Лечение гомосексуализма

В преддверии 50-летия, Стоунволлских бунтов, которые называют «гей-сопротивлением», Павел Лобков вспомнил, как в Советском Союзе образца 1985 года его пытались вылечить от гомосексуализма.

Справка «МК»:

Стоунволлские бунты — серия спонтанных демонстраций в защиту прав гомосексуалов, начавшиеся в ночь на 28 июня 1969 года после полицейской облавы в гей-баре «Стоунволл-инн» в нью-йоркском районе Гринвич-Виллидж. Это был первый случай, когда геи, подвергавшиеся в США в 1950-60-х годах преследованиям, оказали активное сопротивление системе. Стоунволлские бунты положили начало массовому движению за права ЛГБТ-граждан.

Павел Лобков — журналист и телеведущий, 1 декабря 2015 года (во Всемирный день борьбы со СПИДом) в эфире публично заявивший, что является геем и уже 12 лет живёт с диагнозом ВИЧ. Лобков также поделился трудностями с медицинским наблюдением: его лишили страховки, а стоматологи отказывались с ним работать.

Вот самые яркие моменты исповеди известного телеведущего:

«В городе Ленинграде в то время только появились «семейные консультации». Слово «семейная» не должно вас смущать, под этим видом тут был открыт первый легальный кабинет сексологии, или, можно сказать, «сексопатологии», как это тогда называли. Мне было лет 17, и у всех было общее представление, что «гомосексуализм» является болезнью, которую нужно лечить… В углу огромной, гигантской барской комнаты сидел доктор. Я изложил ему свою проблему и получил ответ, что мне нужно идти в третий психоневрологический диспансер к врачу Борису Исааковичу Аронову. Доктор… лет 60 или, может быть, 70 сказал, что тут меня будут лечить аверсивной терапией. Вырабатывать у меня «отвращение к мужскому полу». Для этого нужно было написать сочинение о том, как у меня проходит intercourse, то есть знакомство и последующее соитие, выражаясь советским медицинским языком. Довольно длинное получилось сочинение с описанием пейзажа, ну, как положено было. А потом доктор Аронов Борис Исаакович занялся гипнозом… Он каким-то молоточком махал у меня перед лицом, а я, в общем, сделал вид, чтобы не мучить старика, ну и чтобы все это не переросло в какой-нибудь галоперидол…»

По словам Лобкова, на его счастье, доктор-гипнотизер вскоре передал его женщине-врачу, которая сказала: «Забудь, нормально, живи, как живешь. Только будешь ко мне ходить, я буду ставить галочки, что ты был, и потом быстро сниму тебя с учета».

А вскоре Павел получил открытку (незапечатанное письмо) с сообщением, что «психоневрологический диспансер № 3 Ленинградского городского комитета по здравоохранению и исполком совета трудящихся народных депутатов извещает Павла Альбертовича, относящегося к группе риска (302.0-гомосексуализм), о том, что ему надлежит сдать кровь на вирус СПИДа в больнице имени Боткина».

«У меня сердце от ужаса упало в пятки, ведь это могли прочитать и родители!» — описывает свои чувства Лобков. Журналист вспоминает, что в то время у советской медицины была версия, что гомосексуальность вызывается недостатком тестостерона в организме. Но у Лобкова все оказалось в норме.

— Можно ли вылечить гомосексуализм? — интересуемся у ведущих специалистов в области сексологии.

— Нет, нельзя, потому что это не болезнь, — ответил нам советский и российский врач-психотерапевт Александр Полеев. — Гомосексуализм — врожденная особенность, связанная с нарушением внутриутробного развития плода, вылечить которую невозможно. Проявляется в результате сбоя работы центра влечения к противоположному полу. Но было время, когда гомосексуальность считалась психогенным расстройством и ее пытались лечить гипнозом.

— Гомосексуальность не лечится, — поддерживает коллегу сексолог, профессор Евгений Кащенко. — Хотя в нашей стране есть пара врачей-сексологов, которые этим занимаются. Их идея проста: если человек не верит в свою врожденную гомосексуальность, а считает её приобретенной, то можно силами психотерапии вернуть человека к гетеросексуальной ориентации.

— Слышали ли вы когда-нибудь о терапии гомосексуализма? — спрашиваем у Элиаса Регула, главного режиссера «Апогей-театра» и активиста ЛГБТ-движения.

— Конечно! Это советское наследие. Одного моего знакомого так пытались лечить — это жестоко и бесполезно! Методика называется репарационная или конверсионная терапия (от слова «сворачивать», «схлопывать»). Это целый комплекс мер, в результате которого гомосексуальную личность рассчитывали превратить в «нормальную», гетеросексуальную. Было время, когда в СССР, да и во всем мире, считалось, что гомосексуализм — это просто причуда, каприз, похоть, забава. И от этой «похоти» применялся не только гипноз, но и очень тяжелые препараты, превращавшие человека в овощ. Это было самое настоящее насилие над человеческим организмом! С геями боролись методами карательной психиатрии — запирали в психбольницы, обкалывали препаратами на основе брома. Такое «лечение» побуждало людей либо заканчивать жизнь самоубийством, либо бежать на Запад. Такие методики применялись в США и Европе тоже, но они, к счастью, покончили с ними к 1970-м годам — это, кстати, явилось одним из достижений Стоунволлских бунтов. Советские геи, среди которых было немало подлинных достояний отечественной культуры и искусства, боясь, что их «залечат», бежали «за бугор», чтобы иметь возможность жить и работать — например, Нуреев. Я лично был знаком с писателем и самым известным советским переводчиком Шекспира Геннадием Трифоновым, учеником Ольги Берггольц. Он отсидел 5 лет по 121 статье советского УК «за мужеложество», а, когда он вышел, к нему решили еше и применить репаративно-конверсионную терапию. Тогда он бежал в Швецию.

Жанна Голубицкая

Подпишитесь на наши новости в Google News

Митрополит Волоколамский Иларион, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, на днях вcколыхнул общественность своим заявлением о том, что РПЦ избавляет людей от гомосексуальности.

Содержание

Митрополит Иларион:

— Пастырский опыт работы с людьми, имеющими гомосексуальную ориентацию, показывает, что в очень многих случаях человек может либо полностью избавиться от этого, либо так построить свою жизнь, чтобы это не мешало ему быть полноценным семьянином.

Отношение христианской церкви к гомосексуальности всегда было однозначным: влечение к людям своего пола есть грех. О несовместимости праведной жизни и гомосексуализма говорится в Библии: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют».

В социальной концепции Русской православной церкви (да, есть такой документ!) отношению к гомосексуальности посвящена отдельная глава — за номером ХII.9. Потребность в ней появилась из-за изменений, произошедших в современном обществе.

Из социальной концепции РПЦ:

— Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма не половым извращением, но лишь одной из «сексуальных ориентаций», имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека.

Об изменении отношения в обществе к гомосексуализму активно говорили священнослужители в 2013 г., когда принимали закон о гей-пропаганде среди несовершеннолетних.

Алексей Уминский, протоирей:

— Сегодня с такой активной социализацией гомосексуализма у священника появилась новая проблема. Ее надо заново осмыслять и искать новые возможности для разговора с теми людьми, которые не чувствуют отношения к себе как к грешникам, а ощущают себя адекватными своему состоянию.

Чтобы разговор священнослужителей с людьми, «зараженными» гомосексуализмом, был более предметным, еще в середине нулевых появилось «Пастырское попечение о лицах с влечением к своему полу». Помимо советов пастырю, как вести себя с гомосексуалами, в нем, в частности, приводились цифры, говорящие о том, что влечение к своему полу среди современной паствы отнюдь не редкость: «если численность прихода превышает 50 человек, мы можем ожидать встретить в нем хотя бы одного человека с подобными проблемами».

По мнению представителей РПЦ, такое количество гомосексуалов сложно объяснить физиологией.

Андрей Лоргус, протоирей, психолог:

— В подавляющей части распространяемой литературы по данному вопросу содержится ложь о том, что гомосексуализм — это врожденная предрасположенность, что это, так сказать, «природа». В основе этой лжи лежит решение, которое привело к исключению в 1973 г. гомосексуализма как личностной патологии из DSM (классификация психических расстройств Американской психиатрической ассоциации).

Решение подкреплялось недостоверными исследованиями, считает протоирей: сенсационные заявления нейрофизиолога и гей-активиста Саймона Ле Вея в 1991 г. не были в тот момент проверены компетентными исследованиями, но до сих пор продолжают фигурировать как общепризнанные, хотя и не подтверждаются дополнительными многочисленными экспертизами.

Андрей Лоргус:

— На самом деле все далеко не так, выбор сексуального партнера, гомосексуального или гетеросексуального — это результат психо-социального научения, истории детства и подросткового возраста.При этом к вопросу гомосексуальности некоторые священники подходят более-менее толерантно (как бы ни звучало это слово в данном контексте), заявляя, что у представителей культа нет ненависти к гомосексуалам — церковь ненавидит гомосексуализм.

Константин Островский, протоирей:

— Гомосексуалист — человек, ощущающий сильное влечение к лицам своего пола. И это не всегда зависит от его воли, но вот как относиться к этому влечению, зависит от свободной воли человека.

Среди гомосексуалов немало тех, для кого их ориентация — тяжкое испытание, уверяют священники. Этих людей можно и нужно лечить. Основной способ — пост, молитва, трудотерапия.

Фото: 66.ru с pravmir.ru Лучшая профилактика отклонений — чистота нравов, целомудрие, воздержание, супружеская верность. Семья создается раз и навсегда — к этому идеалу надо стремиться

Наиболее действенным методом священники считают изоляцию.

Александр Ильяшенко, протоиерей:

— Чтобы помочь человеку исправиться, его надо поместить в какую-то духовную среду, где подобные грехи воспринимаются как нечто совершенно невозможное, недопустимое, противоестественное и где исключаются любые вредные контакты, в том числе и виртуальные. Грешник подобен наркоману, чтобы избавиться от наркотической зависимости, ему надо пережить ломку.

Справедливости ради отметим, что примеры, когда гомосексуалы, попавшие в лоно церкви, создавали гетеросексуальные семьи либо научались игнорировать свое влечение, немало.

Константин Островский:

— Есть у нас прихожанин, гомосексуалист, который борется со своей страстью, ходит в храм на службу, кается, молится сам и просит молитвенной помощи. Иногда у него бывают длительные ремиссии, и он причащается Святых Христовых Тайн. А бывают и срывы, потому что блудная страсть в такой форме зачастую подобна алкоголизму, и бороться с ней так же трудно, как и с самыми тяжелыми формами химических зависимостей. Приходится этого человека утешать и душевно поддерживать, чтобы он не отчаивался, молился Богу, а — главное — смирялся.

Специально для тех, кто намерен смириться и бороться с искушением, есть проект . На этом ресурсе собрана внушительная подборка психологической литературы — той, в которой гомосексуализм определяется если не как болезнь, то точно как следствие воспитания. Здесь же — рассказы людей о том, как они избавились от зависимости. Правда, большая их часть — переводные статьи.

Из исповеди бывшего гея:

— Над геями не раз издевались так называемые «православные» активисты – то снежки в Екатеринбурге, то петушки в Москве. И как потом люди будут относиться к Церкви?! Некоторые думают, что если сказать человеку «ты сгоришь за это в аду», он поверит в Бога. Это не работает. Свидетельствовать своей жизнью, что значит «прийти ко Христу», – вот единственный путь помощи. Если кто-то видит: «У него такой хороший брак, в их семье тепло», или «он смотрит на меня иначе, каким-то чистым, добрым взглядом», он задумается: «может быть, в этом действительно что-то есть?»

Фото: 66.ru, личный аккаунт Анны Пантелеевой в соцсети «ВКонтакте»

В 2016 г. однополая семья из Екатеринбурга заняла второе место в общероссийском конкурсе «Икеа» «Лицо с обложки» (кстати, на 1-м месте оказались два парня из Питера). Девушки уже долго время живут вместе и воспитывают сына. Таких семей в нашей стране — не одна тысяча. И в этих семьях не менее (а порой гораздо более) теплые и чистые отношения, чем в гетеросексуальном браке, о котором рассказывает «бывший гей».

Психологи уверены: от гомосексуальных мыслей действительно можно избавиться. Но при одном условии — если человек сам этого хочет. А такое желание, по их мнению, может возникнуть только у действительно взрослых людей.

«Пастырское попечение о лицах с влечением к своему полу» дает 10 советов священникам, желающим направить гомосексуалов на путь истинный.

1. Признать наличие проблемы и создать климат приятия, а не вступать в конфронтацию

«Гомосексуальность так же, как и другие страсти, отрывает человека от Бога. …Следует постараться донести мысль о том, что Господь принимает и этих людей как Своих блудных сынов и готов даровать им Свое прощение и исцеление. То, что гомосексуализм — это ненормально, знают все, поэтому лишний раз сказать об осуждении гомосексуалистов на адские муки означает только еще больше увеличить уныние в сердце и уменьшить шансы на то, что человек когда-нибудь обратится за помощью. …Утверждение веры в возможное исцеление от грехов во Христе — это радость, которую пастырь может принести иссохшему и разбитому сердцу».

2. Выслушать и вселить надежду

«На невозможности преодоления акцентироваться не нужно, ведь невозможное человеком возможно Богу, и это безусловно, только надо человеку открыть себя Богу, а для этого существуют проверенные веками методы борьбы со страстями».

3. Уверить в том, что Бог любит каждого

«Тертуллиан говорит, что когда Бог творил наши тела, Он смотрел на Своего Сына как на образец (это важно упомянуть, поскольку многие гомосексуалисты ненавидят свое тело)».

4. Побудить к углублению взаимоотношений с Богом

«Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку».

5. Вовлечь в общину и предложить служение

«Поскольку гомосексуализм вырастает на почве искажения взаимоотношений в семье, действенным способом исцеления будет создать для человека «вторую семью», а такой и должна быть настоящая крепкая церковная община».

6. Изучить вопрос

«Гомосексуальность закладывается в основном в детстве из-за неправильных отношений в семье, а может быть вызвана и опытом изнасилования (особенно в случае лесбиянства). Священнику лучше знать конкретные случаи и методы избавления от страсти гомосексуальности, чтобы не предлагать своему духовному чаду просто воздерживаться или вступить в брак».

7. Побудить к работе над собой и изменению отношений с ближними

«Гомосексуальность — это всегда лишь верхушка айсберга, маска, под которой скрывается личность взрослого ребенка с большим комплексом неполноценности: закрытого и недоверяющего (неискреннего), слабовольного, болезненно ищущего внимания и одобрения других, привыкшего решать все проблемы не напрямую, а подлаживаясь под людей, исполненного жалости к себе. Пастырь должен убедить человека серьезно посмотреть на себя и решиться на то, чтобы в себе что-то менять».

8. Адресовать к специалисту и группам поддержки

«Следует предупредить о подстерегающей здесь человека ошибке — заменить веру психологией. Следует постоянно напоминать, что действительное исцеление человека возможно лишь во Христе, а психологические методики являются лишь вспомогательными для обретения душевного здоровья».

9. Поручить человека ответственности семейной пары христиан или человеку того же пола, крепко укорененному в вере

«Обучение на примере верующих наставников — вот лучший способ возвратиться к нормальной жизни».

10. Не лечить, а заниматься профилактикой

«Cамая главная задача — не преодоление, а профилактика — воспитание мужчины, защитника семьи, Церкви и отечества. (Также и женщины). Эта задача должна иметься в виду во всех мероприятиях и проектах, т. к. есть основа для правильной ориентации».

Их этих рекомендаций понятно, что наибольшее опасение церковнослужителей вызывают не взрослые, а дети и подростки — именно их неокрепшим душам следует уделить особое внимание в работе над «профилактикой гомосексуализма».

Елена Климова, создатель проекта «Дети-404», посвященного подросткам с гомосексуальной ориентацией, считает, что верующим подросткам приходится труднее, чем атеистам и агностикам.

Елена Климова, создатель проекта «Дети-404»:

— Религия (почти любая) не приемлет однополые отношения. В результате у детей формируется внутренняя гомофобия, неприятие себя, а это может привести к самым тяжелым последствиям. Открытие в себе «иной» сексуальной ориентации повышает риск суицидальных мыслей и попыток покончить с собой.

В подтверждение своих слов Елена приводит рассказы верующих подростков.

Александр, 16 лет:

— Я веду духовную жизнь, постоянно посещаю церковь и участвую в таинствах церкви, молюсь каждый день, читаю Библию. Но там осуждают меня, говорят, что это извращение и за такое убивать надо. Неужели я буду гореть в аду? Но за что? Я же ничего не делал для того, чтобы стать геем. Я таким родился. За что осуждают меня? У нас тоже любовь! Никакой я не извращенец. Я просто душу люблю, а не пол. Я молил Бога сделать меня нормальным и считал это психическим расстройством, но ничего не помогло. И священники только осуждали и осуждали.

Марина, 15 лет:

— Трудно жить со всем этим, когда вокруг постоянно все твердят тебе, что это неправильно, когда твоя семья постоянно повторяет, что им не нужны были бы ЛГБТ-дети. Я совершала две попытки суицида. Первая — после первого полового контакта. Я переспала с парнем, пыталась избавиться от влечения к девушкам, от своей неправильности. Не помогло. Второй раз — месяц назад, из-за давления семьи. Не могу больше жить со всем этим.

Смена религии или полное отрицание Бога — еще одно следствие «излечения» от гомосексуальности.

Саша, 17 лет:

— Я не помню, когда и почему стала верующей. Начала ходить в церковь, молиться, слушать проповеди. Тогда же я впервые задумалась над проблемой гомосексуальности. Я считала, что гомосексуальности не существует, что это следствие разврата, падения нравов, что любви между людьми одного пола на самом деле не бывает. А потом осознала себя. Не могла отделаться от мысли, что это неправильно. Продолжала ходить в церковь, а мой духовник убеждал меня, что я впала в страшный грех и призывал не общаться с моей возлюбленной. Самое ужасное — я его послушала. Отказалась от светлой, чистой любви из-за религиозных предрассудков. В этом я раскаиваюсь по сей день. В церковь я больше не хожу. Больше не верю в ее учение.

Впрочем, некоторые священнослужители понимают непримлемость и опасность навязывания своих взглядов на гомосексуальные отношения.

— Может ли ребенок вернуться к своей природной ориентации? Да, может. Но – здесь это очень важно понимать – может только на основе собственного желания, только на основе собственного решения. Другого пути нет. Извне изменить сексуальную ориентацию человека невозможно. Любое насилие – это грубая ошибка. Заставить силой, вразумить, напугать, в монастырь отправить – это все не работает.

Отметим, что в Екатеринбургской епархии на наш запрос относительно избавления от гомосексуальности лиц, ипытывающих влечение к своему полу, с ходу ответить не смогли. «Начало Великого поста — совсем не время рассуждать на эту тему», — ответил викарий Екатеринбургской епархии Евгений (Кульберг).

Кто еще и как пытался лечить геев

  • В начале XX века лечить гомосексуализм с помощью «научных» методов начал австрийский эндокринолог Эуген Стейнах. Он вырезал у пациентов «дефектные» яички и пересаживал им тестикулы гетеросексуальных мужчин. Метод оказался неэффективным.
  • Гомосексуализм — как женский, так и мужской — пытались лечить и с помощью наркотиков. Например,
    британский врач Денслоу Льюис еще в XIX веке пытался избавить от лесбиянских наклонностей женщин, применив к ним смесь кокаина, стрихнина и женского обрезания. Одна из его пациенток сошла с ума и умерла в психбольнице.
  • В середине XX века в Британии геев, которые хотели ибавиться от гомосексуальности, лечили с помощью электрошока: им показывали гомоэротические фотографии, а наступающее сексуальное возбуждение «снимали» разрядом. После этого следовала демонстрация женских эротических снимков — их рассматривание никак не наказывалось. К слову, в Китае эта методика используется до сих пор.
  • «Лечение верой» также практикуется уже не одно десятилетие. В 60-80 гг. XX века в США массово появлялись христианские сообщества, в которых геев наставляли на пусть истинный изучением Библии, пасторскими наставлениями и сеансами общения с «излечившимися» геями. Некоторые из этих общин действуют и сегодня.
  • Еще одно «лекарство» из Америки — интенсивная мастурбация. Такой метод предложил американский психотерапевт Джон Маркис в середине XX века. Занятия онанизмом обязательно должны были сопровождаться визуализацией женских образов. Как заявлял Маркис, таким образом ему удалось вылечить как минимум одного гомосексуала.
  • Один из признанных лекарей гомосексуальности живет в нашей стране и до сих пор принимает пациентов. Нижегородский психолог Ян Голанд, по его словам, излечил минимум 75 мужчин-гомосексуалов. Среди его методик — гипноз, направленная работа со сном, замещение гомоэротических образов гетероэротическими. Правда, работает он только с теми, кто считает гомосексуализм болезнью. Курс длится 1,5–2 года и его стоимость, по данным открытых источников, может доходить до 1 млн руб.

В 1976 году Ксения начала ходить на лекции известного психолога и сексолога, исследователя Игоря Кона. Ему она задавала вопросы, стараясь понять природу гомосексуальности. С 1982 – работала психиатром в больнице имени Кащенко.
«Я всё поняла, осталось только найти гея, чтобы ему помочь. Он сам вышел на меня, правда, попросил его лечить. Я в работе сталкивалась и с гомосексуалами, осужденными по 121-й статье «Мужеложство». Не могу назвать реальные имена, так как на «аутинг» (раскрытие чужой ориентации) мне никто не давал согласия.
Даже фельдшер говорил мне: «Берите на курацию, ваш поступил. Я их сразу вижу – глаза виноватые». Когда пациент просил вылечить его от гомосексуальности, один коллега-врач цинично советовал: «Вам можно просто переспать с женщиной. Три рубля за консультацию».
Известно, что в советское время практиковались фиктивные браки геев с женщинами, нередко лесбиянками. По словам Ксении, для гомосексуалов тогда был и более верный вариант избежать наказания за «мужеложство». Она рассказывает:
«Идёшь в психоневрологический диспансер, делаешь камин-аут, получаешь диагноз, лечишься – и статьи нет. Они получали инвалидность, которая дает возможность не работать, могли дополнительно заниматься, например, фарцовкой, и жить вполне неплохо. Психиатры им, конечно, обычно ставили другой диагноз, например, органическое поражение головного мозга или шизофрения, и никакой ответственности как геи они не несли.
Я относилась к ним не как к пациентам, а как к людям, попавшим в беду, которым нужно помочь. И почти все психиатры, которых я знаю, относились к гомосексуалам лояльно. Я думаю, медицина всё-таки была, в целом, более гуманной. Правда, один из пациентов пытался меня шантажировать тем, что я «поощряю гомосексуальные связи». Это было очень неприятно.
Уже в настоящее время я встречала лесбиянок, которые говорили, что в советское время их лечили шоковой терапией. Лично у нас такого я не встречала. Во-первых, терапия называется электро-судорожная. Во-вторых, скорее всего, их лечили не как лесбиянок, а как психически больных. Заболевания могут быть у всех, независимо от ориентации. В-третьих, этот метод меньше всего применялся в России, потому что очень сложный».

В сети публикуются письма подростков, преследуемых родителями и одноклассниками за гомосексуализм. Можно ли вылечить и вылечиться от гомосексуализма — об этом Правмир спрашивает священников.

Протоиерей Алексей Уминский, духовник православной Свято-Владимирской гимназии:

Церкви надо искать новые слова в разговоре с гомосексуалистами

Проблема гомосексуализма не новая, ей многие и многие тысячелетия. И раньше приходили подобные люди на исповедь, и приходилось в рамках священничества с ними работать, но очевидно, что тогда гомосексуализм воспринимался как неестественное и греховное поведение.

Фото Анны Гальпериной

Сегодня с такой активной социализацией гомосексуализма у священника появилась новая проблема. Ее надо заново осмыслять и искать новые возможности для разговора с теми людьми, которые не чувствуют отношения к себе как к грешникам, а ощущают себя адекватными своему состоянию.

И как эту проблему решать сегодня – достаточно сложный вопрос, потому что здесь нужны какие-то новые способы разговора и серьезная помощь психологов и психотерапевтов, священников, которые могли бы воспринимать эту проблему в ее современном аспекте.

Очевидно, что люди, о которых идет речь, не могут не ощущать внутреннего диссонанса относительно своего выбора, но с другой стороны, то общественное мнение, которое сегодня складывается, обманывает этих людей и заставляет их всячески себя утверждать в том, что их образ жизни, поведения и отношения к своей неадекватности – это такая особенная норма, и люди не только не должны ей угрожать, а и всячески ее поддерживать.

Вопрос современного отношения к гомосексуализму – то, каким образом сегодня, оставаясь в рамках твердого и четкого убеждения в том, что сам по себе гомосексуализм является ненормальным грехом, понять, каким образом разговаривать с этими людьми, которые вовлечены в эту социализацию и убеждены в обратном, и как их привести к покаянию.

Теперь что касается описанной в письме истории. Понятно, что когда парня против его воли помещают в психушку, когда применяют такие методы очевидного насилия, то этим не помогают, а наоборот – дети часто слетают с катушек именно от безысходности. Какой здесь можно дать родителям совет? Прежде чем что-то делать, надо подумать, самому посоветоваться с психологом, со специалистом, который что-то понимает в подобных проблемах.

Лет десять назад мне была рассказана одна история. Я гостил у своих друзей, далёких от церкви, но очень хороших людей. Во всём их окружении меня представляли именно как священника, и многие хотели со мной как-то посоветоваться.

И вот я разговаривал с одним человеком, а это был уже сформировавшийся мужчина лет 50 как минимум, такой еврейский хохмач, любитель анекдотов, иногда не вполне пристойных, ну и тема гомосексуализма тоже поднималась в качестве предмета шуток и издевательств. Отношение было явно как к чему-то ненормальному, слово «педик» использовалось в крайне негативном значении, как ругательство.

И вот оказалось, что его сын, молодой человек двадцати с лишним лет, объявил отцу о том, что он гей и у него есть друг, с которым они уже несколько лет вместе. Для отца это стало таким ударом, что он чуть не повесился, настолько были сильны его переживания. Его легко понять, ведь сын был гордостью семьи: мальчик окончил еврейскую религиозную школу, и сейчас у него очень удачно складывается карьера, он работает финансистом в банке. И вот сейчас он живёт со своим другом-геем.

Этот мужчина рассказывал: «Я не знаю, что мне делать, у меня осталось такое же отношение к проблеме, но это ведь мой сын! Я к нему пришёл, перед ним извинился за то, что я сначала так себя повёл. Ну и мы сейчас общаемся, дружим, а я больше ничего сейчас сделать не могу, только любить».

Он не знает, что такое молиться, как-то иначе искать ответы, у Бога, например. Но тем не менее чисто по–человечески этот мужчина совершил огромный подвиг. Он не перестал любить сына.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, отец 12 детей и дед 31 внука:

Грешному человеку необходимо сострадание

Это трагедия для семьи, и для самого мальчика, и для его родителей. Очень тяжело, когда кто-то из близких болен тяжелой, трудноисцеляемой болезнью, не только физической, но и нравственной, то есть совершает грех. Но это грех не одной семьи, а следствие греховности всего общества, которая сообщается молодым, неокрепшим душам.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Сейчас у нас создалась среда, которая просто поощряет любые отклонения от нормы и при этом утверждает, что всё допустимо, что человек свободен, что нельзя его ограничивать, и так далее. Мы живём в искаженной среде, в которой неестественные проявления каких-то тёмных движений человеческой души поощряются, защищаются. А обвиняются, наоборот, те, кто как-то пытаются бороться с этими ненормальными проявлениями.

Современная наука, которая исходит из материалистических представлений, считает, что с такими проявлениями бороться невозможно, а раз невозможно – объявить нормой. Действительно, если нет надежды на всесильную помощь Божию, то грех невозможно победить – это выше человеческих сил. А если на Бога уповать и надеяться твёрдо, то любой грех, любое отклонение, любое искажение человеческой природы можно исправить, исцелить, и человек будет жить дальше счастливо и полноценно, а не страдать от своей греховности и связанной с этим неполноценности.

Бывают грехи обыденные, например, поссорился, а потом помирился, или обиделся, а потом простил. Но бывают грехи смертные, которые обрекают душу нераскаявшегося грешника на вечные муки. Эти муки настолько страшны, что апостол Павел предупреждает: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (Послание к Коринфянам 6:9,10).

Любой грех – это не норма, а искажение человеческой природы. Церковь смотрит на грех именно как на болезнь, которая может быть исцелена верой в Бога, покаянием и молитвой. Это понимание засвидетельствовано тысячелетним опытом Церкви: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (Послание к Коринфянам 6:9,12).

Нравственные болезни подобны инфекционным заболеваниям – они заразны. Но, в отличие от обычных инфекций, они могут передаваться и виртуальным путем, и переносчиками являются средства массовых коммуникаций, в том числе ТВ и Интернет, пропагандирующие разврат, как норму.

Времена повторяются, в обществе царит распущенность, подобно той которая, имела место в языческой развращенной Римской Империи, когда апостолы вышли на проповедь: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение». (Послание к Римлянам 1:25,27).

Чтобы победить такой грех (а Церковь смотрит на такие проявления как на тяжкий грех) нужно очень острое и яркое стремление измениться. Но, если же ни у родителей, ни у ребёнка нет понимания, что гомосексуализм – это недопустимо, то вряд ли с этим можно справиться.

Лучшей профилактикой таких отклонений являются чистота нравов, целомудрие, воздержание, супружеская верность. Браки заключаются на небесах, поэтому семья создается раз и навсегда. Это идеал, к которому надо стремиться.

Грешному человеку, также как и больному, в первую очередь требуется сострадание. Ему нужна помощь, доброе, ласковое слово, а не обличение, или укоры. Человека надо любить, но грех его ни в коем случае принимать нельзя. К греху надо относиться совершенно бескомпромиссно.

Поэтому, чтобы помочь человеку исправиться, его надо поместить в какую-то духовную среду, где подобные грехи воспринимаются как нечто совершенно невозможное, недопустимое, противоестественное, и где исключаются любые вредные контакты, в том числе и виртуальные. Грешник подобен наркоману, чтобы избавиться от наркотической зависимости, ему надо пережить ломку.

Это, конечно, тяжело. В трудной борьбе трудно побеждать. Чтобы выйти победителем необходимо искреннее стремление победить грех, терпение, постоянство, мужество, а также вера, что для Господа нет ничего невозможного.

А если Господь с нами, то кто против нас?

Протоиерей Андрей Лоргус, психолог:

Обреченности нет!

Первое, что надо сказать – в подавляющей части распространяемой литературы по данному вопросу содержится ложь о том, что гомосексуализм – это врождённая предрасположенность, что это, так сказать, «природа». В основе этой лжи лежит решение, которое привело к исключению в 1973 году гомосексуализма как личностной патологии из DSM (классификация психических расстройств Американской психиатрической ассоциации).

Это решение подкреплялось недостоверными исследованиями, например, сенсационными заявлениями нейрофизиолога и гей-активиста Саймона Ле Вея в 1991 г. Заявления эти не были в тот момент проверены компетентными исследованиями, но до сих пор продолжают фигурировать как общепризнанные, хотя и не подтверждаются дополнительными многочисленными исследованиями.

На самом деле всё далеко не так, выбор сексуального партнёра, гомосексуального или гетеросексуального – это результат психо-социального научения, истории детства и подросткового возраста.

Во-вторых, надо понять, что это никакое не заболевание, а личностное искажение. Это не является делом врачей, ведь по сути здесь нет никакой психиатрической составляющей. Ни нарколог, ни невропатолог, ни психиатр здесь помочь ничем не могут, так как нет никаких клинических симптомов. Это – личностное нарушение, которое может иметь последствия.

Важно иметь в виду, что гомосексуализм может выражаться разными способами. Так, есть люди с гомосексуальными наклонностями, и их проблемы не мешают их гендерной самоидентификации, то есть признанию себя мужчиной мужчинами и женщиной — женщинами. Существуют и люди с гомосексуальными наклонностями, которые не практикуют их, то есть не переводят своё влечение в область поступков и не практикуют сексуальные отношения с лицами своего пола.

Ну и, наконец, существуют собственно гомосексуалисты – и их очень небольшое число, – которые не только имеют гомосексуальные наклонности, но и открыто их реализуют, делают свой выбор и, по сути дела, волевым этим выбором определяют своё поведение.

При этом кто-то живёт открыто, предпочитая во всём своём внешнем облике, в одежде, в поведении, в общении поступать согласно своей этой новой сексуальной идентификации, а некоторые не проявляют это, внешне оставаясь приверженными своему полу, и свои гомосексуальные наклонности реализуют только непосредственно в сексуальном поведении.

Очень важно понимать, что гомосексуалистов, именно реализовавших свой выбор, на самом деле очень мало. Мы видим в обществе гомосексуальную информационную кампанию, раздутую искусственно именно этим в прямом смысле меньшинством. Скажем, в процентном отношении в нашем обществе гораздо больше людей, страдающих диабетом или испытывающих приступы клаустрофобии. Но ни одно из этих «меньшинств» не ведёт настолько активную пропаганду и не пытается навязать обществу чуждые ему навыки, традиции и формы поведения.

Это знак нашего времени, потому что гомосексуализм существует очень давно, но никогда эта проблема не была центральной культурно-этической проблемой. Ведь здесь процентное соотношение людей, реализующих гомосексуальные наклонности, совершенно не соответствует тому масштабу дискуссии, которая ведется в обществе – и прежде всего в СМИ.

В России несколько лет назад, в 2008 году, вышла книга двух американских учёных-психологов греческого происхождения Джозефа и Линды Эймс Николоси «Предотвращение гомосексуальности». Эта книга подробно рассказывает о гомосексуализме, и прежде всего таким родителям, которые сталкиваются с подобными проблемами или боятся их возникновения в семье, я рекомендую эту книгу.

Несомненно, всё, что происходит с ребёнком, взаимосвязано с его семьёй, поэтому влияние семьи здесь, конечно, на первом месте. Причины и условия, при которых в семье может вырасти гомосексуалист, психологам известны. Это определенное сочетание поведения и характеров родителей, которое может создавать для ребенка условия для развития гомосексуального поведения. Но это только условия.

Очень важно понять, что даже если эти условия действительно сошлись в семье определенным образом, это совершенно не значит, что ребенок обязательно станет испытывать гомосексуальные наклонности.

Конечно, встречается на практике действительно в крайней степени искаженное поведение родителей. Например: хотели мальчика, а родилась девочка. И этой маленькой девочке покупали мальчиковую одежду, стригли под мальчика, папа брал ее с собой в гараж, учил ее обращаться с гаечным ключом и молотком… В общем, родителям очень хотелось мальчика, и они досадовали, что родилась девочка. Вот и делают из этой девочки мальчика.

Есть и обратный пример: одинокая женщина хотела детей, во что бы то ни стало, каким-то образом зачала и родила своего мальчика и сделала из него свою подружку. В буквальном смысле этого слова — с малых лет она воспитывала его в качестве своей подружки. И, в общем, сын выбрал такую манеру взаимодействия с матерью, при которой ему было бы удобно развиваться как девочка.

Дети из лояльности на разные подвиги и чудеса способны. Никакой биологической, гормональной, природной предрасположенности к этому нет, и ее невозможно выявить. Но я еще раз должен подчеркнуть, что при всех условиях, которые образовались в семье, ребенок может, тем не менее, вырасти совершенно другим. И нет здесь никакой обреченности, и это важно понять.

Тем более что половая самоидентификация завершается в раннем подростковом возрасте, в котором все очень пластично, то есть изменчиво, и у ребенка есть разные возможности развиваться – либо по гомосексуальному, либо по гетеросексуальному пути.

Поэтому в конечном итоге свой выбор подросток осуществляет сам. Окончательный период самоидентификации совершается подростком самостоятельно; более того, влияние родителей здесь уже минимально.

Очень часто, к сожалению, мальчики-гомосексуалисты рассказывают, что в раннем детстве они были совращены кем-то из взрослых или более старших детей. К сожалению, это очень частый случай – именно совращение взрослыми или старшими детьми. Это происходит в закрытых учебных заведениях, спортивных организациях.

За рубежом это – колледжи и университеты, где группы мальчиков и девочек живут отдельно, закрыто и уединенно, так сказать, «варятся в собственном соку». Там очень часто происходит первое совращение, которое потом подталкивает человека к дальнейшему поиску подобных отношений.

Что делать родителям? Когда они узнали, прочитали все книги, они могут обратиться к специалисту-психологу для того, чтобы преодолеть собственный шок и получить некоторое научение о том, как они могут себя вести.

Это одно направление. Второе направление – обратиться за помощью к церкви. Разумеется, что церковь может многое сделать и для родителей, и для совращённых детей, и для детей, которые испытывают такие склонности. Но тут есть одна трудность: дети в подростковом возрасте вообще уклоняются от исповеди и уклоняются зачастую именно потому, что испытывают сексуальные проблемы и не хотят обсуждать их со священниками, стыдясь и боясь осуждения.

Это очень сложный период, и во время него, конечно, нужны специальные педагоги, специалисты по подростковому возрасту, и, разумеется, нужна особая подготовка священников. Далеко не все священники это умеют.

Я уже рекомендовал книгу Николоси; что ещё можно сделать родителям? Может ли ребёнок вернуться к своей природной ориентации? Да, может. Но – здесь это очень важно понимать – может только на основе собственного желания, только на основе собственного решения. Другого пути нет. Извне изменить сексуальную ориентацию человека невозможно.

Это – внутренняя жизнь и только внутренняя, и никакими внешними способами вторжения во внутренний мир человека изменить ничего нельзя. Как, например, некоторые родители покупали проституток для своих сыновей-гомосексуалистов, надеясь их так изменить. Но это, во-первых, страшный грех, и во-вторых, это совращение ребёнка, и в-третьих, это ничего не даёт. Вот такие ошибки родители, к сожалению, совершают.

Ну и вообще, любое насилие – это грубая ошибка. Заставить силой, вразумить, напугать, в монастырь отправить – это всё не работает.

Священник Дмитрий Свердлов:

Покаяние делает человека членом Церкви

— Насколько я знаю, гомосексуалистов биологических среди всех, кто практикует гомосексуализм, не так много. Подавляющее большинство гомосексуалистов являются так называемыми социальными, и их ориентация является последствием как внутренних проблем самого человека, так и проблем социальных, невозможностью этого человека коммуницировать с обществом, в котором он находится, и в первую очередь со своей семьёй.

Для таких людей их сексуальная идентификация – это форма протеста, и часто именно против семьи. Иногда это – форма протеста против социума, иногда – неспособность найти своё место в социуме. Но так или иначе это вызвано не только проблемами внутри человека, но и проблемами сообщества, в котором этот человек находится.

Если действительно так, если эта приобретённая гомосексуальная ориентация является реакцией на общество и на семью, то здесь имеет место быть солидарная ответственность и этого человека, и общества, и семьи.

Позиция Церкви непреклонна и совершенно однозначна. Гомосексуализм – это явный и очевидный грех. Но если это грех, то грех гомосексуализма ничем не лучше и не хуже, чем грех блуда, грех гордыни, грех сребролюбия. Они все разрушающе действуют на человека.

Как-то я исповедовал гомосексуалиста, который понимал греховность своей ориентации. Этот человек был воцерковлённый, переживающий настроение покаяния. Несмотря на то, что до этой исповеди он уже некоторое время не практиковал такие отношения, он понимал, что само влечение в нём живёт. И это очень его беспокоило.

У меня создалось впечатление совершенно адекватного, трезвого, умного, покаянного отношения к этой проблеме. Это было достаточно давно, я не помню, чем закончилось наше общение — он не был нашим постоянным прихожанином. Я не помню, разрешил ли я ему причащаться и вообще, шла ли речь о причастии.

Но мне показалось, что человек с таким настроением, человек, который осознает свой грех и кается в нем, вполне является действительным членом Церкви. Его покаяние делает его членом Церкви, в отличие от, например, какого-нибудь гордеца, который не видит своей гордыни, а поэтому в принципе не может в ней покаяться.

Я могу только предполагать, поскольку не знаю близко семью автора этой публикации, но, вероятно, конфликтная и жёсткая позиция отца могла спровоцировать выбор сына и вылиться именно в такую форму протеста. В таком случае ответственность будет лежать и на отце, а не только на этом конкретном молодом человеке.

У нас в обществе, к сожалению, совершенно не развита традиции сознательного воспитания, педагогики. По факту получается, что главное родить ребенка и «поставить на ноги», а систематическим воспитанием у нас почти никто не занимается. Ведь какие-то проблемы в отношениях можно было снять просто в беглом разговоре со священником. Или однократной консультацией психолога.

Любой вменяемый священник напомнил бы родителю о заповеди любви, о необходимости проявлять любовь к своему сыну, вне зависимости от того, каков этот сын. Ведь в основе многих детских проблем лежит то, что родитель ощущает безраздельное право на ребёнка, стремится в первую очередь реализовать свою родительскую власть, действовать деспотическими методами.
Это грех родительской гордыни. «Я тебя породил – и все будет по-моему».

Ни любви, ни смирения в таком подходе нет. Ребёнок же не мой. Ребёнок – Божий. И вот эти страсти – родительская гордыня и гнев, который обязательно следует за тем, что ребенок когда-то начинает проявлять себя – они становятся разрушительными. Для души ребенка, родителя, для отношений. И в каких-то случаях приводят к таким чудовищным формам протеста со стороны ребенка.

На фоне продолжающегося скандала вокруг возможных репрессий в отношении геев в Чечне и активности профессиональных борцов с гей-пропагандой вроде Виталия Милонова в российском обществе все чаще звучат предложения вернуть гомосексуализм в официальный список болезней. С одной стороны, уверены сторонники идеи, это избавит геев от клейма содомитов-извращенцев. С другой стороны, если это «болезнь», то ее придется лечить. Споры о том, излечим ли гомосексуализм, начались в XIX веке и с переменной интенсивностью продолжаются по сей день. «Лента.ру» отправилась в Нижний Новгород, к психиатру Яну Голанду, который считает гомосексуализм излечимым и утверждает, что вернул «правильную» ориентацию 70 мужчинам.

Ян Голанд занимается этой сферой психотерапии с 1964 года и до сих пор, хотя в большинстве развитых стран гомосексуализм уже не считают патологическим состоянием. Голанд — ученик советского психиатра Николая Иванова, ученика еще одного психиатра, Игоря Сумбаева, который до революции прошел курс тренировочного психоанализа у Зигмунда Фрейда и всю жизнь оставался ортодоксальным фрейдистом.

Финансист и «слоники»

«Я это заметил в глубоком детстве. Меня привлекали лица моего пола. Было желание прикоснуться, общаться побольше, искать в них своего героя, кумира», — стыдливо и чуть манерно рассказывает с экрана мужчина в нелепом парике и огромных очках, скрывающих половину лица. Прежде чем начать разговор, доктор Голанд показывает запись разговора с одним из пациентов под псевдонимом Финансист. Задавая повелительным тоном уточняющие вопросы, психиатр ведет его по первой половине его жизни, которую тот явно вспоминает неохотно: рос среди пяти женщин, рано располнел, стал свидетелем однополого анального секса в 13 лет, испытал от этого сильнейший оргазм. В школе больше играл с девочками; когда они начали влюбляться в мальчиков — влюблялся вместе с ними, читал их любовные послания и советовал, как лучше на них отвечать. Наконец, первый секс с девушкой, удавшийся лишь наполовину: возбудить его подруге удалось только с помощью оральных ласк и лишь потому, что он представлял себя на ее месте, а на своем месте — очередного «кумира».

1/1Изображение на стене гробницы Пятой династии фараонов Древнего ЕгиптаФото: Jon Bodsworth / egyptarchive.co.uk

В возрасте 25 лет Финансист решил, что надо лечиться. Последовали неудачные походы к сексопатологам, возникли суицидальные мысли. «Были слезы, угнетение. Я хочу быть нормальным мужиком, а если у меня это не получится, будет проще, если я уйду из жизни», — вспоминает Финансист свои настроения. Дойдя в своем рассказе до первого визита к профессору Голанду, пациент заметно расслабляется и оживляется. Даже о первом, неоднозначном этапе терапии — обретении безразличного отношения ко всем мужчинам — он вспоминает с воодушевлением. «Я был окрылен. Я не имел права не поверить, но засомневался, и вы ответили: стань мужиком прямо сейчас!» — говорит пациент.

С рассказом о каждом новом этапе терапии Финансист меняется на глазах: речь становится увереннее, улыбка шире. Аутотренинг (самовнушение — прим. «Ленты.ру»), изучение пособий по сексу, эротических фотографий, походы на пляж с разглядыванием женщин, перестройка эротических фантазий… Когда речь заходит о регулярных знакомствах и контактах со «слониками» (так Голанд разрешил Финансисту называть нравящихся ему женщин), манерность в голосе почти исчезает, сменяясь густым кавказским акцентом (как поясняет Голанд, этот пациент азербайджанец из Баку — прим. «Ленты.ру»). «Сколько слоников уже было у тебя?» — мягко спрашивает Голанд. «Более 10, — отвечает довольный Финансист. — Ян Генрихович, вы к нам ко всем относитесь как отец».

Голанд проводит меня в заваленный психиатрической литературой кабинет с плюшевой игрушкой Зигмунда Фрейда на столе, садится рядом с огромной кассетной видеокамерой (на которую, видимо, снимал Финансиста) и приглашает сесть на стул напротив объектива.

Гетеросексуальность или смерть

«Лента.ру»: Кто ваши пациенты?

Ян Голанд: Моими пациентами становятся только те, у кого есть мотив, желание и потребность стать гетеросексуалом. Не надо думать, что все гомосексуалисты — гей-активисты, которые ходят на парады и пикеты. Есть группа, которая больше, я считаю, чем группа, которая собирается в гей-клубах: те, кто страдают от этого. Они рассматривают свое влечение как патологическое, принижающее их человеческое достоинство, достоинство мужчины. Как хотите называйте это, но они говорят именно так: «Мне это тяжело». Они беспокоятся, что об их переживаниях могут узнать близкие, они от них всячески скрывают, заводят девушку, которая не вызывает у них никаких сексуальных желаний, чтобы показать ее родителям. Как сказал один пациент: «Я глажу ее — как будто глажу кожаное кресло». Поглаживает стоящее рядом кресло.

В советское время они ко мне приезжали со всех концов СССР, по линии Центра сексологии РСФСР. Наиболее активно работали сексопатологи Прибалтики. Дело в том, что в 1967 году в Риге при республиканской психиатрической больнице был проведен семинар врачей, которые хотели бы заниматься сексопатологией. На этом семинаре я читал доклады «Психотерапия гомосексуализма» и «Психотерапия половых извращений». После этого врачи стали направлять ко мне таких пациентов — из Латвии, Эстонии, Литвы.

1/1Ян ГоландКадр: Ян Голанд / YouTube

В Советском Союзе гомосексуализм считался уголовным преступлением. Гей мог прийти на лечение, не опасаясь преследования?

Да, но я не всех брал. Были такие, кто спрашивал: «Скажите, если я пройду ваш курс лечения, будет это смягчающим обстоятельством в суде?». Я задавал ему провоцирующий вопрос: «Представьте, что завтра гомосексуализм прекращают преследовать, вы бы пришли ко мне?» — «Нет, конечно». И зачем мне было с ним работать? Я потрачу на него целый год, а он будет меня обманывать?

Привожу пример, кого я брал. Киевлянин — пациент из Киева, молодой ученый-химик. Он пришел к директору института, держа в руке цианистый калий, и сказал: «Если вы не найдете специалиста, который лечит гомосексуализм, я покончу жизнь самоубийством». Директор позвонил в Москву и связался с профессором Павлом Посвянским, он возглавлял Центр сексологии, а тот уже дал мой адрес и телефон. Пациент рассказал мне, почему он хочет себя убить. Он сказал, что не может себя чувствовать «этим»: «Я сдерживаю себя, чтобы не начать каких-то гомосексуальных отношений».

С такой-то мотивацией лечение успешно проходит?

Да, но везде есть свои риски. Уже в процессе лечения он и другой пациент — Грек — полюбили одну женщину, тоже пациентку. Она страдала маниакально-депрессивным психозом. Была очень красивой, в нее даже психиатры влюблялись. Из двух геев она предпочла Грека, и Киевлянин очень тяжело это переживал. Я устроил его на работу в нашу больницу. Он упаковывал коробочки, которые делали пациенты, перевязывал их бумажными веревками и отгружал заказчикам. Однажды он взял и повесился на этих веревках. К счастью, в этот момент вошел завхоз и спас его.

Трагичный случай, но когда у моих пациентов появляется ревность по отношению к женщинам — я это только приветствую. Психиатрам такие ревнивцы обычно не нравятся — они убивают женщин, себя, детей. А в случае гомосексуалистов это фактор успешного лечения. После у Киевлянина все наладилось.

Гомосексуальное влечение человек осознает постепенно, как это было у Финансиста, или это понимание может прийти вдруг?

По-разному. Одним из последних пациентов учителя моего учителя Сумбаева был некий Вацлав Казимирович. В 1939 году, когда ему было 11 лет, он увидел немецких солдат (дело было после раздела Польши между СССР и Германией по пакту Молотова-Риббентропа — прим. «Ленты.ру»). Один из них был перебинтован. У Вацлава впервые в жизни при виде этого солдата возникла сильная эрекция с эякуляцией. В тот же вечер он пробрался в полевой госпиталь и наблюдал перевязанных немцев. Это неизменно вызывало у него сексуальное возбуждение. Позже Сумбаев выяснил, что тот первый немец был в очках и с большим носом, и в последствии возбуждение у Вацлава вызывали мужчины с большими носами, мужчины в очках, с повязками и без них.

Какой запущенный случай…

Да… Сумбаев смог убрать у него влечение к мужчинам с большим носом и в очках, но не к повязкам. Вацлав Казимирович получал оргазм тогда и только тогда, когда ему накладывали повязку. Доходило порой до того, что он наносил себе травмы, чтобы вызвать врача, который его перевязывал. Так из гомосексуалиста он стал ситуационным фетишистом.

1/1Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

«У меня был пациент — замминистра»

С чего вы начинаете лечение?

Важны сновидения. Если гетеросексуалам снятся голые женщины, гомосексуалистам — голые мужчины, сексуальные акты с ними, «кумиры» из их числа. Поэтому на первом этапе моей терапии посредством гипноза гасится влечение к лицам своего пола. Пациент вводится в состояние сексуально-психологического вакуума. Когда это влечение погашено, а влечения к женщинам еще не возникло, он становится бесполым.

Как пациенты реагируют на это?

У кого-то в этот момент возникает страх: появится ли у него гетеросексуальное влечение? Другие, наоборот, радуются, особенно в советское время радовались: «Ой, как хорошо, я теперь не попаду в КГБ и милицию, не буду ходить по ‘’плешкам’’». На этом этапе, если мимо пациента идет гомосексуалист и делает определенные знаки, он не обращает на него внимания. Появляется безразличное отношение к мужчинам. Эта команда идет в гипнозе, дублируется в аутотренинге. На первом этапе я запрещаю им ходить на пляж, в спортзал, в общие бани. И в какой-то момент им начинают сниться девушки. Сначала одетые, потом полураздетые, затем голые.

Ни с того ни с сего?

Нет, я их учу программировать сновидения. Но сны — только одна сторона. Параллельно идет и гипноз, и аутотренинг, и занятия физическим совершенствованием. Пациенты ходят в секции, их учат карате, джиу-джитсу, самбо, они поднимают штангу.

Такие занятия не провоцируют рецидив? Кругом так много спортивных мужчин…

Нет, они начинают тренироваться, уже когда вошли в вакуум. А секция наша здесь, на территории больницы. Из вакуума просто так не выйти, а главное — пациент хочет идти дальше, он не останавливается. Второй этап — обучение общению. Они у меня записываются в школу бальных танцев, латиноамериканских танцев, знакомятся там с девушками.

1/1Фото: РИА Новости

Как вы понимаете, что вакуум уже образовался?

Пациент сам говорит, что мужчины ему безразличны. Ему нужно добиться этого состояния — и он добивается. Вы можете понять, что люди приезжают сюда, бросая свою работу? У меня был пациент — замминистра РСФСР! Талантливый парень, но с гомосексуальными тенденциями. Он наплевал на свою должность, приехал и работал в универсаме рубщиком мяса. Правда, и там он зарабатывал неплохие деньги.

Все ваши пациенты переживали свой гомосексуализм так драматично, как Киевлянин — вплоть до суицидальных мыслей?

Нет, у всех по-разному. Большинство приходило к осознанию того, что жизнь гомосексуалиста им опостылела. Они скрывались от знакомых, не показывались родным, ощущали себя недолюдьми, особенно в советское время. У Финансиста в Баку сейчас все прекрасно, двое детей. Сейчас мои пациенты даже если попадают в тюрьму, им не просверливают ложек, они не спят возле параши, как прочие педерасты.

Много ли у вас пациентов с Кавказа?

Немного. Там до сих пор это все жестко преследуется. У них всегда гей в семье считался позором. Сейчас, говорят, в Чечне сто человек поймали, кому-то убийством угрожали…

Такие преследования могут стать дополнительным побудительным фактором?

Я против столь радикальных мер. В крайнем случае — домашний арест, символический. Но сейчас у нас нет закона, который запрещает гомосексуальные отношения.

1/1Санкционированный пикет гей-активистовФото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

В Чечне, похоже, думают иначе. У вас были клиенты из Чечни?

Были двое, но я им отказал. Они богатые люди, и у них есть любовники, они их сделали своими водителями и живут с ними. Я дал им задание: приезжайте ко мне тогда, когда прекратите гомосексуальные отношения с мужчинами. Один так и пропал, а второй приехал и сказал, что прекратил. Мы разговариваем, и вдруг ему звонит некто, кого он называет Анзор. Я вспоминаю, что так зовут его водителя. Он мне сказал, что уволил Анзора, не видит его, не слышит и не желает встречаться. А тут он ему звонит, и они любезно общаются. Я понял, что он меня за нос будет водить, мне это не нужно.

Разговорчики по Фрейду

Вы придерживаетесь классического фрейдистского взгляда, что гомосексуализм сопряжен с психическими расстройствами?

Нет. Есть случаи, когда гомосексуалист абсолютно здоров во всем остальном. А есть гомосексуалисты с самым разнообразным комплексом невротических переживаний. Я радуюсь, когда у пациента так называемые панические атаки, когда он хватается за сердце, вызывает скорую помощь. Однажды ко мне приехал такой пациент, из кремлевской больницы, куда его положил папа — старейший член партии. Он ходил с карманами, полными лекарств, но с ним ничего не могли сделать. Я быстро это все снял и вырос в его глазах как специалист. Но куда важней эти кассеты — «пациент-зеркало». Я ставлю каждому новому пациенту кассету с историей — вроде той, что вы смотрели про Финансиста. Подбираю похожую на его историю болезни. Это важно — видеть, как меняется человек, похожий на тебя.

Вашу работу осложнило то, что гомосексуализм больше не считается болезнью?

Нисколько. Сохраняется та же группа, тот же процент людей, которые становятся моими пациентами: те, кто не может смириться со своей гомосексуальностью. Часто это те, у кого она проявляется в результате импринтинга. Например, Финансист стал в детстве свидетелем гомосексуальной сцены. А у нас теперь идут фильмы с гомосексуальным содержанием!

Полагаете, среда имеет ключевое значение в формировании ориентации?

Трагедия в том, что в 16-17 лет развитие юноши зависит от того, в какие руки он попадет. Если попадет в руки хорошей женщины — станет гетеросексуалом, попадет в руки гомосексуалиста — станет гомосексуалистом. Все эти хоры мальчиков, все эти хореографические училища, полузакрытые и закрытые суворовские и кадетские училища — там плодотворная среда для гомосексуалистов.

1/1Зигмунд ФрейдФото: Max Halberstadt /Wikipedia

Такого гомосексуалиста из хора мальчиков проще вылечить.

Гомосексуализм излечим, если человек желает лечиться. Если же такого желания нет — нет и эффекта. Для психиатра важен мотив. Большинство малограмотных врачей-психиатров не знает, что гомосексуализм излечим, если у пациента имеется мотив. Приходит к такому врачу больной с мамой, с папой. Вот, сынок хочет лечиться. А врач говорит, что он неизлечим — просто потому, что не умеет и не знает, как лечить. А мальчик потом идет в гей-клуб. Еще виноваты малокультурные и малограмотные журналисты. Они тоже пишут, что гомосексуализм неизлечим. Напишите, что я готов учить врачей, которые желают учиться. Если кого-то направят ко мне — пожалуйста.

У вас не было провалов? Все становились гетеросексуалами?

Не было, потому что я выбирал их. Вначале я пробовал брать даже геев-алкоголиков, но быстро понял, что они отпадают: нет мотивации. Отпадают также эпилептики, больные биполярным расстройством и шизофренией. И слабоумные тоже. Бывает, что олигофрен изнасиловал мальчика, его тащат ко мне лечить. А как его лечить, на что опираться? Я опираюсь на мозг, на осознание, на понимание. А там…

Вы бы поддержали общественную инициативу о возвращении гомосексуализма в список болезней? Готовы были бы вновь на государственной основе заниматься терапией?

Да, но не принудительно, а исключительно по желанию пациента, иначе это не даст никакого результата. Между прочим, в советское время ко мне обратился Минздрав СССР и МВД, мне дали возможность описать свою методику психотерапии. Я не знал зачем, а потом выяснил: они хотели лечить их в лагерях. Это чушь собачья.

Цены для всех пациентов у вас одинаковые?

Нет, они зависят от материального положения человека. Если он бизнесмен и у него фирма — он платит больше.

Можете назвать примерную цену для бизнесмена?

В Москве лечение банального невроза стоит 1,5 миллиона рублей.

А у вас?

Не 1,5 миллиона, конечно. Меньше.

Голанд ставит запись с отрывком из документальной передачи на российском телевидении, где рассказывается о важном принципе Фрейда, согласно которому плата за терапию должна быть ощутимой для пациента, иначе лечебный процесс идет плохо. Когда на экране появляются «говорящие головы» московских дорогих психотерапевтов, объявляющих верность этому принципу и называющих свои цены, Голанд с улыбкой говорит: «Это единственное, чему они у Фрейда научились».

***

Как лечили геев

Одну из первых попыток «научного» лечения гомосексуализма предпринял венский эндокринолог Эуген Стейнах, живший на рубеже XIX-XX веков. Он был убежден в органических причинах гомосексуальности, поэтому вырезал у пациентов «дефектные» яички и пересаживал им тестикулы гетеросексуальных мужчин. Терапия оказалась неэффективной.

Его коллега и современник из Германии Альберт Молл отправлял пациентов-геев по борделям. Он считал, что гомосексуальные наклонности возникают из-за неуверенности в общении с противоположным полом. До него то же рекомендовал гомосексуалистам барон Альберт фон Шренк Нотцинг и советовал перед этим заряжаться большим количеством выпивки.

В Великобритании в середине XX века практиковали лечение геев электрошоком, но исключительно добровольное. Волонтерам демонстрировали гомоэротические фотографии и посылали разряд электричества при сексуальном возбуждении. После этого им показывали эротические фотографии женщин, за которые не наказывали.

1/1Электрошоковая терапияФото: public domain

В Китае такая методика применяется до сих пор: в 2014 году молодой человек, скрывающийся под псевдонимом Сяо Чжэнь, подал в суд на клинику, где его лечили от гомосексуальности. Он утверждает, что электрошоковая терапия, которой его подвергли в этом учреждении, была крайне болезненной и травмировала его.

Во второй половине XX века в США массово появлялись христианские сообщества «бывших геев» — например, Exodus International. Они лечили своих подопечных изучением Библии, пасторскими наставлениями, индивидуальными и групповыми сеансами психотерапии с участием «излечившихся» геев и аверсивных практик (вызывающих отвращение к мужчинам). Некоторые такие сообщества действуют по сей день. В 2009 году в одной из протестантских церквей в США прошел обряд экзорцизма: из мальчика изгоняли «гомодемона».

В то же время американский психотерапевт Джон Маркис в середине ХХ века предлагал геям лечиться интенсивной мастурбацией — с условием того, что в момент оргазма надо представлять исключительно женский образ. По словам Маркиса, так ему удалось вылечить как минимум одного гомосексуалиста.

Куда менее гуманную терапию разработал современник Маркиса британец Айан Освальд. Он накачивал геев наркотическими препаратами, вызывающими головную боль и изжогу, сажал их в комнату, заполненную бокалами с мочой, и включал аудиозаписи гомосексуального сношения. По его задумке, это должно было вызывать такое отчаяние, после которого пациенты не могли не обратиться за утешением к женщинам.

Были и те, кто сосредоточил свою врачебную практику на женщинах. Смесью кокаина, стрихнина и женского обрезания британский врач Денслоу Льюис в XIX веке лечил женщин с лесбийскими наклонностями. Одна из его пациенток сошла с ума и умерла в психбольнице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *