Лазарь святой

Не все знают, что у Иисуса Христа был друг, звали его Лазарь. Однажды Лазарь заболел и умер. Когда по прошествии четырёх дней Спасителю рассказал об этом он ответил: «Лазарь, друг наш, уснул! Господи, если уснул, то выздоровеет!

Ученики думали, что Он говорил о сне обыкновенном, а Иисус говорил им о смерти его…» (Ин 11:11-13). Христос сказал так, потому что для Бога нет смерти, а есть лишь сон. После этого он пошёл и воскресил Лазаря, чьё тело уже стало издавать смрадный запах. После своей смерти и воскрешения Друг Христов прожил ещё 30 лет и даже стал епископом Китийским.

Лазарь Четверодневный — это тот человек, которого Иисус Христос воскресил из мертвых

Святой Лазарь Четверодневный или Лазарь из Вифании, Друг Божий, — это тот человек, которого Иисус Христос воскресил из мертвых. Его имя в переводе с Иврита означает «Бог (мне) помог. Евангелие от Иоанна говорит о том, что Лазарь жил в Вифании. Он брат Марфы и Марии и его Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти (Ин. 11:1-44).

Святой Лазарь Четверодневный. Святой Лазарь — это друг Иисуса Христа, умерший, пролежавший четыре дня в гробу и воскрешенный им

После Воскресения Христа Лазарь подвергся преследованиям и вынуждено покинул Иудею. Он перебрался в 33 году н.э. в 30-летнем возрасте на Кипр. Здесь апостолы Павел и Варнава в 45 году поставили его первым епископом Китиона.

В наше время этот город называется Ларнака. Здесь он прослужил епископом 18 лет. После своего воскресения святой праведный Лазарь жил еще 30 лет, и второй раз умер на острове Кипре в 63 году.

Святой Лазарь Четверодневный умер, пролежал мертвым четыре дня и его воскресил Иисус Христос

Биография святого праведного Лазаря имеет небольшой объём. Так Библия говорит о том, что он происходил из города Вифания и был братом Марии и Марфы. Иисус Христос хорошо знал их, называл Лазаря своим другом, и часто посещал их дома в Вифании (Ин. 11:3, 5, 11).

О Лазаре из евангелистов сообщает только Иоанн. Он говорит только о событиях его воскрешения: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была , которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.

Гробница Лазаря, Вифания, Святая Земля (т.е. Западный берег). Фотография 1890-1900 годы. Иисус Христос не знал, что его друг Лазарь умер, об этом ему сказали по дроге в Вифанию. После этого он отправился прямо к гробнице Лазаря , где воскресил его

Таким образом, Иисус не знал, что Лазарь умер. Он узнал об этом уже на дороге в Вифанию, куда шел по дороге с учениками. Христос не стал возвращаться обратно и пошел дальше, сказав ученикам: «…дабы вы уверовали» (Ин. 11:15).

На дороге в Вифанию Его встретила Марфа. Иисус задал ей вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На него она ответила так: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27).

По дороге к гробнице Лазаря Иисус Христос заплакал.

Иисус, узнав о смерти Лазаря, пошёл к его гробнице и по дороге заплакал. Это единственный случай, отмеченный в Священном писании, когда Христос плачет. Когда же Спаситель подошёл к той пещере, в которой погребли Лазаря, бывшие с ним отвалили от неё камень, и Он стал молиться.

Евангелист Иоанн передает эту молитву так: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон» (Ин. 11:41-43). Таким образом, Христос «разбудил ото сна» Лазаря и воскресил его из мертвых.

Воскресение Лазаря. Джотто.1304-1306 гг. Когда святой Лазарь Четверодневный воскрес, он вышел из гроба весь обвитый погребальной тканью

Воскресший Лазарь вышел из погребальной пещеры весь обитый погребальной тканью. Увидев это, Иисус повелел снять их с него. Иоанн Богослов говорит о том, что многие из тех, кто видели это чудо, уверовали в Иисуса. Фарисеи же с этого дня из страха решили убить Христа.

После воскресения святой Лазарь из Вифании стал епископом

Праведный Лазарь упоминается в Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскрешенный Лазарь (Ин. 12, 1-2, 9-11). На этой вечере Мария помазала ноги Иисуса миром (Ин. 12: 1-3).

Как повествует евангелист, многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых» (Ин. 12:9.). Удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, они становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря.

Икона деревянная Святой Апостол Варнава. Основатель Кипрской церкви. Святой апостол Варнава рукоположил святого Лазаря Четверодневного после его воскрешения в епископа Китийского

Дальнейшая судьба святого Лазаря известна из различных христианских преданий. Так греческие источники сообщают о том, что святой после воскрешения прожил ещё 30 лет. Во время гонений на Иерусалимскую Церковь после убиения святого архидиакона Первомученика Стефана, святой в окружении своих сестер Марфы и Марии отправился благовествовать Евангелие в разных странах.

После своей смерти и воскрешения Святой Лазарь Четверодневный прожил ещё 30 лет.

Дмитрий Ростовский сообщает о том, что святого праведного Лазаря совместно со святыми Максимином и Келидонием изгнали из Иудеи и пустили в море на лодке без вёсел, которая приплыла к Кипру.

Здесь его рукоположил в епископы апостол Варнава. Как и апостолы, Лазарь стал проповедовать на острове учение Христа. Предание говорит о том, что на Кипре святого посетила Богородица, которая передала ему омофор, сделанный собственными руками.

Этот сюжет запечатлели иконы Божией Матери. Омофор Пресвятой Богородицы некоторое время хранился на острове и почитался наравне с другими предметами облачения епископа Китийского.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Омофор или Покров — это часть облачения епископа. По легенде Пресвятая Богородица посетила Кипр и передала епископу Китийскому Лазарю собственноручно вышитый ею омофор, который длительное время хранился в местном храме после смерти Лазаря

В западной традиции существует «Золотая легенда» — собрание христианских легенд, составленное Иаковом Ворагинским. Согласно этому документу Лазарь вместе с Марией Магдалиной (её католики отожествляют со сестрой святого Марфой из Вифании), а также с другими спутниками отправился в Марсель.

Здесь Лазарь проповедовал христианство и стал первым епископом Марселя.

Воскресив Лазаря, Христос явил свою двойственную природу

Существует богословское толкования чуда воскрешения Лазаря из Вифании. Так, например, Отцы Церкви отметили, что Иисус подождал два дня в Пере и не сразу пошёл к больному Лазарю. Таким образом, Он подчинил своё личное желание увидеть и помочь больному другу воле Бога Отца.

Такой вывод делается на основании слов Иисуса о «сне» Лазаря. Он всегда называл «смерть» сном в таких случаях (Мф. 9:27, Мк. 5:39).

Феофилакт Болгарский (Охридский), Архиепископ Болгарский. Феофилакт Болгарский говорит о том, что тот факт, что Христос не сразу воскресил Лазаря, говорит о его двойственной природе, которую Он хотел продемонстрировать

Фиофилакт Болгарский так предложил трактовать слова Иисуса, сказанные его ученикам о том, что он радуется за них, что его не было в Вифании при болезни Лазаря: Иисус говорит апостолам о том, что если бы Он был в Вифании, то бы исцелил больного.

Чудо бы свершилось, но оно показало бы мало Его силы. Когда же Его не было и Лазарь умер, Христос воскресил его и все утвердились в вере в Него, ведь никто не воскрешал мертвеца уже разложившегося и издающего гнилой запах. Таким образом, воскрешение Лазаря — это демонстрация двойственной природы Христа, так как не человек воскресил его, но Бог.

Пролив слёзы по Лазарю, Иисус Христос явил свою двойственную природу.

Богословы особое значение придают скорби и слезам Иисуса, которые Он пролил по Лазарю. Они рассматриваются в качестве одного из доказательств двойственной природы Христа: «ибо был воистину Человек и желал удостоверить в действительности Своей Человеческой природы, то позволил ей сделать своё».

В этой связи Иоанн Дамасскин говорил о том, что Лазаря воскресила не человеческая природа, но Бог проливал слезы у его гроба.

Иоанн Дамаскин. Икона начала XIV века (Афон, скит святой Анны). Святой Иоанн Дамаскин говорил о том, что воскрешение Христом Лазаря Четверодневного — это результат его молитвы Отцу

Так же в богословских сочинениях говориться о том, что воскрешая Лазаря Иисус Христос произнес публичную молитву для того, чтобы присутствующие при чуде это видели. Таким образом, этот эпизод необходимо понимать как обращение Христа к Отцу и указание на то, что чудо — это результат молитвы к Отцу.

В результате Христос опровергал обвинения его противников в том, что Его чудеса происходят в результате действия сатанинской силы.

В наше время почитают две гробницы святого Лазаря Четверодневного, одна из них — «яма Лазаря»

Православные почитают мощи праведного Лазаря, которые обрели в 890 году. Произошло это в городе Кития, который в наше время называется Ларнака. Во время обретения мощи святого лежали в мраморном ковчеге.

На нём было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Мощи святого Лазаря перенесли из Кития в 898 году в Константинополь по повелению византийского императора Льва Мудрого.

Их положили в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке построили церковь Святого Лазаря. Во время реставрационных работ, провидимых в 1972 году, в этом храме обнаружили мраморную раку с человеческими остатками, которые оказались не полностью вывезенными мощами святого Лазаря.

Вход в погребальную камеру Лазаря в Вифании. Сама погребальная камера тесная и узкая

В наше время паломникам, отправляющимся на Святую Землю, необходимо знать, что гробница Лазаря не одна. Дело в том, что одна яма Лазаря находиться в Вифании в Иерусалиме, а другая в городе Китим на острове Кипр.

В первой могиле, согласно легенде и Священному писанию, Иисус Христос и воскресил Лазаря. Она находиться северо-восточнее Вифании на одном из предхолмий Елеонской горы.

В пещере святого Лазаря Четверодневного на острове Крит 25 ступеней.

Пещера имеет небольшой вход, пробитый в скале. Сама она узкая и глубокая. В пещеру паломники спускаются по 25 ступеням. В ней находится небольшая площадка с каменным столом в углу.

Когда отмечается Лазарева суббота, она служит престолом во время богослужения. Считается, что именно здесь Господь произнёс: «Лазаре, гряди вон!» На пять ступеней вниз расположена погребальная пещера святого Лазаря Четверодневного.

Гробница праведного Лазаря в церкви Святого Лазаря в Ларнаке. Вторая гробница святого Лазаря находиться в Ларнаке. Здесь стоит мраморный гроб с частью его мощей

Первая могила святого настоящее время принадлежит мусульманам и за её посещение взимается плата, в непосредственной близости от неё находится мечеть. Сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позднее мусульмане стали называть её Эль-Азария (производное от имени Лазарь по-арабски).

Вторую же могилу святого можно увидеть в городе Ларнака и здесь храниться часть его мощей, а именно глава и половина его костей.

Существует два сюжета иконы святого Лазаря Четверодневного

В иконографии встречается два варианта иконографии святого Лазаря Четверодневного. Краткое содержание первого сюжета совпадает с сюжетом Евангелия о воскресении Христом святого. Иконография этого образа сложилась в Византии в VI-VII веках и до нашего времени дошла почти неизменной.

Обычно в рамках такого сюжета Иисус изображается у пещеры Лазаря и у его ног расположены Марфа и Мария ― сестры Лазаря.

Воскрешение Лазаря. Икона. 15 век. В иконографии сюжета о воскрешении Лазаря присутствует два сюжета: само воскрешение и святой Лазарь в епископских одеждах

Рядом с пещерой на иконе изображаются иудеи, которые пришли сюда убедиться в том, что чудо произошло. Прикрывающая вход в пещеру плита сдвинута. Близстоящие к нему люди прикрывают нос платками спасаясь от запаха, исходящего от тела «четырехдневного» Лазаря. Само тело святого изображается в черном провале пещеры, символизирующем смерть и ад.

Святой Лазарь Четырехдневный, епископ Китийский. Пример изображения святого в епископских одеждах и с книгой, как символом Святого Писания

Второй иконописный сюжет, на котором присутствует святой Лазарь — это изображение его в епископских одеждах. Здесь сюжет о воскрешении святого отсутствует. На этом образе он почитается как святитель и поэтому он на иконе изображается с книгой.

Образ святого Лазаря из Вифании помогает исцелиться от тяжких болезней

Верующие и новообращенные часто спрашивают: в чем помогает святой праведный Лазарь Четтверодневный и о чем молятся его образу? Обычно святого просят об исцелении, так его сам Христос исцелили и воскресил. В наше время к Божьему помощнику обращаются:

  1. Тяжело больные, не могущие ходить. Им святой помогает снова стать на ноги.
  2. Страдающие кожными заболеваниями. Они излечиваются полностью.
  3. Больные венерическими заболеваниями. Им святой Лазарь продлевает жизнь.
  4. Неизлечимые больные. Так, например, известны случаи, когда по молитве к святому излечивались больные астмой.
  5. Люди, впавшие в уныние. Святой им подсказывает выход из сложившейся ситуации.

Видеоролик: Святитель Лазарь Четверодневный, Китийский, епископ, друг Христов на 1 минуте 30 секунде звучит молитва к святому праведному Лазарю Четверодневному.

Молиться святому Лазарю Четтверодневному можно как в храме, так и дома. При этом необходимо помнить о том, что Лазареву субботу, дают обеты, которые стараются ни за что в жизни не нарушить. Текст молитвы ко святому следующий:

«О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, его же Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси.

Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси.

И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: «Лазаре, гряди вон!» И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси.

Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Вифания. Гробница Лазаря

Вифания. Гробница Лазаря Четверодневного. 1893 г.

Вифания. Обычно это название переводят как «дом фиников», хотя финиковые пальмы тут никогда не росли — неровную, скалистую местность украшают неприхотливые масличные деревья. Именно здесь, на юго-восточном склоне Елеонской горы, жили друзья Иисуса Христа – Лазарь и его сестры, Марфа и Мария. Здесь находится и гробница, в которой умерший Лазарь лежал четыре дня до своего чудесного воскресения.

Сейчас на месте селения, которое две тысячи лет назад носило имя «Вейтани», находится небольшая арабская деревенька Эль-Азария или просто Азария. Отсюда до Иерусалима – минут сорок неспешной ходьбы. Но пешком дойти не получится – деревню отделяет от города каменная стена безопасности. Однако на маршрутке можно легко добраться до Азарии, или, в переводе с арабского – до «места Лазаря».

Гробница Лазаря – это квадратная пещера, высеченная в скале. Она ничем не отличается от множества гробниц, в которых древние иудеи хоронили своих близких. Разве что очень глубокая – время, наращивая почву слой за слоем, погружало пещеру вглубь земли. Теперь, чтобы попасть внутрь, нужно спуститься вниз по 27 ступеням.

Внизу влажно, прохладно и сумеречно. Три ниши, приготовленные когда-то для усопших, зияют пустотой. В той, что справа, почивал Лазарь, пока не услышал голос Христа, рассекающий узы смерти. Дотрагиваешься до камней, которые помнят эти невероятные евангельские события, и кажется, что не было двух тысячелетий, которые нас отделяют от них. Разве что тусклый электрический свет возвращает к обыденности двадцать первого века.

Не верится, что наверху, над пещерой, век за веком бушевали страсти, святыня переходила из рук в руки. Во время византийского правления рядом с гробницей возвышалась роскошная базилика. Церковь и пещера стояли за единой стеной и носили общее название – Лазарион. Этот комплекс пережил персидское нашествие, в целости и сохранности простоял до двенадцатого века. А потом постепенно был забыт, заброшен, разрушен.

Спустя еще триста лет на развалинах Лазариона мусульмане поставили мечеть. В девятнадцатом веке территорию, на которой находится пещера святого Лазаря, выкупили католические монахи-францисканцы, они владеют ей и доныне. Православной церкви принадлежит часть северной стены средневековой бенедиктинской часовни при гробнице Лазаря.

Если идти от Лазаревой пещеры в сторону, противоположную Иерусалиму, то попадешь в греческий православный женский монастырь. Он построен как раз на том месте, где стоял дом Лазаря, Марфы и Марии. Главная святыня этой обители — камень, на котором сидел Спаситель, когда Его встретила Марфа.

Святая земля – это место, где даже камни причастны тайне жизни и смерти. Тайне Воскресения.

Лазарь – друг Христа

А был болен один человек, Лазарь из Вифании, из селения Марии и Марфы, сестры ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими; ее брат Лазарь был болен. Послали сестры сказать Ему: Господи, вот тот, кого Ты любишь, болен. Услышав это, Иисус сказал: болезнь эта не к смерти, но во славу Божию, чтобы прославлен был Сын Божий чрез нее. Любил Иисус Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, тогда остался Он два дня на том месте, где был. Затем, после этого, Он говорит ученикам: идем снова в Иудею. Говорят Ему ученики: Равви, только что искали иудеи побить Тебя камнями, и Ты снова идешь туда? Ответил Иисус: не двенадцать ли часов в дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем. И сказал Он это, и говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Сказали Ему ученики: Господи, если уснул, будет спасен. Но сказал Иисус о смерти его, а они подумали, что говорит Он о простом сне. Тогда и сказал им Иисус прямо: Лазарь умер. И Я радуюсь за вас, что Я не был там, дабы вы уверовали. Но идем к нему. Тогда Фома, называемый Близнец, сказал другим ученикам: идем и мы, чтобы умереть с Ним. Придя, Иисус нашел, что он уже четыре дня в гробнице. Была же Вифания близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати. И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешить их в горе о брате. Марфа, когда услышала, что Иисус идет, вышла к Нему навстречу; Мария же сидела у себя в доме. Сказала тогда Марфа Иисусу: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог.
Говорит ей Иисус: воскреснет брат твой. Говорит Ему Марфа: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Сказал ей Иисус: Я — воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли ты в это? Говорит она Ему: да, Господи, я уверовала и верую, что Ты — Христос, Сын Божий, грядущий в мир. И, сказав это, она пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: Учитель здесь и зовет тебя. Она же, когда услышала, встала поспешно и пошла к Нему. Еще не вошел Иисус в селение, но всё еще был на том месте, где встретила Его Марфа. Тогда иудеи, бывшие с ней в доме и утешавшие ее, увидев, как Мария поспешно встала и вышла, последовали за ней, думая, что она идет к гробнице, чтобы плакать там. А Мария, когда пришла туда, где был Иисус, увидев Его, пала к Его ногам и сказала Ему: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с ней иудеев плачущих, возмутился духом и пришел в волнение и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи, иди и посмотри. Прослезился Иисус. Говорили тогда иудеи: вот как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Он, открывший глаза слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице: это была пещера, и камень закрывал ее. Говорит Иисус: возьмите камень. Говорит ему сестра умершего, Марфа: Господи, уже смердит: ведь ему четвертый день. Говорит ей Иисус: не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию? Тогда взяли камень. Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда Меня слышишь, но сказал ради народа, стоящего кругом, чтобы они уверовали, что Ты Меня послал. И, сказав это, воззвал громким голосом: Лазарь, выходи. И вышел умерший, связанный по рукам и ногам погребальными перевязями, и лицо его было обернуто платком. Говорит им Иисус: развяжите его и пустите его идти. Тогда многие из иудеев, пришедшие к Марии и увидевшие, что Он сотворил, уверовали в Него. (Ин.11,1-45)

Перевод епископа Кассиана (Безобразова)

Совсем неподалеку от Иерусалима, за Елеонской горой расположено арабское поселение Аль-Лазария. В начале XX века две шотландки, принявшие православие и монашество с именами – Марфа и Мария, организовали здесь монашескую общину, которая и доныне занимается социальным служением – воспитывает и обучает арабских девочек. Когда-то это место называлось «Вифания», здесь жил евангельский Лазарь и две его сестры, Мария и Марфа, в доме у которых Господь часто гостил. О Лазаре и его сестрах евангелист говорит удивительные слова: «Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря» (Ин.11:5). Бог любит человека, каждого лично, так что, откликнувшись на любовь Божию, человек может стать другом Божьим. И однажды, когда Господь с учениками был у Иордана, сестра Лазаря Ему прислала Ему весть: «Господи! вот, кого ты любишь, болен» (Ин. 11.3).

Но Господь не идет сразу, Он ждет два дня, а затем говорит: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его». Ученики полагают: «Если уснул, значит, выздоровеет». И тогда Господь открывает им, что Лазарь уже умер, «но пойдем к нему». А ведь еще совсем недавно Господа в Иерусалиме хотели побить камнями. И один из двенадцати,, Фома говорит: «Пойдем и умрем с Ним» (Ин. 11:16). И вот они идут к уже умершему, их учителя хотят убить, и они готовы умереть с Ним.

Когда Господь с учениками входит в Вифанию Его встречает сестра умершего – Марфа и Господь обещает, что ее брат воскреснет. Впоследствии на этом месте был создан византийский монастырь, а сейчас находится женская монашеская община и совсем недавно на ее территории, при строительстве детской площадки, была найдена мраморная плита V века с надписью на греческом языке: «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении». И хотя Ветхий Завет лишь прикровенно говорил о будущем восстановлении человека, то, что ответила тогда Марфа, свидетельствует о том, что вера в воскресение тел была уже общепринятой в те времена: «Знаю, — говорит она, — что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:24).

Но Сам Господь и есть Жизнь и Воскресение, и потому Он говорит: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему?» «Так, Господи» – отвечает Марфа – «верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир» (Ин.11.27). Господь плачет над умершим Лазарем, плачет над участью человека, покорившегося смерти.

Смерть противоестественна для человека; ведь человек был сотворен не для того чтобы умирать, но для того, чтобы через Богообщение наследовать жизнь вечную. Но когда первый человек, согрешив, отпал от Бога – Источника Жизни, тогда в мир вошла смерть и ее предвестники – болезнь и страдание.

И в этот отвернувшийся от Бога мир приходит Сын Божий, Он воплощается и принимает на Себя все ограничения нашего бытия. И, будучи Самой Жизнью, Он примет смерть, чтобы быть Владыкой как жизни, так и смерти: «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и над живыми» (Рим. 14.9).

Но еще прежде Своей Крестной смерти Владыка Мира воскрешает Лазаря, Своим повелением: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11:43). И человек, четыре дня находившийся в гробнице, возвращается к жизни.

И так как через это чудо многие уверовали в Господа, то совет первосвященников и фарисеев окончательно решил Его погубить: «Этот Человек много чудес творит, и если оставить Его так, то все уверуют в Него». Все уверуют, что Иисус есть Христос. А Христос есть Царь, и тогда, полагает совет старейшин, «придут римляне, под чьим господством находится Иудея, и овладеют и местом нашим и народом».

Так и случится в 70-х годах I века: придут римляне, и перебьют народ, и разрушат Иерусалим, и храм сожгут, но не потому, что все уверуют, а потому, что не поверили, потому что, как сказал Господь, Иерусалим не узнал времени «посещения своего» (Лк. 19:44), не узнал, что служит к его миру.

А пока некто Каиафа, невольно произносит пророчество: «Лучше нам, чтоб один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Апостол уточняет: «Сие же сказал он не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ». И добавляет евангелист: «не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11:49,52). Собрать во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, собрать, чтобы всякий верующий в Сына Божьего Иисуса Христа имел жизнь вечную. И как Воскрес Господь, так воскреснем и мы, и, значит – смерть не более чем сон, потому что если мы соединены с Господом в Церкви и Ее Таинствах, то мы уже имеем в себе залог вечной жизни.

«Всякий, кто видит Сына, и верует в Него, имеет живот вечный, и Я воскрешу его в последний день», — говорит Господь (Ин. 6:40).

Прежде чем Господь воззвал Лазаря к жизни, его тело уже подверглось разложению. Так будет и во всеобщее воскресение мертвых, когда восстановится человек во всей своей полноте, когда души соединятся со своими превратившимися в прах телами, когда, по слову апостольскому, «мертвые воскреснут нетленными» (1 Кор. 15:52), когда «смертное облечется в бессмертное», когда окончательно восторжествует ветхозаветное пророчество: «поглощена смерть победою» (Ис. 25:8). Той победой, которую одержал Господь своим Воскресением. И эта победа станет окончательным достоянием человека во всеобщее Воскресение мертвых в последний день этого мира, Воскресение, надежду на которое каждый из нас исповедует в Символе Веры так: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь”.

«Saint Lazare» перенаправляется сюда. Для мест с французским названием «Сен-Лазар» см. Сен-Лазар .

Святой Лазарь из Вифании

Воскрешение Христа Лазаря, Афины , 12–13 век.

Четыре дня мертвых, друг Христа

Почитается в

Восточная православная церковь
Восточная православная церковь
Римско-католическая церковь
Восточно-католические церкви
Англиканская община
Лютеранская церковь
Ислам

Праздник

  • Восточные церкви: Суббота Лазаря ; 17 марта ; 17 октября .
  • Западные церкви: 17 декабря.
  • Martyrologium Romanum (2005): 29 июля.

Атрибуты

Иногда наделяется как апостол , иногда в качестве епископа . В сцене его воскрешения он изображен плотно связанным в мумифицированной одежде, напоминающей пеленки .

Лазарь из Вифании , также известный как Сен — Лазаре или Лазарь четыре дня , почитаются в Православной Церкви , как (праведник) Лазарь четыре дня Мертвые после того как он снова поднялся , является предметом видного знака с Иисусом в Евангелии от Иоанна , в котором Иисус возвращает его к жизни через четыре дня после его смерти. В православных и римско — католических традициях предлагают различные счета последующих событий его жизни.

В контексте семи знаков в Евангелии от Иоанна , в воскрешении Лазаря в Вифании — сегодня израильский город Аль-Эйзарии , что переводится «на место Лазаря» — это наивысочайшая повествование: иллюстрирующая силу Иисуса » над последним и самым непреодолимым врагом человечества: смертью . По этой причине ей отводится видное место в Евангелии «.

Фигура по имени Лазарь (латинизированная с арамейского : אלעזר, Elʿāzār, ср. Евр. Елеазар — «Бог помог» также упоминается в Евангелии от Луки . Два библейских персонажа по имени «Лазарь» иногда исторически объединяются, но обычно они понимается как два разных человека.

Имя Лазарь часто используется в науке и популярной культуре в отношении очевидного восстановления к жизни; например, научный термин таксон Lazarus обозначает организмы, которые вновь появляются в летописи окаменелостей после периода очевидного исчезновения. Есть также множество литературных применений этого термина.

Дни памяти: 6 суббота Великого поста, 17/30 октября

Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения (Ин. 11:3.). Во время Своей земной жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом (Ин. 11:11.), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе. После сего события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь (Ин. 12:1–2). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя сие, первосвященники тогда же положили убить и Лазаря (Ин. 12:9–11.). Более о Лазаре из Евангелия нам ничего неизвестно.

Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет, был епископом на острове Кипре, где подобно апостолам много потрудился в распространении христианства, и там же мирно скончался. В IX веке по рождестве Христовом св. мощи праведного Лазаря были обретены в городе Китии, где они лежали в земле, в мраморном ковчеге, на коем было написано: «Лазарь четверодневный, друг Христов». Честное сокровище сие было вынуто из земли и положено в серебряную раку, а при императоре Византийском Льве Мудром перенесено в Константинополь, и положено в храме во имя праведного Лазаря, построенном еще императором Василием Македонянином.

Тропарь праведного Лазаря Четверодневного

глас 4

Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *