Развиваясь, человечество познавало окружающий мир, пыталось давать объяснения происходящих явлений природы, строить свои модели окружающего мира. Появились, например, представления о том, что наш мир — это плита, которая покоится на спине черепахи, которая стоит на другой черепахе и т.д. Это «модель» мира у других народов видоизменялась таким образом, что плита покоится на слонах, которые стоят на черепахе.
Сейчас нам такие представления кажутся наивными. Но насколько далеко мы, человечество, продвинулись в нашем познании окружающего мира, насколько наши представления о мире соответствуют действительной картине мира?
Мифология любого, достаточно развитого народа, с разной степенью детализации и систематизации рассказывает о сотворении мира. Достаточно вспомнить мифы древней Греции. Постепенно в мифы начинают вторгаться результаты астрономических наблюдений и зрительных ощущений. В древнем Вавилоне Землю представляли в виде выпуклого острова, окруженного океаном. Небо – это твердый купол, опирающийся на Землю, на который прикреплены светила и Солнце. В древнем Китае Землю представляли в виде плоского прямоугольника, над которым на столбах поддерживается выпуклое небо. Дракон согнул центральный столб, поэтому Земля наклонилась к востоку, поэтому все реки текут на восток, небо же наклонилось на запад, поэтому небесные светила движутся с востока на запад.
Древние индийские философы имели представление о существовании во Вселенной универсального начала, принципа упорядоченного мира – «рита». Под мировым порядком понималось циклическое движение Солнца, смена сезонов, возращение Луны. В гимнах «Ригведы» (собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы, около 1700—1100 гг. до н. э.) указано, что Вселенная разделяется на три части: Земля, небесный свод и небо. Солнце освещало эти части, проходя через всю Вселенную. Земля представляется как «три земли», размещенных одна в одной. А теперь вспомним, что современный взгляд на строение Земли делит ее на 3 части: ядро, мантию и кору. Что это было: простое совпадение или на чем-то основанное знание? В строфах «Ригведы» описано, что Солнце своим светом не только освещает мир, но и имеет значение для поддержания жизни на Земле. Интересно то, что индийцы утверждали, что Луна не сама светит, а «принимает свет от Солнца».
Когда Мегасфен, греческий посол в Индии, начал как-то разговор об астрономии на приеме у царя Чандрагупти Маурьи в 302 г. до н.э., тот заявил: «Наши брахманы считают, что Земля — шар!»
Ученые древней Греции создали свое представление о Вселенной, но разобщенность полисов, особенности религии привели к тому, что научные знания создавались не жрецами, а любознательными людьми – философами. Они развивали свои взгляды на устройство мира не под влиянием религии, а в ходе обсуждений, дискуссий. Поэтому уникальность Греции состоит в том, что в ней не было единого взгляда на устройство мира. Различные философские школы выдвигали и аргументировали свои модели мира. Второй особенностью всех учений о мире, сформировавшихся в древней Греции, является их достаточно низкий уровень. Предлагавшиеся модели не подвергались проверке наблюдениями. Некоторые авторы видят причину этого в том разделении общества, при котором «творцы» духовных ценностей отстранились от практической деятельности.
Так Фалес из Милета (625 – 547 гг. до н.э.), о котором известно, что он наблюдал звезды, считал, что Земля – это диск, плавающий в воде, а Анаксагор из Кламезон (500 -428 гг. до н.э.), что Земля – цилиндр, который плавает в бесконечном пространстве. Вокруг Земли движутся другие небесные тела, затмения Луны он объяснял попаданием ее в тень Земли.
У различных философских школ были различные взгляды и по вопросу положения Земли. Большинство считали Землю центром Вселенной. Это те, кто признавал Вселенную конечной.
По мнению же италийских философов (называемых иначе пифагорейцами, последователей Пифагора (570 – 500 гг. до н.э.) в центре находится огонь (Гестия), а звезды, Солнце, Луна и шесть планет вращаются вокруг него. Такая модель Вселенной получила название пироцентрической.
Гестия отделяется рядом пустых интервалов и промежуточных сфер от крайней сферы, объемлющей вселенную и состоящей из того же огня. Верхняя часть мира между звездной твердью и периферическим огнём называется Олимпом; под ним идёт космос планет, Солнца и Луны.
Планеты вращаются вокруг Гестии, обращенные к нему всегда одной и той же стороной, отчего жители Земли, например, не видят центрального огня. Наше полушарие воспринимает свет и теплоту центрального огня через посредство солнечного диска, который лишь отражает его лучи, не будучи самостоятельным источником тепла и света.
Расстояние между светилами у пифагорейцев соответствовали музыкальным интервалам в гамме, при вращении их звучит музыка сфер, неслышимая нами. Нужно отметить, что сторонники этой школы связывали сущность мира с соотношениями между числами. Землю они считали шарообразной, а, например, Экфант и Гикет из Сиракуз, вращающейся вокруг своей оси, что является причиной смены дня и ночи.
Здесь следует отметить великую догадку пифагорейцев об относительности движения. По их мнению, хотя Земля и не центр Вселенной, но наблюдаемые явления вполне могут происходить так, как если бы Земля находилась в центре.
Большинство древнегреческих философов все же были сторонниками геоцентрической системы мира, разработанной также пифагорейцами.
Платон (427 -347 гг. до н.э.) первым предложил представить неравномерные движения светил как комбинацию совершенных движений по окружностям. Эту идею развил в своих сочинениях Евдокс Книдский (408 – 355 гг. до н.э.), разработав схему движения планет, объясняющую их попятное движение.
Выдающимся достижением античной астрономии стала теория гелиоцентрического движения планет Аристарха Самосского (320-250 гг. до н.э.), однако эта теория не оказала заметного влияния на развитие астрономии .
Примерно в 340 году до н. э. древнегреческий философ Аристотель написал сочинение «О небе» . Глава 13 второй книги посвящена вопросам о Земле:
- где она находится;
- покоится ли она или движется;
- какова ее форма.
В главе 14 Аристотель приводит свои ответы на поставленные вопросы. По его мнению
- Земля находится в центре Вселенной;
- Земля неподвижна;
- Земля шарообразна.
Последнее умозаключение основано на следующих аргументах. «Так вот, когда (, то выделявшиеся со всех сторон равномерно двигались к центру. … Если они двигались от всех точек периферии к одному центру равномерно, то ясно, что масса должна была получиться одинаковой со всех сторон, ибо если со всех сторон прибавляется равное количество, то периферия должна быть везде равно удаленной от центра. Но такова форма шара». И далее: «Кроме того, доказывается чувственным опытом. …. Факт тот, что в месячных фазах терминатор принимает всевозможные формы (он бывает и прямым, и выпуклым с обеих сторон, и вогнутым), а в затмениях терминирующая линия всегда дугообразна. Следовательно, раз Луна затмевается потому, что ее заслоняет Земля, то причина формы – округлость Земли, и Земля шарообразна» .
Греческие астрономы достигли значительных успехов в создании теории движения небесных тел, что объясняется двумя фактами. Во-первых, наблюдения за небесными телами, проводимые вавилонскими жрецами, накопившими большой фактический материал, были известны грекам. Во-вторых, в этот период больших высот достигла греческая математика, в частности, геометрия. В трудах Евклида (300 г. до н.э.), Аполлония Пергамского (230 г до н.э.), Архимеда (216 г до н.э.) были разработаны методы решения геометрических задач, в том числе и для решения задач астрономии, которые использовались вплоть до XVII века Птолемеем, арабскими астрономами, Коперником, Ньютоном.
Около 140 года н. э. появился труд греческого ученого Птолемея «Альмагест» или «Великое математическое построение по астрономии в 13 книгах». В книге 1 Птолемей, в частности, излагает основные положения его модели мира:
- небо имеет сферическое движение (глава 3);
- Земля в целом имеет вид сферы (глава 4);
- Земля находится в середине неба (глава 5);
- по сравнению с небесами Земля является точкой (глава 6);
- Земля не совершает никакого поступательного движения (глава 7) .
Модель Птолемея
В модели Птолемея Землю окружают восемь вращающихся сфер, каждая из которых больше предыдущей. Самая дальняя из сфер считалась границей Вселенной, что находится вне ее не уточнялось. На ней располагаются звезды, занимая фиксированные места, так что при вращении сферы они сохраняют взаиморасположение, т.е. то, что мы наблюдаем в действительности. Далее в порядке приближения к Земле располагаются Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. В отличии от звезд планеты движутся относительно своих сфер по окружностям, называемым эпициклами. Это вращение вместе с вращением планетных сфер приводит к тому, что наблюдаемые пути планет сложнее круговых.
Справедливости ради следует отметить, что, хотя в главе 8 Птолемей пишет о двух различных видах первых движений, понятия эпицикл в ней нет. В комментариях к труду Птолемея указано, что эпицентры и эпициклы использовались Апполонием Пергским в III-II вв. до н.э. Во II веке до н.э. Гиппарх на основе эксцентрической и эпициклической моделей создал теории движения Солнца и Луны, позволяющие определять их текущие координаты для любого момента времени .
Труд Птолемея на 13 веков стал основой астрономических исследований. Только в 1514 г. польский каноник Николай Коперник предложил другую модель мира. Работа «De revolutionibus orbium coelestium» («О вращении небесных сфер») была написана Николаем Коперником (1473–1543 гг.) и опубликована спустя 30 лет после написания незадолго до его смерти. Он не собирался бросить тень на труды своих предшественников и религиозных деятелей, его целью была разработка более простой модели Вселенной. Идеи Коперника стали развитием научных идей авторов, работавших до него. Еще пифагорейцы расположили в центре мира центральный огонь, «заставив» Землю вращаться вокруг него. Как уже было отмечено выше, гелиоцентрическую систему предложил и Аристарх Самосский. Движение Меркурия и Венеры ставило в тупик астрономов и философов. В V веке Марциан Капелла полагал, что Меркурий и Венера движутся по орбитам вокруг Солнца, которое в свою очередь вращается вокруг Земли.
Основные аксиомы системы Коперника таковы:
- не существует одного общего центра для всех небесных орбит или сфер;
- центр Земли не является центром Мира, а только центром лунной орбиты;
- все сферы движутся вокруг Солнца, так что около него находится центр Мира;
- расстояние между Солнцем и Землей много меньше высоты тверди (расстояния от Солнца до неподвижных звёзд) и их отношение меньше отношения радиуса Земли к расстоянию её до Солнца;
- все движения небесной тверди принадлежат не ей самой, а являются видимыми следствиями суточного движения Земли;
- видимое движение Солнца происходит от движения Земли вокруг Солнца
- кажущиеся прямые и ретроградные движения планет наблюдаются из-за движения Земли и планет вокруг Солнца.
Хотя представления Коперника о Солнечной системе произвели переворот в астрономии, он сам никогда не утверждал, что его теория – это описание реального движения небесных тел, это всего лишь удобный способ выполнения расчетов. В модели Коперника, как и в более ранних моделях, предполагалось, что планеты вращаются по идеальным круговым орбитам. Это значило, что ему, как и Птолемею, приходилось использовать понятие эпицикла.
Джордано Бруно (1548-1600), знаменитый итальянский мыслитель, считал звезды далекими солнцами, согревающими бесчисленные планеты других планетных систем. Бруно считал, что мировые системы, заключающиеся в беспредельном пространстве, населены живыми существами. Это была беспредельно смелая по тем временам мысль о пространственной бесконечности Вселенной. Идеи Бруно намного обогнали его век. Но он не мог привести ни одного факта, который бы подтверждал его космологию — космологию бесконечной, вечной и населенной Вселенной. Дж. Бруно, таким образом, отстаивал полицентризм, ведущий, в конечном итоге, к отрицанию центра Вселенной и признанию ее бесконечности.
Как известно, Дж. Бруно погиб на костре инквизиции, фактически на рубеже двух эпох: эпохи возрождения и эпохи Нового времени, охватывающей три столетия – 17,18 и 19 вв. Особую роль в этом периоде сыграл 18-й век, ознаменовавшийся рождением современной науки и, в частности, классической механики.
Такие ученые, как Иоганн Кеплер (1571–1630 гг.), Галилео Галилей (1564–1642 гг.) и Исаак Ньютон (1642–1727 гг.), в своих работах углубили человеческие знания об устройстве Солнечной системы и Вселенной.
В 1609 году Галилей, наблюдая небо с помощью телескопа, обнаружил, что Юпитер сопровождают несколько спутников, обращающихся вокруг него. Это было ударом по моделям Аристотеля и Птолемея, в которых все небесные тела вращаются вокруг Земли. Примерно в тоже время Иоганн Кеплер установил, что планеты движутся не по круговым, а по эллиптическим орбитам. Хотя это открытие позволило усовершенствовать модель Коперника, сам Кеплер считал эллипс менее совершенной фигурой, а потому рассматривал этот результат как подгонку под наблюдения, а не окончательной истиной. Эллиптические орбиты планет вызвали разочарование Кеплера еще и потому, что они противоречили его идее о том, что планеты вращаются вокруг Солнца под действием магнитных сил. И хотя предположение о том, что магнитные силы обуславливают движение планет, оказалось ошибочным, гениальным прозрением Кеплера была мысль о том, что должна существовать сила, ответственная за движение небесных тел.
Эта сила была «найдена» Исааком Ньютоном, который в 1687 году опубликовал свой труд «Математические начала натуральной философии». В книге III (отдел I) он пишет: «…опытами, так и астрономическими наблюдениями устанавливается, что все тела по соседству с Землею тяготеют к Земле, и притом пропорционально количеству материи каждого из них; так, Луна тяготеет к Земле пропорционально своей массе, и взаимно наши моря тяготеют к Луне, все планеты тяготеют друг к другу; подобно этому и тяготение комет к Солнцу. На основании этого правила надо утверждать, что все тела тяготеют друг к другу» . Эта сила действует на все во Вселенной, она «заставляет планеты» двигаться по эллиптическим орбитам в соответствии с законами Кеплера. Ньютон назвал эту силу гравитацией. «Силы, которыми главные планеты постоянно отклоняются от прямолинейного движения и удерживаются на своих орбитах, направлены к Солнцу и обратно пропорциональны квадратам расстояний до центра его» (книга III; предложение II, теорема II) .
Отступление 1
Общепринято считать, что закон всемирного тяготения открыт Ньютоном. Но оказывается, что эта спорная точка зрения. И спор о приоритете начался в 17 веке, начался между Исааком Ньютоном и Робертом Гуком. «К концу жизни он насчитывал 500 открытых им законов. Надо сказать, что эти столь многочисленные открытия Гука составляют основу современной науки. Очень многие из них более или менее параллельно были открыты другими учеными, поэтому очень часто сейчас законы, открытые Гуком, известны, но приписываются другим людям. В итоге только закон упругости (сила пропорциональна удлинению) носит имя Гука, а остальные его открытия носят имена других ученых» .
Первые разногласия между Гуком и Ньютоном возникли по поводу природы света, в результате чего отношения между ними совершенно испортились.
24 ноября 1679 года Гук пишет Ньютону примирительное письмо, в котором предлагает совместную работу. Начинается обмен письмами, в одном из которых Гук изложил свою гипотезу тяготения, в частности, что сила притяжения между двумя телами должна быть обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними (письмо от 6 января 1680 года). После этого переписка между учеными прервалась, Ньютон Гуку больше не писал.
Не вдаваясь в историю, отметим, что 28 апреля 1686 года первый том труда «Математические начала натуральной философии» был представлен Королевскому обществу. Все три тома, после некоторой авторской правки, вышли в 1687 году.
Это при том, что первая публикация Гука о силе тяготения как о возможной причине эллиптичности орбит планет относится к 1666 г., а в 1674 г. в работе «Попытка доказать движение Земли наблюдениями» он изложил взгляды, весьма близкие к тем, которые затем были развиты Ньютоном.
Написав книгу, Ньютон не упомянул в ней о Гуке. Галлей, на деньги которого была издана книга, будучи другом и Гука, и Ньютона, убедил последнего сделать ссылку на Гука. Ньютон это сделал. Но как! Он написал, что идея закона принадлежит помимо его самого еще Галлею, Рене (президенту Королевского общества) и Гуку, хотя первые два особого отношения к закону не имели.
Кто прав споре, которому в этом году исполнилось 330 лет? Если рассматривать только формулировку основных принципов, то право на закон имеет Гук, потому что он передал Ньютону материал для исследования. Если же рассматривать эту формулировку без сопровождающего ее математического доказательства недостаточной, то прав Ньютон, и такова была его точка зрения.
Академик С.И. Вавилов отметил: «Ньютон был, очевидно, неправ: скромные желания Гука имели полное основание. Написать «Начала натуральной философии» в ХVII веке никто, кроме Ньютона, не мог, но нельзя оспаривать, что программа, план «Начал» был впервые набросан Гуком»
Сам Ньютон при помощи своей теории объяснил движение планет и основные свойства Солнечной системы. Основными положениями, на которых строится модель Ньютона, являются:
- Пространство и время Вселенной абсолютны, они не зависят от материальных объектов и процессов.
- Пространство и время бесконечны, однородны (свойства одинаковы во всех точках).
- Вселенная стационарна, не претерпевает эволюции. Изменяются системы, но не мир в целом.
Из п. 1 следует, что пространство – это «вместилище» материи и его свойства никак не зависят от того, какие материальные тела в него помещены. Абсолютное время согласовывалось с законами Ньютона, которое и Ньютоном, и Аристотелем понималось как возможность однозначно измерить интервал между двумя событиями. Полученное значение будет одним и тем же, кто бы его ни измерял, если использовал точные часы.
Из п.2 следует, что Вселенная «осталась» без границ, не только Земля, но и Солнце не могло больше претендовать на роль центра Вселенной, наша Солнечная система оказывалась не более чем рядовым образованием во Вселенной. Вывод о бесконечности Вселенной был сделан Ньютоном, чтобы избежать так называемого «гравитационного парадокса», суть которого в следующем. Если предположить конечность Вселенной, то должен существовать некоторый «центр гравитации», к которому должны притягиваться все тела. Следовательно, через конечное время все тела должны собраться в «единое» тело. В тоже время бесконечность Вселенной приводит к другому гравитационному парадоксу (см. отступление 2).
Отступление 2
Математик К. Нейман и независимо от него астроном Г. Зелигер попробовали применить закон всемирного тяготения ко всей бесконечной массе небесных тел, заполняющих Вселенную. Напомним, что, зная распределение масс в пространстве, мы можем рассчитать силу, действующую на тело. Но в случае бесконечной Вселенной получается, что на материальное тело должна действовать равнодействующая бесконечного количества сил бесконечной величины. Но разность бесконечностей – это неопределенность (это может быть и ноль, и некоторая константа, и бесконечность). Значит, ньютоновская Вселенная неоднозначна, к ней не применимы законы Ньютона! Чтобы преодолеть этот парадокс, было сделано предположение о том, что плотность распределения массы быстро (быстрее, чем квадрат расстояния от точки, где находится тело, для которого рассчитывается сила гравитации) убывает. Но это значит, что Вселенная вовсе не бесконечна. Напомним, что сам Ньютон считал, что конечная Вселенная существовать не могла. Были предложены различные варианты решения гравитационного парадокса, которые, в конечном итоге, не что иное как подгонки решения под известный факт.
Как был разрешен гравитационный парадокс, будет рассмотрено ниже.
Из гравитационного парадокса следует, что гравитация, положенная в основу ньютоновской Вселенной «не позволяют» ей быть ни конечной, ни бесконечной.
Из п.3 следует, Вселенная остается неизменной, не развивается. Притом, что отдельные ее части зарождаются, развиваются и прекращают свое существование. Сама же материя, изменяя свою форму, никогда не уничтожается, она вечна, и вечно ее движение.
Важнейшее отличие идей Ньютона и Галилея от учения Аристотеля состоит в том, что Аристотель считал покой естественным состоянием любого тела, к которому оно стремится, если не испытывает действие внешней силы. У Ньютона и Галилея нет никакого стандарта покоя. Движение относительно. Можно говорить, что одно тело движется относительно другого. Но можно и утверждать, что второе тело движется относительно первого. Вспомним, например, наши ощущения, когда, сидя в отправляющемся поезде, мы видим «уходящее» назад здание вокзала. Но остался открытым вопрос: «Кто запустил это движение? Чей толчок привел Вселенную в движение?». Творцом Вселенной и человека также, как и источником первоначального импульса для ее (Вселенной) движения Ньютон считал Бога. Время, отсчитываемое от запуска Богом движения Вселенной, Ньютон рассматривал как относительное.
Следует отметить, что
- его планетарная модель была сильно упрощенной и не учитывала, например, гравитационного взаимодействия планет;
- Вселенная – бесконечный объект, включающий в себя весь окружающий мир, и попытка применить к ней «земные» физические законы приводит к парадоксам, которые ставят под сомнение истинность теории;
- остался открытым вопрос о природе тяготения;
- не было объяснено предположение о мгновенном распространении тяготения в пространстве (т. е. предположение о том, что с изменением положений тел мгновенно изменяется и сила тяготения между ними).
Сам Ньютон обнаружил в своей модели некоторые несообразности, которые он не мог объяснить. Однако он решил проблему достаточно просто, придя к выводу, что Бог всегда присутствует во Вселенной и исправляет эти несообразности.
Список литературы:
- Аристотель. О небе.
- Арнольд В.И. Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук. — М.: Наука, 1989. – 96 с.
- Горбацкий В.Г. Лекции по истории астрономии: учебное пособие. – СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2002. – 200 с.
- Ньютон И. Математические начала натуральной философии. – М.: Наука, 1989. – 714 с.
- Птолемей К. Альмагест: Математические сочинения в тринадцати книгах. – М.: Наука. Физматлит, 1998. – 672 с.
был змей, каким дерево, и какие фрукты они ели, где рай и что он есть, и в каких телах воскреснут праведные: не в этом теле, которое мы получили от Адама, но в том, что мы достигаем через Святого Духа, именно в таком теле, какое наш Спаситель принес с небес.
По сравнению с экстатическим мистическим опытом, описанным в Aurora Consurgens, этот человек просто смешал определенные химические вещества, и сравнил их как аллегорию или подобие с творением. Потому что это уже не тайна, он создает большой шум вокруг того, что это тайна, только потому, что это больше не тайна. Для него, очевидно, это всего лишь игра с веществами, фантазирование и уподобление процессов в реторте акту творения. Итак то, что было исходной архаичной идентичностью, реальным опытом ранних подлинных алхимиков, стало сухой интеллектуальной аллегорией в период распада искусства.
Явно, что потерянным и исчезнувшим в этом тексте XVIII века является то, что мы называем эмоциональным, психологическим, мистическим опытом. Юнг говорит в комментарии в Mysterium Coniunctionis о другом позднем алхимическом тексте Герардуса Дорнеуса что то, что алхимик делал в этот поздний период, на самом деле было активным воображением с химическими веществами. Уже в этом тексте XVIII века химический эксперимент используется только в качестве основы для него. Естественно, можно использовать танцы, или живопись, или поэзию, все, что угодно, чтобы создать активное воображение, как мы понимаем его, а эти люди делали это с химическими веществами.
Таким образом, можно сказать, что с XVIII века, основное архетипическое содержание, или алхимическая философия, ушла в подполье, большое достижение Юнга состоит в том, что он обнаружил его снова и сделал его понятным для нас, как бессознательное психическое явление. Раньше было только или-или: или это материально и химически есть истина, что, очевидно, не так, или это интеллектуальная аллегория для содержимого веры. Теперь мы можем видеть, что это не есть ни химическая истина, ни интеллектуальное сравнение для некоего содержания нашей веры, но что это отсылка к исходному подлинному опыту архетипической психической бессознательной констелляции и что как таковая она есть своя собственная реальность. Алхимия в этом смысле действительно является религиозным подводным течением христианства и сближается с точкой зрения Востока, где давно знали, что воскресение — это внутренний фактор, внутренний опыт, и что создание алмазного, или бессмертного тела, управляется, делается или производятся путем преобразования собственной психики. Параллелью с восточной медитацией является открытие Юнга о технике активного воображения, с помощью которой, если использовать ее правильно, можно производить алхимический опус в другом измерении.
Я говорю об этом поскольку, как вы видите в текстах, есть такая удивительная параллель между алхимическим деланием, созданием философского камня и алмазного тела и мифами творения, которые мы видели раньше. Естественно, некоторые алхимики знали это, и даже указывали на сходство двух процессов, показывая, что они понимали алхимическое делание как своего рода внутреннее, психическое повторение космогонии, которая вовне. То, что во всех ранних цивилизациях было учением о сотворении космоса извне, теперь с помощью алхимической философии медленно повернулось и возвратилось в личность, откуда оно неосознанно возникло. Оно наконец даже было понято как процесс роста сознания отдельного человека и, после этого, мы можем назвать всех эти мифы творения проекциями на внешний мир этих первоначально внутренних психических процессов.
Стоит указать еще на один важный факт. В повторяющемся творении внутри личности, которое сознательно определяется как попытка приблизиться к более общему сознанию, процесс творения, как он например, описан в Книге Бытия, является обратным. Здесь, к сожалению, вам придется поверить мне, потому что я сейчас не могу привести все соответствующие документальные доказательства. В алхимическом процессе, на первом месте в стадии нигредо обычно появляются дикие животные: львы, драконы, медведи, волки, и так далее — животное царство. После этого обычно идут сравнения с растительной жизнью, создание философского камня сравнивается с посадкой дерева с золотыми плодами и его поливом: это полностью процесс роста дерева, и в реторте, и внутри человека. Конечной целью
с.20
Содержание
- Начало происхождения богов
- Происхождение титанов
- Циклопы и гекатонхейры
- Оскопление Урана Кроном
- Происхождение Нерея и божеств моря
- Грайи, Сцилла и Горгоны
- Геспериды и Атлант
- Мойры
- Танат и Керы
- Бог Крон
- Зевс и борьба богов с титанами
- Раздел вселенной между Зевсом, Посейдоном и Аидом
- Тифон
- Борьба богов с гигантами
ДВА ФИЛОСОФСКИХ МИФА ТВОРЕНИЯ
a. Говорят, что первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб и Воздух.
От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Радость, Дружба, Сострадание, мойры и геспериды.
От союза Воздуха и Дня возникла Гея-Земля, Небо и Море.
От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный. Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепленье души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида и титаны. Тартар и три эринии, или фурии.
От союза Земли и Тартара возникли гиганты.
b. От союза Моря и его рек возникли нереиды. Однако смертных людей не было до тех пор, пока с позволения богини Афины Прометей, сын Иапета, не слепил их по образу богов. Для этой цели он взял в Панопе (Фокида) землю и воду, а Афина вдохнула в них жизнь1.
c. Говорят также, что бог всего сущего — кем бы он ни был, поскольку некоторые называют его «Природа», — неожиданно появившись из Хаоса, отделил землю от небес, воду от земли и верхний воздух от нижнего. Он привел стихии в тот порядок, который мы видим сейчас. Он поделил землю на пояса: очень жаркие, очень холодные и умеренные; создал на ней долины и горы и одел их травой и деревьями. Над землей он установил вращающуюся твердь, усыпал ее звездами и назначил обители с.21 четырем ветрам. Он также населил воды рыбой, землю — зверями, а на небо пустил солнце, луну и пять планет. Наконец, он создал человека, который — один из всех зверей — обратил свой взор на небеса и увидел солнце, луну и звезды, если только неправда то, что Прометей, сын Иапета, сам вылепил первых людей из земли и воды, а душа в них появилась благодаря блуждающим божественным стихиям, сохранившимся со времени первотворения2.
* * *
1. В «Теогонии» Гесиода, на которой основывается первый их этих философских мифов, перечень абстракций почему-то вдруг содержит нереид, титанов и гигантов, которых автор посчитал нужным сюда включить.
2. Второй миф, который встречается только у Овидия, был заимствован позднейшими греками из вавилонского эпоса о Гильгамеше, в вводной части которого говорится о том, как богиня Аруру создала первого человека Забани из куска глины. Однако, хотя Зевс многие века был мировым богом, мифографы вынуждены были признавать, что творцом всего сущего вполне могло быть существо женского рода. Древние евреи, унаследовавшие миф творения от «пеласгов», или ханаанеев, ощущали аналогичное недоумение: в книге Бытия женского рода «дух Божий» сидит, как наседка, на поверхности вод, хотя Мировое яйцо и не упоминается. Ева, «матерь всего живущего», должна ударить змея по голове, хотя его и не отсылают в преисподнюю до скончания мира.
3. Аналогичным образом в талмудической версии мифа творения архангел Михаил — аналог Прометея — создает Адама из праха не по распоряжению матери всего живущего, а по распоряжению Яхве, который затем вдыхает в человека жизнь и отдает его Еве; та, как Пандора, становится причиной всех несчастий человечества (см. 39. j).
4. Греческие философы отличали человека, созданного Прометеем, от несовершенных земных созданий, частично уничтоженных Зевсом, а частично смытых девкалионовым потопом (см. 38. c). Такое же различие можно встретить в Библии (Быт. 6, 2—4), где «сыны Божьи» противопоставляются «дочерям человеческим», на которых они женятся.
5. Таблички с эпосом о Гильгамеше имеют довольно позднюю датировку и весьма неопределенны. В них «Сияющая мать пустоты» объявляется создательницей всего, причем Аруру — это всего лишь один из многих титулов богини. Основная тема мифа — это приведшее к замешательству восстание против матриархального порядка богини, поднятое богами нового патриархального порядка. Мардук — главный бог города Вавилона — в конце концов побеждает богиню, морскую гидру в образе Тиамат, после чего довольно нагло заявляет, что именно он, и никто другой, создал травы, земли, реки, зверей, птиц и человечество. Мардук, этот божок-выскочка, не был первым, заявившим о своей победе над Тиамат и сотворении мира. До него аналогичное заявление сделал бог Бел, имя которого представляет собой форму мужского рода от имени Белет-или, шумерской матери-богини. Переход от матриархата к патриархату в Месопотамии, как и в ряде других мест, вероятно, имел форму переворота, произведенного соправителем-супругом царицы, которому та передала исполнительную власть, разрешив ему взять ее имя, одежды и священные предметы (см. 136. 4).
читайте на нашем сайте также статьи «Мифы о богах Древней Греции», «Боги Древней Греции», Религия Древней Греции и «Мифы Древней Греции о героях». Краткие сведения о главных эллинских богах вы можете получить в статье Олимпийские боги Древней Греции
Очень рано начались попытки сгруппировать мифы о многочисленных богах Древней Греции посредством генеалогий, привести представления о них в систему, соответствующую ходу явлений действительного мира. В этих теософических построениях религиозных понятий физические перевороты, следы которых были еще видны или сохранялись отголосками древних мифов, были представляемы в виде войн, которые вели между собою разные племена или поколения богов, и из которых победителями вышли и Зевс, и другие олимпийские боги, овладевшие вселенною и давшие ей нынешний её порядок.
Олимпийские боги. Видео
Итак, мифы о происхождении богов Древней Греции представляли космос в нынешнем совершенстве его благоустройства результатом долгого развития от грубых стихийных начал в стройный организм; ход истории вселенной был по воззрению греков восхождением, а не ниспаданием, – улучшением, совершенствованием, а не порчей. Светлая область эфира (неба) была во всех мифах о богах Древней Греции важнейшим отделом вселенной; кто обладает сияющим престолом царства неба, тот владыка и всей остальной вселенной; все во всей вселенной получает вид, сообразный с качествами того, кто владычествует в области эфира. Древнейшие мифы о происхождении богов и вселенной собрал Гесиод. Он был родом из беотийского города Аскры. Его систематический свод мифов называется «Теогонией». Это поэма. Краткое содержание Теогонии таково:
Начало происхождения богов
Первоначально, до возникновения богов, существовал Хаос, бесформенное первобытное пространство, в котором находились Тартар (материя, мрачная пустот») и Эрос (Eros, Эрот, порождающая сила). Движения Тартара под влиянием Эроса породили Эреб (первобытный туман) и Ночь. В них стал действовать Эрос, и они породили Эфир и день (Гемеру). Материя, находившаяся в Хаосе, сложилась в первую богиню – «широкогрудую» Гею (землю), мать и питательницу всего, производящую все живое, и принимающую снова в свое темное лоно все производимое. Гея, поднявшись, породила Урана (звездное небо), и он распростерся сводом над нею; опустившись, она породила море (Понт), и оно распростерлось под нею; породила она и горы.
Древнегреческий миф о сотворении мира
Происхождение титанов
Потом началась следующая стадия происхождения древнегреческих богов. Во вселенной вновь начал действовать Эрос, влекущий к соединению мужской и женский элементы, и она, сочетавшись с распростертым над нею Ураном, породила богов; эти боги были Титаны, Циклопы и Гекатонхейры, – вулканические и нептунические силы природы, деятельность которых еще продолжалась на континенте Греции, и в особенности на островах, но казалась уж ослабевшей сравнительно с тем, какой она была прежде. Титанов было двенадцать: шесть мужского пола и шесть женского. Некоторые из них избрали жилищем небо, другие землю, третьи море. Поселившиеся в море титан и титанка были Океан и Тетис (вода), из которой по другим теогоническим системам произошло все. По мифам о происхождении богов Древней Греции, Океан – река, текущая кругом земли и охватываемого землею моря; это глубокий и кольцеобразный пояс текущей воды; течение его – круговое; он граница мира, а сам он безграничен. Когда понятие о реке Океане олицетворяется в образе Титана, этот бог, сохраняющий за собою имя Океана, добрый, кроткий старик. Этот титан и его жена, прародительница рек и потоков, живут на далеком западе, который вообще был в древнегреческих мифах страной чудес. Все реки, стремящиеся по ущельям, подобно могучим быкам или победоносным героям, пролагающим себе путь чрез преграды гор, все тихие реки равнин, все ручьи и источники считались в мифах Древней Греции сыновьями и дочерьми богов Океана и Тетис. Перворожденными детьми их были Стикс и Ахелой. Стикс (по-гречески, имя женского рода) был Черной рекой; её олицетворение, древнегреческая богиня Стикс, жила на отдаленном западе, где скрывается солнце, где страна ночи; её жилищем был стоявший между скал великолепный дом с серебряными колоннами, подымавшимися до самого неба. В мифах Древней Греции она была хранительницею текущей в мрачном ущелье священной реки, водами которой клялись боги, когда давали ненарушимое обещание. – Ахелой, «серебристая река», был в мифологии представителем рек, питающих растительность. Источник этой священной, великой реки древнегреческие мифы располагали у Додоны, и орошаемая Ахелоем Додонская область, отчизна пеласгов, была «исполнена травы и хлеба, коз, овец и стад ходящего тяжелым шагом рогатого скота». У Океана, где сад Гесперид и где источники амброзии, сочетался Зевс с Герою, богинею облаков, царицею неба, которую воспитала Океан и Тетис.
На сияющем небе, согласно древнегреческой мифологии, жили титан Гиперион «высокоходящий» и титанка Тейя (блеск); от них родились боги Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря; Эос по-гречески слово женского рода); тоже на небе жила другая чета, Кей и Феба (светлая), родители Лето (ночной тишины) и Астерии (Звездного света). Детьми титанки Эос были боги-Ветры; их было четыре: Зефир, Борей, Нот и Эвр.
По мифам о происхождении богов Древней Греции, из титанов и титанок, живших на земле, некоторые была олицетворениями человеческих качеств и фазисов человеческого развития; такое значение имели Япет и его сыновья, которые тоже называются титанами: Атлас (или Атлант), поддерживающий небо; надменный Менетий; хитроумный Прометей; слабоумный Эпиметей; представления о них дали богатый материал для глубокомысленных мифов и великих произведений древнегреческой поэзии. Титанки, жившие на земле, были олицетворениями благотворных сил, дающих человеческой жизни благоустройство или благородные наслаждения; таковы были Фемида, богиня справедливости, законного порядка; дочери её и Зевса были в мифах о богах Древней Греции Оры (Horai, часы суток, времена года), богини правильного хода годичных перемен в природе и правильного устройства человеческой жизни; Эвринома, мать Харит (Граций), богинь всего милого, привлекательного в природе и в человеческой жизни: веселья, красоты, изящества; Мнемосина, чьими дочерьми от союза с Зевсом были богини пения, музы; грозная Геката, богиня судьбы, пользовавшаяся очень большим уважением; ей первой из всех божеств молились приносящие жертву искупления; от неё исходило благо и зло людям. Впоследствии Геката стала в мифах Древней Греции богинею дорог и перекрестков; перекрестки были местом погребения, и на них, близ гробниц, при таинственном свете луны, являлись привидения; потому Геката стала ужасною богинею чародейства и призраков, сопровождаемых завыванием собак.
Циклопы и гекатонхейры
В мифах о происхождении богов Древней Греции Гея кроме титанов родила от брака с Ураном Циклопов и Гекатонхейров. Циклопы, великаны с большим, круглым, огненным глазом посредине лба, были олицетворениями туч, сверкающих молнией. Их было три. Трое было и Гекатонхейров, «Сторуких» великанов, которыми олицетворялись землетрясения и бурные волны моря, заливающие землю. Эти громадные чудовища были так сильны, что, по мифам о происхождении богов, сам Уран стал опасаться их; потому он связал их и низверг в глубину земли; они теперь неистовствуют в недрах её, производят извержения огнедышащих гор и землетрясения.
Циклоп Полифем. Картина Тишбейна, 1802
Оскопление Урана Кроном
Гея, страдая от этого, решила отомстить Урану. Она сделала из железа большой серп и дала его Крону, самому младшему из титанов, который один из всех них согласился исполнить замысел матери. Когда Уран спустился ночью на ложе Геи, Крон, спрятавшийся подле того места, отрезал серпом и отбросил половой член отца. Гея восприняла капли крови, упавшие при этом, и от них родила трех Эриний, гигантов и мелийских нимф. В мифах Древней Греции, Эринии, у которых вместо волос на голове были змеи, ходят с факелами по всей земле, преследуя и наказывая злодеев; их три: Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Гиганты и мелийские нимфы были в мифах Древней Греции олицетворения мщения, насилия, кровопролития. Отрезанный у Урана детородный член упал в море и носился по волнам; из белой пены этих волн родилась Афродита (Анадиомена, «подымающаяся из воды»), составлявшая прежде часть существа Урана (бывшая Ураниею), теперь сделавшаяся особым существом. Уран проклял титанов. – По мнению учёного Преллера, Крон вначале был в Древней Греции богом созревания хлеба и стал олицетворением времени, идущим незаметным ходом к поре созревания, и быстро срезывающим то, что созрело, «бог иссушающего зноя, которым прекращаются дожди его отца, неба».
Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.
Происхождение Нерея и божеств моря
Согласно мифам о происхождении богов, Гея имела детей и от сожительства с Понтом, морем. Первым из этих её детей был Нерей, добрый, благосклонный к людям, морской бог, отец многочисленных дочерей, Нереид, прекрасных морских нимф, бывших олицетворениями спокойного моря, тихих заливов, светлой жизни у безопасных бухт. Следующие дети Геи от сожительства с Понтом, сыновья Таумас и Форкид и дочь Кето были олицетворениями величественных и ужасных явлений моря. Дочерью Форкида и океаниды Электры («блестящей») была Ирида, радуга; другими дочерьми их были в древнегреческих мифах Гарпии, богини разрушительных бурь, вихрей, смертей.
Геракл и Нерей. Беотийский сосуд ок. 590-580 до Р. Х.
Грайи, Сцилла и Горгоны
От сожительства Форкида и Кето родились уродливые Грайи, страшные чудовища Сцилла и Горгоны; они жили на краю вселенной, где заходит солнце, в стране Ночи и детей её. – Грайи, три сестры, были уж при самом рождении седыми старухами; все три, они имели только один глаз и один зуб, которыми пользовались поочередно. Горгоны, из которых самою ужасною была Медуза, были крылатым чудовища с человеческими головами, на которых вместо волос были змеи, и с таким страшным выражением лица, что от взгляда их все живое превращалось в камень.
Сцилла. Беотийский краснофигурный кратер второй половины V в. до Р. Х.
Геспериды и Атлант
Неподалеку от Горгон, у границы вечного мрака жили Геспериды, дочери Ночи; их пение было прекрасно; они жили на очаровательном острове, до которого не достигали мореплаватели, и где благодатная земля производит превосходнейшие свои дары богам»; Геспериды стерегли золотые яблоки, которые росли на этом острове. По соседству с садами Гесперид стоял титан Атлас (Атлант), олицетворение Атласского хребта; он держал на голове, поддерживая и руками, «широкий свод небесный». – Мать Гесперид, Ночь, была благая богиня, родившая свет; в конце каждого дня она, осеняя землю своими влажными крыльями, дает сон всей природе.
Мойры
Мойры, богини рождения и смерти людей, были или также дочери Ночи, или дочери Зевса и Фемиды. В мифах Древней Греции их было три: Клото пряла начало нити жизни человека, Лахесис продолжала прядение начатой сестрою нити, Атропос (неотвратимая) перерезала нить. Богини судьбы человека, они была хранительницами законов необходимости, на действии которых основывается порядок, благоустройство в природе и в человеческом обществе.
Танат и Керы
Детьми ночи также были неумолимый бог смерти, Танат, и страшные Керы, богини судьбы, главным образом той судьбы, которая дает людям смерть в битвах; на полях битв они «ужасные видом, в кровавой одежде», волочили и терзали раненых и убитых.
Бог Крон
Уран, небо, дающее дождь, который оплодотворяет землю, был, согласно мифам о происхождении богов Древней Греции, лишен владычества Кроном, олицетворением той силы неба, которая дает созревание плодам земли. Крон стал владыкой; его правление было золотым веком; тогда «вечно были зрелые плоды, и вечно была жатва». Но проклятие отца отняло у него силу обновляться юностью, потому он в мифах о происхождении богов – символ старости, бледный, иссохший старик, с седыми волосами и длинною бородою, согнувшийся, мрачный. Ему было предсказано, что его дети низвергнута его, как низверг он отца; потому он поглощал всех детей, которых рождала ему его жена, Рея, олицетворение производительной силы гор и лесов, «мать-гора», впоследствии отожествленная с фригийскою богинею природы, Кибелой, основательницей городов, носившей корону, сделанную в виде городской стены.
Зевс и борьба богов с титанами
По древнегреческим мифам, Крон поглощал всех своих детей; но когда родился последний сын, Зевс, мать дала Крону проглотить обвитый пеленками камень и спрятала прекрасного младенца в пещере. Нимфы кормили его там молоком и медом, а куреты и корибанты – олицетворение грозовых туч – плясали кругом, ударяя копьями о щиты, чтобы плачь малютки не был слышен родителю. Зевс быстро вырос и при помощи хитрости Реи принудил отца извергнуть поглощенных детей. Извергнут был и проглоченный им камень; Зевс поставил его «для вечного воспоминании в Дельфах «на извилистом склоне Парнаса». Зевс освободил циклопов; они дали ему гром и молнию, и он, по древнегреческим мифам о происхождении богов, начал борьбу с Кроном за владычество над вселенною.
«Зевс из Отриколи». Бюст IV в. до Р. Х.
Все боги Древней Греции приняли участие в борьбе; одни стали на сторону Крона, другие на сторону Зевса. Десять лет длилась война богов. Лагерь титанов был на Отриде, лагерь божеств младшего поколения на Олимпе. В основании древнегреческого мифа об этой «войне с титанами» (Титаномахии) лежат, быть может, воспоминания о землетрясениях, при которых образовался прорыв приморского хребта, Темпейское ущелье, и воды фессалийской равнины получили сток в море. Под ногами сражавшихся богов дрожала земля до глубины Тартара. Бог Зевс проявил наконец всю свою силу, непрерывно метал молнии, так что запылали все леса, вся земля была объята огнем, море кипело; глаза титанов были ослепляемы блеском молнии, и подвигнулся сам древний Хаос в глубине своей, думая, что пришел час владычества его, что низвергнутся в него и небо и земля. Но титаны всё еще держались неодолимо. Зевс призвал на помощь себе сторуких, пятидесятиголовых гекатонхейров; они стали бросать на титанов громадные скалы, по триста скал разом, и низвергли титанов в Тартар, который настолько же глубоко внизу под землею, насколько отстоит в вышину от неё небо. По древнегреческим мифам, низвергнутые титаны были окованы там цепями. Но не все титаны были против Зевса; Фемида, Океан и Гиперион сражались за него и были приняты в число небожителей.
Раздел вселенной между Зевсом, Посейдоном и Аидом
Победа была отпразднована блестящим праздником, с военными плясками и играми. После того – продолжают мифы о происхождении богов Древней Греции – сыновья Крона разделили между собою, – или по жребию, или по выбору, – владычество над вселенной. Зевс получил верховную власть на небе и на земле, Посейдон владычество над морем и всеми водами; Аид (Плутон) стал владыкою в глубине земли, где темные жилища умерших. Земля и Олимп остались общим владением всех богов и богинь. Но некоторые из них взяли под особенное свое покровительство те страны и города, которые особенно любили, и в которых были особенно чтимы. Низвергнутые в Тартар титаны остались там, окованные цепями. Посейдон оградил Тартар крепкою стеною с медными воротами. Гекатонхейры, страшные силы землетрясения, в древнегреческих мифах стерегут титанов, чтоб они не вырвались из Тартара, не разрушили светлый мир олимпийских богов. И остались навеки в Тартаре титаны, дети прогневанной земли, беспорядочные, злые элементы природы, противившиеся владычеству богов и нравственному благоустройству жизни. Так повествовали древнейшие мифы о происхождении богов. Но когда нравы древних греков смягчились, поэзия освободила титанов из мрака и неволи, перенесла их на острова Блаженных, поставила там «древнего» бога Крона царем над избранными усопшими древних блаженных времен.
Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.
Автор фото — Luis García
Тифон
Зевсу пришлось отстаивать свое владычество против новых врагов. Гея сочеталась с Тартаром и родила последнее свое дитя, самое ужасное из всех, Тифона (или Тифея), олицетворение газов, рвущихся из недр земли и производящих вулканические перевороты. В древнегреческих мифах это было колоссальное чудовище, имевшее сто драконовых голов с черными языками, пылающими глазами и ужасно было шипение его голов. Тифон был самым страшным из всех врагов, какие воевали с олимпийцами. Он едва не овладел вселенною. Зевс поражал его молниями. Борьба была такая, что от неё дрожали высоты Олимпа и недра земли до глубочайших её оснований. Зевс наконец отбил молниями все головы чудовища, и оно упало; тело его запылало таким огнем, что земля сделалась горяча, как распаленное железо, и расплавлялась и текла. Зевс низверг безголовое, но живое чудовище в Тартар. Но и оттуда Тифон шлет гибель на землю и на море, испуская знойные ветры и другие вредоносные действия зноя.
Зевс мечет молнию в Тифона
Борьба богов с гигантами
Еще более популярен был, еще чаще, нежели война с Тифоном, служил предметом поэтических рассказов и произведений искусства древнегреческих миф о войне богов с гигантами (Гигантомахия). Гиганты были также сыновья земли-Геи; в них тоже олицетворялись древними греками силы, производящие геологические перевороты. Они нагромождали горы на горы и бросали на Олимп огромные скалы, но были наконец побеждены Зевсом, Афиною и Гераклом. Только по преодолении этих стихийных сил получило прочность благоустроенное правление небесных божеств.
Борьба богов с гигантами. Пергамский алтарь