Купил первородство

Начало:
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.1, Адам и Ева (+ список источников)
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.2, Каин, Авель и Сиф
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.3, Ной
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.4, от Ноя до Авраама
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.5, Авраам и его дети
Для начала освежим в памяти историю жизни и родственные связи Авраама, родоначальника народа Израиля:

Также хорошее генеалогическое древо в википедии.
***
Исаак и Ревекка
После смерти Сарры, любимой жены и матери, Авраам, чтобы утешить Исаака, посылает своего слугу Елиезера (в переводе «помощь Божия») на поиски невесты в Харран, где остался брат Авраама Нахор. От Исаака должен произойти «народ Божий», поэтому его женою должна стать девушка не из язычников-хананеян, а из среды «чистой» в отношении веры и благодетели.
В «Библейской истории» Лопухина опущена подробность, которая мне показалась важной и очень трогательной. Елиезер, прибыв в Харран, остановился возле колодца у ворот города; сюда к вечеру приходили женщины за водой. И он обратился к Богу с молитвой: пусть девушка, которая даст пить ему и его каравану, и станет женой сына его господина. Ею оказалась Ревекка, внучка Нахора, поступив точно так, как загадал перед этим Елиезер, натаскав воды для всего каравана, и даже пригласив остановиться на ночлег в доме ее отца; таким образом, этот брак был устроен и благословлен самим Богом.

(Пан Абель. Ревекка)
***
Близнецы Исав и Иаков

Ревекка была неплодной долгое время, но по молитве Исаака Господь послал ей детей, близнецов. Мотив чудесного, дарованного свыше (после молитв Богу, либо устроенного самим Богом) рождения от бесплодных до этого родителей начинает повторяться в Библии и подчеркивает особенную судьбу и миссию рожденных таким образом детей — не по «хотению плоти», а «по обетованию».
Еще в утробе матери близнецы «сражались», толкались между собой; да так, что Ревекка смутилась, стала молиться, и Бог сказал ей: от ее сыновей произойдут два народа, и больший будет служить меньшему. Родились мальчики:

  • Исав («косматый, красный»), родился не то красным, не то волосатым; он вырос охотником, «человеком полей»; олицетворяет земную, животную природу в человеке; грубое и дикое начало; «продал» брату право первородства за миску чечевичной похлебки (т.е. не придавал значения духовной миссии Авраама и Исаака); вопреки семье, взял в жены сразу двух девушек, к тому же язычниц-хеттеянок, нарушив установление жениться на девушках из своего рода (и своей веры).
  • Иаков («идущий следом / оставляющий след»), родился, держась за пяту «старшего» брата; вырос «кротким, живущим в шатрах», где под шатром можно понять храм Божий; именно он предназначен свыше для наследования Исааку, и понимал значение миссии своего рода; за невестой он отправился в Месопотамию, по примеру отца.

Символически Исав и Иаков представляют собой не «хорошие» и «плохие» народы (ведь они братья-близнецы, «одной крови»!), а «хорошие» и «плохие» качества, желания, стороны человека.

(Исав продает право первородства за чечевичный супчег)
«Задумаемся: зачем же Иаков так хочет получить первородство, так жаждет его? Неужели ради того, чтобы иметь какие-то материальные преимущества? Ни в коем случае. Он знает нрав Исава, он предугадывает, что впоследствии ему самому придется бежать из дома и быть странником и скитальцем, опасаясь мести брата; он знает, что никаких материальных преимуществ он не получит. Когда мы до конца дочитаем историю Иакова, то узнаем, что он их так и не получил: богатство, которое он приобрел, было послано ему Богом, имуществом же отца, Исаака, завладел Исав.
Очевидно, Иаков, обучавшийся в шатрах Авраама и Исаака, знавший тайны Божьи, был прекрасно осведомлен о тех величайших духовных благах, которые принесет ему первородство, — он хотел стать наследником обетований, данных свыше Аврааму и Исааку, и понимал, что брат его, Исав, их недостоин. И потому он согласился перенести любые лишения — нужду, скитания, странничество,— только бы получить живое общение с Богом, это ни с чем не сравнимое благо, это величайшее благословение.
А Исав, как мы видим, относится к своему первородству с крайним пренебрежением. Он говорит: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве?» Таково рассуждение плотского человека, который совершенно не верит ни в какие обетования: я смертен, я умру, к чему мне ваши призрачные духовные благословения? Зачем нужна духовная жизнь вообще? Дайте мне вот сейчас реальное, вещественное благо, дайте мне насытиться, и, как бы говорит он, я за это с удовольствием отдам все свои духовные преимущества.
Итак, Исав есть человек, не верящий в бессмертие духа, в будущую жизнь; человек, который хочет сейчас, в сей миг, насладиться миром материальным. Он полностью отождествляет себя со своим смертным телом, с животной природой: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве?»» (Щедровицкий)
***
Благословение через обман
Любимым сыном Исаака был бойкий, ловкий и воинственный Исав; Ревекка же любила тихого, «домашнего» Иакова. Под старость Исаак ослеп (что можно понимать и как ослалбение духовного зрения), и, чувствуя приближение своего часа, решил дать благословение своему сыну и наследнику (таковым мог быть только один; по старшинству — первый из близнецов, Исав). Но Ревекка видела, что он не предназначен быть наследником, особенно в духовном смысле, и помогла своему любимцу Иакову обманом получить благословение отца (имевшее сакральное значение). Забавная деталь: Иаков выдал себя за брата, накрывшись козьей шкурой, имитирующей обильную волосатость Исава.
Щедровицкий в образе Иакова, облаченного в одежду Исава и козьи шкуры, видит многослойный символ и прообраз как «избранного народа» — потомков Иакова, а в последствии — Церкви (в том смысле, что в разных культурах и цивилизациях, в разных «одеждах» «избранный народ» остается верным своей сути), а также «духовного человека», который облечен плотью — и это и есть его путь к духовному росту и спасению; и даже самого Христа — Бога, воплотившегося «в одежды» человека: «…Когда люди смотрели на Иисуса Христа, они видели человека, который стоял пред ними; но когда он говорил, они слышали голос Духа Божьего, голос свыше.» — ср. «И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав или нет? Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.»

О значении права первородства из толкований Лопухина: «Хотя права первородства окончательно были установлены лишь в законе Моисеевом (Чис. 3:12, 8и др.), но несомненно, что на практике эти привилегии существовали гораздо раньше. Главное же значение первенцев состояло в том, что они являлись носителями и обладателями тех благословений и обетований, какие были даны Богом еще Аврааму и подтверждены Исааку (Быт. 12:2—3, 13:15—16, 17и др.). Но для восприятия этих обетований нужна была сильная и горячая вера; ее-то именно и недоставало у Исава, почему Бог и попустил ему утратить это высокое право и передать его более достойному.»
Исав возненавидел брата за этот обман и замыслил его убить, и Иакову пришлось покинуть Ханаан. По указанию матери, он отправляется в Харран, чтобы найти себе невесту. Можно сказать, так начался путь искупления его вины за обман своего отца.
***
Иаков обретает четыре жены вместо одной
Иаков встретил Рахиль у колодца в Харране — как когда-то посланец Авраама встретил Ревекку, невесту его отца. Исаак влюбился в Рахиль с первого взгляда: «И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал.»

(Пан Абель. Иаков и Рахиль; последняя, судя по этой картине, не ожидала такой горячности от незнакомца 🙂

(Еще одна картина того же автора; не знаю, какая именно пара изображена, но пусть будут тоже Иаков с Рахилью)
Иаков прибыл в Месопотамию как беглец и скиталец, без богатых даров, и отец Рахили (брат Ревекки, матери Иакова!) не захотел отдавать дочь замуж. Иакову пришлось семь лет работать на отца возлюбленной, чтобы получить право жениться на ней. И тут случилось своеобразное возмездие за его собственный обман отца: в брачную ночь свекр «подсунул» ему вместо Рахили ее старшую сестру Лию, которая была некрасива и близорука.

(Пан Абель. Лия)
Обман обнаружился уже после свадьбы (темна месопотамская ночь…), но Иаков не отступился и остался еще на семь лет, чтобы все-таки получить Рахиль. Немалый срок, четырнадцать лет! Правда, Рахиль отдали непутевому влюбленному спустя неделю после свадьбы с Лией; отработав «вторую семилетку», Иаков остался в доме тестя Лавана еще на шесть лет, и обзавелся собственными стадами и имуществом.
Две сестры предсказуемо становятся соперницами. «Имена, которые матери давали своим сыновьям, свидетельствуют об этой борьбе, а также о том, что обе они осознали Божию помощь, оказанную им в те моменты, когда они были или нелюбимы, или неспособны рожать детей. Бог суверенно и милостиво создавал Израиль». (изЖеневской Библии)
Хотя Иаков всегда любил прежде всего Рахиль, она долго не беременела; в то время как Лия уже родила четырех сыновей (как везде в библейском тексте, их имена даны со значением):
«Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим («вот сын», «смотрите, сын!»), потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие , ибо теперь будет любить меня муж мой. И зачала опять и родила сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон (от «слышать»). И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий (от «прилепиться, присоединиться»). И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда («славящий Господа»)»


(Пан Абель. Рахиль)
Отчаявшаяся Рахиль поступила по примеру Сары, и дала своему мужу свою служанку Валлу, чтобы иметь детей хотя бы «через нее»: «Валла зачала и родила Иакову сына. И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан («суд»). И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову. И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим (» борьба»).»
Лия не отставала, и, поскольку не беременела сама, отдала мужу и свою служанку, Зелфу: «И Зелфа, служанка Лиина, родила Иакову сына. И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад («счастье»). И Зелфа, служанка Лии, родила другого сына Иакову. И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир («блаженство»)».
Когда сын Лии Рувим принес ей «мандрагоры» (мандрагоре издавна приписывали магические и целебные свойства; но по Лопухину, в данном случае имеются ввиду «мандрагоровые яблоки», «яблоки любви» — цветы белладонны; считалось, что они помогают то ли приворожить, то ли зачать ребенка), Рахиль их «выторговала» у Лии в обмен на ночь с их мужем (внеочередную, вероятно?), которая не прошла бесследно: «Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне , ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь. И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына. И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар («воздаяние, награда»). И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына. И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон (от «обитать»). Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина (женская форма от «Дан» — «суд»).»
Наконец, Рахиль вымаливает и себе счастье материнства (внимание, снова ребенок, которому готована особая роль и судьба, рождается после длительного бесплодия матери!) «И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее. Она зачала и родила сына, и сказала: снял Бог позор мой. И нарекла ему имя: Иосиф (от «прибавлять»), сказав: Господь даст мне и другого сына.» Рахиль действительно родит еще одного сына, но сама умрет сразу после трудных родов; сына своего она наречет Бенони («дитя страдания»), но Иаков назовет его Вениамин («сын десницы»). Долгожданные сыновья от любимой жены Рахили, Иосиф и Вениамин, станут любимыми детьми Иакова.
Все это можно истолковать и мистически, по примеру Щедровицкого: «Лия и Рахиль — еще два глубоких и поистине неисчерпаемых образа. Имя «Лия» происходит от глагола «изнемогать», «истомляться», «обессилеть». Лия символизирует ту часть души человека, которая отдает свои силы земной, чувственной жизни. Она «слаба глазами», в смысле духовного зрения. Имя «Рахиль» означает «овца» и образовано от глагола ‹раха́ль› — «пастись», близкого к «прокладывать путь». Рахиль обозначает нежную, как овечка, тончайшую и глубочайшую часть души, исполненную интуиции, которая не сразу пробуждается в человеке, не сразу вступает в соединение с его земным самосознанием.» Соответственно, имена сыновей Иакова «обозначают духовные состояния человека, совершающего восхождение в вере»: зрение — слух — соединение — славословие — суд — духовная борьба — счастье — блаженство — награда — обитель.
***
Иаков — Израиль
Еще на пути из Ханаана в Харран Иаков видит удивительный сон: «лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» . Этот образ, Лестница Иакова, понимается как символ связи и общения Неба и земли. Во время этого видения Иакову было откровение от Бога: подтверждение обетования о даровании земли Ханаанской, распространения и благословения потомства его, «и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и воз­вращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.»
(Овчинниковы Е. и Т. Лестница Иакова)
Спустя двадцать лет, которые Иаков провел в Харране у Лавана, где обрел хозяйство, двух жен (и двух наложниц), дочь Дину и одинадцать упомянутых выше сыновей (Вениамин еще не родился), Бог снова призвал его в путь, и все семейство выдвинулось обратно в Ханаан. Перешли они реку Иордан — а там Исав, его брат, не оставивший своей ненависти, встречает его с войском из 400 человек. Видя это, Иаков обратился к Богу с горячей молитвой, прося Его защиты.
И снова видит он удивительный сон — или явь: «И боролся некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.»
(Гюстав Доре. Иаков борется с ангелом)
С кем же боролся Иаков той ночью? С Богом? (но разве можно бороться с Ним и победить Его?) с Ангелом Бога (так сказать, Его посланником-представителем… или Сыном Божиим?) с ангелом-хранителем враждебно настроенного Иакову брата Исава? Или это была внутренняя борьба с самим собой, со своими слабостями (если близнецы Иаков и Исав символизируют духовную и земную стороны человека, это получает особый смысл), и с помощью Бога Иаков победил в ней?
«В борьбе с Иаковом Бог лишает Иакова его природной силы (его имущество, спутники и семейство остаются на другой стороне реки). Однако Иаков, удерживая Бога для того, чтобы обрести благословение, выходит из этой борьбы победителем: он победил не Бога, а себя. Эта сцена символизирует борьбу плотских и духовных устремлений в Иакове. Бог пытается «побороть» в Иакове чисто человеческое (мирское), а Иаков, охваченный этой борьбой, изо всех сил «цепляется» за Бога. Ценой поражения плоти Бог делает Иакова победителем в духе – Израилем.» (комментарий изЖеневской Библии)
«…борьба Иакова с Ангелом Иеговы есть тип духовного борения веры, не поддающейся спытаниям и трудностям жизни; она есть и предизображение всей будущности потомства Иакова, всей ветхозаветной теократической истории. Вообще, по характеру и значению своему богоборство Иакова напоминает ночное видение Авраама, в котором также предизображалась будущая история избранного народа, складывавшаяся также из противодействия народа божественному призванию, обладания им непреходящими духовными благами и временных испытаний и потерь материальных.» (Лопухин)

«Но что означает этот поединок? Действительно, с самого своего рождения и до сих пор Иаков постоянно боролся с обстоятельствами жизни, а для верующего человека это значит – с Богом. Бог постоянно подтверждал, что остается на его стороне, но ставил новые задачи и препятствия. Наверное, так и мудрый родитель напоминает ребенку, что он рядом и готов помочь, но в то же время дает и ребенку время и место приложить свои усилия. Богоборчество Иакова – не атеизм, не отрицание Бога, а форма диалога, в которой человек может сопротивляться и говорить Богу «нет», но в конечном итоге они приходят к согласию. Это общение между двумя личностями, Богом и человеком, которые очень дороги друг другу и только поэтому могут вступать в спор. И, кажется, Богу это нравится больше, чем почтительное безразличие.
Зачем же были все эти хитрости и обманы? Да просто так получилось, Иаков ведь очень торопился. Он не был идеальным человеком, как и прочие патриархи, как и мы сами. Но если человек стремится к Богу, в конечном счете, он найдет свой путь к нему. Да и как знать, может, если бы Иаков не хитрил, этот путь оказался бы намного короче?»
(Андрей Десницкий. Хитрец Иаков)
Так или иначе, отсюда начинается собственно история Израиля («богоборец» или «воин Бога»).
***
Двенадцать колен Израиля
Итак, Иакову было дано Богом новое имя: Израиль. Именно от него произойдет «народ Израиля»; двенадцать его сыновей (и их потомки) — это те и есть те самые двенадцать колен Израилевых (число символично: двенадцать колен Израиля — и века спустя появятся двенадцать апостолов…)
Дети Лии:

  • Рувим
  • Симеон
  • Левий — его потомки, левиты, станут классом священников; его правнуками были Моисей, его брат Аарон и сестра Мириам; в земле обетованной левиты не получили своего удела, потому что «Сам Господь есть удел его»; из этого же рода происходила Дева Мария
  • Иуда — из его колена происходил царь Давид, и св. Иосиф — муж Марии
  • Иссахар
  • Завулон (не путать с тем, что из Дозора Дневного:)

Дети Рахили:

  • Иосиф; его сыновья Манассия и Ефрем будут возведены их дедом Иаковом в родоначальники самостоятельных племен; их также включают в число «двенадцати колен», где они замещают своего отца Иосифа и Левия, как посвященного богослужению.
  • Вениамин; его потомки отличались особенной воинственностью; из его колена происходили царь Саул и апостол Павел.

Дети Валлы, служанки Рахили:

  • Дан — из этого колена происходил богатырь Самсон; считается, что из этого же колена появится Антихрист…
  • Неффалим

Дети Зелфы, служанки Лии:

  • Гад
  • Асир

Впоследствии каждое из «колен израилевых» (кроме колена Левия) получит в Земле Обетованной свой удел:
Карта поподробнее:
(commons.wikimedia.org/wiki/File:Israelites_rus.png)
После ассирийского плена (в 732-722 г. до н.э.) десять колен Израиля были «потеряны», т.е. ассимилированы: это были колена сыновей Лии — Рувима, Симеона, Иссахара, Завулона; Манассии и Ефрема — сыновей Иосифа; сыновей Зелфы и Валлы — Дана, Неффалима, Гада. Асира.
***
Исав, получивший имя Эдом, стал прародителем эдомитян — идумеев, и с израильтянами у них будут очень непростые отношения. Что интересно, в I веке до н.э. на престол в Иудее впервые взойдет идумей, ставленник Рима Ирод — во исполнение пророчества Исаака при благословении своего внука Иуды, сына Иакова: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и ему покорность народов». (Быт. 49, 10) — «т. е. царь («скипетр» — символ царской власти) из Иудейского колена будет править, и полномочный законодательный совет в Иудее будет действовать, «доколе не придет Примиритель», т. е. Мессия. «…И ему покорность народов»: Мессия «покорит» народы, обратив их к вере в единого Бога.

Когда же, согласно этому пророчеству, нужно ожидать Мессию? Очевидно, тогда, когда «отойдет скипетр от Иуды». Со времен Давида в Иерусалиме правили иудейские цари. Во время вавилонского пленения их царствование на время прекратилось, но потомки Давида считались «царями в изгнании». Его прямой потомок Зоровавель возвратился из Вавилона и стал правителем Иудеи, принимая участие в построении второго Храма. Во II в. до н. э. в Иудее воцарилась отечественная династия Хасмонеев. И только в 40 г. до н. э. римские власти назначили царем Иудеи идумея Ирода, который и воцарился в Иерусалиме в 37 г. до н. э. Будучи потомком Исава, а не Иакова, Ирод (иначе называемый Геродом Великим) свидетельствовал своим воцарением о том, что «отошел скипетр от Иуды». Это был царь над Иудеей, но не иудей по происхождению. И те, кто помнил пророчество Иакова, стали тогда ожидать появления Мессии, который и родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода (Мих. 5, 2; Матф. 2, 1).» (Щедровицкий)
***
Повторение — мать ученья:
Путешествия патриархов:
Вообще, путешествие по призыву Господа — прекраснейший библейский образ. «Был бродягой Господь, я хочу на него быть хоть в этом похожим…» (с) Кстати, а сами образы этих трех патриархов символически связывают с тремя христианскими добродетелями: Авраам — воплощенная Вера, Исаак — символ Надежды, Иаков — Любви.
***
Иосиф Прекрасный
История Иосифа — настоящий авантюрный роман. Он был любимым сыном Иакова; его братья от других жен отца ревновали и не любили его, и однажды вовсе задумали со свету сжить; замыслили убить, но в итоге продали его за 20 сребренников в рабство проезжим купцам, следующим в Египет. Иакову же принисли его запачканную кровью козленка одежду…
(Mosaic triptych, Chapel, Keble College, Oxford, designed by William Butterfield)
В Египте Иосиф делает «карьеру» домоправителя у знатного жреца, но, отвергнув приставания его жены (а Иосиф был божественно красив), оказывается ею оклеветан и брошен в тюрьму. Там он, с помощью Божией, растолковавает сны служащим фараона; впоследствии его призывают и к самому фараону, и правильно истолковав его сон, он спасает страну от голода и становится вторым лицом в Египте после фараона…
(Фараон награждает Иосифа за толкование сна. Иллюстрация, 1869 год)
Тогда же он снова встречается с братьями, прощает их, и все они вместе с Иаковым переселяются в Египет…
Вот и ответ на вопрос: как евреи оказались в Египте, откуда их потом выводил Моисей! Но это уже совсем другая история (с) 🙂
Эта история пересказывается в Коране, где Иосифу — Юсуфу посвящена целая сура.
Мистическое толкование: «История Иосифа, которого братья продали по промыслу Божьему для того чтобы и самим спастись от смерти, и спасти весь Египет, есть история о событиях, посредством которых зло, совершенное людьми, Бог обратил в добро.
…Символически Египет означает языческие народы, а Иосиф, отведенный в плен и страдающий в рабстве,— народ Израиля, рассеянный между язычниками… Вспомним, что возможность для проповеди Христианства, а потом и Ислама возникла именно благодаря существованию иудейской диаспоры…
Другой глубочайший символический смысл жизни Иосифа в том, что она прообразует жизнь Иисуса Христа… Иисус Христос был предан за тридцать сребреников, подобно Иосифу, которого продали за двадцать сребреников. Иисус Христос послал своих учеников к языческим народам — в «духовный Египет»… Тот, кто считался умершим, оказался жив — он словно бы ожил, воскрес и теперь властвует над всем Египтом! Но сказано, что сердце Израиля «смутилось» от этой вести, не сразу поверил он ей, не сразу принял ее, какое-то время оставался в неверии, требовал доказательств…» (Щедровицкий)
***
Внеклассное чтение: Томас Манн, роман-тетралогия «Иосиф и его братья»(читать или скачивать — ).
Это талмуд изрядного веса, написанный сложным, но вкусным языком (с предложениями на абзац:) — но натур утонченных, Достоевским увлеченных и Толстым закаленных, этим не напугаешь 🙂 Предвкушаю погружение в атмосферу древнего Ближнего Востока и настоящее литературное пиршество!
На затравку:
«Юный Иосиф, к примеру, сын Иакова и миловидной, так рано ушедшей на Запад Рахили,
Иосиф, что жил в ту пору, когда на вавилонском престоле сидел весьма любезный сердцу Бел-Мардука коссеянин Куригальзу, властелин четырех стран, царь Шумера и Аккада, правитель строгий и блестящий, носивший бороду, завитки которой были так искусно уложены, что походили на умело выстроенный отряд щитоносцев;
а в Фивах, в преисподней, которую Иосиф привык называть «Мицраим» или еще «Кеме, Черная», на горизонте своего дворца, к восторгу ослепленных сынов пустыни, сиял его святейшество добрый бог, третий носитель имени «Амун-доволен», телесный сын Солнца;
когда благодаря могуществу своих богов возрастал Ассур, а по большой приморской дороге, что вела от Газы к перевалам Кедровых гор, между двором фараона и дворами Двуречья, то и дело ходили царские караваны с дарами вежливости — лазуритом и чеканным золотом;
когда в городах амореев, в Бет-Шане, Аялоне, Та’Анеке, Урусалиме служили Аштарти, когда в Сихеме и в Бет-Лахаме звучал семидневный плач о растерзанном Истинном Сыне, а в Гебале, городе Книги, молились Элу, не нуждавшемуся ни в храме, ни в обрядах;
итак, Иосиф, что жил в округе Кенана, в земле, которая по-египетски называлась Верхнее Ретену, неподалеку от Хеврона, в отцовском стойбище, осененном теребинтами и вечнозелеными скальными дубами,
этот общеизвестно приятный юноша, унаследовавший, к слову сказать, приятность от матери, ибо та была прекрасна, как луна, когда она достигает полноты, и как звезда Иштар, когда она тихо плывет по ясному небу,
но, кроме того, получивший от отца недюжинные умственные способности, благодаря которым он даже превзошел в известном смысле отца, —
Иосиф, стало быть, в пятый и шестой раз называем мы это имя, и называем его с удовольствием: в имени есть что-то таинственное, и нам кажется, что, владея именем, мы приобретаем заклинательскую власть над самим этим мальчиком, канувшим ныне в глубины времени, но когда-то таким словоохотливым и живым, —
так вот, для Иосифа, например, все на свете, то есть все, что касалось лично его, началось в южновавилонском городе Уру, который он на своем языке называл «Ур Кашдим», что значит «Ур Халдейский».»

(самовольно разбила это растянувшееся на огромный абзац предложение на параграфы, для облегчения чтения утомленными нарзаном и жжешечкой читателями, начиная с меня же:)
Роман Манна — конечно, художественное произведение (и судя по прологу, автор не напирает на идею истинности этой истории как часте Священного Писания, для него это, скорее, легенда). Так что за религиозным (а именно православным) толкованием и комментарием этой истории — можно, например, сюда: одноименный цикл бесед протоиерея Олега Стеняева «Иосиф и его братья».На этом пока прощаюсь. Следующая остановка — Исход народа Израиля из Египта, куда они пришли как приближенные любимца фараона, а поколением спустя, со сменой династии, оказались в положении рабов на долгие четыреста лет…
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Продолжение серии «Проблема Яакова» из цикла «Трудные места Торы».

Вступление в тему см. .

Действующие лица: Яаков и Эсав, родные братья-близнецы, сыновья Ицхака и Ривки.

Место действия: шатер Ицхака, их отца, где-то в районе Хеврона.

Место в Торе: почти самое начало недельного раздела «Толдот» книги Берешит, стихи с 29 по 34 главы 25. Пять стихов, десять строчек!

Время действия: день смерти Авраама, их дедушки. – Откуда мы это взяли? Мидраш рассказывает. Но если вам почему-то хочется оставаться в рамках Письменной Торы, то можете этим сведением пренебречь. Правда, тогда нужно будет объяснить несколько странных намеков, явно проступающих в тексте. Например, Яаков говорит Эсаву: «Продай мне сегодня свое первородство». Что это за «сегодня» такое? Чем сегодня отличается от вчера или завтра? На что намек?

Тот же мидраш говорит нам, что обоим молодым людям, главным героям повествования, только что исполнилось по пятнадцати лет. В один день исполнилось. Они же близнецы!

Экспозиция событий. По существу, никакой экспозиции нет: перед нами первый эпизод их жизни, по крайней мере в рамках рассказа Торы, – если не считать сцену их рождения, когда после долгой – многомесячной! – борьбы Эсав вышел на свет первым, а за ним тут же показался Яаков. Итак, первородство за Эсавом. Он старший.

Ситуация. Пришел усталый Эсав с поля, а Яаков варит похлебку. Эсав, голодный, просит брата срочно дать ему поесть. Брат пользуется случаем – и предлагает сделку: продай мне первородство, получишь еду. Эсав не просто голоден, он очень голоден. Умирает от голода. Поэтому соглашается. Сделка совершена. Эсав наелся. Вытирает губы; написано: «Ел, пил, встал и пошел, и пренебрег Эсав первородством». Конец истории.

Проблема. Как можно купить первородство? Это первый вопрос. Второй: зачем нужно покупать первородство? И третий: разве можно купить его за тарелку дешевого супа? Не обман ли это? Сделка, совершенная с партнером, находящимся с тобой не в равных условиях, вряд ли может считаться честной. Мы, люди Торы, в этом уверены.

Итак, как Яаков, человек правды и прямодушия, мог пойти на это?

А он не пошел. (Это ответ Торы.) Его заставили пойти. И заставил – Эсав!

Эсаву не нужно было первородство. Оно тяготило его. Родиться первым, чтобы получить старшинство, а с ним все реальные выгоды первенца – это ему было нужно. Потому что давало преимущество в конкретной, материальной жизни. Но все, что было связано с духовной составляющей наследства Авраама, его отталкивало и пугало.

Поэтому он и согласился на предложение Яакова: ты хочешь получить от меня обязательства духовного характера, связанные со статусом первенца? – пожалуйста. Я готов бесплатно отдать, бери на здоровье.

Но перед всеми остальными Эсав считал нужным оставаться первенцем Ицхака. Ибо это давало конкретные, осязаемые преимущества. Поэтому о той сделке никто ничего не узнал. До поры, конечно, до времени.

Итак, выяснено первое. Эсав уступил не само первородство, а права и, главным образом, обязанности, связанные с ним.

Возвращаемся к тексту. Пришел Эсав с поля. Разгоряченный, нервный, усталый. Он только что сделал страшное дело. Убил человека.

То был Нимрод. Старый властитель многих народов. Царь Междуречья. Один из руководителей Вавилонского строительства. Могучий воин, герой.

Всю жизнь Эсав мечтал стать таким же сильным, как Нимрод. Тот был его кумиром, он завидовал его славе.

И вот Эсав вырос. И решил одолеть своего кумира. Стать в глазах людей на ступеньку выше Нимрода. Почему бы и нет? Силы Эсаву занимать не надо. Благословение Авраама всегда с ним, – то, чего не было у Нимрода. Со временем он получит и благословение Ицхака.

Оставалось только подождать, когда подвернется случай. И он подвернулся. Умер Авраам – и Эсав убил Нимрода. Пока жил праведник, Всевышний не давал его потомкам совершить ничего предосудительного, чтобы не омрачать жизнь святого человека. Аналогичная задержка произошла с Ноахом, который получил приказ подняться в ковчег только после кончины всех его святых предков – отца и дедушки. Лишь тогда и начался всемирный Потоп.

Лишь тогда и удалась Эсаву его затея, когда скончался Авраам. И вот он приходит домой. Взволнованный. Еще бы, то было его первое убийство. Руки дрожат, в глазах застыл ужас. Он понимает, что тем самым выводит себя из наследников Авраама и Ицхака. Ну и что из того? Живем-то один раз!

А тут Яаков варит похлебку из чечевицы.

Почему, кстати, из чечевицы? Почему не луковый, скажем, суп?

Чечевица – символ бренности нашего существования. У евреев принято подавать тем, кто в трауре, яйца и чечевицу. Круглые предметы. Круг – символ круговорота в природе. Череда рождения и смерти. Бывают радостные моменты, бывают горестные. Так мы утешаем друг друга, и есть в этом утешении высокий смысл.

Яаков варил чечевичную похлебку, чтобы накормить Ицхака, который справлял траур по отцу. Тот, кто сидит в трауре (на иврите говорят «сидит шива», сидит семь дней, столько длится первый, самый глубокий траур), свободен от всех дел, от любой заповеди, от всего. За ним надо ухаживать. И принято, чтобы ухаживали за ними близкие люди.

Похлебку варить для отца должен был Эсав, первенец. А варил Яаков. Т.е. Эсав уже отказался от своих обязанностей. Осталось только утвердить это некоторым, имеющим юридическую силу актом.

Первенец в те времена выполнял функции священника, коэна, того, кто исполняет все необходимые операции, связанные с духовной составляющей внутри каждой семьи. Первенец был священник. Со временем у евреев священническое первенство перешло к колену Леви (левитам). В пустыне, где евреи блуждали после Исхода из Египта, была даже проведена специальная операция по передаче прав и обязанностей священничества от первенцев каждой семьи колену Леви. Внутри колена функции тоже были перераспределены: заботу по работе в Храме получили прямые потомки Аарона, брата Моше (оба из колена Леви); прочим левитам была поручена тоже важная работа при Храме, но не внутри него.

Однако до той поры функция священника сохранялась за первенцем. А с ней все, что касалось определенных действий, касающихся отношений между человеком и Творцом.

Помогать тому, кто «сидит шива» по родителям, надо было семейному коэну, в данном случае – Эсаву. Но он не соблюдал заповедей. Для него они были обузой. Он жил материальной жизнью. Вкусно, громко, с чавканьем. Дай мне этого красного, красного! Я голоден!

Он даже название похлебки забыл, так торопился. Мидраш рассказывает, впрочем, что он и не знал этого названия. Никто еще в доме Авраама не умирал. По крайней мере на веку Эсава. По будням этот символ траура не ели. Вот он и прохрипел: красного, красного. И получил прозвище – Эдом. От слова адом – красный.

Впрочем, одну заповедь Эсав знал и выполнял постоянно. Заповедь почитания отца. Рассказывают, что в ее выполнении он достиг больших высот. И без притворства. Потому что относился к этой заповеди – единственной – очень серьезно. Если была у Эсава красивая одежда, то он надевал ее ни тогда, когда шел на улицу, а когда шел к отцу. Мудрецы последующих поколений, люди святые и праведники, говорили, что после Эсава такой высоты в соблюдении заповеди почитания родителей уже никто не достигал. Ибо в театр современный человек одевается куда лучше и праздничней, чем на встречу с отцом, лежащим в соседней комнате и просящим принести ему стакан воды. Эсав поступал наоборот!

Когда Яаков будет возвращаться от Лавана, отягощенный большим обозом, огромными стадами, разросшейся семьей, он испугается встречи с Эсавом, который будет направляться к нему навстречу в сопровождении нескольких сотен вооруженных всадников. Чего испугался Яаков, который сам не уступал в силе брату? Чего ему бояться, когда через пару лет два его сына, в возрасте тринадцати лет, на пару разнесут сильный кенаанский город Шхем? Город, полный тех же кенаанцев, что входили в гвардию Эсава, истребят два мальчика, два ребенка из семьи Яакова!

А боялся Яаков не силы Эсава, а помощи, которую может оказать Эсаву Всевышний. Какой помощи? Да той, что Он оказывает праведникам, выполняющим заповеди. Ведь Яаков много лет жил вне дома. А значит, не мог выполнять заповедь почитания отца и матери. А Эсав от них не отлучался. И почитал. Следовательно, имел перед Яаковом очевидное преимущество. Потому и сказал Яаков Эсаву, там, при будущей встрече: я жил у Лавана и соблюдал все заповеди. Чтобы подчеркнуть, что и он время даром не терял… Впрочем, тогда все закончилось хорошо.

А теперь? А теперь Эсав должен был варить еду для отца, пребывающего в трауре. Но не варил. Потому что помощь сидящему в трауре включает в себя важный момент – утешение. А как мог Эсав утешить отца, если сам не верил в загробную жизнь?

В книге «Месилат ешарим» (Путь праведников) рав Луцатто пишет о несчастном существовании тех, кто не верит в то, что с физической, телесной смертью жизнь души не прекращается. «Посуди, как на самом деле разумный человек может верить, что цель создания человека находится исключительно в этом, материальном мире! Что такое – жизнь человека в этом мире? Кто в этом мире живет по-настоящему радостно и спокойно? Сказано в Теилим (Псалмах): «Наши дни – семьдесят лет, если мы сильны – то восемьдесят, и все они страдание и ложь». Столько разных мучений, болезней, болей и хлопот, – и после всего – смерть! Одного из тысячи не найдешь, кому бы этот мир дал настоящее удовлетворение и покой. Даже если доживет до ста лет – прошел и исчез!»

Так пишет рав Моше Хаим Луцатто. Но точка зрения, которая только что приведена в цитате, очень характерна для Эсава. Вот же он сказал Яакову, согласившись на сделку: «Если я иду на смерть, зачем мне первородство?»

Смысл такой, что все идут на смерть, рано или поздно превращаясь в ничто, – зачем нам всем первородство? Бери!

Эсав был первым идейным атеистом. В том смысле, что не верил ни в бессмертие души, ни в саму душу. А потому мог пойти на любое дело. Например, убить человека. Т.е. евреем он не собирался становиться. А значит, никакого духовного наследства от Авраама и Ицхака ему не нужно было. Но пока об этом знал один Яаков.

И еще один момент. Пошел Эсав на «мокрое дело» – и оно удалось. Раньше что-то мешало, а теперь – успех. Вот он возвращается – и что это? Яаков варит траурный ужин. Что случилось?

Разве ты не знаешь, – отвечает Яаков, помешивая еду, – дедушка умер.

Как умер? – Эсав, удивленный неожиданным известием, сел. Не мог дедушка умереть. Не за что ему умирать! Нет за ним ни одной провинности, которую наказывают смертью. Он же полный праведник!

Действительно, Авраам был полным праведником. Считается, что, начиная с первого человека, с Адама, мир стоял и существовал не в силу своих заслуг, а как бы авансом. В ожидании будущего появления Авраама. Праотец еврейского народа оправдал существование всего человечества, приняв на себя и своих потомком задачу истинного служения Творцу.

Адам совершил грех, вкусив с дерева познания добра и зла. За это был наказан тем, что в мир была введена смерть. Теперь появился Авраам. Разве мир не вернулся к своему первоначальному состоянию? Разве с началом подвижнической деятельности Авраама из мира снова не была убрана смерть?

Как видишь, не убрана, – мог бы ответить Яаков, – ты же убил Нимрода. – Но Нимрод не праведник, – мог ответить Эсав. – А наш дедушка праведник. А раз так, то какая разница – праведник ты или злодей, если и того и другого ожидает один конец! (Проблема Коэлета, т.е. Экклезиаста, в чистом виде.)

Таков смысл его реплики: что мне мое первородство, если я иду на смерть. Бери!

С Эсавом все ясно. Для него в первородстве, вернее, в обязанностях, с ним связанных, не было никакой ценности. Потому и написано – пренебрег. Наплевал, другими словами.

Но как Яаков мог пойти на эту сделку? Считаешь первородство ценным достоянием – заплати соответствующую стоимость, а не бери задаром. Ведь это же обман покупателя.

Нет, не обман. Цену указал сам Эсав.

Что это ты варишь? – Еду для отца. – Дай сюда. Не надо отцу никакой еды. Суеверие все это и религиозные бредни. Он может прекрасно взять и приготовить себе нормальную пищу. Нечего справлять трауры. Трауры справляет только тот, кто верит в загробную жизнь. Для нас, атеистов, это просто минутная слабость. Ее нужно преодолеть. Надо быть сильным человеком и не распускать сопли по умершим. Дай сюда. У еды одна цена – ее номинальная стоимость, а не те символы, которыми вы ее наделяете. Чтобы продемонстрировать тебе собственную уверенность в истинном понимании вещей, готов уступить тебе за это обычное блюдо, в котором нет ничего сакрального, духовного или священного (какими еще терминами вы пользуетесь?), любую реальную, подобающую ему цену. Например, заплатить первородством. Оно, знаю, для тебя представляет ценность. А для меня – нуль, ничто. Ну как, идет?

Эсав был уверен, что перехитрил Яакова. Купил вещь, отдав ничто. Откуда мы знаем? Написано: поел, встал, ушел – и пренебрег! Счастливый ушел. Ай да я, как провел простака Яакова!

А потом, когда через несколько лет пришел к Ицхаку получать благословение и узнал, что оно уже отдано Яакову, «завопил страшным и горьким до необычайности воплем» (это не преувеличение, это цитата из Торы): недаром он назван Яаковом, т.е. обманщиком; вот уже дважды меня обвел, первый раз с первородством, а теперь снова!

Оказывается, понял, что первородство что-нибудь да значит. Что без него даже обещания материального благополучия не получишь – того, что так ценно в глазах Эсава.

Выходит, что цена первородства на рынке ценностей Эсава подвержена большим колебаниям. Сегодня она равна стоимости тарелки супа, завтра – всем богатствам мира. Доказательство тому, что все так и происходило, находим в самом последнем стихе из эпизода с тем благословением: «И возненавидел Эсав Яакова за благословение, которым благословил его отец, и сказал Эсав в своем сердце: настанут дни плача по моему отцу – и убью я Яакова, своего брата». Будем справлять траур по Ицхаку, вот как сейчас – по Аврааму, и убью я брата. Как убил Нимрода. Раньше Всевышний не позволит. Или по другой версии: раньше я не могу, чтобы не расстраивать отца. Ведь Эсав очень почитал отца, на том и держался.

Цену устанавливал сам Эсав. Рассказывают про одного еврея, который, измотанный безденежьем, пришел к своему ребе, и тот дал ему совет: иди и согласись на первую же сделку, которую тебе предложат. Вышел еврей от ребе и не успел перейти улицу, как наткнулся на группу местечковых бизнесменов, только что подписавших выгодные контракты и направлявшихся в кашерный трактир сказать «лехаим» за удачу. Один показал пальцем на нашего еврея и воскликнул: смотрите, идет от ребе, верит, что тот ему поможет, а сам ни одной коммерческой специальности за душой не имеет, торговать не научен. Иди сюда, бедняк, давай обстряпаем одно дельце. Я тебе свое место в загробном мире уступлю задешево. На рубль согласен?.. Посмотрел наш герой на торговца с ужасом: как это человек отказывается от своего места в будущем мире? Но вот ведь ребе сказал, что надо соглашаться на первое предложение… И они, составив по всем правилам документ, в присутствии свидетелей, ударили по рукам. Пришел торговец домой и похвастал перед женой, какую смешную сделку он только что совершил: несуществующую вещь, цена которой нуль, продал за рубль, – на, посмотри, как блестит! Жена услышала мужа и давай плакать: несчастный, кто знает, а вдруг за всеми этими разговорами о будущем мире что-то скрывается. Как он смог отдать почти за бесплатно свое бессмертие? Как она может жить с мужем, который не имеет своей доли в грядущем мире? Иди обратно и требуй расторжения договора!.. Пошел он обратно. А тот еврей стоит на своем: мне ребе дал этот совет, иди спрашивай ребе. Пошел торговец к ребе, тот тоже ни в какую – сделка совершена по всем правилам; тебе уплачена цена, которую ты сам запросил. Теперь за сколько хочешь выкупить свое грядущее существование? – Я и сейчас в него не верю, – ответил упрямец, – но жена отказывается со мной жить, пока я не вернул этот документ; так что готов за него заплатить большие деньги. Так и порешили, заплатил он большие деньги, а документ взял и разорвал на глазах у счастливой жены. Сколько просишь, в согласии с собственными представлениями о ценности, столько это и стоит.

Теперь последнее замечание на тему покупки Яаковом первородства. Мы сказали, что Эсав долго обманывал отца, притворяясь праведником, исполняющим заповеди и интересующимся учением. Есть мнение, что обманывать-то он обманывал, да только Ицхак прекрасно видел, кем является Эсав. А почему написано «и полюбил Ицхак Эсава»? Да потому, что на самом деле полюбил. Усилием воли. Чтобы не предпочесть Яакова Эсаву. Яаков был очевидным праведником. Ему не надо было специальной помощи со стороны отца. А Эсав сползал по наклонной плоскости. Был он «человеком поля». Т.е. праздношатающимся. Во время занятий с отцом сидел и учился. Делал вид, что учится. А на переменах (извините за современную терминологию) и после уроков – убегал. Ему надо было помочь, поддержать. И отец поддерживал, – до поры до времени, пока Эсав не встал на ноги.

У Эсава на словах было одно. А в сердце другое. Отец это видел. Но исправить Эсава ему не удалось. Когда наши патриархи получили успокоение в пещере Махпела, Эсаву среди них места не нашлось. По крайней мере сердцу Эсава не нашлось. А вот голова Эсава, произносившая правильные слова, там была похоронена. Она закатилась в угол во время похорон Яакова, устроенных его сыновьями, когда глуховатый на ухо Хушим, сын Дана, видя препирательства Эсава с дядьями, не разобрал, в чем дело, и стукнул что есть сил по голове родного брата своего деда. Помните? Страшная история.

Теги: Тора, Яаков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *