Лаврентий калужский

МОСКВА, 23 августа. /ТАСС/. Частица мощей святого Лаврентия Калужского, найденных в запасниках московского Центрального музея Вооруженных сил, передали калужской митрополии. Святыня будет храниться в Свято-Лаврентьевом мужском монастыре в Калуге, сообщили в четверг ТАСС в пресс-службе митрополии.

«В день праздника в честь святого праведного Лаврентия 23 августа частица святых мощей передана для поклонения верующих в Калугу, в монастырь, где некогда было погребено тело святого Лаврентия и сейчас сохраняется под спудом», — сказали в пресс-службе.

Святыню обнаружили в запасниках Центрального музея Вооруженных сил в августе 2018 года. В одном мешке вместе с мощами Лаврентия лежали фрагменты останков святого князя Михаила Тверского. Как отметили в калужской митрополии, мощи находятся в хорошем состоянии.

Праведного Лаврентия Калужского связывают с защитой Калуги от крымских татар в 1512 году. На старинных иконах святой изображается с топором, так как считается, что когда он предсказал нападение врага, схватил топор и ушел оборонять город. По преданию, блаженный внезапно оказался на корабле князя Семеона Иоанновича Калужского, защитил воинов и помог победить врага. Лаврентий умер в 1515 году.

Монашеская обитель была построена после смерти Лаврентия и сначала называлась Рождественской. В советское время на территории располагались пехотно-командные курсы, а затем лагерь принудительных работ. В 1929 году был разрушен Рождественский собор. В 1991 году монастырь был объявлен памятником природы местного значения. В настоящее время ведутся работы по восстановлению колокольни и храма Рождества Пресвятой Богородицы.

День памяти: 10 августа
Лаврентий юродивый Калужский

Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорит о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находящаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462-1505) как удел своему сыну Симеону(1505-1518).

В доме этого калужского князя и жил по временам блаженный Лаврентий. Главное чудо святого также связано с именем Симеона Иоанновича. О жизни самого князя летопись говорит так: «В лето 6995 (1487) месяца марта в 21 день, в 7 час дни, родися великому князю Ивану Васильевичу сын Симеон». А через 25 лет он, уже Калужский правитель, «въсхоте бежати в Литву от брата своего великого князя Василия Иоанновича всеа Руси, и князь велики сведав то, посла к нему и велел ему у себя быти, и хоте на него опалу свою положити; князь же Семен Иванович за свою вину начят бити челом государю великому князю, и князь велики пожаловал его по печалованию Симона митрополита всеа Руси и братии своей и владык, и вины ему отдал; а людей его, бояр и детей боярских, всех переменил».

Через два года Симеон Иоаннович уже участвовал в предпринятом великим князем походе за возвращение от поляков Смоленска: «1514 г. Того же лета, июня 8, князь велики Василей Иванович всея Руси пошел с Москвы в третей ратью (третий поход) к граду Смоленску, а с ним братиа его князь Юрий и князь Семен Ивановичи; (…) да и Смоленск взя».

То, что братья помирились окончательно, подтверждает следующая запись летописца: «1518. Тоя же весны, мая, князь велики Василей Иванович государь всея Руси был во своей вотчине на Волоце на Ламском, а с ним братия его меншая, князь Семен Иванович да князь Ондрей Иванович, на свою потеху».

Но это было последнее известие о Калужском князе. Скончался он 26 июня 1518 года.

В более поздних свидетельствах князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и, в свою очередь, получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и схватив (топор) ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь». В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощию побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и в овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше — там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь, в полуверсте от города его времени (ныне — городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания Богослужения прокопан был у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставися в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день». На месте подвигов его, вероятно, князем Симеоном, устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия. В монастыре хранилось Евангелие 1686 года с подписью: «Царевна Татиана Михайловна пожаловала в обитель преподобного Лаврентия чудотворца». Благочестивая сестра царя Алексея Михайловича известна также тем, что была сторонницей реформ Святейшего Патриарха Никона (+ 1681). В монастыре было 3 церкви, колокольня, настоятельские и братские кельи, а вокруг монастыря — каменная стена с башнями.

Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697, архимандрит с 1708; ( 1722). Иеромонах Карион Истомин был усердным помощником Патриарха Адриана.

Первое из чудес относится к 1621 году. Это — исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно говорил и стал совершенно здоров, как прежде.

1 июня 1622 года праведный Лаврентий исцелил бесноватого жителя Калуги Стефана. Однажды родные вели Стефана в обитель помолиться праведному Лаврентию, но бесноватый, устрашаемый злыми духами в виде лютых зверей, устремлявшихся растерзать его, сопротивлялся. Близ церкви Богоявления Господня внезапно явился Стефану Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел идти в монастырь Рождества Христова, к своему гробу. Страждущий исполнил повеление угодника Божия, пришел, приложился ко гробу и по окончании молебна возвратился в дом свой здоровым.

В 1632 году у гробницы блаженного Лаврентия получил исцеление другой бесноватый. Он был так сильно мучим бесом, что во время своего трехдневного пребывания в монастыре устрашил всех монахов. Но на 4-й день, за Богослужением, во время пения Херувимской песни, страдалец получил совершенное избавление от бесовского томления.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского совершались исцеления глазных болезней.

Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием — лихорадка.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильную помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», — как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение 15000 человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой — святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну. И после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

Кроме 10 августа, дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, которое получил боярин Л. А. Кологривов в 1721 году.

О святый и Богопрославленный праведниче и чудотворче Лаврентие, скорый помощниче и усердный заступниче всех с верою и любовию молитвенно к тебе прибегающих! Се и мы, смиреннии и грешнии, обременении игом тяжким многих беззаконий наших, во умилении глубоцем к тебе прибегаем и, припадающе к многоцелебней раце святых мощей твоих, молим и просим тя: помолися за нас ко Господу Богу, да не погубит нас со беззаконии нашими, но обратит нас на стезю покаяния и спасения. Вемы бо, вемы, яко много может пред Ним молитва праведнаго. Тебе же, воистинну праведника суща, на умоление к Нему предлагаем со упованием крепким, яко твоего ради Небеснаго предстательства пред Ним и мы, недостойнии, помиловали будем. Испроси нам у Создателя нашего великия и богатыя дары благости Его: земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, мир во днех наших, благочестия умножение, болящим здравие, скорбящим утешение, унывающим ободрение, сиротствующим призрение, убогим снабдение, подвизающимся преуспеяние, умирающим благую христианскую кончину и всем правоверующим вечное спасение. Страну нашу сохрани святыми молитвами твоими в благоденствии невредиму от всякаго зла, град же твой и святую обитель твою соблюди в мире и благоустроении, яко страж и хранитель их неотступный. Ей, угодниче Божий! Не посрами упования нашего, но яви нам святое твое заступление, да величаем тя немолчно, яко великаго предстателя нашего, и прославляем неизреченное человеколюбие дивнаго во святых Своих Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

23 августа (10 августа ст. ст.) Церковь празднует память святого блаженного Лаврентия, Калужского чудотворца, Христа ради уродивого, в день его кончины.

Житие блаженного Лаврентия Калужского

Иоанн III, скончавшийся в 1505 году, завещал Калугу в удел своему сыну Симеону Иоанновичу (1487-1518 гг.). Он стал первым и единственным владетелем Калуги, который не только поселился в городе, но и принял титул князя Калужского. Именно при удельном Калужском князе Симеоне в конце XV и в начале XVI в. жил праведный Лаврентий. Кто и откуда был родом Лаврентий — нет прямых указаний. В записи Лаврентьева Калужского монастыря значится: «отца же его и матерее никто же сведом, древних ради лет бывших». Но в синодике (помяннике) древнего боярского рода Хитровых, находившемся в Лютиковом Троицком монастыре близ города Перемышля, был упомянут в поколении Григория Симеоновича Хитрово, во главе всех имен, Лаврентий чудотворец, юродивый инок. Поэтому можно заключить, что он принадлежал к роду Хитровых.

В то время удельные князья покровительствовали поселившимся в их краях отшельникам. Князь Симеон Иоаннович жил на городище, на левом берегу реки Яченки, в полуверсте (верста = 1 066,8 м) от нынешнего города Калуги. В его доме по временам живал раб Божий Лаврентий. Зимой и летом ходил Лаврентий босой, в рубашке и овчинном кожухе. Большую же часть времени Лаврентий проводил там, где теперь находится монастырь его имени (ныне район Подзавалья, ул. Широкая, 49). Здесь, на вершине горы, покрытой в то время густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова. Вблизи храма стояла хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы. А для слушания дневной молитвы в храме прикопан был от хижины в земле ход к храму, и Лаврентий, незримый людьми, ходил к церкви молиться. Так святой скрывал свои подвиги от людей, избегая тщеславия.

Князь Симеон Калужский. Фреска. Архангельский собор Московского Кремля

Блаженный Лаврентий принимал деятельное участие в нуждах и скорбях своих сограждан и молитвами своими спасал их от угрожавшей опасности. В старинной монастырской записке, хранившейся в монастыре до его разорения в XX в., повествуется: «В лето 1512 нападоша на град (Калугу) агаряне (Крымские татары), противу которых вышел он (князь Симеон) с своими гражданы. Праведный Лаврентий, в дому его бывши, внезапу возопи гласом велиим: «Дайте мне мою секиру острую, нападоша псы на князя Симеона, да обороню от псов его!». И взем, отъиде (взявши, отошел). Князю же Симеону, в то время бившуся с агаряны с насада (речное судно) на Оке. Агаряном же, во множестве обступившим князя, внезапу обретеся на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все воинство ободрив, рекши: «Не бойтеся!». И в тот час победи князь и прогна их. А праведный Лаврентий обретеся паки (опять) в дому княжеском, аки юродствуя и говоря: «Оборонил от псов князя Симеона». Князь, возвратився от брани, поведа (рассказал) бывшее, како явися праведный, и его укреплением и помощию победил врагов, нашедших на город Калугу». Таким образом, Калуга обязана была своим спасением от разорения, а князь и сохранением своей жизни праведному Лаврентию.

Святой Лаврентий преставился в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день (23 августа по новому стилю) и был погребен с великой честью в деревянной церкви Рождества Христова, которая со временем была выстроена в камне. Мощи святого почивали и доселе почивают под спудом.

Крест на предполагаемом месте погребения святого

Калужский Лаврентьев монастырь

Благочестивый князь Симеон Калужский, по преданию, основал на месте погребения святого праведного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужский Лаврентьев монастырь.

Вид Калужского Лаврентьевского монастыря с южной стороны в 1861 г.

После церковного раскола в конце ХVII в. монастырь принял никоновские новины. В то же время известно, что в 1698-1722 гг. архимандритом Лаврентьева монастыря был Карион — тайный ревнитель веры Христовой и древлего благочестия. Он укрывал от гонений в своем монастыре старообрядцев, а сам служил по-старому и не воспрещал так служить и приходским священникам. Сохранился документ синодальной церкви, в котором об архимандрите Карионе говорится, как о «важном раскольнике, и укрывателе, и оберегателе, и во всем потатчика раскольническаго». Вероятно, что духовным сыном и учеником Кариона был преподобный инок-схимник Лаврентий Ветковский, родственник блаженного Лаврентия чудотворца. Весьма примечательно, что придел великомученицы Варвары в Знаменском храме г. Калуги освящал именно архимандрит Карион. Так прослеживается связь между монастырем блаженного Лаврентия и калужским старообрядчеством.

К сожалению, Христорождественский собор и другие постройки монастыря (3 церкви, колокольня, настоятельские кельи, а вокруг монастыря — каменная стена с башнями) были разрушены в разгар антирелигиозной кампании в 1929 году. В 1999 году над предполагаемым местом погребения праведного Лаврентия был воздвигнут деревянный крест, возжена неугасимая лампада. Сейчас калужская епархия РПЦ заново возводит храм Рождества Христова. Теперь место погребения святого находится внутри храма, а крест убрали.

Прославление и чудеса блаженного Лаврентия Калужского

По свидетельству калужского краеведа Д. И. Малинина, святой праведный Лаврентий был канонизирован во второй половине XVI или первой половине XVII века. Молятся ему по общей минее. В монастыре имелась особая рукописная служба святому.

В 1565 году царь Иоанн Грозный, бывший в 1563 г. в Калуге, в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый». До революции в этот день совершался крестный ход из Троицкого собора в Лаврентьев монастырь при многочисленном стечении народа.

В рукописном житии праведника записано несколько посмертных чудес. Так, в 1621 г. молитвами блаженного Лаврентия совершилось исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Этот больной не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею крестное знамение. Потом встал, подошел к раке и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно стал говорить и сделался совершенно здоровым. В воспоминание этого чуда память святого чтилась еще и 8 июля.

В 1-й день июня 1622 г. праведный Лаврентий исцелил бесноватого жителя города Калуги именем Стефана. В одно время родные вели Стефана в обитель помолиться праведному Лаврентию, но бесноватый, устрашаемый злыми духами в виде лютых зверей, устремлявшихся растерзать его, сопротивлялся им. Близ церкви Богоявления Господня страждущему внезапно явился Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел ему идти в монастырь Рождества Христова к своему гробу. Стефан исполнил повеление угодника Божия, пришел в монастырь, приложился ко гробу святого и после молебна возвратился в дом свой здравым.

Чудо праведного Лаврентия Калужского. Конец XVIII в. Калуга

В 1634 г. у раки блаженного Лаврентия получил исцеление другой бесноватый. Он был так сильно мучим бесом, что во время своего трехдневного пребывания в монастыре устрашил всех монахов! Но на четвертый день за Божественной литургией во время пения Херувимской песни страдалец получил совершенное избавление от бесовского томления и мучения.

8 марта 1630 года девица Евдокия, дочь благочестивых родителей Авраамия и Марии, лишилась зрения. В одну ночь сей девице явился праведный Лаврентий и сказал: «Приди в обитель святого Лаврентия со свечей и сотвори пред гробом моим молебное пение». Девица, исполняя данное ей повеление, пришла с родителями своими ко гробу чудотворца Лаврентия и, по совершении молебна, прозрела глазами.

4 августа 1632 г. калужанка Евдокия при переселении с мужем своим Гавриилом из Калуги в Тулу лишилась зрения. Вспомнив о чудесах, совершающихся при гробе праведного Лаврентия, Евдокия в сопровождении мужа поспешила в обитель его и, по усердной молитве у гроба праведника, получила исцеление.

В 1641 году принесен был к раке праведника сын калужского гражданина. Он был болен ногами, и отец принес его на себе, но у раки праведника больной выздоровел и уже сам мог идти в дом свой.

1 мая 1641 года к игумену Лаврентиева монастыря явился юноша Симеон и сказал: «Плывя из Нижнего Новгорода в Калугу на стругах, я от простуды подвергся изнурительной лихорадке, благослови меня, отче святыи, пробыть несколько дней в обители и помолиться угоднику Божию Лаврентию об исцелении от гнетущей меня болезни». Получив благословенье игумена пожить в монастыре, юноша являлся в церковь ко всем службам, усердно молился чудотворцу Лаврентию об избавлении от своего недуга, и вскоре Господь Бог по молитвам праведного Лаврентия даровал ему просимое исцеление.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление Наполеона, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года. Образ святого Лаврентия был изображен на хоругви калужского ополчения, которая сопровождала наших предков в двух войнах: Отечественной 1812 года и Крымской. Ныне хранится в Калужском музее истории войны 1812 года.

В 2017 г. члены калужской общины обрели в отделе рукописей Российской государственной библиотеки старинный, написанный древним полууставом «Сборник житий и служб русским святым», где повествуется о чудесах, совершенных святым Лаврентием как при жизни, так и после преставления. Это произведение, составленное неизвестным нам автором, считается памятником литературы, ученые датируют его концом XVII века.

Страница из книги «Сборник житий и служб русским святым»

Тропарь, кондак и канон блаженному Лаврентию

Тропарь, глас 1.

Глас апостола твоего Павла услышав, глаголющь, мы уроди Христа ради, раб Твой, Христе Боже, Лаврентий, урод бысть на земли, Тебе ради. Темже память его почитающе, Тебе молим, Господи, спаси душа наша.

Кондак, глас 2.

Вышния красоты желая, и нижния сласти телесныя тощно оставил еси. Нестяжанием суетнаго мира, ангельское житие проходя, скончався, Лаврентие, блаженне. С ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Библиотека Русской веры
Канон блаженному Лаврентию Калужскому →

Читать онлайн

Блаженный Лаврентий Калужский. Иконы

На древних иконах праведный Лаврентий изображался в рубахе и овчине, босой, с секирой, насаженной на длинное топорище — напоминание о чуде на р. Оке. Темнорусые и долгие волосы раскинуты по плечам, длинная борода раздвояется на груди.

Блаженный Лаврентий, Калужский чудотворец. ИконаБлаженный Лаврентий, Калужский чудотворец. Икона

Святого Лаврентия обычно изображают вместе с преподобным Тихоном Калужским в молении к Божией Матери.

Святой праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. ИконаПреподобные Тихон Калужский, Пафнутий Боровский и блаженный Лаврентий Калужский. Фреска. Нач. XXI в.

В Калужском областном художественном музее в постоянной экспозиции находится икона конца XVIII в., изображающая заступление святого Лаврентия Калужского в битве с татарами.

Блж. Лаврентий Калужский. Икона. 1-я пол. XIX в. (ЦАК МДА)
Блж. Лаврентий Калужский. Икона. 1-я пол. XIX в. (ЦАК МДА) († 10.08.1515 (?)), блж. (пам. 10 авг.), Христа ради юродивый, Калужский. Немногие сведения о Л. сообщает краткое вступление к Чудесам святого, известным в рукописях XVII-XVIII вв. (РНБ. Собр. Тиханова. № 751. Л. 3-9 об., кон. XVII в.; № 274. Л. 1-15, кон. XVIII в.; НСРК. Q. 5. Л. 1-12, 1756 г.; ТГОМ. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 150, посл. четв. XVII в.; РГБ. Муз. № 9578, 2-я пол. XVIII в.; Муз. № 10473. Л. 15-24, кон. XVII — нач. XVIII в.; РГБ. Тихонр. № 375. Л. 288 об.- 289 об.; пересказ Чудес: РНБ. НСРК. F. 107, 1860 г.; Влад. F. 8. Л. 309 об.- 310, XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). В калужском Рождественском монастыре хранился список, составленный в период настоятельства игум. Кариона (1698-1722), в к-ром имелось изображение Л. Встречающееся в лит-ре (см.: Леонид (Кавелин). 1888; Ковалевский. 1895) отождествление игумена Рождественского мон-ря с иером. Карионом (Истоминым) лишено оснований, т. к. последний в указанные годы в Калуге не жил. Датировка 2 последних чудес, 1666 и 1668 гг., свидетельствует о том, что их составление было, по-видимому, завершено задолго до игум. Кариона (в известных списках не зафиксированы Чудеса времени его игуменства). Состав текстов не одинаков: списки РГБ. Муз. № 9578, Муз. № 10473; РНБ. Собр. Тиханова. № 274 содержат 9 чудес, включая прижизненное. В списках РНБ. Собр. Тиханова. № 751 и ТГОМ (судя по описанию М. Н. Сперанского) — 5 чудес, текст завершается Чудом 1641 г., случившимся с посадским человеком Трофимом Ермолаевым, и отсутствуют Чудеса об исцелении Андрея Кологривова, отрока Симеона и Петра Кологривова.

Во вступлении к Чудесам говорится, что Л. жил при дворе калужского кн. Семена Ивановича (удельный князь в 1505-1518). Возможно, святой происходил из дворянского рода Хитрово, т. к. его имя первым вписано в синодик Г. С. Хитрово, хранившийся в перемышльском Троицком Лютиковом мон-ре (Леонид (Кавелин). Ист. описание Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря. 1862. С. 120-121). Согласно устному преданию, Л. любил молиться в келье, соединенной подземным ходом с ц. в честь Рождества Христова; оставаясь незамеченным, юродивый часто посещал церковные службы. В XIX в. горожане показывали куст, под к-рым находился спуск в подземный ход (Он же. Ист. описание Калужского Лаврентиева мон-ря. 1862. № 1. С. 4-5). В предисловии к Чудесам сохранилось подробное описание внешнего облика святого: «…власы на главѣ имѣя русы с просѣдиною, долги, растрепаны, брада продолговата, сѣда, на концѣ раздвоилась, на себе ношаше шубу распашь, босъ, в портѣхъ» (РГБ. Муз. № 9578. Л. 9-9 об.).

Единственное прижизненное Чудо святого, датируемое 1512 г., рассказывает о спасении кн. Семена Ивановича в бою с «агарянами» (возможно, с войском крымского хана Менгли-Гирея). В разгар боя, когда князя, находившегося на корабле («насаде»), обступили татары, юродивый закричал в княжеских палатах: «Дайте мне мою секиру, нападоша на князя Симеона псы агарянски». С топором в руках Л. выбежал из дома, через нек-рое время он вернулся и сказал домашним: «Обороних от пес князя Симеона!»

Преподобные Тихон Калужский и Пафнутий Боровский, блж. Лаврентий Калужский. Роспись Казанской ц. Оптиной пуст. 2004 г. Мастер мон. Мария (Левестам)
Преподобные Тихон Калужский и Пафнутий Боровский, блж. Лаврентий Калужский. Роспись Казанской ц. Оптиной пуст. 2004 г. Мастер мон. Мария (Левестам)

Л. был погребен под ц. Рождества Христова, впосл. здесь возник Лаврентиев калужский в честь Рождества Христова мужской монастырь (в грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного (12 дек. 1565) упоминался «монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый»).

Дату преставления святого называет «Книга глаголемая Описание о российских святых»: «Святый праведный Лаврентий иже Христа ради юродивый чюдотворец преставися в лето 7023 (1515) месяца августа в десятый день». Однако составителям Чудес она была неизвестна, на что указывает приписка в одном из списков: «…колико же бе святый поживе и в кое лето скончася неизвестно, аще и было каковое писание, но понеже в нашествии агарян и полских и литовских людей нужда бе и погибнути» (РГБ. Муз. № 9578. Л. 9 об.). Эта же дата имеется в святцах с летописью: РГБ. Ф. 651. № 88. Л. 800 об., после 1719 г. Возможно, она возникла из неправильного прочтения единственного хронологического указания Чудес: «лета 3К-г» (7020-го, т. е. 1512) было прочтено как 3КГ (т. е. 1515).

По мнению Е. Е. Голубинского, Л. был канонизирован во 2-й пол. XVI или 1-й пол. XVII в. В выписи из Калужских писцовых книг 1628 и 1629 гг. писца Григория Плещеева и подьячего Григория Семёнова сообщалось: «Рожественной монастырь что за посадом, где лежит Лаврентей Христа ради уродивый» (Симсон П. Калужский уезд во времена Михаила Феодоровича // Изв. Калужской УАК. 1894. № 3. С. 48). Одно из первых посмертных Чудес святого повествует об исцелении в 1621 г. у мощей Л. дворянина Андрея Кологривова, к-рого привез в обитель его сын Лев. Парализованного больного на руках («на полсти») внесли в церковь. Когда начали петь молебен, он перекрестился, встал на ноги и сам дошел до раки святого. В 1668 г. Лев Кологривов вновь, «по обещанию», посетил мон-рь. На этот раз он привез своего сына Петра, одержимого «трясавичною болезнию». После совершения молебна и литии сын совершенно здоровым уехал домой (др. представители этого дворянского рода также покровительствовали мон-рю, после войны 1812 г. ген. А. С. Кологривов пожертвовал трофейное серебро; оно хранилось в архиерейской ризнице (Днепровский-Орбелиани. 2015. С. 45)). Известны тропарь и кондак св. Лаврентию (см.: Руди. 2007. С. 469; в списке: РНБ. Собр. Тиханова. № 751 их составление отнесено к 4 мая 1666 г., в др. списке (Там же. № 274) тем же временем датировано Чудо об исцелении отрока Симеона, отсутствующее в рукописи № 751). Святой именуется чудотворцем в надписи на Евангелии, вложенном в 1693 г. царевной Татьяной Михайловной в Рождественский мон-рь на помин души ее сестры Анны (в иночестве Анфисы). В нек-рых списках Чудес присутствует служба Л. (РГБ. Муз. № 10473. Л. 9-15; на л. 24 запись: «Писан сей канон и чюдеса в лето 7203-го (1695) маиа в 1 день в монастыре Рожества Христова»; РГБ. Муз. № 9578. Л. 1-8 об.). Составленные в XIX в. Акафисты Л. не были разрешены к печати духовной цензурой (определения Синода от 22 февр. 1891 и 22 мая 1894; см.: Попов. Акафисты. 1903. С. 437).

Л. почитался как защитник города. Калужское ополчение сражалось под хоругвью, на одной стороне которой был изображен Калужский образ Божией Матери, на другой — Л., в 1814 г. знамя перенесли в кафедральный собор города (Юбилейный сб. в память Отечественной войны 1812 г.: 1812-1912 / Ред. И. Ф. Цветков. Калуга, 1912. Цв. вкл. между с. 20 и 21; ныне хоругвь хранится в Калужском краеведческом музее (Туминская. 2014. С. 39)).

Мощи Л. сохранялись в Рождественском соборе под спудом у левого клироса, над ними в 1750 г. была сооружена медная посеребренная рака, на к-рой находился ростовой образ Л. в серебряном чеканном окладе. В 1855 г. в связи с обновлением престола нижняя церковь Рождественского собора, освященная в 1650 г. во имя архидиак. сщмч. Лаврентия, была переименована во имя блж. Лаврентия Калужского. Ежегодно 10 авг. в Калуге совершался крестный ход из города в обитель.

В 1918 г. мон-рь закрыли, в 20-х — нач. 30-х гг. XX в. разрушили основные здания обители. 6 нояб. 1993 г. на месте Рождественского собора над предполагаемым местом погребения Л. был установлен крест с неугасимой лампадой, в 1995 г. на месте алтаря возведена деревянная часовня во имя блж. Лаврентия. 15 нояб. 2010 г. митр. Калужский и Боровский Климент (Капалин) совершил закладку собора в честь Рождества Христова с приделами во имя блж. Лаврентия и прмц. Елисаветы Феодоровны. В рамках празднования 500-летия со дня кончины святого 28 дек. 2013 г. в мон-ре прошли Свято-Лаврентьевские краеведческие чтения.

Ист.: Верный месяцеслов. С. 27; Описание о российских святых. C. 231; Минея (МП). Авг. Ч. 1. С. 297-309.

Лит.: ИРИ. Ч. 6. C. 1018-1020; Ратшин. Монастыри. С. 110; Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Калужского Лаврентиева монастыря и принадлежащей к нему Крестовской ц. // Калужские ЕВ. 1862. № 1. С. 1-14; № 2. С. 22-25; № 6. С. 87 (отд. изд.: Калуга, 18882); он же. Ист. описание Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря. Калуга, 1862; он же. Обозрение рукописных и старопечатных книг в книгохранилищах Калужской епархии // ЧОИДР. 1865. Кн. 4. С. 5; он же. Св. Русь. С. 154-155; Муравьев. ЖСвРЦ. Июль. С. 103-106; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 320-321; Филарет (Гумилевский). РСв. Т. 2. С. 477-480; Беляев А., свящ. Житие и чудеса прав. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца. Калуга, 1891; Сперанский М. Н. Описание рукописей Тверского музея. М., 1891. Вып. 1. С. 213, 215, 216; Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Рус. Церкви. М., 1895. С. 251-255; Голубинский. Канонизация святых. С. 153; Будовниц И. У. Словарь рус., укр., белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 298; Иванов В. А. Св. прав. Лаврентий Калужский и мон-рь его имени: (Нек-рые итоги и задачи изучения) // Мон-ри в жизни России. Калуга; Боровск, 1997. С. 221-230; Романова А. А. Чудеса Лаврентия Калужского // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 238-240; Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 261-262, 265; Руди Т. Р. О топике житий юродивых // ТОДРЛ. СПб., 2007. Т. 58. С. 457; Туминская О. А. Рукописные жития юродивых XVI-XIX вв.: (По мат-лам ОР РНБ) // Вестник САФУ: Гуманит. и соц. науки. Архангельск, 2013. № 1. С. 110-113; она же. Образ юродивого во Христе в рус. искусстве кон. XV — нач. XX в.: АДД. СПб., 2014. С. 34, 39; Днепровский-Орбелиани А. С. Лаврентьев мон-рь, воссиявший в веках. Калуга, 2015.

А. А. Романова

Иконография

Блж. Лаврентий Калужский. Икона. 3-я четв. XVII в. (ц. вмч. Георгия, «что за верхом», Калуга)
Блж. Лаврентий Калужский. Икона. 3-я четв. XVII в. (ц. вмч. Георгия, «что за верхом», Калуга) Древнейшее известное изображение Л. находится в калужской соборной ц. вмч. Георгия «что за верхом» (1700-1701); В. Г. Пуцко датирует его 3-й четв. XVII в., но видит в нем особенности живописи середины века (Пуцко. 1993. S. 531-534. Il. 6). Возможно, данный образ (91×47) является надгробным, появившимся после обновления раки в 50-х гг. XVII в. (стилистически близок к произведениям этого времени), или его повторением. По сведениям архим. Леонида (Кавелина), в 1750 г., при архим. Киприане, на надгробный образ был сделан серебряный кованый оклад (не сохр., надпись на окладе: «Построена сия окладная риза тшанием и старанием града Калуги купеческих людей и прочих вкладчиков, в лето 1750 месяца февраля 10 дня, при архимандрите Киприане, возобновлена 1786 года»; оклад поновлялся и позже). О том, как выглядел древний надгробный образ, можно судить по описанию оклада: Л. был представлен в рост, вероятно фронтально, с развернутым свитком в руке (Леонид (Кавелин). 1906. С. 45). Это описание в общих чертах соответствует изводу иконы из ц. вмч. Георгия «что за верхом», на к-рой представлен полный и иконографически законченный образ Л.: босой в холщовых рубахе и портах, в распахнутой овчинной шубе, накинутой на плечи, в левой руке у него развернутый свиток и секира, правая прижата к груди в молитвенном жесте. Светлые густые волосы приподняты отдельными прядями, борода длинная, по грудь. На поземе изображена пустынная местность с деревцами. Над головой святого помещен образ Спаса Нерукотворного (возможно, как напоминание о находящемся над гробом образе). На верхнем поле надпись: «Святой праведный Христа ради юродивый Лаврентий». Текст на свитке: «Милосердием Божиим и молитвами святого сего праведника Христа ради Юродивого Лаврентия помогша великому князю Семиону Иоанновичу Калужскому се же прежде нас явився победу в дому княжем возве».

Этот иконографический вариант изображения Л. не только неоднократно воспроизводился, но и вошел в качестве описания облика святого в иконографический подлинник: «Подобием власы русы, долги, растрепаны, брада продолга, на конце раздвоилась. На себе же ношащу шубу роспашь, хождаше бос в портех» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 66). В том же подлиннике упомянут 2-й вариант изображения святого: нагой, с накинутой на плечи шубой, однако иконы этого извода неизвестны: «Сед, брада аки Власиева, на конце раздвоилась, на главе плат, наг весь, шуба на плечах» (Там же). Уподобление сшмч. Власию Севастийскому встречается в Строгоновском толковом иконописном подлиннике (кон. XVIII в.) с добавлением к характеристике «наг весь», «в портах»; там же указано «правая рука молебна, в левой тапор» (БАН. Строг. № 66. Л. 135; то же с добавлением «на главе плат» в ркп. БАН. Строг. № 64. Л. 137 об.).

Блж. Лаврентий Калужский. Гравюра. 1892 г.

Блж. Лаврентий Калужский. Гравюра. 1892 г.

В XVIII в. характер изображения Л. (одежды и тип лика) не менялся, но фронтальные образы святого, как на иконе в ц. вмч. Георгия «что за верхом», более не встречаются. В 3/4-ном повороте в молении к Спасителю Л. представлен на правом поле Казанской иконы Божией Матери, написанной в Калуге Романом Родионовым (1703, ГИМ; подпись: «Святой юродивый Лаврентий Колужский», на левом поле — образ прп. Тихона Ярославского). В стенной росписи калужского храма вмч. Георгия «что за верхом», выполненной в 1766-1767 гг., изображение Л. помещено на откосе окна сев. стены храма, на противоположном откосе — кн. Семен Калужский.

К 1-й пол. XIX в. в иконографии святого появляются изменения, вызванные почитанием Л. не только как блаженного, но и как основателя Лаврентиева калужского в честь Вознесения Господня мон-ря. Так, на иконе из Тихвинского придела ц. свт. Николая Чудотворца на Козинке в Калуге (кон. XVIII в.) Л. изображен рядом с мон-рем; показаны сооружения обители после перестройки в 1790 г. (110×58 см; Пуцко. 1993. S. 536. Il. 7). В руках святого свиток, на к-ром воспроизведена надпись, известная по древней иконе Л. из ц. вмч. Георгия «что за верхом». Аналогичное изображение представлено на иконе кон. XIX в. из ц. свт. Николая Чудотворца на Козинке (13,6×11,2 см; в окладе; см.: Там же. Il. 9).

На нек-рых иконах 2-й пол. XIX в. образ Л. утратил характерные черты иконографии: вместо шубы на нем монашеская мантия, на шее — завязанный узлом белый плат. Так изображен Л. на упомянутой иконе кон. XIX в. из ц. свт. Николая Чудотворца на Козинке. На иконе «Святые Лаврентий и Тихон Калужские в молении Пресв. Богородице Калужской» (XIX в., КХМ) и на поле иконы «Вознесение Господне» московского мастера А. С. Рогожкина (написана по заказу калужского городского совета в 1870; КХМ) меняются состав одежд и положение рук Л.: он изображен без атрибутов, руки крестообразно сложены на груди. На ряде икон Л. представлен как прп. Артемий Веркольский, в белых портах и рубахе, с топором на плечах, без шубы и мантии (Пуцко. 1993. S. 536. Il. 8).

В то же время сохраняются образы святого, придерживающиеся древнего образца. К ним относится икона 1-й пол. XIX в. (ЦАК МДА), на к-рой святой представлен в пустынной местности, на берегу реки, в накинутой на плечи шубе, с секирой в руках. Икона небольшая (24,4×20,2 см) и, вероятно, относится к монастырским образам, предназначенным для подношений и благословений. На тыльной стороне надпись: «Благословение Божие // Почтеннейшей Прасковье // Карповне Кологривой с пожеланием и молитвой о ея благоденствии // и долгоденствии // Николай епископ Калужский // и Боровский. // …года // …в 23 день». П. К. Кологривова, происходившая из боярского рода, представитель к-рого получил исцеление у гроба чудотворца, вероятно, входила в число постоянных жертвователей монастыря (Нечаева. 2004. С. 188. Ил. на с. 189).

XIX в. датируется единственная в своем роде икона «Святые Тихон и Лаврентий Калужские, Пафнутий Боровский с Троицей и сценами чудес у мощей Лаврентия» (КМРИ) с уникальным составом клейм посмертных чудес Л., известных по монастырской рукописи (Леонид (Кавелин). 1865. С. 5). Л. представлен в среднике иконы, в традиц. виде — в портах и шубе. Состав клейм: 1. Избавление града Калуги от нашествия агарян. 2. Троица Ветхозаветная. 3. Исцеление расслабленного боярина Андрея Кологривова. 4. Исцеление бесноватого. 5. Исцеление слепой жены. 6. Исцеление юноши от болезни ног. 7. Исцеление слепой девицы. 8. Исцеление бесноватого. 9. Исцеление сына Л. А. Кологривова Петра. 10. Исцеление от трясовичной болезни. На тыльной стороне надпись: «Благословение Калужскаго городского головы 10 мая 1887 г.».

«Чудо спасения Калуги» стало отдельным сюжетом для ряда памятников. Оно было помещено на раке святого (Леонид (Кавелин). 1906. С. 46). Развернутый вариант композиции с пояснительной надписью представлен на иконе кон. XVIII — нач. XIX в. (КХМ; 44×75,5 см; Пуцко. 1993. Il. 10), сокращенный — в клейме упомянутой иконы со сценами посмертных чудес (КМРИ).

Изображение Л. помещалось на обратной стороне хоругви Калужского ополчения 1812 г. Калужский чудотворец был представлен «внимающим гласу небес» (Ефименкова. 2009. С. 229).

Книга архим. Леонида (Кавелина) «Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря» (1891) проиллюстрирована гравюрой с изображением Л. (илл. между с. 16 и 17). Святой представлен не совсем обычно: в молении в лесу, борода короткая, клочковатая, он босой, в тулупе или армяке, запахнутом и подпоясанном, топор лежит рядом. С большой долей вероятности можно предположить, что эта гравюра воспроизводит изображение на миниатюре XVIII в. из рукописного Сказания о чудесах Л. (это изображение видел архим. Леонид, но его описание не оставил).

Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря. Калуга, 1862; он же. Обозрение рукописных и старопечатных книг в книгохранилищах Калужской епархии // ЧОИДР. 1865. Кн. 4. С. 5; он же. Ист. описание Калужского Лаврентиева мон-ря, нынешнего калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской ц. Калуга, 1891, 1906п; Филимонов. Иконописный подлинник; Токмаков И. Ф. Сб. ист. мат-лов для составления летописей Калужской еп. Калуга, 1889; Зверинский. 1890. Т. 1; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 210; Малинин И. Д. Опыт ист. путев. по Калуге. Калуга, 1992; Пуцко В. Г. Иконы с изображениями калужских святых // Tausend Jahre Taufe Russlands: Russland in Europa. Lpz., 1993. S. 528-538. Il. 6-10; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 152; Нечаева Т. Н. Блаженный Лаврентий Калужский // «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 188. Ил. на с. 189; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008п. М., C. 441-442; Ефименкова М. А. Юродивые Христа ради в духовной жизни Калужского края // Калуга в 6 веках: Мат-лы 7-й городской краевед. конф. 2008 г. Калуга, 2009. С. 226-233.

Т. Н. Нечаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *