Латино греко славянская академия

Торжественное открытие ДНЕЙ НАУКИ И ИСКУССТВА. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В.
Advertisements
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах.
Научно-исследовательская работа Гипертекстовая интерпретация отрывка из оды М.В. ЛомоносоваМ.ВЛомоносова Выполнил: ученик 7 «А» класса МБОУ СОШ 3 г. Петушки.
Михайло Ломоносов. Ломоносов был первым нашим университетом.. А.С.Пушкин М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру».
Силлабическое (слоговое) стихосложение О коль ве – ли – ю ра – дость // аз есмь об – ре – тох Ку – пи – до Ве – не – ри – ну // ми – лость при – не –
Некрасова Олеся Аркадьевна МОУ СОШ 21 г. Альметьевск 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.
Подготовила учитель русского языка и литературы Чумпалова Инна Юрьевна МОУ СОШ 7 с. Величаевского.
М.В. Ломоносов 1711 – 1765 гг. Великий русский учёный- энциклопедист, поэт, внёс вклад в развитие различных отраслей отечественной науки, искусства и литературы.
Урок – посвящение М.В. Ломоносову Тема: Алгебраические выражения Сукова Надежда Иларьевна МОУ «ОГ 6 » г. Архангельск
Презентация подготовлена участниками лингвистического объединения «Любители русского языка». Плужников Владислав, Крупская Полина и Тутаринов Юрий.
За семью печатями. 18 век Путь в Москву Путь в Москву Холмогоры Москва Сын крестьянина-помора из деревни Денисовка, что около Холмогор под Архангельском.
Викторина по биографии М.В. Ломоносова Категория1.
Классный час » Мы русичи – мы россияне.». Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека.
Руководитель : Коршакова Т. И., учитель русского языка и литературы Участники : учащиеся 6 » А » класса Дадуев Денис, Козырев Владимир, Иванов Илья, Родионов.
Везде исследуйте всечасно что есть велико и прекрасно М.В. Ломоносов ( к 300-летию со дня рождения)
Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для сердца любого человека.
Составила: Гаврилова Надежда, ученица 7 класса МОБУ «Свирицкая средняя общеобразовательная школа» Волховский район ноябрь 2011 год.
Информационные технологии на уроках окружающего мира.
1 Славный путь М.В.Ломоносова. 2 «Что может собственных Плутонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» М.В.Ломоносов Купель, в которой.
Урок в 6 классе. Учитель математики АНО «Павловская гимназия» Тупикова Ольга Николаевна Московская область.

УДК 37.02 ББК 74.03(2)

ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ НА РУСИ

Беляев Владимир Иванович,

доктор педагогических наук, профессор Академия социального управления (г. Москва)

Аннотация. В статье раскрываются особенности первых школ на Руси — обучение на родном языке, индивидуальный подход; содержание и методы обучения; роль князей в развитии образования и просвещения. Доказывается, что древнерусское государство было примерно на одном уровне по грамотности населения с европейскими странами.

Ключевые слова: школа, обучение, индивидуальный подход, содержание обучения, методы обучения.

THE FIRST SCHOOLS IN RUSSIA

Belyaev V.I.,

Dr. Pedagog. Sciences, Professor, Academy of public administration, Moscow

Key words: school, training, individual approach, teaching content, teaching methods.

Обретение государственности, создание письменности и принятие христианства мощно стимулировало развитие образования и культуры Киевской Руси. Не случайно, что именно в 988 г. открывается первая школа (сам термин «школа» впервые употребляется в летописи 1382 г.). Указание об открытии первой школы на Руси содержится в Лаврентьевской летописи 988 года. Это было событие совершенно новое, чрезвычайное, имеющее архиважное значение для государства, потому летописец счёл нужным сказать об этом. Это была «дворцовая школа» — для избранных детей. Учителями в ней были греки. По мнению исследователей, она была открыта при десятинной церкви. Образованность сыновей Влади-

мира — Ярослава, Мстислава, Бориса, Изяслава -свидетельствует о серьёзном объёме знаний, полученном в этой школе. Киевская школа «книжного учения» занимала особое место для образования на Руси.

В ней изучались предметы, входящие в традиционный комплекс «семи свободных искусств». Особенностью первых школ на Руси было то, что обучение происходило на родном языке и индивидуально. Конец Х-го века считают временем обучения первого поколения отечественной интеллигенции, русских «книжных людей», приобщавшихся к мировой культуре. Единство языка — народного, государственного и обучения — способствовало распростра-

нению грамотности. Если на Западе, например, путь к овладению грамотой лежал через изучение латыни — языка, многим европейским народам чуждого и непонятного, то русскому человеку для того, чтобы научиться читать и писать, достаточно было знания «словеньской азбуки».

С 1019 г. в Киеве правит князь Ярослав Мудрый -покровитель славянской культуры, князь-просветитель, создатель школ и библиотек. Он строит в Киеве храм — русский центр православия и культуры, храм Софии. В образ Софии вкладывалось представление о мудрости, знании, науке. Сама София рисовалась в форме «книги», лежащей на столе. Строительством собора князь хотел подчеркнуть, что новый храм должен стать не только центром православия, а и центром просвещения. Князь был «любомудр и книголюб», сам переводил греческие книги, жаловал «черноризцев», собрал «книгописцев множество», им была основана первая киевская библиотека. Летопись сообщает: Ярослав «собра писце многы и перекладаша от грек на словенское писмо и исписаша книгы многы». Артель переводчиков и переписчиков работала под непосредственным наблюдением князя. Первая на Руси библиотека предназначалась и для учения. Библиотеки, созданные при Ярославе Мудром в храмах, монастырях, княжеских резиденциях, становились базами для распространения просвещения и грамоты в Киевской Руси.

Узнав о таком своеволии князя, Византийский император разгневался. Прибыли послы, объявили претензии: наши византийские книги на свой (сло-веньский) язык сам переводишь, своих людей грамоте учишь, наши иконы ваши богомазы пишут. Пошли угрозы. В ответ они услышали: на силу — силу имеем, на власть — власть, а на добро — добро (по смыслу тот же ответ, что произнесёт позже А. Невский: а кто с мечом к нам придёт…). Меняется тон послов: предлагают породниться — женить сына князя на дочери Византийского императора. Но князь уклоняется: мал ещё и отправляет сына княжить в Новгород (утверждалась традиция: чтобы «сесть» в Киеве, княжить должно начинать в Новгороде).

Подобно тому, как в дворцовой школе Карла Великого обучались его дети, советники и архиепископы, в киевской школе Ярослава занимались его дети, придворных вельмож и аристократии. При дворе Ярослава воспитывались дети английского короля Эдмуна Железнобокого — Эдвин и Эдуард, будущие норвежские правители Гаральд и Ренге-вальд, датский королевич Магнус Добрый, наследники венгерского престола и др. Следовательно, киевская школа была признанным центром образования и за рубежом. На Руси появляются люди весь-

ма образованные, прежде всего, среди знати. Например, дочь Ярослава, Анна, ставшая королевой Франции, подписывала государственные документы собственноручно, тогда как её муж, Генрих первый, ставил лишь крестик.

В Х1 в. Киев становится культурным центром Древней Руси: были построены Софийский собор и Киево-Печёрский монастырь, который по величине уступал монастырям только в Византии и Кордове. Во время своего правления Ярослав Мудрый (10191054 гг.) создал школы «учения книжного» не только в Киеве и Новгороде. В 1028 г. князь Ярослав собрал в Новгороде от старост и попов 300 детей «учи-ти их книгам». К XIII в. школы существовали в Пе-реяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Турове, Ростове (Великом) и других городах. Именно тогда рождалось уважительное отношение славян к книге. В «Повести временных лет» о книгах говорилось так: «Это — реки, напоминающие вселенную, это источник мудрости, в книгах ведь неумеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдёшь великую пользу для души своей». (См.: 1, 2).

Знакомство с грамотой происходило буквосла-гатаельным методом, заимствованным из византийской школы. Сначала заучивались наименования букв в азбучной последовательности; а — «аз», б -«буки», в -«веди» и т.д. Затем ученики тренировались в написании букв на вощёных дощечках или вычерчивали их острым «писалом» на бересте. Далее шло обучение чтению слогов, слов и т.д. После этого переходили к чтению и переписыванию молитв и псалтирских текстов. Ученик той поры должен был по образцу сделать собственную новую книгу-изборник, переплести её и проиллюстрировать. Обучение математике на начальном уровне состояло в овладении нумерацией, а на повышенном -в счёте на абаке — азбучной доске. Детей знакомили с буквенным цифровым алфавитом: «Аз» — 1, «Буки» — 2, «Веди» — 3 и т.д. На следующем этапе ученики усваивали сложение, вычитание, умножение и деление.

В помощь учению детям был изобретён деревянный букварь (обнаружен при раскопках в Новгороде в 1954 г.) — можжевеловая табличка с вырезанными буквами (36 штук), на другой стороне — выемка для писания по воску. Писали заострённой палочкой — писалом — с лопаточкой на другом конце, чтобы стирать написанное. Сначала учились писать на воске, а затем — на бересте. Вскоре школы переходят в ведение церкви: освоение христианской книжности было необходимо, прежде всего, священникам; обучение грамоте и распространение православной

веры был единый процесс. Грамотность не входила в состав общеобразовательного воспитания как обязательный его компонент. Она причислялась к «механическим хитростям» и нужна была только для определённых занятий — духовного поприща или приказного чина. Книжное образование одновременно было и профессиональным образованием для церковнослужащих.

Церковь стремилась распространить своё влияние на все сферы жизнедеятельности и сознание людей. Она не запрещала веселья и смеха, но ставила чёткие ограничения: кто смеялся «до слез», тому полагалось 3 дня питаться всухомятку и 25 поклонов каждый день — утром и вечером; такая же кара полагалась за хулу плохой погоды, «всякой твари Божьей». За смех и разговоры в церкви — 12 дней всухомятку и 100 поклонов в день. За воровство и клевету (за вред другим людям и своей душе) — 40 дней всухомятку и наказания за «уголовщину».

Постоянным укором со стороны церкви было пьянство: пьяница «сам себе враг и убийца», пьянство землю опустошает, а душу убивает; пьянство лишает семьи, красоты и здоровья. Борьба с пьянством была традицией издревле: древние греки спаивали рабов и водили их, демонстрируя, до какого скотского состояния доводит людей пьянство. Аристотель заклеймил на все времена это зло: пьянство — это добровольное сумасшествие. Когда на Руси впервые ввели монополию на спиртное (И. Грозный), то первый кабак был открыт на территории Кремля. Однако церковь добилась постановления о том, чтобы рядом с храмом питейные заведения не открывались.

Главное «научение» в этот период было обращено в сторону овладения основными житейскими правилами христианина. Сформировался некий образ «христианского жительства», который состоял из трёх «строений»: строение душевное или учение о душевном долге, спасении души, строение мирское -учение о гражданской жизни, о правилах и обязанностях человека-гражданина, строение домовое -наука о ведении домового хозяйства. Эти три «дисциплины» и составляли содержание общего образования на Руси, а главной школой была приходская церковь. Священник выступал в роли духовного пастыря и учителя.

Воспитание русского человека той поры имело своей целью утвердить в нём такие добродетели, как воздержание, безусловное повиновение старшим, отрешение от собственной воли. Православное богословие ограничивало роль разума в постижении веры: богопостижение возможно через созерцание, чувство самоотрешения и нравственный подвиг.

Правильное понимание истории педагогики, воспитания и образования предполагает признание

того, что началом всему была народная педагогика. Она является истоком и «первым этапом в развитии педагогической культуры». Народная традиция воспитания и образования, созданная нашими пращурами, является источником древнерусской педагогики, которая помогала сохранять и преумножать культуру, выработанную нашими древними предками. Своё понимание целей, методов и средств воспитания народ запечатлел в фольклоре: Грамота — второй язык; Азбука — наука, а ребятам — бука; Азбуку учат -на всю избу кричат; Пойти в науку — терпеть муку; Сказанное слово — было, да нет, а написанное живёт век; Недоученный человек хуже неучёного.

Нам «крупно повезло» с князьями: они заботились и о государстве, и о народе, и о просвещении. Сын Ярослава Мудрого, Всеволод, как отмечал В. Мономах в «Поучении», изучил пять иностранных языков, «сидя дома». В летописях упоминается князь смоленский Роман Ростиславович, организовавший ряд школ (XII в.), в которых изучался и латинский язык. Князь галицкий Ярослав (XII в.) «изучен был языкам» и привлекал доходы монастырей для организации школ. В конце XIV века поляками в галицкой земле были уничтожены огромные библиотеки и книгохранилища. В «Полном собрании русских летописей» сообщается, что сын князя Всеволода Константин (XIII в.) организовал во Владимире школу повышенного типа, в которой работали русские и византийские учителя. В её библиотеке было много ценных древностей и манускриптов, переводные хронографы. По его инициативе была создана группа, которая работала над рукописью по истории Древней Руси.

Итак, книга становилась основным источником и средством получения образования. Исследователи этим объясняют то традиционное уважение к «книжному слову», которое прослеживается на протяжении всей нашей последующей истории. (См.: 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенностью развития культуры Древней Руси было и то, что образование было открыто не только для мужчин. Историк В.Н. Татищев указывает: «В 1086 г. при киевском Андреевском монастыре княжной Анной было основано женское училище, где девиц обучали «писанию, також ремёслам, пению, швению и иным полезным ремёслам». В XIII веке в Суздале также было учреждено женское училище, которым 24 года руководила Ефросинья Суздальская. Дочь Всеволода Большое Гнездо Верхус-лава была покровительницей летописцев и переписчиков.

В материалах по русской истории В.Н. Татищева содержатся сведения о деятельности князей по развитию просвещения в Киевской Руси. Так, в некрологе князю Всеволоду Ярославичу (1093 г.) со-

держится приписка, отсутствующая в летописных сводах — «много на училища подаяния давал». Приводится рассказ о том, как князь Давид Смоленский «к учению многих людей принуждал, устроя на то училища и учителей греков и латинского звания, своею казною содержал и не хотеш иметь священников неучёных» (1180 г.). В адрес великого князя Константина Всеволодовича В.Н. Татищев писал: «усопший был великий охотник почитанию книг, и научен был многим наукам, того ради имел при себе и людей учёных, многие книги греческие ценою высокою купил и велел переводить на русский язык. … имел одних греческих книг более 1000». 11 мая 1227 г. во Владимире учинился великий пожар, во время которого сгорело 27 церквей и двор великого князя Константина Всеволодовича.

Церковь и монастыри становятся также культурно-просветительными центрами на Руси. Однако самой массовой школой воспитания в это время становится христианская семья. Заповеди христианского вероучения становятся главными принципами духовно-нравственного воспитания. Основными методами обучения были — заучивание текстов наизусть и упражнения в их повторении. После освоения письма на церах разрешалось писать на берес-

Наши представления о грамотности на Руси XI-XII вв. коренным образом изменили «берестяные грамоты», которые были открыты при раскопках Великого Новгорода в начале 50-х годов прошлого века. Первая из них была найдена 26 июля 1951 г. Во-первых, стало ясно, что живой язык, звучавший на обширной территории Древнерусского государства, не был единым. На собственно древнерусском языке, который был живым языком общения и обучения, писались лишь деловые и юридические документы. Чрезвычайно важно, что из более 800 найденных берестяных грамот 280 относятся к ХЬХП векам, что свидетельствует о распространённости грамоты среди всего новгородского населения той эпохи. Грамоты были найдены и в других городах — Киеве, Смоленске, Пскове, Витебске, Твери. Берестяные грамоты писали горожане и селяне, мужчины и женщины, взрослые и дети, т.е. береста являлась прекрасным «писчим материалом» для простого народа: доступная, дешёвая, а главное — нетленная!

Были найдены берестяные «тетрадки» ученика -Онфима, на которых запечатлены его ученические задания — написание элементов букв, слогов, слов и предложений. В руки археологов попали «тетрадки» двух новгородских школьников, датированные 1263 годом. Ученики изучали коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили молитвы. С открытием А.В. Арциховским берестяных грамот стала известна

система букв, которая обозначала числа от 1 до 40 тысяч. Ученики изучали одновременно два алфавита — буквенный и цифровой. Стало понятно словосочетание «цифровая грамота», смысл древних пословиц — «На грамоте осёкся, то и цифирь не удалась». Найдены первые словари-азбуковники. В одном из них описано (растолковано) 350 слов греческого, болгарского и др. языков.

Академик А.В. Арциховский, оценивая значение найденного им букваря (1954 г.), писал: «До этой находки наша древнейшая школа ускользала от изучения. Никаких археологических материалов и никаких письменных источников по древнерусскому школьному делу не было». Аналогом древнерусскому деревянному букварю был английский горнбук Х-ХУ века: табличку с вырезанными буквами покрывали тонкой роговой плёнкой, от чего и произошло её название («горн» — рог, «бук» — книга). В качестве дидактического материала применялось подобие разрезной азбуки: на обточенные черепки от битой посуды наносились буквы алфавита; черепки складывались, образуя слоги и слова. Подобный способ изучения букв и составления слогов широко применялся греками. Останки таких керамических «разрезных азбук» обнаружены при раскопках Старой Рязани, Черновиц и др. городов.

Накануне монгольского ига Русь была достаточно грамотной страной. Исследователь этого времени Б.В. Сапунов пришёл к выводу, что в начале ХШ столетия в среднем по стране прослойка грамотных среди взрослых людей не опускалась ниже 1-2% ко всему населению страны. В городах она была не ниже 10% от всего населения, или 20% от числа взрослого населения. Верхний рубеж установить достаточно трудно, но по этим показателям Древняя Русь стояла на уровне европейских стран. В настоящее время население «державы Рюриковичей» определяется в пределах 5-7 миллионов человек. Следовательно, число грамотных в абсолютном выражении не опускалось ниже 100 тыс. чел. (См.: 4; 5, с. 207).

Итак, мы видим, что воспитательные традиции, на которые опиралась педагогика Древней Руси, насчитывают тысячелетия. В Х-ХШ веках при активном участии князей, при дворе, церквах и монастырях учреждались первые школы и училища. Девяностые годы Х-го века в истории отечественной педагогики принято считать временем обучения первого поколения русской интеллигенции. Однако ни педагогическая мысль, ни образование Древней Руси не были простой копией византийской культуры, педагогической мысли и структуры учебных заведений: они отличались своей оригинальностью и были связаны с потребностями древнерусского

общества. Влияние Византии на развитие культуры и просвещения Руси значительно, но культура не может быть навязана извне. Её развитие — результат усилий князей, самого народа. (1, с. 19).

В XI-XIII вв. в Древней Руси происходит качественный социально-культурный сдвиг: на протяжении нескольких поколений развивается и крепнет обширное раннефеодальное государство, формируется древнерусская народность, довольно широко распространяется грамотность, возникают школы. По образованию Русь становится на один уровень с самыми просвещёнными и культурными государствами Европы. Однако татаро-монгольское нашествие не только остановило государственное и культурное развитие Руси, но отбросило его назад по всем показателям.

Прекрасное может умереть в отдельном человеке, но не в народе и не в его истории: в ней всегда останется место для красоты и гармонии. Кто знает

историю своих предков, тот не свернёт с их пути: кто привык пить из родника, тот не станет пить из сосуда, тем более из лужи (заморской), хоть тёплой и вроде бы даже сладкой. Образование Древней Руси явилось одним из факторов становления формирующейся великой русской цивилизации.

Литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV — XVII вв. — М., 1985.

2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С древнейших времён до конца XVII в. — М., 1989.

3. Перетц, В.Н. «Образованность Древней Руси: Книга для чтения по русской истории», ч.1. — М., 1904.

4. Сапунов, Б.В. Истоки русской школы ^Ьнач. XIII вв.)/ Сов. педагогика, 1989, № 6.

5. Сапунов, Б.В. Книга в России в XI-XIII вв. — Л., 1978.

6. Скрынников, Р.Г. История Российская. К^’У!! вв. -М., 1997.

В школе изучаются все предметы базового курса (федерального и регионального компонента).

Помимо базовых предметов изучаются: греческий язык в 5-11 классах, наглядная геометрия в 5-6 классах, раннее изучение химии в 7 классах, углублённое изучение английского со 2-го класса.

Образовательный процесс в нашей школе проходит по 6-ти дневной рабочей неделе.

В школе изучают три иностранных языка:
• Английский язык в 1-11 классах (в расписании I половины дня).
• Греческий язык с 5 по 11 классы (в расписании I и II половины дня).
• Немецкий язык в блоке дополнительного образования в 4-8 кл.

Кроме того, ведётся изучение русского языка как иностранного ( для детей – переселенцев).

Школа сотрудничает с МГУ им. Ломоносова, договор о сотрудничестве подписан в сентябре 2004 года. МГУ курирует преподавание греческого языка, разрабатывает программы, осуществляет методическую поддержку этнокультурного компонента в образовательном процессе.

Наиболее яркими мероприятиями школы являются:
• День ОХИ
• Посвящение в ученики
• Экологическая неделя
• Литературный салон
• Рождественские посиделки
• День независимости Греции
• Профессиональный конкурс «Сердце отдаю детям”
• Малые Олимпийские игры
• День знаний
• Посвящение в ученики
• Мистер и Миссис школы
• Встречи с интересными людьми
• Зимние забавы (спортивные игры на снегу)
• Мама, папа, я — спортивная семья

В школе организован большой блок дополнительного образования. Работа блока дополнительного образования строится в соответствии с целью образовательной программы: дать возможность развивать творческий потенциал каждому ученику с соответствием с его запросами.

В БДО работают кружки и секции разных направлений:
эстетического (хоровые коллективы «Эллинята”, «Соловушка”, «Колимэра”, сольное пение, декоративная роспись, театр танца «Лик”, оригами, вязание);
спортивного (каратэ, ушу, баскетбол, подвижные игры, футбол);
психология общения, интеллектика;
краеведческого («Я – москвич”, «Московский калейдоскоп”);
компьютерная графика.

На базе школы работает НОУ «Развитие”- вечерние курсы, ориентированные на обучение иностранным языкам детей и взрослых (английский, немецкий, французский). Обучение проводится по разным уровням подготовки. Запись на тестирование производится по телефону: 318-23-38.

Наш адрес и телефон: г. Москва, 117556, Чонгарский бульвар, дом 12; тел./факс: 110-56-98;
e-mail: sch551@sinergi.ru

Первое в России высшее учебное заведение, основанное в 1687 году. Оно предоставляло всесословное образование, сыграло большую роль в становлении и развитии светского среднего и высшего образования в России. Самый знаменитым учеником Академии был М.В. Ломоносов. Закрыта в 1814 году.

Первые московские школы

Школы, отрывавшиеся в Москве для подготовки образованных людей, стали предтечами Славяно-греко-латинской академии. В 1621 году в Немецкой слободе была открыта лютеранская школа, в которой латинскому и немецкому языкам учились и русские дети. В 1649 году на средства Ф.М. Ртищева была создана школа при Андреевском монастыре на Воробьевых горах. Здесь украинские монахи во главе с Епифанием Славинецким преподавали славянский, греческий и латинский языки, риторику и философию. В 1650 году Епифаний стал трудиться в школе при Чудовом монастыре, финансируемой из казны патриаршего двора. С 1665 года в школе при Заиконоспасском монастыре обучали подьячих Приказа тайных дел. Организатором и преподавателем этой школы был Симеон Полоцкий, в 1669 году его сменил его ученик Сильвестр Медведев.

«Латинствующие» и «грекофилы»

Симеон Полоцкий (1629-1680), выпускник Киево-Могилянской академии и инициатор создания Славяно-греко-латинской академии, приехал в Москву в 1664 году по приглашению Алексея Михайловича для преподавания наук царевичам. Поэт, переводчик, писатель, книгоиздатель и представитель «латинствующих», он выступал с идеей о том, что светские знания не противоречат истинной вере, отстаивал необходимость развития светского образования, приобщения к европейской культуре через изучение латинского языка. «Грекофилы», пользовавшиеся покровительством патриарха Иоакима, оспаривали позицию «латинствующих», отстаивали ориентацию исключительно на греческую православную культуру и богословское направление в образование. Примером такой школы стала открытая в 1681 году школа при Печатном дворе (Типографская) для изучения греческого языка. По оценке В.О. Ключевского, греческое влияние, проводившееся церковью, «направлялось к религиозно-нравственным целям», а идущее от государства западное влияние «призвано было первоначально для удовлетворения его материальных потребностей, но не удержалось в этой сфере, как держалось греческое в своей».

Славяно-греко-латинская академия

Созданные ранее школы подготовили условия для открытия в 1687 году в Заиконоспасском монастыре Славяно-греко-латинского училища (с 1701 года – Славяно-греко-латинская академия), которое явилось также неким компромиссом между «грекофилами» и «латинствующими». Инициаторами ее создания были Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев. Первыми учителями стали греческие монахи – братья Софроний и Иоаникий Лихуды, окончившие Падуанский университет. Их приглашение также было компромиссом между группировками «латинствующих» и «грекофилов». Проповедники и мыслители, они сначала обучали греческому языку, затем введя в свою программу и риторику. Но, не оправдав надежд «грекофилов», в 1694 году братья Лихуды были отстранены от преподавания в училище.

Первые ученики, 104 человека, были набраны из Богоявленской и Типографской школ. В 1689 году число обучающихся возросло до 182 человек. Руководствуясь всесословным принципом, учиться принимали всех желающих «всякого чина, сана и возраста». Обучение было бесплатным. Целый его курс составлял 12 лет и был разделен на 8 классов или «школ». В низших классах преподавали славянский и латинский языки, арифметику, историю, географию, катехизис. В дальнейшем изучали латинский язык, стихосложение, литературное сочинение, красноречие и богословие. Многих учеников посылали заграницу для продолжения образования. Академия становилась известна в Европе. С 1721 года в ней начали обучаться и иностранцы. Большую известность получили академические библиотека и театр (один из первых в стране).

В XVIII веке несколько раз поднимался вопрос о переносе академии из стен Заиконоспасского монастыря: сначала в Донской монастырь, а затем в Троице-Сергиеву лавру. Но этим проектам не суждено было сбыться. Учебный процесс продолжился на старом месте. В 1812 году он был прерван из-за разорения Заиконоспасского монастыря французами и возобновлен в 1813 году. В 1814 году Славяно-греко-латинская академия была закрыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *