Культура удельной Руси

Скачать книгу с рисунками и таблицами —

Карта Древней Руси (рисунок доступен при скачивании полной версии книги)

Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – СПб.: Строй-издат. С.-Петербургское отд-ние, 1993. – 289 с. – ISBN 5-274-00981-6.

В книге в краткой форме рассматривается история русской архитектуры с X по начало XVIII в. Основное внимание уделено характеристике периодов развития русской архитектуры, историческим причинам, вызвавшим те или иные изменения в развитии архитектурных форм, взаимным влияниям и связям различных архитектурных школ. При этом древнерусское зодчество рассматривается не только с точки зрения развития художественных форм, но и как процесс эволюции строительной техники. В книге излагается общая концепция процесса, приведшего к созданию величайших шедевров мирового зодчества.
Книга написана популярным языком, богато иллюстрирована, имеет большой справочный аппарат и представляет большой интерес не только для узких кругов специалистов, но и для широкого читателя.
Для архитекторов, искусствоведов и историков архитектуры.

От редакции

П. А. Раппопорт
1 2 3 4 5 6 7

Предисловие

I. Методика изучения древнерусского зодчества X-XIII вв.
1 2 3 4 5 6 7

II. Зодчество Киевской Руси конца X-XI вв.
1 2 3 4 5 6 7 8 9

III. Зодчество Древней Руси XII в.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

IV. Зодчество Древней Руси конца XII – первой трети XIII в.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

V. Зодчество Западнорусских земель 2-й половины XIII – 1-й половины XIV в.
1 2 3

VI. Архитектура Северо-Восточной Руси конца XIII – 1-й половины XV в.
1 2 3 4 5 6 7

VII. Архитектура Северо-Западной Руси конца XIII-XV вв.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

VIII. Московская архитектура конца XV в.
1 2 3 4 5 6 7 8

IX. Русская архитектура XVI в.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

X. Русская архитектура XVII в.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

XI. Русская архитектура конца XVII – начала XVIII в.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

XII. Строительные артели Древней Руси
1 2 3 4 5 6 7 8

Хронологическая таблица развития древнерусского зодчества
1 2

Словарь архитектурных терминов
Антабламент – Крестовый свод
Лекальная плинфа – Шатер

Указатель литературы

От редакции

Подготовка этой книги к изданию уже начиналась, когда внезапно скончался автор Павел Александрович Раппопорт, Поскольку объем издания позволял, было решено, ничего не меняя в рукописи, дополнить ее двумя статьями Раппопорта. Эти статьи вводят читателя в круг вопросов методики изучения древнерусской архитектуры, некоторых аспектов строительного производства, а также отражают различные направления научной деятельности автора в области истории архитектуры. Кроме того, помещена историко-хронологическая схема строительства всех известных памятников архитектуры домонгольской Руси (X-XIII вв.). Книге предпослан очерк творческой биографии П. А. Раппопорта, написанный Е. Г. Шейниной и О. М. Иоаннисяном.
Редакция выражает благодарность кандидату исторических наук Олегу Михайловичу Иоаннисяну за помощь в виде консультаций при редактировании рукописи и текст, комментирующий хронологическую таблицу, а также жене и другу П. А. Раппопорта Евгении Григорьевне Шейниной за неоценимую помощь в подготовке этой рукописи к изданию – предоставление семейных архивных и других материалов (статей, фотографий, цветных слайдов), дополнения к справочному аппарату (составление словаря архитектурных терминов и топографического указателя).

| К содержанию книги |

Скачать книгу с рисунками и таблицами —

  • ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп «Дрофа». 6 класс
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп «Просвещение». 6 класс

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё.

ЗАДАНИЯ

1. Выделите одним цветом общую границу русских княжеств и земель в XII в.

Рассмотрим карту атласа на странице 17.

Общая граница всех русских земель обозначена на контурной карте красной линией.

2. Подпишите названия соседних с Русью государств и народов (половцы, мордва, мари, литва и др.).

Соседние с Русью государства:

  • Королевство Польша — раскрашено тёмно-зелёным цветом;
  • Королевство Венгрия — раскрашено розовым цветом;
  • Византийская империя — раскрашена тёмно-синим цветом;
  • Волжская Булгария — раскрашена золотым цветом.

3. Обозначьте разными цветами и подпишите княжества и земли, на которые распалась Русь во второй половине XII в., подпишите их названия.

Княжества и земли, на которые распалась Русь во второй половине XII в.:

  • Новгородская земля (столица Новгород) — раскрашена травянисто-зелёным цветом;
  • Владимиро-Суздальское княжество (столица Владимир) — раскрашено оранжевым цветом;
  • Муромское княжество (столица Муром) — раскрашено синим цветом;
  • Рязанское княжество (столица Рязань) — раскрашено тёмно-зелёным цветом;
  • Черниговское княжество (столица Чернигов) — раскрашено розовым цветом;
  • Смоленское княжество (столица Смоленск) — раскрашено жёлтым цветом;
  • Полоцкое княжество (столица Полоцк) — раскрашено красным цветом;
  • Турово-Пинское княжество (столица Туров) — раскрашено голубым цветом;
  • Владимиро-Волынское княжество (столица Владимир-Волынский) — раскрашено фиолетовым цветом;
  • Галицкая земля (столица Галич) — раскрашена песочным цветом;
  • Киевское княжество (столица Киев) — раскрашено зелёным цветом;
  • Переяславское княжество (столица Переяслав) — раскрашено персиковым цветом;
  • Новгород-Северское княжество (столица Новгород-Северский) — раскрашено бежевым цветом;
  • Русские территории, отрезанные от Руси кочевниками — раскрашены розовой штриховкой.

4. Используя дополнительную информацию, определите центры формирующихся удельных княжеств, нанесите их на карту.

5. Определите, где располагались укреплённые населённые пункты, построенные для защиты от набегов кочевников. Придумайте собственный условный знак и обозначьте их на карте и в легенде. Подпишите названия.

Укреплённые населённые пункты, построенные для защиты от набегов кочевников, обозначены красным треугольником. Этого населённые пункты: Каменец, Воинь, Лукомль, Ромен и Гребль.

6. Предложите одноклассникам обсудить вопрос о том, можно ли было избежать раздробленности Руси. Используйте в своих ответах получившуюся у вас карту.

Период раздробленности — неизбежный этап в развитии государства. В эту эпоху на Руси существовала невероятно запутанная система престолонаследия. В результате многочисленные потомки князей начали делить оставленное им в наследство государство и образовывать собственные княжества и земли. Каждый новый князь стремился увеличить силу и территорию собственного княжества и из-за этого между княжествами часто возникали междоусобицы и войны.

Усиливало раздробленность Руси и, как ни странно, отсутствие в этот период сильных внешних врагов. Не было необходимости сплотиться в единое государство для защиты от внешней агрессии, поэтому многочисленные князья начали добиваться усиления своей власти и своих княжеств. Люди перестали чувствовать себя жителями одного государства и представителей даже соседних русских княжеств считали воспринимать чужаками и врагами, с которыми надо бороться.

  • ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп «Дрофа». 6 класс
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп «Просвещение». 6 класс

17 июня 2012 г.

Культура Удельной Руси.

1) сельское хозяйство и ремесленное производство XII и XIII вв. развивалось в тех же чертах, которые были намечены предшествующим периодом. Земледелие – пашенное глубже продвигается на север, больше стал применяться плуг с железным лемехом, только в богатых хозяйствах.

Ремесло – продолжает развиваться кузнечное дело, изготовление оружия и доспехов, обработка меди, серебра, золота, ковка, чернь, филигрань, эмаль. Появляются новые технологии, что позволило новгородцам изготовлять более прочные и гибкие сабельные клинки. В XII веке русские литейщики открыли способ двухстороннего литья по двум восковым моделям. Тогда же стали применяться водяные мельницы.

2) В период феодальной раздробленности увеличилось количество центров летописания, которые приобретало местный областной характер. В них особое внимание обращалось на местную историю, которую летописцы рассматривали как продолжение истории Руси. Поэтому местные летописные своды начинались с «Повести временных лет».

3) В период феодальной раздробленности происходит дальнейшее развитие церковной и гражданской литературы. В церковной литературе все меньше места отводилось политическим вопросам, а больше вопросам истинной веры и благочестия. В этом плане особенно выделяются произведения видного церковного деятеля XII века Кирилла Туровского и второго русского митрополита Клемента. На рубеже XII-XIII вв. возник большой памятник Киево-Печерский пагенерик — сборник поучений, рассказов, жития святых. Это была история Киево-Печерского монастыря, который играл важную роль в жизни русских земель. Сборник проводил в жизнь идею главенства русского монастыря над крупнейшими монастырями. Среди произведений гражданской литературы следует оценить «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Оба эти произведения связанны между собой, хотя и написаны разными авторами. Оба они из заточения обращались к князьям, автор «Слова», как полагают, новгородец обращается к князю Новгородскому. Автор «Моления» к князю Ярославу Всеволодовичу, князю суздальскому. Оба они выступили за сильную княжескую власть в «Слове» и «Молении» звучит тревога за независимость Руси. Жемчужина древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Автор рассказывал о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев, поднимает проблемы русской земли. Все ее беды он видит в междоусобных распрях князей, не думающих о судьбе Руси. Он обращается к князьям с призывом прекратить усобицы, объединится, постоять за землю русскую. В «Слове о полку Игореве» много выражений связанных с устным народным творчеством.

4) В период феодальной раздробленности происходят большие изменения в архитектуре. Постройки становятся менее масштабными, отделка стала проще, типичной постройкой того времени стал храм с массивным световым барабаном и главой шлемовидной формы. В Галицко-волынской Руси в архитектуре происходит соединение византийско-киевской комбинации с элементами романского убранства.

В Новгороде сокращается строительство церкви, которые были центрами общественной жизни, служили складами товаров, местом хранения имущества горожан. Наиболее яркими архитектурными памятниками этого периода являются церкви Спаса Нередицы и Параскевы на Торгу. В отличии от суровой архитектуры Новгорода творчество Владимиро-суздальской земли носило торжественный характер, выделялось изяществом и утонченностью линий. Об этом свидетельствуют «золотые ворота», загородная резиденция князя Андрея. В 1158 – 1161 гг. был построен Успенский собор, ставший главным храмом княжества. Шедевром княжества становиться церковь Покрова на Нерле, поражающая стройностью и устремленностью в высь. В конце XII века Всеволод Большое Гнездо строит Дмитриевский собор, резной декор собора называют «поэмой в камне».

5) В период феодальной раздробленности живопись разных русских земель также начинает отражать местные особенности. Это новгородский стиль монументальной живописи с упрощенной трактовкой художественных приемов. Для Владимиро-суздальской школы характерна мягкость, задушевность, простота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *