Квакер, это кто?

«Квакеры»: таинственные спутники атомоходов или призраки квакающие в океане.

«Проблема крайне сложная и новая для нас, а потому для ее решения сил и средств жалеть не будем. Дадим и людей, и корабли. Важен результат!»
Главком С.Г.Горшков
«..плодятся и квакают а когда квакают тогда плодятся!..»
«..А может это души погибших моряков?..»
«..Думается мне, это какие-то выбросы газов со дна морей и океанов, создают такие акустические вибрации..».
Из комментов к фильму о квакеров в You Tube.
Помимо всем известного термина НЛО, существует ещё термин НПО (Неопознанный Плавающий Объект) — восприятие предмета или свечения в гидросфере Земли, происхождение которого остаётся неизвестным.
В 60-70-е годы прошлого века, на больших глубинах, наши атомоходы начали улавливать какие-то непонятные звуки, которые исходили от явно движущихся объектов. Звуки разные — и по продолжительности, и по тону. Но большинство напоминало протяжное кваканье лягушки. Обычно это происходило так: гидроакустики начинали слышать весьма странные сигналы, чем-то напоминающие кваканье лягушек…Именно за это кваканье неизвестные объекты и получили у флотских острословов название «квакеры», которое впоследствии было узаконено в официальных документах.
С каждым годом «квакеры» встречались всё чаще, как правило, начиная с глубины в 200 метров. Радиус их действия расширился от Баренцева моря до северной Атлантики.
Много различных шумов слышат акустики в толще океанских глубин. Но «квакеры» резко отличались от всех других. У слышавших «квакеров» создавалось стойкое впечатление осознанности действий неизвестных источников звука. Казалось, «квакеры», появляясь неизвестно откуда, настойчиво пытаются установить контакт. Судя по непрерывно меняющемуся пеленгу, они кружили вокруг наших подводных лодок и, меняя тональность и частоту сигналов, словно приглашали подводников поговорить, активно реагируя на гидроакустические «посылки» с лодок.
Агрессивных действий с их стороны не было, даже, создавалось впечатление, что «квакеры» активно демонстрируют свое дружелюбие.
Но командиры все равно опасались неизвестных подводных объектов. Еще бы! Что должен чувствовать командир подводной лодки, когда акустик внезапно докладывает, что судя по меняющемуся пеленгу, невесть откуда объявившийся «квакер» пересекает курс подводной лодки! Едва лодка отворачивала в сторону, как неутомимый преследователь вновь устремлялся на пересечение курса. И хотя за все долгие годы так и не произошло ни одного столкновения с «квакерами», командирам да и всему экипажу подводных лодок постоянно приходилось быть в напряжении. Так сопровождали они наши субмарины до выхода из определенного района, потом, проквакав последний раз, исчезали. Впрочем, попадались и скрытные «квакеры». По шуму винтов опытный акустик может определить скорость подлодки противника, и иногда они засекали кваканье прямо рядом с лодкой, но потом создавалось впечатление, что источник звука удирает прочь со скоростью в два-три раза больше скорости любого подводного судна.

Тогда-то решением министра обороны маршала А.А.Гречко при разведуправлении ВМФ была создана спецгруппа из нескольких офицеров. Офицеры непрерывно ездили по флотам, собирая по крупицам все сколько-нибудь относящееся к проблеме «квакеров». Главком ВМФ распорядился организовать целую серию океанских экспедиций. Одна из них (экспедиция разведывательного корабля «Харитон Лаптев» в апреле 1970 года) совпала по времени с гибелью в Северной Атлантике нашей атомной подводной лодки К-8. Прервав прослушивание и запись шумов океанской толщи, «Лаптев» устремился к гибнущему атомоходу и успел спасти большую часть его экипажа…
На флоте была издана инструкция, предписывающая командирам подлодок в обязательном порядке сообщать о всех непонятных явлениях. Есть информация , что подобная инструкция была и у американцев. Оперативным отделам штабов всех флотов было предписано собирать информацию об акустических феноменах, отмечая на картах районы их появления. Офицеров, которым вменили в обязанности собирать эту информацию, прозвали «квакерами».
В конце 70-х годов была проведена научная конференция на эту тему, которая не пришла к определенным выводам. В начале 80-х программа «Квакер» внезапно была закрыта, группы расформированы . Вся масса накопленных наработок в пухлых папках с грифом «Совершенно секретно» исчезла в архивах.
Увы, известно о них и сейчас совсем мало, причем мнения на этот счет весьма различны даже среди бывших работников групп, занимавшихся проблемой.
Итак, каковы же эти мнения?
Некоторые из бывших сотрудников группы и по сей день считают, что «квакеры» являются не чем иным, как неизвестными живыми существами, причем с весьма высоким уровнем интеллекта. Этой версии придерживаются прежде всего работники Петербургского отделения Института морей Академии наук России, которых в свое время привлекали к теме «Квакер». Разумеется, что речь идет не о мифической рыбе — капсили, размером с кита и собачьей мордой. И не о менее сказочной рыбе — улетифе, с головой огромной кошки. И не о легендарных страшилищах северных морей Средневековья — Гольферамбе и Масчугере, неких подводных ведьмах или о еще более жутком морском черте. Речь идет о некоем вполне реальном, но еще неизвестном науке подводном существе. В этом нет ничего невозможного, ведь свидетельства о неведомых жителях океанских глубин имеются в предостаточном количестве! Даже о ките, известном человеку уже более двух тысяч лет, мы по-прежнему многого не знаем, про кита 200 лет назад знали только то, что «это очень жирная рыба».
Возможно, «квакеры» принадлежат к какому-то подвиду таинственных гигантских кальмаров-архитеврисов, чьи мертвые туши периодически выбрасывают на берег волны. Возможно, это подвид гигантского угря или даже плезиозавра. Наличие органов чувств, работающих в акустическом диапазоне, делает наиболее вероятной версию о том, что «квакеры» могут иметь некоторые черты китообразных. В этом случае понятен их постоянный интерес к подводным лодкам. Архитеврисы вполне могут принимать их за своих злейших врагов — кашалотов. Но почему они в этом случае не спасаются бегством, а сами дают знать о себе? Может, потому, что это какие-то особые архитеврисы, для которых кашалоты сами являются добычей. Но субмарины все же чем-то смущают подводных охотников, и они подолгу крутятся вокруг них, пытаясь понять, что же это такое пожаловало к ним в гости.
Взять, к примеру, хотя бы загадочного доисторического китообразного базилозавра (лат. Basilosaurus cetoides — «царственный ящер китообразный» или лат. zeuglodon cetoides, «зеуглодон») — древнейшего обитателя океанских глубин. Базилозавр имел змееобразную форму, жил на больших глубинах и, вполне возможно, обладал теми же органами передачи звука, что и современные киты и дельфины. . Возможно, существа, подобные базилозаврам, до сих пор населяют глубины океана. Возможно, они даже эволюционировали и теперь совершают отважные вылазки в верхние слои океана и очень волнуются, встречая там таинственные НПО, то есть наши субмарины.
Есть сведения, что виденные людьми морские змеи развивали на поверхности моря скорость до шестидесяти пяти километров в час! С какой скоростью они могут передвигаться под водой, неизвестно, но вполне возможно, что ее хватит, чтобы обгонять мчащиеся во мраке глубин субмарины. В определенной мере совпадают и ареалы обитания морских змеев и «квакеров»: район между Гренландией и Исландией, район между Шотландией и побережьем Америки, Мексиканский залив и западная часть Тихого океана.
Одно время считали, что «кваканье» — дело самок касаток, издающих во время брачных игр очень похожие звуки. Однако касатки не вымерли и продолжают спокойно спариваться и в наши дни, когда «квакеры» куда-то исчезли. Они появились в начале 70-х годов, пик сообщений пришелся на 1975 — 1980 годы, а затем в течение пяти лет они исчезли. Начиная с 90-х годов не было ни одного официального сообщения о встречах с «квакерами».
.
Дешифраторы, занимающиеся изучением записанных сигналов «квакеров», тоже теряются в догадках. Если одним слышалось в них явно живое происхождение, то другие считали, что эти сигналы все же имеют скорее техническое происхождение. Версия о том, что «квакеры» являются подводными кораблями инопланетян особой популярностью не пользуется, хотя до конца и не исключается. Возможно, именно пришельцы сопровождают субмарины, проплывающие над их подводными базами и эскортируют лодки до выхода из этих районов.
Есть версия, что «квакеры» — не что иное, как новые разработки американцев, что это американские миниатюрные подлодки, либо стационарные объекты, задача которых — запеленговать лодку вероятного противника. В пользу этой версии говорит целый ряд весомых аргументов, очень часто вскоре после появления «квакеров» в районе нахождения наших подводных лодок появлялись американские противолодочные корабли. Для объективности, однако, надо сказать, что и районы наиболее частого обнаружения морского змея совпадают с районами, где располагаются наиболее мощные противолодочные силы НАТО.
Гипотеза о том, что это стационарные объекты не подтвердилась: «квакеры» преследовали лодки, изменяя курс вслед за ними, что свидетельствовало об их автономности. Если они автономны, то ими должен кто-то управлять, или это должен быть робот с искусственным интеллектом, что было бы слишком дорого даже для США.
В начале 90-х годов в печати неожиданно промелькнуло сообщение, что ВМС США интенсивно занимаются изучением океанского дна и поиском неизвестных обитателей больших глубин, сигналы которых неоднократно записывались и якобы даже частично расшифрованы. Как знать, может, речь шла все о тех же таинственных «квакерах»! И может быть, все же придет день, когда тайна загадочных океанских сигналов не только будет до конца раскрыта, но и станет достоянием широкой общественности.
Остаётся лишь гадать, что происходит за стальными бортами субмарин. По данным Международного союза подводников, за сто лет, с 1904-го по 2004 год, при невыясненных обстоятельствах, во всем мире было потеряно около 230 подводных лодок.

Случаи
Судовой врач Д. Ф. Дербек утверждал, что 22 августа 1909 г., плавая пароходом «Охотск» в Охотском море, он в 23:00 наблюдал под кормой быстро увеличивающееся зеленовато-белый световое пятно. Скоро пятно окружило судно и некоторое время двигалось вместе с ним. Затем, набирая скорость, пятно ушло из-под судна и через 2-3 минуты достигло горизонта. Свечение там было настолько сильным, что отсвечивали облака. Вслед за этим свечением из-под корабля к горизонту точно также ушло ещё три.
В 1925 г. команда французского эскадренного миноносца «Прюссен» отмечала: «неожиданно всё вокруг корабля осветилось. Свет исходил от множества всплывающих с больших глубин шаров диаметром не более четверти метра. Они поднимались кверху со скоростью полметра в секунду с интервалом 20-30 секунд. Непосредственно под поверхностью шары резко раздувались вдвое, а окончательно всплыв, рывком растягивались в разные стороны, превращаясь в гигантские диски диаметром до 120 метров. Эти яркие серебристо-зелёные образования некоторое время колыхались над поверхностью воды и затем словно гасли в темноте».
14 ноября 1949 г. капитан третьего ранга ВМС США Дж. Р. Бодлер вёл свой корабль через Хормузский пролив безлунной ночью. Возле острова Литл-Коин с левого борта корябля было замечено вращающееся светящееся пятно диаметром 300-400 метров. Явление напоминало движение световых пучков от вращающихся в одной плоскости прожекторов (фосфоресцирующее «колесо» со «спицами»). Через некоторое время, накрыв собой центр «колеса», корабль по приказу капитана отошёл на несколько миль от него. Тут же справа от него возникло другое, менее яркое светящееся пятно. Через 30 минут появилось третье «колесо».
20 июля 1967 г. команда аргентинского корабля «Навьеро», как сообщается в вахтенном журнале, на расстоянии 120 миль от бразильского побережья 15 минут наблюдала двигавшийся по воде возле судна сверкающий голубовато-белым сиянием гладкий сигарообразный объект 30-метровой длины, который затем погрузился под воду, прошёл под судном и исчез под водой.
В 1973 г. в Малаккском проливе (Индонезия) в 2 часа ночи команда советского теплохода «Антон Макаренко» наблдюдала около 40—50 часов под водой «светящееся колесо». Капитан корабля Е. В. Лысенко вспоминал, что «вначале на волнах появились… светящиеся пятна. Их становилось всё больше и больше. Затем они вытянулись в линии — метров 6—8 шириной и до самого горизонта. С мостика судна просматривается пространство до 12 миль, и вот всё оно было заполнено светящимися, строго начерченными прямыми. Расстояние между ними метров сорок. Стало очень светло, как будто месяц на небе появился. Свечение холодноватое, серебристое и достаточно яркое… Затем линии стали двигаться. Они закружились, как спицы гигантского колеса, эпицентр которого был несколько сзади судна. Вращение небыстрое, ровное и до самого горизонта. Зрелище необыкновенное и незабываемое. Знаете, дошло до того, что у нас, бывалых моряков, закружилась голова, появилась тошнота, как если бы мы кружились на карусели». Вращение это постепенно ускорялось, и концы «лучей» изогнулись, сообщала газета «Совершенно секретно».

Рыбаки из Миссисипи заявляли, что 6 ноября 1973 г. наблюдали в устье реки Паскагуола (Миссисипи) неопознанный объект длиной в 3 фута и шириной в 3—4 дюйма с поверхностью, похожей на металличекую, излучавший янтарный свет. Рыбаки и служащие береговой охраны пытались достать предмет вёслами и баграми, но он уплыл и исчез из виду через 40 минут.
14 ноября 1975 г. рыбак из города Тронте (Адриатика) Тони Памака сообщил корреспонденту журнала «Эуропео»: «Я находился с вечера в море, примерно километрах в 5—6 от берега. Около четырёх часов утра, когда я выбирал с глубины снасти, внезапно увидел идущий из-под воды красный свет. Едва вынув снасть, я поспешил удалиться от того места, но красный свет двинулся вслед за мной, то поднимаясь к поверхности и рассеиваясь по большой территории, то опускаясь ко дну и превращаясь в багровую звезду. Не помню, как я добрался до берега. Это было жутко, ужасно, я провалялся в ознобе и судорогах от страха более двух часов и неделю не выходил в море. Теперь боюсь отплывать дальше 200 метров…»
27 марта 1976 г. в Сиамском заливе было замечено из корабля под водой несколько параллельных огненных пучков, которые приняли форму колеса. В какой-то момент «спицы» (каждая по 70 футов, с таким же расстоянием между «спицами») колеса «задели» корабль и стали пересекать его с частотой 2 пересечения в секунду, вращаясь по направлению часовой стрелки. Колесо вращалось всё быстрее, а свечение становилось всё ярче. Через несколько минут «колесо» снова приняло вид параллельных огненных пучков, затем опять образовалось «колесо», которое в течение нескольких минут вращалось уже в противоположную сторону. Всего явление наблюдалось около 17 минут.
6 марта 1980 г. в Аравийском море были зафиксированы подводные белые огни, принявшие форму водоворотов и колёс телеги, простиравшихся до горизонта. Ширина «водоворотов» варьировала от 4 до 6 футов, а длина была приблизительно 45 футов. «Колёса телеги» из «спиц» шириной в 6—8 футов, причём их центры светились ярче краёв. Явление возможно было наблюдать в течение полутора часов.
В 1988 г. в Южной Атлантике радары атомной подводной лодки США неоднократно фиксировали наличие в опасной близости к субмарине подводного объекта в половину размера субмарины. Объект то подпускал лодку к себе на расстояние 200 метров, то с большой скоростью уходил в сторону, то опускался на полуторакилометровую глубину, то резко всплывал «наперерез лодке». Через некоторое время НПО исчез со скоростью 300 км/ч. ru.wikipedia.org
Вспоминает контр-адмирал запаса О.Г.Чефонов:
«В то время я командовал атомной ракетной лодкой. Возвращались в базу где-то на траверзе Находки. Шли в надводном положении. Туман, видимость нулевая. Работает радиолокационная станция. Внезапно на ее экране появляется цель и быстро идет на пересечение нашего курса. Скорость большая. Отметка четкая. Совершенно ясно, что это не помеха. Я увеличиваю ход, чтобы проскочить. Цель — тоже. Рисковать опасно, решаю застопорить ход и пропустить ее. Помимо этого, начали подавать всевозможные сигналы: пускали ракеты, включали ревун, зажгли кормовой огонь и прожектор. Слушаю доклады: «Дистанция — пять кабельтовых, четыре… три… два… один…» Все находящиеся на мостике до боли в глазах вглядываются туда, откуда должна появиться неизвестная цель. Акустик почти кричит: «0,5 кабельтовых! Цель вошла в мертвую зону!» Напряжение страшное. Все на пределе. Проходит минута, вторая, третья. Вот сейчас цель появится с другого борта.
Так мы прождали четверть часа, но цель так и не появилась.
Второй подобный случай был со мной спустя год. Опять четкая засветка на РЛС. Цель опасно сближается. Я приказываю все записывать в вахтенный журнал. Дали стоп. Обнаруженная, но невидимая цель опять входит в нашу мертвую зону и навсегда исчезает. Потом мы этот случай с другими командирами обсуждали. Оказалось, нечто подобное было и у многих из них. На том все и кончилось».
Личный опыт автора.
На боевой службе, в 1985 году, в северной части Тихого Океана, на глубине сто метров, после часа кваканий, атомоход К-433 столкнулся с чем то мягким и вязким, звук был похож на шлепок сырого мяса о разделочную доску, но «кусок мяса» был так огромен, что заставил подводный крейсер, водоизмещением больше 13 000 тонн в подводном положение, содрогнуться и затрястись.
В 1989 году на переходе японским морём К -211, на глубине 100 метров, после специфического квакания, мои акустики обнаружили две подводных цели, которые легко догнали и обогнали крейсер шедший 10 узлами . Когда я определил их ЭДЦ (элементы движения, скорость их оказалась более 50 узлов. Командир тогда изволии пошутить: «Ваши прославленные акустики, начальник РТС, обнаружили подводный самолёт!».
Квакеры, свидетельства военных моряков подводников.

КВАКЕРЫ, протестантская деноминация. Отличительная черта религиозной доктрины квакеров — убеждение, что Бог пребывает в сердце каждого человека, непосредственно призывая его встать на путь, ведущий к совершенной жизни. Эти сокровенные отношения между Богом и каждым человеческим существом именуются «внутренним светом». Он проявляется и в аскетическом образе жизни, особом акценте на духовной ответственности каждого индивида, сильном чувстве его причастности к судьбе ближнего.

К концу 1990-х годов в мире насчитывалось более 300 тыс. квакеров, примерно 100 тыс. из них живут в США. Квакеры сформировали относительно крупное Общество друзей (пятилетнее собрание) и меньшие по численности Религиозное общество друзей (генеральная конференция), Религиозное общество друзей (консервативное) и настроенную более фундаменталистски Ассоциацию евангелических друзей. Крупные сообщества находятся в Кении (ок. 100 тыс. членов) и в Великобритании (ок. 18 тыс. членов). См. также ПРОТЕСТАНТИЗМ.

Вера и богослужебная практика.

В основе учение квакеров лежит доктрина «внутреннего света», «божественной искры». Это «свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1:9); иногда егоназывают «внутренним Христом» или «внутренним голосом». Считается, что глас Божий прямо обращается к душе, и поэтому его рассматривают как высшую инстанцию для человека. Поскольку он принадлежит всем людям, квакеры не признают особого достоинства церковных клириков и отказались от всех богослужебных обрядов. Небольшие группы квакеров еженедельно проводят молитвенные собрания, где все обычно сидят молча в пустой комнате, ожидая, когда заговорит «внутренний Христос» через того из них, кто вдохновлен «дать свидетельство». В помещении нет алтаря, молитвы не читаются, гимны не поются.

Квакеры не совершают таинств. Они верят в духовное причастие, которое не требует наличия физических веществ, таких, как хлеб и вино. Подобным же образом они верят в духовное крещение, посредством которого при рождении даруется членство в квакерской общине. Хотя квакеры разделяют многие вероучительные положения протестантизма, они не придерживаются какого-либо официального символа веры. Вместо него они руководствуются сборником Вера и практика (Faith and Practice) — своего рода уставом, в котором освещается должный порядок проведения собраний, личные, общественные и политические обязанности верующих, а также практика честного ведения дел.

С самого начала квакеры из-за своих особых верований и необычного поведения были изолированы от остальных христиан. Далеко опережая свое время, квакеры утверждали равенство женщин и мужчин, относились к американским индейцам как к братьям, выступали против рабства. Они продолжают отказываться давать присягу, верят, что правду надо говорить всегда, и хотя как и раньше придерживаются принципа ненасилия в жизни, изменили свое отношение к пацифизму. Сегодня по религиозным убеждениям отказываются служить в армии лишь немногие квакеры призывного возраста.

Организация.

В начале своей истории квакеры осознали важность организованности и стали встречаться на собраниях для богослужения и обсуждения деловых вопросов. Главным органом для обсуждения деловых проблем является ежемесячное собрание, в котором участвуют квакеры из различных собраний, или общин, в пределах небольшого региона. Верующие убеждены, что встречи для обсуждения деловых вопросов находятся под божественным покровительством, как и богослужебные собрания. На деловых собраниях они не голосуют, а ждут, пока не достигается консенсус, или «смысл встречи». Ежемесячные собрания рассматривают вопросы членства и назначения старейшин, они же заботятся о душевном здоровье сообщества верующих. Группа ежемесячных собраний в большем регионе (в Англии в рамках графства) встречается четыре раза в году на квартальных собраниях. Квакеры в еще более крупных регионах, таких как штат в США или страна в целом, организуют ежегодные собрания. Раз в 15 лет квакеры проводят всемирную конференцию.

История возникновения.

Религиозное общество друзей возникло в Англии примерно в середине 17 в., основал его странствующий проповедник Джордж Фокс (1624–1691). В самом начале оно представляло собой ответвление сепаратистского движения, направленного против господствующей Церкви Англии в начале 16 в. Подобно другим недовольным английским протестантам, квакеры поначалу отказывались посещать государственную церковь и платить налоги на ее содержание. Кроме того, они требовали свободы слова и собраний, признавали равенство мужчин и женщин, отказывались давать присягу и воевать. В 1650 судья, которого Фокс призывал «трепетать перед Словом Господа», назвал в насмешку его последователей «квакерами» («трепыхателями»); это название привилось. В 1665 впервые был использован термин «Религиозное общество».

В 17 в. квакеры подвергались наибольшим преследованиям, тем не менее ряды их значительно пополнились. В Англии их избивали, сажали в тюрьмы и даже казнили, поэтому с 1656 началась их эмиграция в Америку, где они приобрели много новообращенных на территориях к югу от Новой Англии до Северной и Южной Каролины. В 1681 У.Пенн (1644–1718) в основанной им колонии Пенсильвания положил начало «святому эксперименту» на принципах квакерства.

В ходе войны англичан с французами и индейцами (1754–1763) они отказывались поддерживать военные экспедиции против своих индейских братьев. Некоторые «сражающиеся квакеры» служили в американской революционной армии. Многие квакеры в американских колониях под влиянием странствующего проповедника и реформатора Дж.Вулмана отпускали на волю своих рабов и агитировали за их всеобщее освобождение.

Расколы и дальнейшее развитие.

В 19 в. американские квакеры дважды пережили раскол. Первый произошел в 1827. Отколовшуюся группу назвали хикситами по имени фермера и проповедника Э.Хикса (1748–1830), который испытал воздействие либеральных идей Просвещения и принципов свободы. Второе разделение началось в 1845, когда ортодоксальная часть квакеров распалась на гернитов и уилбуритов. Первое крыло связано с Дж.Герни (1778–1846), английским протестантом, проповедовавшим исключительный авторитет Библии, второе – с Дж.Уилбуром (1774–1856), консерватором из Новой Англии, считавшим, что Герни подрывает принцип верховной власти «внутреннего света». Герниты отказывались от принятых в среде квакеров собраний без установленного богослужебного чина и вводили оплачиваемые должности проповедников. Некоторые герниты приняли более церковное по форме название «Церковь Друзей». Квакеры не спешили влиться в миссионерское движение 19 в., но, начав миссионерскую деятельности в 60-х годах 19 в., развернули ее на всех континентах. Большинство из групп квакеров, возникших в ходе этой миссионерской деятельности, позднее организовали независимые ежегодные собрания.

В 19 в. Религиозное общество друзей в основном решало свои внутренние проблемы, однако некоторые квакеры приняли активное участие в социальных реформах своего времени. В США Лукреция Мотт (1793–1880) приобрела известность борьбой против рабства и выступлениями в защиту равноправия женщин. Члены общества продолжали помогать индейцам, бывшим рабам, освободившимся после гражданской войны, участвовали в движении за введение «сухого закона» и пацифистском движении. В Англии такие квакеры, как Дж.Роунтри (1836–1925), внесли вклад в развитие системы обучения взрослых и улучшение условий труда рабочих. К концу 19 в. многие члены Общества друзей начали проявлять повышенный интерес к социальным проблемам.

В 1937 на всемирной конференции квакеров был образован Всемирный консультационный комитет друзей. Американские квакеры также входят в Национальный совет церквей и Всемирный совет церквей.

В сентябре начнется мой последний учебный год. За прошедшие 12 лет я прошла обучение в двух замечательных квакерских школах Филадельфийского округа. Первая – небольшая начальная школа под названием школа Плимутского собрания Друзей, вторая – независимая школа «Уильям Пенн Чартер» (школа «Хартии Уильяма Пенна»). Она располагается в Ист-Фоллсе и сочетает в себе как начальную, так и среднюю школы; входит в пятерку старейших квакерских школ в США.

Квакерское образование нацелено на использование целостного подхода при обучении детей. Эта система образования принимает и приветствует всех людей, независимо от расы, социального класса, пола или сексуальной ориентации. И она была таковой с самого начала.

Школа «Уильям Пенн Чартер»

Квакерское образование стремится к кооперативному обучению, означающему, что преподаватели и студенты работают вместе, чтобы обогатить образовательный опыт друг друга. Механизмы практического обучения отлажены через участие в общественной деятельности, учащимся рассказывают о способах мирного урегулирования конфликтов, без применения насилия. В целом, квакерское образование готовит людей к тому, чтобы они прожили по-настоящему значащую жизнь.

Квакеры убеждены, что всякая личность обладает как потенциальной способностью жить, придерживаясь самых добрых намерений, так и ответственностью, которая может помочь ей этого достигнуть. В квакерских школах считают, что даваемое образование готовит учеников ко всей жизни в целом — интеллектуальные, физические и социально-эмоциональные качества развиваются ровно в той же степени, что и духовные. Учителя квакерских школ являются помощниками в образовательном процессе, используя в качестве инструментов диалоги и полученные от учеников размышления и пожелания. Школьников учат, что жизнь священна, и что в своих поступках нужно отталкиваться от этого факта.

Совет Друзей по образованию

Мне было пять лет, когда я пошла в детский сад при школе Плимутского собрания Друзей, и двенадцать, когда я ее закончила. Таким образом, полученное квакерское образование было моим единственным опытом на тот момент. Собираться на молитву каждый четверг, решать конфликтные ситуации путем консенсуса, начинать собрания с молчания, осознавать, что «Бог есть в каждом» – все эти установки были неотъемлемой частью моей жизни.

Кроме того, я обучалась чтению, письму, математике – в общем, всему тому, чему учат в обычной начальной школе. Но, возможно, наиболее ценные уроки были получены мной вне классных стен.

Независимо от того, в какой части земного шара вы проживаете, почти всегда находятся люди, которые отличаются от остальных, и Плимут в этом смысле не был исключением. Моя начальная школа не была совершенной, впрочем, как и никакая другая. Но, однако же, она была особенной, и не потому что являлась эмуляцией утопического сообщества, где никто не испытывал невзгоды; она была особенной потому, что в ее стенах ответом на малые, неизбежные и тревожные переживания в жизни были сочувствие и сострадание.

Мою среднюю школу в Филадельфии обычно называют «квакерской школой, которая не совсем квакерская», ввиду отсутствия слова «Друзья» в названии, отсутствия связи с определенным собранием, а также потому, что в ней сохранилось подготовительное отделение для всех детей, идентичное тем, что существовали при школах 20-30 лет назад. Во время дня открытых дверей в дождливую и холодную субботу в ноябре 2009 года я посетила эту школу вместе со своей семьей. Я, честно говоря, не помню всех деталей. Но мне запомнился вопрос, который задал глава школы доктор Форд: «Что отличает людей, приобщенных к школе Пенн Чартер?» И его ответ самому себе был таким:

В сообществе Пенн Чартер нечто от Бога во мне встречает нечто от Бога в вас.

По-моему, в этих словах заключается суть квакерского образования. Здесь идет речь о том, что вы позволяете блистать своему внутреннему свету с помощью молчания, и с помощью него же вы ищете мир; о том, что вы не прибегаете к насилию, чтобы решать проблемы, а приходите к консенсусу по важным вопросам.

Урок в школе «Уильям Пенн Чартер»

Но что наиболее важно, в ней заключена мысль о необходимости уважения всех людей, независимо от их жизненных путей, и о способности принять их в свои объятия, даже когда вы этого не хотите.

Как можно отличить квакерскую школу?

  • Она имеет в своем названии слово «Друзья» (например, школа Плимутского собрания Друзей).
  • Она находится под попечением какого-либо собрания. Точно так же, как приходские школы находятся под попечением прихода или церкви.
  • При описании школы часто упоминаются слова «внутренний свет» или «дух».
  • Она основана известным квакером (например, Уильям Пенн основал школу «Уильям Пенн Чартер»).
  • Если в разговоре о школе всплывает понятие «молитвенное собрание». Молитвенные собрания представляют собой религиозную службу, во время которой Друзья, собираются и сидят некоторое время в молчании и, движимые духом выступают на собрании (богослужение при этом никто не ведет). В знак того, что собрание окончено, друзья обмениваются рукопожатиями.

Не все квакерские школы обладают всеми этими признаками. Это наиболее общие обычаи/признаки квакерских школ.

Али Уотсон

УДК 94(73).08

Е. В. Галкина

АМЕРИКАНСКИЕ КВАКЕРЫ И ИХ ПАЦИФИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья посвящена проблемам деятельности американских квакеров в Северной Америке начиная с 1660-х гг. Проведен анализ их религиозной доктрины, которая включала в себе элементы пацифизма. В ней определены как обязательные теологические компоненты, так и мирная платформа деятельности квакеров в Америке. Значительное

место в статье занимает вопрос о пацифизме квакерской деятельности и отношении к ним других религиозных течений и государственной власти.

Ключевые слова: квакер, пацифизм, Северная Америка, Новый Свет, мирная доктрина, религиозное течение, государственная власть.

E. V. Galkina

AMERICAN QUAKERS AND THEIR PACIFIST ACTIVITY

Key words: Quaker, pacifism, North America, the New World, peaceful doctrine, religious movement, the government.

Квакеры стоят у самых истоков современного западного пацифизма. Они впервые сформулировали и обосновали основные принципы мирной доктрины: неучастие в войнах, мятежах и вооруженной борьбе, неприменение оружия и физического насилия вне зависимости от целей и обстоятельств. Все эти положения легли в основу пацифистской доктрины нового и новейшего времени.

Целью нашего исследования является изучение мирной доктрины и антивоенной деятельности квакеров с момента их переселения в Новый Свет, а также характеристика основных вех пацифистской работы квакеров, сложности их взаимоотношений с государственной властью и различными религиозными течениями.

В литературе не существует единого мнения относительно происхождения названия

секты квакеров, но утверждается, что это прозвище («quake» англ. — дрожать, трепетать), данное этому религиозному обществу его противниками. Термин «квакерство» на первых порах не являлся самоназванием, однако со временем стал использоваться и как самоидентификация религиозной группы.

Основными источниками по квакерскому движению являются дневники Джорджа Фокса, Роберта Баркли, Уильяма Севела, Уильяма Пенна и др. . Общим в них было то, что исторические события в колониальной Америке осмысливались ими на основе собственного опыта. События в них описывались так, как они были прочувствованы самими авторами — современниками, очевидцами и непосредственными участниками событий. Наиболее полное представление об американском квакерстве дает уникальный по своему содержанию дневник непосредственного участника движения Джона Вулмана «Ходатайство о бедных», вышедший в свет в 1774 г. . Он содержит сведения из истории «Общества друзей» («Society of Friends» — самоназвание секты квакеров; свое официальное наименование «Религиозное общество друзей» эта конфессия получила только в конце XVIII в.) в Америке XVIII столетия. Материалы дневника отражают не только религиозно-ментальные установки движения, но и стремление квакеров провести радикально-экономические преобразования в колониях. Эти записи — единственное произведение квакеров XVII-XVIII столетий, переведенное на русский язык. В нем отражается неповторимое индивидуальное восприятие квакерства, так как оно передает личный взгляд на это религиозное движение.

Среди источников мемуарного характера выделяются (кроме дневников) воспоминания и свидетельства квакеров , наиболее правдиво передающие мироощущение, их социальную психологию, отражающие неповторимо-индивидуальное восприятие событий.

Часть источников долгое время оставалась в безызвестности. Только в конце 90-х гг. ХХ в. современные исследователи обратились к ним. Английский историк Х. Мак-Грегор Росс творчески переработал уникальные источники о Дж. Фоксе и квакерском движении, которые до этого никогда не публиковались . Обращение к этим источ-

никам помогает раскрыть личностные качества, религиозно-духовное учение Фокса, заполняет пробелы в знаниях о квакерстве.

Ценными источниками являются сочинения квакеров (У. Пенна, Дж. Скотта, Р. Баркли и др.) , обширное эпистолярное наследие лидеров движения , многочисленные проповеди и документальные материалы по квакерской колонии Пенсильвании и другим регионам Северной Америки , позволяющие реконструировать духовно-эмоциональный климат Америки XVN-XVШ вв.

Проповеди квакеров того времени отличаются от протестантских доктрин прежде всего своим построением и эмоциональной насыщенностью библейских образов. В своем исследовании автор использует восстановленные современными исследователями оригинальные проповеди Дж. Фокса, произнесенные им на собраниях для богослужения .

Эпистолярное наследие составило ценный пласт знаний об американских квакерах. При исследовании автор использовал личные письма У. Пенна, написанные жене и Маргарет Фелл , активной участницы квакерского движения. Эти источники позволяют словно изнутри взглянуть на квакеров , их личное восприятие давления на это религиозное движение со стороны государственной власти и официальной церкви. Такой подход позволил точнее реконструировать причины расколов, схизм в рядах квакеров, проанализировать пацифистскую направленность их деятельности в Америке.

Первые квакеры появились в североамериканских колониях в период Английской революции XVII в. После отделения от англиканской церкви (в 1689 г.) квакеры стали официально называть себя «Обществом друзей», согласно библейскому выражению «Вы мне друзья, если соблюдаете заповеди мои» . В Англии 40-х гг. XVII в. кальвинизм и общественное течение по защите прав народного представительства слились воедино. Реформация в стране требовала религии особого рода, которая, пренебрегая установившимися догмами, ограничивается действием, подчиняет жизнь человека строгой нравственной дисциплине, воспитывает моралистов, работников и граждан . Сама обстановка в

общественной жизни Англии революционного времени породила множество религиозных сект, оппозиционных ортодоксальной англиканской церкви. В этих условиях возникло движение квакеров .

Этих религиозных сектантов жестоко преследовали на родине, в Англии за радикальные религиозные взгляды . Квакеры решительно отвергали кальвинистскую идею о предопределении и спасении узкого круга избранных . Они утверждали, что Иисус Христос пожертвовал своей жизнью во имя спасения всех людей. Ключевым для этого учения было убеждение о пребывании божественного озарения, или, как они говорили, света Христова в каждом человеке. Как отмечал в своем дневнике американский мыслитель, квакер Джон Вул-ман, «члены квакерского Общества называли друг друга Друзьями и писали это слово с большой буквы» .

Квакерское движение имело оппозиционную направленность по отношению не только к англиканской церкви, но и к государству. Такая позиция вызвала негодование властей, особенно после реставрации Стюартов в Англии в 1660-х гг. Так, квакеры стали объектом жестоких религиозных и политических гонений со стороны государственной церкви и властей Англии . Репрессии вынуждали «Друзей» покидать метрополию, уезжать за ее пределы. Спасаясь от преследований, многие квакеры переселялись в основном в Северную Америку, где опора властей на церковь была слабее, чем в Старом Свете. Квакеры иммигрировали в Нью-Джерси, Пенсильванию, Массачусетс, Род-Айленд, Виргинию, Нью-Йорк, где и образовали значительные общины .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Квакеров можно охарактеризовать как активных пацифистов. Они выступали с проповедью антимилитаризма, категорически отвергали всякое насилие, даже в целях самозащиты. Основатель квакерского движения Джордж Фокс заявлял: «Я отвергаю ношение меча или другого видимого оружия» . Квакеры осуждали войну и отказывались от несения воинской повинности. Их логика была проста: поскольку в каждом человеке присутствовал «внутренний свет», то убийство человека означало убийство Бога, а это не могло быть оправдано никакими земными человеческими соображениями . Поэтому «Друзья» отказыва-

лись брать в руки оружие. «Ведение войн, обычное для мира сего, настолько отличается от чистоты христианской религии, что многие совестятся в них участвовать», — писал Дж. Вулман в 1755 г. в послании «Друзьям» на американском континенте, подписанном еще 14 квакерами, и защищавшем пацифистские настроения .

Особым испытанием для квакеров явилась Война за Независимость (1775-1783 гг.), когда им как пацифистам нужно было проявить себя. Это привело к расколу в их рядах. Часть «Друзей» отказалась участвовать в военных действиях, что послужило снижению их авторитета среди населения. Но в их среде было немало тех, кто сражался за свободу и независимость североамериканских штатов.

Квакеры считали, что обязаны всегда говорить только правду, а поэтому и никогда не клясться (на основании Евангелия от Матфея 5:34-37). В силу этого в колониях, а затем в США для квакеров, вступающих в должность, предусмотрена формула присяги, не имеющая религиозного значения. «Друзья» имели все возможности использовать свое пребывание у власти для реализации своих идей. Но они больше декларировали, чем делали . Квакеры протестовали против рабства и работорговли, но не проявили решительности, чтобы их отменить.

Находясь у власти в Пенсильвании с 1681 г. до середины XVIII в., Род-Айленде в 1672-1676 гг., Нью-Джерси, имея большинство в органах управления, квакеры пришли к выводу, что в качестве правителей им было предоставлено еще меньше свободы — скажем, в исповедании своего пацифистского кредо, — нежели в прежнем своем положении преследуемого меньшинства.

В середине XVIII столетия выбрали чистоту своих нравственных принципов, и окончательно отказались от власти в 1756 г. Квакеры оказались не в состоянии руководить и добиваться через это реализации своих целей и идей. Большую часть своей энергии «Друзья» отдали духовному очищению в рамках собственной секты . И по мере того, как росла численность населения Америки, удельный вес квакеров снижался, и они растворялись в многонациональном населении колоний (Род-Айленд, Нью-Джерси, Пенсильвания) .

Квакеры не выдержали испытаний на прочность, каким подверг Новый Свет постулаты их религиозных догм . Одно дело — быть в оппозиции, другое — управлять и действовать. Это можно объяснить «… отсутствием у квакеров социально-политического опыта (они не владели искусством управления и политического господства)» . В результате, в конце XVIII в. квакеры окончательно ушли с политической арены и постепенно превратились в замкнутую секту.

Гражданская война (1861-1865 гг.) между северными и южными штатами явилась неизбежным следствием социально-экономических противоречий внутри страны. Вопрос о рабстве был ключевым. Квакеры еще с первых шагов деятельности в Северной Америке целенаправленно выступали против рабства. Они официально осудили работорговлю. И квакерская колония Пенсильвания в силу веротерпимости стала колыбелью антирабовладельческого движения в Британской Северной Америке .

В конце XIX столетия прежняя суровость жизни квакеров стала заметно снижаться. Оппозиционная направленность квакеров по отношению к государству существенно уменьшилась и в XX в.

Большое внимание квакеры уделяли антивоенной и филантропической деятельности, широко развернувшейся между Первой и Второй мировыми войнами. Она включала работу среди пленных, перемещенных лиц, помощь в восстановлении разрушенных районов, борьбу с голодом и эпидемиями. Их миротворческая деятельность особенно расширилась после Второй мировой войны и распространилась на многие страны мира.

За большой вклад в пацифистское движение мира и организацию помощи населению, пострадавшему от войны, «Комитет службы американских друзей» и «Совет службы друзей Англии» в 1947 г. были удостоены Нобелевской премии мира.

Американские квакеры активно «влились» в массовое движение сторонников мира, которое объединяет борцов за мир без учета пола, языка, религии, идеологических, политических и религиозных доктрин. Это движение оформилось в международном масштабе на Первом Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже в апреле 1949 г. Квакеры здесь действуют совместно с различными организациями сторонников мира на планете.

Свою антивоенную работу «Друзья» не сворачивали даже в самые тяжелые годы «холодной войны». В марте 1967 г. квакеры решительно осудили войну во Вьетнаме, призывая американцев отказаться от участия в этой «позорной войне». Квакеры выступали против политики силы в международных отношениях, стремились наладить контакты с миротворческими организациями всех стран, проводили марши мира, мирные забастовки.

Наступление ядерной эры лишь подчеркнуло значение благотворной пацифистской деятельности квакеров, которая успешно проводится и в настоящее время, отстаивая идеи мира.

В заключение отметим, что квакеры Америки ведут активную миссионерскую работу, отстаивают идеи ненасилия в современном обществе. Все это особенно важно в современном мире, полном рисков и угроз для мирного сосуществования народов.

Источники и литература

1. Вулман Дж. Дневник: Ходатайство о бедных / пер., вступ. ст. и коммент. Т. А. Павловой; под ред. Н. М. Спа-сенко М.: Наука, 1995. 335 с.

2. Гейссер Л. История Реформации / пер. с нем. М., 1882. 470 с. (репринт: М.: Ленард, 2015. Т.1. 238 с.).

6. Говорит сам Джордж Фокс / ред. Хью Мак-Грегор Росс; пер. и вступ. ст. Т. А. Павловой. М., ИВИ РАН, 2000. 192 с.

7. Жук С. И. Схизма Кита и кризис норм власти в колониальной Америке // Американский ежегодник, 1998. М.: Наука, 1999. С. 9-32.

9. Хроника христианства / пер. с нем. В. Годфрида. М.: ТЕРРА, 1999. 464 с.

10. Annals of Pennsylvania from Discovery of the Delaware, 1609-1682. Philadelphia: Hazard and Mitchell, 1850. 664 p.

12. Barclay R. The Inner Life of Religious Societies of Common wealth. L.: Hodder and Stoughton, 1876. 625 p.

13. Drummond A. L. Story of American Protestantism 2 ed. Boston: Beacon Press, 1951. 418 p.

14. Eyster N. A Day Among the Quakers // Harper’s New Monthly Magazine. Vol. 41. Issue 244. Sept. 1840. P. 537-541.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Fox G. Journal of George Fox (First ed. — 1694). L.: Nickall’s edition, 1975. 203 p.

16. Friend’s Library / ed. by W. and Th. Evans. Philadelphia: Joseph Rakestraw, 1837. Vol. I. 223 p.

17. Grubb E. Social Aspects of Quaker Faith. L.: Headley Year published, 1899. 264 p.

18. Penn W. The People Called Quakers // Annals of America. Chicago, L., ets.: Encyclopedia Britannica, 1968. Vol. 1. P. 265-271.

19. Penn W. The Witness of William Penn. N.Y.: Macmillan, 1957. 205 p.

20. Quakerism in Seventeenth Century Massachusetts Bay. Westport (Conn.) L., 1985. 428 p.

21. Reay B. The Quakers and the English Revolution. N.Y.: St. Martin’s Press, 1985. 184 p.

22. Russel E. History of Quakerism N.Y.: Macmillan, 1942. 616 p.

9. Hronika hristianstva (Chronicle Christianity) / translated by V. Godfrid. Moscow: TERRA, 1999. 464 p. (In Russian).

10. Annals of Pennsylvania from Discovery of the Delaware, 1609-1682. Philadelphia: Hazard and Mitchell, 1850. 664 p.

12. Barclay R. The Inner Life of Religious Societies of Common wealth. L.: Hodder and Stoughton, 1876. 625 p.

13. Drummond A. L. Story of American Protestantism 2 ed. Boston: Beacon Press, 1951. 418 p.

14. Eyster N. A Day Among the Quakers // Harper’s New Monthly Magazine. Vol. 41. Issue 244. Sept. 1840. P. 537-541.

15. Fox G. Journal of George Fox (First ed. — 1694). L.: Nickall’s edition, 1975. 203 p.

16. Friend’s Library / ed. by W. and Th. Evans. Philadelphia: Joseph Rakestraw, 1837. Vol. I. 223 p.

17. Grubb E. Social Aspects of Quaker Faith. L.: Headley Year published, 1899. 264 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Penn W. The People Called Quakers // Annals of America. Chicago, L., ets.: Encyclopedia Britannica, 1968. Vol. 1. P. 265-271.

19. Penn W. The Witness of William Penn. N.Y.: Macmillan, 1957. 205 p.

20. Quakerism in Seventeenth Century Massachusetts Bay. Westport (Conn.) L., 1985. 428 p.

21. Reay B. The Quakers and the English Revolution. N.Y.: St. Martin’s Press, 1985. 184 p.

22. Russel E. History of Quakerism N.Y.: Macmillan, 1942. 616 p.

УДК 94(470.63).084.3

Э. Т. Головина

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО В ПОЛИТИКЕ МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ СТАВРОПОЛЬЯ В 1920-е ГОДЫ

В статье автор обращается к проблеме реализации культурной политики большевиков на Ставрополье в 1920-е гг. Важнейшим компонентом культурной революции стало библиотечное дело, которое играло важную роль в деле формирования «нового человека», что доказывается изданием отдельных нормативно-правовых актов. Активизация библиотечного строительства в советской России была связана с пропагандистскими и просветительскими потребностями государ-

ства. На примере Ставрополья доказано, что централизация библиотечного дела не была завершена в 1920-е гг. Кроме того, для полноценной работы библиотек не хватало кадров. Тяжелая трудовая повседневность села оставляла библиотечное строительство на периферии интересов сельских властей и самих селян.

Ключевые слова: культурная революция, библиотечное дело, советское государство, история Ставрополья.

Е. Т. Golovina

LIBRARIES IN THE POLIСY OF STAVROPOL LOCAL POWER IN 1920s

Масштабным социально-политическим проектом большевиков сразу же после прихода к власти стала «культурная рево-

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *