Ланчанское чудо

Описание

Ланчано – очень древний город на юге Абруццо (провинция Кьети). Он расположен на холме в предгорьях Майеллы. Археологические раскопки показали, что люди жили здесь еще в пятом тысячелетии до н.э. Древние римляне называли этот город Анксанум (Anxanum). По преданию он был основан в 1181 году до н.э. троянским героем Солимом Фригийским. После гибели Трои Солимо вместе со своим другом Энеем много месяцев странствовал по морям и, наконец, высадился на берегу Адриатики. Легендарный Солимо основал в Абруццо два города. Сульмона и по сей день носит его имя, а Анксанум был назван в память о его друге Анксо, погибшем на Троянской войне. Две главные достопримечательности находятся на центральной площади города – Piazza Plebiscito. В церкви Святого Франциска хранится Евхаристическое чудо (Miracolo Eucaristico). Паломники со всего христианского мира приезжают сюда, чтобы воочию увидеть материальное свидетельство первого в католицизме евхаристического чуда, которое произошло здесь в VIII веке. Некий монах испытывал сильные сомнения в основах христианской веры и, особенно, в реальном присутствии Христа в таинстве причастия. В один прекрасный день он совершал обряд двойного освящения хлеба и вина, и совершенно неожиданно на его глазах гостия (хлеб) превратилась в живую Плоть, а вино – в Кровь. Кровь свернулась в 5 глобул неправильной формы и разного размера. Ланчанское чудо было официально признано Католической церковью как евхаристическое чудо. На протяжении веков, начиная с 1574 года, предпринимались исследования Чуда, инициированные церковными властями. Наиболее фундаментальные исследования проводились в 1971 и 1981 годах директором госпиталя Ареццо, профессором Одоардо Линоли (Odoardo Linoli), специалистом по анатомии, патологической гистологии, химии и клинической микроскопии. Ему помогал профессор Руджеро Бертелли (Ruggero Bertelli) из университета Сиены. Ученые пришли к следующим выводам: – Плоть – подлинная Плоть. Кровь – подлинная Кровь. – Плоть и Кровь принадлежат человеческому существу. – Плоть состоит из мышечной ткани сердца. – В Плоти наблюдается присутствие частиц миокарда, эндокарда, блуждающего нерва и также левого желудочка сердца, что объясняет большую плотность ткани миокарда. – Плоть представляет СЕРДЦЕ в целом с его основными составными элементами. – Плоть и Кровь имеют одинаковую группу крови (АВ). Что особенно важно, следы крови, имеющиеся на Туринской плащанице также относятся к группе АВ. Храм Св.Франциска был построен в 1258 году на месте ранее существовавшей церкви VII века. Богато украшенный барочный интерьер контрастирует со строгим фасадом, характерным для францисканских храмов. Евхаристическое Чудо сначала хранилось в капелле, расположенной сбоку от главного алтаря. В 1902 году Чудо было перенесено в монументальный мраморный алтарь, воздвигнутый на пожертвования, собранные жителями Ланчано. Несмотря на то, что в соборе всегда бывает много людей, здесь стоит особая благоговейная тишина. В молчании люди подходят к изящному алтарю, в котором хранится Евхаристическое чудо, в молчании созерцают Плоть и Кровь, заключенные в изящных сосудах. С 1713 года Плоть хранится в серебряной чеканной дарохранительнице, а Кровь в богато украшенном старинном кубке из горного хрусталя. В бывшем здании францисканского монастыря находится музей Евхаристического чуда. Подробнее… Напротив церкви Св.Франциска находится кафедральный собор Basilica Madonna del Ponte. Название базилики, которое переводится «Мадонна на мосту», в буквальном смысле отражает ее расположение. Базилика является уникальным в своем роде сооружением потому, что воздвигнута над тремя арочными пролетами древнего римского моста. Этот мост был построен еще в III веке и назван в честь императора Диоклетиана. Икона Madonna del Ponte была чудесным образом обретена в 1088 году. Когда проводился ремонт моста, пострадавшего во время сильного землетрясения, в одном из пилонов было найдено изображение Мадонны с младенцем, которую с тех пор стали называть Madonna del Ponte. Первоначально на этом месте была построена капелла Madonna delle Grazie, а в 1138 году был возведен маленький храм. В 1378 году жители Ланчано обратились к властям с просьбой построить большую церковь, которая занимала бы весь мост. Нынешнее здание базилики было построено в 1619 году. В начале XVII века была возведена колокольня по проекту Томмазо ди Милано. Интересная особенность заключается в том, что она расположена в некотором отдалении от собора и одновременно служит городской часовой башней. Внутреннее убранство базилики с колоннами из темного мрамора производит, хоть и сильное, но несколько мрачное впечатление. Огромное монотонное пространство единственного нефа подчиняется ритму 24 коринфских колонн из темного мрамора. Колонны поддерживают своды потолка с фресками неаполитанского художника Гиацинто Диано (1730-1803 гг.), изображающими сцены из Ветхого завета. В нишах между колоннами расположены шесть боковых алтарей и капеллы со статуями святых, выполненные в классическом стиле. Строгий классический интерьер собора сочетается с барочными эффектами светотени. Собор освещается светом, струящимся из окон, расположенных в куполе. В пресвитерии находится ниша с терракотовой статуей Мадонны дель Понте. На нее падает свет из «ока», круглого окна, расположенного в куполе над алтарем. Создается потрясающий эффект золотого свечения статуи на фоне полумрака, в который погружена громада собора. Подробнее… После осмотра кафедрального собора нужно обязательно пройти по археологическому маршруту «Мост Диоклетиана», который начинается сразу у базилики. Нужно только повернуть направо и спуститься по ступенькам. Маршрут проходит внутри конструкции древнеримского моста. Мост Диоклетиана был построен в III веке и первоначально состоял из трех арочных пролетов. Он соединил центральную часть города с ярмарочной площадью, которые были разделены глубоким оврагом. После того, как в 1389 году на мосту была построена церковь Мадонны дель Понте, проезжая дорога между двумя частями города оказалась перекрытой. Во время проведения ежегодных ярмарок повозки с товарами проходили в буквальном смысле слова через собор. На рубеже XV-XVI веков мост был расширен, и движение между двумя важнейшими частями города было восстановлено. Подземный коридор соединяет базилику Мадонны дель Понте и церковь Св.Франциска. В начале 1970-х годов, подземная галерея была переоборудована в концертный зал. Начиная с 1972 года здесь ежегодно проводится международный фестиваль «Estate Musicale Frentana» (15 июля – 31 августа). Любителям архитектуры нужно обязательно посетить церковь Санта Мария Маджоре, которая является подлинным архитектурным шедевром. Строительство церкви в романском стиле началось в 1180 году на месте античного храма, который был посвящен языческому богу Аполлону. Первоначально главный фасад имел маленький портик, выходивший на улицу Гарибальди. В результате серьезной перестройки, предпринятой в 1227 году, церковь приобрела бургундско-цистерцианский архитектурный облик, очень редко встречающийся в Абруццо. Над входом был надстроен портик с большой стрельчатой аркой. В 1317 году в соответствии с проектом архитектора Франческо Петрини (Francesco Petrini) был создан грандиозный портал, выходящий на площадь Санта Мария Маджоре. Дата создания портала и подпись Петрини и сейчас видны в полукруглом люнете, где расположена скульптурная группа, изображающая распятие Христа. В результате вход в храм был переориентирован на 180°. В пресвитерии церкви хранятся большой серебряный крест, выполненный в позднеготическом стиле знаменитым абруццианским златокузнецом Николой да Гурдиагреле (Nicola da Guardiagrele) и полукруглый триптих работы Джероламо Галицци да Сантакроче (Gerolamo Galizzi da Santacroce). Подробнее… Если останутся силы и время можно прогуляться по так называемому старому Ланчано. Этот район считается старым потому, что раньше здесь находился старинный замок. В VIII веке в Ланчано произошло сильнейшее землетрясение, которое полностью разрушило старый город. В результате застройка этого района мало, чем отличается от других кварталов города. Одним из самых примечательных светских зданий в Ланчано является монументальный театр Фенароли, построенный в середине XIX века в неоклассическом стиле. Театр впервые открыл двери для публики в 1841 году во время карнавала. Недалеко от театра находится интересное здание средневековой ремесленной мастерской (bottega) XV века. Раньше это был квартал ремесленников, состоявший из типичных зданий в готическом стиле. На первом этаже находилась мастерская, вход в которую вел прямо с улицы. На верхних этажах жила семья хозяина и подмастерья. В сохранившемся до наших дней здании и сегодня находится маленький магазин.

Ланчанское чудо. Шел VIII век от Рождества Христова. В церкви Сан-Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение: истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Хроники не донесли до нас имени этого иеромонаха, но зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры.

Священник гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. «Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более, что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. На верное, это всего лишь символы, просто воспоминание о тайной вечере…»

В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб… благословил, преломил и подал ученикам Своим, говоря: «Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов». Так же и чашу, говоря: «Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемся во оставление грехов».

Со страхом произносил священник святые слова Евхаристического канона, но сомнения продолжали мучить его. Да, Он, жертвенный Агнец, мог Своей Божественной властью обратить вино в Кровь, а хлеб — в Плоть. Все мог Он, пришедший по воле Отца Небесного. Но Он ушел давно, оставив этот грешный мир и дав ему в утешение Свои святые слова и Свое благословение… И, может быть, Свои Плоть и Кровь? Но воз можно ли это? Не ушло ли подлинное Таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом — и не более того? Тщетно пытался священник восстановить в душе мир и веру. Между тем пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил небольшую церковь. Под пальцами иеромонаха преломляемый Хлеб вдруг превратился во что-то другое — он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино — там была густая алая Жидкость, удивительно похожая на… кровь. Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом. Окончив святую литургию, молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда? Благодарил за данный свыше знак? Просил прощения за свое маловерие? Мы этого не узнаем никогда. Но подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано двенадцать веков хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви Сан-Легонций (ныне Сан-Франческо). Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников.

Прошли века — и чудесные Дары стали объектом внимания ученых, С 1574 года над Святыми Дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов они стали проводиться на экспериментальном уровне. Но данные, полученные одними учеными, не удовлетворяли других. Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии, патологической гистологии, химии и клинической микро­скопии, проводил со своими коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 годов и пришел к следующим выводам. Святые Дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют собой подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Возможно, фрагмент плоти содержит также левого желудочка — такой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда, находящаяся в тканях Плоти. И Плоть, и Кровь относятся к единой группе крови: АБ. К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Ученые особо подчеркнули: более всего удивительно то, что Плоть и Кровь двенадцать веков сохраняются под воздействием физических, атмосферных и биологических агентов без искусственной защиты и применения специальных консервантов. Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние , остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови. Руджеро Бертелли, профессор нормальной анатомии человека Сиенского университета, проводил исследования параллельно с Одоардо Линоли и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более совершенной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и патологии, эти результаты вновь были подтверждены…

По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. Интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но это факт, объяснить который ученые не могут до сих пор. Помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя, чудесная Кровь уже двенадцать веков предстает взорам посещающих Ланчано паломников и путешествующих. («Православна газета» N2, 1996 г. перевод с украинского).

От редакции «Надежды»

Когда мы прочитали приведенное выше сообщение, естественно возникла мысль: «Не может быть?! Почему об этом никто раньше не слышал»? И далее: «Прежде, чем это публиковать, нужно обязательно все проверить». Но как? Поехать в Ланчано? А может, посмотреть в Интернете?

И действительно, путешествие в Интернете оказалось несложным: сначала набрали город и страну: Lanciano. it. И вышли на городскую информацию. Затем догадались, что надо открыть рубрику Сhiesa — это церкви. И там увидели: La chiesa di S. Francesco. Открыв этот раздел, мы обрели две фотографии и несколько страниц текста. Правда, на итальянском языке. Когда позднее был сделан перевод, то изложенное в журнале «Русский дом» нашло подтверждение. Но дополнительной информации оказалось немного, поскольку по интересующему нас вопросу сообщается примерно следующее:

Это произошло в 8 веке н. э. в церкви св. Легончиано Домичиано, на основании которой построена современная церковь в честь святого Франциска из Ассиси. При совершении проскомидии священник-монах усомнился, что в Евхаристии образуются Тело и Кровь Иисуса Христа. И вдруг в конце литургии Евхаристические Дары оказались кусочком мяса и кровью. Монах после происшедшего чуда был очень напуган и старался скрыть происшедшее. Лишь спустя некоторое время он рассказал об этом самым доверенным лицам, которые и распространили весть о происшедшем чуде.

Святые Тело и Кровь были помещены в хрустальные чаши и до сих пор хранятся в особых серебряных сосудах в церкви Сан-Франческо. Они были обследованы различными научными учреждениями. Приводится обширный список литературы.

И, конечно, первый же возникающий в связи с этим вопрос: встречается ли что-нибудь подобное в Православной Церкви? — Да, встречается! Собственно, событие, о котором повествуется в статье, происходило еще в неразделенной, т.е. Православной Церкви. Но оно повторялось и в других местах, о чем известно из церковного предания и жития святых.

Даже в «Известии учительном», помещенном в современном священническом Служебнике, и обязательным для исполнения, среди разнообразных проблем, которые могут возникнуть при служении Литургии, обсуждается следующее:

«Аще по освящении хлеба или вина покажется чудо, сиесть, вид хлеба и в виде плоти, или отрочате, вино же в виде крови, и аще вкратце не пременится сей вид, сиесть, аще не паки явится вид хлеба или вина, но сице непременно пребудет, никакоже иерей да причастится: ибо не суть сия Тело и Кровь Христова, но точию чудо от Бога, неверства или иныя ради вины явлено». Эти Святыни подобает «честно сохранити». Но » аще вскоре паки, иже показася мясом или отрочатем, вид хлебный зрим будет, или в чаши, иже зрим бысть кровию, абие паки винный покажется, но сими да причастится и службу да совершит: ибо истинным истинным Телом и Кровию Христовою суть».

Надеюсь, читатель обратил внимание на фразу — «ибо не суть сия Тело и Кровь Христова, но точию чудо от Бога» — Эта фраза не случайна, поскольку Православие не мыслит Святые дары, как скрываемое милосердием Божиим от нас «окровавленное мясо». Так некоторые, к сожалению, думают.

В православном же понимании Святые Дары — Хлеб вечной жизни в Жертве Христовой — в жертве его Плоти и Крови:

«Я есмь хлеб жизни, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который я дам, есть Плоть Моя, которую я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собой, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» .

Сказанное у евангелиста Иоанна, нужно сопоставить с образом Древа вечной жизни, данном в Апокалипсисе: в новом, небесном Иерусалиме, среди воды жизни, текущей от престола Бога и Агнца, «древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22. 1-3).

Потому Древом вечной жизни называют Господа Иисуса многие Отцы и богословы. Древом, как бы корни которого — Жертва Плоти и Крови, а плоды Его — являющиеся дарами — Хлебом вечной жизни. Но можно ли противопоставить Древо, корни Его и плоды? Ведь приобщающийся к плодам Древа причащается и к сокам, и ко всей жизни Его, поскольку жизнь корня и плодов — общая.

Но все же не всё Древо дано нам в пищу, а лишь плоды Его. В этом смысле метаморфоза Святых Даров, как в Ланчано, — это чудесное раскрытие подлинного источника Хлеба жизни, — указание «на дорогую цену нашего спасения», а не открытие как бы скрытого, подлинного вида Святых Даров.

Небезынтересно поразмышлять и об особых, чудесных свойствах Святых Даров из Ланчано, если допустить, конечно, что все сказанное в статье соответствует действительности.

Прежде всего, о крови. Сама группа АБ — удивительная. Кровь этой группы не подходит для переливания людям с любой другой группой крови, но человеку, имеющему группу АБ, может быть перелита кровь любой другой группы.

Поскольку ничего случайного, относящегося к Господу Иисусу быть не может, то Его группа крови может иметь символическое значение: не Кровь (символ души и жизни) Господа Иисуса действует в нас и дает нам вечную жизнь — поскольку кровь группы АБ не может быть перелита, а наоборот, причащаясь Его Крови — Жизни, мы начинаем жить в Нем. В Нем мы и очищаемся от грехов, в Нем и обретаем спасение. И ничего нечистое в Него войти не может.

Другое связано с тем, «что каждый из этих шариков , взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе». Это чудо может символически означать, что мы причащаемся не какой-то частицей Крови, а всей Кровью.

И, наконец, то, что Тело Христово оказалось частью Его сердца. Ведь сердце человеческое — центр его жизни, где по архиеп. Луке происходит единение тела, души и духа. Символически это указывает, что Господь принимает каждого причащающегося, со всеми его проблемами и заботами, не на периферию, а в самый центр Своей Жизни, Своего Существа.

Хотелось бы заметить, что чудо в Ланчано, скорее всего, чудо для Запада, где вокруг реальности, а также Святости Тела и Крови столько сомнений и протестантского скепсиса. Что же касается православного Востока, то там отношение к Святым Дарам чрезвычайно благоговейное. Да и рассматриваются Они, в основном, в мистической плоскости как Хлеб вечной жизни и как Церковь — Тело Христово. Но чтобы Их так воспринять, необходим соответствующий духовный опыт…

Выразим в заключение надежду, что когда-нибудь православные ученые исследуют «чудо в Ланчано», и мы сможет более определенно обо всем этом размышлять.

Священник Леонид Цыпин

(Материал взят из приходского журнала «Надежда №6»)

* * *

13.03.2002 Минувшие события:

24 — 28 февраля состоялась паломническая поездка к мощам святителя Николая Чудотворца (Бари / Италия) и святителя Спиридона Тримифунтского.(Корфу / Греция). А также паломники сподобились быть у мощей святой царицы Феодоры (Корфу / Греция) и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Эшо / Франция). Кроме того паломники воочию увидели евхаристическое чудо в Ланчано, о котором мы писали в 6-ом номере »Надежды’.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *