Лексика

Лексикология – это наука, занимающаяся изучением словарного состава языка, то есть его лексики, основной единицей которой является слово. Фактически лексикология изучает не только конкретные языковые единицы – слова (они же лексемы), то и отношения между ними, совокупности слов, что знает каждый ученик 5 класса. Таким образом, можно сделать вывод, что у этой науки целых два объекта.

Слово как то, что изучает лексикология

Несмотря на то, что эта языковая единица является предметом изучения нескольких разделов науки о языке, лексикология изучает ее с новой стороны. Для нее слово – это и форма, которую принимает значение (оно рассматривается с точки зрения предметно-понятийного содержания), и единица, входящая в такую целостность, как словарный состав языка.

Слова могут объединятся в группы на основании не только общих, но и противоположных признаков, а также разных семантических связей

Понять, что имеется в виду, помогут простые примеры. Так, слово «звезда” будет рассматриваться лексикологией как название нескольких предметов и явлений с одной стороны и как единица лексической системы, входящая в определенные классы слов – названия небесных тел, названия геометрических фигур и так далее.

Разделы лексикологии, ее задачи

Основная задача лексикологии – это изучение слова в указанных выше проявлениях, то есть как носителя значения и как часть языковой системы. Когда общая масса информации о словах перестала быть целостной, она разделилась на несколько частей. Первая – это общая лексикология – она изучает словарные составы разных языков, в то время как предмет частной лексикологии – это определенный язык.

Если говорить о науке в историческом разрезе, то она делится на синхроническую, то есть изучающую современное состояние языка, и историческую, которая занимается изучением лексики в развитии.

Что касается деления науки на разделы, то она включает в себя:

  • семантику, посвященную как раз значениям слов;
  • ономастику, изучающую имена собственные;
  • этимологию, рассматривающую слова в историческом разрезе;
  • фразеологию, посвященную фразеологизмам;
  • лексикографию, занимающуюся вопросами составления словарей, как в теории, так и на практике.

С семантической точки зрения слово может изучаться в двух аспектах, то есть по пути от значения форме и напротив, от формы к значению.

Что мы узнали?

Как и многие другие разделы науки о языке, лексикология занимается изучением слова. Но изучает она его в особом аспекте, точнее, аспектах – понятийном и системном, то есть как носитель значения и как часть языковой системы. Лексикология, в свою очередь, подразделяется на пять разделов, каждый из которых занимается изучением своей части лексики или рассматривает ее только с какой-то одной точки зрения. В то же время лексикология как наука подразделяется и на несколько частей – на общую и частную с точки зрения того, изучается только один язык или все, а также на синхроническую и историческую, которые изучают язык в современном состоянии и историческом разрезе соответственно.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Что изучает лексикология?

    • синтаксические особенности языка
    • словарный состав языка
    • способы образования слов
    • способы произнесения слов

Начать тест(новая вкладка)

Лексикология (продолжение)

Стилистические пласты лексики

Термин стиль(от лат. stilus, stylus ‘остроконечная палочка для письма, манера письма’) имеет в языкознании несколько значений.

Чаще всего разграничивают стили языка и функциональные стили (стили речи).

Так как лексический состав языка неоднороден с точки зрения экспрессивно-стилистических возможностей, выделяются разные стили языка. В словарном составе существуют такие единицы, выбор которых зависит от ситуации речевого общения, от целей и темы высказывания. Одни языковые единицы имеют торжественную, высокую окраску, другие несут в себе оттенок фамильярности. Применительно к русскому языку проблема стилистических разграничений поднималась еще М. В. Ломоносовым, который разработал «теорию трех штилей»: высокого, среднего и низкого.

Основу словарного состава языка составляет межстилевая, стилистически нейтральная лексика: глаз, стол, бежать, голова, потолок, белый. Это слова, которые не имеют выраженной окраски, могут употребляться в любой ситуации. Выделение лексики «высокого» или «низкого» стиля предполагает наличие некой нормы, сопоставлением с которой выявляется стилистическая окрашенность слова. Нейтральная лексика — та точка отсчета, норма, относительно которой и определяются «отклонения»: голова — башка, глаза — очи.

Межстилевой (нейтральной) лексике противопоставлены слова «высокого» стиля (высокая, книжная лексика: дерзание, доблесть, иго, бедствие, недуг, нагой) и слова «низкого» стиля (разговорная лексика: вечерник, бездельник, весельчак, мигом, запарка ‘спешка’, жадина, мельтешить; а также просторечная лексика: башка, жрать). К книжной лексике зачастую относятся устаревшие слова, экзотизмы, старославянизмы. Собственно просторечная лексика находится за пределами литературного языка.

Определение лексики как книжной или разговорной не означает, что книжная лексика не употребляется в устной речи, а разговорная — в письменной. Употребляясь, например, в обиходно-разговорной речи, книжное слово осознается говорящими как стилистически окрашенное, «инородное».

Обусловленность употребления ряда слов определенным типом речи (публичное выступление, официальное сообщение, разговор на бытовую тему с близким человеком и пр.) служит основанием для выделения лексики, характерной для того или иного функционального стиля (научная, официально-деловая, публицистическая, поэтическая, разговорная лексика). Функциональные стили во избежание путаницы с языковыми стилями иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка.

Термин «стиль» употребляется также для обозначения общепринятого способа исполнения какого-либо конкретного вида речевой деятельности (лекция, бытовой диалог, выступление в суде и т. д.), индивидуальной манеры исполнения речевого произведения или текста (стиль его выступлений, стиль ранней прозы Чехова), состояния языка в стилевом отношении в конкретную эпоху (стиль русского литературного языка начала XX века).

Принадлежность слова к определенному стилю, как языковому, так и функциональному, отражается в толковых словарях при помощи различных помет. В Словаре Ожегова, например, для этого используются пометы офиц. (официальное), разг. (разговорное), книжн. (книжное, книжного стиля), высок. (высокое, высокого стиля) и др. Кроме того, существуют специальные словари, в которых сообщается об экспрессивно-стилистической характеристике слов, например «Правильность русской речи» (составители — Л. П. Крысин, Л. И. Скворцов), «Словарь трудностей русского языка» Д. Э. Розенталя, М. А. Теленковой и другие словари.

Страница 1 — 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

Всего найдено: 355

Вопрос № 289758

Добрый день! У нас родился вопрос по склонению фамилии Зарва. Получается, в мужском варианте (напр., в дат. пад. просится не склонять) она не склоняется, в женском — склоняется. Правы ли мы?

Ответ справочной службы русского языка

Нет. Склонение фамилий, оканчивающихся на гласный, не зависит от пола носителя фамилии. Склоняется и мужская, и женская фамилия Зарва.

Вопрос № 289303

Скажите, пожалуйста, как в женском роде правильно склонять фамилию Сосюра? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Женская фамилия Сосюр, заканчивающаяся на согласный, не склоняется. Фамилия Сосюра склоняется так же, как слово мама.

Вопрос № 289274

Подскажите пожалуйста фамилия » Шкрябий» склоняется?

Ответ справочной службы русского языка

Следует склонять только мужскую фамилию. Женская фамилия не склоняется.

Вопрос № 289076

Добрый день, как правильно склонять фамилию Белоус?

Ответ справочной службы русского языка

Женская фамилия не склоняется. Мужская склоняется: Белоус, Белоуса, Белоусу, Белоуса, Белоусом, о Белоусе.

Вопрос № 288793

Добрый день. Сегодня в правилах склонения фамилий прочла, что фамилию Комша нужно склонять. Однако всегда получала официальные документы, письма и тд, в которых никто никогда её не склонял. Это ошибка и фамилия действительно должна склоняться?

Ответ справочной службы русского языка

Это ошибка, по правилам мужская и женская фамилия Комша склоняется.

Вопрос № 288686

Как склоняется фамилия Райх?

Ответ справочной службы русского языка

Мужская фамилия Райх склоняется, например: с Николаем Райхом. Женская фамилия несклоняема: с Зинаидой Райх.

Вопрос № 288664

склоняется ли женская фамилия Клипка?

Ответ справочной службы русского языка

Склоняется и мужская, и женская фамилия.

Вопрос № 288608

Здравствуйте, как склоняется фамилия Горбач (муж.)? Фамилия Долинга (жен.)

Ответ справочной службы русского языка

Мужская фамилия Горбач склоняется как существительное 2-го склонения (например, врач). Женская фамилия Долинга — как существительное первого склонения (например, иволга).

Вопрос № 288559

Добрый день! Просьба ответить на вопрос: склоняется ли фамилия Хала (у мужчин и женщин)? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Склоняется и мужская, и женская фамилия.

Вопрос № 288523

Добрый день! Скажите, пожалуйста, как правильно склоняется мужская и женская фамилия Швец?

Ответ справочной службы русского языка

Склоняется только мужская фамилия: нет Швеца, к Швецу и т. д.

Вопрос № 288288

Как изменяется по падежам фамилия Сциба для мужчины и женщины?

Ответ справочной службы русского языка

Мужская и женская фамилия склоняются одинаково: Сциба, Сцибы, Сцибе, Сцибу, Сцибой, о Сцибе.

Вопрос № 288210

Помогите просклонять фамилию «Лакоза» в женском и мужском роде?

Ответ справочной службы русского языка

Мужская и женская фамилия склоняются одинаково: Лакоза, Лакозы, Лакозе, Лакозу, Лакозой, о Лакозе.

Вопрос № 286905

Просклоняйте, пожалуйста, фамилию Ананий в мужском и женском родах. В именительном падеже пишется одинаково.

Ответ справочной службы русского языка

Мужская фамилия Ананий склоняется так же, как, например, имя Арсений: Анания, Ананию, Анания, Ананием, об Анании. Женская фамилия Ананий (если форма именительного падежа именно такова) не склоняется.

Вопрос № 286284

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, склоняется ли женская фамилия Бекшта. Корректно ли написание: С.А.Бекште?

Ответ справочной службы русского языка

Написание правильно. Эта фамилия склоняется.

Вопрос № 285842

Здравствуйте, не подскажите склоняется ли женская фамилия Негода?

Ответ справочной службы русского языка

Да, эта фамилия склоняется (и мужская, и женская): Негоды, Негоде и т. д.

Статься на тему: «Формирование предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр».

В современных условиях изучение и формирование предикативного словаря у дошкольников с ОНР III уровня является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый словарь – номинативный, предикативный, атрибутивный. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию.

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико–грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

У детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.В. Серебрякова отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью номинативной, предикативной, атрибутивной лексики. Предикативная лексика – это совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке. В данной работе будем рассматривать только глаголы в речи дошкольников с ОНР III уровня, т.к. из всего предикативного словаря глаголы понимаются ими лучше и эти дети чаще используют их в своей речи.

Вопросами формирования словаря, в том числе предикативного, у детей с общим недоразвитием речи III уровня, занимались такие ученые, как Н. С. Жукова, Л. Н. Ефименкова, С. Н. Сазонова. Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина. Но сегодня не хватает методик по формированию предикативного словаря у детей с ОНР III уровня, а также недостаточно комплексных методик по его исследованию. В имеющихся диагностических методиках Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко, О.Е. Грибовой предикативный словарь входит в состав лексики или лексико-грамматического строя. Поэтому для его обследования отводится совсем небольшой объем заданий, что не дает возможность выявить полноту усвоения предикативной лексики, понять механизмы ее формирования. Сложно подобрать необходимый наглядный материал для обследования и формирования предикативного словаря.

Обязательными элементом дидактических игр являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Мы предполагаем, что работа над новым словом включает следующие этапы: уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова; выделение семантических признаков данного слова; введение данного слова в активный словарь; закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении).

Проблема формирования предикативного словаря в настоящее время занимает важное место в лингвистической и логопедической литературе, потому что именно словарь является показателем высокого уровня умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом развитии ребенка. В это время отмечается значительный рост словарного запаса, который находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания ребенка.

У детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста отмечаются отличия в формировании предикативного словаря, в сравнении с их нормально говорящими сверстниками. А именно, предикативный словарь детей с общим недоразвитием речи III уровня обладает определенными особенностями, такими как: недостаточный объём, трудности в понимании и употреблении слов с лексико – грамматическим сходством, ограниченность и однообразие глаголов. Эти отличия в формировании предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня мешают полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.

Важным средством формирования предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня является дидактическая игра, в которой происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности, что важно для них. Использование дидактической игры с целью формирования предикативного словаря происходит в ходе занятий, свободной деятельности, в режимные моменты.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *