Лебяжий остров

Первыми строениями на острове стали соломенные шалаши, в которых поселились вместе с настоятелем один иеродиакон, иеромонах и пятнадцать послушников из казаков. В повседневном тяжелом труде устраиваемой обители не забывалось и о главном предназначении – исполнении молитвенных правил по уставу пустынных общежительных монастырей. Это касалось прежде всего Богослужения. Беспрекословно соблюдалось соборное правило. По будням проводились повечерие, вечерня, полуночница, утреня и часы. В великие праздники – всенощное бдение с чтением Священного Писания, в меньшие праздники – славословие «с чтением без всякой торопливости и неуклонно по уставу». В свободное от строительных и других работ по обители время насельники читали святоотеческую литературу и Священное Писание, доставленные Антоном Андреевичем Головатым вместе с ризницей упраздненного Киево-Межигорского Преображенского монастыря.
Первые насельники пустыни были израненные на войне и измученные невзгодами трудной казачьей кочевой жизни казаки. Часто это были престарелые и искалеченные люди, решившие провести в монастыре свои последние годы. И их искренним желанием было умереть в монашеском чине. Многолетний искус послушания был обязательным условием посвящения в монашество. Казаки умирали, так и не пройдя его. Архимандрит Феофан при поддержке войскового руководства просил Святейший Синод через епархиальное начальство разрешения постригать в монахи престарелых казаков. Казачью жизнь, переполненную невзгодами и лишениями, уже можно считать подвигом. Святейший Правительствующий Синод как исключение из правил дал на это свое согласие.
Со временем был отстроен главный собор в честь святителя Николая, возведены из кирпича «теплая» Екатерининская церковь и братские монастырские келии, гостиница для приезжих богомольцев. На берегу Лебяжьего лимана были устроены мастерские по ремонту нехитрого инвентаря и монастырской утвари.
Многие из старшей братии занимались миссионерской деятельностью. С учреждением Екатерино-Лебяжской пустыни возникла и школа, которая просуществовала вплоть до 1917 года.
К началу XIX века значительно увеличилось православное население Черномории. Для исполнения церковных треб не хватало приходских священников. Их обязанности на себя взяла старшая братия Екатерино-Лебяжской пустыни.
В первой трети XIX века пустынь имела около десяти тысяч десятин земли, в том числе огороды, сады, пашни, виноградники, три мельницы, два рыбных завода и мастерские. Монашествующие занимались пчеловодством, овцеводством и коневодством. Кроме этого велось постоянное строительство как на территории Лебяжьего острова, так и далеко за его пределами. Через лиман от монастыря расположилась Киновия, где были выстроены церковь «Во имя Всех Святых», небольшие хозяйственные постройки и кирпичный заводик. В г. Екатеринодаре открыто монастырское подворье. В ярмарочные дни монахи торговали зерном, виноградом, красным вином и овощными культурами.
До 1872 года Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь находилась полностью на войсковом содержании. Еще при создании монастыря был определен штат из 30 монашествующих, 10 больничных и 1 настоятеля, всего 41 человек. Им было положено жалование, как это было принято в Российских монастырях, сама же пустынь находилась за штатом. На основные постройки войсковое руководство выделяло дополнительные ассигнования. Кроме этого безпошлинно разрешалось добывать соль из войсковых озер, ловить рыбу и рубить лес.
В начале ХХ века Черноморская мужская Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь стала большим и красивым монастырем. Вся пустынь была огорожена забором из жженого кирпича с четырьмя башнями и четырьмя воротами. К ограде примыкали три церкви: каменная соборная Святителя Николая, теплая каменная при настоятельских покоях и во имя святой Великомученицы Екатерины. При последней церкви находилась монастырская больница. Недалеко от центральных ворот выстроена каменная колокольня, в которой имелось 12 колоколов, самый тяжелый весил 330 пудов. Чуть дальше колокольни была братская трапезная из жженого кирпича, крытая железом, далее кухня, просфорня с подвалом и три корпуса с братскими келиями. Для приезжих в ограде был устроен гостиный дом. За оградой монастыря расположилась школа, где обучались бесплатно дети казаков. Ближе к лиману – столярные мастерские, кухня, конюшенный двор, обнесенный каменной оградой, и три дома для богомольцев.
Пустынь владела двумя турбинными мельницами в станицах Переясловской и Староминской, двумя рыболовными заводами на Долгой косе Азовского моря и на Бриньковском лимане. Имела подворья: в станице Каневской и Екатеринодаре. Но наступивший 1917 – й год стал последним в истории духовного центра Кубани. Монастырь был разгромлен. В нем не случайно случился пожар. А когда наступило запустение, здесь появились новые хозяева – участники коммуны » Набат».
Затем на территории монастыря начала действовать детская трудовая школа. Большинство ее учащихся были беспризорниками. Она просуществовала не долго. А в начале 30-х годов в поселке стали активно организовывать птицесовхоз, которому дали поэтичное название – «Лебяжий Остров».
4 июля 2011 года в бывшее здание ДК ЗАО «Лебяжье-Чепигинское вселилась монашеская братия. Началось возрождение Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни.
В настоящее время строится монастырский храм в честь святителя Николая Чудотворца.

Екатерино-Лебяжская общежительная мужская пустынь в свое время стала первым монастырем, открытым на Кубани. Основана она была по просьбе казаков, обратившихся к императрице Екатерине II, с благословения Святейшего Синода. Пустынью монастырь назвали потому, что возник он в отдалении от населенных мест, на небольших полуостровах, расположенных на северной стороне Лебяжьего лимана. Место выбрано монахами неслучайно – покрытая камышом болотистая местность, лиман, впадающие в него реки Бейсуг и Бейсужек очень богаты рыбой, которая является основной пищей монахов, а тучи гнуса в летнее время помогают закалить собственные дух и тело. Название дано пустыни в память милостей Екатерины II, а также в честь Святителя Николая, глубоко почитаемого казачеством. Монастырь, бывший приютом для раненых, престарелых казаков, строили и содержали полностью за счет войска.
Екатерино-Лебяжинскую Свято-Николаевскую общежительную пустынь закрыли в 20-е годы прошлого века, затем разрушили, а часть монахов расстреляли. Сегодня от монастыря практически не осталось ничего, но в 2011 году началось возрождение обители. А пока богослужения проводят в бывшем доме культуры, переоборудованном под церковь.

Все мероприятия проходили в поселке Лебяжий Остров Брюховецкого района на знаменитой земле, где с 1794 по 1921 годы существовал мужской монастырь – ЧерноморскаяЕкатерино-Лебяжская Николаевская пустынь.

20 октября2012года проведена экологическая акция «Возрождение» по благоустройству территории Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни и памятных мест поселка Лебяжий Остров, в ней приняли участие более 250 волонтеры самых разных возрастов и социального статуса из Брюховецкого района, города Краснодара. На акцию по зову души приехали члены Совета по содействиюразвития институтов гражданского общества и правам человека при главе администрации Краснодарского края. Была выполнен огромный и разноплановый объемработы: высажены цветы, убрана территория поселка Лебяжий Остров и монастырского комплекса, подготовлена концертная площадка для проведения православного фестиваля «Лебяжий Остров. РФ», выкрашены спортивные сооружения, газовые трубы, автобусная остановка, очищена территория прибрежной зоны лимана. Для участников экологической акции работала православная кухня, были организованны экскурсии в местный исторический музей. Поселок удивительной природной красоты и духовной благодати засеял новыми красками.

18 октября 2012 года состоялся семинар «Духовно-нравственное наследие» для преподавателей Основ религиозных культур и светской этики муниципального образования Брюховецкий район. Обсуждались вопросы участия детей и молодежи в православном фестивале «ЛебяжийОстров. РФ «, организации экскурсий и паломнических поездок по историческим местам Брюховецкого района.

28 октября 2012 года впервые в Брюховецком районе прошло грандиозное, впечатляющее мероприятие – районный открытый фестиваль православной песни, поэзии «Лебяжий Остров. РФ».Он войдет в историю района яркой страницей. Мероприятие стало зрелищным и незабываемым. На празднике собрались более 2 тысяч людей не только из Брюховецкого , но и из многих других уголков Кубани, города Мурома, Московской области.

Утром в храме святой великомученицы Екатерины была совершена Божественная литургия с участием хора Екатеринодарской Духовной семинарии.

Строевое искусство дефиле показал взвод почетного караула Кубанского казачьего войска.

Зрелищной была казачья джигитовка, исполненная группой джигитов Брюховецкого района.

В православном фестивале участвовали камерный хор города Тимашевска, лучшие творческие коллективы Брюховецкого района. Звучали авторские стихи и песни православной тематики.

Здесь можно было приобрести православную литературу, послушать колокольный звон, посмотреть выставку прикладного творчества и народного промысла, получить мастер класс народных ремесел, покататься на фаэтонах, конной бричке, лошадях.

Впервые в районе выступали танцевальная и вокальная группа реконструкции «Черноморская сотня 1812г. им. Бурсака», были использованы исторические реконструкции – пушки образца 1812 года.

2 ноября 2012 года был проведен семинар на тему «Историко-культурное наследие Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни – важный компонент в духовно-нравственном, экологическом воспитании гражданина Кубани».

Категория участников – педагоги дополнительного образования; преподаватели Основ религиозных культур и светской этики; работники музеев; представители социально ориентированных НКО. Впервые в таком формате участвовали все настоятели приходов Брюховецкого района и благочинный Тимашевского отделения отец Виктор (Савенко).

7 декабря 2012 года состоялась встреча «Социальное партнерство во имя развития историко-культурного наследия территории поселка Лебяжий Остров».Категория участников – представители бизнеса и власти. Более 150 заинтересованных лиц обсуждали формы и методы взаимодействия по сохранению исторического наследия, воспитания православной культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *