. Исследователи опирались в своих оценках только на русские источники (так, по признанию Никоновской летописи, «ересь жидовствующих» была прежде всего «брожением умов» и побуждала к чтению книг); историки подчеркивали антифеодальный, просветительский характер в движения.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *