Культура православия

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра истории и культуры религий народов России

Конспект урока по теме

«О чем рассказывает христианская православная культура?

Счастье в жизни христиан»

Слушатель курсов повышения квалификации по предмету

Майорова Анастасия Юрьевна

Место работы ГБОУ Школа № 924

Москва 2015

Цели урока:

Образовательные

  1. Повторение и закрепление базовых понятий

  2. Знакомство с некоторыми притчами Священного писания

  3. Раскрытие христианского пути спасения на основе понятий христианской этики

Развивающие

  1. Развитие умения анализировать исторические источники

  2. Развитие умения выдвигать гипотезы и строить доказательства.

Воспитательные

  1. Воспитание уважения к христианской православной культуре, к традициям и обычаям русского народа.

  2. Воспитание ответственного отношения к обучению

  3. Формирование умения работать в коллективе

  4. Воспитание культуры речи

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного материала. Проверочная работа.

— На прошлом уроке мы начали изучение раздела «О чем рассказывает христианская православная культура», говорили о религиозной культуре в жизни человека, познакомились с базовыми понятиями курса «Православная культура». Проверим ваши знания.

Приложение №1.

  1. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.

— Сегодня мы продолжим работу по разделу «О чем рассказывает христианская православная культура». А тему я прошу вас определить самостоятельно в парах.

-На столах у вас распечатки стихотворения Вячеслава Харитонова. В строфах пропущено одно и то же слово. Это слово и есть тема урока. (Учащиеся работают в парах).

Мы часто жизнь за то виним,
Что______________ мимo нас проходит,
И, доживая до седин,
Его мы так и не находим.

А так ли это? Где ответ?
Я с этим вовсе не согласна,
И утверждать, что ______________ нет,
Не собираюсь я напрасно.

Я слышу, вижу, я хожу,
Имею голову и руки,
И в этом ________________ нахожу,
И вовсе нет причин для скуки.

Твори, работай, созидай —
Всё Бог нам дал в распоряженье.
Люби, в конце концов, мечтай
И сердца выполняй веленье.

Дари тепло и доброту
Тем, кто всегда с тобою рядом,
И тем, кому невмоготу.
Чего ещё для ________________ надо?

Оно в тебе, оно вокруг,
Но ты его не замечаешь
И понимаешь это вдруг,
Когда лишь что-нибудь теряешь…

(Учащиеся должны дать ответ: счастье)

Делается вывод о теме урока «Счастье в жизни христиан»

-Какова цель сегодняшнего урока? (Выяснить, что такое счастье, с точки зрения православного человека)

4. Знакомство с новым материалом.

-Как понимает счастье автор стихотворения?

— А что для вас счастье?

-Почему у вас получились разные ответы?

— Такое знакомое слово-счастье и сколько мнений о его толковании. Обратимся к словарю С.И.Ожегова (один ученик работает со словарем, затем читает определение: «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача»).

-Говоря о счастье, каждый из вас задумался о том, что он больше всего любит и хочет получить в жизни, поэтому и понимание счастья у каждого свое.

-А что самое важное для православных христиан? Кого православные больше всего любят? (Бога)

-Христиане верят, что счастливым человек становится тогда, когда может любить Бога и людей.

-Что значит «любить Бога»? (Следовать Его заповедям, быть добрым человеком)

Работа по учебнику стр. 16 первый абзац. Беседа по содержанию.

— Как человек потерял Царствие Небесное?

-Что должны делать православные христиане, чтобы им было даровано счастье — обретение пути в Небесное Царство? (Бороться со своими страстями, никого не обсуждать, совершать добрые дела)

-Как вы считаете, легко ли всегда держать себя в строгости, соблюдать все заповеди, не отступать от намеченного пути?

-Путь в Царствие Небесное — нелегкий путь! Это путь духовного совершенствования, духовного роста человека. Он подобен восхождению по лестнице. Давайте изобразим эту

лестницу.

Путь в Небесное Царствие

-На этом нелегком пути у человека всегда был и остается помощник. Кто это? Как он помогает? (Бог. Он помогает людям в Таинствах Крещения, Причастия. Помогает понять, куда и как должен двигаться человек в своем духовном совершенствовании.)

-Господь никогда не бросал человека в беде, он всегда рядом, всегда готов принять и простить.

— Как человек может узнать о тех советах, которые ему дал Господь? (В Священном Писании есть множество притч, в которых Иисус Христос учит христиан праведности).

Работа с текстами притч по учебнику стр. 16, 20-22.

Анализ содержания текста рассказа о Марфе и Марии, притчи о Пастыре добром, притчи о мытаре и фарисее, притчи о блудном сыне. Работа над текстами носит проблемную вопросно-ответную форму.

В результате беседы происходит раскрытие христианского пути спасения на основе четырех понятий христианской этики: послушание – покаяние – смирение — милость. (Параллельно понятия записываются на ступеньках символической лестницы).

Рассказ о Марфе и Марии — о необходимости выбора христианами духовных ценностей как основания счастливой жизни.

Притча о Пастыре добром – обращается внимание на необходимость ПОСЛУШАНИЯ воле Божией, без чего человек, подобно заблудшей овце, может погибнуть.

Притча о блудном сыне- о ПОКАЯНИИ человека, как ступени на пути к Богу и о МИЛОСТИ Бога к человеку.

Притча о мытаре и фарисее – рассказ о СМИРЕНИИ как необходимом качестве покаяния, принимаемого Богом.

В результате беседы заполняется «лестница» и подводится итог: в начале духовного пути человек борется со своими страстями, поступает по этическим нормам, определяемым Заповедями Божиими. Таким образом, человек смиряется перед волей Божией, учится отсекать недобрые мысли, обретает твердость воли, рассудительность ума. Такой человек становится достойным милости Божией.

МИЛОСТЬ

Путь в Небесное Царствие

  1. Первичное закрепление. Работа в группах.

Учащиеся разбиваются на группы и выполняют задание на соотнесение притчи с соответствующей репродукцией. Объясняют свою точку зрения, доказывают. При обсуждении акцентируется внимание детей на художественных приемах, символике изображений. Приложение 2.

  1. Итог урока

Учащиеся делают вывод, что счастье в жизни христиан – обретение пути в Небесное Царство, возвращение «домой», к своему Небесному Отцу, возможность любить Бога. А для этого необходим духовный рост: послушание – покаяние – смирение — милость.

  1. Домашнее задание

Стр. 23 ответить на вопросы.

Литература и источники Интернет:

Тест № 1

Базовые понятия курса

1.Заполни схему

Мировые религии

2. Выбери верное утверждение.

Атеизм — это..

  • почитание Бога человеком

  • учение, отрицающее существование Бога

  • течение в буддизме

3. Соотнеси понятия и их определения. Заполни таблицу.

А. Культура 1.Сохранение и передача знаний потомкам

Б. Религия 2.Созданная людьми среда жизни

В. Историческая память 3.Вера в Бога и почитание Его человеком

Г. Православная культура 4.Знание о том, что и почему создавалось

православными людьми на протяжении веков.

А

Б

В

Г

Тест № 1 (ключ)

Базовые понятия курса

1.Заполни схему

Мировые религии

2. Выбери верное утверждение.

Атеизм — это..

  • почитание Бога человеком

  • учение, отрицающее существование Бога

  • течение в буддизме

3. Соотнеси понятия и их определения. Заполни таблицу.

А. Культура 1.Сохранение и передача знаний потомкам

Б. Религия 2.Созданная людьми среда жизни

В. Историческая 3.Вера в Бога и почитание Его человеком

память 4.Знание о том, что и почему создавалось

Г. Православная православными людьми на протяжении веков

культура

А

Б

В

Г

Соотнесите название притчи и репродукцию. Докажите свою точку зрения.

А. Б.

В.

1. «О мытаре и фарисее»

2. «Пастырь добрый»

3. «Блудный сын»

Основы православной культуры

В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убеждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культуру своего народа. Мы разные и это интересно! Модуль «Основы православной культуры» – возможность для разговора о нас, и о том, что нас окружает. Особенно в Москве – сердце Руси и мировом центре Православия.

Общеизвестно выдающееся значение православного христианства в историческом становлении русского народа, российской государственности, отечественной культуры. Вся наша история, литература и искусство проникнуты духом Православия. Даже для людей, далеких от христианства и русской культуры, но стремящихся к тому, чтобы знать и понимать историю, культуру России, а также иметь представление о происхождении многих современных традиций, будет интересно приоткрыть дверь в мир православной культуры.

Возвращение Православия в школу началось сразу после окончания периода атеистических запретов. С тех пор во многих регионах России дети изучают основы православной культуры, накоплен большой педагогический опыт преподавания этого модуля. В современных условиях изучение основ православной культуры не тождественно изучению Закона Божьего в дореволюционной русской школе, оно не предусматривает вовлечение учащегося в религиозную практику, участие в богослужениях, «обучение религии». Цель – изучение ребёнком православной христианской традиции, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях. Кроме того, основы православной культуры – это предмет, который даёт учащимся культурные коды, ключи к пониманию истории, литературы, музыки, живописи.

Изучение основ православной культуры в школе сегодня – это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие – традиционная религия.

Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего примерно 30 уроков и только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно современный. Живые примеры подвигов настоящих героев, многие из которых – святые, вдохновляют сердца детей: Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Не менее важен и семейный подвиг, недаром день памяти святых Петра и Февронии Муромских объявлен Днём семьи, любви и верности.

И вместе с древними святыми важен пример наших недавних современников, явивших подвиги милосердия и веры. О нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа будет говориться на уроках православной культуры. Невозможно говорить о чести и долге и не вспомнить Александра Васильевича Суворова и святого адмирала Фёдора Ушакова, или, говоря о монастырях, не вспомнить об их роли в просвещении, образовании и защите Отечества. Невозможно говорить о славянской письменности, не упоминая подвига святых Кирилла и Мефодия.

Именно в православной культуре вырос Александр Сергеевич Пушкин, святые князья Александр Невский, Дмитрий Донской. Изучение этого курса может помочь детям сформировать такую жизненную позицию, чтобы живые примеры мужества и силы духа укрепили в их сердце деятельную любовь к Отечеству и ближним.

Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности». Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.

Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, участие в олимпиадах и конкурсах. В этом учебном году в нашем округе состоялась выставка «Зеркало души», в которой приняли участие более 160 школьников. Перед вами – одна из этих работ, посвященная Бессмертному полку. Изучая основы православной культуры, ребёнок обретает связи с историей родной страны.

В целом воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. Воспитание гражданина возможно не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни предков, на событиях из истории своего народа. И эти примеры помогут ответить на важные вопросы, которые человек ставит в своей жизни.

Представители конфессиональных сообществ мусульман, иудеев и буддистов подвергли критике проект курса «Православная культура» для школьников с первого по одиннадцатый класс, направленный Российской академией образования на экспертизу в ряд организаций. Авторы программы основ православия считают, что она сформирует у учеников «основы российской гражданской идентичности». Ранее патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявлял о намерении влиять на образовательную политику государства и предлагал расширить курс основ религиозных культур и светской этики. Представители других конфессий опасаются, что одобрение программы будет означать фактическое введение одиннадцатилетнего школьного курса православия, и призывают авторов программы «не раскачивать лодку» и не отбрасывать межрелигиозный диалог «почти на десятилетие назад».

В распоряжении «Ъ” оказался проект примерной программы по учебному предмету «Православная культура» для школьников с первого по одиннадцатый класс. Российская академия образования (РАО) 21 июля направила документ на экспертизу в Московский городской педагогический университет. В содержание учебного курса включены такие темы, как «Нравственные принципы и нормы в православной культуре», «Христианская семья», «Грех и его последствия в жизни человека, семьи, народа, общества», «Искупление». Предполагается, что курс сформирует у учеников основы «российской гражданской идентичности и ценности многонационального российского общества». Авторы утверждают, что программа разработана с учетом Конституции РФ, федерального закона «Об образовании» и «Стратегии развития воспитания до 2025 года».

Напомним, в феврале на архиерейском совещании патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявлял, что Русская православная церковь (РПЦ) направила в Минобрнауки предложение по расширению школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) с 2017/18 года. РПЦ предложила преподавать ОРКСЭ не только в четвертых классах, как это происходит сейчас, но и во втором, третьем, а также в пятом—девятом классах. Сейчас изучение ОРКСЭ в четвертом классе предполагает выбор родителями одного из предлагаемых модулей предмета: светская этика, православие, мировые религиозные культуры, ислам, буддизм или иудаизм. Если проект будет принят, то изучение «Православной культуры» станет обязательным для всех школьников с первого по одиннадцатый класс.

Представители трех других основных конфессий России не оценили идею авторов предложенной программы привить школьникам «нравственное сознание и поведение на основе усвоения российских традиционных духовных ценностей, исторических и культурных традиций православного христианства».

В случае одобрения курс может спровоцировать раскол общества, считает постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи санжай-лама Андрей Бальжиров. По его словам, сейчас большинство школьников изучают светскую этику или мировые религиозные культуры, и буддизму уделяется недостаточно внимания. Предложенная новая программа может усугубить ситуацию. «В таком виде предложение может спровоцировать противостояние в регионах»,— заявил он «Ъ”.

Чтобы повлиять на ситуацию с изучением религиозных и культурных основ, другим традиционным религиям необходимо также участвовать в создании учебных программ и написании учебников, как это делает РПЦ, отметил в беседе с «Ъ” вице-президент Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган. «Если есть два-три ученика, которые хотят изучать иудаизм, мы должны дать им эту возможность, никто, кроме нас, не будет писать таких учебников, все в наших руках»,— говорит он.

Во второй половине 2000-х годов дискуссия о преподавании религии в школах «шла очень тяжело и болезненно для всего общества и государства», напоминает первый зампред Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов. «В итоге благодаря духовным лидерам традиционных религий и властям было найдено определенное решение, которое острую ситуацию успокоило»,— рассказал он «Ъ”. По его словам, представленный новый проект программы «провоцирует новый виток острой полемики с межконфессиональным оттенком». «Непонятно, кому и зачем вновь понадобилось раскачивать лодку, отбрасывая процесс межрелигиозного диалога почти на десятилетие назад»,— заключил господин Мухетдинов.

«Само по себе это предложение — троянский конь. Из проекта следует, что будут учить православию, а не православной культуре. Мы должны учить детей видеть полную картину мира, чтобы они могли конкурировать в глобальных рынках, а не делать так, чтобы они залезли под одеяло и ничего не хотели знать!» — возмущается в разговоре с «Ъ” президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер. По его мнению, в школе «вообще не надо учить детей какой-либо религии за счет бюджетных средств».

О том, что Минобрнауки ведет совместную работу с отделом религиозного образования и катехизации по составлению проекта примерной программы по курсу «Православная культура», в январе 2016 года сообщила первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк. По ее словам, курс может быть рекомендован школам после рассмотрения проекта экспертами. В Российской академии образования отказались комментировать «Ъ” опасения представителей конфессий. В сопроводительном письме к документу за подписью главы РАО Людмилы Вербицкой указано, что на оценку в экспертные организации проект направляет Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (отвечает за экспертную оценку образовательных программ и участвует в разработке федеральных образовательных стандартов). Его председателем является госпожа Вербицкая. Она также является соучредителем Общества русской словесности, образованного по просьбе президента России Владимира Путина в марте 2016 года. Напомним, именно на первом съезде общества в мае текущего года его председатель патриарх Кирилл дал понять, что организация намерена влиять на образовательную политику государства, и заручился поддержкой президента (см. «Ъ” от 27 мая).

Анна Макеева

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

Роль православия в русской культуре

Доклад

Выполнил работу: студент 63гр.

Вечернего факультета СГАП

2010

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии.

В Российской Федерации православная христианская религия является основной традиционной религией, принадлежность или предпочтительное отношение к которой выражают большинство россиян. В научном сообществе православная религия характеризуется как культурообразующая в отношении исторически сложившейся на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку она оказала определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности, специфику культуры нашей страны в пространстве мировой цивилизации.

Православная культура обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы общественной жизни, прежде всего сферу духовной жизни общества. Духовную сферу жизни общества и культуры составляют, в узком понимании, мировоззренческие феномены культуры: религия, философия, идеология, а в широком — все специфически человеческие формы жизнедеятельности и культуры. Мировоззрение личности, система ценностных ориентаций, принятых установок отношения и поведения определяют направленность и результаты целесообразной деятельности человека в обществе. Духовно-мировоззренческая сфера культуры оказывает решающее влияние на содержание и специфику деятельности людей, творчества, любого материального и духовного производства. С этим обстоятельством связано значение православной культуры в нравственном, эстетическом образовании детей и молодежи, воспитании у них качеств гражданственности, патриотизма, культуры межэтнического и межконфессионального общения.

Значимость и влияние православной культуры в обществе не исчерпывается сферой духовной жизни. В рамках православной культурной традиции в её историческом развитии сформировался уникальный цивилизационный феномен — православный образ (уклад) жизни. Это область культуры и повседневного быта миллионов россиян на протяжении десятков поколений, межличностных и гражданских отношений, устойчивых стереотипов социального поведения, ставших неотъемлемой частью российской действительности. Православная культура отношения к природе, труду и производству получила масштабное материальное воплощение. Большая часть нашего национального культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа — исторические здания и сооружения, материальные памятники истории и культуры, предметы повседневного быта и производства, народного творчества, искусства и т.д. принадлежат православной культуре или несут её отпечаток.

Каждая национальная культура — это форма самовыражения народа. В ней проявляются особенности национального характера, миросозерцания, менталитета. Любая культура уникальна и проходит свой, неповторимый путь развития. Это в полной мере относится и к русской православной культуре. Ее можно сравнивать с культурами Востока и Запада лишь в той мере, в которой они взаимодействуют с нею, оказывают влияние на ее генезис и эволюцию, связаны с русской культурой общей судьбой.

В духе русской культуры широта и крайность в выражении эмоционального состояния. А.К. Толстой, автор романа «Князь Серебряный», один из соавторов «сочинений Козьмы Пруткова» прекрасно выразил эту особенность национального характера:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

«К числу первичных, основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его, — пишет Н.О. Лосский, — она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа» . Отмечая важность национальных духовных ценностей для понимания специфики национальной культуры, Н.А. Бердяев писал: «В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы»

В сфере внимания ученых всегда был феномен русской религиозности, особый тип народной духовности, который называли и «двоеверие», «обрядоверие» и т. п. Действительно, народная религиозность противоречива: с одной стороны, православие для крестьян явно составляло достаточно высокую духовную ценность, с другой — слабый интерес и знание церковных догматов, литургических текстов и т.п. и строгое следование обрядовой стороне вероучения.

Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства России имеют под собой ту же основу.

Православие является традиционной и культурообразующей (образующей культуру) религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца Х века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их.

Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения. У любого народа идеи государственного устроения и общественные, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с идеалами духовно-нравственными. Об этом очень точно писал великий русский писатель и философ Ф. М. Достоевский:

«При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и созидала ее. Исходила же эта идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и вечностью. Эти убеждения формулировались всегда и везде в религию, в исповедание новой идеи, и всегда, как только начиналась новая религия, так тотчас и создавалась граждански новая национальность. Взгляните на евреев и мусульман: национальность у евреев сложилась только после закона Моисеева, хотя начиналась ещё из закона Авраамова, а национальности мусульманские явились только после Корана. (…) И заметьте, как только после времён и веков (потому что тут тоже свой закон, нам неведомый) начинал расшатываться и ослабевать в данной национальности её идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность, а вместе падал и весь её гражданский устав, и померкали все те гражданские идеалы, которые успевали в ней сложиться. В каком характере слагалась в народе религия, в таком характере зарождались и формулировались и гражданские формы этого народа. Стало быть, гражданские идеалы всегда прямо и органически связаны с идеалами нравственными, а главное то, что несомненно из них только одних и выходят».

Идеалы Православия в русской культуре

У людей, не знакомых с основами православной культуры, возникает много вопросов по поводу отношения русских к другим народам и к материальному миру. Почему патриотизм и верность Православию у русского народа так естественно сочетаются с терпимостью к другим вероисповеданиям и с некоторым равнодушием к материальным потерям? Почему Православие никого не принуждает к обращению в православную веру и вместе с тем так открыто? Почему православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то что это чаще всего совсем «невыгодно»?

Истоки уважительного и доброжелательного отношения ко всем людям и вместе с тем готовности прийти на помощь нуждающимся в защите восходят к учению Христа:

«…кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:40, 42 – 48).

Эти великие христианские идеалы проносит русский народ через все испытания, стараясь проявлять милосердие и терпение к каждому человеку, поступаясь материальными благами ради блага высшего, всеобщего, всебратского во имя Христа.

Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни.

Достойно нести и воплощать эти высочайшие идеалы в человеческом мире, где реализуется множество иных личных, национальных, политических и социально-культурных идей, очень непросто. По этому поводу Ф. М. Достоевский писал:

«…народ русский в огромном большинстве своём православен и живёт идеей Православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею отчётливо и научно. В сущности в народе нашем кроме этой «идеи» и нет никакой, и всё из неё одной и исходит, по крайней мере народ наш так хочет, всем сердцем своим и глубоким убеждением своим. Он именно хочет, чтоб всё, что есть у него и что дают ему, из этой лишь одной идеи и исходило. И это несмотря на то, что многое у самого же народа является и выходит до нелепости не из этой идеи, а смрадного, гадкого, преступного, варварского и греховного. Но и самые преступник и варвар хоть и грешат, а все-таки молят Бога, в высшие минуты духовной жизни своей, чтоб пресекся грех их и смрад и всё бы выходило опять из той излюбленной «идеи» их».

Здесь говорится о наличии сил для возрождения народа и каждого (даже погибающего) человека. Эти силы — в правильном понимании спасения как освобождения от грехов благодатью Божией, в способности к покаянию как необходимом условии спасения и в горячей молитве как проявлении воли души ко спасению.

Становление и развитие православия

Наши предки до Х века были язычниками, но не христианами. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси.

С этого времени Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции. Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью, в связи с чем совершались соответствующие Таинства (Крещение, Венчание) и богослужения.

Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями). Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа.

В XVI – XVII веках в состав Российского государства вошли многие иноверческие (исповедующие другие религии) и инославные (католики, протестанты) народы и государства. Русская Православная Церковь не проводила насильственного обращения народов в Православие, однако переход в Православие поддерживался и поощрялся. Крестившимся в Православной Церкви людям давали различные льготы, в частности снимали налоги.

Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века были неразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре.

Православным, а значит принадлежащим к русской православной культуре, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. И так случалось часто: представители других национальностей и вероисповеданий принимали Православие как веру, мировоззрение и, соответственно, христианское бытие и становились истинными сынами нового для них православного Отечества. Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь верой и Правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа. Таким образом, Гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию и отношению к православному государству.

После Октябрьской революции, 23 января 1918 года, новое советское правительство приняло Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Был провозглашён принцип «свободы совести и религиозных убеждений», который на деле превратился в настоящий террор против Православной Церкви, священнослужителей и прихожан. Государство и общество были объявлены атеистическими (атеизм — отрицание Бога), а вместо обеспечения прав граждан на свободу совести и религиозных убеждений проводилась политика борьбы с религией. Храмы закрывали и разрушали, священников арестовывали, подвергали истязаниям, убивали. В монастырях устраивали концентрационные лагеря. В 1930 году в Москве был запрещен колокольный звон. Такие страшные, жестокие и безнравственные страницы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией, совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения.

Однако православные традиции были глубоки, и православная религия оставалась самой распространённой на территории России. А в закрытых храмах зачастую само время словно не смело касаться тлением ликов святых.

С 90-х годов XX века православная культура в России начала интенсивно возрождаться. Изменились и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола, в открытых и восстановленных храмах и монастырях стали совершаться богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые, обретая духовную защиту и поддержку.

Возрождению православной культуры не могла воспрепятствовать и даже «способствовала» деятельность проповедников-сектантов, разного рода «целителей», а также миссионеров (распространителей) иных религий. С начала 90-х годов они активно пропагандировали свои «пути ко спасению», «воспитательные программы», методы «оздоровления и духовной помощи», распространяли литературу и разнообразные фетиши (фетиш — предмет, якобы наделенный сверхъестественными свойствами). Причиненный ими многообразный вред обратил многих россиян за духовкой защитой к родным традициям.

В настоящее время традиции православной религии сохранялись в России и отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство.

В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. Очень важно В современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.

Без Бога нация — толпа,

Объединённая пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что ещё страшней, — жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

…кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймёт и самого народа нашего.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Список использованной литературы

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 61.

Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 1. С. 315

Бердяев Н.А. История и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 7.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 289.

Бердяев Н.А. Новое средневековье. Берлин, 1924. С. 28.

Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. С. 157.

Милюков П.Н. Очерки… М., 1994. Т.2, ч. 2. С. 467-468.

Очерк развития русской философии. М, 1989. С. 28.

Цит. по: Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д., 1996. С. 26.

Шпет Г.Г Соч. М., 1989. С. 28-29.

Экономцев И. (игумен Иоанн) Православие. Византия. Россия. М., 1992. С. 28.

Литература Древней Руси. С. 190-191.

Степун Ф.А. Мысли о России // Новый мир. 1991. № 6. С. 223.

Основы православной культуры. А. В. Бородина.

Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

Издание 2-ое, 2003 г., Москва, Издательский дом «Покров», 288 c., твер. пер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *